Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Издержки производства. Производство и теория затрат

  • 👀 382 просмотра
  • 📌 316 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Издержки производства. Производство и теория затрат
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Издержки производства. Производство и теория затрат» docx
Издержки производства Производство и теория затрат Любое производство связано с затратами сырья, электроэнергии, рабочей силы, оборудования, земли и так далее. Без использования необходимых ресурсов невозможно создать новые блага. Все используемые в производстве ресурсы носят ограниченный характер. Любой из факторов производства может быть использован для производства различных продуктов. Ресурсы, затраченные на производство данного товара, утрачены для производства других товаров. Если у производителя имеется 1000 куб.м древесины, то он может из нее произвести или 700 куб.м пиломатериалов, или пять мебельных гарнитуров, или определенное количество бумаги. Задача производителя заключается в том, чтобы из множества вариантов использования данного ресурса выбрать наиболее эффективный. В силу этого обстоятельства любые затраты на производство какого- либо товара носят альтернативный характер* . Поэтому производители вынуждены постоянно считать, во сколько им обойдется производство того или иного блага. * относят сумму средств, направленных на оплату всех видов сырья, К затратам материалов, рабочей силы и услуг, затраченных на производство определенного товара. Сложилось несколько подходов к определению затрат, которые мы дальше рассмотрим. Индивидуальные и общественные затраты Затраты могут рассматриваться как с точки зрения всего общества, так и отдельной фирмы. В основе деления затрат на общественные и индивидуальные лежит вопрос: «Кто за это платит?» Сложность ответа на этот вопрос заключается в том, что результаты работы отдельных предприятий по выпуску продукции заключаются не только в том, что на рынке появляются новые товары, но и в том, что загрязняется окружающая среда. Например, тепловые котельные, расположенные в центре такого города, как СанктПетербург, выбрасывают в воздух массу вредных веществ, которые с дождем и снегом наносят непоправимый ущерб уникальным художественным и архитектурным памятникам. Кто за это платит? В другом случае аккумуляторный завод, расположенный на Петроградской стороне и сливающий отходы своего производства в протекающую рядом речку Карповку, также губит окружающую среду. Кто за это платит? В первом случае, если котельные, которые создают удобства и тепло для миллиона жителей, отнесут на стоимость своей продукции затраты по очистке воздушного бассейна города, то это может непомерно удорожать их продукцию. Поскольку в результатах их производства заинтересовано все общество, муниципальные власти должны выделить средства для решения данной проблемы. В этом случае данные затраты будут возмещены за счет всех налогоплательщиков и составят затраты общества. Во втором случае местные органы власти должны потребовать, чтобы предприятие за свой счет установило очистные сооружения, и эти расходы будут отнесены на затраты конкретного завода. Приведенные примеры показывают, что индивидуальные и общественные затраты могут не совпадать. Предприятие может снизить общественные затраты, увеличив при этом свои собственные. Если деятельность предприятия сопровождается позитивными воздействиями, например, посадкой лесонасаждений, благотворно влияющих на атмосферу, то общественные затраты снижаются. • можно определить как сумму затрат предприятия и Общественные затраты затрат общества на преодоление негативных последствий производства. В том случае, если предприятие не создает отрицательных внешних эффектов, то его индивидуальные затраты совпадают с общественными. Бухгалтерские и экономические затраты Понятие бухгалтерских и экономических затрат связано с явными и неявными затратами. • - это денежные затраты предприятия на приобретение сырья, Явные затраты материалов, оплату наемного труда, амортизацию оборудования и другие фактические расходы, связанные с производством продукта. Неявные затраты связаны с тем, что владелец предприятия имеет в собственности определенные факторы производства. Например, у него имеются производственное помещение и часть оборудования, которые используются в процессе производства. Он не должен тратить имеющиеся у него средства на приобретение этих факторов производства, но они имеют определенную стоимость, которая носит характер неявных затрат. Можно представить, что данное помещение и оборудование владелец сдаст в аренду, получив соответствующую арендную плату, которая будет альтернативной стоимостью данных факторов производства. Поэтому, неявные затраты* можно определить как стоимость факторов производства, находящихся в собственности владельца предприятия, затраты по которым не входят в явные затраты. Бухгалтерский подход к определению затрат рассматривает только явные затраты, то есть фактические расходы на производство какой-либо продукции. Все эти затраты отражаются в бухгалтерских счетах и используются для определения бухгалтерской прибыли. При определении экономических затрат, помимо бухгалтерских затрат, берутся и неявные затраты, которые учитывают стоимость ресурсов, принадлежащих самой фирме. Структура затрат фирмы Приведенная нами классификация затрат (деление их на явные и неявные, бухгалтерские и экономические) - это только один из возможных аспектов изучения данного вопроса. Далее нам предстоит исследовать зависимость затрат от объема выпускаемой продукции и от временного фактора. Выделяют мгновенный, краткосрочный и длительный периоды. В мгновенном периоде, когда факторы производства стабильные, все виды затрат остаются постоянными. Наибольший интерес представляет исследование затрат в краткосрочном и длительном периодах. Существенное различие между ними заключается в том, что в длительном периоде все затраты изменяются в то время, как в коротком периоде есть некоторые виды затрат, которые остаются постоянными. Затраты фирмы в краткосрочном периоде В краткосрочном периоде выделяют общие, постоянные, переменные, средние и предельные затраты. • - это сумма всех затрат для производства данного Общие (валовые) затраты (ТС) товара. • - это затраты, которые не зависят Постоянные или фиксированные затраты (FC) от объема выпуска продукции. К ним, как правило, относятся арендная плата, расходы на рекламу, обслуживание банковских займов, в некоторых случаях - оплата труда директора и управленческого персонала. Если, например, определенные производственные площади сданы в аренду, то какое бы количество продукции фирма ни производила в течение оговоренного в договоре периода, арендная плата останется постоянной (Рис.1). Рисунок 1 – Постоянные затраты • - это затраты, величина которых зависит от объема Переменные затраты (VC) выпускаемой продукции. К ним относятся затраты на сырье, топливо и электроэнергию, оплата рабочей силы и т.д. Кривая переменных затрат (Рис.2) сначала возрастает достаточно быстро (от 0 до точки A). Затем, при определенных объемах производимой продукции (от точки A до точки B), темпы роста переменных затрат замедляются, так как происходит определенная экономия на масштабах производства. После точки B кривая VC становится более крутой в результате действия закона убывающей отдачи. Рисунок 2 – Переменные затраты Величину общих затрат можно представить как сумму постоянных и переменных затрат: ТС = FC + VC. График общих затрат (ТС) повторяет конфигурацию переменных затрат (VC), поднятую над началом координат на величину постоянных затрат (Рис.3). Рисунок 3 – Общие затраты Предельные (маржинальные) затраты (MC) Каждого производителя интересует вопрос: «Если я увеличу объем производства, то что произойдет с моими затратами? Получу ли я при этом дополнительный доход?» На первую часть вопроса, относительно того, «что произойдет с затратами», может дать ответ исследование показателя предельных затрат. • отражают дополнительные затраты на дополнительную Предельные затраты (МС) единицу продукции и определяются как изменение общих затрат при малом изменении объема выпуска: MC = TC/ Q Величина предельных затрат не зависит от постоянных затрат, так как FC не зависит от того, производится дополнительная продукция или нет. Поэтому МС зависит от того, как изменяются переменные затраты. Как видно из таблицы 1, величина предельных затрат сначала убывает, но потом, по мере увеличения VC, начинает возрастать. Таблица 1. Расчет предельных затрат фирмы. Объем выпуска Q Постоянные затраты FC Переменные затраты VC Общие затраты TC Предельные затраты MC 1 10 5 15 2 10 10 20 5 3 10 13 23 3 4 10 17 27 4 5 10 23 33 6 6 10 31 41 8 Кривая предельных затрат (рис.4) показывает, что сначала их величина уменьшается, но, достигнув минимального значения при определенном объеме выпуска (Q1), МС увеличивается. Далее, чем больше будет объем производства, тем круче график кривой предельных затрат. Рисунок 4 – Предельные затраты Средние затраты (ATC, AVC, AFC) Любого производителя интересует, во сколько ему обходятся затраты на производства единицы продукции в среднем. Выделяют средние общие затраты (АТС), средние переменные затраты (AVC) и средние постоянные затраты (AFC). • представляют собой постоянные затраты, Средние постоянные затраты (AFC) приходящиеся на единицу продукции. Они определяются путем деления постоянных FC/Q. По мере увеличения объема затрат на количество выпускаемой продукции: AFC = выпуска средние постоянные затраты будут уменьшаться. Например, постоянные затраты производства равны 100 тыс.руб. Допустим, что первоначально объем выпускаемой продукции Q1 равен 10 единицам. Тогда AFC1=100 тыс.руб/10 = 10 тыс.руб. Затем объем выпуска увеличился до 50 единиц:AFC2 =100 тыс.руб/50 = 2 тыс.руб. Если величина выпускаемой продукции увеличится до 100 единиц, то AFC3 =100 тыс.руб/100 = 1 тыс.руб. • представляют собой переменные затраты, Средние переменные затраты (AVC) приходящиеся на единицу продукции, и получаются путем деления переменных затрат на VC/Q. объем выпускаемой продукции: AVC = • показывают общие затраты на единицу продукции Средние общие затраты (ATC) TC/Q. Поскольку общие затраты можно представить и определяются по формуле: ATC = как сумму постоянных и переменных затрат (TC = FC + VC), величина средних общих затрат определяется как сумма средних постоянных и средних переменных затрат: ATC =TC/Q =FC + VC/Q = AFC + AVC . Семейство кривых средних и переменных затрат представлено на рисунке 5. Рисунок 5 – Затраты предприятия в краткосрочный период Между предельными, средними общими и средними переменными затратами складываются важные соотношения. В первую очередь это касается соотношения между МС и AVC. Если переменные затраты, приходящиеся на единицу продукции выше предельных затрат, то они убывают с каждой последующей единицей произведенной продукции. В том случае, если AVC становится меньше МС, то значение AVC начинает возрастать. Поэтому между этими двумя параметрами возникает равенство (на рис.5 - это точка A), когда AVC принимает минимальное значение. Кривая средних общих затрат есть сумма средних постоянных и средних переменных затрат, причем определяющую роль здесь играют именно переменные затраты. Поэтому закономерности, характерные для соотношения между МС и АVC, справедливы для MC и АТС. Это означает, что кривая МС пересекает АТС в ее минимуме. Из графиков на рис.5 видно, что кривые АТС и AVC имеют U-образную форму. Общий, средний, предельный доход и прибыль фирмы Любая фирма, работающая в условиях рынка, должна определять свою стратегию, реализуя которую она сможет получить максимальную прибыль. При каких условиях это возможно, какой объем выпуска продукции даст желаемый результат? В соответствии с ответом на заданные вопросы руководство фирмы выбирает свою модель поведения на рынке. Прежде чем перейти к анализу поведения фирмы в постоянно меняющихся рыночных условиях, необходимо выяснить, что представляет собой общий доход, или выручка фирмы (TR), предельный доход (MR) и средний доход (AR). • фирмы понимается Под общей выручкой (или валовым доходом TR) полученная сумма средств от реализации всех произведенных единиц товара по рыночной цене: TR = P · Q , где Q - количество произведенной и реализованной продукции, P - цена проданных единиц продукции. • - это доход, получаемый от реализации одной единицы Средний доход (AR) продукции в среднем. Он вычисляется путем деления общего дохода TR на количество единиц проданного товара: AR =TR/Q . • представляет собой приращение общего дохода при Предельный доход (MR) выпуске дополнительной единицы продукции. Его можно определить путем деления увеличения общего дохода ( TR) на изменения выпуска продукции ( Q): MR = TR/ Q . Чтобы завершить знакомство с общими экономическими категориями, необходимо выяснить, когда фирма будет иметь прибыль, а когда убытки. Прибыль любой фирмы образуется как разница между полученным общим доходом (TR) и общими затратами (TC): TPr = TR - TC , где TPr - прибыль фирмы* . Если общий доход фирмы (TR) больше общих затрат (TC), то фирма получает прибыль. В том случае, когда общие затраты превышают общий доход, то фирма имеет отрицательную прибыль, или убытки. Максимизация прибыли конкурентной фирмой При последующем анализе предполагается, что основной задачей фирмы является максимизация прибыли. Известно, что при совершенной конкуренции цена всех единиц реализованной продукции одинакова, она не меняется с увеличением количества проданного товара. Зададим данные о работе конкурентной фирмы (табл. 2), и попробуем выразить графически соотношение между общим доходом и затратами (Рис. 6). Поскольку цена продукции при совершенной конкуренции не меняется, очевидно, что величина общего дохода фирмы будет формироваться в зависимости от количества реализованной продукции, и представлять прямую линию с положительным наклоном исходящую из начала координат. Угол наклона TR к оси абсцисс равен отношению изменения дохода к изменению объема выпуска, то есть предельному доходу. При совершенной конкуренции каждая последующая единица реализованной продукции продается по такой же цене, как и предыдущая. Поэтому средний доход, получаемый от каждой единицы продукции будет постоянным и будет равен цене единицы продукции: AR =TR/Q =P · Q/Q = P . Кроме того, поскольку все выпускаемые единицы продукции реализуется по одной цене, то выручка от реализации дополнительной единицы товара MR будет равна среднему доходу и цене продукта на рынке: MR = AR = P . Рисунок 6 - Соотношение между общим доходом и затратами На рисунке 7 видно, что график предельного и среднего доходов совпадает с линией цены, а следовательно и с линией спроса фирмы. Данные таблицы также показывают, что AR = MR = P. Рисунок 7 – График предельного и среднего дохода Из таблицы видно, что до определенного объема производства (до Q = 5) общие затраты превышают общий доход. В таком случае прибыль имеет отрицательное значение. На графике это соответствует I сектору. С ростом объема выпуска увеличивается и общий доход и общие затраты, но вторые отстают по темпам роста. При определенном объеме выпуска (Q = 5) TR становится равным TC, после чего фирма начинает получать прибыль (На рис. 6 это соответствует точке A). Далее величина прибыли увеличивается. Фирма получает максимальную прибыль при объеме производства равном девяти единицам. При данном объеме величина предельных затрат приближается к предельному доходу (MC = 210; MR = 200). Если обратиться к рис. 6, и в точке максимизиции прибыли к кривой общих затрат провести касательную, то она будет параллельна линии общего дохода. Это объясняется тем, что угловой коэффициент, характеризующий наклон касательной к оси абцисс, отражает изменение объема выпуска продукции, то есть предельные затраты. На основе данных таблицы, а также приведенных доказательств следует, что фирма* максимизирует прибыль при условии, что MC = MR. Это является основным условием максимизации прибыли фирмой, в каких бы условиях она ни работала. Максимизация прибыли фирмы в условиях несовершенной конкуренции При несовершенной конкуренции с увеличением количества продукции, появляющейся на рынке, цена на нее постепенно падает. Можно сказать, что каждая последующая единица продукции фирмы в таких условиях продается по более низкой цене, чем предыдущая. Это говорит о том, что фирма монополист не заинтересована в том, чтобы производить сколь угодно большое количество продукции, так как это может значительно снизить цену на ее продукцию, что поставит компанию в не выгодное экономическое положение. Фирма не может так же ограничить свой выпуск, значительно подняв при этом цену. При высокой цене на рынке данные товары могут вообще не найти своего покупателя. Следовательно, предприятия-монополисты вынужденны искать такое положение на рынке, которое даст им возможность при определенном объеме выпуска и соответствующей цене максимизировать свою прибыль. Задав определенные данные работы фирмы монополиста, проанализируем процесс формирования общего дохода, предельного и среднего доходов, а затем сопоставим их с общими затратами (Табл. 3). По данным таблицы 3 построим кривые общего дохода (TR), общих затрат (TC), среднего дохода (AR) и предельного дохода (MR) - рис. 8. При анализе приведенных данных видно, что в результате постоянного снижения цены совокупный доход (TR) сначала увеличивается от 0 до 25, а затем начинает убывать, так как уменьшение цены уже не компенсируется ростом объема производства. Постоянное уменьшение цены имеет еще одно последствие - это убывающий характер среднего и предельного доходов. Действительно, в условиях несовершенной конкуренции каждая дополнительная единица проданной продукции приносит средний доход меньшей величины, чем предыдущая. На рисунке 8 показан убывающий характер AR и MR, причем MR уменьшается более быстрыми темпами, чем AR, хотя первоначально при минимальном объеме выпуска (изменение Q от 0 до 1) они равны. Средний доход принимает нулевое значение тогда, когда общий доход также равен нулю, в то время как MR пересекает ось абсцисс при максимуме TR. Совместив график общих затрат и общего дохода, можно выделить три сектора. В первом TC превышает TR, поэтому фирма имеет отрицательную прибыль, или терпит убытки (Рис. 8а). В точке A, при объеме выпуска равном двум единицам, TR = TC, поэтому общая прибыль равна нулю. Фирма начинает получать прибыль как только общий доход превышает общие затраты. По мере возрастания последних, разница между TR и TC, достигнув своего максимума, начинает уменьшаться, и в точке C возвращается к нулевому значению. При дальнейшем увеличении объема производства фирма опять терпит убытки. Необходимо объяснить, при каком объеме выпуска фирма монополист максимизирует свою прибыль? При анализе работы конкретной фирмы мы показали, что прибыль максимизируется при условии, когда MR = MC. Это правило действует и для монополиста. Из таблицы 3 видно, что TPr достигает наибольшего значения при объеме производства равном четырем единицам. Именно в этой точке значение MC ближе всего приближается к MR, а на графике (рис. 8а) угол наклона касательной в точке B равен углу наклона касательной к кривой общих затрат в точке C. Следовательно, именно при этом объеме фирма в условиях несовершенной конкуренции максимизирует свою прибыль. Рисунок 8 - Максимизация прибыли фирмы в условиях несовершенной конкуренции Данный подход к определению точки максимизации прибыли не единственный. При таком подходе «за кадром» остается анализ многих показателей работы фирмы, в частности, не используются показатели средних величин, таких как средние общие затраты (ATC) и средние переменные затраты (AVC). Отсутствует возможность анализа поведения фирмы при изменяющейся цене, что очень важно для фирмы монополиста. Определение точки максимума фирмы при несовершенной конкуренции путем сравнения общего дохода и затрат фирмы не дает ответа, какая будет при этом цена. Более детальный анализ работы фирмы происходит при другом подходе, когда точка максимизации прибыли определяется через предельные и средние величины, характеризующие деятельность предприятия в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры.
«Издержки производства. Производство и теория затрат» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot