Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Инвестиционная стратегия и инвестиционная политика
1 Понятие инвестиционной стратегии и политики
Инвестиционная стратегия – это система долгосрочных целей инвестиционной деятельности объекта (на уровне бизнес-плана, компании, региона или страны в целом), определяемых общими задачами его развития, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения.
Инвестиционную стратегию также можно рассматривать как:
• Генеральный план действий в сфере инвестиционной деятельности, определяющий приоритеты ее направлений и форм, характер формирования инвестиционных ресурсов и последовательность этапов реализаций долгосрочных инвестиционных целей, обеспечивающих предусмотренное общее развитие объекта.
• Систему формализованных критериев, по которым оцениваются и реализуются инвестиционные возможности объекта, моделируется перспективная инвестиционная позиция и обеспечивается ее достижение.
Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что инвестиционная стратегия представляет собой системную концепцию, связующую и направляющую развитие инвестиционной деятельности объекта.
Инвестиционная политика – это часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, определения направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня.
Инвестиционная политика – это политика капиталовложений, ориентированная на достижение определенных целей (безопасность, высокие прибыли, возможность постоянного обладания наличностью и т.д.).
Инвестиционная политика предприятий – это комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции в целях обеспечения финансовой устойчивости работы предприятий в ближайшей и дальней перспективе.
Обобщенно:
Инвестиционная политика – это система хозяйственных решений, определяющих объем, структуру и направления долгосрочных вложений (инвестиций) как внутри хозяйствующего объекта (бизнес-плана, компании, региона, страны), так и за его пределами с целью развития производства, предпринимательства, получения прибыли или других конечных результатов.
2 Субъекты инвестиционной деятельности
Субъектами инвестиционной деятельности являются: органы государственной власти различного уровня, компании различных форм собственности, общественные организации, участники финансовых рынков различных организационно-правовых форм, субъекты инвестиционной инфраструктуры, частные лица, в том числе иностранные инвесторы.
На макро-уровне инвестиционная политика реализуется на различных уровнях и ветвях власти (органы государственной власти, ответственные за разработку и реализацию инвестиционной политик):
Ветви государственной власти (федеральный, региональный уровень и уровень глав местных администраций):
1. Исполнительная - и включает:
• Кабинет министров
• Министерство экономического развития РФ – Департамент инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства
• Министерства и ведомства в рамках своих полномочий и профиля деятельности, в том числе Министерство финансов
• Аппарат Правительства РФ – Департамент экономики и финансов Правительства Российской Федерации
• Координационные и совещательные органы при Правительстве РФ – Консультативный совет по иностранным инвестициям в России
• Государственные фонды (Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ)
2. Законодательная – Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) – разработка, обновление и корректировка нормативно-правовой документации по реализацию инвестиционной деятельности.
3. Судебная – инстанции судебной системы (Конституционный суд, Верховный суд (специализированные, военные, районные), Высший арбитражный суд).
На микроуровне – это физические и юридические лица, их объединения.
3 Уровни инвестиционной стратегии и политики
Выделяют: макро- и микроуровень.
На макроуровне
Инвестиционная стратегия и политика являются составной частью экономической стратегии и политики государства. Это рычаг воздействия как на экономику страны, так и на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов.
Они определяют цели и комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.
Основной целью является создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала и определение целей и направлений его использования.
Результат осуществления оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов.
Принципы осуществления следующие:
• единство инвестиционного пространства на всей территории России, то есть свободное перемещение финансового капитала, инвестиционных товаров и строительных услуг. Единство условий экономического и правового регулирования инвестиционной деятельности, ее информационного обеспечения;
• невмешательство органов государственной власти и управления, общественных организаций, юридических лиц и граждан в инвестиционную деятельность, не противоречащую действующему законодательству;
• добровольность инвестирования;
• защищенность инвестиций;
• равноправие всех участников, инвесторов независимо от форм собственности и видов деятельности;
• свобода выбора критериев при осуществлении инвестиционной деятельности.
Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи амортизационной политики, научно-технической политики, политики в отношении иностранных инвестиций и др. Все они являются составными частями экономической и социальной политики государства.
Механизм реализации. Он должен включать в себя:
• выбор источников и методов финансирования инвестиций;
• определение сроков реализации;
• выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
• создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;
• создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную стратегию и политику и инвестиционную стратегию и политику предприятия.
Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная стратегия и политика, так как они создают условия и способствуют активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.
Под отраслевой инвестиционной стратегией и политикой понимается целенаправленная инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно-технического прогресса и установление неискаженных хозяйственных пропорций на ближнюю и дальнюю перспективу.
Под региональной инвестиционной стратегией и политикой понимается система целей и мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.
В каждом регионе есть свои особенности, обусловленные следующими факторами:
• экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;
• величиной имеющегося производственного потенциала;
• природно-климатическими условиями;
• оснащенностью энергосырьевыми ресурсами;
• географическим местонахождением и геополитическим положением;
• состоянием окружающей среды;
• демографической ситуацией;
• привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.
На уровне компании:
Под инвестиционной стратегией понимается система долгосрочных целей инвестиционной деятельности компании, определяемых общими задачами ее развития, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения.
Под инвестиционной политикой понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения финансовой устойчивости работы компании в ближайшей и дальнейшей перспективе.
Инвестиционная политика исходит из стратегических целей компании.
На микроуровне
Инвестиционная политика компании должна вытекать из стратегических целей, т.е. из перспективы, а в конечном итоге должна быть направлена на обеспечение финансовой устойчивости компании не только на сегодня, но и на будущее. Если этого плана нет, то ни о какой инвестиционной политике не может быть и речи.
Принципы при разработке инвестиционной политики на микроуровне (компании):
• нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятий и их финансовую устойчивость;
• учет инфляции и фактора риска;
• экономическое обоснование инвестиций;
• формирование оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций;
• ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности реализации исходя из имеющихся ресурсов и с учетом привлечения внешних источников;
• выбор надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций.
Инвестиционная политика компании определяет наиболее приоритетные направления вложения инвестиций, от которых зависит как повышение эффективности самого предприятия, так и экономики страны в целом.
В свою очередь, инвестиционная деятельность, осуществляемая на уровне как страны в целом, так и отдельного предприятия, зависит от реализуемой инвестиционной стратегии.
При выборе инвестиционной стратегии необходимо сформулировать цели развития:
• создавать новые производства и проводить политику диверсификации;
• расширять существующее производство, проводя экстенсивную политику;
• повышать эффективность производства, придерживаясь политики интенсификации;
• ориентироваться на государственную поддержку и государственный заказ, удовлетворяя требования государственных органов.
Формирование инвестиционной стратегии предприятия зависит также от того, на какую маркетинговую политику нацелено предприятие:
• лидерство в области затрат;
• стратегия дифференцирования;
• концентрация на сегменте и т.д.
Исходным пунктом обоснования инвестиционной стратегии предприятия является анализ рынка продукции либо уже производимой предприятием, либо намечаемой к выпуску.
При выборе инвестиционной стратегии компании целесообразно определить общий объем его инвестиций, включая возможные сочетания различных источников финансирования и привлечения заемных средств.
Разработанная инвестиционная стратегия:
• обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и инвестиционных целей развития;
• позволяет оценить инвестиционные возможности;
• позволяет максимально использовать инвестиционный потенциал и активно маневрировать инвестиционными ресурсами;
• обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей, которые неизбежно возникают в процессе изменений факторов внешней рыночной инвестиционной среды;
• позволяет прогнозировать возможные варианты развития внешней инвестиционной среды и уменьшить влияние негативных факторов на деятельность предприятия;
• обеспечивает взаимосвязь стратегического текущего и оперативного управления инвестиционной деятельностью предприятия;
• отражает преимущества предприятия в конкурентном окружении;
• определяет политику инвестиционной деятельности в рамках реализации наиболее важных стратегических инвестиционных решений.
В рамках инвестиционной стратегии компании разрабатывается политика:
• управления реальными инвестициями;
• управления финансовыми инвестициями;
• развития (привлечения) инвестиционных ресурсов;
• оценки и управления инвестиционными рисками.
4 Условия и этапы разработки инвестиционной стратегии предприятия
В ходе разработки инвестиционной стратегии и политики (на любом уровне) решаются следующие задачи:
• исследование внешней инвестиционной среды и прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка;
• технические и маркетинговые исследования с целью определения перспективных направлений вложений и их оценки;
• поиск новых, более прибыльных инвестиционных возможностей;
• оценку привлекательности инвестиционных проектов и отбор наиболее эффективных;
• оценку инвестиционных качеств финансовых инструментов и отбор наиболее эффективных;
• разработку капитального бюджета;
• формирование оптимальной структуры инвестирования;
• подготовка решений о своевременном выходе из неэффективных инвестиционных проектов и реинвестирование капитала.
На выбор инвестиционной стратегии предприятия влияют следующие факторы:
• Общая стратегия развития, которая предусматривает наличие главной цели:
• проникновение на рынок (тактическая цель - обеспечение выживаемости при убыточной деятельности),
• закрепление на рынке (тактическая задача - обеспечение безубыточной деятельности),
• существенное расширение своего сегмента на рынке (тактическая задача - обеспечение прироста прибыли с выходом на оптимальный уровень),
• отраслевая диверсификация деятельности с целью поддержания определенного ее роста,
• обеспечение стабилизации объема деятельности (тактическая задача - обеспечение сохранения прибыли, платежеспособности и финансовой устойчивости),
• существенное обновление форм и направлений деятельности (тактическая задача - обеспечение условий для высоких темпов роста прибыли);
• Стадия жизненного цикла компании:
• рождение - целью является обеспечение достаточного объема первоначальных реальных инвестиций,
• детство - завершение первоначального реального инвестирования,
• юность - обеспечение расширения деятельности за счет нового реального инвестирования и начало финансового инвестирования,
• ранняя зрелость - продолжение реального инвестирования для расширения деятельности при существенном расширении объема и форм финансового инвестирования,
• окончательная зрелость - осуществление инвестирования в объемах, обеспечивающих техническое перевооружение и финансовое инвестирование,
• старение - обеспечение реального и финансового инвестирования в размерах, обеспечивающих сохранение необходимого объема деятельности,
• возрождение - это крупномасштабное реальное инвестирование, связанное с различными формами диверсификации деятельности;
• Финансовое состояние компании на основе оценки ее финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, эффективности.
Финансовое состояние, наряду с уровнем его технического и организационного потенциала определяет конкурентную позицию компании.
• Наличие временно свободных денежных средств. Этот фактор определяет готовность компании инвестировать средства в долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные реальные и финансовые активы.
Процесс разработки инвестиционной стратегии является частью общей системы стратегического менеджмента и включает:
• постановку целей инвестиционной стратегии;
• анализ факторов внешней и внутренней среды;
• оптимизацию структуры формируемых инвестиционных ресурсов и их распределения;
• выработку инвестиционной политики по наиболее важным аспектам инвестиционной деятельности;
• поддержание взаимоотношений с внешней инвестиционной средой.
Процесс разработки инвестиционной стратегии предприятия складывается из следующих этапов:
• определение общего периода формирования инвестиционной стратегии;
• формирование стратегических целей инвестиционной деятельности;
• обоснование стратегических направлений и форм инвестиционной деятельности;
• определение стратегических направлений формирования инвестиционных ресурсов;
• формирование инвестиционной политики по основным направлениям инвестиционной деятельности;
• оценка результативности разработанной инвестиционной стратегии.
5 Методы разработки стратегии. Матричный подход
За основу берется несколько подходов для исследования потенциала, возможностей и угроз внешней среды: SWOT-анализ, Модель 5 сил Портера, PEST-анализ и т.д., а также выделения конкурентной позиции компании – портфельные стратегии (BCG, McKinsey, матрица Ансофа и т.д.).
Рассмотрим их:
Группа А. Классические подходы к анализу в процессе разработки стратегии
1. SWOT-анализ
Анализ факторов внешней среды находит отражение в том числе в разработке SWOТ-анализа при оценке текущего положения компании.
При проведении SWOT-анализа целесообразно:
• разработать «экранную» модель - сделать экспертную оценку деятельности компании с точки зрения ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз;
• использовать «взвешенный (смешанный) подход» – присваивая веса каждому фактору и ранжируя их в соответствующем блоке;
• провести кросс-анализ – найти пересечения в факторах при анализе различных пар «возможности-угрозы», «сильные стороны – возможности (угрозы)» и т.д.
• разработать компенсирующие мероприятия и направления стратегии по каждому блоку.
Ранжирование выделенных факторов:
• определение шкалы оценок (от 1 до 5, от -5 до +5 и т.д.);
• определение значимости и «силы» влияния каждого выделенного фактора;
• определение вероятности наступления факторов внешней среды;
• ранжирование, определение ключевых факторов и формирование общего поля SWOT-матрицы;
• определение основных направлений развития компании.
2. SNW-анализ:
SNW-анализ – предполагает анализ сильных (S), нейтральных (N) и слабых (W) сторон компании.
В качестве нейтральной позиции часто фиксируется среднерыночное состояние компании в данной ситуации. Основной причиной добавления нейтральной стороны является то, что может оказаться достаточным состояние, когда: компания относительно своих конкурентов по всем (кроме одной) ключевым позициям находится в нейтральном состоянии и только по одному из факторов лидирует.
3. PEST-анализ (STEP-анализ)
PEST-анализ - это инструмент для стратегического прогнозирования, выявления и оценки существенных факторов внешнего окружения компании, которые потенциально могут в повлиять на ее деятельность.
PEST: P (Policy) -политические факторы, E (Economy) - экономические факторы, S (Society) - социальные и общественные факторы и T (Technology) - технологические факторы.
PEST-анализ изучает внешнее окружение компании в целом, SWOT-анализ позволяет выявить положение бизнес-единицы на рынке по отношению к конкурентам с учетом специфики компании.
PEST анализ применяется для более глубокого изучения внешней среды компании после проведения SWOT анализа или SNW-анализа.
При проведении PEST-анализ целесообразно :
• выявить факторы в рамках четырех основных групп;
• оценить вероятность их наступления;
• определить степень воздействия на компанию;
• разработать меры противодействия влиянию данных факторов.
PEST plus –анализ – разновидности PEST-анализа, детализирующие классический подход, например:
• PESTLE-анализ – расширен за счет включения правового фактора и влияния окружающей среды.
• STEEPLE-анализ - расширен за счет включения таких факторов, как: окружающая среда, правовой и этнический.
4. Модель Пяти сил М.Портера
Это - методика для анализа отраслей и выработки стратегии бизнеса.
Выделяют пять «сил»:
• угроза появления товаров-заменителей;
• угроза появления новых игроков;
• рыночная власть поставщиков;
• рыночная власть потребителей;
• уровень конкурентной борьбы.
Модель «Пяти сил» применяется для определения уровня конкуренции на рынке, оценки привлекательности отрасли для бизнеса, анализа стратегической позиции компании в отрасли.
Модель предполагает, что на рынке существует спрос на производимый компанией продукт. Компания борется за удовлетворение этого спроса с прямыми конкурентами и предложением со стороны отраслей, производящих заменители. Прибыль компании зависит от рыночной власти поставщиков и потребителей, а также – от угрозы вхождения в отрасль новых игроков. При этом:
• покупатели, конкуренты и поставщики не связаны, не взаимодействуют и не сговариваются;
• цена определятся структурными преимуществами (создавая входной барьер);
• нестабильность на рынке достаточно низка и позволяет участникам рынка планировать и осуществлять реакцию на действия конкурентов.
• По итогам анализа делается вывод о том, что чем сильнее конкурентные силы, тем ниже прибыльность компаний, присутствующих на этом рынке, и привлекательность отрасли падает.
Модель Портера позволяет сделать следующий вывод:
• Для успешного противостояния конкурентным силам необходимо разработать такую стратегию, которая оградила бы компанию от действия пяти конкурентных сил Портера и обеспечила бы ей создание такой позиции, которая даст надежное конкурентное преимущество в отрасли.
• Из пяти сил конкуренции в отрасли доминирует, как правило, один фактор, который и становится решающим при разработке стратегии организации.
• Внимание следует фокусировать на том факторе, на который компания может оказывать влияние с целью его изменения.
• Модель «статична» и не учитывает множества других факторов. В частности, силу цены и силу барьеров входа на рынок.
Группа Б. Портфельный анализ (матричный подход) к анализу в процессе разработки стратегии
Важным инструментом для оценки конкурентоспособности компании и ее положения на рынке является портфельный анализ компании.
Цель портфельного анализа - помочь многопрофильной компании распределить ограниченные ресурсы между товарными рынками, на которых она конкурирует.
Анализ предполагает перекрестную классификацию каждого направления деятельности по двум независимым параметрам:
• привлекательность базового рынка, на котором работает компания
• способности компании использовать возможности, имеющиеся на этом рынке.
Для решения данной задачи разработаны различные модели портфельного анализа. Все они имеют матричный вид и включают различные индикаторы привлекательности и конкурентоспособности.
Основными моделями, которые наиболее часто используются при портфельном анализе, являются:
• матрица «рост – доля рынка» – метод, разработанный американской консалтинговой компанией Boston Consulting Group
• матрица «привлекательность – конкурентоспособность» – метод, разработанный консалтинговой компанией McKinsey по заказу General Electric
• матрица «товар – рынок», предложенная И. Ансоффом
Рассмотрим их:
1. Матрица «рост – доля рынка» (разработана консалтинговой компанией Boston Consulting Group)
Создана для анализа актуальности продуктов компании, исходя из их положения на рынке относительно:
• роста рынка данной продукции – определяет привлекательность отрасли;
• занимаемой компанией доли на рынке – определяет уровень конкуренции.
Главное допущение – рыночная доля и прибыль компании взаимосвязаны.
Основа подхода:
• концепция жизненного цикла товара (вертикальная ось) – период времени, в течение которого товар обращается на рынке, начиная от момента выхода на рынок и заканчивая уходом с рынка;
• теория эффекта масштаба производства или кривая обучения (горизонтальная ось) – при каждом удвоении объема продаж издержки на единицу продукции уменьшаются до 75% за счет накопленного опыта работы с рынком и экономии от масштаба.
Базовые рекомендации:
• Компании должны выходить на те рынки, где они могут доминировать с момента выхода, где эффект опыта велик и значительное преимущество по издержкам будет нарастать как результат накопленного опыта и отдачи от масштаба.
• Компания должна стремиться к превосходству на стадии роста, позднее поддерживая его посредством ценовой политики. Снижение цен при этом должно происходит параллельно со снижением издержек.
ОДР
«Звезды»
• Высокий рост объёма продаж и высокая относительная доля рынка.
• Приносят большую прибыль либо будут приносить высокую прибыль в перспективе.
• Поэтому они являются объектами инвестиций для того, чтобы сохранять и увеличивать долю рынка.
«Дойные коровы»
• Высокая доля на рынке, но низкий рост темпа объёма продаж.
• Являются источниками средств для реинвестирования в звезд и трудных детей.
• «Дойных коров» необходимо беречь и максимально контролировать.
«Собаки» («Хромые утки»)
• Темп роста рынка низкий, доля рынка низкая. Продукт как правило низкого уровня рентабельности и требует большого внимания.
• Есть опасность превращения в «денежную ловушку» – для поддержания доли рынка может потребоваться больше средств, чем генерирует сам продукт.
«Трудные дети» («Дикие кошки», «Темные лошадки», «Знаки вопроса», «Мертвый груз»)
• Низкая доля рынка, но высокие темпы роста.
• «Трудных детей» необходимо изучать.
• В перспективе они могут стать как звездами, так и собаками.
Если существует возможность перевода в звезды, то нужно инвестировать, иначе - избавляться.
Положение компании считается хорошим, если:
• темп роста рынка составляет не менее 10% в год
• доля рынка компании больше или равна доле, занимаемой ближайшим конкурентом
Индикатором положения компании является показатель «относительная доля рынка»
ОДР = объем продаж товара А на рынке / объем продаж товара А крупным конкурентом
Если относительная доля рынка больше или равна 1,0 – позиции компании являются прочными.
Использование матрицы позволяет:
• сбалансировать портфель компании
• установить тенденции – анализ конкурентного окружения и относительной позиции компании
• соотнести темпы роста рынка и компании
Недостатки подхода:
• Наибольшая доля рынка не всегда предполагает наименьшие издержки и ведет к более высокой прибыли. Исследования показывают, что корреляция между этими параметрами есть. Однако она не такая сильная, чтобы на ее основе можно было бы строить точные прогнозы.
• Высокие темпы роста - это только один, далеко не главный, признак привлекательности отрасли.
• Матрица позволяет зафиксировать текущее положение компании, но не дает рекомендаций, как его изменить.
• Ценовая конкуренция не является единственным факторов роста продаж.
2. Матрица «привлекательность – конкурентоспособность» (разработана McKinsey для General Electric)
Матрица была разработана для того, чтобы нивелировать недостатки предыдущего подхода и учесть дополнительные факторы по определению привлекательности отрасли и конкурентной позиции.
Матрица используется при оценке привлекательности отдельных товаров компании в целом на основе :
• оценки привлекательности рынка;
• оценки конкурентной позиции товара / компании на рынке.
При этом вместо единственного показателя привлекательности рынка – темпов его роста – используются и другие, специфические для конкретной отрасли характеристики. Оценка конкурентной позиции также предполагает выделение ряда факторов «силы».
В итоге модель представляет собой матрицу 3 х 3. Каждый из 9 квадратов указывает на определенную рекомендованную стратегию.
При определении привлекательности рынка и конкурентной позиции также применяется «взвешенный» подход: выделяются факторы привлекательности, определяется вес каждого из них, проводится экспертная оценка и рассчитывается результирующий коэффициент.
1 Позиция лидера является наилучшей, компания имеет устойчивое положение на привлекательном рынке. Цель – расширение и укрепление достигнутых позиций.
2 Растущему лидеру необходимы дополнительные инвестиции, позволяющие обеспечить рост производства в соответствии с расширением рынка.
3 Требуется приложение дополнительных усилий и инвестиций. Со временем уязвимость позиций может возрасти.
4 Генерация денежных средств. Эти товары должны обеспечивать поступление доходов и не требовать инвестиций.
5 Осторожное развитие, так как фирма не имеет прочных позиций на не слишком привлекательном рынке.
6 «Все или ничего». Требуются точечные , строго целевые инвестиции.
7 – 8 Перспективы получения прибыли туманны, поэтому требуется перераспределение ресурсов.
9 Удаление. Напрасная трата средств, поэтому следует избавиться от еще ликвидных активов.
Недостатки подхода:
• базируется на субъективно отобранных показателях конкурентоспособности и привлекательности;
• не дает таких точных численных результатов, как матрица БКГ.
3. Матрица «товар – рынок» (И. Ансофф)
Представляет собой поле, образованное двумя осями:
• горизонтальной осью «товары компании» (имеющиеся и новые)
• вертикальной осью «рынки компании» (имеющиеся и новые)
На пересечении этих двух осей образуются четыре квадранта:
Матрица возможностей предусматривает использование четырех альтернативных стратегий для сохранения и/или увеличения сбыта: обработка рынка , развитие рынка, развитие продукта и диверсификация.
Выбор альтернативы зависит от степени насыщенности рынка и возможности компании постоянно обновлять производство. Две или более стратегий могут сочетаться.
ВЫВОДЫ:
Анализ рынка позволяет определить рыночную нишу компании, выявить потребителей и спрогнозировать объемы продаж.
После исследования рынка должны быть получены ответы на вопросы:
• На каких рынках работает или будет представлена компания? Какие типы рынков используются компанией?
• Каковы основные сегменты данных рынков по каждому виду товара (услуги)?
• Проранжированы ли рынки (сегменты рынка), на которых действует или будет действовать компания, по коммерческой эффективности и другим рыночным показателям?
• Что влияет на спрос на товары (услуги) компании в каждом из этих сегментов?
• Каковы перспективы изменения потребностей покупателей в каждом из сегментов рынков?
• Как предполагается реагировать на эти изменения?
• Каким образом происходит изучение потребностей и спроса?
• Какова общая емкости рынка и используемого сегмента по всем товарам (услугам) компании?
• Каковы прогнозы развития емкости сегментов на каждом из рынков?
• Какова реакция рынка на новые товары (услуги)?
• Проводятся ли тестирование рынка и пробные продажи?
• Какие компании являются текущими и потенциальными конкурентами компании, в каких сегментах?
После ответа на перечисленные вопросы станет возможным дать:
• Оценку емкости рынка
• Оценку потенциального объема продаж
• Оценку реального объема продаж
Кром того станет возможным: оценить текущих и потенциальных потребителей и конкурентов, разработать маркетинговую стратегию и каналы продаж.
Опыт показывает, что неудача большинства проваливающихся со временем проектов связана именно со слабым изучением рынка и переоценкой его емкости, а также – незнанием конкурентов и потребителей.
Следствием являются ошибки в прогнозах объемов продаж и последующая некорректная оценка эффективности инвестиционных вложений, а также – плохо налаженное взаимодействие с потребителями, неотрегулированные каналы сбыта и перепроизводство.
Процесс реализации стратегии может быть разделен на два этапа:
◦ Процесс стратегического планирования – выработка набора стратегий, начиная с базовой стратегии и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами. Общий стратегический план следует рассматривать как систему мероприятий, направляющую деятельность компании в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановками.
◦ Процесс стратегического управления – реализация определенной стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств.
6 Инновационные, инвестиционные и финансовые стратегии
Финансовая стратегия – это генеральный план действий по обеспечению компании денежными средствами, включает вопросы формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования.
Финансовая стратегия включает оптимизацию основных и оборотных средств, управление капиталом, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговый менеджмент, политику в области ценных бумаг.
Объектами разработки и осуществления финансовой стратегии предприятия являются доходы и поступления средств, расходы и отчисления средств, взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами, кредитные взаимоотношения.
Инвестиционная стратегия и политика - это часть общей финансовой стратегии и политики компании, заключающаяся в выборе и реализации наиболее выгодных путей расширения и обновления его активов с целью обеспечения основных направлений его экономического развития.
Под инновационной стратегией можно понимать совокупность целей и средств по эффективному использованию инновационного и научно-технического потенциала страны (региона, отрасли или компании) для обеспечения долгосрочного социально-экономического развития на базе последних достижений науки и техники.
Финансовая и инвестиционная стратегия обеспечивают возможность (капитал) реализации инновационной стратегии.