Исследование динамики двигателя внутреннего сгорания
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 5
Исследование динамики двигателя внутреннего сгорания
В настоящее время на строительных и дорожных машинах широкое распространение получили дизельные двигатели, отличающиеся высокой экономичностью и приспособленностью к длительной работе в режиме номинальной мощности.
Дифференциальное уравнение вращения коленчатого вала двигателя имеет вид:
где I - момент инерции вращающихся и поступательно движущихся частей, приведенных к валу двигателя, кг·м2;
w - угловая скорость коленчатого вала, р/с;
M(w) - текущее значение крутящего момента двигателя, Н·м;
Мс - текущее значение момента сопротивления на валу двигателя, Н·м.
Крутящий момент M(w) определяется внешней скоростной характеристикой двигателя, а момент сопротивления задается, например, смещенной синусоидальной функцией или постоянной.
Из уравнения следует, что при равенстве текущих значений M(w) и Мс правая часть превращается в ноль. Правая часть уравнения всегда равна левой, поэтому угловое ускорение коленчатого вала также равно нулю. Это значит, что коленчатый вал вращается с некоторой постоянной угловой скоростью.
При уменьшении текущего значения Мс в правой части уравнения (1) появляется некоторое положительное значение, и коленчатый вал приобретает ускорение со знаком «+». С увеличением угловой скорости текущее значение M(w) уменьшается, и наступает момент, когда устанавливается новое равновесное состояние. Угловая скорость коленчатого вала стабилизируется на более высоком уровне.
При уменьшении увеличении значения Мс в правой части уравнения (1) появляется некоторое отрицательное значение, и коленчатый вал приобретает ускорение со знаком «-». С уменьшением угловой скорости текущее значение M(w) возрастает, и наступает момент, когда устанавливается новое равновесное состояние. Угловая скорость коленчатого вала стабилизируется на более низком уровне.
По результатам лабораторной работы 4 построить внешнюю скоростную характеристику выбранного ДВС в среде Matlab-Simulink. Для этого необходимо составить Simulink-схему (рис. 2).
На выходе блока 1 формируется непрерывный сигнал, пропорциональный угловой скорости коленчатого вала, который подается на входы блоков 2,3 и 4. Блок 2 генерирует корректорную, а блок 3 – регуляторную ветви внешней скоростной характеристики ДВС. Блок 4 служит переключателем и в зависимости от значения угловой скорости коленчатого вала соединяет с выходом корректорную или регуляторную ветвь внешней скоростной характеристики ДВС. Блок 5 служит для просмотра результатов построения.
Настройка блоков.
В рабочем окне на панели меню открыть Simulation/ Simulation parameters…/Solver и установить значение Stop time – 250 (рис.3).
Блок 1 настройки не требует.
Блок 2 и 3. В блок 2 занести полученные коэффициенты a1 и b1 для регуляторной ветви, а в блок 3 – a2 и b2 для корректорной (рис.4).
Блок 4. Занести значение номинальной угловой скорости коленчатого вала выбранного двигателя nnom (рис. 5)
После запуска программы на блоке 5 появится внешняя скоростная характеристика выбранного ДВС (рис. 6).
Для решения уравнения 1 в среде Matlab-Simulink необходимо разрешить уравнение относительно старшей производной:
и составить Simulink-схему (рис.7)
В рабочем окне на панели меню открыть Simulation/ Simulation parameters…/Solver и установить значение Stop time – 20, установить настройки блоков и получить решение с блоком Constant, а затем с блоком Sine Wave (рис. 8)
В первоначальный момент времени ДВС работает с номинальной нагрузкой (460 Нм), которая определяет угловую скорость коленчатого вала (167,5 р/с). После скачкообразного падения нагрузки до 100 Нм угловая скорость коленчатого вала за счет регулятора числа оборотов возрастает до 230 р/с и через 8 секунд устанавливается новый режим работы ДВС.