Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Качественные исследования

  • 👀 169 просмотров
  • 📌 133 загрузки
  • 🏢️ ШЭМ ДВФУ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Качественные исследования» pptx
Курс « Дизайн исследовательского проект а» . Лекция 3 « Качест венны е исследования» ДВФУ, ШЭМ Рыжова НП Мот ивация лекции Начиная с 1950-х гг. качественные методы набирают все больший вес в общественных науках. Квале С.: развитие техники и технологий (диктофон, компьютерные методы анализа данных) и философские изменения (внимание к повседневной жизни). Lyotard, 1984: сдвиг от модернистских формализованных систем знания к повествова­ тельным знаниям, воплощенных в рассказах Однако и критика в их адрес не прекращается. В т.ч. из-за того, что каж ущаяся простот а делает их « легкой добы чей» для непроф ессионалов Ст рукт ура лекции 1. Качественные методы сбора данных 2. Проектирование качественных исследований 3. Методы анализа данных 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. (1) КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ СБОРА ДАННЫХ Этнография и включенное наблюдение. Управление персоналом и менеджмент, предпринимательство, маркетинговые исследования, экономика фирмы – разработка продуктов (Xerox), причины неравномерного развития … Интервью (глубинное, биографическое, экспертное, …). Управление персоналом и менеджмент, предпринимательство, маркетинговые исследования, причины неравномерного развития … Визуальные методы. Маркетинговые исследования. Фокус-группа, диада, OGD. Маркетинговые исследования. Социальные интервенции / эксперименты. Причины неравномерного развития, финансы Кейс-стади как специальный метод (может включать методы, перечисленные выше). Экономика фирмы, стратегический менеджмент и предпринимательство Историческое исследование. Причины неравномерного развития … Нередко методы сбора качест венны х данны х невозмож но отделит ь от метода анализа данны х. Впрочем, ест ь Включенное наблюдение и этнограф ия: роль наблюдателя Наблюдение « с целью» . Используется как отдельны й метод или в комбинации с другими методами 1. Участ ник . Вовлеченность в челночные практики до того, как стала исследователем/ поступление на работу на завод с целью исследования – никому не известно о роли 2. Участ ник как наблюдатель. Человек, который время от времени «делает шаг назад», чтобы стать исследователем. Сотрудник МВД – участник исследовательского проекта по силовому предпринимательству / неформальной экономике 3. Наблюдатель как участ ник. Выполняет функциональную роль, но его роль известна всем. Исследователь в деревне при изучении экономики домашних хозяйств в сельской России 4 . Полны й наблюдатель. Никакого взаимодействия с участниками. Наблюдение за тем, как покупатели делают свой выбор в зависимости от музыки в Включенное наблюдение: т ипы наблюдений 1. Ст рукт урированное. Исследователь формирует четкие правила для наблюдения (что смотрим? Как фиксируем наблюдения? Где? Когда?). 2. Эт нограф ическое (неструктурированное): фокус на идентификации события как отдельного феномена. Стремление «увидеть жизнь глазами испытуемого» 3. Интеракт ивное. Наблюдается и фиксируется интеракция между наблюдателем и наблюдаемым (скорость, темп, реакции, жесты…) Что мож но наблюдат ь? • • • • • • • • • Физическое пространство Участников Активность (что они делают?) Материальные объекты (как они используются? Что они делают?) Отдельные акты События (взаимосвязанные акты) Время Цели (что хотят достичь акторы?) Эмоции Наблюдение за организацией прост ранст ва Наблюдение за организацией прост ранства: где советский кабинет и где западны й? Упраж нение: наблюдение за организацией пространст ва в аудитории (любой) • Придумайте, что Вы будете наблюдать? • Как Вы будете это делать? • В каком исследовательском / академическом или социальном / проекте это может использоваться? Примеры. 1. Как охранники выполняют свои функциональные задачи? Влияет ли это на организационную культуру в университете? Адаптацию иностранных студентов? Адаптацию новичков? 2. Как преподаватель организует работу в аудитории? Влияет ли это на эффективность обучения? 3. Как организовано пространство на фирме? Влияет ли это на успешность работы рекрутингового агентства? Успешность переговоров в рекламном агентстве? Интервью Профессиональное интервью : • допрос, • интервью при приеме на работу, • терапевтическое интервью • исследовательское интервью. Различия в пози­циях участников (асимметричность). Одностороннее расспра­ш ивание субъект а проф ессионалом vs включенное наблюдение. Взаимная крит ика Исследовательское интервью 1) определение темы, с обоснованием предмета исследо­вания и формулированием задач исследования; 2) планирование исследо­вания таким образом, чтобы оно отвечало задачам исследования, решало проблемы конструирования знания и учитывало морально-этические по­следствия; 3) само интервью; 4) расшифровка; 5) анализ; 6) проверка (ве­рификация); 7) составление отчета. (2) Проект ирование. Исследование — это не сбор впечатлений • Что отличает от т уризма? •Совокупность процедур, которые могут и должны фиксироваться исследователем и предъявляться окружающим в совершенно эксплицитной (явной) форме. • Процедуры должны быть прозрачны ми (шаг за шагом). •Коллеги в принципе должны иметь возможность полностью повторить наш исследовательский путь. • Интервью - обманчивая простот а. Схватить магнитофон, найти нескольких лю­дей и начать их расспрашивать. Интервью расшифровываются (сотни страниц)… ой! Где вопросы о цели и содержании исследования? •Как я начну проект? Сколько людей мне нужно опросить? Может ли ин­тервью причинить вред человеку, с которым я • Нет общепринятой процедуры получения данных (разнообразие интервью + фокус-группы + наблюдения + кейс-стади + ). •Как избежать наводящих вопросов и их влияния на собеседника? Могу ли я быть уверенным, что я понял именно то, что имел в виду собеседник? • Формы анализа различаются также как способы прочтения текста. •Будут ли интерпретации субъективными? Как мне описывать мои подробные ин­тервью? • Проблема доступа (убедить «привратника»). •«Sponsor» (someone who introduces the researcher), «Gatekeeper» (someone who has the authority to give him/her access, «Informant» (someone to whom the researcher can ask) • Единицы анализа и планирование выборки • Проблема объективности и субъективности Нуж но ли имет ь заранее подготовленны й вопросник ? • “Что за вопрос? Конечно, нужно. Давайте переходить к следующему пункту”. • «Какой еще вопросник? Как можем мы, исследователи, лезть со своими выдуманными схемами в реальную жизнь?» Как задават ь вопросы ? Вводны е вопросы : Когда начался Ваш интерес к N? Расскажите, когда Вы решили начать работать вахтой? Последующие (для развит ия ответ а): Что Вы имеете в виду? Зондирование Можете сказать об этом больше? Молчание. Сделайте паузу. Не говорите да или нет! Специф ицирующие Как А реагировал на то, что Вы решили отказаться от вахты? Прямы е (что думает про свое восприят ие) Кто-то заинтересован в Вашем переезде на постоянное жительство? Непрямы е (Что человек думает о восприят ии других): Вы думаете к Вам изменится отношение, когда Вы решите переехать? Ст рукт урирующие (меняем топик): Давайте поговорим теперь про роль Вашей семьи в принимаемом решении? Интерпет ирующие. А будет ли справедливым сказать, что пока Вы не переехали, Ваше руководство будет относится к Вам лучше? На воображ ение: Давайте представим ситуацию … Как Ваше начальство отреагирует в этом случае? Поисковое исследование Вводная часть Расскаж ите о Вашем предприят ии. Как давно вы на ры нке? Каковы планы развит ия/рост а? В каком регионе находится ваш головной оф ис? Сколько сот рудников у вас работ ает именно здесь (специалистов и рабочих в % или количест венно) В чьем ведении находится найм сот рудников для работ ы : головной оф ис или ваше региональное/мест ное управление? Тема: вахтовики, кто они, от куда, факторы , ст имулы для предприят ия конкретизировать!: Ит ак, мы будем говорит ь о вахтовиках (т.е. неквалифицированная людях, которы е чередуют периоды или это постоянного пребы вания на работе с специализированные периодом вы езда к мест у постоянного работники (узкие прож ивания) специальности, вообще штучные) Сколько среди ваших сот рудников т аких рабочих ? В каких условиях живут вахтовики? Причинно-следст венны е связи 1 блок. Барьеры – типы ренты – получатели ренты 1. Часто можно слы шать Если респондент не отвечает, то предложить свои о сложностях ведения варианты формальных правил (барьеров). бизнеса в России. Про «страдающую сторону» уточнять: сложнее ли Например, бизнес мелким или иностранным и т.п. компаниям? жалуется на сложность Про типы ренты уточнять – 1) про монополист.: получения лицензий «Можно ли сказать, что компания, которая, (разрешений и т.п.), на например, является самой большой больше многочисленны е и возможности и обойти барьер и получить трудновы полнимы е дополнительные бонусы от того, что он проверки. Приведите, существует?»; 2) про админстр. «может ли если знаете, чиновник/ проверяющий получить какие-то выгоды конкретны й пример от этого правила?»; 3) про ресурсную ренту: «а таких правил, связаны ли эти выгоды с видом ресурса, его ограничений. Можете характеристиками, месторасположением и тп ли назвать того, кто (например, речь может идти о разных участках больше страдает от леса)»? этих правил? Кто получает прямы е или косвенны е преимущества от того, что существует такое правило? (3) АНАЛИЗ КАЧЕСТВЕННЫХ ДАННЫХ • Качественный контент-анализ (кодирование). QDAminer • Количественный контент-анализ (подсчет слов, букв). WorldStat • Дискурс-анализ (способ говорения и лежащая в его основе идеология, обладатель определенного типа дискурса). Качественны й контент-анализ • Конденсация «...попытаться точно определить, почему люди решаются на работу вахтовым методом на путине, зная, что в большинстве случаев их могут обмануть?» • Категоризация «… выделить типы компаний, привлекающих вахтовых рабочих» (можно оценить степень выраженности явления) • Нарратив (повествование) «… как фирма пришла к успеху, начав применять методы стратегического управления» • Интерпретация «… почему бедные часто берут кредиты и в результате становятся еще беднее» • Ситуативное порождение смысла «… как люди разных культур/ бекграундов объясняют предназначение ваучеров/ финансовых инструментов» Фуко. И дискурс-анализ Парадокс. С одной стороны, во всем мире государство уходит из все большего количества сфер общественной жизни (бросает образование, здравоохранение)... С другой оно странным образом становится все сильнее и сильнее. Забирает себе все больше и больше прав и полномочий, не давая нам взамен государственной опеки. Влиятельный от вет Фуко «Биополитика». Европа в XVII–XVIII: современное государство - развитие теории общественного договора (куда правитель может влезать, а куда он влезать не может). • Вначале государство не могло ничего регулировать (церковь) • Затем обосновало право регулировать экономическую сферу, чтобы защищать конкуренцию. • Наконец, отношения между человеком и его телом стали считаться экономическими. Получило право вмешиваться во все сферы жизни человека Полиция, органы опеки, здравоохранение, гигиена и санитария, органы регистрации семейных отношений... Перепись населения, контроль за состоянием рабочей силы, общего количества и уровня трудоспособного населения… Ввел дискурс-анализ. Генеалогия (практики в исторической и современной взаимосвязи) и археология власти (структура мышления, определяющая рамки концепций определённой эпохи - подлинники документов этого периода)… ПРИМЕР. Отсутствие термина безумие = отсутствие практики их исключения (поражения в правах). Появление сумасшедшего дома, называние безумия безумием = практики исключения. Валидизация • • • • • Через взаимодействие с опрошенными С исследовательским сообществом С теоретическими концепциями В компаративной перспективе В триангуляции
«Качественные исследования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Богомолова Н. Н., Стефаненко Т. Г.
Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot