Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн с элементами клинической беседы.

  • 👀 494 просмотра
  • 📌 480 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн с элементами клинической беседы.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн с элементами клинической беседы.» doc
Лекция Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн с элементами клинической беседы. Тамара Дембо (Dembo), сотрудница Курта Левина, предложила использовать эту методику для исследования представления о счастье (В. М. Блейхер, 1976). Сусанна Яковлевна Рубинштейн, классик отечественной патопсихологии, модифицировала методику Дембо для исследования самооценки. В 70-м году был издан ее учебник по экспериментальным методам патопсихологии и опыту их применения в клинике с кратким описанием этой психодиагностической процедуры. В данном пособии приводится процедура исследования, которой Сусанна Яковлевна обучала студентов на своих семинарах на факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Несмотря на то, что эта методика — одна из самых простых, у неё есть интересная особенность. Психолог, проводящий исследование самооценки по Дембо-Рубинштейн, вынужден одновременно контролировать несколько процессов. Необходимо поддерживать и направлять беседу и одновременно анализировать ответы, и думать о том какой вопрос задать дальше, и протоколировать то, что происходит между вами и вашим пациентом. Благодаря этому методика позволят получить важный навык концентрации на клиенте. Клиническая беседа — беседа, которая имеет диагностические цели. Этот термин пришел в психологию из психиатрии. В ходе такой беседы допустимо говорить на любые темы. Если послушать, как беседует с пациентом опытный психиатр, то бывает трудно понять, что вы присутствуете при серьезном обследовании. Лишь при подробном анализе становится понятным, что все вопросы, которые задает опытный клиницист, имеют совершенно определенную диагностическую цель. В случае методики Дембо-Рубинштейн целью диагностики в клинической беседе являются характерные для испытуемого способы формирования «Я-концепции», ее особенности, степень сформирование реалистичности, типичные искажения и «болевые точки». Самооценка и защитные механизмы личности Возможность сознательного и неосознанного искажения результата в субъективных методах, к которым относится и данная процедура, традиционно считается их слабым местом, поскольку различить исследуемое качество личности и привносимые защитными механизмами произвольные и непроизвольные его искажения, как правило, весьма сложно. Но, как показывает наш опыт, это не всегда так. Предлагаемая в методическом пособии концепция позволяет ответить на эти вопросы. Хотя данная процедура исследования самооценки основана на прямом самоотчете испытуемого, способности сознательной рефлексии, целый ряд диагностических параметров относится к мало осознаваемым аспектам Я-концепции. Как следует из теории защитных меха­низмов Я-концепции, традиционно относящихся к неосознаваемым аспектам Эго, с большой долей вероятности можно полагать, что именно искажения самооценки в наименьшей степени доступны осознанию со стороны испытуемого. Мы исходим из предположения, что в ходе обследования мы фиксируем не столько готовый, сформированный образ самооценки, сколько сам процесс его «здесь-и-сейчас» формирования. Следует также, понимать, что предлагаемая испытуемому процедура самооценивания не является для него ни привычной, ни естественной. Ведь в повседневенной жизни мы редко столь явно используем свою способность к самооценке. Задаваемые испытуемому в процессе диагностики вопросы для него неожиданны, а сама внутренняя работа, требующаяся для отчета на них, — непривычна. Помимо этого, следует учитывать ситуацию обследования, накладывающую свои ограничения на результат, таким образом, диагностическая процедура отражает процесс самооценивания, а не «домашнюю заготовку» самооценки, и это делает возможным изучение самого этого процесса. Типичные сочетания признаков самооценки позволяют выявлять несколько вариантов работы защитных компенсаторных механизмов в процессе самооценивания: а) Компенсация частной проблемы (единичного западения самооценки) чрезмерным завышением самооценки по отдельной шкале («парциальная компенсаторная потеря критичности»); б) компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при пониженной в целом актуальной самооценке («механизм борьбы с депрессией»); в) компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой при повышенной в целом актуальной самооценке (гипотетически соответствует вытесняемой неудовлетворенности собой); г) несоответствие результатов косвенной и прямой оценки оптимизма и удовлетворенности собой («дезинтеграция осознанного и неосознанного уровней самооценки»); д) смещение отметок идеальной самооценки на уровень отметок самооценки своих возможностей («инфляция мечты»); е) неадекватно завышенная самооценка с признаками нарушения критичности. Таким образом, в предлагаемой интерпретации результатом исследования самооценки становится не столько «измерение» высоты самооценки, сколько оценка степени и способа ее искажения со стороны рентных механизмов Эго. Процедура проведения Цель исследования — психологическая диагностика состояния самооценки по следующим параметрам: • высота самооценки (фон настроения); • устойчивость самооценки (эмоциональная устойчивость); • Степень реалистичности и/или адекватности самооценки (при ее повышении): • степень критичности, требовательности к себе (при понижении самооценки); • степень удовлетворенности собой (по прямым и косвенным ин­дикаторам); • уровень оптимизма (по прямым и косвенным индикаторам); • интегрированность осознанного и неосознаваемого уровней само­оценки; • противоречивость/непротиворечивость показателей самооценки; • зрелость/незрелость отношения к ценностям; • наличие и характер компенсаторных механизмов, участвующих в формировании «Я-концепции»; • характер и содержание проблем и их компенсаций. Прежде чем начинать исследование самооценки, испытуемый должен быть психологически подготовлен в ходе предшествующей беседы, а психолог — достаточно осведомлен в его проблемах и причине обращения к психологу. С испытуемым должен быть установлен хо­роший контакт и сформирован мотив экспертизы. Все исследования проводятся с глазу на глаз, поскольку присутствие других людей ока­зывает отрицательное влияние на результаты. Для исследования по­надобятся карандаш и бумага. Инструкция. Инструкция задается в свободной форме и определяет переход от предварительной беседы к обследованию: «Попробуем поговорить с помощью Карандаша и бумаги». Рисуется шкала, которая имеет два полюса и середину (обязательно отмечаются на шкале). Называем первую шкалу, к примеру, «здоровье» и говорим: «...Представим себе такую условность: на верхнем полюсе находится самый здоровый человек в мире, внизу — самый больной человек... а между ними — все остальные люди, в том числе и мы с вами». Далее следует просьба к испытуемому «перечеркнуть» шкалу в том месте, «где он сейчас находится» (как он сам это понимает или чувствует), затем отметить кружком то место, «где бы он мечтал оказаться» и, наконец, галочкой — «то, чего он реально сможет достичь, объективно оценивая свои возможности». В дальнейшей беседе в непринужденной форме выясняется субъективное содержание полюсов очередной шкалы. Легче всего сделать это, задав вопросы о «человеке, помещенном на полюс»: как еще можно охарактеризовать его? Например, «Что делает человека на верхнем (нижнем) полюсе самым здоровым (больным) и т.д. на свете?» Под видом выяснения и уточнения этих характеристик вы исследуете представление о здоровье и болезни, «уме», характере и т. п. самого испытуемого. В дальнейшем будет видно, что у разных людей эти представления могут сильно отличаться. Вы поймете, когда эти харак­теристики продуманы и «выстраданы» самим испытуемым, а когда они просто бездумно «присвоены» им как формальные знания о ценностях. Необходимо замечать, насколько значимы обсуждаемые темы для испытуемого, насколько формально или заинтересованно он участвует в их обсуждении. Это не только индикатор возможного неблагополучия в затронутой сфере, но и показатель зрелости отношения к самому себе. По окончании основного опроса можно ввести еще одну инструкцию, которая улучшает ваше представление о самосознании испытуемого: «Отметьте крестиком по всем шкалам, каким (какой) вас сейчас считают другие». Основы интерпретации Что такое шкала? Шкала имеет два полюса и середину. Середину нужно обязательно указать, это такое же «магическое» место, как и полюса. Шкала — это то, что позже Дж. Келли (см.: Ф. Франселла, Д. BaHHHCTejp, 1987) назвал «индивидуальным конструктом» или «личностным конструктом». Это своего рода «доморощенные теории» по поводу себя и всего остального мира. Каждый человек имеет массу та­ких конструктов, так или иначе связанных друг с другом. Их предна­значение — структурировать образ мира, «Я-концепцию» и межличностное восприятие. Их