История, основные понятия, виды, нормы, функции речи
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция
История, основные понятия, виды, нормы, функции речи
План:
1 Роль речи в жизни людей.
2 К истории становления науки о речи.
3 Основные требования к речи.
4 Функции речи.
5 Виды речи.
1 Роль слова, речи в жизни людей всегда оценивалась очень высоко. Это прекрасно понимали наши предшественники («Следите за своей речью, от нее зависит ваше будущее», – В. Шекспир; «Кто не умеет говорить, карьеры не сделает», – Наполеон) и современники («Стилем математических формул можно закрепить уже приобретенные знания, но развивать эти знания невозможно без помощи всех средств литературного языка. Как ни странно, но обычный литературный язык более точен в своей кажущейся неточности, чем строгий язык формул», – Луи де Бройль, физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии).
Высокая роль слова объясняется несколькими причинами:
1) язык – это хранитель менталитета;
2) язык – показатель культуры человека и общества («Чем богаче язык, тем выше культура», – А.П. Чехов);
3) отношение к языку – показатель государственной политики:
- дискуссия в 20-х гг. ХХ в. о слове – векторе и слове – сигнале;
- создание Комитета по русскому языку в 90-ые гг. ХХ в. сначала при президенте, потом – при правительстве Российской федерации;
- введение курса «Русский язык и культура речи» как один из показателей демократизации общества.
Речевая деятельность, слово – предмет изучения дисциплины «Русский язык и культура речи».
Культура речи – это, во-первых, умение правильно говорить и писать и, во-вторых, умение правильно употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.
Важно помнить, что культура речи не ограничивается только знанием и соблюдением языковых норм, то есть нормативным аспектом, она включает в себя еще две не менее значимые составляющие – коммуникативный и этический аспекты.
Необходимость введения данной дисциплины объясняется:
- низким уровнем школьной языковой подготовки;
- катастрофическим уменьшением ценителей и любителей языка (из 250 тысяч слов академического словаря русского языка в активном словаре говорящего человека 3 – 4 тысячи слов, а тезаурус московского школьника – выпускника (исследования 2001 года) – 300 единиц);
- изменением словарного запаса за счет обильного введения заимствований, жаргона, обсценизмов, изменения приоритетного смысла слов (понятий), несущих нравственный смысл.
2 Интерес к языку, к человеческой речи наблюдается уже на первых ступенях формирования человеческого общества. Основные причины этого интереса сохраняются и на более поздних этапах (и современном) развития социума. Отталкиваясь от мифологических сюжетов, героев и практики человеческого общения, создают свои учения и теории античные риторы и ораторы. Платон (427 – 347 до н.э.), определяя качества, необходимые для оратора, выделяет в качестве основных: владение материалом и осознание собственной позиции, мастерство эмоциональной убедительности (отдавая при этом приоритет не правде и истине, а правдоподобию), умение правильно построить текст («Всякая речь должна быть составлена словно живое существо, – у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому»). Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) продолжает разработку вопросов, связанных с композицией, но дополняет их теорией стилей, уделяет большое внимание психологическим проблемам – способам воздействия на людей различных возрастных и социальных групп. Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.), учитывая достижения своих предшественников (необходимость глубоких знаний о мире, психологический подход к владению словом), расширяет и углубляет теоретические и практические основы науки о речи: пытается создать теорию юмора и остроумия, уделяет внимание совершенствованию техники речи, формулирует требования к моральному облику оратора, сравнивая умело использованное слово у безнравственного человека с оружием в руке безумца. Обобщение опыта классической риторики было сделано Квинтиллианом (35 – ок. 100 гг. н.э.), который в основу разработки методики работы учителя, обучающего слову, положил изучение классических текстов, убедительно доказал необходимость практики для овладения речью, определил основные достоинства и недостатки речи.
Догматизм и схоластика Средних веков лишали слово его жизнетворящей силы. Авторитарность церкви также не способствовала развитию свободной мысли (а значит – и слова!), совершенствуя и развивая только одно из направлений изучения языка – церковное богословие. Только Возрождение, Новое время, особенно – французское Просвещение вновь подняли на достаточную высоту человеческое слово. Э. Роттердамский, Ф. Бэкон, Ф. Вольтер и другие энциклопедисты, выразившие в своем творчестве отличительные мировоззренческие черты новой эпохи: антропоцентризм, гуманизм, культ творческой личности, - глубоко и осознанно подошли к оценке человека говорящего как творца истории. Последнее столетие характеризуется появлением новых направлений в изучении языка как биосоциального явления, изданием многочисленных и разнообразных словарей и пособий, где делаются попытки определить место языка среди прочих человеческих феноменов как явления интегративного и культурообразующего.
Высоко оценивалась роль слова и на Руси. «Золотое слово Святослава» из «Слова о полку Игореве» до сих пор является образцом публичной (политической) речи и свидетельством того, что его автор знал теорию красноречия. Наиболее известными ораторами церковного красноречия были митрополит Илларион (11 в.) и Кирилл Туровский (11 в.). Первым учебником, который должен был научить чувствовать слово и владеть им, была «Риторика» немецкого ученого Меланхтона, появившаяся в 1620г. А уже в 17 – 18 вв. только преподавателями Киево-Могилянской академии было написано 183 учебника «Риторики». До сих пор не забыты имена людей, вклад которых в наш язык, в нашу культуру особенно велик: Ф. Прокопович, М. Ломоносов, Н. Кошанский, Н. Зеленецкий, М. Сперанский, Н. Карамзин, В. Ключевский, А. Кони и др. Вторая половина XIX в. характеризуется вниманием не к слову звучащему, а к слову написанному, т.е. к анализу письменных форм языка.
После революционных всплесков начала ХХ века, где человек – трибун был необходим, с 20-х годов свободно звучащее слово, как и свободно мыслящая личность, оказалось невостребованным и даже опасным. Как в любом авторитарном обществе, была востребована не самостоятельная мысль, а умение принять и повторить общее и обязательное для всех. Неудивительно, что наше общество разучилось говорить = отучилось думать.
Демократические преобразования конца ХХ в. наглядно показали это, и не случайно именно сейчас остро встал вопрос о необходимости коренных изменений в языковой государственной политике, о возрождении отечественных риторических традиций, создании на их базе современных научных школ и формировании на этой основе гармонической личности, владеющей культурой языка, мысли и общения.
3 Среди многочисленных требований, предъявляемых к речи, ученые-лингвисты выделяют следующие:
- содержательность;
- точность и ясность;
- богатство выразительных средств, образность и простоту;
- стилистическое многообразие и соответствие жанрам и условиям общения;
- логичность;
- правильность.
4 Основными функциями речи можно считать следующие:
- информативная;
- коммуникативная (2 вида: вертикальная и горизонтальная коммуникации);
- когнитивная (познавательная);
- эмотивная (передача и восприятие эмоций, чувств).
5 Виды речи (рисунок 1).
Рисунок 1 – Виды речи
Особенное внимание следует обратить на различия между устной и письменной речью. Речь устная отличается быстротой протекания, возможностью быстрой реакции, сочетанием с невербальными средствами. Ее недостатками являются помехонеустойчивость и моментальность протекания (т.е. невозможность полного повторения). Речь письменная, как правило, подготовлена, нормирована и не имеет выраженной обратной связи. Однако, такая форма устной речи, как монолог, в ряде особенностей сближается с речью письменной. Содержание монолога должно быть полным, развернутым, предмет речи четко обозначен, речь обдумана, спланирована, организована. В отличие от монолога, диалог ситуативен, непроизволен, отличается малой организованностью и может обойтись без названия предмета.