Искусство Древнего Египта
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2. Искусство древних цивилизаций: искусство
Древнего Египта. Искусство Древнего Царства (XXXII в. -XXIV в. до н. э.). Искусство Среднего Царства (XXI в. — XVIII
в. до н. э.)
Лекция 3. Искусство древних цивилизаций: искусство
Древнего Египта. Искусство Нового Царства (XVII в. -- XI в.
до н. э.)
Земля Египта всегда манила путешественников
своими ни с чем несравнимыми памятниками
искусства. Еще в V веке до н.э. древнегреческий
историк Геродот описал впечатления от
увиденного там, а философ Платон, высоко
ценивший египетское искусство, ставил его в
пример своим соотечественникам. И сегодня не
ослабевает интерес к Египту.
Искусство древних египтян многогранно:
оно представлено архитектурными,
скульптурными, живописными
творениями, литературными
памятниками, достижениями в области
музыки.
Архитектура Египта:
пирамиды, дворцы, храмы,
гробницы, обелиски,
стелы.
Архитектура
Особенности
рельефов и
росписей
Ранее царство ( около 3000- 2800 гг. до н. э.) Правление I-II
обще египетской династии.
Основной материал:
•
•
•
•
•
кирпич-сырец
глина
тростник
дерево
камень ( использовался как отделочный материал)
Архитектура играет в египетском искусстве главнейшую роль,
тогда как другие виды искусств (скульптура, живопись, рельеф)
являются по сути лишь декорацией к ней.
(араб.- скамья)гробница в Древнем
Египте периодов
Раннего и Древнего
царств, имеет форму
усеченной пирамиды с
подземной
погребальной камерой с
несколькими
помещениями внутри,
стены которых
покрывались
рельефами и
росписями.
В основе конструкции
— деревянные или сделанные из кирпича-сырца ,
покрытые бытовой кладкой и затем — кирпичной кладкой или тесаным опоры
камнем. Мастаба состоит из двух частей — наземной и подземной. В подземной
части располагается погребальная камера, где находится мумия. А в наземной
расположен сердаб — молельня со статуей, в которую, по поверьям египтян,
могла переселиться душа усопшего, в случае если мумия будет испорчена.
Статуя фараона
Хесехемуи.
Скульптура
раннединастического
периода происходит в
основном из трѐх
крупных центров, где
находились храмы —
Она, Абидоса и
Коптоса. Статуи
служили объектом
поклонения,
совершения обрядов и
имели посвятительное
назначение. Большая
группа памятников
была связана с
обрядом «хеб- сед» —
ритуалом обновления
Статуя Сахура
с богом нома Коптоса.
Происходит официальная культовая канонизация
изображения, творчески развиваются приемы
мастерства.
Саккара
— село в Египте, примерно в 30 км
к югу от Каира, где находится древнейший
некрополь столицы Древнего Царства —
Мемфиса.
Название его происходит от имени бога
мертвых — Сокара.
Протяжѐнность мемфисского некрополя с
севера на юг — семь километров; ширина
1500—500 м.
Самой первой была построена пирамида фараона – Джосера в
Саккаре. Воздвигнута пирамида зодчим Имхотепом,
изобретателем кладки из тесанного камня. «Ступенчатая
пирамида» - имеет 6 этажей. Сложенная из блоков белого
известняка на скальной террасе. Пирамида Джосера
предназначалась для всей семьи усопшего, как и ранние мастабы.
В более поздних пирамидах хоронили только одного царя. В
пирамиде Джосера же для членов семьи было приготовлено 11
погребальных камер в тоннелях пирамиды. Там были похоронены
все его жены и дети, в том числе была найдена мумия ребенка
приблизительно восьми лет. Тело самого Джосера не было
найдено (вероятно, от него сохранилась лишь мумифицированная
пятка).
Пирамида
Хеопса (Хуфу) —
крупнейшая из египетских
пирамид, единственное из "Семи
чудес света", сохранившееся до
наших дней. Первоначально
высота пирамиды составляла
146,6 метра (сейчас 137,2 метра.)
В пригороде Каира – Гизе – находятся три крупнейших
пирамиды Египта – фараона Хеопса, Хафра, Менкаура,
отнесенные греками к 7 чудесам света. Всего в Египте
насчитывается более 89 пирамид. Самые грандиозные из них
– пирамида Хеопса (Высота – 146,6 м.; длина основания
233м.) она сложена из 2.300.000 камней, массой около 2, 5 т.
Каждый. До сих пор остается не вполне ясным, как
многотонные камни поднимали на такую высоту, а также то,
как были пригнаны камни друг к другу, если между ними
нельзя просунуть лезвие ножа. Пирамида считалась домом
умершего фараона, форма означала вечность, а отношение
граней – Божественную Гармонию Вселенной.
Строительство храмов велось в
трех направлениях :
наземные;
полускальные;
скальные храмовые комплексы.
Сочетются наземные помещения с
молельней, вырубленной в скале.
Все части храма расположены по горизонтальной оси.
Три террасы возвышаются одна над другой.
Чередующиеся горизонтали олицетворяют
бесконечность или вечность. На террасах помещались
водоемы, густо обсаженные деревьями. Внутренняя
отделка поражает богатством и изысканностью
вкуса:
бронзовая инкрустация на дверях из черного
дерева, золоченые посеребренные плиты пола
гармонируют с раскрашенными рельефами на
стенах.
Рамсес II Великий, самый энергичный
строитель из всех фараонов, приказал
соорудить большой храм в Абу-Симбеле в
ознаменование своей победы над хеттами.
Храм впечатляет своими размерами: 38 м
по фасаду и 65 м в глубину. Он был
полностью высечен в скальном массиве.
При строительстве Асуанской плотины
храм с берегов Нила перенесен в столицу
Судана город Хартум.
Два великих храма было в Фивах - Карнак и
Луксор, и посвящены они были богу солнца
Амону-Ра.
Каждое утро он - юный и могучий - восходил в
небесах, чтобы дать жизнь земле. А к вечеру
старел, умирал, чтобы завтра вновь родиться
юным и могучим и вновь пройти свой путь в
небесах. Так боги предначертали и людям стареть и умирать, чтобы возродиться. В этом
круговорот жизни...
В
правление фараона Нектанебо I
трехкилометровая дорога, соединявшая
храмы Луксора и Карнака, была украшена
каменными изваяниями сфинксов. Часть
аллеи, начинавшаяся в Карнаке, состояла из
сфинксов с телом льва и головой барана; от
Луксорского храма шла аллея, в которой
сфинксы имели человеческие головы.
Лотосовидные
колонны
Новым элементом храмовых комплексов во время
Позднего царства стали святилища, посвящѐнные культу
бога Гора, считавшегося первым фараоном Египта, и его
матери Исиды. Лучше всего сохранился храм бога Гора в
Эдфу. Эдфу — город на западном берегу Нила в 100 км к
югу от Луксора. По своим размерам он является вторым
после Карнакского храма. Это прекрасное сооружение
великолепных пропорций и форм на левом берегу Нила
возводили в течение 180 лет. Его длина составляет 137 м, а
высота пилона 36 м. Вход охраняют две величественные
статуи бога Гора в виде сокола из чѐрного гранита.
Скульптура Египта:
статуи( стоящие, сидящие),
скульптурный портрет, рельеф,
мелкая пластика( фигурки
ушепти).
Сфинкс
- грандиозная скульптура (высота более 20
метров, длина 57 метров), расположенная в Египте в
комплексе пирамид Гиза. По мнению некоторых
исследователей это и одна из самых древних и
самых загадочных статуй.
Время и люди не пощадили его. Особенно
постарались люди. Один из правителей Египта
приказал отбить нос у каменного изваяния. В начале
восемнадцатого века варвары из наполеоновского
войска обстреляли лицо скульптуры из пушек.
Английские лорды отбили гигантскую каменную
бороду и увезли в Британский музей.
Происхождение портретного жанра в искусстве связано с
верованиями древних египтян. Они верили, что в момент смерти
душа отделяется от тела, но впоследствии возвращается в свою
оболочку. Верили, что кроме души и тела есть еще нечто
промежуточное — призрачный двойник человека, его жизненная
сила КА. Нужно, чтобы КА всегда могла найти свою земную
оболочку и вселиться в нее. Тогда душа умершего будет чувствовать
себя уверенно и спокойно. Для этого необходимо было сохранить
тело и внутренние органы нетленными. Это привело к появлению
обряда мумификации. Кроме самой мумии в гробницу помещали и
портретную статую умершего, причем портрет должен быть очень
похожим, иначе как же КА опознает свой облик. Статуи почти всегда
раскрашивались. Свою скульптуру фараон заказывал еще при жизни.
Только фараон имел право устанавливать свои изображения на
открытом воздухе: в храмах и перед ними.
1) Главная. Передать индивидуальность человека (а то
родное Ка не узнает). Для того, чтобы добиться сходства
мастер начинал работу со снятия маски.
2) Убрать физические недостатки, предметы возрастных
изменений. Сообщить состояние абсолютного покоя,
широко открыть глаза, тело сделать плотным, здоровым.
3) В искусстве Нового царства превалировала первая
задача.
Статуя фараона Микерина,
богини Хатхор и богинипокровительницы нома.
Поза движения в вечности.
Тема единения богоравного
фараона с богинямипокровительницами
В ногах у фараона
изображали его
маленькую, но
преданную жену.
«Царевич Рахотеп
и его жена
Нофрет» (статуи
из гробницы
Рахотепа в
Медуме).
Известняк. 28 в.
до н. э. Фрагмент.
Египетский
музей. Каир.
27 век до н. э. Древнее царство. Каирский
музей.
Торжественно восседают перед нами знатные
супруги. По канону мужская фигура
окрашена в кирпично-красный цвет,
женская — в желтый. Волосы на прямо
поставленных головах всегда были черными,
а одежды белыми.
Пристальный взгляд,
энергичное выражение
лица с широкими
скулами выдают крутой
нрав этого царя.
Статуя найдена во время раскопок в кон. 19 в. Когда рабочие
пробились в гробницу, глаза изваяния сверкнули так ярко, что
бедняги в ужасе разбежались. А потом, приняв ее за
воплощение дьявола, захотели разбить. Начальнику раскопок
пришлось защищать древнее изваяние с пистолетом в руках.
Так статуя Каи едва не погибла благодаря силе
художественного эффекта инкрустированных глаз.
Белки делались из непрозрачного кварца; роговица – из
хрусталя, покрытого коричневой смолой, которая просвечивая
сквозь хрусталь, создавала иллюзию карих глаз. Зрачком
служила капелька черной смолы, заполнявшая небольшое
углубление на задней стороне «роговицы».
Статуя найдена во время раскопок в кон. 19 в. Когда рабочие
пробились в гробницу, глаза изваяния сверкнули так ярко,
что бедняги в ужасе разбежались. А потом, приняв ее за
воплощение дьявола, захотели разбить. Начальнику раскопок
пришлось защищать древнее изваяние с пистолетом в руках.
Так статуя Каи едва не погибла благодаря силе
художественного эффекта инкрустированных глаз.
Белки делались из непрозрачного кварца; роговица – из
хрусталя, покрытого коричневой смолой, которая
просвечивая сквозь хрусталь, создавала иллюзию карих глаз.
Зрачком служила капелька черной смолы, заполнявшая
небольшое углубление на задней стороне «роговицы».
В эпоху Среднего и
Нового нового царства,
напротив, превалирует
тенденция к передаче
индивидуального,
неповторимого в
образе человека.
Взять хотя бы портрет
фараона Среднего
царства Сенусерта III.
Рельеф – один из видов скульптуры.
Подразделяется на типы:
- выпуклый рельеф;
- углублѐнный рельеф;
- рельеф с врезанным контуром.
Иногда все типы рельефов соседствуют в
одной композиции.
Рельефы и росписи подчинялись одним и
тем же художественным канонам.
Со времѐн Древнего Царства большое
распространение получили
раскрашенные рельефы.
Рельефные
изображения встречались с
древнейших времен на бытовых и культовых
предметах, погребальных стелах, но особенно
часто — на стенах храмов и гробниц. При
различиях в сюжетах изобразительный
принцип остается единым и основывается на
требованиях древнеегипетского канона.
Перспектива и пространственные планы
отсутствуют, ракурсы в изображении фигур
не используются.
Характерные особенности изобразительного канона
1.Построчное размещение сюжетных сцен (разделение плоскости
горизонтальные пояса),композиционная организация сцен (внутри поясов) на
основе упорядоченности. С наибольшей ясностью этот принцип проступает в т.н.
мотивах шествия, где фигуры движутся одна за другой, через одинаковые
интервалы, с повторяющимися жестами.
2.Разномасштабность фигур. Так как фараон был главным действующим лицом
в каждой композиции, то его, как, впрочем, и богов, изображали в больших
размерах, чем все остальные фигуры.
3.Изображение человека - принцип распластывания фигуры на плоскости,
когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаз - в фас. Избирались
самые четкие, ясно читаемые аспекты, органично соединенные силуэтом
обобщающего типа и соотнесенные с двухмерной плоскостью.
4. Изображение предметов с различных точек зрения с помощью их
вертикального расположения: то, что находится дальше, изображается на
плоскости выше.
5.Единство изображений и иероглифических надписей.
Живопись Египта
При изображении фигуры человека :
-отличался цвет кожи мужчины и женщины;
-использовалось сочетание разных ракурсов :
голова в профиль,
глаз в фас,
плечи в фас,
руки и ноги - в профиль;
- размер фигуры указывал на бога и фараона.
В
росписях
использовались
минеральные краски:
охра красная, охра
желтая, зеленая —
тертый малахит,
синяя — лазурит, и
черная — сажа.
Клеевая живопись - техника живописи, в
которой связующим веществом красок
является клей (растительный или
животный). В клеевой живописи краски
кроющие, непрозрачные, живописная
поверхность - матовая. Большое
содержание клея в краске приводит к
блеску поверхности, краски приобретают
повышенную интенсивность. Живопись
теряет прочность при недостатке или
избытке клея. В данной технике
выполнялись роспись египетских
саркофагов и погребальных пелен,
живопись Древнего Востока и
средневековых Средней Азии, Индии,
Китая и Японии, настенные росписи 17 в.
в России, росписи 2-й половины 18—19
вв. в общественных зданиях, дворцах и
церквах Европы и Америки.
Британский археолог Говард
Картер, обнаруживший в 1922
году гробницу юного владыки
Египта, был поражен теми
сокровищами, которые вместе с
фараоном отправились в
загробный мир.
Что касается ювелирного искусства этого народа
прежде всего хотелось бы пояснить, что для древних
ювелирные изделия имели совсем не ту ценность,
которую имеют сегодня для нас. Они верили, что
драгоценности несут определенный магический
смысл, что они каким-то образом защищают нас от
злых чар, от огорчений и даже от физических
нападений. Частично эта традиция сохранилась и по
сей день. Но древние, особенно египтяне, намного
яснее чувствовали, что драгоценности должны быть
связаны с силами природы, помогающими тому, кто
носит их. То есть драгоценности не были просто
украшениями.
В
Египте ювелирные изделия по форме
обычно представляют собой божеств, в
которых верили египтяне. Самым
распространенным изделием был,
пожалуй, скарабей, Кефер.
Есть особые, скрытые места, которые ощущались как священные, например
грудь. Талисман или ювелирное изделие, которое носили на груди, всегда
защищало сердце. Древние египтяне были убеждены в том, что сердце
гораздо важнее головного мозга, что оно является источником жизни,
источником всех вещей. В "Книге Мертвых" (она никогда так не называлась,
просто этим текстам дали такое название, поскольку нашли их рядом с
мумиями) говорится: "Сердце мое - мать моя, сердце мое - отец мой". Рядом
с сердцем носили символ самого сердца или образы, связанные с
возрождением, в особенности скарабея. Скарабей был символом жизненной
силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро
бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности.
Кроме того, у скарабея видны только надкрылья, а крылья сложены внутрь, и
тот, кто не знает этого, не верит, что этот жук умеет летать; тем не менее он
удивляет нас своими полетами. Древние говорили, что такие же крылья мы
можем создать в нашем сердце, крылья духовности, крылья силы, и что мы
сами удивимся, почувствовав их. Внутри нашего тела, этого футляра из
плоти и крови, мы можем обрести и расправить свои крылья.
Кобра-олицетворение силы и ума. В Египте она носила
имя Уаджет или Буто (Также Уто). Уаджет - значит
"Пробуждает".
Змея Буто
Древние ювелиры делали
украшения и для других частей
тела, помимо сердца. Например,
некоторые драгоценности
располагали в середине лба.
Древние египтяне также
отводили важную роль этой
точке и по мере возможности
стремились закрыть ее
символами воли и могущества.
Таким символом была, в
частности, змея Буто, которую
мы называем Урей, если этот
символ используется
применительно к фараону.
Для древнеегипетского мастера-ювелира было очень
важно, чтобы стеклянное или керамическое изделие
внутри было такого же цвета, как и снаружи. Для нас это
не имеет никакого значения: если нам нужна чаша или ваза
синего цвета, нам достаточно, чтобы она была синей
снаружи. Наше западное мышление не может сегодня
понять, почему симпатичные кресла в этом зале, обшитые
зеленой тканью, должны быть зелеными и внутри, там, где
никто не увидит. Но древние египтяне мыслили подругому. В работах высокого качества, тех, которые
освящались в храмах (ведь в те времена, как и сейчас,
были великие мастера и простые ремесленники,
создававшие изделия для широкой публики), мы видим,
что цвет материала внутри такой же, как и снаружи.
Выводы:
Основные черты искусства Древнего Египта:
каноничность, символичность, геометричность,
массивность, сочетание стилизации и
натуралистичности в одном изображении,
устойчивость традиций и др.
Древнее царство – создание единой державы,
искусство выражало прежде всего мощь
государства и непостижимость обожествляемой
власти.
Среднее царство – колебание устоев, переоценка
ценностей.
Новое царство – период расцвета, торжество
египетской мощи.