Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4. Исследовательское и личностно-ориентированное обучение
Исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного
стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения —
формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые
способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Характеристика
Цель
Роль обучающихся
Роль учителя
Результат
Таблица 19. Основные признаки исследовательского обучения
Исследовательское обучение
Формирование у обучающихся готовности и способности
самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать
новые способы деятельности в любой сфере человеческой
культуры
Самостоятельная деятельность, направленная на
исследовательский поиск
Подготовка заданий, обеспечивающих творческое
применение знаний, осуществление помощи и контроль
Процесс поиска неизвестного, новых знаний и открытий
Таблица 20. Цели исследовательского метода обучения
Формирование и развитие творческих способностей
Развитие умения ставить проблемы и самостоятельно их решать
Создание мотивов к обучению и самообразованию
Формирование чувства индивидуальной ответственности за принятое
решение
Развитие коммуникативных умений и навыков
Постановка гипотезы
исследования
Сбор фактического
материала
Систематизация и
анализ
Проверка гипотезы
Доказательство гипотезы или
её опровержение
Рисунок 14. Этапы исследовательской работы
Формы
научно-исследовательской работы
Учебно-исследовательские:
1. Выполняются учащимися под контролем педагога.
2. Используются упрощённые методики проведения
работ и обработки данных.
3. Ответ знаком педагогу.
Исследовательские:
1. Учащийся самостоятельно выбирает
методики, обрабатывает собранный материал.
2. Руководитель выполняет роль консультанта.
Рисунок 15. Формы научно-исследовательской работы
Второй уровень
• Преподаватель ставит
перед обучающимся
проблему и
подсказывает пути ее
решения
Первый уровень
• Преподаватель
только ставит
проблему, а
обучающийся
самостоятельно
выбирает метод
исследования
• И поставновка
проблемы, и выбор
метода, и само решение
осуществляется
обучающимся
Рисунок 16. Уровни исследовательского обучения
Третий уровень
Индуктивное умозаключение
• Наблюдение,
анализ,
сравнение,
выявление
общих
закономерностей и их обобщение. Развиваются логические
приемы мышления, активизируется познавательная деятельность
учащихся.
Проблемное изложение
• Педагог сам ставит проблему, сам показывает путь решения.
Обучающиеся следят за ходом мыслей и включаются в поиск
решения.
Частично-поисковый
• Учащиеся получают вопросы, на которые необходимо найти
ответы или небольшие задания поискового характера.
Исследование
• Выполняется в виде отдельных элементов исследовательской
деятельности и в виде исследований по заданной теме на
специальных занятиях.
Рисунок 17. Приемы исследовательского обучения
Личностно-ориентированное обучение – концентрация внимания педагога на целостной личности человека,
забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с
эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
ЦЕЛИ ЛИЧНОСТНО–ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ:
- развитие познавательных способностей обучающихся, максимальное раскрытие
их индивидуальности;
- обучение, как заданный норматив познания, акцентируется на учение, как
процесс;
- учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного
индивида, направленная на преобразование социально – значимых образцов
усвоения, заданных в обучении;
- субъектность обучающегося рассматривается не как «производная» от
обучающих воздействий, а изначально ему присущая;
- при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть
проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого обучающегося и его
социализация («окультуривание»);
- усвоение знаний из цели превращается в средство развития обучающегося,
учитывающее его возможности и индивидуально – значимые ценности.
Рисунок 18. Ведущие идеи личностно–ориентированного обучения (по И.С. Якиманской)
В личностно-ориентированном обучении обучающийся – это главное действующее лицо всего
образовательного процесса. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько
диагностом и помощником в развитии личности обучающегося. Организация такого учебного процесса
предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне
сделать это самому».
Автор
Карл Роджерс
Е. В. Бондаревская
Таблица 21. Определения личностно-ориентированного обучения
Определение
Подход при котором основной акцент делается на организации
познавательной
деятельности
обучающегося,
с
учетом
его
индивидуальных
особенностей
интеллектуального развития, особо подчеркивая уважение достоинства его личности.
Выделяет три группы:
1)
Личностно-ориентированный подход у детей младшего возраста
это процесс "вскармливания" и обеспечения здоровья ребёнка, развития его природных
способностей: ума, нравственных и эстетических чувств, потребностей в деятельности,
овладения первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Основные
педагогические механизмы в этом возрасте включают научение, воздействие словом и
примером, общение, чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры,
эстетическое и нравственное сопереживание.
2)Личностно-ориентированный подход в подростковом возрасте
это процесс интенсивного физического и социального созревания личности, создающей
предпосылки начала процесса культурной самоидентификации, вхождение в мир
национальной культуры, её понимания, согласия с культурой, обретения позиций человека
культуры. Основные педагогические предпосылки развития в этом возрасте - включение
подростков в ситуации выбора ценностей, их осмысления, нравственно-мотивированное
отношение, помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков, вовлечение в
культурное творчество.
3)Личностно-ориентированный подход в старшем возрасте
это духовно-нравственная автономизации личности, физического и нравственного
самосовершенствования, вхождение в жизнь общества, жизненного самоопределения,
социально-психологической адаптации. Механизмы личностного развития существенно
меняются: на первый план выступает теоретическая подготовка в сфере гуманитарных наук,
диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира, культурная рефлексия,
саморегуляция, принятие решений в ситуациях выбора, жизнетворчество, саморазвитие.
В. В. Сериков
Личностно-ориентированное образование – это не формирование личности с заданными
свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития
личностных функций образовательного процесса.
Существует множество определений термина «Личностно-ориентированное обучение», но можно объединить их в
одно:
Личностно-ориентированное обучение («student-centred learning» или «learner first») — это система, в которой
обучаемый становится не менее активным участником процесса образования, чем учитель. Главная цель такого
подхода — не усвоение учебной программы, а развитие личностных способности обучающихся к образованию.
Обучающемуся предоставляется активная позиция для того, чтобы самостоятельно управлять своим обучением:
формировать цели, планировать выполнение заданий, формулировать принципы оценки и т.д.
Принцип
Самоактуализации
Субъектности
Таблица 22. Принципы личностно-ориентированного обучения
Характеристика
В каждом человеке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных,
коммуникативных, художественных, физических и других способностей
Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными
полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений.
Следует помочь учащемуся стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе,
учебном заведении, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.
Принцип
Индивидуальности
Выбора
Творчества и
успеха
Доверия и
поддержки
Окончание таблицы 22
Характеристика
Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога –
это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать
индивидуальные особенности субъектов педагогического процесса, но и всячески
содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член человеческого коллектива должен
быть (стать) самим собой, обрести (постичь свой образ)
Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации
способностей человека. Педагогически целесообразно, чтобы обучаемый жил, учился,
воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в
выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и
жизнедеятельности учебного заведения
Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать
индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря
творчеству человек выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей
личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует
формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление
обучающимся дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего
«Я»
Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и
авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике
насильственного формирования личности. Вера в личность учащегося, доверие ему,
поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену
излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя
мотивация детерминирует успех обучения и воспитания учащихся
Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие
всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:
возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
–
образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала,
доступного обучающемуся;
–
выделение групп учащихся по знаниям, способностям;
–
распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
–
отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.
Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок, но в системе личностноориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. Личностно-ориентированный
урок изменяет:
–
тип взаимодействия учителя и обучающегося (от команды к сотрудничеству);
–
ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороны
учения;
–
позицию обучающегося: от прилежного исполнителя к активному творцу;
–
характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться
учителем, выбираться им в зависимости от активности обучающихся.
Параметры
обучающей
системы
Единица
управления
Таблица 23. Сравнительный анализ моделей обучения
Традиционное обучение (предметноориентированное)
Инновационное обучение (личностноориентированное)
Учебно-воспитательный
процесс
рассматривается как взаимосвязь двух
автономных
деятельностей:
обучающей
деятельности
учителя
и
учебнопознавательной деятельности обучающихся.
Обучающиеся выступают как объекты
управления, исполнители планов учителя
Единицей управления является целостная
учебно-воспитательная ситуация взаимосвязи
между всеми участниками, изменяющимися на
разных этапах усвоения с целью поддержания
высокого уровня активности обучающихся.
Обучающиеся выступают как субъекты учения,
общения, сотрудничающие с учителем
Продолжение таблицы 23
Параметры
обучающей
системы
Цели
Традиционное обучение (предметноориентированное)
Усвоение
знаний
предметно-
дисциплинарных
Ролевые
Предметно-ориентированная позиция. Стиль
позиции
авторитарно-директивный,
репрессивный.
учителя и стиль
Инициатива учащихся подавляется
руководства
Инновационное обучение (личностноориентированное)
Развитие личности
Личностно-ориентированная
позиция,
организационная и стимулирующая функция.
Стиль демократический. Инициатива учащихся
приветствуется
Открытость личности учителя, установка на
Анонимность, закрытость личности учителя,
Мотивационносолидарность,
совместную
деятельность,
всеобщая индивидуальная подотчетность,
смысловые
индивидуальную помощь, участие каждого
непререкаемость требований, игнорирование
установки
обучаемого в постановке цели, выдвижении
личности опыта обучаемых
задач, принятии решений
Характер
Преобладают
репродуктивные
задания. На первый план выдвигаются творческие и
организации
Овладение
исполнительной
оперативно- продуктивные задания, определяющие смысл и
учебнотехнической стороной опережает смысло- и мотивы деятельности выбора обучаемыми
познавательной
репродуктивных задач
целеполагание
деятельности
Преобладает взаимо- и самоконтроль в рамках
Преобладает
внешний
пооперационный общих, разделяемых группой ценностей и
контроль в рамках жестко заданных правил. смыслов.
Внутренний
контроль
быстро
Контроль и
Преобладает оценка результата со стороны формируется в отношении всего поведения.
оценка
учителя
Преобладает взаимо- и самооценка в группах
обучаемых
Окончание таблицы 23
Параметры
обучающей
системы
Традиционное обучение (предметноориентированное)
Ведущая и единственная форма
учебного
взаимодействия
–
Формы
подражание, имитация, следование
учебных
образцам.
Позиция
ведомого
взаимодействий
закреплена за обучаемым на всем
и отношений
протяжении обучения. Соперничество
преобладает над сотрудничеством
Мотивационно
смысловые
позиции
обучаемых
Отчуждение от учебных ценностей и
задач, отвращение к учению, сужение
спектра познавательных мотивов,
обособление
жизненно
значимых
ценностей и смыслов от учебных.
Внутренний психологический отход от
учебной деятельности
Инновационное обучение (личностноориентированное)
Цели и задачи разрабатываются совместно учителями и
обучаемыми. Процесс их достижения организуется как
совместная деятельность. Многообразие и динамика,
развитие внутри- и межгрупповых, межличностных
отношений, снижение конфликтности по мере роста
взаимодействий, усиление эмпатии в отношении друг к
другу и к учителю. Сотрудничество вытесняет
соперничество, антагонизм изживается солидарностью
Усиление, амплификация (расширение) смыслов
учения посредством сотворчества и сотрудничества.
Обогащение мотивов учения и познания, расширение
мотивационной сферы личности, появление мотивов
творческой
деятельности,
самоактуализации,
утверждение достоинства личности
Следует отметить, что реализация личностно–ориентированного обучения вызывает определенные затруднения:
1. При комплектовании групп с большой наполняемостью человек преподаватель, часто не в состоянии увидеть
индивидуальные особенности каждого учащегося, чтобы выстраивать обучающие воздействия на основе
субъектного опыта каждого обучающегося.
2. Ориентация процесса обучения на «среднего» обучающегося.
3. Приоритет оценки знаний умений и навыков, а не усилий, которые затрачивает обучающийся на овладение
содержанием образования.
Основная литература:
1. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров : учеб. пособие /
В.П. Симонов. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2019. — 320 с. + Доп. материалы [Электронный
ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982777
2. Самойлова, И.В. Психология и педагогика высшей школы [Электронный ресурс] / И.Н. Мавлюдов, И.В.
Самойлова .— Пенза : РИО ПГСХА, 2015 .— 266 с. — Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/488357
Дополнительная литература:
Варданян, А.Н. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс] : метод. рекомендации / Варданян Асмик
3.
Нориковна, А.Н. Варданян .— М. : РГУФКСМиТ, 2013 .— 36 с. — Режим
доступа: https://lib.rucont.ru/efd/236411
4. Кокорева Е.А. Педагогика и психология труда преподавателя высшей школы [Электронный ресурс]:
учебное пособие в вопросах и ответах/ Кокорева Е.А., Курдюмов А.Б., Сорокина-Исполатова Т.В.—
Электрон. текстовые данные.— М.: Институт мировых цивилизаций, 2017.— 152 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/77634.html.— ЭБС «IPRbooks»
5.
Романов, Д. В. Педагогика высшей школы: методические рекомендации [Электронный ресурс] / Д. В.
Романов .— Самара : РИЦ СГСХА, 2014 .— 30 с. — Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/349949
Солодова, Г.Г. Психология и педагогика высшей школы : [16+] / Г.Г. Солодова ; Министерство образования
6.
и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Кемеровский государственный университет», Институт образования, Межвузовская
кафедра общей и вузовской педагогики. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2017. –
55 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481633 (дата
обращения: 27.11.2019). – ISBN 978-5-8353-2156-8. – Текст : электронный.