История и опыт вожатской деятельности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОРИЯ И ОПЫТ ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Движение организаторов детских клубов и площадок 1900-х годов.
2. Движение организаторов русского скаутизма 10-х годов ХХ века.
3. Первые пионерские сообщества.
4. Тимуровское движение 40-х годов ХХ века.
5. История коммунарского движения.
С чего все начиналось?
В Европе в 1876 году в швейцарских Альпах был построен первый в мире лагерь отдыха. В него входило всего 68 детей, по преимуществу это были дети из рабочих семей. В качестве воспитателей выступали их же родители-добровольцы. Позднее в лагерях появились и педагоги. Дети строили шалаши, устраивали соревнования, разучивали и пели песни. Взрослые организовывали различные походы, экскурсии, устраивали мероприятия для поддержания командного духа. Игры на свежем воздухе, коллективные походы и жизнь за пределами цивилизации благоприятно влияют на здоровье и эмоциональное состояние детей.
После этого летние лагеря стали организовывать и во всем мире. Они появились и в Северной Америке в 1880-х годах. Созданные для детей из элитных семей, они располагались в глухих лесах. Нация болела, вырождалась, детская смертность была очень высокой. И решение создать детские летние кампусы было продиктовано тем, что преимущества сил природы для физического и морального блага человека неоспоримы. Популярность таких кампусов росла, и в 1890-е годы их появилось столько, что даже средний класс и малообеспеченные семьи из бедных слоев городского населения смогли позволить себе отправлять в них своих мальчиков.
Первые летние лагеря для девочек также стали появляться в начале 20-го века, создавались они «для нового, более самостоятельного поколения женщин». Так в 1902 году появляются лагерь Kehonka в Нью-Гемпшире, Wyonegonic в Бриджтоне (штат Мэн), в 1911 и 1912 годах появляются лагеря CampFireGirls и GirlScoutsofthe USA. Вскоре начинается строительство летних кампусов для девочек из семей среднего класса.
1. Движение организаторов детских клубов и площадок 1900-х годов.
В Москве появляется, международное движение сетлементов в 1905 году.
Педагогический терминологический словарь дает следующее определение данному термину: «Сетлемент (англ. settlement – поселение) – просветительное общество по воспитательной работе среди детей и взрослых, 1906-1907 гг., Москва. Основано А.У. Зеленко, Л.К. Шлегер, С.Т. Шацким и др.
Общество осуществляло экспериментальную культурно-просветительную работу в районе Марьиной Рощи, изучало вопросы социального воспитания детей, организации детских сообществ и воспитательных учреждений нового типа, самоуправления и др. В 1907 было закрыто за «попытку проведения социализма» среди маленьких детей.
Главная цель сетлемента – удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишенной возможности получить школьное образование. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные курсы и начальную школу.
Участники Общества считали необходимым вести работу углубленно, качественно и лишь с посильным количеством детей (около 300 детей). Педагоги создавали условия, которые помогли бы детям жить богатой эмоциональной и умственной жизнью. B обучении упор был сделан на усвоение практических знаний необходимых для жизни. Отношения между педагогами и детьми понимались как отношения между старшими и младшими товарищами.
2. Движение организаторов русского скаутизма 10-х годов ХХ века
На развитие скаутского движения оказали большое влияние работы Эрнеста Сетон-Томпсона. С детства Эрнест любил природу, часто гулял по канадским лесам, следил за животными, описывал их поведение, рисовал.
В ходе написания своих произведений Сетон-Томпсон постепенно сформировал идею «пионеринга», частично связанную с его мировоззрением, частично – с романом Ф. Купера «Пионеры», где повествуется о первых американских переселенцах.
В 1900 году на его поместье повадились набегать мальчишки, которые регулярно мародерствовали и наносили большой ущерб имуществу писателя; стремясь их унять и занять чем-то другим, он разработал программу воспитания детей на природе. В 1902 году вышла первая статья Томпсона, посвященная данной теме. За 4 года вышло еще несколько работ, а его идеи получили общенародную поддержку и вскоре вылились в национальную программу скаутов.
В 1907 году появляется скаутское движение в Великобритании, которое организовал полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл, человек, избравший военную карьеру и практически всю свою осознанную жизнь, проведший в походах английских колониальных войск. В составе тринадцатого гусарского кавалерийского полка он был отправлен на службу в Индию.
С детства любя охоту, Баден-Пауэлл вскоре прославился как лучший следопыт и охотник, великолепно знающий тайны джунглей. Тяжелые условия службы в Индии быстро развили твердый характер, настойчивость, хладнокровие и решительность. Излюбленной охотой Баден-Пауэлл было выслеживание кабанов и борьба с ними один на один с копьем. Этот вид охоты был настолько опасен, что многие охотники редко принимали в ней участие. Здесь, в Индии, Баден-Пауэлл становится известен и как хороший полевой разведчик, который сформировал из солдат своего полка отряд разведчиков. Из страниц его дневника можно видеть, что именно здесь появилась мысль о воспитательном значении разведческой тренировки, лагерной жизни и охоты.
Баден-Пауэлл участвовал практически во всех экспедициях английской колониальной армии в разных частях света, и в 1890 году оказался на острове Мальта, где впервые столкнулся с легендами и преданиями рыцарского ордена иоаннитов. Их законы и послужили в будущем фундаментом для создания свода моральных законов скаутов.
В 1899 году началась англо-бурская война. По долгу службы он оказался в маленьком слабоукрепленном городке Мейфикинг. Город осаждали превосходившие по численности его гарнизон войска. Солдат катастрофически не хватало, и тогда возникла мысль собрать городских мальчишек. Так появился первый отряд мальчиков-велосипедистов, или, как их называли, мейфикингских кадет, которые заменили взрослых. Несмотря на опасность, на велосипедах они развозили приказы, служили вестовыми, патрульными, наблюдателями. Их доблесть часто воодушевляла взрослых.
Осада продолжалась 217 дней, и известия о ней и о мужестве городских мальчишек докатились до Англии.
После этого Баден-Пауэлл стал получать письма от английских ребят, которые восхищались своими сверстниками и очень хотели быть на них похожими. Баден-Пауэлл возвращается в Англию и убеждается в недостатках английской воспитательной системы. Школа, по его мнению, не может сформировать характер ребенка, она лишь дает определенную сумму знаний.
Время с 1902 по 1907 годы можно считать периодом, переменившим всю жизнь Баден-Пауэлла. Результатом этой перемены стало стремление к более обширной государственной работе и новая программа воспитания – скаутинг.
В 1907 году была сделана первая попытка проверить логичность критики существовавшей воспитательной системы. Баден-Пауэлл собрал группу мальчишек, представляющих разные социальные слои общества, и организовал с ними лагерь на острове Броунси. Лагерь был палаточный, и участвовало в нем всего 22 человека. Удача этого опыта была столь очевидна, что в 1908 году появляется его книга, где изложены основы скаутинга «Scoutingforboys», которая мгновенно расходится в Англии. Движение распространяется по всей стране, проникает в колонии, и Баден-Пауэлл понимает, что его необходимо доводить до логического завершения, т. е. создавать организацию.
Официально движение бойскаутов было основано в 1908 году. В 1910 году Баден-Пауэлл окончательно оставляет военную службу и целиком отдается руководству своим детищем.
К 1913 году скаутское движение принимает крупные размеры во всех странах Европы и Северной Америки. К 1925 году в США было около 300 скаутских лагерей. Мальчиков и девочек учили основам выживания в условиях дикой природы, занимались с ними гимнастикой, учили плавать, обучали основам декоративно-прикладного искусства. Вечером у костра пели, рассказывали разные истории, устраивали театральные представления, здесь же открывали и закрывали сезон – в общем, делали все то же самое, что и в советских пионерских лагерях.
Каким образом обстояли дела у нас в России? Основатель скаутского движения Баден-Пауэлл (по непроверенным данным) побывал в России дважды. Первый раз как шпион, когда он вместе с братом, тоже разведчиком, пытался проникнуть на территорию воинской части в Царском Селе, чтобы разведать устройство русских военных аэростатов. Братья были задержаны, но им удалось бежать и достичь английского торгового судна, ожидавшего их в гавани Санкт-Петербурга. Второй раз он появился в России вместе со своей новой воспитательной системой.
Первый русский вариант «Scoutingforboys» был напечатан Академией Генерального штаба и вышел под названием «Юный разведчик». И в России родоначальниками этого начинания стали тоже военные, в частности, капитан первого лейб-гвардии стрелкового его Величества полка Олег Иванович Пантюхов.
Он родился 3 октября 1882 года. Его отец был доктором, известным ученым-антропологом. Учился Пантюхов в Тифлисском кадетском корпусе, потом в Павловском военном училище в Петербурге. Вспомним, что Россия в 1904–1905 годах проиграла войну с Японией и, как у Баден-Пауэлла, у многих представителей русской интеллигенции появилась мысль о необходимости дать молодежи патриотическое воспитание. Так, в 1908 году возникло движение «потешных». Это название было взято в память о мальчиках, с которыми Петр Великий играл в войну, а потом создал из них лучшие гвардейские полки – Семеновский и Преображенский.
Проходило это движение под эгидой Министерства Просвещения в виде военизированных отрядов, сначала для сельской, а потом для городской молодежи. Отставные унтеры учили мальчиков маршировать, петь строевые песни, делать приемы деревянными ружьями. Но Пантюхов понимал, что такая организация узка по своим целям и слишком военизирована. Как и Баден-Пауэлл, он отвергал милитаризацию детей. И подчеркивал, соглашаясь с Баден-Пауэллом, что мальчишками и юношами должны руководить свои же сверстники, а задача взрослых – лишь помогать им.
Весной 1909 года, Олег Иванович выбрал шесть человек, первых скаутов — Кирилин, Перманов, Ильин, Малафеев, Боровков, Иванов. 30 апреля 1909 года считается днем рождения русского скаутинга. Движение быстро распространяется по России и активизируется, как и во всем мире, в связи с началом Первой мировой войны. Да, расцвет скаутинга связан с войной. У подростков появилась реальная возможность принести пользу Родине. Они дежурили на станциях, помогали встречать поезда с ранеными, ухаживали за ними в госпиталях, размещали беженцев, собирали подарки на фронт, помогали в деревнях крестьянам, в семьях которых на фронт ушли кормильцы. К октябрю 1917 года в 143 городах России насчитывалось около 50 тысяч скаутов.
Но в 1917 произошла Февральская, а за ней и Октябрьская революции. Общество раскололось, раскололись и скаутские организации. Часть из них продолжали делать попытки оставаться нейтральными. В основном, это были те, кто просто любил работу с детьми, любил романтику, приключения и увлекательную лесную жизнь. Но две большие половины пошли либо за белыми, либо за красными, Многие вступали и в комсомол, работали в подполье, где им пригодились скаутские навыки.
Идеологом демократического крыла скаутов был скульптор Иннокентий Николаевич Жуков, который утверждал, что скаут «не военный разведчик, а ... «пионер культуры», «разведчик всего хорошего» маленький друг всего мира...».
После революции 1917 года Иннокентий Николаевич Жуков с группой «скаут-мастеров» (понимавших, что революция «серьезно и надолго»), принял участие в создании пионерской организации и вошел в ее Центральное бюро, был организатором первого пионерского отряда.
Самая драматическая страница в отношениях между скаутингом и РКСМ (Российским коммунистическим союзом молодежи) приходится, пожалуй, на зиму 1921–1922 годов. Уже трижды комсомол уничтожал централизованную скаутскую структуру.
И хотя никаких постановлений правительства о запрещении скаутинга не было, начинаются гонения.
Школы отказывают в помещении для скаутских сборов, с ребят- скаутов срывают символику, прорабатывают на собраниях.
ПРИЧИНЫ смерти русского скаутинга были, несомненно, объективные и субъективные:
- в насквозь идеологизированном обществе невозможно было оставаться нейтральным;
- скаутинг требовал выхода общественной энергии ребят. Система же оказания людям добрых услуг и совершения добрых дел становилась невозможной при работе организации практически в подполье;
- соответственно, это затрудняло приток свежих, новых сил в скаутские отряды;
- было создано и пионерское движение, всячески поддерживаемое властями;
- перестало работать Общество содействия, главный скаут России О. И. Пантюхов оказался за границей, а идеолог движения И. Н. Жуков стал сотрудничать с комсомолом;
- тяжелый удар по организации нанесли откровенные преследования.
Подобные процессы проходили во всех городах, хотя деятельность групп не прекращалась. 1926 год многие историки считают датой практического прекращения деятельности скаутской организации в России.
3. Первые пионерские сообщества
Таким образом, мы приходим к тому что, скаутские организации распускаются и расформировываются, но комсомол пока не способен предложить что-либо взамен. И тогда 27 ноября 1920 года ЦК РКСМ создает комиссию по изучению скаутизма и применяемой в ней системе физического воспитания. При этом очень неожиданной для многих становится брошюра Надежды Константиновны Крупской «РКСМ и бойскаутизм». Предлагалось применить чисто большевистскую методику использования дореволюционных учреждений: верхушку отсекать, аппарат использовать, т.е. применять методы скаутинга, наполнив его политическим содержанием. Так создается Пионерская организация.
Использовать начали все внешние атрибуты скаутской организации. В бюро по работе среди детей из 7 человек вошли 4 скаутмастера. Комсомол использовал их опыт и умение работать с детьми. Но само слово «скаут» все равно вызывало неприятие, несмотря на то, что многие скаутмастера принимали участие в создании первых пионерских отрядов.
Деятели скаутского движения, принявшие советскую власть и начавшие работу с пионерами, отказались от буржуазных с точки зрения новой власти принципов скаутинга, но оставили в пионерской организации всё самое позитивное с их точки зрения, что было в скаутском движении. В пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов). Сохранился также скаутский призыв «Будь готов!» с изменением его направленности на борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира.
Таким образом, у истоков пионерского движения стояли видный партийный и общественный деятель Надежда Константиновна Крупская и один из идеологов русского скаутизма Иннокентий Николаевич Жуков. Именно Н.К. Крупская в своей известной работе «РКСМ и бойскаутизм» предложила российскому комсомолу создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию», а И.Н. Жуков предложил назвать детскую организацию пионерской.
В 1930-е годы после перевода пионерской организации в школы и подчинения ее школьной администрации «пионерработа» стала все больше и больше напоминать «дополнительные уроки» («предметные сборы»). Стали «исчезать» вожатые-парни. В пионерском «активе» стали преобладать девочки. Утратили интерес к организации подростки. Палаточные лагеря труда и отдыха стали преобразовываться в «пионерские здравницы», идеалом устроителей которых был детский комфортабельный санаторий с утепленными строениями и асфальтом.
В начале двадцатых годов XX века в медицинских кругах и правительственных инстанциях развернулась острая дискуссия по поводу создания государственной системы детского отдыха. Инициатором и теоретиком этого направления в советском здравоохранении был первый замнаркома здравоохранения СССР Зиновий Петрович Соловьёв. В его деятельности дети занимали особое место.
Не по служебной обязанности, а по душевной потребности брал он на себя нелёгкую заботу о здоровье детей и подростков. По его инициативе сразу же по окончании Гражданской войны в СССР стала создаваться разветвленная сеть детских оздоровительных учреждений. Венцом его деятельности в этом направлении стал «Артек» – Всесоюзная экспериментальная детская здравница нового типа.
С развитием пионерского движения в Советском Союзе сеть летних пионерских лагерей неудержимо росла.
4. Тимуровское движение 40-х годов ХХ века
Весьма заметным явлением в сфере детского досуга конца 30-х и начала 40-х годов стало «тимуровское движение». «Тимуровское движение» развернулось в СССР среди пионеров и школьников в начале 1940-х годов под влиянием повести Аркадия Петровича Гайдара (Голикова) «Тимур и его команда».
Тимуровцы оказывали помощь семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной войны, престарелым, колхозам и совхозам в сельскохозяйственных работах, детсадам, благоустраивали населенные пункты, ухаживали за могилами погибших воинов и др.
Тимуровская команда была задумана писателем в качестве альтернативы пионерской организации. А.П. Гайдар предложил детям (в форме повести) методику организации самодеятельного инициативного (да еще и «законспирированного») объединения «самих детей», осуществляющих заботу о старших. На годы войны приходится «массовый» размах движения. Создавали их не только старшие подростки, но и взрослые. Тимуровское движение не погибло в конце 1950-х годов, а передало эстафету «коммунарскому движению».
Движение педагогических отрядов «выросло» из коммунарского движения 1960-х годов и первоначально активно использовало наработанную коммунарами методику организации коллективных творческих дел (КТД), на основе новаторских идей Игоря Петровича Иванова.
5. История коммунарского движения
В 1956 году по инициативе педагога-исследователя Игоря Петровича Иванова (позже профессора ЛГПИ им. А. И. Герцена и действительного члена АПН СССР) в Ленинграде было создано объединение педагогов «Союз энтузиастов» («СЭН»). Этот союз объединил несколько старших пионерских вожатых, заинтересованных в решении вопросов организации жизни ребят в пионерской дружине, ищущих пути преодоления формализма в пионерской организации, «СЭНовцы» много работали с материалами о предшественниках, серьезно изучали опыт С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, опыт скаутов, «пионерского движения» 20-х годов, идеи А.П. Гайдара и «тимуровского движения».
Важнейшую роль в распространении образа жизни коммунарского коллектива, максимально приближенного к первоисточнику, сыграло то, что коммунарская методика была положена в основу работы в лагере «Орленок».
Летом 1962 года в «Орленке» собрали 50 старшеклассников из различных городов, которые впоследствии разъехавшись по своим городам, создали подростковые сообщества, под названием «секции» клуба юных коммунаров. Секции проводили «коллективные творческие дела» и воспроизводили стиль и образ жизни лагеря в той мере, в какой они могли их освоить за проведенные в «Орленке» 40 дней.
В 1963 году в «Орленке» прошел первый Всесоюзный Сбор юных коммунаров. С этого времени и появился термин «коммунарское движение».
Коммунарское движение распространилось почти на всю страну (крупнейшими центрами коммунарского движения были Москва, Ленинград, Челябинск, Свердловск, Тула, Воронеж, Харьков, Киев, Донецк, Одесса, Минск, Петрозаводск), воспитало несколько поколений педагогов-энтузиастов и охватывало во времена расцвета (середина 60-х годов) десятки тысяч школьников и подростков.
В осенние, зимние, весенние и летние каникулы в разных городах стали проводиться (иногда даже одновременно в нескольких городах сразу) Всесоюзные коммунарские сборы, на которые собиралось одновременно по 100, 200, 300 человек из 10-20 секций клуба ЮК разных городов страны.
С осени 1963 года в «Комсомольской правде» стала выходить тематическая страница для старшеклассников «Алый парус», которая была задумана как печатный орган «коммунарского движения». «Секции» клуба ЮК стали создаваться при редакциях молодежных газет, в школах, при Домах культуры, при Дворцах пионеров. Некоторые из таких «секций» официально числились как городские штабы комсомольцев-старшеклассников (ГКШ).
С декабря 1965 года была прекращена поддержка коммунарского движения со стороны ЦК ВЛКСМ; было объявлено, что в таком случае дальнейшая судьба коммунарских объединений будет зависеть от их взаимоотношений с комсомольскими органами «на местах». Движение официально не запрещалось, но с тех пор во многих городах отношение к секциям клуба ЮК стало крайне неблагоприятным.
Понятие о коммунарской методике
Иванов Игорь Петрович – педагог, некогда перевернувший в стране действительность детского оздоровительного лагеря.
Из воспоминаний Симона Львовича Соловейчика:
«А началось все в разгар хрущевской оттепели. Молодой доцент ленинградского Педагогического института им. А.И. Герцена Иванов собирает у себя на квартире таких же, как и он молодых энтузиастов педагогики…
Пионервожатые, учителя с одной пачкой пельменей на десятерых сидят прямо на полу, чай, чай, чай и разговоры, разговоры до утра. Деятельность забюрокраченой пионерии и зарегулированного комсомола их никак не устраивает.
Пионерские лагеря наводят на них тоску, но что предложить взамен? Читают Ушинского, Макаренко, Шацкого, (пробовали Крупскую, но не пошло), спорят, не переходя на личности… Этот кружок называется у них «Союзом энтузиастов».
И вот однажды Игорь Петрович просит всех собраться не у себя на квартирке, а в Доме пионеров Фрунзенского района, в кабинете методиста Фаины Шапиро. (Фаина и Игорь в ту пору нежно любили друг друга, но это пока к делу не относится).
Когда чай был разлит, Иванов обратился к соратникам с речью:
«Друзья-единомышленники. У меня к вам вопрос: «Что такое «воспитывать»?
«Учить детей лучшей жизни», – ласково сказала Шапиро.
«Мы много, о чем спорили, но в одном все согласны: педагог должен вести ребенка к лучшей жизни. Это понятно, но как вести-то?».«Рассказывая им о ней», – предположил кто-то.
«Вот-вот, мы постоянно рассказываем детям о лучшей жизни, а они ее в глаза не видели. Мы говорим о подвигах, а дети их не совершали. Мы толкуем о бескорыстии, а многие ребята ни разу ничем не поступились. Мы разглагольствуем о дружбе и даже (да простит нас Партия) о любви, а они уверены, что все это выдумки писателей. Дети рапортуют на линейках и пишут в сочинениях о том, что не знают, не чувствуют, не пробовали, не испытывали…».
«Верно говоришь, Петрович, – загалдели энтузиасты, – но, делать-то, что?»
«А не рассказывать детям о лучшей жизни, а показывать ее, не требования предъявлять, а окунуть их в эту самую жизнь. Пусть ребята на своих юных телах испытают, что доброта и чуткость, товарищество и взаимовыручка, любовь и нежность существуют на самом деле, а не в журнале «Пионер».
Пусть уже сейчас поживут той жизнью, которой будет жить вся наша страна после 1980 года, когда мы построим коммунизм, согласно указаниям Никиты Сергеевича…»
И далее Иванов изложил собравшимся свой план.
Нужно организовать для пионеров Фрунзенского района летний лагерь труда и отдыха, т.е. «лагерный сбор». С колхозом договорились, деньги уже дают. И провести этот сбор по совершенно невиданной план-сетке. Четыре часа в день ребята работают в поле. Но, не просто уныло тяпая по свекле, а творчески. Что значит творчески? Перед каждым выходом создаётся Совет дела. Он придумывает и готовит несколько сопутствующих процессу тяпания мероприятий: веселые линейки с прикольными рапортами, конкурс стенгазет «Свекла на марше» выставка композиций из тяпок, концерт-ромашка «На грядках» и т.д. И вообще, главным девизом нашего лагерного сбора будет девиз: «Все – творчески, иначе – зачем?»
После работы в поле, ребята, умывшись и поевши, что будут делать? Отдыхать? Фиг два вы угадали. Дальше у нас пойдут «ме-ро-при-я-тия». Чтобы дети не начали сразу зевать, заменим это страшное слово аббревиатурой – КТД, т.е. Коллективно-Творческое Дело.
И будет у нас этих самых КТД пять-шесть штук… в день.
«Энтузиасты» поперхнулись чаем. Не ослышались ли они? Не за всю СМЕНУ, как в нормальных лагерях, а именно В ДЕНЬ? Иванов, ну скажи, что ты пошутил.
Игорь Петрович не пошутил. Отсутствие у детей на сборе свободного времени, насыщение каждого дня творческими событиями — это и была его главная идея. Придумав, подготовив и проведя одно КТД, ребята тут же, без паузы организуют Совет Дела и начинают придумывать следующее. «Суд над песней» сменяется «Конкурсом ораторов», который переходит в «Языковую тревогу», а та плавно перетекает в военную игру «Взятие базы» и все венчает Вечернее Дело – «Час поэзии». А можно весь день сделать как «День Греции», например…
Когда же тьма, пришедшая из-за леса, скроет обожаемый детками лагерь, то тут-то уж… Нет, и ещё раз нет! Не будет у нас «кина» и «танцулек». После Вечернего Дела дети отправляются на отрядные «Огоньки». «Огонёк» — еще одно великое изобретение Иванова, которое трудно переоценить.
За день ребята очень устали, физически и эмоционально. Событий и впечатлений было столько, что требуется остановиться и осмыслить пережитое. Обговорить и оценить каждое Дело крайне необходимо, ибо без этого, по мнению Иванова, любое воспитательное мероприятие не имеет никакого педагогического эффекта, а, следовательно – бессмысленно.
Дежурные разжигают костры, к которым медленно подтягиваются ребята. Тихо поют под гитару (разучивание двух-трех песен в день – священная обязанность каждого отряда) пока не подойдёт последний. После чего вожатый (Старший друг по Иванову) начинает разговор. Он напоминает прошедшие за день Дела и предлагает мальчишкам и девчонкам оценить каждое, ответив на три вопроса:
Что было сегодня хорошо? Что было плохо? Как будем жить завтра, чтобы было только хорошо?
«День не закончившийся «Огоньком» пуст, никчемен и прожит зря», – закончил свою речь Иванов».
Говоря в общем виде о сути обсуждаемой методики, определим ее как методику интенсивного формирования и творческого развития коллектива социалистического типа.
Коммунарская методика предполагает:
- создание коллектива на основе борьбы за высокие, привлекательные для детей идеалы, формируемые не лозунгами, а жизненной позицией педагога и делами, направленными на гражданскую заботу об улучшении окружающей жизни;
- построение коллектива на принципах сменяемости всего актива, коллективного планирования, организации и анализа — и общих дел, и отношений, и поступков;
- организацию деятельности, общественно-значимой («для людей»), личностно-значимой («творчески — иначе зачем»), художественно инструментованной (ритуалами, законами, традициями), очеловеченной искренностью, юмором и пониманием взрослыми потребностей детства;
- особую позицию педагога как старшего товарища, способного к сотрудничеству с воспитанниками, позицию, которая обеспечивает полное взаимопонимание, взаимодействие коллектива педагогического (старших друзей) и детского (друзей младших).
Это был период, когда идеи А.С. Макаренко еще только начинали прививаться на почве массовой школы, причем из всего богатства его наследия настойчиво внедрялись лишь «единые требования».
На педагогических чтениях Института теории и истории педагогики в 1953 году выступило 36 докладчиков. Из них о формировании сознательной дисциплины и отношения к учению с помощью ученического коллектива, пионерской и комсомольской организаций, о работе над Правилами для учащихся, о режиме дня, об организации учителем дежурств в школе, о дневнике как средстве воспитания, о единых требованиях – двадцать шесть; об изучении индивидуальных особенностей – один, о дружбе и товариществе – три (в том числе доклад В. Сухомлинского), об эстетическом воспитании — один. Об инициативе и самодеятельности — ни одного.
И.П. Ивановым была сформирована методика коллективной организаторской деятельности, включавшая 3 звена:
- Коллективное планирование.
- Организаторскую работу.
- Коллективное обсуждение и оценку сделанного.
Непосвященному многие элементы коммунарской методики в словесном изложении покажутся, возможно, банальностью. Но без технологии воспитания не существует. За одними и теми же словами: сбор, огонек, коллективный анализ, планирование, разведка дел и друзей, творческая забота, организаторская деятельность – может не содержаться ничего кроме пустых слов, а может – огромное педагогическое богатство.
Педагогический успех коммунарской методики включает несколько условий:
- первое условие – общая забота;
- второе условие – товарищество;
- третье условие – единство мнений и действий, воли и чувств;
- четвертое условие – единый коллектив;
- пятое условие – творчество, а не шаблон.
На сегодняшний день современные студенческие педагогические отряды составляют основной кадровый потенциал страны в сфере детского отдыха и оздоровления. Сохраняя традиции, участники педагогических отрядов, как и в прежние времена, работают в загородных лагерях и детских центрах вожатыми, организуют акции в поддержку социально незащищенных слоев населения, участвуют в масштабных мероприятиях, акциях государственного значения.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ДЕТСКОГО ЦЕНТРА «АРТЕК», ВСЕРОССИЙСКИХ ДЕТСКИХ ЦЕНТРОВ «ОКЕАН», «СМЕНА», «ОРЛЕНОК».
История Международного детского центра «Артек»
«Артек» был основан как лагерь-санаторий для детей, страдающих туберкулезной интоксикацией, по инициативе председателя Российского общества Красного Креста Зиновия Петровича Соловьева.
Впервые о создании детского лагеря в Артеке было объявлено 5 ноября 1924
года на празднике московской пионерии. Деятельное участие в подготовке к открытию лагеря приняли Российское Общество Красного Креста (РОКК), Российский коммунистический союз молодежи (будущий ВЛКСМ) и Центральное Бюро юных пионеров. Руководил подготовкой лично З.П. Соловьев. Видимо, поэтому в некоторых источниках он указывается как первый директор «Артека», хотя непосредственное руководство лагерем сразу же после его открытия было поручено Ф.Ф. Шишмареву.
Лагерь был открыт 16 июня 1925 года и состоял из четырех больших брезентовых палаток. На первую смену приехало 80 пионеров из Москвы, Иваново-Вознесенска и Крыма.
Первые артековцы жили в брезентовых палатках. Через два года на берегу были поставлены легкие фанерные домики. А в 1930-е годы, благодаря построенному в верхнем парке зимнему корпусу, «Артек» постепенно был переведен на круглогодичную работу. В 1936 году в «Артеке» прошла смена пионеров-орденоносцев, награжденных правительственными наградами, а в 1937 году лагерь принял детей из охваченной гражданской войной Испании.
До марта 2014 года «Артек» принадлежал Украине и назывался «Международный детский центр «Артек». В последние годы «Артек» не являлся круглогодичным лагерем, но и в летний сезон заполняемость «Артека» составляла не более 75 %.
Летом 2008 года было объявлено о создании на основе «Артека» центра украинского национального воспитания.
29 июля состоялась презентация программы «Украина во мне. Я для Украины», которая, по заявлению пресс-службы «Артека», должна стать «основой содержательных проектов «Артека».
В сентябре 2008 года президент Национального Олимпийского комитета Украины Сергей Бубка объявил о планах использования лагеря в качестве тренировочной базы национальной Олимпийской сборной, однако эти планы так и не были реализованы. В то же время, в украинский период в «Артеке» был запущен ряд новых проектов. В частности, это Фестиваль дет ского творчества «Наша земля – Украина», фестиваль «Танцы в «Артеке», международный конкурс-фестиваль талантливых детей «Щасливі долоні» («Счастливые ладони») и другие.
В январе 2009 года «Артек» впервые за свою историю временно прекратил работу из-за проблем с финансированием.
Генеральный директор «Артека» Борис Новожилов на прессконференции в Киеве заявил, что при таком отношении властей 2009 год может «стать последним годом существования «Артека»». По данным украинских СМИ, в знак протеста 19 января 2009 года Новожилов начал голодовку.
16 июня 2014 года распоряжением Правительства РФ создано федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Международный детский центр «Артек»».
Функции учредителя переданы Министерству образования и науки Российской Федерации, подготовлен проект программы развития центра.
16 июня 2015 года «Артеку» исполнилось 90 лет. Прошел ряд праздничных мероприятий, на которых присутствовал глава правительства России Дмитрий Медведев.
Основные направления и составляющие работы лагеря
Медицинско-оздоровительная.
Первоначально это было главное, а по задумке З.П. Соловьева, возможно, и единственное назначение «Артека». Об этом говорит тот факт, что с момента открытия главным должностным лицом лагеря был врач. В лагерь направлялись исключительно дети с диагнозом «туберкулезная интоксикация», или находящиеся в группе риска по этому заболеванию. Режим включал в себя медицинские и гигиенические процедуры, соответствующим образом составлялось меню. Позднее к каждому отряду наряду с вожатым был прикреплен медицинский работник.
Созданный, как одно из учреждений Российского Красного Креста, «Артек» через некоторое время был передан в ведение Министерства Здравоохранения.
Актуальной эта функция «Артека» была и в послевоенные годы, однако постепенно ее место заняла функция «организации детского отдыха», включавшая в себя общую физкультуру, климатотерапию, режим дня, но специальных медицинских программ более не предполагавшая. Наоборот, появился целый список ограничений для направления в «Артек» по состоянию здоровья. Хотя в официальных документах и публикациях СМИ пребывание детей в лагере сегодня называется «оздоровлением».
Воспитательная.
Первые сотрудники «Артека» отмечали в своих воспоминаниях его отличие от других существовавших в то время лагерей с их строевой подготовкой, ночными побудками и политическим воспитанием. «Артек» был «лагерем нового типа», «лагерем-санаторием». Главный пионерский девиз З.П. Соловьев переписал: «Будь здоров! Всегда здоров!». Разумеется, необходимость воспитательной работы с детьми под сомнение не ставилась.
Но уже с первых лет работы лагеря в руководстве страны задумались о превращении его в «кузницу кадров» для будущего комсомольского актива.
Постепенно функция патриотического, политического и идеологического воспитания вышла на первый план. Путевка в «Артек» стала поощрением, наградой для пионера. Все чаще решения о работе лагеря принимались на высшем партийном уровне, и в 1958 году «Артек» был окончательно передан из подчинения медицинским ведомствам в ведение ЦК ВЛКСМ. С этого времени вплоть до 1990-х годов «Артек» считался «лагерем пионерского актива», здесь проводились Всесоюзные пионерские слеты и тематические смены для активистов разных направлений пионерской работы. Однако, по общему мнению артековцев тех лет, эта работа велась очень аккуратно, без перегибов. На фоне всеобщего охвата пионерской работой школьников страны «Артек» иногда выглядел даже немного по-диссидентски. Вожатые и педагоги лагеря старались воспитать в детях подлинную дружбу, а не отвлеченный коллективизм, и даже служить идеалам социализма учили без показного рапортования.
После распада СССР идеологическая составляющая артековского воспитания официально была отвергнута. Места парторгов и комсоргов заняли психологи, провозгласившие главенство «коммуникативной» функции лагеря. В сочетании со снижением профессионального уровня вожатых постепенно это привело и к снижению общего уровня воспита тельной работы в лагере. Роль вожатого сегодня часто сводится к простой организации досуга. В последние годы неоднократно предпринимались попытки наладить в «Артеке» в той или иной форме систему национально-патриотического украинского воспитания. Однако в условиях, когда основная масса коммерческих путевок продается гражданам других государств, говорить о какой-либо серьезной системе национального воспитания сложно. Подобные попытки выглядели спорно, а иногда и неуместно.
Методическая деятельность «Артека» не ставилась его основателями во главу угла, однако уже в первые годы существования лагеря многочисленные гости (в частности Клара Цеткин) говорили о необходимости использовать его опыт в работе детских учреждений в России и за рубежом. Летом 1928 года в лагере прошел первый Международный семинар пионерских вожатых. Впоследствии подобные мероприятия разного уровня и направленности проводились регулярно. Непрерывалась эта работа и во время войны – в эвакуации артековские вожатые делились опытом с пионерскими работниками Алтая.
Впоследствии тщательный отбор специалистов, круглогодичная работа, преемственность традиций и широкие профессиональные связи с коллегами в СССР и за рубежом позволили «Артеку» стать своеобразной лабораторией педагогического опыта.
Артековский опыт распространялся и вместе с сотрудниками лагеря, продолжавшими трудовую деятельность в учреждениях образования и культуры страны. Артековский трудовой стаж считался лучшей рекомендацией при приеме на работу в детские лагеря, школы, дома пионеров.
При открытии Всероссийского пионерского лагеря «Орленок» в 1960 году, большая группа артековских вожатых была направлена для организации его работы и составила основу будущего педагогического коллектива. В книге В.П. Крапивина «Мальчик со шпагой» рассказывается, как артековский вожатый использует полученный в лагере опыт при организации нового пионерского клуба.
В настоящее время несколько детских лагерей на территории СНГ официально указывают на использование в своей работе педагогических программ «Артека».
История Всероссийского детского центра «Океан»
Постановлением ЦК ВЛКСМ и Совета Министров СССР от 12 мая 1972 года «Об итогах Всесоюзного коммунистического субботника 15 апреля 1972 года» было принято решение о строительстве пионерского лагеря для детей Урала, Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. В связи с этим было выделено 15 миллионов рублей из средств, полученных в результате Всесоюзного комсомольского субботника.
Строительство комплекса пионерских лагерей началось в январе 1974 года в лесопарковой зоне г. Владивостока. В 1975 году газета «Тихоокеанский комсомолец» объявила конкурс на лучшее название лагеря. Победителем конкурса стала Елена Староверова, ученица 8 класса школы № 37 г. Владивостока, которая предложила название лагеря – «Океан».
В июне 1983 года в «Океан» прибыли первые вожатые из Все-
российского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок», Всесоюзного пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Артек» и Украинского республиканского лагеря «Молодая гвардия». Вожатые готовили корпус к приему детей, помогали строителям достраивать амфитеатр – летнюю эстраду на 3000 мест, придумывали названия отрядов, сочиняли песни, стихи, легенды...
23 октября 1983 года для приехавших детей из Урала, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока гостеприимно распахнула свои двери белоснежная красавица дружина «Бригантина». А чуть позже, 28 октября 1983 года, в канун празднования дня рождения Ленинского комсомола, состоялось открытие I смены в истории «Океана». На торжественной пионерской линейке, в присутствии представителей ЦК ВЛКСМ, руко-водителей Приморского края, большого количества гостей В.Г. Игнатенко, бригадир треста «Жилстрой-1», вручил пионерам символический ключ от дружины «Бригантина». Именно 28 октября считается днем рождения дружины «Бригантина». Почти через год – 17 августа 1984 года – состоялось торжественное открытие Всесоюзного пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Океан». На торжественной линейке Л.И. Швецова, председатель Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации, вручила пионерам «Океана» Красное Знамя Всесоюзного пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Океан». В празднике участвовали гости из всех союзных республик, лучшие детские коллективы Грузии и Литвы, Армении и Узбекистана, пионеры Вьетнама, делегации «Артека» и «Орленка», поэты
и композиторы.
Немало славных страниц вписано в историю пионерского «Океана»:
Всесоюзные слеты актива, слеты юных друзей милиции, пограничников, моряков, туристов, слеты подрастающих дарований…
Современный «Океан» представляет собой социально-педагогическое пространство, в котором реализуются уже ставшие традиционными тематические программы. Среди них: «Интеллект», «Открытый урок», «Школа Добра», «Сильные люди», «Молодые лидеры России», «Бизнес-экспресс», «Океанский Олимп», «Шоу-мастер», «Российский восход», «Океанская весна», «Моя Федерация», «Океанская Лига КВН» и др. Все программы направлены на развитие лидерского, творческого и интеллектуального потенциала детей и молодежи в возрасте от 11 до 17 лет.
«Океан» растет и набирает силу. Педагоги Центра вместе с детьми продолжают творить историю «Города детства» у самого краешка земли – у Тихого океана.
История Всероссийского детского центра «Смена»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Смена» берет свое начало с 1 июня 1985 года, когда состоялось торжественное открытие Всесоюзного трудового оздоровительного лагеря для учащихся профтехобразования «Рабочая смена».
В настоящее время ВДЦ «Смена» может принять одновременно до 2 тысяч детей в день и порядка 20 тысяч детей в год, объем государственного задания в 2016 году составил более 10 тысяч детей.
Инфраструктура Центра
4 детских образовательных лагеря:
«Лидер-Смена» на 600 мест, «Спорт-Смена» на 300 мест, «Арт-Смена» на 500 мест, «Профи-смена» на 500 мест, гостиница «Каскад» на 120 мест
Дети проживают в комфортабельных корпусах и коттеджах в комнатах на 2-5 человек, каждый лагерь имеет собственную столовую.
Центр обладает современной спортивной базой: стадион, крытый спортивный комплекс, современный 50-метровый плавательный бассейн, тренажерный зал, зал Самбо, сертифицированные туристские маршруты, спортивные секции:
«Самбо», «Пятиборье», «Футбол», «ОФП», «Плавание», «Туризм», Студия современной хореографии.
Центр добровольчества охватывает своей деятельностью до 15 тысяч детей и подростков в год.
С начала 2017 года в ВДЦ «Смена» запущен проект «интернет-школа» для детей, желающих совмещать получение дополнительного образования с общим образованием. Реализация образовательного процесса осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
Действует сферический кинотеатр для просмотра образовательных программ.
Вся инфраструктура Центра находится в шаговой доступности для детей.
Центр расположен на первой береговой линии в зоне обширного произрастания реликтового можжевельника, который выделяет фитонциды – летучие вещества, убивающие вредные микроорганизмы.
Оборудованный и соответствующий всем нормам и требованиям пляж.
Пятиразовое питание с элементами «шведского стола».
Пребывание в ВДЦ «Смена» имеет ярко выраженный оздоровительный эффект.
В непосредственной близости от Центра расположены:
– заповедник «Утриш» – неповторимая по красоте, ландшафту, уникальности флоры и фауны природная территория. По многообразию видов растений входит в тройку лидеров России. Возможности заповедника используются для реализации экологических программ Центра;
– анапский дельфинарий в поселке Большой Утриш. Единственный дельфинарий в России, расположенный в естественных природных условиях, в открытой акватории Черного моря.
Находясь в рекреационном и культурно-историческом центре
черноморской зоны, ВДЦ «Смена» имеет возможность организовать для своих гостей однодневные уникальные экскурсии: в город-герой Новороссийск, по местам боевой славы Битвы в великой Отечественной войне за Кавказ, к историко-археологическим памятникам древних цивилизаций – скифско-сарматской, греческой, в этнографический комплекс – казачью деревню «Атамань» и другие.
Центр занимает лидирующие позиции среди учреждений детского отдыха России. В 2016 году ВДЦ «Смена» занял третье место по версии Всероссийского рейтинга представления загородных лагерей – единого ранжированного каталога детских коммерческих и государственных оздоровительных лагерей, баз для активного и творческого отдыха.
«Воспитание нового поколения»
Основная миссия Центра: патриотическое воспитание, профессиональная ориентация, формирование здорового образа жизни детей и молодежи.
В центре реализуются образовательные программы по всем
направлениям дополнительного образования детей:
• «социально-педагогическое»
• «художественно-эстетическое»
• «физкультурно-спортивное»
• «эколого-биологическое»
• «патриотическое»
• «туристско-краеведческое»
Патриотическое воспитание — приоритетная задача всех образовательных программ Центра.
В соответствии направлениями Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» Центр разрабатывает и реализует образовательные проекты по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодежи, развитию волонтерского движения.
Не случайно ежегодная первая смена Центра имеет гражданско-патриотическую направленность. Это, ставший традиционным, гражданско-патриотический форум «Патриот России». Лучшие из лучших – школьники из регионов России, проявившие активную гражданскую позицию, на основе конкурсного отбора становятся участниками форума. Конкурсный отбор среди лучших активистов волонтерского движения проходят также участники Всероссийского фестиваля добра и проекта «Карта добра», где патриотизм соединился с идеей добровольчества. В целях реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», повышения мотивации учащихся общеобразовательных учреждений к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни, развития доступности физической культуры и спорта, Центр реализует широкомасштабные физкультурно-спортивные образовательные программы.
Основы патриотизма и здорового образа жизни закладывают Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания», на которые съезжается более 2 тысяч школьников из всех уголков России. Многие годы на «Президентских состязаниях» гармонично сочетаются спорт, познание и творчество молодежи.
Центр выстроил многолетние добрые отношения с российским казачеством. Проведение смен «Казачий сполох» и «Спартакиада допризывной казачьей молодежи» для кадетов всех одиннадцати войсковых казачьих обществ России стало традиционным для Центра. Знаковым стал для ВДЦ «Смена» федеральный образовательный проект «Самбо в школу». Каждый ребенок, посетивший центр в 2016 году, познакомился с этим национальным видом спорта.
Центр стал площадкой апробирования сдачи нормативов ГТО. Участники первой смены 2017 года сдали три норматива – «поднимание туловища», «гибкость» и «прыжок в длину с места».
Профориентационная миссия Всероссийского детского центра реализуется через образовательные программы нового поколения JuniorSkills, «Детская киноакадемия», «Медиафорум молодых журналистов» и др.
26 мая 2016 года «Смена» презентовала программу подготовки национальной сборной WorldSkills Russia в Москве на финале Национального чемпионата «Молодые профессионалы».
«Детская КиноАкадемия» – авторский проект ВДЦ «Смена», уникальная всероссийская профориентационная образовательная площадка в сфере кино и анимации для детей и молодежи. Победители конкурса становятся лауреатами кинопремии «Крылья», учрежденной Центром, награждаются грантами на бесплатное обучение в Московском Институте Телевидения и Радиовещания Останкино. КиноАкадемия проводится в зимнем и летнем форматах.
Творческому и личностному развитию посвящен уникальный языковой проект со звездами первой величины «OneCamp», представляющий программы по актерскому мастерству, видеографии, фотоделу, вокалу, граффити и др.
Попробовать себя в роли молодых журналистов российские школьники могут на тематическом медиа-форуме. Проект предполагает организацию экспериментальных медиалабораторий: издательств, телеканала, пресс-служб в соответствии с веяниями современной журналистики.
На популяризацию профессий, связанных с информационными технологиями, технических видов спорта и робототехники направлена Всероссийская профильная смена по информационным технологиям и техническим видам спорта. Проект направлен на вовлечение молодежи в занятия техническими видами спорта, а также подготовку участников к межрегиональным, всероссийским и международным соревнованиям по данному направлению.
Центр постоянно сотрудничает с более чем 70 партнерами по нескольким направлениям.
В реализации образовательных программ и проектов, создании и обеспечении образовательной компоненты программ Центра участвуют:
Федерации по видам спорта; крупнейшие российские корпорации, федеральные и региональные органы исполнительной власти, общественные
объединения, средства массовой информации, крупнейшие вузы страны, добровольческие и ветеранские организации, профессиональные сообщества – всего 40 партнеров.
Ежегодно 38 тематических партнеров реализуют совместно с ВДЦ «Смена» образовательные программы.
Среди наиболее крупных – Российское движение школьников, Российский Союз молодежи, Благотворительные фонды:
«Искусство, наука и спорт», «Вольное дело», Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), Общероссийский профсоюз образования, Русское географическое общество и другие.
На разработку, реализацию образовательных программ и подготовку педагогических кадров для работы в образовательных лагерях Центра направлено системное сотрудничество с 29 вузами и колледжами, значительная часть из которых имеют педагогический профиль: «Национальный государственный университет физической культуры, спорта
и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», «Кубанский государственный университет», «Новосибирский государственный педагогический университет», «Московский педагогический государственный университет», «Челябинский государственный педагогический университет», «Уральский государственный педагогический университет», «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», «Благовещенский государственный педагогический университет», «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), Омский государственный педагогический университет», государственный университет управления и другие.
Сотрудничество с вузами по подготовке вожатых осуществляется с учетом специфики образовательных программ и направлений работы лагерей Центра. Все вожатые имеют сертификаты и свидетельства известных «школ вожатых» России, созданных при вузах-партнерах Центра.
При подготовке Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» ведется целевой набор вожатых из ВУЗов спортивной направленности.
Всероссийскую военно-спортивную игру «Казачий сполох» и Всероссийскую спартакиаду допризывной казачьей молодежи обеспечивает педагогическими кадрами Московский государственный университет технологии и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет).
В рамках реализации проекта создания «Всероссийского студенческого педагогического отряда «Смена» для работы в профориентационных образовательных программах «Парка Будущего» ведется сотрудничество с Молодежной общероссийской общественной организацией «Российские Студенческие Отряды». РСО готовит команду тим-лидеров – вожатых
нового формата, ориентированных на совместное погружение с детьми в образовательную среду, проектную деятельность, знающих основы тех профессий, которые будут изучать гости «Парка Будущего».
Достижения в развитии инфраструктуры и перспективы развития
В 2016 году Всероссийский детский центр «Смена» в рамках
государственного задания принял на обучение по дополнительным общеразвивающим программам более 10 тысяч детей и подростков из 84 субъектов Российской Федерации. Исполнение государственного задания составило 100%. Всего с учетом внебюджетной деятельности Центр обеспе-
чил отдых, оздоровление и образование более 15 тысяч детей, добившихся особых успехов в обучении, спорте, исследовательской и творческой деятельности.
Объем привлеченных внебюджетных средств по сравнению с 2015 годом вырос на 49% и составил 145,3 млн. руб. (2015 г. – 97,4 млн. руб.). Число коммерческих путевок увеличилось более чем в 2,3 раза (с 2364 до 5569).
При участии партии «Единая Россия» в рамках Федерального проекта «500 бассейнов» построен и открыт спортивный комплекс с 50-метровым бассейном Олимпийского уровня. С 9 по 15 июня 2016 года спортивный комплекс обеспечил проведение Чемпионата и Первенства России по пла-ванию на открытой воде. В течение 2016 года под эгидой Минобрнауки России в Центре реализованы знаковые государственные проекты. В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец по итогам встречи с Национальной сборной по профессиональному мастерству, состоявшейся во Всероссийском детском центре «Смена», создан Всероссийский учебно-тренировочной центр профессионального мастерства и популяризации престижа рабочих профессий (далее – «Парк будущего»).
На создание инфраструктуры «Парка будущего» федеральным бюджетом предусмотрены средства в объеме более 230 млн. рублей на 2016 год и 527 млн. рублей на 2017 год. «Парк будущего» будет включать: образовательный центр «Форум» (павильон площадью 1500 кв.м.) вместительностью до 500 чел., учебно-тренировочный центр Национальной сборной — павильон площадью не менее 750 кв.м.
В 2016 году начался монтаж 4 главных павильонов площадью 400 кв.м. каждый, 21 павильона профессий и 3 павильонов общего назначения.
В дальнейшем запланировано строительство более трех десятков павильонов наиболее востребованных и перспективных профессий. Полигоны профессий — это павильоны площадью 100 кв.м., оснащенные необходимым оборудованием согласно инфраструктурным листам по стандартам «JuniorSkills». Проводятся контрактные мероприятия по ка- питальному ремонту корпуса «Лидер-Смена» с целью комфортного размещения и организации питания участников профильных смен «Парка будущего». Единовременно Центр профмастерства сможет принимать до 1100 чел. Развитая спортивная инфраструктура Всероссийского детского центра «Смена» позволяет не только проводить учебно-тренировочные сборы и соревнования, но и осуществлять прием нормативов ГТО у детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам Центра, с внесением результатов в автоматизированную систему Всерос-сийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Эта работа ведется в сотрудничестве с Центром тестирования ГТО в г. Анапе.
История Всероссийского детского центра «Орленок»
1957 год – С.А. Шмаковым были разработаны проект и концепция пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок». 1959 год – 27 марта Совет Министров РСФСР принял Постановление № 494 «О строительстве в Краснодарском крае пионерского лагеря». Было выделено 211 гектаров земли, протяженностью вдоль моря около 3-х километров. Авторы архи-
тектурного комплекса «Орлёнок» Л. Ю. Гальперин, Г. А. Хитаров, Л. Ш. Глаголов, М. Л. Файнберг, В. Б. Фабрицкий, конструктор И. З. Кауфман.
9 апреля Краснодарский Краевой комитет ВЛКСМ объявил строительство «Орленка» ударной комсомольской стройкой.
15 апреля Приказом № 302 Министерства здравоохранения РСФСР была утверждена Дирекция строящегося пионерского лагеря санаторного типа «Орленок».
1960 год – 25 июня сдана первая очередь палаточного лагеря на 480 мест.
12 июля открыт лагерь «Солнечный». Первая и единственная
лагерная смена, которая длилась 45 дней, приняла 520 детей из 37 областей Советского Союза в 21 пионерский отряд. Обслуживало лагерь всего 90 со-
трудников, многие из них приехали в «Орленок» по направлению ЦК ВЛКСМ из Всесоюзного пионерского лагеря «Артек».
1962 год – Впервые на смену приехали 50 представителей коммунарского движения, в том числе из знаменитой Ленинградской Коммуны юных фрунзенцев под руководством выдающегося педагога И.П. Иванова. На этой смене зародились первые традиции «Орленка» и коллективно-творческие дела. В этом же году в лагере отдыхал 11-летний Толя Карпов (будущий Чемпион мира по шахматам).
1963 год – После удачного опыта в предыдущем году в «Орленке» прошел первый Всесоюзный Сбор юных коммунаров.
Вожатый дружины «Солнечная» и будущий главный врач «Орленка» Сергей Сафонов написал вечерний орлятский стих, под который и поныне завершается орлятский день:
День отшумел, и, ночью объятый
Лагерь зовет ко сну
Доброй вам ночи, ребята-орлята,
Доброй вам ночи, девчата-орлята,
Доброй вам ночи, вожатые наши.
Завтра нам снова в путь.
1964 год – В этот год видный педагог «Орленка» Олег Семенович Газман возглавляет лагерь «Солнечный», затем становится первым директором орлятской школы, занимая при этом одновременно и должность заместителя начальника лагеря по воспитательной части. 1965 год – В январе впервые состоялся Всесоюзный сбор орлят в Москве, положивший начало традиции орлятских встреч.
1977 год – Прошли Всероссийский слет юных натуралистов, Всероссийский сбор юных техников, четвертый Всероссийский слет юных друзей пожарных дружин и Всесоюзный праздник творчества школьников, посвящённый 60-летию Великого Октября.
Во время Всероссийского фестиваля художественной само-деятельности школьников впервые прозвучала песня композитора Юрия Чичкова «Орлята России», ставшая «визиткой» «Орленка».
2010 год – ВДЦ «Орленок» в течение 7-й смены отпраздновал свое 50-летие.
2014 год – ВДЦ «Орленок» принял участие в эстафете Олимпийского огня Зимней Олимпиады 2014. Юные участники пронесли олимпийский огонь, прошли с ним по территории лагеря, а также передали участок эстафеты.
РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования к самоорганизации жизни человека.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, потребовали появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появление новых форм вовлечения подростков в социальную актив-
ность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.
Российское движение школьников (РДШ) является одной из таких форм работы, которая призвана удовлетворять жизненные потребности их членов в общении, понимании, признании, защите, разнообразной деятельности; способствовать определению жизненных планов путем обеспечения личностного роста и развития, социального и профессио-нального самоопределения; предоставлять разносторонние возможности в плане организации свободного времени.
Становление новой системы общественной детской организации – РДШ – предполагает гибкую, постоянно обновляющуюся и развивающуюся структуру поддержки тех положительных изменений, которые происходят сегодня в обществе.
Современные дети и подростки – это не только отдельная де-мографическая группа, но и социальная группа, которая тесно связана с жизнью общества, активно включается в общественные отношения, участвует в общественной деятельности по мере своих сил и возможностей.
Естественной потребностью детского возраста является стремление к объединению. Дети, аккумулируя свои знания, опыт, силы и возможности, объединяются в различные группы, компании, команды с целью достижения конкретной цели в различных формах деятельности.
Процесс социализации ребенка в детском общественном объединении – это двусторонний процесс. С одной стороны, ребенок усваивает опыт, входя в социальную среду, с другой – он сам воспроизводит систему социальных связей путем активного вхождения в среду. Таким образом, ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей.
Именно в детском общественном объединении внедряется механизм самоуправления, где каждый может стать участником сводных объединений, максимально реализовать себя в процессе социального творчества.
Указом Президента от 29 октября 2015 года № 536 была создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников».
Ключевой фигурой организации деятельности РДШ на местах, обеспечивающей соблюдение принципов и норм, закрепленных в Уставе РДШ, является старший вожатый. Это и управленец, который умеет ставить цель, планировать, стимулировать деятельность школьников по направлениям, и наставник, профессионально мотивирующий детей и подростков к созидательной, творческой деятельности, и старший товарищ, способный воодушевлять детей реализовывать себя в предлагаемых условиях детско-юношеской организации.
Целями организации являются:
• содействие в совершенствовании государственной политики в области воспитания подрастающего поколения;
• содействие формированию личности на основе присущей
российскому обществу системы ценностей.
• Выделяются основные направления деятельности РДШ:
• военно-патриотическое;
• информационно-медийное;
• гражданская активность;
• личностное развитие.
При организации работы РДШ необходимо соблюдать принципы успешной реализации деятельности общественно-государственной детско-юношеской организации:
1. Принцип комплексности и содержательности. Возникновение комплексных вопросов определяется объективными закономерностями интеграции чрезвычайно дифференцированного научного педагогического знания.
2. Принцип научности в организации работы. Использование принципа научности требует от нас постоянно осуществлять экспериментальную работу на основе выбора средств, доступных экспериментатору и соответствующих современным требованиям педагогической науки.
3. Принцип персонифицированного подхода в организации работы старшего вожатого, председателя регионального отделения, регионального координатора. Этот принцип учитывает следующие общепедагогические положения:
• обращение внимания руководства на отношение старшего вожатого, председателя регионального отделения, регионального координатора к данному виду работы;
• учет уровня работоспособности старшего вожатого, председателя регионального отделения, регионального координатора и оказание ему всесторонней индивидуальной (персонифицированной) помощи;
• степень сложности каждого направления деятельности РДШ с учетом личностных психофизиологических особенностей.
4. Принцип самоорганизации: побуждение внутренней мотивации для реализации творческого потенциала.
5. Принцип необходимости и достаточности информации для обеспечения реализации направлений деятельности. Любое направление деятельности не может быть организовано без информационной базы.
6. Принцип оптимистической перспективы: совокупность положительных представлений о реальном и прогнозируемом состоянии результата реализации направлений деятельности, о целях и способах его изучения и реализации на практике.
7. Принцип гуманизации: приоритет человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными и др., которые необходимо учитывать в реализации направлений деятельности РДШ.
8. Принцип демократизации: представление участникам пе-дагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.
9. Принцип культуросообразности: максимальное использование и развитие той среды, которую обуславливают культура региона, народа, нации, общества, страны.
10. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей участников. Ведущими факторами для работы становятся природа ребенка, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие.
11. Принцип рефлексивности, означающий, что в основе всего – собственная деятельность и деятельность других.
12. Принцип духовности, проявляющийся в формировании у детей и подростков гуманистических духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению нравственных форм морали.
13. Принцип конкурентоспособности: формирование личности, адаптированной к динамичной социальной мобильности, смене видов деятельности, способной находить эффективные решения в сложных условиях конкурентной борьбы.
14. Принцип толерантности – терпимости к мнению других людей, к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни.
15. Принцип индивидуализации: каждый получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере.
16. Принцип вариативности, включающий многообразие форм работы, отдыха и развлечений, а также различные варианты технологии и содержания воспитания.
17. Принцип свободы выбора деятельности, коллектива, педагога, как необходимые условия самостоятельного, творческого развития и самореализации ребенка.
Реализация всех вышеперечисленных целей, задач, принципов и направлений эффективна для становления ребенка как ЛИЧНОСТИ только тогда, когда школьник – участник Российского движения школьников – является субъектом собственной жизнедеятельности, объединяясь в проектные команды, реализуя свои идеи для участия в решении проблем, затрагивающих права и интересы подрастающего поколения.