Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

История становления и современное состояние

  • 👀 756 просмотров
  • 📌 726 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: История становления и современное состояние
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «История становления и современное состояние» doc
История становления и современное состояние Одно из ведущих мест научных дисциплин принадлежит психологии здоровья. Главный акцент в этой области должен делаться на изначальном формировании здоровой психики и поддержке ее функционирования. Поэтому на передней план выходит профилактика физического (функциональные и морфологические возможности организма), психического (психологическое состояние, эмоции, представления) и социального здоровья (семья, работа, принадлежность к социальному классу, нормы поведения и др.). И одной из основных тем психологии здоровья – это формирование у человека органической потребности в здоровом образе жизни и соответствующих формах его обеспечения. В настоящее время делается попытка показать возможность и необходимость решения главной задачи психологии здоровья как самостоятельной научной дисциплины – раскрыть психологическое обеспечение здоровья на основных этапах жизненного пути человека. Психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в качестве новой и самостоятельно области научного знания. И интерес к проблеме психического здоровья личности проявился в первую очередь со стороны российских ученых. Здесь огромная роль принадлежит академику Владимиру Михайловичу Бехтереву (1857 – 1927), который в своих выступлениях проводит мысль о том, что борьба за свободу личности в то же время и борьба за ее здоровое развитие. Личность, по Бехтереву, это человек со своим индивидуальным психическим укладом в единстве умственных и душевных качеств, активным отношением к окружающем его внешним условиям, способный к управлению своим поведение и собственной деятельностью. Главное, что организует личность - это ее направленность, то есть то, что придает жизнедеятельности устремленный, нацеленный характер, что руководит мыслями, действиями и поступками. В сентябре 1905 года в Киеве на 2-ом съезде российских психиатров Бехтерев выступил с докладом «Личность и условия ее развития и здоровья». Остановимся на некоторых положениях доклада, относительно условий формирования здоровой личности: • важное условие правильного развития личности – природа организма (наследственность), которая передает те биохимические процессы, которые лежат в основе внутренней организации, находя отражение в особенностях темперамента и характера; • следующий фактор связан с условиями зачатия и развития человеческого организма. Неблагоприятные условия зачатия и развития плода влекут за собой дегенеративные особенности потомства, которые, в конце концов, сводятся к разложению личности и к ее упадку. Причины – плохая наследственность родителей, их алкоголизм или физические недостатки, болезнь матери и психические моменты во время беременности; • экономические условия – одна из главных причин, оказывающая влияние на развитие личности. Неблагоприятные экономические условия, в том числе недостаточное питание населения, приводят к физическому ослаблению организма, истощению его болезнями, нарушению правильного, полноценного развития психики и личности в целом; • алкоголизм – один из злейших факторов, несущий в себе реальную угрозу распада личности. Алкоголь парализует сферу чувств, снижает нравственные, интеллектуальные и волевые качества человека и приводит к развитию душевных болезней, вырождению и преступности. Бехтерев подчеркивал, что борьба с пьянством останется бессильной до тех пор, пока государственный бюджет будет искать опору в тех огромных доходах, которые извлекаются в счет потребления народом спиртных напитков; • трудолюбивая, умеренная и долгая жизнь по правилам гигиены есть цель, к которой следует стремиться человеку. Общество должно, прежде всего, побеспокоиться о создании здоровых условий для жизнедеятельности личности. Под контролем и при активном участии государства должны проводится в жизнь не только пропаганда здорового образа жизни, но и необходимые оздоровительные мероприятия. Среди них важнейшее значение придает вопросам психогигиены и профилактике психических заболеваний, охраны здоровья; • основы будущей личности закладываются в дошкольном возрасте и связаны, прежде всего, с правильным и рациональным воспитанием ребенка с первых дней его жизни. Воспитание должно создавать личность самостоятельную инициативную разумно критичную к себе и ко всему окружающему. Правильное воспитание играет огромную роль не только в развитии характера, но и в укреплении физического и психического здоровья. (Дурные примеры старших – негативные воспитательные условия - способствуют формированию нездоровых привычек у детей, вызывают утрату душевного равновесия, развития навязчивых состояний, если они своевременно не устранены); • невежество, несовершенство и недостаток образования – главные условия неполноценного развития личности. «Безграмотность есть умственная слепота, а личность непросвященного народа мало возвышается над проявлением животной жизни». Образование должно быть: всеобщим и бесплатным, строго индивидуализированным, учитывать особенности психического склада обучаемого, основано не столько на шаблонном заучивании готовых форм, сколько на развитие личности с критическим вкладом ума и самостоятельным отношением к окружающей действительности; • личность – существо социальное, которое является, с одной стороны, продуктом наследственности своих предков, с другой - социальным условием окружающей среды, социальной наследственности, благодаря которой передаются все приобретения жизненного опыта предшествующих поколений. Без социальной среды нет и не может быть личности. Человек воспитывается в ней со дня рождения: в кругу семьи, близких родственников, в школьной среде, среди своих товарищей, позднее черпает свой жизненный опыт в профессиональном окружении; • каждый человек – деятель, творец и созидатель будущего. Совершенствование личности то быстрее, то медленнее. Но безостановочно, всю жизнь. В этом состоит основной закон нормального развития человеческой жизни. Все усилия должны быть направлены на непрерывное совершенствование своей собственной личности в соответствии с интересами человеческой общности. В целом 20-й век был отмечен возрастающей ролью психологии в обеспечении здоровья, в изменении взглядов между психикой и телом. В 30-е годы многие исследователи обратили внимание на взаимосвязь между эмоциональной жизнью человека и физиологическими процессами. Появилась новая научная область Психосоматическая медицина (опирается на медицинские дисциплины, в основном психиатрию). В 1938 году выходит первый журнал П.М. В 1960-е годы в недрах П-ой м –ны формируются подходы и теории, предлагающие взаимосвязь психологических и социальных факторов, с одной стороны, и физиологических функций - с другой. Рассматривается влияние этой взаимосвязи на процесс развития и течения заболеваний. Таким образом, в 1970-х годах появилась научная отрасль, направленная на изучение роли психологии в этиологии заболеваний, получившая название поведенческой (бихевиоральной) медицины. В ее основе лежит не только лечение болезней, но и их предупреждение, и которая опирается на такие науки как психология, педагогика и социология. В ней используются методы поведенческой терапии, модификации поведения (например, при лечении ожирения, наркомании). В конце 1970-х гг. был учрежден журнал и соответствующее общество. Примерно в это же время возникает еще одна область исследований, полностью принадлежащая психологии, которая получила название психология здоровья. Отделение «Психология здоровья» было открыто в американской психологической ассоциации в 1978 г. С 1982 года выходт журнал «Психология здоровья». Психосоматическая и поведенческая медицина, психология здоровья при всей специфичности собственных подходов сходятся на том, что здоровье и болезнь есть результаты взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов. Эта идея получила отражение в «биопсихосоциальной модели», предложенной в 1977 г Д. Энджелом, которую он сам дополнил и уточнил в 1980г. Эта модель характерным образом отвечает на ряд таких вопросов как: Что вызывает болезнь? Кто ответственен за болезнь? Как лечить болезнь? Кто ответственен за лечение? Какое взаимодействие между болезнью и здоровьем? Какак связь между психикой и телом? И т. д. Результаты многих исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на нервную систему. психику человека. Информационный бум, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки и т.д.) и другие патогенные особенности современной жизни приводят к эмоциональному напряжению, которое становится одним из факторов развития различных заболеваний. По данным ВОЗ за 20-й век средний показатель распространенности нервно-психических заболеваний в расчете на 1000 человек вырос более чем в 4 раза. Увеличивается не только количество больных в обществе, но и темпы роста этих расстройств. Если раньше регистрировалось от 5 до 10 больных на 1000 человек, то последние десятилетие эти цифры достигли 29-33. Увеличилось число неврозов и расстройств личности, в этиологии которых наибольшее значение имеют факторы эндогенной природы. По данным мировой статистики, в настоящее время расстройства личности составляют 40%, неврозы 47%, эндогенные психозы – 135 от общего числа нервно-психических заболеваний. Эксперты ВОЗ отмечают заметное распространения нервно-психических расстройств у детей и подростков. Невротические и неврозоподобные состояния составляют 63 случая на 1000 детей. В нашей стране стойкие психические расстройства регистрируются примерно у 15% детей. По данным Института социально-политических исследований РАН, число абсалютно здоровых в психическом отношении школьников снижается с 30% в 1-3 классах до16% в 9-11 классах. За период обучения состояние здоровья учащихся, по свидетельству Минздрава РФ, ухудшается в 4-5 раз, а 85% неуспевающих – это больные дети. Возрастающее значение психических факторов в возникновении, течении различных соматических болезней определяет одну из особенностей психологии здоровья – ее «неспецифичность». Сейчас уже не вызывает сомнений, что не менее 30% (по некоторым данным – не менее 50%) обращающихся с соматическими жалобами в поликлиники – по существу, практически здоровые люди, нуждающиеся в коррекции эмоционального состояния. Статистика свидетельствует, что лиц, не страдающих каким-либо психическим нарушением, т.е. «абсолютно здоровых», в настоящее время насчитывается в среднем 35%. По данным разных авторов от 22 до 89% населения – люди с предболезненными состояниями и половина из них не нуждаются в психиатрической помощи, они самостоятельно адаптируются к среде и нуждаются лишь в психологическом консультировании. В современной России психология здоровья как новое и самостоятельное научное направление еще только проходит стадию своего становления. Необходимо отметить, что тема психического и профессионального здоровья была поставлена в ряд первоочередных задач на кафедре психологического обеспечения профессиональной деятельности в 1989 году (зав. каф. Профессор Г.С, Никифоров) при факультете психологии Санкт-Петербургского госуниверситета. В 1991 году вышла монография «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности», где психологии здоровья была посвящена отдельная глава. Ее содержание касалось вопросов психологического обеспечения здорового образа жизни, психогигиены профессиональной деятельности, профессионального долголетия и др. В последние годы издано несколько учебных пособий по психологии здоровья. В 1999г. вышла монография профессора И.Н. Гурвича «Социальная психология здоровья», в которой систематизирован обширный зарубежный опыт последних десятилетий. В 2000 г. издательство Санкт-петербургского госуниверситета выпустила первую коллективную монография «Психология здоровья». В целом за сравнительно короткий период психология здоровья превратилась в обширную область исследований. Если 1975г. в США было внедрено 200 программ по охране психического здоровья, то в 1990 г их было 5000. По этому направлению издаются журналы, учебники, монографии. В Великобритании принят документ «Здоровье нации», а в Европе подобная инициатива получила название «Здоровье для всех». Постоянно пополняется перечень центров психического здоровья, группы оказания помощи и самопомощи в укреплении собственного здоровья, которые распространяются по всему Западу. Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Классификация потребностей человека (по Маслоу) Абрахам Маслоу в своей работе «Мотивация и личность» представил развитие личности человека как процесс постепенного удовлетворения его потребностей, а способность к их удовлетворению он рассматривал как приобретенное, а не врожденное свойство. Согласно гипотезе Маслоу человеческие потребности более высокого уровня появляются лишь тогда, когда удовлетворены более низкие потребности, но не ранее. В течение одного дня человек может перемещаться по иерархии потребностей вверх и вниз, но он будет стремиться сконцентрировать больше энергии на определенных уровнях. Развитие человеческой личности может остановиться на любом уровне. Многие люди, на протяжении всей жизни сражаются за удовлетворение самых примитивных потребностей. Иерархия человеческих потребностей по Маслоу 1. Физиологические потребности. Важные среди них – потребности в еде, воде, сне и половом удовлетворении. При отсутствии возможности удовлетворить одну из этих потребностей все другие становятся относительно несущественными. 2. Потребность в безопасности (защите, порядке, стабильности). Эта потребность присуща в любом возрасте, но ярче всего проявляется у детей. Взрослые чаще всего пытаются скрыть или подавить страх. Когда мы, взрослые, ощущаем угрозу нашей безопасности, мы реагируем на это не явным образом, а замаскированной тревогой и физическими изменениями (учащенный пульс, повышение А/Д и др.). 3. Потребность любить и принадлежать кому-то. Как только физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, мы начинаем испытывать желание иметь друзей, любить и быть любимыми. Мы чувствуем потребность быть кому-то нужными иметь семью. 4. Потребность в самоуважении. На этой ступени иерархической лестницы мы начинаем оценивать наши достижения, успех и мы испытываем потребность в самоуважении, желаем признания других людей. Именно эта потребность часто остается неудовлетворенной, и люди проживают жизнь, так и не добившись высокой оценки окружающих. 5. Потребность в самореализации: т.е. максимальное использование своих (возможностей) способностей. Согласно Маслоу очень немногие озабочены этой проблемой. Большинство борется за удовлетворение потребностей более низкого уровня. Например, потребность в любви и самоуважении. Но многие не имеют возможности для самореализации в силу жизненных обстоятельств – бедность, жизнь в условиях диктатуры. Теория психоанализа Фрейда Теория Зигмунда Фрейда, где подсознательные силы оказывают существенное влияние на поведение человека, наиболее известна. Ключевой идеей теории личности является то, что человек обладает энергией называемой – либидо, которая направлена на получение максимального удовольствия. Однако многие действия, которые могут приносить удовольствие отдельному человеку, способны спровоцировать его на конфликты с другими людьми, поэтому они должны подавляться. Например, мы подавляем большинство наших сексуальных импульсов, потому что следование им создало бы нам трудности. Фрейд был убежден в значительной важности подсознательной сферы психики. Именно он сформулировал представление о том, что сознание представляет лишь небольшую часть психики, а основная часть психической деятельности протекает в сфере подсознательного, которая оказывает сильное воздействие на наши эмоции и поведение. Фрейдовская концепция личности и психики включает три главных компонента: ид, эго и суперэго. Ид – основная и наиболее примитивная часть психики – локализован в сфере подсознания и состоит из либидо и агрессии. Чтобы удовлетворить агрессию, ид готов разрушить все, поэтому необходимо научиться контролировать требования ид (В этом состоит развитие человека по Фрейду. Эго – это сознательная часть психики. Развивается по мере взросления и имеет дело с требования ид. Когда запросы ид разумны, эго разрешает удовлетворить их. Когда требования ид таковы, что следование им угрожает нам быть отвергнутым обществом эго использует подавление – процесс, с помощью которого неприемлемые мысли, воспоминания, желания и мотивы исключаются из сознания и остаются действовать на бессознательном уровне. Суперэго – это наша совесть, или чувство правильного и ложного. Если эго помогает нам не совершать дурных поступков, вызывающих общественное осуждение, совесть (или суперэго) подсказывает, что мы «должны» сделать. Как и ид, суперэго большей частью действует в сфере подсознания и влияет на наше поведение намного сильнее, чем мы это себе представляем. Фрейд считал, что три части нашей психики вступают в конфликт между собой, который является сутью личности человека. Одним из следствий конфликта является тревога, которую возбуждает эго, когда требования ид угрожают опасностью или суперэго грозит осуждением. Следствиями конфликта между тремя элементами личности могут быть неспособность испытывать сексуальное наслаждение, смутное, ничем не оправданное чувство вины, а также бессознательная потребность в наказа нии. Теория подверглась серьезной критике. По сей день не все признают ее в оригинальной форме т.к. невозможно доказать существование ид, эго и суперэго. Однако никто не отрицает существенного влияния подсознательной части психики на эмоции и поведение человека. Эмоциональное благополучие Эмоции представляют собой психическое состояние, которое характеризуется субъективными переживаниями, физиологической активацией и определенными способами выражения. Эмоции реальны, имеют большое значение и составляют важную часть человеческой личности. Поскольку каждая эмоция влияет на функции организма, эмоциональное благополучие имеет прямое отношение физическому здоровью. Личность человека складывается под влиянием других людей и жизненных обстоятельств. Существует много теорий, объясняющих развитие личности. Фрейд подчеркивал значение подсознания. Эрик Эриксон особое внимание уделял необходимость справиться с психосоциальными проблемами, характерными для каждой стадии жизни от рождения до смерти. Карл Роджерс подчеркивал значение самооценки в развитии личности. Все эти теории помогают нам осознать наши ощущения и поведение. Для достижения высокого уровня эмоционального благополучия необходимы: хорошо развитое чувство индивидуальности, умение общаться, способность сближаться с другими людьми и активность. Эмоции по определению психологов включают три компонента: 1. Субъективное переживание. Радость, печаль, страх и гнев – все это субъективный компонент эмоций. При этом надо помнить, что, хотя эмоции субъективны, они весьма реальны. 2. Физиологическую реакцию активности. Эмоции обязательно инициируют изменения в организме, готовят его к определенному типу деятельности (например, общению или драке). 3. Открытое выражение. Эмоции обычно проявляются в выражении лица и изменении позы. В действительности психика и эмоции взаимосвязаны и взаимозависимы. Эмоции представляют собой отражение наших психических функций, а эмоциональное состояние, влияет на психические функции. Таким образом, во многих случаях можно с полным правом говорить о психическом и эмоциональном здоровье как синонимах. Хотя восприятие эмоций глубоко субъективно, они реальны и имеют большое значение. Эмоции несут в себе радости, страхи и печали жизни и играют в ней очень важную роль. Если человек не способен чувствовать жалость или стыд, будет ли он стремиться не причинять вред другим, если кто-то не испытывает страха, что заставит его избегать опасности. Значение эмоций выходит за пределы того, что мы чувствуем и делаем, потому, что каждая эмоция влияет на функцию тела. (Вы когда-нибудь нервничали так, что едва дышали? Краснели? Колотилось ли сердце от возмущения и страха?). Все эти обычные реакции иллюстрируют, как эмоции влияют на функции организма. Когда мы испытываем покой и умиротворение, наше тело расслабляется и энергия восстанавливается. Признаки эмоционального благополучия Уровень психического здоровья варьирует в очень широком диапазоне – от серьезных нарушений психики до высокого эмоционального благополучия. Личность большинства из нас имеет сильные и слабые стороны, а степень эмоционального благополучия меняется день ото дня. Некоторые характеристики эмоционального благополучия: 1. Положительная самооценка и уважение к себе. Уважение к себе должно быть неотъемлемой частью самосознания. Эмоционально здоровые люди относятся к себе хорошо. Они адекватно воспринимают трудности жизни и имеют развитое чувство собственного достоинства. Такие люди считают свои недостатки частью собственной натуры. Они не переживают, что не так ловки и красивы, как кто-то из близких. Как научиться уважать себя, относиться к себе хорошо? Воспитать чувство достоинства? Успех порождает успех – каждая ваша удача придает вам уверенности, что ведет к дальнейшим успехам: • займитесь чем-то новым. Испробуйте себя в спорте, живописи, музыке. У каждого из нас есть области, в которых мы можем превзойти других, к сожалению многие люди так и не раскрывают своих способностей. • Добейтесь успеха в том, что вы делаете. Тщательно готовьтесь к экзаменам, выступлениям, не позволяете себе проваливаться. 2. Эффективные способы удовлетворения потребностей. Потребности человека многообразны и осознаются им по мере взросления, а способами удовлетворения этих потребностей человек овладевает в ходе жизни. Каждый должен отчетливо понимать, в чем он нуждается. Непонимание или отрицание своих потребностей делает человека несчастным. Даже достигнув материального благополучия и положения в обществе – чувствует себя неудовлетворенным. Например, некоторые люди утверждают, что не нуждаются в любви и теплом отношении со стороны окружающих. На самом деле ощущают эту потребность, но боятся быть отвергнутыми. Страх заставляет отвергать других, избегая опасности быть униженным. Так. обр. поведение оставляет неудовлетворенной важную потребность человека. 3. Умение переживать неудачи. Эмоционально здоровые люди всегда найдут подходящий способ справиться с разочарованием. Это умение развивается по мере взросления. Взрослые люди понимают, что нельзя рассчитывать на исполнение всех желаний. Они сохраняют позитивный взгляд на жизнь и понимают, что разочарование – явление временное. Такие люди стараются сконцентрировать свое внимание на положительных аспектах каждой жизненной ситуации и не прибегают к алкоголю, а предпочитают действовать. 4. Умение приспособиться. Каждый живой организм должен приспосабливаться к окружающей среде, чтобы выжить. Знакомая привычная обстановка дает нам ощущение безопасности, а встреча с чем-то новым иногда вызывает волнение и тревогу. Когда мы смотрим в будущее с интересом и уверенностью, а не со страхом, тогда можно сказать, что мы достигли высокого уровня эмоционального благополучия. 5. Разумная степень независимости. Эмоционально благополучные люди независимы. Способны самостоятельно принимать решения, планировать и действовать в соответствии со своим планом. Но полной независимости не существует. Например, любовные отношения предполагают взаимную зависимость, и без нее одна из самых главных потребностей не будет удовлетворена. 6. Чувство «хозяина жизни». Эмоциональное благополучие подразумевает уверенность человека в том, что он сам управляет своей жизнью. Тот кто чувствует себя незащищенным и беспомощным, не может быть счастливым. В то же время не следует стремиться к невероятной цели полностью контролировать свою жизнь. Существуют аспекты, которые от нас не зависят и если мы будем пытаться подчинить их своей воле, то обрекаем себя на разочарование и стресс. Достижение эмоционального благополучия Люди не рождаются благополучными. Они идут к этому состоянию, преодолевая жизненные трудности. Необходимые условия эмоционального благополучия – хорошо развитое чувство индивидуальности, умение общаться, создавать близкие отношения и проявлять активность. Развитие индивидуальности. Наша индивидуальность складывается из множества составляющих: возраста, пола, профессии, способностей, увлечений и взаимоотношений с другими. Интеграция всех этих факторов дает целостную личность. Если кто-то из нас не в ладах с самим собой, если неудовольствие связывает такие черты личности как пол, возраст, национальность – то следует убедить себя в том, что мы есть и надо научиться чувствовать себя комфортно в этом качестве. В других аспектах – профессии, религиозных воззрениях – мы вольны что-то изменить, отбросив оказавшееся неинтересным. Эффективное общение. Для эмоционального благополучия важно свободное общение, т.к. от качества взаимоотношений с другими людьми зависит удовлетворение наших собственных потребностей. Эффективное общение требует двух активных участников. Каждый должен ясно выражать свою мысль или чувство и каждый должен постараться понять мысли и чувства другого. В общем важную роль играют умение слушать и говорить. Разговор. В разговоре необходимо тщательно выбирать выражения, чтобы свести к минимуму возможность неправильного истолкования ваших слов. Для этого нужно иметь хорошую речь. К собеседнику нужно быть внимательным и уметь оценивать его реакцию не только по словам, но и по несловесным признакам. Часто движения, поза и мимика говорят больше о наших эмоциях чем слова. Для эффективного общения нужно уметь выражать истинные мысли и чувства. Но такая откровенность может сделать человека уязвимым, поэтому безопаснее поддерживать предметные беседы, если разговор не касается взаимоотношений. Выслушивание. Умеющий хорошо слушать также активно участвует в общении. На самом деле хорошему слушателю приходится затрачивать больше энергии и внимания, чем говорящему. Внимание должно быть сфокусированным на том, кто говорит, иначе можно потерять смысл сказанного. Здесь также важен язык жестов. Часто несловесные сигналы говорящего открывают нам больше, чем произносимые слова. Эффективный способ слушания – пересказ. Он дает возможность внести поправки, если что-то было непонятно и показывает говорящему, что слушатель действительно сказанное. Слушатели часто неправильно истолковывают то, что они слышат. Например, иногда воспринимают сказанное как критическое замечание или нечто враждебное. Хотя говорящий ничего подобного не имел ввиду. Чтобы избежать крупных недоразумений, необходимо немедленно попросить объяснений. Иначе неприязнь укрепится и может повредить и даже разрушить отношения. Развитие близких отношений. Близкие отношения – это дружба, скрепленная тесными эмоциональными, интеллектуальными и духовными узами (Вайер, Шейнбер). Люди состоящие в близких отношениях – заботятся друг о друге, доверяют сокровенные мысли. Близкие отношения развиваются между друзьями, любовниками, соседями. Свобода общения – существенное условие для развития близких отношений. Мысли, чувства, желания могут быть свободно высказаны и не быть осуждены. Близкие отношения способствуют развитию чувства собственного достоинства, повышают самооценку, т.к. убеждают нас в ценности нашего «Я». Близкие отношения позволяют нам чувствовать себя комфортно и существенны для эмоционального благополучия, т.к. обеспечивают поддержку в трудные времена. Отсутствие близких отношений приводит к эмоциональной изоляции, а неумение вступать в них служит симптомом серьёзных эмоциональных нарушений. Способность рисковать. Чтобы между людьми завязалась дружба, нужно раскрыться, стать уязвимым и рискнуть стать отвергнутым, но без этого риска не приобрести необходимой нам близости с другими людьми. Способность доверять. Близкие отношения развиваются постепенно. Доверие – главный элемент и требует времени для своего развития. Сначала мы чуточку раскрываем свою душу. В ответ узнаем кое-что друг о друге все. Способность оказывать поддержку. Отношения развиваются в близкие до тех пор, пока оба партнера поддерживают друг друга и не злоупотребляют критикой. Если мы обнаруживаем, что нас за что-то высмеивают, принижаю наше достоинство – мы чувствуем себя оскорбленными и начинаем отдаляться. Близкие отношения с другими людьми дают нам счастье любить и быть любимыми, принадлежать кому-нибудь и способствуют развитию чувства самоуважения. Развитие активности. Благодаря активности наши желания и цели становятся известными другим. Вместо того, чтобы пассивно ждать, когда окружающие помогут нам осуществить их, мы должны активно работать и добиваться желаемого. Для этого необходимо различать три типа поведения: • Пассивное поведение. Мы не заявляем о своих целях и правах, позволяем другим делать за нас выбор. Вследствие этого наши желания становятся неудовлетворенными, а мечты нереализованными. Мы обвиняем других за свою пассивность и начинаем презирать себя, а отношения с другими становятся напряженными. • Активное поведение. Мы открыто заявляем о своих целях и правах. Стремимся к удовлетворению наших потребностей. Сами делаем выбор и добиваемся исполнения желаний не посягая на права других. Активное поведение воспитывает чувство независимости и собственного достоинства. • Агрессивное поведение подразумевает достижение цели за счет ущемления прав других людей. Агрессивное поведение задевает и оскорбляет окружающих, заставляет их защищаться. А.П. отдаляет нас от других людей, которые в ответ на него могут сделать невозможное, чтобы мы не добились своей цели. Ведя себя агрессивно, мы испытываем угрызения совести, опасаясь мести и тревожимся за себя. А.П. разрушает взаимоотношения с окружающими. Инстинкты. По своим врожденным особенностям каждый человек индивидуален и родители, наблюдая за ребенком еще в колыбели, радуясь или огорчаясь, отмечают эти особенности. Врожденная индивидуальность определяет: призвание, судьбу и жизнь человека. В процессе жизни формируется личность, как общность всех качеств, характеризующих данного конкретного человека. И не учитывая натуру, индивидуальность, личность и уровень приспособляемости к жизни этого человека, никто никогда не ответит на вопрос: «Почему здоров человек?» или «Почему он болен?». Каждый человек неповторим и познать себя – задача крайне трудная, но необходимая. А для этого необходимы знания психологии человека. Мотивы поведения человека чрезвычайно сложны, но в основе их лежат инстинкты. На наш взгляд это основные жизненные потребности и прежде всего потребности в самосохранении, продлении рода. В нашем понимании сути, инстинкты отражают то, что характеризуется емким понятием «хочу!». Это – сверхпотребность. Отказавшись от «хочу» человек отказывается тем самым от жизни. С «хочу!» и «не хочу! » человек рождается. Однако, если бы мы руководствовались только этим, наш род и племя не сохранился бы и не выжил ( и все это стало бы тупиком эволюции). Одновременно должны были возникнуть мотивации «надо» и «нельзя». Надо быть человеком, поэтому нельзя, сохраняя собственную свободу, честь и достоинство, переступать через права других. Только в таком благородном смысле мы понимаем инстинкты человека. Инстинкты всегда подвергались моральному остракизму. В них видели только животные начала, сводя их только к инстинктам самосохранения и половому. Инстинктивное квалифицировалось как предосудительное, аморальное и плотское. Инстинкты виделись как нечто от «дьявола» в человеке. Уходившие в пустыню, дав обет безбрачия, отказавшиеся от радостей жизни по сути боролись с инстинктами. И эта борьба длилась веками, но оказалась бесплодной, т.к. это была борьба с природой человека. Нельзя подавлять в человеке человеческое. В таких случаях речь идет об ущемлении инстинкта, который отзывается в каждой системе организма, в каждой его клеточке. И нельзя ставить равенство между инстинктами человека и животного. Во-первых, инстинкты человека – нечто принципиально иное, чем инстинкты животного, во-вторых, инстинкты животного - не только инстинкты самосохранения, «пищевой» и «половой» (собака на могиле хозяина опровергает понимание Инстнинктов к теплу и пище). Мы рассмотрим концепцию инстинктов человека выдвинутую В.И. Гарбузовым: 1 – самосохранения, 2 – продолжения рода, 3 – альтруизма, 4 – исследования, 5 – доминирования, 6 – свободы, 7 – сохранения достоинства. Первыми, по видимому, возникли инстинкты самосохранения и продолжения рода. Но для того, чтобы сохраниться самому и сохранить свое потомство понадобились заповеди (табу), правила отношений внутри рода. То есть первые два инстинкта определяли отношения к себе и своему потомству. Однако необходим был и инстинкт, регулирующий отношения с другими членами рода. Этого требовала сама жизнь и это было необходимо для выживания. Так из инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода вытекает инстинкт альтруизма. Термин «альтруизм» от латинского alter (другой) был введен в 19 веке французом философом Огюстом Контом, а содержание термина Конт сформулировал как «vivre pour alters» – «жизнь для других». (Английский философ и социолог Герберт Спенсер в конце 19 века рассматривал альтруизм как адаптивное качество, возникающее в ходе естественной эволюции). Именно из инстинкта альтруизма – невозможность для каждого нормального человека спокойно слушать плач ребенка, безучастно смотреть на упавшего старика. Этот инстинкт побуждает нас остановиться. Не пройти мимо, подать руку помощи. Бытует мнение, что убивают, насилуют руководствуясь «низменными инстинктами» однако «низменных инстинктов» нет, низменными могут быть страсти, извращенный, циничный ум, характер (низменное есть в извращенных принципах сознания или в ложных установках неосознаваемого психического). Для выживания отдельного человека и рода в целом было необходимо, чтобы нечтовластное побуждало человека к поиску, обучению, освоению знаний, к творчеству, саморазвитию. Необходимо было искать новые способы защиты и охоты, открывать новые места обитания, совершенствовать орудия труда и т.д. Так возник инстинкт исследования. Далее шла борьба за самку, за место и роль на охоте, за необходимость принятия решений и тем самым развивался инстинкт доминирования. Данный инстинкт, как и все остальные имеет место у каждого, но выражен у разных людей по-разному. У кого инстинкт доминирования выражен ярко – харизматический лидер. В переводе с греческого «харизма» - милость, благодать, божественный дар. Таким образом, речь идет об одаренности, таланте лидера. Люди с мощно выраженным инстинктом доминирования – генетические «князья». Инстинкт доминирования способен подавлять инстинкты самосохранения и продолжения рода. На вершине пирамиды – два высших инстинкта: свободы и сохранения достоинства. Инстинкт свободы вытекает из всех других инстинктов. Именно ради свободы человек способен отказаться от жизни, пойти на смерть с гордым «лучше умереть стоя, чем жить на коленях!». Ведь свобода – условие выживания потомства, т.к. в рабстве теряется смысл продолжения рода. Свобода – высшее требование инстинкта альтруизм. Без свободы немыслимо творчество (вытекает из инстинкта исследования). Без свободы нет и достоинства. Все живое рвется на волю. Это в крови, это в генетике. Тираны всех веков подавляли именно инстинкт свободы. Инстинкт сохранения достоинства являясь высшим, также вытекает из всех предыдущих и способен подавить инстинкты самосохранения и продолжения рода. Степень выраженности инстинктов у человека различны. Один или несколько инстинктов могут быть выражены сильнее всех остальных. Доминирующий инстинкт определяет тип человека, его признание, его врожденные ориентации. Типы людей характеризуются следующим образом: Эгофильный тип. Люди этого типа осторожны, рассудочны, предрасположены к недоверчивости и подозрительности, избегают риска, исключают авантюризм, склонны к стабильности. У них повышенная предрасположенность к тревожности, страхам высоты, воды. Больших скоростей. (Люди этого типа по натуре не альпинисты, не гонщики не мореплаватели). «Моя безопасность и мое благополучие превыше всего». Эти люди выступают как хранители генофонда своего рода (благоразумны, благополучны, сохраняя себя и семью). Если самоутверждаясь становятся гонщиками, то борясь с собственными страхами истязают себя и приходят к болезням сердца и сосудов. Предпочитают серый цвет – цвет обостренного самолюбия, скрытности, и зеленый – цвет гордости, самонадеянности, жажда признания и уважения к себе, целеустремленности, но и замкнутости, внутренней напряженности. В сновидениях видят проблемы, касающиеся их самих. Генофильный тип. Все в жизни этого типа подчинено интересам семьи, детей. Характерно замещения понятия «Я» на «МЫ» (т.е. семья). Это «сверхотцы» и «сверхматери». Для них семья превыше всего, а «мой дом – моя крепость». Они хранители семьи. Предпочитаемый цвет синий, цвет спокойствия, умиротворенности, верности, мира. В сновидениях – проблемы, касающиеся семьи, детей. Альтруистический тип. Для людей этого типа характерна доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию. Именно они подставляют ударившему их по щеке другую щеку, переживая не боль от удара, а стыд за ударившего и жалость как к неправому. Люди альтруистического типа переживают беду другого больше, чем собственную, не перенося вида крови у другого, насилия. У них даже может возникнуть реакция со рвотой, бледность кожных покровов, вплоть до обморока и шока. Собственную боль переживают более стойко. Это самоотверженные люди, свою жизнь посвящают защите слабых и уходу за больными. Обычно это медсестры, солдаты «Армии спасения». К людям этого типа относятся Мать-Тереза, Андрей Сахаров. Они – хранители жизни, проповедники добра и терпимости. Предпочитаемые цвета: белый – цвет духовной чистоты и синий – цвет сопереживания, доверия, женственности и мира. В сновидениях видят проблемы других людей. Исследовательский тип. Люди этого типа – творческие личности, любознательные и изобретательные, стремящиеся во всем добираться до сути. Это великие ученые, путешественники, изобретатели, люди поиска и открытия. Добиваются цели зачастую ценой своей жизни, пренебрегающие материальным достатком, комфортом и нередко семьей. Эти люди открывали земли, создавали науку, и всегда являлись движущей силой прогресса. Для них творчество, поиск, прогресс превыше всего. Предпочитаемый цвет – красный, цвет активности, жизненной силы, стремления к новому, к борьбе за достижение творческих целей, цвет мужественности. В сновидениях путешествуют, взбираются на горы, пробираются в тоннелях, лабиринтах, их ведет бесконечная дорога, постоянно решают творческие задачи. Именно у них происходят озарения во сне. Доминантный тип. Люди этого типа – генетические лидеры, лидеры от рождения. Отличаются логичностью мышления, самокритичностью и критичностью, способностью к прогнозированию развития событий, во всем умеют выделить главное. Они ответственны, деловиты и практичны, эмоционально сдержаны, мужественны, разбираются в людях. Главная их цель – карьера. Знают чего хотят и как достигнуть желаемого. В общении и деловых контактах ориентируются на таких же лидеров, снисходительны к слабым. Прирожденные организаторы и руководители («Дело превыше всего»). Они необходимы, как необходим порядок и они хранители интересов всего рода. Предпочитаемый цвет: зеленый – цвет гордости, целеустремленности, точности, твердости, постоянства, и красный – цвет жизненной силы, стремления к победе, успеху, цвет активности, конкуренции, деят-ти воли, безусловной мужественности. В сновидениях – решительны, властны, часто видят себя в борьбе, в организации какого-то дела. Постоянно планируют, преодолевают и побеждают. Либертофильный тип. Они свободолюбивы, не терпящие ограничений, обыденности, бюрократизма и консерватизма, не восприимчивы к внушению. Предрасположены к перемене мест, к живой работе с частыми командировками и не контролируемой свыше. Живут одним днем и принцип их жизни «Бог даст день и бог даст пищу». Они генетические революционеры, активисты по натуре. Их дом – весь мир. Предпочитаемый цвет: желтый – цвет экспансии, раскованности, освобождения от неволи, цвет веселья и счастья, цвет свободы, надежды, перемен. В сновидениях летают, освобождаются от чего-то сковывающего, открывают запертые двери, окна, решетки, убегают, уходят и т.д. Дигнитофильный тип. Эти люди горды, нетерпимы к любым формам унижения человека человеком, человека – государством, готовы поступиться своим положением, благом, семьей и даже жизнью во имя сохранения собственного достоинства чести. Они принципиальны и бескомпромиссны. Ничто и никогда не заставит склонить их гордую голову. Тираны всех времен и народов посылали на плаху именно дигнитофилов и либертофилов. Они рыцари без страха и упрека, их гордость благородна. (Они естественный противовес любым тенденциям авторитаризма). Их цвета: зеленый – цвет гордости и серый – цвет безразличия ко всему внешнему, суетному, скрытности и замкнутости. В сновидениях спорят, отстаивают свою точку зрения борются с кем-то могущественным, защищая свое достоинство. Все инстинкты принципиально подразделяются на 2 группы: 1) «фемининная» (женственная), 2) «маскулинная» (мужественная). В «Фемининную» группу входят инстинкты самосохранения и продолжения рода. Эта группа инстинктов – иньская, пассивная, тормозящая, эгоцентричная, фиксированная на проблемах «Я» и семьи. Ее тенденции отражают врожденную потребность в безопасности (семьи), в стабильности, в мире, в гармонии с природой. Это тенденция консерватизма, осторожности и осмотрительности, отрицания риска, тенденции обостренного самолюбия и эгоизма (аккуратны, гибкие в мыслях и поступках, интуитивны, нежны и добры, терпеливы). В «Маскулинную группу» входят следующие инстинкты: исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства. Это группа – яньская, активная, социально ориентированная на самоутверждение среди других в жизни. Ее тенденции выражают врожденную потребность в самоутверждении, активности, в жажде и поиске нового, в свободе, в сохранении достоинства. Это тенденции борьбы, риска и отваги (присуще: решимость, смелость, волевой напор, логичность, сдержанность, справедливость, надежность) У одного доминирует 1, у другого 2 и зависит это не от пола, а от того, какой инстинкт у данного вида главенствует. Инстинкт «альтруизма» одновременно и «фемининный» и «москулинный». 1 с 2 группы находятся в постоянной борьбе – и это врожденный естественный внутренний конфликт. Инстинкт альтруизма являясь «двуполым» объединяет и гармонизирует обе группы. Один, два или три инстинкта у человека доминируют, определяя его типологию по инстинктам. Степень выраженности каждого из инстинктов различна. Для того, чтобы иметь более глубокое представление о человеке, необходимо узнать его профиль личности по инстинктам, т.е. типологию человека по инстинктам. Например, один балл означает наименьшую степень выраженности инстинкта, а поскольку их семь, то наивысшим (7 б.) баллом оценивается степень выраженности доминирующего инстинкта. Перед нами человек с доминированием инстинкта самосохранения. Значит это индивид «эгофильного» типа, а следовательно относится к фемининной группе, женственен по натуре. Степень выраженности инстинкта самосохранения 7 баллов. Допустим следующий инстинкт сохранения рода 6 баллов инстинкт наслед-я 5 баллов инстинкт свободы 4 балла инстинкт сохранения достоинства 3 балла инстинкт альтруизма 2 балла инстинкт доминирования 1 балл Это и есть профиль личности по инстинктам. Согласно профилю этот индивид осторожен, хороший семьянин, предрасположен к исследовательской работе, но к работе без риска, без длительных командировок, т.е. в лаборатории. Он стремится к свободе, но не в ущерб безопасности своей семьи, не лишен чувства достоинства, но не поступится ради его сохранения интересами безопасности семьи. К проявлению альтруизма способен только в том случае, если благополучен сам, т.е. охотно поможет кому-то, если у него самого все хорошо. К карьере такой человек равнодушен. Таким образом, в профиле личности по инстинктам раскрывается глубинная сущность личности. Природа заложила в фундамент личности каждого из нас все инстинкты. И если подавлен инстинкт, особенно доминирующий, или блокирована его реализация, человек испытывает глубинную неудовлетворенность. Подавление или ущемление того или иного инстинкта вызывает следующие эмоции и чувства: 1. инстинкт самосохранения – тревогу и страх; 2. продолжения рода – неудовлетворенность, агрессивность, тоску; 3. альтруизма – вину и муки совести; 4. исследования – неудовлетворенность, агрессивность, печаль; 5. доминирования – неудовлетворенность, агрессивность, враждебность, презрение; 6. свободы – протест или депрессию; 7. сохранения достоинства – гнев, отвращение или депрессию. Лучше всего инстинкты проявляются в экстремальных ситуациях. В неожиданных ситуациях можно определить к какой группе: «фемининной» или «маскулинной» данный индивид отностится.
«История становления и современное состояние» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot