История развития рекламы
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
История развития рекламы
Реклама начала появляться еще задолго до нашей эры:
Прототипом для появления изобразительной рекламы служили
древние орнаменты, рисунки, татуировки. Источником брендовой рекламы являлись клейма, которыми метили скот и рабов, а также фирменные метки мастеров. Прообразами политической рекламы служили статуи, скульптуры знаменитых людей.
Первые рекламные тексты, отдаленно напоминающие современную рекламу, появились в Древнем Египте и Древней Греции. Объявления были очень просты и носили в основном информационный характер.
Материалом для их размещения служили: папирус; камень; стена дома.
Реклама в указанный период отличалась:
• бессистемностью;
• эпизодичностью;
• отсутствием правовой регламентации.
В Древнем Риме рекламные объявления стали размещаться на специально выстроенных для этой цели стенах — "амбусах" (городские власти пытались ограничить написание рекламы на стенах жилых домов).
Также для рекламы использовались: деревянные доски; медные таблички.
Юлий Цезарь велел вывешивать в публичных местах текущие решения сената, а Август Цезарь распорядился в местах массового скопления людей на амбусах регулярно отражать светскую хронику и помещать объявления частного характера.
В Средние века появился институт глашатаев и гонцов, некоторые из них могли принимать заявки от населения.
Приобрела широкий размах устная реклама: уличных зазывал; разносчиков; бродячих ремесленников; торговцев;
Появляется новая профессия — сборщик и разносчик новостей. Позже появляются первые рекламные бюро.
Первое информационное бюро появилось в Венеции в 1530 г.
Революционным открытием того времени стал печатный станок Гуттенберга.
В 1630 г. во Франции появилась первая газета "Gazett", в ней в том числе содержалась и рекламная информация.
В XI—XII вв. получила распространение геральдика, в рамках которой оговаривались принципы и правила использования изображений в знаках и гербах. Нередко споры передавались в суды и даже выносились на королевский уровень. Фактически геральдика стала прообразом современных товарных знаков.
В Западной Европе рекламная лихорадка началась в конце XVIII в. Вначале агентства занимались лишь скупкой и перепродажей рекламных площадей, текст предоставлялся клиентом. Первым агентством, работавшим над текстом рекламного сообщения и проводившим рекламные кампании, считается агентство "Айер и сыновья", основанное в 1890 г.
Достижения науки и техники стимулировали развитие индустрии рекламы'.
• первая реклама по радио вышла в эфир в 1920-е гг.;
• первая телереклама — в 1930-е гг.
Повсеместное распространение теле- и радиорекламы началось после окончания Второй мировой войны, когда было налажено массовое производство радиоприемников и телевизоров.
Зарождение рекламного дела в Киевской Руси относят к X—XI вв. Русские купцы прибегали к разнообразным приемам предложения своих товаров, широко используя зазывал и коробейников. Получило распространение производство лубков — листов с определенной информацией, переданной в картинках. Центром "лубочной культуры" стал Великий Новгород. Первая российская печатная реклама появилась в XVIII в. в "Ведомостях" Петра I. Рекламные тексты того времени носили справочный, деловой характер.
В XIX в. реклама в России вышла за рамки печатных изданий.
Ее стали размешать: на круглых тумбах, установленных в различных частях города; в трамваях.
Получила широкое распространение "голосовая реклама", осуществляемая, как правило, подростками, которые громко на перекрестках и других людных местах выкрикивали названия и цены товаров, а также последние новости.
Начинают появляются специализированные конторы, бюро. Наиболее авторитетным рекламным агентством XIX в. была центральная контора объявлений торгового дома "Метцель и К°", появившаяся в 1870 г.
После 1917г. реклама была монополизирована государством. Появляются централизованные рекламные агентства: "Рекламтранс"; "Связь"; "Промреклама"; "Мосторгреклама".
В конце 20-х — 30-е гг. советская реклама фактически слилась с пропагандой. Большинство плакатов, иных рекламных продуктов, адресованных к массовому потребителю, стали содержать в себе идеологические черты. Данная ситуация продолжалась вплоть до конца 50-х — начала 60-х гг.
В 60—80-е гг. советская реклама постепенно стала приближаться к принятым в то время мировым стандартам.
При этом ее отличительными чертами были'.
• меньшая, чем в странах Запада, распространенность;
• практическое отсутствие коммерческой и ТВ-рекламы;
• простота;
• использование старых, традиционных форм: плакатов, буклетов, газет, РО в общественном транспорте.
Существенной проблемой рекламного дела 1980-х гг. была сложность внедрения новых рекламных продуктов. Чтобы запустить рекламу нового товара, необходимо было собрать подписи многих инстанций. Это очень затрудняло развитие рекламы в СССР, способствовало ее отставанию от развитых стран Запада.
С 1991г. начался стремительный рост рекламного бизнеса в России. Объем рекламы в СМИ быстро увеличивается, с 1995 г. наблюдается бурный рост региональных рекламных рынков. Начинают появляться специализированные издания по рекламе, профессиональные агентства. Увеличивается спрос на специалистов такого профиля.
В 1995г. был принят Федеральный закон от 18.07.95 № 108-ФЗ "О рекламе", призванный регулировать отношения на рынке рекламы.
Федеральный закон "О рекламе"
1. Федеральный закон от 18.07.95 № 108-ФЗ "О рекламе" (ред. от 02.11.2004) (далее — Закон) регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения, распространения рекламы на рынках товаров, работ и услуг.
Целями Закона являются:
• защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы;
• предотвращение ненадлежащей рекламы, способной:
• ввести потребителя в заблуждение;
• нанести вред его здоровью, имуществу, окружающей среде,
достоинству и репутации;
• нарушить общественные интересы и моральные принципы.
Закон не распространяется:
• на политическую рекламу;
• объявления физических лиц, не связанные с осуществлением
предпринимательской деятельности.
2.Основные понятия Закона:
• реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физ. или юр. лице, то-
варах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к организациям, товарам, и т.д.;
• ненадлежащая реклама — недобросовестная, недостоверная,
неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту
и способу распространения;
• рекламодатель — юр. или физ. лицо, являющееся источником рекламной информации для последующего производства, размещения и распространения рекламы;
*производитель рекламы — юр. или физ. лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме;
*распространитель рекламы "- юр. или физ. лицо, осуществляющее размещение и распространение рекламной информации путем предоставления и использования технических средств телевизионного и радиовещания, каналов связи, эфирного времени и т. д.;
•потребители рекламы — юр. и физ. лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего может являться воздействие рекламы на них.
3. Основные требования к рекламе в РФ.
*реклама должна быть распознаваема без специальных знаний и технических средств, независимо от того, в какой форме она
преподносится;
*реклама на территории РФ может распространяться на русском
языке и дополнительно на государственных языках республик и
родных языках народов РФ;
*не допускается реклама о товаре, выпущенном без лицензии, если таковая необходима, а также реклама товаров, запрещенных к производству;
*реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться сообщением об этом;
*использование в рекламе объектов интеллектуальной собственности разрешается только в порядке, установленном законодательством;
*реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику;
*реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.
Ненадлежащая реклама
1. Ненадлежащая реклама недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством РФ.
В России ненадлежащая реклама запрещена. Ее использование
является нарушением законодательства РФ.
2. Недобросовестной является реклама, которая
• дискредитирует юр. и физ. лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами.
• содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов);
• вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством:
• имитации (копирования или подражания) общего проекта,
текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или
звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров;
• злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в
рекламе части существенной информации.
3.Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении:
1.таких характеристик товара, как:
• природа;
• состав;
• способ и дата изготовления;
* назначение;
• потребительские свойства;
• условия применения;
* наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам; « количество; « место происхождения;
2.наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте;
3.стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы;
4.дополнительных условий оплаты;
5.доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;
6.гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности;
7.исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг;
8.прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций;
9.официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград;
10.предоставления информации о способах приобретения полной серии товара, если товар является частью серии;
11.результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций;
12.статистических данных, которые не должны представляться в виде, преувеличивающем их обоснованность;
13.ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических или физических лиц, в том числе на устаревшие;
14.использования терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "единственный" и т. п., если их невозможно подтвердить документально;
15.сравнений с другим товаром (товарами), а также с правами и положением иных юридических или физических лиц;
16. ссылок на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров;
17.фактического размера спроса на товар;
18.информации о рекламодателе.
4. Неэтичной является реклама, которая:
а.)содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении:
• расы;
• национальности;
• профессии;
• социальной категории;
• возрастной группы;
• пола;
• языка;
* религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц;
б.) порочит:
• объекты искусства, составляющие национальное иди мировое культурное достояние;
*государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту РФ или иного государства, религиозные символы',
• какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар.
5. Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
6. Скрытая реклама оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи), других способов.
Законом также могут быть установлены иные виды ненадлежащей рекламы.