искажения и ошибочность нередко приносят вред как их «владельцу», так и окружающим. С. Я. Рубинштейн рекомендует четыре обязательные шкалы: «здоровье», «ум», «характер» и «счастье». По всей видимости, они отражают четыре основные сегмента человеческой реальности или самооценки, которые есть у каждого человека. Я предлагаю давать две дополнительные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм». О них речь пойдет ниже. Все остальные шкалы «извлекаются» из ответов испытуемого. Если беседа идет неформально, если испытуемый достаточно откровенен, а вы достаточно опытны, в ходе общения интуитивно рождается новая шкала, которую вы предлагаете испытуемому. В ней, возможно, заключена проблема испытуемого. Вы поймете это по снижению самооценки, невербальным признакам или из признания самого испытуемого. Шкал может быть столько, сколько посчитаете нужным, содержание полюсов — любым. Рекомендуется время от времени просить испытуемого самого придумать шкалу, которая отражала бы его проблему или поясняла бы содержание его слов. Вы можете использовать любые приемы диалога Полюса — это ценности: то, что человек декларирует как желательное или нежелательное состояние. На верхних полюсах находятся положительные ценности (к этому следует стремиться). Если шкала «пе­ревернута», перед интерпретацией ее нужно сориентировать так, чтобы положительный (для испытуемого) полюс оказался вверху. Внизу находятся отрицательные ценности — то, чего человек старается (или, по крайней мере, декларирует свое желание, или верит в то, что он старается) избежать. Ценности — это то, в долженствование чего человек верит, но что далеко не всегда становится мотивом поведения испытуемого. К примеру, мы можем поступать зло и несправедливо, хотя столь же часто произносим слова «добро» и «справедливость». Не следует путать ценности с мотивами. Ценности — это жизненная ориентация, а не предмет удовлетворения потребности. В данной методике полюса задаются как абсолютные величины. Полюс должен быть представлен одним человеком (в смысле челове­ком в единственном числе, а не: «люди» — см.: «Инструкция»). Если полюс представляют, к примеру, «самые здоровые люди», интерпре­тация станет невозможной. Другая особенность полюсов — они задаются неопределенно, в общих терминах, допускающих субъективную интерпретацию со стороны испытуемого. Конкретным содержанием шкалу наполняет сам испытуемый. В этом состоит элемент «проективности» методики Дембо-Рубинштейн. В процессе беседы с испытуемым вы раскрываете содержание проекции. Ваша беседа по поводу содержания ценностей испытуемого тоже во многом проективна, поэтому следует избегать чересчур определенных наводящих вопросов. Методика позволяет «прощупать» содержание ценностной сферы испытуемого, хотя это не является ее главным предназначением. Основные параметры самооценки Мы не можем наблюдать самооценку непосредственно, но только косвенно — по поведению или со слов испытуемого. Высказывание психолога о самооценке – это гипотеза по поводу испытуемого, которую следует проверить по многим индикаторам. Основные параметры самооценки — это высота, устойчивость, реалистичность. Иногда термин «реалистичность» заменяют термином «адекватность». «Адекват­ность» содержит более мощный оценочный компонент. Термин «неадекватность», хотя и может отражать точную характеристику, но иногда нежелателен, так как позволяет трактовку и в смысле психопатологии. Кроме перечисленных трех основных параметров выделяются следующие аспекты анализа: актуальная самооценка; идеальная самооценка; оценка своих возможностей; удовлетворенность собой; уровень оптимизма. Работа с очередной шкалой начинается с отметки актуальной самооценки — это черточка (—). Это ответ вашего испытуемого на вопрос: «Как вы себя оцениваете в данный момент по... (данному параметру)?» Испытуемый помещает себя в какое-то место шкалы между полюсами — это невербальный ответ на ваш вопрос о его самооценке. Когда говорят о высоте самооценки, главным образом имеют в виду высоту актуальной самооценки. Хотя остальные параметры тоже располагаются по вертикали, к ним параметры высоты относятся уже в меньшей степени. Высота актуальной самооценки Высота определяется для всей самооценки «усреднение». Когда говорится обо всей самооценке, предполагается, что это нечто более-менее однородное, хотя есть различия в высоте по разным шкалам (но это уже параметр устойчивости). Другая особенность клинических методик — специфическое понимание «нормы». «Норма» определяется здесь не относительно какого-то внешнего критерия (статистическая или социальная норма), как в психометрических тестах. В клинических методиках исходят из того, что человек, его личность — это некое закономерное и относительно гармоничное целое. В методике Дембо-Рубинштейн норму и отклонения от нее мы будем определять относительно некой эмпирически обо­снованной модели. Эта модель определяет, как должны располагаться отметки основных параметров для того, чтобы субъект мог нормально функционировать. Согласно этой модели, нормальная актуальная самооценка должна располагаться чуть выше середины; идеальная (кружок) несколько ниже полюса, а оценка своих возможностей (галочка) — между ними. Их высота определяется приблизительно, сообразуясь с интер­валами между ними (рис. 1). Первый интервал — нормальная самооценка (обратите внимание на то, что отметка середины шкалы не входит в этот интервал). Выше — повышенная самооценка; третий интервал, включая верхний полюс, — чрезмерно высокая самооценка. Аналогично для нижних интервалов. Можно условно принять, что оценка своих возможностей (галочка) в норме располагается в границах интервала повышенной актуальной самооценки, а идеальная самооценка (кружок) — в границах интерва­ла чрезмерно повышенной актуальной самооценки. Как определить высоту самооценки в целом по всем шкалам? Здесь следует учитывать признак устойчивости. Рассмотрим сочетание двух показателей: устойчивости и высоты. Начнем с устойчиво повышенной самооценки. О самооценке можно говорить, что она устойчиво повышена, когда она колеблется в преде­лах 1-1,5 интервалов и находится главным образом в границах двух верхних интервалов. Чем выше самооценка в целом, тем в большей степени можно предполагать повышение эмоционального фона настроения. Настроение оказывает влияние на все остальное поведение. Оно является неким фоном общего самочувствия, поэтому оно должно отражаться на показателях по всем шкалам. Если вся самооценка повышена, мы предполагаем наличие повышенного фона настроения. Однако при наблюдении и беседе может оказаться, что испытуемый вовсе не будет выглядеть таким радостным, хотя самооценка у него и повышена. Это следует принимать в расчет при формулировке окончательных выводов. Если устойчивое повышение доходит до уровня верхнего интервала, то скорее всего, мы можем говорить о нереалистичности самооценки или даже ее неадекватности. Это, как правило, сочетается с понижением критичности. Дополнительные признаки нереалистичности самооценки. Чрезмерная высота актуальной самооценки является лишь одним из признаков нереалистичности. Необходимо проверить, насколько вы имеете право говорить об этом (о снижении критики или о неадекватности, может быть о «неадекватном снижении критики», может даже — о «нарушении критичности»). 1. Для некоторых форм психической патологии снижение критичности является патогномоничным. Например, при незрелости личности у девиантных подростков; на второй-третьей стадии алкоголизма; при последствиях сифилиса; при последствиях черепно-мозговых травм передних областей мозга; при опьянении или наркотической интоксикации. 2. Тяжесть симптоматики идет по нарастающей: нереалистичность, выраженная нереалистичность, снижение критичности, выраженное снижение критичности, нарушенная критичность (это уже серьезно и, скорее всего, надолго). Как можно убедиться в наличии нереалистичности? Например, видя очень высокую самооценку по какой-либо шкале можно косвенно подвергнуть ее сомнению в форме уточняющего вопросa. Предположим, что самооценка находится около верхнего полюса шкалы «характер», тогда вы можете задать вопрос: «Правильно ли я понял, что вас можно отнести к 5 % людей с самым хорошим характером?» Поставленный таким образом вопрос дает испытуемому шанс еще раз подумать, правильно ли он себя оценил. Если он говорит «Да» и при этом искренне верит в это, скорее всего критичность понижена. Если вы наблюдаете эту реакцию неоднократно, то критичность испытуемого снижена или нарушена. В этом случае нарушение критичности обязательно проявится в нарушении контакта в ходе обследования. Равномерное снижение самооценки. Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае говорят о повышенной либо чрезмерной критичности, или чрезмерном повышении требовательности к себе, а не о нереалистичности или неадекватности. Середина (точка середины шкалы) может интерпретироваться двумя способами: снижение самооценки; середина шкалы отличается еще тем, что это — своеобразный «домик», в который можно спрятаться от вашего назойливого любопытства. То есть, для других (не для себя) мы вполне можем «сказаться» средними. Зачастую испытуемые «ставят» себя в середину, потому что не хотят показать, какие они на самом деле. Нередко,— это признак формального отношения к обследованию. Несмотря на то, что методика позволяет выявить некоторые психологические компоненты депрессии, вы должны избегать использования психиатрических терминов в психологических заключениях. Психолог не может поставить на основании исследования самооценки диагноз «Депрессия». Вы можете лишь описать ряд симптомов, например — повышение требовательности к себе, неудовлетворенность собой, ощущение себя несчастным, пониженный оптимизм и снижение настроения. Неравномерность самооценки Неравномерное повышение и снижение самооценки. Представим себе, что имеется более-менее устойчивая самооценка, на фоне которой заметен «провал», а по какой-либо другой шкале — подъем. «Западение» самооценки — это, как правило, признак проблемы, неблагополучия. Обычно — это то, что вы ищете. Также можно сказать, что «западение» — это признак того, что на фоне более-менее устойчивого настроения наблюдается его понижение в связи с ситуативной актуализацией не­гативных воспоминаний. Пик по другой шкале в такой ситуации мож­но рассматривать как признак компенсации. Компенсация — это то, чем человек пытается затушевать, спрятать от самого себя и окружающих отрицательные переживания, которые возникают, когда он не свободен в выборе поведения. (Здесь всегда как бы звучит: «Но вот зато...».) Компенсаторная оценка будет находиться в третьем, самом верхнем интервале, что сигнализирует о парциальной потере критичности в этой сфере. Дополнительные признаки компенсаций и проблем. Если вы продол­жите беседу по поводу «западения» самооценки и если оно в самом деле сигнализирует о проблеме, то, вероятно, испытуемый начнет жаловаться на затруднения в данной сфере. Если вы попытаетесь его пере­убедить, то это не приведет к желаемому результату. Но, по крайней мере, если человек поверит, что психолог искренне пытается ему помочь, ссора маловероятна. Но если вы начнете его разубеждать по поводу пика (компенсации), то рискуете спровоцировать конфликт. Представьте, что психолог говорит: «Да какой же ты счастливый (умный, красивый, добрый и т. п.)? Посмотри, как ты живешь, — разве в этом счастье?» И не только потому, что тема счастья весьма субъективна и значима, а просто в проблемной сфере у человека нет «опоры под ногами», и он пытается себя «подвесить», как на крючке, на непомерно завышенной самооценке по другой шкале, а вы его с этого «крючка» пытаетесь «сбросить». Естественно, что в ответ получите агрессию. Если психолог получает в ответ на высказанное сомнение агрессию, то это — действительно сфера компенсации. Общая неравномерность самооценки. При неравномерной самооценке очень сложно однозначно определить ее высоту. Термины «достаточно неравномерна», «относительно неравномерна», «заметно неустойчива», «выраженно неустойчива» — отражают различные нюансы ее неравномерности. Если самооценка колеблется в пределах трех интервалов и более то это «выражено неравномерная самооценка». Неравномерная самооценка свидетельствует об эмоциональной неустойчивости, но какого рода? Предлагается исходить из следующего допущения. Любая шкала представляет собой некий жизненный контекст. Когда речь заходит о том, насколько мы здоровы, умны и т. п., то мы автоматически «погружаемся» в этот контекст. Переходя из контекста в контекст, мы как бы переходим из ситуации в ситуацию, не­сколько изменяя состояние сознания. Если самооценка неустойчива, то при этих переходах меняется эмоциональное состояние. Вот в этом смысле нужно понимать эмоциональную неустойчивость, которую выражает самооценка. Подобная неустойчивость самооценки характерна, например, для женщин в состоянии беременности. Следующий тип неустойчивости проявляется в определенных тенденциях, например, в понижении или повышении самооценки в течение обследования. Если повышенная (пониженная) самооценка к концу обследования нормализуется, на это нужно обращать внимание, потому что это — результат коррекционной работы. Существует понятие «курабельность», определяющее насколько пациент готов к изменениям (или излечим, если речь идет о терапии). То же самое можно сказать и о психологических проблемах. Если какой-то психологический параметр самооценки нормализуется в процессе общения с вами, то это благоприятный признак, можно продолжать работать с испытуемым как с клиентом. Еще одно правило. Вы тенденциозны, когда работаете с испытуемым. Тенденциозность состоит не столько в нормализации самооценки испытуемого, сколько в ее понижении. Вас должно радовать понижение самооценки (точнее — обнаружение такового понижения в экспери­менте). Вы ищете проблему, выискиваете в ответах признак неблагополучия. Индикатор неблагополучия — «западение» самооценки. За эту тему специалист должен «зацепиться» и выяснять с испытуемым, в чем тут дело. После этого, скорее всего, появится еще парочка шкал, которые тоже будут понижены. В результате суммарная самооценка испытуемого будет ниже чем «обычно». Эта тенденция должна быть вами осознана. Высота идеальной самооценки «Кружок» — это отметка идеальной самооценки. Это — невербальный ответ вашего испытуемого на вопрос: «Где бы вы мечтали находиться в идеале между этими полюсами?» Это отметка мечты. В структуре «Я-образа», «Я-концепции» идеальной самооценке отведена особая роль. Факт заключается в том, что у любого человека есть идеальная самооценка. Для определения общей высоты самооценки высота идеальной самооценки играет меньшую роль, чем высота актуальной самооценки. Что нам позволяет выяснить этот показатель? Первым делом следует посмотреть, как соотносится высота «кружков» с верхними полюсами шкал. «Кружки» должны стоять несколько ниже полюса. Если «кружок» стоит на полюсе, то можно предполагать незрелое отношение к ценностям как один из признаков незрелости личности. Взрослый человек не мечтает быть «самым-самым». Как это можно объяснить? 1. Испытуемый с незрелым отношением к ценностям еще не понимает, что абсолют недостижим, а способ задания шкал как абсолютных величин — условность. 2. Взрослея, «социализируясь», мы не придумываем ценности, а берем их в готовом виде из культуры. Но мы вырабатываем свое отношение к ним. Если эти ценности заимствованы, но еще не «переработаны», сознательно не присвоены, то для нас естественно желание быть самыми лучшими во всем. Но когда переработка произошла, человек перестает желать быть «самым-самым» везде, о чем бы он ни подумал. Вы ведь не хотите быть самым красивым и самым сильным, но хотите быть «самими собой». Если бы хотели, то обязаны были бы что-то делать для этого, двигаться в избранном направлении. Это и есть взрослое, зрелое отношение к ценностям. Не только цели, но и ценности накладывают ответственность и ограничения. Если ты не делаешь чего-то, значит, ты этого не хочешь. Незрелое отношение к ценностям — это когда нет четкого осознания своих возможностей и ограничений и субъект не научился сам себя ограничивать в том, что лежит в стороне от его сознательно выбранного пути развития. Последнее и может выражаться в нереалистичной идеальной самооценке. Итак, если вы видите более трех кружков на полюсах, то ценности еще заимствованы и не прочувствованны. Но обратное неверно. Почему? Идеальная самооценка может снижаться совсем не потому, что отношение к ценностям зрелое. Здесь важно проанализировать соотношение между «кружком» и «черточкой». Соотношение между высотой актуальной и идеальной самооценки Рассмотрим это соотношение. Оно дает нам представление об удовлетворенности собой. Чем меньше расстояние между актуальной и идеальной самооценкой, тем больше удовлетворенность собой. Многие специалисты даже считают, что именно удовлетворенность собой и есть главное содержание самооценки. Повышение удовлетворенности собой достигается либо за счет снижения «уровня мечты», идеальной самооценки (0), либо за счет повышения актуальной самооценки (—). Чрезмерное повышение удовлетворенности собой, скорее всего, компенсирует внутреннюю неудовлетворенность. Эту гипотезу вы должны проверить другим способом. Идеальная самооценка может снижаться в силу работы компенсаторного (защитного) механизма, который в некоторых случаях правомерно назвать «механизмом защиты от депрессии». Признак этого механизма — параллельность линий актуальной и идеальной самооценок при некоторой их неустойчивости, что выглядит как «лента» при пониженной актуальной самооценке. В таких случаях правомерна формулировка: «Наблюдается заметное повышение удовлетворенности собой за счет компенсаторного понижения высоты идеальной самооценки». В этом случае снижение идеальной самооценки вовсе не означает, что отношение к ценностям реалистично. Испытуемый просто снижает «уровень мечты», чтобы чувствовать себя удовлетворенным тем, что у него есть. Особенно это справедливо, когда актуальная само­оценка понижена. Нечто подобное наблюдается и при повышенной самооценке. Почему человек, несмотря на то, что он ставит «черточки» высоко, нуждается еще в дополнительном повышении удовлетворенности собой за счет понижения «кружков»? В этом есть что-то «чересчур»: слишком близко «кружки» от «черточек», несмотря на и без того вы­сокую актуальную самооценку. Скорее всего, это тоже говорит о компенсации. Можно предположить, что в глубине души такой человек недоволен собой. Он может этого и не осознавать. На то и компенсаторный механизм, чтобы для сознания представить вещи искаженно или даже противоположным образом. Следовательно, в случае одно­временного повышения актуальной самооценки при снижении идеальной мы можем говорить об «общем компенсаторном повышении самооценки и уровня удовлетворенности собой». Таким образом, параллельность идеальной и актуальной самооценок может наблюдаться как в случае снижения актуальной самооценки, так и при ее повышении. В первом случае мы говорим о механизме борьбы с депрессией (ее символизирует пониженная актуальная самооценка), во втором — об общем компенсаторном повышении самооценки и удовлетворенности собой. Уровень объективной оценки своих возможностей «Галочка» — это отметка оценки своих возможностей. Это невербальный ответ вашего испытуемого на вопрос: «Где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности? Чего вы можете добиться, объективно оценивая свои возможности?» Как правило, «галочка» находится между «кружком» и «черточкой». Так это должно быть согласно нашей модели. Модель предполагает, что идеальная самооценка и оценка своих возможностей — это психологи­чески разные реальности. Они не должны совпадать. О чем нам говорит оценка возможностей и чем она отличается от идеальной самооценки? «Кружок», идеальная самооценка, символи­зирует «уровень мечты». Примем как аксиому, что у каждого человека должна быть мечта, хотя вы увидите, что у некоторых испытуемых галочки и кружки по большей части совпадают. Особый тип соотношений между этими оценками состоит в снижении уровня идеальной самооценки (О) до уровня объективной оценки своих возможностей — «инфляция мечты». Внешне это похоже на компенсаторное снижение идеальной самооценки с целью повышения удовлетворенности собой (см. выше по тексту). Характерное от­личие состоит в том, что по большинству шкал «галочки» оказываются внутри «кружков», хотя и находятся в характерном для них диапазоне высоты. Важно выяснить, что это: отказ от мечты или переоценка сво­их возможностей? В-первом случае «галочки» находятся там, где и должны быть согласно модели, а «кружки» снижены (и те, и другие расположены во втором от середины интервале). Если это так, то желательно выяснить, понимает ли испытуемый разницу между идеалом (мечтой) и целью! Если он затрудняется сформулировать разницу или предпочитает «не увлекаться мечтаниями», то следует задуматься о причине такого смешения. При прямом опросе обычно выясняется, что испытуемый намерение избегает фантазий о своем будущем, как бы отказываясь от мечты. Место мечты занимает «холодный» расчет, рациональное планирование будущего. Обычно все мы неосознанно испытываем потребность мечтать. Но некоторых людей жизнь иногда мечтать отучает. Идеальная самооценка обычно обозначает нечто недостижимое. Мечта не сбывается, но иногда исполняется, если для нас ее кто-то исполнит. Самостоятельное воплощение мечты в реальность — это длительный ответственный процесс. Мечта, для того чтобы сбыться, в результате сознательного выбора должна превратиться в цель. Поскольку о целях мы не мечтаем, а стремимся к ним и достигаем их, цель должна «обрасти» средствами для достижения. О средствах мы и спрашиваем испытуемого, предлагая «оценить свои возможности» с помощью галочки. Отсюда следует, что «галочка» — это уровень цели или реальных перспектив (аналог уровня притязаний). Если процесс планирования не искажен, то по мере осуществления, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «кружок» по-прежнему стоит выше «галочки». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты». Соотношение между параметрами самооценки Теперь посмотрим на соотношение между всеми значками. «Галочки» должны находиться между «кружком» (О) и «черточкой» (—). Это соотношение имеет собственный психологический смысл. Расстояние между О и галочкой — это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Галочка» — это то, что «я смогу», а то, что выше нее, — это «все недоступное». Ниже «галочки» вплоть до ак­туальной самооценки — то, что «я смогу», это достижимое, «жизненное пространство» (если испытуемый считает, что оно у него есть). Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже галочки) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма. Шкалы «удовлетворенность собой» и «оптимизм» Эти две шкалы даются для проверки, насколько валидна процедура обследования для данного испытуемого. трех Благодаря введению этих шкал, мы име­ем прямую оценку испытуемым своей удовлетворенности (оптимизма), которую можете сравнить с косвенными показателями. Необходимо сравнить прямые оценки (актуальную самооценку) по этим шкалам с результатом анализа этих характеристик по косвенным признакам. Предполагается, что если все в порядке с самооценкой и испытуемый искренен, эти индикаторы должны совпадать «авто­матически». В случае совпадения прямой самооценки с косвенными показателями вы получаете уверенность в искренности испытуемого и интегрированности сознательного и неосознанного уровней его самооценки. Когда же есть признаки активности описанных выше компенсаторных механизмов, вы сами должны решить, несколько этот последний вывод правомерен. В случае несовпадения прямой самооценки с косвенными признаками существует три варианта. Первый — это то, что испытуемый не был искренен с вами. Второй — он недостаточно хорошо понимает себя, недостаточен уровень рефлексии. Третий — мы имеем дело с компенсацией. Компенсация — это когда испытуемый и чувствует, и не чувствует удовлетворенность собой. В глубине души человек не удовлетворен собой, а «на поверхности» демонстрирует нам (и себе самому) состояния удовлетворенности. Аналогично трактуются соотношения для индикаторов оптимизма. Но эти гипотезы нужно проверять дополнительно. Противоречивость-непротиворечивость. Степень непротиворечивости может быть разной, но смысл в одном: испытуемый противоречит самому себе, давая себе разные оценки по сходным шкалам. Допустим, шкала «здоровье» распадается на две шкалы: «психическое» и «физическое» здоровье. По общей шкале «здоровье» испытуемый ставит себе высокий уровень здоровья, а по психическому и физическому здоровью — ниже: так, что как ни складывай, а такой же высоты, как на единой шкале, не получится. Другими словами, оценки по близ­ким по смыслу шкалам не совпадают либо противоречат друг другу. Испытуемый, как правило, этого не замечает, даже когда шкалы стоят рядом. В дополнение к изложенным выше формальным индикаторам самооценки есть личностные резервы, которые вы, как психолог, можете развивать и использовать. Например, чувство человеческого «Я» или чувство «Я» другого человека. Все диагностические методики — лишь искусственные приемы, которые помогают психологу разобраться в другом человеке. Но самый точный (потенциально) диагностический «аппарат» находится у вас в душе, только он нуждается в «настрой­ке». Ваше собственное восприятие другого человека — часто последний критерий, которым проверяется искренность другого человека или наличие каких-то несоответствий в его самооценке. Секрет состоит в том, что, работая с испытуемым, необходимо наблюдать за самими собой. Не фиксировать внимание на себе, а как бы наблюдать «краешком глаза» за своими эмоциями и действиями. Вы занимаетесь испытуемым (клиентом), а не самим собой, но при этом осознаете себя не меньше, чем его, постоянно рефлексируя свое состояние как тонкий диагностический инструмент. Анализ степени искажения самооценки Как было сказано, помимо результатов собственно «измерения» самооценки методика Дембо-Рубинштейн позволяет устанавливать степень искажающего влияния защитных механизмов на «Я-концепцию» путем подсчета количества выявленных компенсаторных механизмов. Сейчас сложно определить истинный дезадаптирующий «вес» каждого из них, поэтому каждому присваивается 1 балл. «Отрицание» чаще всего используется при повышенной самооценке в сочетании с пониженной критичностью. Этот защитный механизм положительно связан со степенью искажения «Я-концепции». Субъект, прибегающий к отрицанию, старается уйти от осознания информации. которая угрожает его высокой самооценке. Пониженная самооценка связана значимой корреляцией с регрессией. При пониженном фоне настроения субъект чаше прибегает к регрессивному поведению, т. е. возвращается к предыдущим, более инфантильным формам отношений и поведения со значимыми объектами.
«Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн с элементами клинической беседы.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot