Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Изучение частей речи в начальной школе
Общая характеристика изучения морфологии
К моменту поступления в школу усвоение ребенком системы родного языка в основном завершается. Происходит это в процессе речевой деятельности без опоры на теорию языка на основе подражания речи взрослых и на занятиях по развитию речи в ДОУ (в разных видах деятельности). Дети учатся изменению слов по падежам, согласованию прилагательных с существительными, употреблению предложно-падежных форм существительных в глагольных словосочетаниях. В начальных классах начинается усвоение комплекса теоретических знаний в области морфологии, изучающей грамматические свойства слова (грамматические категории, грамматические значения, средства выражения этих значений). Значимость изучения морфологии обусловлена ее связями с другими разделами школьного курса русского языка: от умения распознавать части речи и свойственные им морфологические признаки во многом зависит правильность орфографического, пунктуационного, синтаксического, стилистического анализа, а значит, и способность учеников создавать устные и письменные высказывания в соответствии с нормами литературного языка.
Курс «Морфология» для начальной школы опирается на учение о частях речи, принятое в русской грамматической науке, где распределение слов по частям речи производится по совокупности семантических, морфологических и синтаксических признаков, свойственных слову. Части речи определяются как группы слов, имеющие: 1) одинаковое общекатегориальное значение, 2) одинаковый комплекс частных грамматических категорий и систем парадигм, 3) одинаковое синтаксическое «поведение» в словосочетании и предложении, 4) одинаковые словообразовательные свойства.
Традиционно учащиеся начальных классов усваивают признаки самостоятельных частей речи в такой последовательности: 95 1) что обозначает (называет) слово – предмет, признак или действие; 2) на какие вопросы отвечает (вопрос как обобщенное отражение семантики); 3) какие имеет постоянные признаки; 4) как изменяется; 5) каким членом предложения чаще всего бывает. Этой последовательности ученик придерживается и при проведении морфологического разбора слова: На листе подорожника сидел большой зеленый кузнечик.
На листе – сидел (на чем?) на листе, (что?) лист, обозначает предмет, это имя существительное, нач. ф. – что? лист, м. р. (он, мой), 2-ого скл., употреблено в ед. ч., П. п. (на чем?), второстепенный член предложения.
Зеленый (кузнечик) – кузнечик (какой?) зеленый, обозначает признак предмета по цвету, это имя прилагательное, нач. ф. – (какой?) зеленый; в предложении зависит от существительного мужского рода кузнечик, которое употреблено в ед. ч., И. п., значит, и прилагательное зеленый стоит в форме мужского рода, ед. ч., И. п., является второстепенным членом предложения.
Сидел – кузнечик (что делал?) сидел, обозначает действие предмета, это глагол, нач. ф. – (что делать?) сидеть; это глагол 2- ого спряжения (сиди́шь, сиди́т), употреблен в прош. вр., ед. ч., м. р., главный член предложения – сказуемое.
Во всех программах для начальных классов предусмотрено изучение таких частей речи, как имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение (на примере личных местоимений), предлог. Однако в ряде программ это содержание расширено: формируется понятие о наречии, имени числительном, союзе, частице, междометии (программы В. В. Репкина и др.; Р. Н. Бунеева и др.; М. С. Соловейчик и др.; А. В. Поляковой).
Морфологические понятия осваиваются по той же схеме, что и любые другие понятия: наблюдение, выделение существенных признаков изучаемого объекта; введение термина и определение понятия; обогащение понятия новыми признаками, применение понятия в практических действиях. Изучение морфологии начинается с общего ознакомления со всеми частями речи и продолжается последовательным изучением каждой лексико-грамматической группы слов. Это дает возможность сравнить части речи уже на первом этапе их изучения и способствует более четкому выделению существенных признаков формируемых грамматических понятий. Изучение основных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола) начинается с первого класса.
На этапе предварительных наблюдений учащиеся выполняют словарно-логические упражнения, подбирая видовые названия к родовым . (Муха, комар насекомые и родовые к видовым, школьные принадлежности - пенал, ручка, тетрадь, Земля – планета.); выделяют семантические группы имен существительных (мебель, игрушки, животные и т.п.), называют их одним словом – предметы. Так постепенно подготавливается введение понятия названия предметов.
Такой же путь проходит введение понятий названия признаков, названия действий. Классификация слов разных частей речи проводится с учетом морфологического вопроса, на который они отвечают, формируется умение ставить вопросы к словам. Материалом для наблюдения на этом этапе являются слова, лексическое значение которых не расходится с грамматическим, – существительные с конкретно-предметным значением, глаголы, обозначающие физические действия.
На теоретическом этапе формируются понятия имя существительное, имя прилагательное, глагол. Вводятся соответствующие части речитермины, видовые понятия определяются через родовое. Изучаются основные грамматические категории каждой части речи: число, род, падеж имени существительного и имени прилагательного, время, число, лицо глагола. Дети учатся опознавать слова каждой из частей речи не только по морфологическому вопросу и значению, но и по комплексу грамматических признаков. Углубление морфологических понятий происходит во время изучения синтаксических тем при составлении словосочетаний и предложений, проведении синтаксического анализа. На основе знаний о словоизменительной парадигме имени существительного, имени прилагательного, глагола формируется умение правописания падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глагола.