Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4. Изменение представлений об окружающем мире:
путешествие человека во времени и пространстве
Становление исторического знания в Европе XVII века: Дж. Вико, Хорний и Целларий. Понятие
секуляризма. —Изменение представлений человека о Земле: от креационизма и мифов о
возникновении мира до первого кругосветного путешествия. Варвары, кенокефалы и
гипербореи VS принципиального равенства всех людей на Земле. — Политика как феномен
науки: Макиавелли и Гвиччардини как предшественники современной политологии. —
Реформация и контреформация. Феномен инквизиции в эпоху Возрождения и ее зловещих
атрибутов: Index Librorum Prohibitorum, костры и пытки. — Возникновение первых
утопических проектов. Национальные государства как мечта европейского человечества.
I.
Секуляризизация
—«процесс
высвобождения
различных
сфер
общества, общественного и группового сознания, социальных
отношений и институтов от влияния религии». (ФЭС)
Saeculum — лат. «род, поколение, эпоха, мирское состояние». Древнеримские историки считали saeculum мерой жизни одного поколения, но
впоследствии (со времен правления Августа) под этим понятием имелось в виду
110 лет. Ко второму веку н.э. римские историки стали пользоваться этим
понятием для периодизации своих хроник.
Уже было сказано, что впервые представления о том, что Новое время
существует по отношению к Античности и Средним векам, сформировались в
80-х гг. XVII века (Хорний, Целларий). Важной вехой стали воззрения
итальянского ученого Дж. Вико (1668—1744). Он считается основателем
цивилизационного подхода в исторической науке. Несмотря на то, что он
является представителем антикартезианства в истории (как указывает,
например, Р. Дж. Коллингвуд), Вико сформулировал правила исторического
познания, которые оказали значительное влияние на последующих историков и
философов. Эти правила:
во-впервых, определенные периоды в истории имеют общие черты —
тогда становится возможным делать заключения по аналогии от одного
периода к другому;
во-вторых, сходные периоды имеют тенденцию чередоваться в одном и
том же порядке;
в-третьих, история движется не по кругу, а по спирали, ибо она никогда
не повторяется, а вступает в каждую новую фазу в иной форме, которую
определяет предшествующее развитие.
1
«Так, христианское варварство средних веков отличается от языческого
варварства гомеровской эпохи именно тем, что недвусмысленно выражает
христианский дух. Именно потому, что история всегда создает нечто новое,
циклический закон ее развития не позволяет нам предвидеть будущее. В этом
отличие закона циклической эволюции Вико от старой греко-римской идеи
строгого циклического движения в истории (мы находим ее, в частности, у
Платона, Полибия, у таких историков Возрождения, как Макьявелли и
Кампанелла), и оно сближает его с тем принципом, на фундаментальное
значение которого я уже указывал, а именно: настоящий историк никогда не
занимается пророчествами» (Р. Дж. Коллингвуд «Идея истории»).
II.
После Великих географических открытий в эпоху
радикально изменяется образ Земли и Вселенной.
Возрождения
Вдохновителем многочисленных географических открытий и первого
кругосветного путешествия Ф. Магеллана считается португальский принц
Энрике (Генрих Мореплаватель, 1394—1460). Он инспирировал движение
мореходов к новым, до тех пор не открытым землям и установлению морских
торговых путей с Востоком. За 12 лет Энрике организовал 14 экспедиций, но
все они возвращались назад, едва достигнув мыса Боядор (также мыс Нон) на
западном побережье Африки вблизи Канарских островов. Дальше моряки не
осмеливались заплывать: «За ним сразу начинается “зеленое море мрака”, и
горе кораблю, который осмелится проникнуть в эти роковые воды. От
солнечного зноя в тех краях море кипит и клокочет. Обшивка корабля и паруса
загораются; всякий христианин, дерзнувший проникнуть в это “царство
сатаны”, пустынное, как земля вокруг горловины вулкана, тотчас же
превращается в негра. Такой непреодолимый ужас перед плаванием в южных
морях породили эти россказни, что папе, дабы хоть как-нибудь доставить
инфанту моряков, пришлось обещать каждому участнику экспедиций полное
отпущение грехов; только после этого удалось завербовать нескольких
смельчаков, согласных отправиться в неведомые края» (С. Цвейг «Подвиг
Магеллана»).
1434 — Хиль Эанеш огибает мыс Боядор в западной Африке.
1487 — Бартоломео Диаш совершает плавание вокруг мыса Доброй Надежды.
1492 — Педро да Ковилья посещает Мекку; Христофор Колумб открывает
Америку.
1497 — Васко да Гама совершает плавание вокруг Африки, направляясь в
Индию.
1511 — Веласкес и Кортес объявляют Кубу владением Испании.
1519—1522
Магеллана.
—
первое
кругосветное
2
путешествие
под
руководством
Ф.
1569 — Г. Меркатор разрабатывает принцип долгот и широт для точного
изображения земной поверхности на картах.
1577 — 1580 — второе кругосветное путешествие под руководством Ф. Дрейка.
Наряду с этим распространению знаний о мире способствовало изобретение
И. Гутенбергом печатного станка в 1450 г. К началу XVI века в Италии работало
100 печатных станков, а в Испании — 30.
III.
Н. Макиавелли (1469—1527) и Ф. Гвиччардини (1483—1540)
стояли у порога создания классической исторической и политической
науки.
1531 — публикация «Рассуждений о первой декаде Тита Ливия», в которой
излагается философия истории, проясняются движущие силы истории.
1532 — публикация трактата Макиавелли «Государь», в котором излагаются
принципы правления и захвата власти, а также достижения политических
целей вне зависимости от нравственных проблем. Ключевые понятия этого
трактата — virtù («добродетель») и Fortuna («Судьба»).
1561 — публикация «Истории Италии» Гвиччардини, в которой автор пытался
определить причины исторических и политических неудач итальянских
государств.
Эти и многие другие книги (Эразма Роттердамского, Лоренцо Валлы,
Джордано Бруно, Коперника и проч.) вошли в печально известный «Индекс
запрещенных книг» (лат. Index Librorum Prohibitorum), при помощи которого
католическая церковь пыталась бороться с увеличивающимся количеством
ученых трудов и опубликованных открытий, а также вольнодумных
произведений. Последним автором, занесенным в «Индекс», был Ж.-П. Сартр.
«Индекс» был отмен решением 2 Ватиканского собора (1962—1965 гг.).
IV.
В начале эпохи Модерна получает развитие жанр утопии —
изложение идеального государственного устройства и наилучшего
образа правления, о котором рассказывают путешественники,
вернувшиеся из дальних стран.
1516 — публикация «Утопии» (полное название: «Золотая книжечка, столь же
полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом
острове Утопия») Томаса Мора.
1623 — публикация «Города Солнца» Т. Кампанеллы, одной из первых книг, в
которой развиваются идеи коммунистического устройства общества.
1627 — публикация «Новой Атлантиды» Фр. Бэкона, в которой содержатся
важнейшие мысли о роли науки в жизни общества.
3
Ключевые слова: секуляризация,
открытия, virtù, Fortuna, «Индекс
Контрреформация, утопия.
история, Великие географические
запрещенных книг», Реформация,
Ключевые фигуры: Дж. Вико, инфант Энрике (Генрих Мореплаватель), Ф.
Магеллан, Ф. Дрейк, Г. Меркатор, Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини, Т. Мор, Т.
Кампанелла.
4