Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Изучение частей речи в начальной школе

  • 👀 1837 просмотров
  • 📌 1765 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Изучение частей речи в начальной школе
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Изучение частей речи в начальной школе» doc
Изучение частей речи в начальной школе Общая характеристика изучения морфологии К моменту поступления в школу усвоение ребенком системы родного языка в основном завершается. Происходит это в процессе речевой деятельности без опоры на теорию языка на основе подражания речи взрослых и на занятиях по развитию речи в ДОУ (в разных видах деятельности). Дети учатся изменению слов по падежам, согласованию прилагательных с существительными, употреблению предложно-падежных форм существительных в глагольных словосочетаниях. В начальных классах начинается усвоение комплекса теоретических знаний в области морфологии, изучающей грамматические свойства слова (грамматические категории, грамматические значения, средства выражения этих значений). Значимость изучения морфологии обусловлена ее связями с другими разделами школьного курса русского языка: от умения распознавать части речи и свойственные им морфологические признаки во многом зависит правильность орфографического, пунктуационного, синтаксического, стилистического анализа, а значит, и способность учеников создавать устные и письменные высказывания в соответствии с нормами литературного языка. Курс «Морфология» для начальной школы опирается на учение о частях речи, принятое в русской грамматической науке, где распределение слов по частям речи производится по совокупности семантических, морфологических и синтаксических признаков, свойственных слову. Части речи определяются как группы слов, имеющие: 1) одинаковое общекатегориальное значение, 2) одинаковый комплекс частных грамматических категорий и систем парадигм, 3) одинаковое синтаксическое «поведение» в словосочетании и предложении, 4) одинаковые словообразовательные свойства. Традиционно учащиеся начальных классов усваивают признаки самостоятельных частей речи в такой последовательности: 95 1) что обозначает (называет) слово – предмет, признак или действие; 2) на какие вопросы отвечает (вопрос как обобщенное отражение семантики); 3) какие имеет постоянные признаки; 4) как изменяется; 5) каким членом предложения чаще всего бывает. Этой последовательности ученик придерживается и при проведении морфологического разбора слова: На листе подорожника сидел большой зеленый кузнечик. На листе – сидел (на чем?) на листе, (что?) лист, обозначает предмет, это имя существительное, нач. ф. – что? лист, м. р. (он, мой), 2-ого скл., употреблено в ед. ч., П. п. (на чем?), второстепенный член предложения. Зеленый (кузнечик) – кузнечик (какой?) зеленый, обозначает признак предмета по цвету, это имя прилагательное, нач. ф. – (какой?) зеленый; в предложении зависит от существительного мужского рода кузнечик, которое употреблено в ед. ч., И. п., значит, и прилагательное зеленый стоит в форме мужского рода, ед. ч., И. п., является второстепенным членом предложения. Сидел – кузнечик (что делал?) сидел, обозначает действие предмета, это глагол, нач. ф. – (что делать?) сидеть; это глагол 2- ого спряжения (сиди́шь, сиди́т), употреблен в прош. вр., ед. ч., м. р., главный член предложения – сказуемое. Во всех программах для начальных классов предусмотрено изучение таких частей речи, как имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение (на примере личных местоимений), предлог. Однако в ряде программ это содержание расширено: формируется понятие о наречии, имени числительном, союзе, частице, междометии (программы В. В. Репкина и др.; Р. Н. Бунеева и др.; М. С. Соловейчик и др.; А. В. Поляковой). Морфологические понятия осваиваются по той же схеме, что и любые другие понятия: наблюдение, выделение существенных признаков изучаемого объекта; введение термина и определение понятия; обогащение понятия новыми признаками, применение понятия в практических действиях. Изучение морфологии начинается с общего ознакомления со всеми частями речи и продолжается последовательным изучением каждой лексико-грамматической группы слов. Это дает возможность сравнить части речи уже на первом этапе их изучения и способствует более четкому выделению существенных признаков формируемых грамматических понятий. Изучение основных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола) начинается с первого класса. На этапе предварительных наблюдений учащиеся выполняют словарно-логические упражнения, подбирая видовые названия к родовым . (Муха, комар  насекомые и родовые к видовым, школьные принадлежности - пенал, ручка, тетрадь, Земля – планета.); выделяют семантические группы имен существительных (мебель, игрушки, животные и т.п.), называют их одним словом – предметы. Так постепенно подготавливается введение понятия названия предметов. Такой же путь проходит введение понятий названия признаков, названия действий. Классификация слов разных частей речи проводится с учетом морфологического вопроса, на который они отвечают, формируется умение ставить вопросы к словам. Материалом для наблюдения на этом этапе являются слова, лексическое значение которых не расходится с грамматическим, – существительные с конкретно-предметным значением, глаголы, обозначающие физические действия. На теоретическом этапе формируются понятия имя существительное, имя прилагательное, глагол. Вводятся соответствующие части речитермины, видовые понятия определяются через родовое. Изучаются основные грамматические категории каждой части речи: число, род, падеж имени существительного и имени прилагательного, время, число, лицо глагола. Дети учатся опознавать слова каждой из частей речи не только по морфологическому вопросу и значению, но и по комплексу грамматических признаков. Углубление морфологических понятий происходит во время изучения синтаксических тем при составлении словосочетаний и предложений, проведении синтаксического анализа. На основе знаний о словоизменительной парадигме имени существительного, имени прилагательного, глагола формируется умение правописания падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глагола.
«Изучение частей речи в начальной школе» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot