Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 9. Изменения положения конкурентной фирмы в зависимости от цены
Определение точки максимизации прибыли конкурентной фирмой через
средние и предельные величины
Прежде всего, рассмотрим поведение конкурентной фирмы на краткосрочном
временном интервале.
Вспомним, что в условиях совершенной конкуренции спрос на продукцию фирмы
представляет собой прямую линию параллельную оси абсцисс, которая совпадает с
линией цены фирмы, а также с предельными затратами (P = AR = MR). Фирма
максимизирует свою прибыль при условии, когда (MR = MC).
Исходя из графика на рис. 1а, очевидно, что фирма будет стараться увеличить
прибыль за счет увеличения разницы между общим доходом и общими затратами путем
увеличения TR и уменьшения TC. Введем в график 1б кривые предельных (MC) и средних
общих затрат (ATC). Производство каждой дополнительной единицы продукции приносит
фирме дополнительные затраты, в то время как предельный доход остается постоянным
(MR = P = const). Сначала предельные затраты будут очень высоки и будут превышать
предельный доход (Рис. 1б). Фирма будет терпеть убытки, причем их максимальная
величина будет соответствовать такому количеству выпуска Q1, при котором предельные
затраты равняются предельному доходу.
С дальнейшим увеличением объема производства убытки начнут уменьшаться пока
при объеме выпуска Q2 общий доход не сравняется с общими затратами (Рис. 1а). При
данном объеме предельные затраты принимают минимальное значение. (Рис. 1б). Затем
общий доход превышает общие затраты и фирма начинает получать прибыль.
Одновременно предельные затраты начинают возрастать пока не сравняются с линией
предельного дохода (объем выпуска равен Q*). Именно в этой точке фирма получает
максимальную прибыль, так как выполняется условие MR = MC.
Рисунок 1 – Поведение конкурентной фирмы
1
После точки C (Рис. 1б) фирма может и дальше наращивать объем производства, но
ее прибыль будет уменьшаться, так как резко возрастут переменные затраты. Фирма будет
работать прибыльно до объемов продукции равных Q3. При этом объеме выпуска (на рис.
1б - точка D) средние общие затраты сравняются с ценой и прибыль станет равна нулю.
Увеличение выпуска продукции после Q3 нецелесообразно, так как общие средние
затраты «съедают» всю возможную прибыль. Несмотря на то, что общий доход
продолжает увеличиваться, фирма получает отрицательную прибыль, или терпит убытки.
Увеличение объемов производства в таких условиях лишено экономического смысла.
Заканчивая анализ кривых MC и ATC, следует отметить, что каждая из них дважды
пересекает линию спроса фирмы. При уменьшении предельных затрат, кривая MC
пересекает линию спроса в точке A (Рис. 1б), что соответствует максимальным убыткам
фирмы. При возрастании MC, точка равенства MC и MR (Рис. 1б - точка C) показывает
наибольший объем прибыли. Относительно кривой средних общих затрат можно
отметить, что каждое пересечение ею линии цены, то есть когда ATC = P = MR, означает
получение фирмой нулевой прибыли (Рис. 1б - точки B и D).
Встает вопрос, как измерить величину прибыли в точке C?
Опустив из точки C перпендикуляр на ось абсцисс (Рис. 2) получаем объем
производства Q* . Этот перпендикуляр пересекает линию ATC, каждая точка которой дает
величину затрат на единицу продукции при изменяющемся объеме выпуска. Величина
затрат в точке К при объеме Q* определяется проекцией этой точки на ось ординат (p').
Если от цены (P) отнять средние общие затраты (p'), то получим прибыль,
приходящуюся на единицу продукции. Нам известно также количество производимой
продукции Q* . Умножив прибыль, приходящуюся на единицу продукции (P - p') на объем
выпуска Q* , мы получим общую прибыль:
TPr = (P - p') · Q* ,
где p' = ATC при объеме Q* .
Произведем простейшие преобразования данной формулы:
TPr = P · Q* -TC/Q* · Q* = P · Q* - TC
Полученное выражение есть формула общей прибыли, которую мы использовали в
начале наших рассуждений о максимизации прибыли, только величина Q*нам теперь
известна.
На рис. 2б видно, что общий доход (TR) можно представить как площадь
прямоугольника PCQ*O (поскольку одна сторона представляет собой цену P, а другая объем выпуска Q* ). Площадь прямоугольника p'KQ*O - это общий объем затрат фирмы,
при количестве продукции Q* . Если мы из площади прямоугольника PCQ*O вычтем
площадь прямоугольника p'KQ*O, то оставшийся прямоугольник PCKp'> и есть объем
общей прибыли фирмы.
2
Рисунок 2 – Расчет величины прибыли
Если мы попытаемся увеличить или уменьшить объем выпуска Q* , то увидим, что в
любом случае площадь прямоугольника PCKp' уменьшится, то есть объем общей прибыли
будет меньше, чем при выпуске Q* . Следовательно, общим условием максимизации
прибыли является равенство предельного дохода и предельных затрат, в ситуации,
когда предельные затраты возрастают.
Изменение положения конкурентной фирмы в связи с изменением цены на рынке
Тот факт, что при совершенной конкуренции цена на продукцию фирмы не зависит
от объема выпускаемой продукции, не говорит о том, что эта цена вообще не может
повышаться или понижаться на рынке. Совместные действия всех фирм, выпускающих
данный товар могут воздействовать на уровень рыночной цены.
Предположим, что другие фирмы, привлеченные высокой прибыльностью работы в
данной отрасли, быстро переориентировав свое производство, заняли выгодную нишу на
рынке. (Вспомним, что отрасли с совершенной конкуренцией не имеют входных
барьеров!) Объем данной продукции начал быстро увеличиваться, на что рынок
отреагировал снижением цены. Отметим, что цена снизилась не для какой-либо отдельной
фирмы, а для всех фирм, действующих в данной отрасли и производящих аналогичную
продукцию.
Со снижением рыночной цены будет уменьшаться разница между ценой и средними
затратами на единицу продукции. Следовательно, будет снижаться и величина
получаемой прибыли. Наступит момент, когда средние общие затраты сравняются с
ценой, а экономическая прибыль станет равна нулю (Рис. 3). Точка E (соответствует
минимальному значению ATC) является также точкой пересечения с предельными
затратами.
3
Рисунок 3 – Изменения положения фирмы в связи с изменением цены
Можно определить, что при снижении цены критическим моментом для положения
фирмы будет состояние, при котором P = minATC = MR. При данном равенстве фирма
будет только окупать свои общие затраты, работая без прибыли.
Если фирма, работающая в режиме самоокупаемости изменит свой объем выпуска в
сторону уменьшения или увеличения (Рис. 3, точки Q1 или Q2), то при сложившейся
ситуации на рынке, она начнет получать убытки. Следовательно, оптимальная модель
поведения для фирмы - это производство на уровне Q* , когда TPr = O. Не исключен тот
вариант, что рыночная конъюнктура будет ухудшаться, и цена сохранит тенденцию к
падению. Возникает вопрос, до каких пор экономически целесообразно фирме оставаться
на данном рынке? Допустим, что рыночная цена опустилась ниже минимума ATC (Рис. 4).
Рисунок 4 – Убытки фирмы
Оптимальный объем выпуска определит точка пересечения MC и MR (На рис. 4 точка E). Проведя через эту точку перпендикуляр, мы на оси абсцисс получаем
необходимый объем производства Q* . Подняв перпендикуляр до пересечения с кривой
ATC, получим точку A, проекция которой на ось ординат даст величину средних общих
затрат (точка p') при объеме Q* . Если мы от цены отнимем средние общие затраты, то
получим убытки фирмы от производства единицы продукции. Умножив эту величину на
объем выпуска получим общие убытки фирмы:
(P - p') · Q* = -TPr
4
Графически потери, которые будет нести фирма, выразятся площадью
заштрихованного прямоугольника p'AEP.
Следует ли фирме, которая терпит убытки сразу же покидать рынок? Не принесет ли
закрытие предприятия еще большие потери?
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо в график на рис. 4 ввести кривую средних
переменных затрат. Вспомним, что разница между ATC и AVC есть постоянные затраты,
которые фирма несет вне зависимости от того выпускает она продукцию или нет. В
ситуации, изображенной на рис. 4 фирма частично покрывает свои постоянные затраты,
общая величина которых определяется площадью прямоугольника p'ACp". Прекратив
полностью свою деятельность на рынке в данный момент фирма только увеличивает свои
убытки на величину площади прямоугольника PECp". Следовательно, прекращение
деятельности фирмы в ситуации, когда цена на рынке уже ниже минимума ATC, но еще
выше минимального значения AVC, экономически нецелесообразно.
Допустим, что цена и дальше будет падать, и достигнет уровня минимума средних
переменных затрат (Рис. 5).
Рисунок 5 – Положение конкурентной фирмы на рынке
В таком случае величина убытков равняется величине постоянных затрат фирмы
(площадь прямоугольнике p'ABP). Потери настолько велики, что фирма покрыв свои
минимальные переменные затраты, не может оплатить ни арендную плату, ни банковский
кредит. Любое отклонение от объема выпуска Q* еще больше увеличивает потери фирмы.
В таком случае деятельность на данном рынке бессмысленна, так как принесет только еще
большие убытки. Фирма вынужденна покинуть рынок.
5