Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 14
Итальянская историография международных отношений (1945 - начало 90-х гг.).
Организация исторической науки.
После свержения фашистской диктатуры в Италии историческая наука была освобождена от ограничений, наложенных на нее тоталитарным режимом. В университетах было отменено принесение профессорами присяги. Национальный фашистский институт культуры прекратил свое существование. Обществам по изучению отечественной истории была возвращена их автономная организация.
Центральная джунта исторических исследований сохранилась лишь как орган, координирующий деятельность четырех общенациональных институтов специализированного характера: античной истории, истории средних веков, новой и новейшей истории, истории Рисорджименто. В нее вошли президенты этих институтов и представители университетов. Под ее эгидой ведется учет текущей исторической библиографии и издается соответствующая серийная публикация.
Был установлен новый порядок использования находящихся на государственном хранении архивных материалов, который открывал доступ к ним по истечении 50-летнего (для отдельных категорий – 70-летнего) срока давности документов. Тем самым впервые была создана возможность широкого привлечения фондов государственных архивов для исследований по новой, а в перспективе и по новейшей истории.
Огромное развитие получила научная историческая периодика. В 1960-е гг. выходило свыше 250 исторических журналов, по данным на 1985 г. их насчитывалось 334 (включая ежегодники). Наряду со старыми изданиями – такими, как возродившийся в 1948 г. «Итальянский исторический журнал», «Новый исторический журнал», «Журнал по истории Рисорджименто» – появилось множество новых, специально посвященных отдельным отраслям исторических знаний. Наиболее значительные из них в области новой и новейшей истории возникли вместе с созданием крупных исследовательских центров, профиль деятельности которых отвечал пробудившемуся общественному интересу к истории рабочего, демократического, антифашистского движения.
Изучение проблем рабочего и социалистического движения сосредоточилось, прежде всего, в центре, основанном в 1948 г. в Милане на средства Дж. Фельтринелли – крупного предпринимателя, участвовавшего в Сопротивлении и до 1956 г. состоявшего в ИКП. Первоначально этот центр назывался Библиотекой, с 1960 г. – Институтом, с 1974 г. именуется Фондом Фельтринелли. Он располагает богатым архивом, в 1949-1957 гг. издавал журнал «Рабочее движение» («Movimento operaio»), а с 1958 г. выпускает «Ежегодники» («Annali»), где публикуются исследования и документы.
В 1950 г. в Риме был учрежден Фонд Грамши, впоследствии преобразованный в Институт его имени. Многие годы институт Грамши был исследовательской организацией. Он имеет филиалы в ряде городов. Важнейшее направление деятельности института – изучение наследия А. Грамши. Здесь хранятся подлинники «Тюремных тетрадей», проделана огромная работа по подготовке их научно-критического издания, вышедшего в 1975 г., собирается литература о Грамши на различных языках. Институт провел ряд научных конференций, посвященных Грамши, в том числе несколько международных. Он же является хранителем архива ИКП и личных архивов П. Тольятти и некоторых других деятелей компартии. Но работа Института не замыкается только в рамках проблематики, связанной с Грамши и историей ИКП. В 1961 г. он отметил проведением специальной конференции 100-летие объединения Италии. Значителен его вклад в изучение истории Сопротивления (в Институте хранится архив партизанских «Бригад Гарибальди»).
Сразу же по окончании Второй Мировой войны в различных городах Италии стали возникать институты, ставившие своей целью сбор и сохранение документов Сопротивления. На их базе в 1949 г. в Милане был создан Национальный институт истории освободительного движения. К началу 1980-х гг. в возглавляемую им федерацию входило 44 местных институтов. В его архиве представлен богатейший материал по истории Сопротивления, а также итальянского и европейского антифашизма 1920-х – 1930-х гг. Институт издает серию монографий о Сопротивлении, провел около двух десятков конгрессов и конференций, является инициатором создания Международного комитета по истории Второй Мировой войны, с которым связано 35 институтов из различных стран. В 1972 г. Институтом принята новая программа исследований, в центре которой – проблема перехода от фашизма к демократическому республиканскому строю. Она предполагает более широкое, чем прежде, изучение новейшей истории Италии. Журнал Института, первоначально выходивший под названием «Освободительное движение в Италии» («Movimento di liberazione in Italia»), с 1974 г. стал называться «Современная Италия» («Italia contemporanea»).
Из ранее существовавших научных учреждений наиболее крупными являются четыре института, связанные между собой через центральную джунту исторических исследований. Входящие в эту систему Институт истории Рисорджименто и Институт новой и новейшей истории издают источники и монографические исследования по соответствующей тематике. Институт истории Рисорджименто продолжает регулярно проводить специализированные в этой области конгрессы с участием также и зарубежных ученых. Институт новой и новейшей истории является инициатором ряда международных исторических конгрессов (только с 1974 по 1985 г. их прошло четыре, в том числе два по тематике, связанной с наполеоновским господством в Италии, и один по актуальной в условиях европейской интеграции проблеме – «Европа: истоки, формирование, реальность»).
Продолжает исследования по истории международных отношений основанный при фашизме Миланский Институт международной политики. Современной внешнеполитической проблематикой занимается также Римский институт международных отношений, существующий с 1965 г. и поддерживающий связи с центрами сходного типа в других странах. В начале 1980-х гг. при кафедре новой и новейшей истории Пизанского университета стал действовать Межуниверситетский центр исследований военной истории Италии.
Профессиональная подготовка историков по-прежнему осуществляется через систему университетского образования, которая сохранила традиционно присущую ей гуманитарную ориентацию. В итальянских университетах нет исторических факультетов, хотя с 1981 г. введен диплом по специальности «история». Исторические кафедры и преподавание исторических дисциплин рассредоточены по различным факультетам, прежде всего таким, как имеющие преимущественно филологический профиль факультеты гуманитарных наук и факультеты политических наук.
Для усовершенствования исторической подготовки выпускников университетов в Неаполе в 1947 г. по инициативе Б. Кроче был основан Итальянский институт исторических наук (Институт Кроче). Программа обучения в нем рассчитана на 1-2 года и осуществляется силами как штатных, так и приглашенных извне профессоров.
Расширению контактов между историками различных специальностей способствовало создание в 1963 г. Общества итальянских историков. В 1967 г. состоялся их первый общенациональный конгресс, который подвел своеобразный итог развитию исторической науки в Италии за два послевоенных десятилетия. Второй конгресс собрался в 1972 г. и был посвящен новым методом исторического исследования. Установлено, что впредь конгрессы будут созываться раз в 10-15 лет, а в промежутках предполагается организация конференций, встреч историков со специалистами в смежных областях знания и т. п.
Исторические исследования в Италии осуществляются при известной финансовой поддержке государства – через министерства, в ведении которых находятся те или иные институты, или через Национальный совет исследований. Так, Национальный институт истории освободительного движения частично финансируется министерством народного образования. 20 исторических институтов по закону 1980 г. отнесены к организациям, пользующимся ежегодной дотацией министерства культуры. Национальный совет исследований финансирует главным образом работы по конкретным программам, выполняемые по договору в научных институтах или на базе университетских кафедр. Среди организаций, пользующихся его ассигнованиями, Фонд Фельтринелли и Институт Грамши.
Подавляющая часть средств, отпускаемых Национальным советом исследований на поддержку научной деятельности, направляется в область естественных и точных наук. В общей сумме его расходов на эти нужды доля исторической науки ничтожно мала (в 1979 г. – 0, 9%). Однако из этой доли 61% составляли в 1960 г. ассигнования на исследования по новой и новейшей истории.
Усиливается интерес к историческим документам, к архивам. В середине 1980-х гг. появился ряд книжных новинок в области архивного дела, в том числе учебников. Создавались новые хранилища документов – такие, как архив основанного в 1984 г. во Флоренции исследовательского центра «Шестьдесят восьмой год» (там сосредоточена периодика, листовки и другие материалы студенческого движения и различных ультралевых организаций за несколько десятилетий); Архив по истории крестьянского движения (Рим), где хранятся фонды различных крестьянских организаций второй половины XX в., а также личные фонды некоторых их руководителей и исследователей аграрно-крестьянской проблематики; архив, специально собирающий неопубликованные дневники, письма и иные документы личного происхождения (организован в 1984 г. в Пьеве Сан-Стефано – провинция Ареццо) и др. Состоялась специальная конференция, посвященная организации и использованию архивов по новейшей истории – с последующей публикацией ее материалов. В этой связи отмечалось растущее значение архивов нетрадиционного типа – таких, которые хранят звукозаписи, фотоматериалы, машиночитаемые документы и т.д.
Тематика исследований.
После Второй Мировой войны итальянская историография новой и новейшей истории в значительной мере преодолела характерную для нее прежде замкнутость в рамках отечественной тематики и существенно расширила свой диапазон. Уже на первом общенациональном конгрессе историков в 1967 г. стали предметом отдельных докладов работы по истории международных отношений, стран Восточной Европы, США, стран исламского региона, Восточной Азии, Африки. Некоторая исследовательская традиция во всех этих областях (за исключением американистики) существовала в Италии и раньше, но либо культивировалась в связи с определенными внешнеполитическими целями (колониальная политика в Африке, великодержавные планы фашизма), либо – как в славяноведении – была представлена преимущественно изучением языков, религии, культуры, но не собственно истории.
В исследованиях по зарубежной проблематике особое и очень значительное место заняла история России в XIX-XX вв. Она привлекала интерес как во взаимоотношении с историей Европы и различного рода связях с итальянской историей, так и сама по себе – и в дореволюционный, и в советский период. Этот интерес историков питался широко распространенными в первые послевоенные годы общественными настроениями: освобождавшаяся от наследия фашизма Италия стремилась ближе узнать страну, сыгравшую столь очевидную роль в военных усилиях антигитлеровской коалиции и в разгроме фашистского блока.
В 1944-1945 гг. вышла двумя изданиями и необычайно быстро разошлась книга К. Барбагалло «Коммунистическая Россия (1917-1959)». За ней последовали работы В. Джусти: доведенный до 1947 г. очерк истории СССР, «Русская политическая мысль за два века» и его же работы об Октябрьской революции и о взглядах Троцкого. Философ А. Пасторе обратился к анализу философской мысли Ленина. Ф. Вентури выступил в 1950-е гг. с исследованиями о декабристах и народничестве, В. Дзилли – о революции 1905 года. Появились перевод «Философических писем» Чаадаева и ряд статей о нем, комментированные антологии произведений Чернышевского и Добролюбова. Изучалось славянофильство, панславизм, идеи Достоевского, русская религиозная философия. Результатом многолетних изысканий журналиста и политолога Дж. Боффы явилась фундаментальная «История Советского Союза», охватывающая период от Октябрьской революции до 1964 г.
Вплоть до конца 1960-х гг. историческая наука в традиционном, академическом понимании почти не занималась историей Италии после Первой Мировой войны. В материалах конгресса итальянских историков в 1967 г. доклад об историографии по периоду 1915-1945 гг. отсутствует, так как он был представлен лишь в устном виде, а в дальнейшем автор так и не оформил его для печати. По-видимому, это объяснялось по преимуществу публицистическим характером появившихся к тому времени работ в данной области. Ни фашизм, ни Сопротивление, ни становление республиканской демократии тогда еще не были темами, весомо представленными в научной исторической литературе.
Но со второй половины 1960-х гг. начинает нарастать поток исследований по этим проблемам. Они выходят на передний план в новейшей итальянской историографии, приковывают к себе особо пристальное внимание, становятся предметом острых дебатов. В 1976 г. было отмечено, что за истекшее десятилетие появилось значительное количество трудов, поставивших в центр историографических споров в Италии проблему кризиса либерального государства и прихода фашизма к власти, и что интерес к ней не ослабевает и после того, как наметился другой пункт дискуссий – тема краха фашизма и рождения республики.
Таким образом, за несколько послевоенных десятилетий в тематике итальянской историографии новой и новейшей истории произошли существенные сдвиги. Они являлись составной частью и выражением на научном уровне глубокого процесса переориентации исторического сознания общества. С другой стороны, они были связаны с открывшимися возможностями использования архивов, с расширением международных контактов историков, с обновлением методологического подхода к традиционным областям исследования.
Историография фашизма.
Природа фашизма, причины его возникновения, его соотношение с предшествующим развитием итальянского общества и государства – все эти вопросы активно обсуждались уже в 1920-е-1930-е гг. Тогда же сформировались различные концепции фашизма, тесно связанные с определенными политическими позициями по отношению к фашистскому режиму. В том или ином виде они прослеживаются и в послевоенной историографии фашизма.
Первоначально исследование фашизма сосредоточилось главным образом на выяснении его генезиса. В этой связи неизбежно вставал вопрос об исторической ответственности за приход фашизма к власти, имевший большую политическую остроту, - тем более в условиях, когда освободившаяся от тоталитарного режима Италия оказалась перед выбором между возрождением либеральных институтов дофашистского образца или обновленной, более последовательной демократией.
Груз этой ответственности особенно тяготил правившие страной перед фашистским переворотом либеральные круги, лидером которых в период Сопротивления стал Б. Кроче. В своих политических выступлениях 1943-1947 гг. этот маститый ученый отстаивал ту же мысль, которая пронизывала его книгу «История Италии с 1871 по 1915 г.»: фашизм не имел корней в либеральном периоде. Дофашистскую Италию он считал одной из самых демократических стран мира, а фашизм – явлением, не связанным с какими-либо классовыми интересами, своего рода моральной болезнью итальянского общества, вызванной потрясениями Первой Мировой войны. Позднее либеральная тенденция в истолковании фашизма стала проявляться в том, что ему приписывалась по преимуществу антилиберальная, а не антисоциалистическая направленность.
Самими фашистами в свое время усиленно насаждалось представление о фашизме как спасителе Италии от большевизма. В опровержение этой версии немалый вклад внесла опиравшаяся на солидную документальную базу книга А. Таски «Зарождение и приход к власти фашизма», написанная в 1930-е гг. в эмиграции, а в Италии впервые опубликованная в 1950 г. Автор показал, что фашизм пришел к власти уже после того, как революционный подъем в Италии закончился и рабочий класс потерпел поражение. Но вину за то, что победа фашизма оказалась возможной, он возложил на социалистическое рабочее движение: на реформистское крыло ИСП – за отказ войти ради отпора фашизму в правительство и на коммунистов – за осуществленный в 1921 г. раскол ИСП.
Среди историков-марксистов проблемой возникновения фашизма занялся с конца 1940-х гг. П. Алатри (1918-1996) – автор нескольких исследовательских очерков. Он показал, что фашизм, поначалу бывший малозначительным движением, окреп и достиг власти при содействии того же самого класса, который был правящим при либеральной системе, но оказался не в состоянии удержать свое господство прежними методами.
Основы марксистской концепции фашизма в современной итальянской историографии были заложены еще в годы фашистской диктатуры теоретическими разработками А. Грамши и П. Тольятти. Они подошли к пониманию фашизма как блока различных социальных сил, в котором интересы ведущих и ведомых находятся в сложном взаимодействии, выделили в фашизме общее и национально-специфическое, подметили, что первоначальный характер фашизма во многом меняется после его прихода к власти и что фашистский политический режим обладает собственной, до известной степени автономной логикой развития. Но в полной мере вклад обоих теоретиков ИКП в анализ фашизма был оценен и стал осваиваться значительно позднее. Только к 1970 г. была разыскана и опубликована большая часть (11 из 15) лекций о фашизме, прочитанных Тольятти в 1955 г. в Москве слушателям Международной ленинской школы при Коминтерне, где его точка зрения представлена в наиболее полном и завершенном виде. Работы Грамши о фашизме после публикации всего его наследия были изданы отдельным сборником под редакцией признанного специалиста в этой области, известного историка-марксиста Э. Сантарелли. Сантарелли принадлежит, в частности, один из наиболее солидных обобщающих трудов о фашизме за весь период его существования – «Фашизм и неофашизм». Сантарелли выступил также как научный редактор и автор предисловия к изданию политических произведений Муссолини.
К марксистскому направлению в историографии фашизма можно отнести работы Ф. Каталано, охватывающие фашистскую диктатуру в целом или посвященные специальным проблемам (фашистский корпоративизм, фашизм и положение рабочего класса).
Среди ученых левой ориентации многие участвовали в Сопротивлении или сформировались идейно в атмосфере первых лет после его победы. Унаследованный от того времени дух антифашистского единства способствовал их сотрудничеству в разрабатывающих историю фашизма специализированных институтах, университетских центрах и т. д. Совместными усилиями левых историков и политических деятелей в 1959-1961 гг. были организованы циклы лекций о фашизме и антифашизме в Риме, Милане, Турине и по одной из программ национального телевидения, которые вызвали больший общественный интерес.
С начала 1960-х гг. в итальянской историографии фашизма стала вырисовываться новая тенденция. Послышались призывы к отказу от идеологических интерпретаций фашизма, каковые приписывались историкам, стоявшим на антифашистских позициях. Взамен подобных истолкований предлагался подход к фашизму, претендовавший на полную объективность. Его особенно активно отстаивал Р. Де Феличе, вокруг которого в дальнейшем сложилась целая школа единомышленников и учеников, которые объединяются вокруг издаваемого с 1969 г. под его редакцией журнала «Новейшая история» («Storia contemporanea»).
Де Феличе как основатель направления, называемого им самим «новой» историографией фашизма, отошел от своих прежних, близких к марксизму методологических позиций. Де Феличе склонен к фетишизации исторического документа, в сущности, возвращаясь в этом к позитивистской традиции.
Среди множества написанных Де Феличе работ о фашизме главной является многотомная биография Муссолини, которая наиболее ярко характеризует его исследовательский подход. История фашизма персонифицируется: личности Муссолини придается решающее значение для понимания фашизма. Огромное количество документов, зачастую непроверенных и используемых некритически, должно убедить в абсолютной непредвзятости автора, но увлекает его самого на путь, ведущий к апологии Муссолини и фашистского режима.
Существенные черты присущей Де Феличе концепции фашизма (не только итальянского) отражены в опубликованном в 1975 г. «Интервью о фашизме». С точки зрения Де Феличе отдельные национальные варианты фашизма настолько специфичны, что дать какое-либо общее определение его сущности невозможно. Специфику итальянского фашизма Де Феличе видит в прогрессирующей автономизации по отношению ко всем тем силам, которые поддержали его в момент захвата власти, – но при сохранении до самого конца особых отношений с мелкой буржуазией.
Представления Де Феличе о роли в судьбах фашизма верхов имущих классов претерпели эволюцию. В 1964 г. он опубликовал почерпнутые из архивов данные о том, что именно с этой стороны фашизм в период борьбы за власть получил основную финансовую поддержку. Два десятилетия спустя, выступая в качестве главного консультанта выставки «Итальянская экономика между двумя Мировыми войнами: 1919-1959 гг.», он сделал лейтмотивом этой выставки ту мысль, что на протяжении всего указанного периода фашизм и крупный капитал были автономны и нейтральны по отношению друг к другу.
Значительное место в работах Де Феличе уделяется анализу фашистской мифологии, усилиям фашизма по формированию «нового человека» и «новой культуры». Внимание к этой проблематике связано с представлением о том, что тоталитарный характер фашистского государства обеспечивался не репрессивными мерами, а массовым консенсусом. Новый, целенаправленно формируемый тип человека – это, по Де Феличе, идея, которую фашизм воспринял от Просвещения мелкобуржуазной демократии и утопического социализма.
Де Феличе считает фашизм в Италии (в отличие от германского нацизма) формой левого тоталитаризма. В этом его концепция близка к идеям католического философа А. Дель Ноче, который рассматривает фашизм (наряду с нацизмом и коммунизмом) в качестве одной из форм тоталитаризма, а именно – «левой», «революционной» формы.
Полемика вокруг концепции Де Феличе идет постоянно и на разных уровнях. Особенно остро реагировала левая общественность на публикацию его «Интервью о фашизме». Журнал Института истории освободительного движения поместил редакционную статью, где были подвергнуты критике как его методы использования документов, так и присущие ему тенденции к апологии фашизма.
В итальянской историографии фашизма существует, но не является значительной, фашистская и неофашистская составляющая. В первые послевоенные годы она была представлена работами историка А. Тамаро. В них автор рассматривал фашизм сквозь призму своих националистических взглядов и изображал как режим, в целом отвечавший национальным интересам. В дальнейшем более или менее откровенная апология фашизма зазвучала лишь после того, как с начала 1970-х гг. активизировалось неофашистокое движение.
В 1983 г. появился сборник «Фашизм сегодня», где были представлены различные оттенки неофашистского истолкования фашизма времен Муссолини. Некоторые участники этого сборника вступили в полемику с концепцией Де Феличе – в частности, с его представлениями о фашизме как «левом» движении и о генетической связи фашистской идеи «нового человека» с просветительской и демократической традицией. Современные итальянские неофашисты возводят ее к совершенно иным истокам – к образцу «человека античной расы» и к идеям из нацистского арсенала, которым симпатизируют и они сами.
Новая и особенно новейшая история остается такой областью исторического значения, которая наиболее чувствительна к воздействию современных исследователю общественных запросов и политической злобы дня. Но влияние привходящих обстоятельств, так или иначе связанных с политикой, не определяет лица современной итальянской историографии новой и новейшей истории. Она открыта для новых исследовательских подходов, усваивает их в органическом слиянии с собственными традициями и стоит на общем высоком уровне, характерном в настоящее время для развития исторической науки в Италии.