Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Изучение краеведческого материала на уроках истории

  • 👀 351 просмотр
  • 📌 295 загрузок
  • 🏢️ МПГУ
Выбери формат для чтения
Статья: Изучение краеведческого материала на уроках истории
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Изучение краеведческого материала на уроках истории» ppt
ЛЕКЦИЯ №6 Изучение краеведческого материала на уроках истории К.п.н., доцент кафедры логопедии МПГУ Баблумова Марина Евгеньевна Изучение краеведческого материала на уроках истории Требования федерального государственного образовательного стандарта диктует овладение воспитанниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения их в культуру, овладение социокультурным опытом. В качестве главного результата образования - набор ключевых компетенций в различных сферах. Изучение краеведческого материала на уроках истории Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Поэтому основная цель воспит ат ельнообразоват ельного процесса это - формирование всесторонне развитой, социально адаптированной личности воспитанника, посредством формирования компетенций по основным направлениям развития личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Главной задачей обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта является социализация через развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых Изучение краеведческого материала на уроках истории Каждый ребенок, еще с детского сада запоминает свой адрес: дом, улицу, где он живет, и, конечно же, название села. У каждого есть свой любимый уголок, и каждый по-своему любит свой край. Но не каждый задумывается о том, как его город появился, какие люди построили его, кто жил и живет в городе, затем происходит открытие целого края, который вмещает множество различных городов и сел. И если уж кого-то заинтересовал этот вопрос, то он узнает много интересного и еще сильнее полюбит свою «маленькую родину». Изучение краеведческого материала на уроках истории Изучение прошлого и настоящего своего родного края, его природы, истории, культуры, традиций, народов его населяющих, важно для, детей с нарушением интеллекта, так как коррекционная школа является единственным учебным заведением, формирующим социальный опыт для большинства из них. Опыт показывает, что миграция выпускников невелика, и в основном, по окончании школы они остаются жить и работать в своей местности. Благодаря работе по краеведению решается важное дидактическое правило: от известного — к неизвестному, от близкого — к далекому. Вместе с тем реализуется принцип связи обучения с жизнью. Краеведение является средством осуществления межпредметных связей в учебно-воспитательном Изучение краеведческого материала на уроках истории В то же время, краеведение не только изучает, но и оценивает значительность событий, ценность памятников, красоту пейзажей, выявляет общее для страны и края, а также особенные черты, присущие только ему. Важной особенностью краеведения является то, что это не только наука, но и деятельность: созидательная деятельность, направленная на сохранение природных и культурно-исторических богатств края, и популяризаторская – деятельность, открывающая что-то совершенно новое, ценное подрастающему поколению Система специального образования призвана создавать условия для социализации детей с особыми образовательными потребностями, к которым относятся и обучающиеся специальных (коррекционных) учреждений. Изучение краеведческого материала на уроках истории Установлено, что ознакомление с краеведческим материалом способствует расширению социального опыта обучающихся, формированию у них естественных и общественно-исторических знаний и представлений. Он обладает большим воспитательным потенциалом, так как при изучении природы родного края у обучающихся развиваются эстетические чувства, воспитывается любовь к природе, гуманное отношение ко всему живому. Знакомство с богатой историей, природными богатствами, историческими памятниками, заслугами выдающихся земляков способствует воспитанию патриотических чувств, чувства долга перед Родиной. Изучение краеведческого материала на уроках истории Краеведческий материал в основном рассматривается как вспомогательный (пропедевтический или конкретизирующий общие представления) для изучения основного учебного материала. При этом изучение родного края происходит дробно, на отдельных учебных предметах, а также краеведческая работа осуществляется во внеурочное время в форме тематических недель, краеведческих экскурсий, внеурочной деятельности и внеклассных мероприятий. Изучение краеведческого материала на уроках истории Краеведческий материал в основном рассматривается как вспомогательный (пропедевтический или конкретизирующий общие представления) для изучения основного учебного материала. При этом изучение родного края происходит дробно, на отдельных учебных предметах, а также краеведческая работа осуществляется во внеурочное время в форме тематических недель, краеведческих экскурсий, внеурочной деятельности и внеклассных мероприятий. Изучение краеведческого материала на уроках истории Пропедевтика изучения истории осуществляется на базе разных учебных предметов. На уроках математики формируются временные представления и понятия; на уроках русского языка происходит знакомство с текстом общественно-исторического содержания; на уроках географии школьники знакомятся с географическим положением, границами, величиной территории родного края, рельефом, полезными ископаемыми, климатом, реками и озерами, растительным и животным миром, экологией и охраной природы, населением, историей формирования, численностью и размещением населения, национальным составом, городским и сельским населением, промышленностью, сельским хозяйством. Изучение краеведческого материала на уроках истории Традиционными массовыми формами по изучению родного края во внеурочное время являются тематические недели по краеведению и традиционные школьные праздники, которые посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры, событиям, связанным с прошлым и настоящим своего края. Изучение краеведческого материала на уроках истории Тематическая неделя – традиционная форма работы, позволяющая привлечь всех воспитанников школы к предметной деятельности в зависимости от их интересов и познавательных возможностей. Цель ее проведения – развитие интереса к предмету, расширение краеведческого кругозора обучающихся. Как правило, предметные краеведческие недели проводятся в тесном контакте с классными руководителями, учителями предметниками. Разумнее проводить предметную неделю, сочетая обязательные для всех классов мероприятия, с мероприятиями для отдельных групп обучающихся. Изучение краеведческого материала на уроках истории Тематические недели проводятся один раз в год. При планировании тематической недели, включается подобное направление и в работу на уроках и по другим предметам, так как обычно внеурочные мероприятия можно охарактеризовать как повторительно-обобщающие, ориентированные на обновленные по форме или по содержанию задания. В связи с этим нестандартные задания являются удачным материалом для организации устной работы на уроке. Подготовка обычно начинается за две-три недели. До начала тематической недели определяется творческая группа педагогов, которая обсуждает и разрабатывает план проведения недели, организацию домашнего задания. Во избежание перегрузки обучающихся организацию внеурочных мероприятий планируют предельно простой. Это обеспечивает обучающимся возможность комфортно чувствовать себя на занятии, хорошо ориентироваться в заданиях и представлять, какие действия от них ожидаются (куда они должны идти, как выполнять задание, кто является участниками, что нужно приготовить для данного мероприятия т.д.). Всю работу по подготовке и проведению тематической недели. Изучение краеведческого материала на уроках истории Экскурсии. Педагогическая ценность экскурсий заключается в том, что дети получают возможность знакомиться с объектами в естественных условиях через непосредственное восприятие их органами чувств, а не со слов учителя или автора учебника. Краеведческие экскурсии позволяют учителю научить детей ориентироваться в своем городе (районе, поселке), приобщить к активному освоению его исторического и культурного потенциала: способствуют воспитанию нравственно-патриотических и эстетических чувств, развитию познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер школьников. Все это имеет важное значение для социальной адаптации обучающихся специальной школы. Такой путь изучения окружающей жизни наиболее соответствует познавательным возможностям обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В результате чувственного восприятия в сознании детей образуется отчетливое представление об изучаемом объекте, дети учатся добывать знания путем наблюдения, у них развиваются самостоятельность и наблюдательность. На основе накопленных конкретных представлений создаются условия для сравнений и обобщений, что способствует развитию мышления, речи обучающихся. Изучение краеведческого материала на уроках истории Дидакт ические игры , с использованием краеведческого мат ериала. Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у обучающихся с интеллектуальными нарушениями к краеведению является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, позволяет многократно и разнообразно повторить изученный материал. Игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, пробуждают интерес к предмету, развивают память и внимание и т.д. На занятиях по краеведению используют игры на знание памятников, достопримечательностей, выдающихся людей своего края, викторины, конкурсы, «игры-путешествия», игры на классификацию объектов или явлений, выделение «лишнего» и т.д. Изучение краеведческого материала на уроках истории Дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к краеведческому заданию, которое заложено в содержании игры. Внимание обучающегося приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать ими в изменившейся ситуации. Используются дидактические игры и на логопедических занятиях. Изучение краеведческого материала на уроках истории Общест венно-полезная деят ельност ь. Общественнополезная деятельность является ведущим психологическим видом деятельности подростков. Формами общественно-полезного труда могут быть: работа по благоустройству территорий школы, района, зеленных массивов, организация экологических троп и десантов, проведение краеведческих бесед и экскурсий и др. ЛЕКЦИЯ №7 ЗАДАЧИ И СОДЕРЖ АНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА К.п.н., доцент кафедры логопедии МПГУ Баблумова Марина Евгеньевна ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Цель специальной (коррекционной) школы– подготовить учащихся к самостоятельной жизни в обществе и производительному труду. На реализацию этой цели всегда было направлено изучение вопросов права на доступном уровне для учеников с нарушением интеллекта. Правовой материал отдельной темой включался в программу по истории и изучался все второе полугодие 9 класса (32 часа), органично сочетаясь с историческим материалом и на нем основываясь, а отдельные элементы правовых знаний изучались и в других предметах (чтение, естествознание, география, СБО, трудовое обучение). ЛЕКЦИЯ №6 ЗАДАЧИ И СОДЕРЖ АНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В условиях специальной (коррекционной) школы изучение вопросов права имеет не только образовательное, но и коррекционно-воспитательное значение, т. к. направлено на выработку навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуациях. Ученики специальной (коррекционной) школы ежедневно выступают в различные взаимоотношения с другими людьми; круг их контактов расширяется после окончания школы. Но часто они не подозревают, что вступают в определенные правовые отношения, в основе которых лежат устойчивые и обязательные для всех правила поведения. Для соблюдения этих правил поведения необходима правовая подготовка, которая дает возможность принимать правильные нравственные и правовые решения, выполнять гражданские обязанности, избегать конфликтов, асоциальных поступков. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Исследованиями Б.П. Пузанова установлено, «что учащиеся старших классов специальной (коррекционной) школы обладают определенным запасом правовых знаний, но их значения стихийны и разрозненны». Большую роль в формировании пассивного запаса правовых знаний играет весь предшествующий период обучения и воспитания: общеобразовательные предметы, профессионально-трудовое обучение, внеклассная работа. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Поступив в школу, дети знакомятся с «Правилами для учащихся» и учатся их выполнять, соблюдать распорядок жизни школы (интерната); у них формируется отношение к людям, природе, труду; они приучаются к охране окружающей среды, заботе о здоровье, приобретают навыки ориентировки в окружающей жизни, у них воспитывается дисциплина труда. Все эти полезные знания, умения и навыки являются положительной основой для формирования правовых знаний в старших классах. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Основная цель курса – создание условий для социальной адаптации учащихся путём повышения их правовой и этической грамотности, создающей в свою очередь основу для успешной интеграции в современное общество ребёнка, через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами. Способствовать наибольшей самореализации личностного потенциала в самостоятельной жизни. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Образоват ельны е: •Дать представление обучающимся об элементарных знаниях о праве, Законодательстве РФ,правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны. •Формировать навыки законопослушного поведения и активное неприятие нарушений правопорядка. •Формировать осознанное правомерное поведение, умелую реализацию прав и свобод, ответственное выполнение обязанностей гражданина. •Формировать правовую культуру. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Коррекционны е: •Корригировать и дополнять представления правовой грамотности. •Активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, вниманиеобучающихся. •Учить формулировать вопросы, составлять развернутые ответы.Способствовать развитию речи, памяти, внимания, восприятия Развивать элементарное логическое мышление. •Развивать умения анализировать и сравнивать, устанавливать последовательность событий. Применять полученные знания в практической деятельности. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА • • • Воспит ат ельны е: Прививать у обучающихся интерес к предмету, к изучению своих прав и обязанностей. Воспитывать чувство гражданственности. Воспитывать нравственную и правовую ответственность. Побудить стремление вырабатывать в себе моральные качества. Содействовать воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения. Побуждать к восприятию своих гражданских умений, действий, возможностей, ценностей. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учащихся, учитывается,уровень возрастных и познавательных возможностей детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Программа направлена на всестороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществоведения учащиеся должны познакомиться с современной политической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у учащихся специфических нарушений, обусловленных нарушением интеллекта. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Содержание обучения имеет практическую направленность и носит характер морально- этической и политико-правовой пропедевтик. При подборе учебного материала, заданий и упражнений используется разноуровневый подход к учебным возможностям учащихся и межпредметные связи предметами «История Отечества», «Русский язык», «Чтение (Литературное чтение)», «Математика» и др. Содержание тем позволяет ученику освоиться с мыслью, что ему предстоит самостоятельная жизнь, что ему необходимо регулировать свое поведение и нести за свои поступки нравственную и правовую ответственность. Преобладающее внимание уделяется формированию морально-этических и политико-правовых знаний. Также курс направлен на расширение правовых знаний у учащихся формирование у них умений пользоваться своими правами и на профилактику противоправных явлений. Предмет «Обществоведение» знакомит учащихся с основами конституционного устройства Российской Федерации, формирует представление о Российском государстве, как о целостной политикоправовой системе. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Введение. Раздел « Государст во, право, мораль» Предполагает общее знакомство учащихся с морально этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, дает самые общие представления о праве и государстве. Раздел « Конст ит уция Российской Федерации» Знакомит с основами конституционного устройства Российской Федерации. Эта тема дает представление о российском государстве как о целостной политико-правовой системе, готовит учеников к следующей теме, являющейся основной для всего курса ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Раздел « Права и обязанности граж дан России» Посвящён основным правам и обязанностям гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социальной адаптации и общественной жизни. Данная тема носит практический характер и должна быть адаптирована к социальным и психологическим потребностям учащегося коррекционной школы. Содержит информацию об основных отраслях права. Раздел « Основы уголовного права» Знакомит учащихся с основными понятиями уголовного права, элементарными сведениями о функционировании системы наказания в РФ. Основная задача раздела – профилактика противоправного поведения обучающихся. Разделы « Основы граж данского права» , « Основы админист ративного права» , « Основы т рудового права» , « Основы семейного права» . ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА У учащихся специальной (коррекционной) школы имеются представления по следующим вопросам уголовноадминистративного права: правила поведения в общественных местах и ответственность за их нарушения, мелкое хулиганство и ответственность за него, правоохранительные функции милиции. Но далеко не все учащиеся представляют возраст наступления уголовной ответственности и уголовную ответственность несовершеннолетних. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушением интеллекта. Цель данного курса – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами» ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА На правосознание учащихся специальной (коррекционной) школы влияет не только целенаправленный процесс обучения и воспитания, но также полученная из различных источников информация, часто случайная, иногда неверная. Исследования Б.П. Пузанова , например, показали, что многие несовершеннолетние, представшие перед судом, не знали, что совершенное ими правонарушение наказуемо законом, считали, что незнание закона освобождает от ответственности или эта ответственность перелагается на школу, родителей. Такие подростки знакомятся с правом при печальных обстоятельствах, когда надо отвечать за совершенное правонарушение. Таким образом, знание закона ориентирует учащихся специальных (коррекционной) школ в том, что дозволено и что запрещено, предостерегает от необдуманных поступков. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Б.П. Пузановым отмечалось, что к началу изучения правовых вопросов большинство учащихся имеют адекватные Представления по нормам трудового законодательства: минимальный возраст приема на работу, продолжительность рабочего дня, льготы для несовершеннолетних и т. п. Знание трудового права очень важно для выпускников специальной (коррекционной) школы, т. к. их успехи в трудовой деятельности во многом зависят от добросовестного выполнения своих трудовых обязанностей. Особый интерес у учащихся с нарушением интеллекта вызывают вопросы уголовного права. Жизнь дает для этого большие основания (современная популярная у подростков литература и кинофильмы криминального содержания, хроника преступлений в средствах массовой информации и т. п.). Большинство учащихся непримиримо относятся к нарушителям закона, но и среди самих подростков есть такие нарушители, и с ними необходимо индивидуально работать не только учителю истории, но и классному руководителю, психологу, социальному педагогу. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Только 25% учащихся называют ответственными за злостное хулиганство самих несовершеннолетних, тогда как большинство считает, что за несовершеннолетних уголовную ответственность несут учителя, родители и даже милиция . Неустойчивы у учащихся специальной (коррекционной) школы и представления о таких нравственных категориях как товарищество и взаимопомощь. Нет представлений и о соучастии в преступлениях. Но представления о правоохранительных функциях милиции, наоборот, у них более полные. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Таким образом, правовые знания учащихся с нарушением интеллекта к началу изучения курса «Обществоведение» имеют следующие особенности: а) носят случайный, бессистемный характер; б) отличаются фрагментарностью, неточностью, неполнотой; в) стихийно сформированы; г) нет умения адекватно использовать правовые знания в конкретных ситуациях, наблюдается механический пере нос предыдущих решений на следующую ситуацию; д) при оценке конкретной ситуации внешняя сторона доминирует над внутренней морально-этической основой события. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Урок, будучи основной формой организации учебной деятельности учащихся с нарушением интеллекта, является и основной формой правового обучения. Как отмечает Б.П. Пузанов: «Он позволяет наиболее полно реализовать задачи образовательного и воспитательного характера, использовать различные формы и методы обучения, выбирать оптимальные их сочетания при изучении тех или иных разделов курса, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в условиях группового обучения, реализовывать такие дидактические принципы, как научность, систематичность, доступность знаний, сознательность и прочность их усвоения, наглядность» . ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Основываясь на подходах Б.П. Пузанова, рассмотрим эти принципы: 1. Принцип научност и. Несмотря на то, что в курс правового обучения в специальной (коррекционной) школе включена элементарная и сравнительно небольшая по объему правовая информация, она является научной. Основной ее источник – Конституция РФ, своды законов и законодательные акты. Но, учитывая особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта и специфику самого предмета, материал этот дается в сокращенном и адаптированном варианте. Изучение элементов права связано с усвоением учащимися некоторых специальных терминов и понятий, что требует осмысления и обобщения на основе анализа внутренних причинно-следственных отношений того или иного явления. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 2. Принцип сист емат ичност и и последоват ельност и. Правовые вопросы начинают изучаться в курсе «Обществоведение» с 8 класса с опорой на знания, полученные в предшествующий пропедевтический период. Структура самого курса такова, что его изучение начинается со знакомства учащихся с такими основополагающими понятиями, как «государство», «право», «мораль». Затем изучается Конституция РФ. Материал 8 класса конкретизируется, уточняется в 9 классе при изучении прав и обязанностей граждан России. Теоретические положения сочетаются с практическим применением правовых знаний, а сложные понятия формируются через более простые и конкретные. Систематичность правового обучения определяется и комплексом межпредметных связей с рядом общеобразовательных предметов (русский язык, чтение, история, география), профессионально-трудовой подготовкой, всей системой учебно-воспитательной работы школы. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 3. Принцип дост упност и . Правовой материал необычайно сложен для учеников специальной (коррекционной) школы. Чтобы элементы права сделать более доступными, необходимо продумать объяснение каждого понятия и положения, приводить примеры разнообразных ситуаций из жизни, обращаться к опыту самих учащихся, учить их переходить от моральной оценки поступка к юридической оценке преступления. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 4. Принцип сознат ельност и усвоения знаний. Реализуя этот принцип, учитель должен помнить, что основная задача правового обучения и воспитания – не только сообщение учащимся определенной суммы правовых знаний, но и превращение этих знаний в повседневную норму поведения. Для иллюстрации тех или иных норм и законов целесообразно использовать примеры из окружающей жизни, разбирать реальные ситуации, убеждающие школьников в необходимости правовых знаний. Б.П. Пузанов подчеркивает: «Принятие решения в создаваемой педагогом ситуации требует сознательного применения имеющихся знаний, а положительное решение проблемной ситуации показывает ученикам необходимость получаемых знаний» . Большую помощь учителю в подборе практических задач правового (юридического) содержания может оказать сборник задач с методическими рекомендациями Н.И. Элиасберги, А.А. Чухмана. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 5. Принцип наглядности. Наглядные пособия, используемые в процессе правового обучения, играют важную образовательно-воспитательную и коррекционноразвивающую роль. В сочетании с объяснением учителя, считает Б.П. Пузанов: «Они создают предпосылки для включения самых различных источников восприятия, анализаторов, что делает процесс усвоения более эффективным» . Изучение ряда тем курса «Обществоведение» требует работы с различными схемами, таблицами, плакатами, экранными пособиями. Поэтому необходимо их правильно отбирать для уроков, учитывая, с одной стороны, что все изданные наглядные пособия предназначены для общеобразовательной школы, а с другой – что большинство из них устарели по содержанию и не соответствуют изменившейся ситуации в развитии современной России. В специальной (коррекционной) школе учитель к урокам обществоведения чаще всего готовит наглядные пособия сам (например, схему «Органы государственной власти в России», основные элементы которой подготовлены заранее в виде небольших табличек – плакатов). Наборы «разрезных» учебных плакатов позволяют обращаться к ним как на разных этапах урока, так и при изучении ряда тем. При повторении учащимся может быть дана схема с пропущенными 1–2 звеньями и предложено, используя полученные знания, заполнить пропуски соответствующими аппликациями. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Большую помощь в усвоении правового материала оказывают экранные учебные пособия: диапозитивы, диафильмы, слайды, кинофрагменты, кинофильмы. При использовании пособий следует соблюдать некоторые рекомендации. Такие разделы учебных пособий, как «Гражданин. Мораль. Право», «О правах и свободах человека и гражданина», «Гражданин и государство», «Об обязанностях гражданина», «Современная семья» позволят учителю обеспечить материалом проведение уроков, а при наличии необходимого количества пособий в кабинете – спланировать самостоятельную работу учащихся на основе чтения отдельных статей и выполнения заданий учебника. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Изучение темы «Конституция Российской Федерации» в 8 классе требует обеспечения всех учащихся брошюрами с текстом Конституции. Знакомство с Основным законом начинается с определения самого понятия «конституция», означающего в переводе с латинского языка «учреждаю», «устанавливаю». В России Конституция была впервые принята после Октябрьской революции, в советское время. Каждая новая Конституция соответствовала определенному этапу развития государства и общества. Ныне действующая Конституция – пятая в истории государства. Учащихся необходимо познакомить с Конституцией РФ: датой принятия, структурой (разделами, главами, статьями). На этом уроке необходимо обратиться к символам Государственной власти РФ (гербу, флагу, гимну), разобрать их суть и значение. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА При изучении основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина необходимо обращаться к тексту отдельных статей, полностью прочитывая доступные для понимания учащихся статьи или предлагая их в сокращенном виде. Словарная работа при необходимости должна предшествовать чтению статьи. Содержание каждой статьи обязательно должно разбираться и подкрепляться примерами, опираться на наглядность. Так, например, на уроке по теме «Президент Российской Федерации» учитель не будет предлагать учащимся читать и объяснять все 14 статей 4 главы Конституции, но остановится прежде всего на ст. 80, касающейся основных полномочий Президента. Зачитывается и комментируется каждый из 4-х пунктов статьи, на доске (и в тетрадях) составляется небольшая схема . ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Вместе с учениками разбирается каждый пункт и выясняется, как они понимают суть полномочий Президента. При работе над этой статьей проводится словарная работа: уточняется значение таких понятий, как «глава государства», «гарант», «внешняя политика», «внутренняя политика», «международные отношения ». Необходимо спросить у учащихся, кто был первым Президентом России, кто им является сейчас, показать их портреты. Остальные статьи, касающиеся вопросов президентской власти можно не изучать столь подробно, но выборочно дополнить сведениями из них основной материал урока. К тексту Конституции на уроках необходимо будет обращаться при изучении прав и свобод граждан России. Прочитав, какие права и свободы представлены Конституцией, учитель определит, над какими статьями необходима более подробная работа. Учащиеся специальной (коррекционной) школы должны усвоить, что осуществление конституционных прав и свобод невозможно без соблюдения конституционных обязанностей каждым гражданином. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА При знакомстве с отраслями права возможны два пути изучения материала на уроках: блоками (модульное изучение) или поэтапно. Первый путь предполагает изучение теоретического материала, охватывающего сразу несколько тем (на 1 уроке дается материал 3–4 уроков), на оставшихся уроках ученики выполняют практические задания по применению полученных знаний. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Приведем примеры таких уроков по теме «Трудовое право»: Урок 1. Труд и трудовые отношения (раскрываются все вопросы 4-х уроков): 1. право и труд; 2. трудовой договор, трудовая книжка; 3. дисциплина труда, охрана труда; 4. трудовые права несовершеннолетних. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Урок 2. Просмотр учебного кинофильма. Запись вопросов для интервью с родителями: 1. когда вы начали свою трудовую деятельность; 2. какова ваша профессия (специальность); 3. где вы работаете; 4. какие поощрения, награды имеете за труд; 5. какие нарушения трудовой дисциплины чаще всего встречаются; 6. как должен поступить работник, желающий сменить работу? Совместная работа родителей и детей будет способствовать закреплению материала и давать новые сведения практического характера. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Урок 3. Повторение, закрепление, практическое применение, проверка знаний (обсуждение результатов интервью с родителями). Урок 4. Практические знания, конкурсы, викторины: 1. беседа по вопросам о трудовых правах и льготах для несовершеннолетних; 2. работа с карточками (решение практических задач); 3. написание заявления о приеме на работу в ... Второй путь предполагает сочетание на каждом уроке теоретического и практического материала в небольших порциях. Этот путь более приемлем для учащихся специальной (коррекционной) школы прежде всего доступностью материала и по объему, и по содержанию, который сразу закрепляется и применяется при решении практических задач. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В специальной методической литературе отмечается сложность формирования у учащихся правовых понятий, требующих высокой степени абстрагирования. Б.П. Пузанов считает целесообразным использование приема расчленения сложного понятия на более простые элементы, которые это понятие отражают, на составные части, каждая из которых была бы уже известна школьникам. Например, понятие «трудовое право» может быть расчленено на ряд более простых компонентов: «прием на работу», «дисциплина труда», «охрана труда» и т. д. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Каждое из этих понятий, в свою очередь, подлежит дальнейшему расчленению. Так, понятие «охрана труда несовершеннолетних» включает такие компоненты, как «несовершеннолетний», «льготы для несовершеннолетних» и т. д. Для формирования понятий целесообразно использовать беседу по вопросам, направленным на выявление понимания каждого компонента, опираться на личный опыт учащихся, привлекать сведения, собранные учениками с помощью родителей, дополнительный материал газет и т. п. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Особое место на уроках изучения вопросов права занимает решение практических (юридических) задач. Н.И. Элиасберг и А.А. Чухман отмечают: «Когда задачи хорошо подобраны, а деятельность учащихся по их решению организуется методически правильно, удается достигнуть в комплексе ряда положительных результатов: § повысить интерес учащихся к изучению вопросов права, обеспечить более прочное и сознательное усвоение ими учебного материала в результате активной познавательной деятельности; § расширить кругозор учащихся по юридическим вопросам; § усилить практическую направленность изучения вопросов права в результате формирования у школьников умения применять правовые знания для анализа и объяснения конкретных жизненных ситуаций, ориентироваться в правоотношениях, определять правомерные способы действий». ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХ СЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Учитывая, что курс «Обществоведение» в специальной (коррекционной) школе не обеспечен учебной книгой, целесообразно при изучении отдельных тем нравственноправового характера включать материал периодической печати, отражающий проблемы современной жизни, к поиску и обсуждению такого материала обязательно должны привлекаться ученики. ЭТИКА Цель учебного предмета «Этика» состоит в формировании у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нравственных чувств, основ нравственного сознания и поведения. Задачи : формирование умения давать адекватную и сознательную оценку свои поступкам и поступкам окружающих, опираясь на усвоенные эстетические представления и понятия; усвоение правил взаимоотношения между людьми в ближайшем и отдаленном социуме на основе принятых в обществе норм и правил; формирование определенного отношения к нравственным категориям; умение их дифференцировать; коррекция недостатков познавательной, эмоциональной и личностной сфер обучающегося. ЭТИКА Введение Что такое этика. Роль этических норм и правил в жизни человека. Правила, регулирующие отдельные поступки людей. Этические правила, регулирующие взаимоотношения между людьми. Этические правила, регулирующие взаимоотношения человека и общества. Эволюция этических взглядов, норм и правил в разное историческое время (обзорно; на примере отдельных понятий). История происхождения некоторых этических правил (краткий обзор). ЭТИКА Основны е понятия этики Честность. Что значит быть честным. Честность и ложь. «Ложь во спасение». Легко ли всегда быть честным. Анализ ситуаций, когда не нужно говорить правду. Как нужно говорить правду другому человеку, чтобы не обидеть его (правила взаимоотношений). Добро и зло. Представления людей о добре и зле: что такое добро, как проявляется зло. Развитие взглядов на добро и зло в разное историческое время. Влияние добрых или неправильных поступков человека на его характер, отношение к нему других людей. Доброжелательность как черта характера человека. Что значит быть доброжелательным человеком: внешние признаки доброжелательности (тон речи, сила голоса, мимика). Проявления доброжелательности в повседневной жизни. Совесть. Объяснение выражений на основе анализа конкретных ситуаций из прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, личного опыта: «чистая совесть», ЭТИКА Этика родительских отношений Семья. Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в семье. Семейные связи: материальные, духовные, дружеские и др. (общность взглядов, привычек, традиций и т. п.). Родственники и родственные отношения. Ролевые и социальные функции членов семьи. Значение родителей в жизни ребенка. Стили внутрисемейных отношений. Стили взаимоотношений родителей с ребенка: авторитарный, демократический (сотрудничество), попустительский. Анализ примеров, иллюстрирующих разные стили отношений; высказывание оценочных суждений. Значение каждого стиля отношений, их влияние на характер ребенка, его привычки, дальнейшую жизнь. Дети и родители. Ребенок в жизни семьи. Конфликты с родителями. Причины конфликтов. Предупреждение и преодоление конфликтов в семье. Правила поведения в семье, родными и близкими. Забота о близких, внимание и уважение к ним как основа прочных отношений в семье. ЭТИКА Этика меж личност ны х отношений Дружба. Дружба ― чувство, присущее человеку. Как возникает дружба. Для чего человеку нужна дружба. Различие дружеских отношений и отношений в коллективе. Согласие интересов, убеждений, взаимоуважение, доверие и преданность ― основа настоящей дружбы. Дружба истинная и мнимая. Типы дружеских отношений: истинная дружба, дружба-соперничество, дружба-компанейство. Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения, способы разрешения. Этические правила в отношениях друзей. Любовь. Что такое любовь и счастье. Многозначность понятий «любовь» и «счастье». Разные представления о счастье у разных людей: материальный достаток; карьера; семья. Кого и за что можно любить? Восприятие лиц противоположного пола. Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение. Влюбленность и любовь. Романтическая любовь. Ссоры влюбленных. Взаимные уступки. Как прощать обиды; какие поступки непростительны для человека. Этика взаимоотношений юноши и девушки. ЭТИКА Брак и молодая семья. Брак и его мотивы. Молодая семья и ее первые шаги в самостоятельной семейной жизни. Социальные роли молодоженов. Взаимопомощь в молодой семье. Материнство и отцовство. Ответственность молодых ребенка за жизнь и здоровье ребенка. Общность взглядов на воспитание ребенка. Взаимоотношения молодой семьи с родителями. Материальная и духовная связь с родителями. Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи. Организация и ведение домашнего хозяйства. Семейные конфликты. Причины семейных конфликтов. Предотвращение возникновения конфликтов, способы разрешения. Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с некоторыми положениями Гражданского законодательства. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ Основы социальной ж изни Пояснит ельная записка Учебный предмет «Основы социальной жизни» направлен на практическую под- готовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Цель : Подготовка обучающихся к самостоятельной жизни в обществе и усвоение обучающимися общепринятых норм и правил. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ Задачи: Формирование доступных учащимся знаний и умений, их практическогоприменения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности; Максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; Воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые и производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе. Содержание программы по ОСЖ является компенсаторно - адаптационной, детализирует и раскрывает содержание, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОСЖ. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ Описание мест а учебного предмет а в учебном плане Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к предметной области «Человек и общество», относящейся к обязательной части учебного плана. В учебном плане предмет представлен с 5 по 9 год обучения по 2 часа в неделю: 5 класс – 68 часов в год; 6 класс – 68 часов в год; 7 класс – 68 часов в год 8 класс – 68 часов в год; 9 класс – 68 часов в год; Итого за период обучения с 5 по 9 класс – 340 часов. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ Общая характ еристика учебного предмета Курс основы социальной жизни (ОСЖ) направлен на практическую подготовку учащегося к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия формируют и совершенствуют у учащегося необходимые ему навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д. Программа ОСЖ составлена с учетом возможностей учащегося, уровня его знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Программа состоит из разделов: Личная гигиена и здоровье Одежда и обувь Питание Семья Культура поведения Жилище Транспорт Торговля Средства связи 10. 11. 12. 13. Охрана здоровья Учреждения, организации и предприятия Экономика домашнего хозяйства Трудоустройство ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащегося. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 класс. Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт учащегося как базу для расширения его знаний, совершенствования имеющихся у него умений и навыков и формирования новых. Каждый раздел имеет своё продолжение с 5 по 9 класс. Содержание программного материала обусловлено реалиями жизни, окружающими обучающихся. Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической, коррекционной деятельности, которая учитывает познавательные потребности школьников. Коррекционно-развивающая работа включает несколько направлений. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ • • • • • • • Личност ны е результ аты : осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ •принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; •сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; •воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; •развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; •сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; •проявление готовности к самостоятельной жизни. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ Предмет ны е результ ат ы : Минимальный уровень: представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; приготовление несложных видов блюд под руководством учителя; представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; - соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ Предмет ны е результ ат ы : Минимальный уровень: знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение типовых практических задач под руководством педагога посредством обращения в предприятия бытового обслуживания; знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); знание названий организаций социальной направленности и их назначения. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ Достаточный уровень: •знание способов хранения и переработки продуктов питания; •составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; •самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; •самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; •соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; •соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально- этических нормах поведения; ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ Достаточный уровень: некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.); •навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого); •пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач; •знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета; •составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения.
«Изучение краеведческого материала на уроках истории» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot