Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

История России. Всеобщая история

  • 👀 1184 просмотра
  • 📌 1142 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: История России. Всеобщая история
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «История России. Всеобщая история» pdf
История (История России; Всеобщая история) Периодизация всеобщей истории Новейшая история (1918 – наши дни) Новое время (конец XV вв. – 1918) Древний мир (3 тыс. до н.э. – Первобытное 476 г. н.э.) общество (до 4-3 тысячелетия до н.э.) Средние Века (476 г. – конец XV в.) Истоки средневековой государственности: сравнительный опыт Руси, Европы и стран Востока (IX-XV вв.). Формирование границ, процессы колонизации, социально-экономическое развитие Периодизация Средневековья Раннее Средневековье (V – X вв.) Классическое Средневековье Традиц.: XI-XV вв. Совр.: XI – XIII в. Позднее Средневековье Традиц.: XV – 1 пол. XVII вв. (= Раннее Новое время) Совр.: XIV – XV вв. (= Эпоха Возрождения) Особенности эпохи • аграрное общество, ручной труд, натуральное хозяйство (т.е. ориентировано на самообеспечение), неразвитость товарноденежных отношений и ближней торговли • доминирование религиозного мировоззрения, зенит могущества католической и православной церквей • феодальные отношения в государственной системе: 1) земля в собственности феодалов («нет земли без сеньора»); 2) феодальная иерархия: вассалы (феодал, служивший господинусюзерену) и сюзерены (предоставлял вассалу за службу часть земли в его владениях); 3) нередко феодальный иммунитет • раздробление политической власти и её соединение с условной собственностью на землю • Сословный характер общества: феодалы (светские и духовные), крестьяне (свободные и лично зависимые), горожане и др. Раннее Средневековье Раннее Средневековье • Процессы государствообразования в Европе вызваны Великим переселением народов • процесс складывания основных структур, характерных для средневековья на основе варварских королевств • Складывание феодальной собственности на землю: аллод (т.е. через укрепление свободно-отчуждаемой земельной собственности крестьян-общинников) или бенефиций (т.е. пожалование со стороны сеньора) Падение Западной Римской империи (476) • • • Ещё при императоре Диоклетиане (274 — 305 гг.) варваров привлекали на воинскую службу (началась варваризация армии), другие варварские племена провозглашались федератами империи. B 330 году римский император Константин Великий (306—337)объявил своей столицей город Византий (предшественник Константинополя), переименовав его в «Новый Рим» (Константинополь — неофициальное название).При нём христианство было объявлено одной из официальных религий. Окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную произошло в 395 году после смерти Феодосия I Великого. Главным отличием Византии от Западной Римской империи было преобладание на её территории греческой культуры. Различия нарастали, и в течение двух столетий государство окончательно приобрело свой индивидуальный облик. В 410 г. Рим был впервые взят варварами: остготы во главе с Аларихом разграбили город и двинулись на Юг. В 455 г. Рим подвергся новому разгрому, на этот раз германским племенем вандалов: уничтожены ценнейшие рукописи и произведения искусства → власть императора стала ничтожной: провинциями и самой Италией управляли вожди варваров. В 476 г. варварские племена низложили малолетнего императора Ромула Августула. Знаки его власти - пурпурный плащ и диадему - отослали в Византию. Власть императора в Риме пала, а в Византии просуществовала еще около тысячи лет. На территории Западной Римской империи возникли различные варварские королевства Великое переселение народов в IV-VI вв. Варвары низлагают последнего римского императора Империя Карла Великого • • • • • • В VI в. наиболее могущественным варварским королевством становится королевство франков → апогей его могущества при Карле Великом (от него происходит слово «король») → Покорил большую часть Италии и Рим → римским папой в 800 г. провозглашён императором. Карл стал претендовать на роль главного защитника христианской веры в Европе. К концу правления Карла Великого Франкское королевство по своим размерам приближалось к бывшей Западной Римской империи. В годы его правления отмечено «Каролингское возрождение»: интерес к античной культуре, возрождение латинского языка, открытие университета Столица находилась в Ахене; однако не было развитого управления с подчинением всех государственных служащих императору, власть постепенно переходила в руки крупных землевладельцев → Империя Карла Великого была недолговечна → внуки развязали междоусобную войну → империя поделена на три части (843 г.): Западно-Франкское королевство (включающее в основном земли будущей Франции); Восточно-Франкское королевство (в основном будущая Германия); Лотарингия – по имени одного из внуков Карла (Италия и длинная полоса к северу от нее, разделяющая Западно- и Восточно-Франкское королевства). Титул императора существовал до 924 г. но превратился в пустое звание Карл Великий (768-814) Возникновение ислама (VII в.) • Основателем ислама был житель Мекки Мухаммед (570- 632 гг.). Он призвал всех арабов отказаться от поклонения многочисленным богам, верить в одного только Бога - Аллаха. Мекканские купцы, опасались, что Мухаммед, объявивший себя посланцем Божиим, пожелает встать во главе Мекки, а также запретит посещение Каабы – храм в городе Мекка, в восточном углу которого был вмурован черный камень → • Мухаммеду и его последователям пришлось бежать в соперничавший с Меккой торговый город Ясриб (позднее названный Мединой, т. е. "Городом пророка"). Это событие, называемое по-арабски хиджра, т. е. "переселение", стало точкой отсчета мусульманского летосчисления (622 г.). → Мекке Мухаммед объявляет джихад (священную войну). • В последующие годы большинство арабских племен приняло ислам. Мухаммед и его сторонники торжественно возвратились в Мекку. Кааба после разрушения находившихся там статуй богов стала главным святилищем мусульман. Победа ислама над более древними верованиями привела к сплочению арабских племен и созданию государства. Полное объединение Аравии произошло вскоре после смерти Мухаммеда (632 г.). Коран и Сунна • Священная книга ислама - Коран (по-арабски "то, что читают") - составлена из речений Мухаммеда, записанных его сподвижниками; сам пророк был неграмотен. Для мусульман Коран - прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям. Большая часть Корана написана стихами; эта книга является главным источником вероучения, содержит наставления, правила поведения, запреты. • После смерти Мухаммеда была составлена вторая священная книга мусульман – Сунна, которая состоит из поступков пророка Мухаммада, его высказываний и невысказанного одобрения. Сунна передавалась устно сподвижниками (асхабами) пророка Мухаммада и была зафиксирована в виде хадисов. Возникновение Арабского халифата (630-1258) • • • • • • После смерти Мухаммеда арабами управляли халифы – наследники Пророка. При первых четырех халифах, его ближайших сподвижниках и родственниках, арабы вышли за пределы Аравийского полуострова и обрушились на Византию и Иран. Главной силой их войска была конница. Арабы завоевали богатейшие византийские провинции - Сирию, Палестину, Египет и огромное Иранское царство. В начале VIII в. в Северной Африке они подчинили племена берберов и обратили их в ислам. В 711 г. арабы переправились в Европу, на Пиренейский полуостров, и завоевали почти полностью королевство вестготов; Но в дальнейшем, при столкновения с франками (732), арабы были отброшены на юг. Испания была арабской вплоть до XV в. когда произошла Реконкиста (отвоевание). На востоке они подчинили народы Закавказья и Средней Азии, сломив их упорное сопротивление. Завоевав затем Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию. Так в течение VII - первой половины VIII в. возникло огромное государство Арабский халифат, простиравшееся от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Его столицей стал Дамаск. В середине VII в. при халифе Али, двоюродном брате Мухаммеда, в стране вспыхнули междоусобицы, приведшие к расколу мусульман на суннитов и шиитов. К концу Раннего Средневековья халифат начал распадаться. Эпоха викингов Жители Скандинавии, известные как викинги (норманны), совершали набеги на сопредельные государства, устанавливали торговые отношения с государствами Ближнего Востока и Средней Азии и расселялись на широком пространстве от Восточной Европы до Северной Америки и Гренландии. Из-за перенаселённости Скандинавии рядовые общинники покидали свои земли и осуществляли различные формы экспансии (поиски новых земель и переселения, грабительские нападения, пиратство и большие военные походы, торговые поездки, тесно переплетавшиеся с пиратством и грабежом). На Руси викинги были известны как варяги Образование Древнерусского государства (882) • Призвание варягов во главе с Рюриком (862): власть варягов распространилась на 4 племени на севере Древней Руси (современный северо-запад России); резиденцией Рюрика стал г. Новгород. • Образование древнерусского государства (882): князь Олег выступает из Новгорода, подчиняет другие племена и захватывает Киев; Киев становится столицей Древней Руси. В. Васнецов. «Олег у костей коня». 1899 Расширение Киевской Руси в X-XI вв. Киевская Русь в современных границах 988 • Крещение Руси князем Владимиром Красное Солнышко В. Васнецов. «Крещение Руси». 1890 862 882 Владимиро-Суздальское княжество Древняя Русь Юрий Всеволодович Всеволод Большое Гнездо Андрей Боголюбский Юрий Долгорукий Мстислав Великий (1125-1132) Владимир Мономах (1113-1125) Ярослав Мудрый (1019-1054) Владимир Красное Солнышко (980-1015) Ярополк (972-980) Ольга (945-960) Святослав(960-972) Игорь (912-945) Олег (879-912) Рюрик (862-879) Другие княжества Новгородская земля 988 1097 1132 1147 1223 1237 Киевская Русь Раздробленность Образование Священной Римской империи (962) • • • • В Германии власть короля сначала была более сильной, чем во Франции: она нужна была для защиты от сильных и опасных врагов - венгров (мадьяров). В 955 г. немецкие и чешские войска во главе с германским королем Оттоном I разгромили венгров в битве у реки Лех (юг Германии). Постепенно венгры перешли к оседлой жизни и около 1000 г. приняли христианство. В 962 г. Оттон I совершил успешный поход на Рим и в 962 г. провозглашён императором: под его властью оказалась не только Германия, но и часть Италии. Позднее это государство стали называть Священной Римской империей. Власть императора не была сильной. Со временем, когда внешняя угроза ослабла, герцоги и графы стали практически независимыми от него. Империя была крайне раздробленной ив таком состоянии просуществовала до 1806 г., рассматриваясь как прямое продолжение Римской империи и Франкской империи. Во главе империи стоял император. Императорский титул не был наследственным, а присваивался по итогам избрания коллегией курфюрстов. Власть императора никогда не была абсолютной и ограничивалась высшей аристократией германских княжеств, а с конца XV века — рейхстагом, представлявшим интересы основных сословий империи. Классическое Средневековье Великая Схизма (1054) • До 1054 г. христианская церковь была едина, а вопросы вероучения решались на Вселенских соборах (→ трактовки, противоречившие этим решениям именовались ересями, а их носители - еретиками). • К концу Раннего Средневековья возникли серьёзные разногласия между папой римским и патриархом Константинополя. Задолго до этого обозначились обрядовые, догматические и другие различия между западной (часто называемой латинско-католической) и восточной (греко-православной) традициями. Наиболее серьёзные различия фелиокве, целибат для духовенства, авторитет Ветхого Завета, непризнание Римской церкви первой апостольской кафедрой • В 1054 г. римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов для разрешения конфликта. Начало ему было положено закрытием в 1053 латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов → • Раскол единой христианской церкви на католическую и православную. Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 взаимные проклятия были сняты. Отличия православной от католической церкви Католическая Православная Помимо первых 7 Вселенских соборов руководствуется решениями ещё 21 своих соборов Признаёт решения только первых 7 Соборов Догмат о чистилище в загробном мире – промежуточное положение между раем и адом с надеждой попасть в рай После смерти душа попадает или в рай, или в ад Признаёт светскую власть епископов и католические ордены Отрицает светскую власть епископов и ордены Долгое время служба велась на латинском Изначально служба велась на национальном языке младенцы не причащаются младенцы причащаются Отличия православной от католической церкви Католическая Православная совершением крещения обливанием или окроплением крещение путём полного погружения в воду употребление на мессе (литургии) бесквасного (пресного, недрожжевого) хлеба и причащением мирян только телом (хлебом) употребление на литургии дрожжевого (т.к. пресный – символ ожидания Пришествия) хлеба и причащение телом (хлебом) и кровью (вином) Господа монашество и приходские священники соблюдают целибат (безбрачие) приходские священники могут заводить семью; монашество – нет. священники могут не носить бороду священникам рекомендовано носить бороду Латинский обряд. Почитаются изображения Иисуса Христа, креста и святых. Допускается лишь молитва перед иконой, а не молитва иконе. Византийский обряд. Развито почитание креста, икон. Иконопись отделена от живописи как вида искусства. Отличие православной от католической церкви Католическая Православная осеняют себя открытой правой рукой. Пять пальцев символизируют пять ран Иисуса на кресте. Прикасаясь ко лбу, католики произносят: «In nomine Patris» («Во имя Отца»), к верху живота: «et Filii» («И Сына»), дотрагиваясь сначала до левого, а потом до правого плеча: «et Spiritus Sancti» («и Духа Святого»). Прикосновение к плечам слева направо означает сошествие Христа в ад (левая сторона в христианстве всегда ассоциируется со злом) и вознесение праведников на небеса (правая сторона). Перед тем как сотворить крестное знамение при входе в храм, католик предварительно обмакивает кончики пальцев в чаше со святой водой. осеняют себя трехперстным знамением. Три сложенных вместе пальца символизируют Святую Троицу, а безымянный и мизинец, пригнутые к ладони, означают двойную природу Христа божественную и человеческую. Осеняющая рука должна сначала дотронуться до правого и только потом до левого плеча, что символизирует традиционное противопоставление правой стороны как места спасенных («овец») и левой - погибающих («козлищ»). Отличия православной от католической церкви Отличия православной от католической церкви Классическое Средневековье • время максимального развития средневековых феодальных институтов; • в X-XI вв. в Зап. Европе утверждается феодальная раздробленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений • зенит могущества римских пап → эпоха Крестовых походов • рост городов и коммунальное движение → достижение вольности городов и освобождение их от власти феодалов. • расцвет цехового ремесла → рост технологий, переход к работе на рынок • развитие торговли, формирование купеческих союзов • создание университетов, развитие схоластики (опора на разум в постижении божественных истин → догматизация) • формирование сословно-представительных органов (Парламент в Англии с 1265 г., кортесы в Испании с конца XI в., Генеральные штаты во Франции с 1302 г.) → способ укрепления королевской власти Раздробленность на Руси в XII-XIII вв. • Любечский съезд князей (1097): Князья договорились на принципе "Каждый да держит отчину (т.е. владения, княжества) свою", тем самым положили начало правовому оформлению раздробленности русских земель. Фактическая раздробленность началась после смерти Мстислава Великого в 1132 г. Крестовые походы 1096-1291 • • • • Главной христианской святыней католическая церковь почитала Гроб Господень в Иерусалиме, который около пятисот лет находился в руках мусульман: сначала это были арабы, затем пришедшие из Средней Азии турки сельджуки. В 1095 г. папа Урбан II выступил перед огромной толпой на равнине у города Клермона (Южная Франция) – Клермонский собор. Он призвал освободить от неверных Иерусалим, обещая всем участникам похода богатую добычу, отпущение грехов, а павшим в бою - райское блаженство. На призыв Урбана II откликнулись как рыцари, так и крестьяне с городской беднотой. Они стали нашивать на одежду кресты из материи в знак того, что они отправляются в Святую Землю. Отсюда принятое историками наименование походов на Восток - крестовые походы; правда, оно возникло уже в новое время (конец 17 в.), сами же участники походов называли их «путь в Святую Землю» Всего было 8 крестовых походов. Урбан II Значительная часть крестоносцев, забрав добычу, вернулась в Европу. Постоянной военной силой, защищающей Святую Землю, стали духовно-рыцарские ордена (в переводе с латинского "орден" организация, сообщество). Это были орден Госпитальеров (Иоанниты), орден Тамплиеров ("храмовники"). В ордена входили рыцари, которые давали как монашеские обеты (бедности, безбрачия, послушания), так и обет бороться с оружием в руках с "врагами христианской веры". Ордена накопили огромные богатства, завладели обширными землями, занимались торговлей. Тамплиеры Госпитальеры Тевтонский орден Крестовые походы 1096-1291 • • • • • • Первый поход (1096-1099 гг.) – завоевание территорий в Малой Азии, Сирии и Палестине, взятие Иерусалима → создание крестоносных королевств Второй поход (1147-1149) – мусульмане захватывают территории королевств → к походу привлекаются уже короли, но не согласовано → неудачно Третий поход (1187-1192) – мусульмане во главе с Салах ад Дином переходят в наступление и берут Иерусалим → поход возглавили император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса (1152-1190), французский король Филипп II Август (1180-1223) и английский король Ричард I Львиное Сердце (1189-1199). Нанести серьёзное поражение не удалось → заключён договор о беспрепятственном доступе паломников Четвертый поход (1204 г.) – организован папой Иннокентием III. Крестоносцы решили отправиться в Святую Землю морским путем и наняли корабли у Венеции в обмен на взятие Византии (торговый конкурент) → разграбление Константинополя, расчленение Византии, на Палестину не пошли → походы превращаются в грабительские Дальнейшие крестовые походы – V крестовый поход (1217-1221), VI крестовый поход (12281229), VII крестовый поход (1248-1250), VIII крестовый поход (1270) - были либо более скромны по результатам, либо и вовсе оборачивались поражением. Военные экспедиции христиан на Ближний Восток прекратились после того, как мусульмане взяли Акру в 1291 - последний оплот крестоносцев на Святой Земле. Однако в Средние века понятие "крестовый поход" применялось к различного рода религиозным войнам католиков против тех, кого они считали врагами истинной веры или церкви Ричард Львиное Сердце Фридрих I Барбаросса Филипп II Август vs Салах-ад-дин • • • Новгородская земля имела особый политический строй, являлась самым крупным политическим образованием среди русских княжеств и простиралась на территории всей северной Руси от Балтийского моря до Урала. С 1136 года власть в Новгороде окончательно перешла к вече (народному собранию), на котором решались ключевые вопросы государственной политики и избирались высшие должностные лица – посадник (глава новгородского правительства), тысяцкий (заведующий торговыми делами и народными ополчением), архиепископ и сам князь. В свою очередь княжеская власть в Новгороде не сложилась: князь выступал лишь в роли военачальника, не имел никаких политических прав и мог быть в любой момент смещён на вече → такой строй просуществовал до 1478 г. Новгородская земля вынуждена была постоянно отражать агрессию шведов и рыцарей-крестоносцев Ливонского Ордена за право доминирования в Восточной Прибалтике. В 1240 году новгородцы под предводительством князя Александра Невского в разгромили шведский десант в устье реки Невы (Невская битва) и отстояли выход к Балтийскому морю. Наиболее известными победами новгородцев против рыцарей-крестоносцев стали Ледовое побоище (1242), на котором Новгородским войском также командовал князь Александр Невский, и Раковорская битва (1268). Новгородская земля Александр Невский В Северо-Восточной Руси (совр. Центральная Россия наиболее могущественным в XII в. становится Владимиро-Суздальское княжество) Нашествие монголо-татар на Русь (1237-1240) • В 1206 г. под предводительством Темучина (Чингисхана) были объединены монгольские племена → поставлена цели завоевать весь мир → завоеваны пространства Сибири, Северный Китай, Средняя Азия, кавказские земли, Волжская Булгария. • Битва на реке Калке (1223): русские князья впервые вступили в бой с монголо-татарами и потерпели поражение; битва происходила на территории половцев; после битвы на Калке монголо-татары не начали завоевание Руси и прошли мимо половецких земель • Нашествие монголо-татар на Русь (1237): ордынские войска под предводительством хана Батыя начали покорение русских земель → русские земли в течение 1237-1240 гг. были включены в состав одного из улуса Монгольской империи – Золотой Орды (в середине XIII века она выделилась из империи в отдельное государство). Чингисхан Хан Батый Позднее Средневековье Кризис Средневековья • «Малый ледниковый период» в Европе в XIV в. • «Чёрная смерть» – пандемия чумы (с XIII в.). • Масштабные войны: Столетняя война (13371453), война Алой и Белой розы в Англии (1455-1485) • Крупные крестьянские восстания: Жакерия во Франции (1358), восстание Уота Тайлера (1381) → с XV в. большинство крестьян Европы получили личную свободу • Разгул инквизиции, инквизиционные костры Сожжение Жанны Д’Арк (1431) Сожжение Яна Гуса (1415) Позднее Средневековье • образование централизованных государств: Франция, Испания • формируются зачатки нового капиталистического общества, появление буржуазии и «нового дворянства» • коммутация феодальной ренты (→ денежная) • кризис цехового производства, появление мануфактуры (разделение труда, ориентация на рынок) • создание книгопечатного станка (1453) → развитие литературы и публицистики Экспансия Османской империи. Падение Константинополя (1453) • • • • • В начале XV в. от Византийской империи сохранялись только жалкие остатки: Константинополь с узкой полосой побережья Босфора, несколько островов Эгейского моря, часть Средней Греции и полунезависимый Морейский деспотат (полуостров Пелопонес, оттуда родом Софья Палеолог). В 1453 г. турки после 63-дневной осады овладели Константинополем. Последний византийский император Константин XI Палеолог погиб в бою на городской улице. Султан Мехмед II Завоеватель дал армии три дня на разграбление города. Турки убивали, грабили и насиловали. Тысячи жителей были обращены в рабство. Собор Св. Софии был превращен в мечеть. Византийская империя прекратила свое существование. Султан Селим I Грозный значительно увеличил территории Османской империи на востоке и юге, завладел Армянским нагорьем, Закавказьем ,Месопотамией и захватил Египет. После победы в битве при Мохаче в 1526 году султан Сулейман I Великолепный установил контроль над Венгрией. В 1529 году он осадил Вену, но несмотря на подавляющее численное превосходство, Вена смогла отбить осаду. В 1532 году Сулейман I ещё раз осадил Вену, но был разбит. Османская империя продолжала оставаться главной экспансионистской державой, пока не потерпела поражение в битве за Вену в 1683 году, закончившей продвижение турок в Европе. Византия в 1450 г. Вступление Мехмеда II Завоевателя в Константинополь Осада Константинополя в 1453 г. Ценности эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) • резко возросшее внимание к человеку, его интересам и возможностям (гуманизм, антропоцентризм) • отход от главной для средневековья концепции Божественного провидения и вмешательства Бога в ход человеческой истории • упор делается на рациональное объяснение, расширение рациональной аргументации • внимание от сверхъестественного описания мира на естественные основы бытия Ценности эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) • восприятие античной культуры как прямой предшественницы и идеала, достойного подражания → Возрождение (Ренессанс) • против закрепощённости человеческого духа, личной инициативы Деятели Эпохи Возрождения • Литература: – Франческо Петрарка (13041374) – Джованни Боккаччо (1313-1375) – Иоганн Рейхлин (1455-1522) – Ганс Сакс (1494-1576) – Томас Мор (1478-1535) – Вильям Шекспир (1564-1616) – Мигель де Сервантес (15471616) – Франсиско де Кеведо (15801645) – Мишель де Монтень (15331592) – Эразм Роттердамский (14961536) • • Живопись: – Боттичелли (1445-1510) – Джотто (1266-1337) – Мазаччо (1401-1428) – Леонардо да Винчи (1456-1519) – Рафаэль Санти (1483-1520) – Микеланджело Буонаротти (1475-1564) – Альбрехт Дюрер (1471-1528) – Ганс Гольбейн Младший (14971543) – Лукас Кранах Старший (14721553) – Эль Греко (1541-1614) – Диего Веласкес (1599-1660) Скульптура – Брунеллески (1377-1446) Объединение русских земель под властью Москвы (XIV-XV вв.) • • • В XIV в. западные (Белоруссия) и южные (Украина) русские земли были отвоёваны у Орды Великим княжеством Литовским → под властью Орды осталась только СевероВосточная Русь В начале XIV в. происходит возвышение Московского княжества (выделилось в 1276 г. из Владимиро-Суздальского). При Иване I Калите (1325) в Москву переехал митрополит, а Орда доверила князю сбор дани → присоединение новых земель к Москве. Эти процессы продолжились при князе Дмитрии Донском (1) и Василии I. Объединение Северо-Восточной Руси в единое централизованное Русское государство завершилось в правление Ивана III (присоединение Новгорода в 1478 г., Твери в 1485 г., Вятской земли в 1489 г.) и Василия III (присоединение Пскова в 1510 г. и Рязани в 1521 г., взятие Смоленска в 1514 г.). Иван III (1462-1505) – князьобъединитель русских земель Иван I Калита (1325-1340) Дмитрий Донской (1359-1389) Свержение ордынского господства (1480) • • • При князе Иване I Калите (1325-1340) Золотая Орда перестаёт посылать сборщиков дани и доверяет эту функцию непосредственно московскому князю, для последующей передачи дани в Орду. К середине XIV столетия власть Золотой Орды ослабла и великие князья не упустили возможности, чтобы открыто выступить против монголов. В 1380 на Куликовом поле у реки Дон ордынское войско под предводительством Мамая было разгромлено князем Дмитрием Донским. Однако эта победа не положила конец монголо-татарскому господству на Руси: уже в 1382 году ордынский хан Тохтамыш сжёг Москву и вновь вернул Русь в зависимость. Тем не менее, лидерство Московского княжества продолжало укрепляться, а его территории ещё больше расширяться При Иване III Великом также происходит окончательное освобождение Московской Руси от ордынского господства. В середине XV века Золотая Орда распалась на Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское ханства и Большую Орду, которая считала себя преемницей Золотой Орды. В 1476 году Иван III прекратил уплату дани Большой Орде, в ответ на что хан Большой Орды Ахмат решил предпринять карательный поход. Однако его войско остановилось у реки Угры, на другом берегу которой стояло русское войско, вооружённое к тому же огнестрельным оружием. После продолжительного «стояния на реке Угре» московского и ордынского войск в 1480 году Ахмат так и не решился на битву и отступил. Тем самым ордынское господство на Руси было окончательно свергнуто. Стояние на реке Угре (1480)
«История России. Всеобщая история» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 206 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot