Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1.
Интеграция как основа образовательной деятельности
в детском саду
Теоретический анализ исследований [2;3;4;5;6;8] позволяет считать, что интегрированная форма работы с детьми дошкольного возраста есть относительно устойчивая и логически завершенная конструкция (устройство) целенаправленного взаимодействия субъектов в процессе интегрированных видов детской деятельности. «Конструкция (конструкт) интегрированной формы работы с детьми отличается большой степенью обобщенности, отражает типичные ситуации взаимодействия субъектов в процессе интегрированных видов детской деятельности (выделенных с учетом специфики данной формы)» [7].
Однако при описании интегрированных форм работы с детьми отсутствует более детальное раскрытие особенностей видов интегрированных форм образовательной деятельности, их структурных компонентов, описание деятельности взрослого и детей, специфика их взаимодействия. С этой целью были разработаны научно-методические разработки, отражающие специфику интегрированных форм работы с детьми.
Научно-методическая разработка включает:
• характеристику специально разработанных форм совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста как интегрированных форм работы с дошкольниками;
• методические рекомендации по проектированию специфических и неспецифических характеристик данных интегрированных форм работы с детьми в ходе организации педагогического процесса в детских садах.
Научно-методическая разработка представлена по каждой интегрированной форме образовательной деятельности, используемой в дошкольной образовательной организации. Она содержит три блока: «Характеристика интегрированной формы образовательной деятельности в ДОО», «Методические рекомендации по подготовке и организации интегрированной формы образовательной деятельности», «Методическое сопровождение организации интегрированной формы».
Блок «Характеристика интегрированной формы образовательной деятельности в ДОО» включает: определение понятия данной интегрированной формы, перечень и характеристику ее видов, перечень видов интегрированной деятельности, которые реализуется в данной форме работы с детьми, технологическую карту редакции.
Блок «Методические рекомендации по подготовке и организации интегрированной формы образовательной деятельности» включает характеристику специфических (внутренних и внешних) и неспецифических (ситуативных) характеристик ее конструкции; раскрывает методические особенности организации формы, представляет методические рекомендации и методические материалы для проектирования конспекта совместной деятельности педагога и детей по организации интегрированной формы.
Блок «Методическое сопровождение организации интегрированной формы» содержит конспекты совместной деятельности педагога и детей по организации различных видов, разработанных в соответствии со следующей структурой: название, вид конкретной формы, содержание деятельности детей, дидактические единицы, вид (разновидности) интегрированной деятельности детей, задание для совместной деятельности детей, образовательные задачи, материалы и оборудование, конструктор совместной деятельности педагога и детей, методы и приемы, практический материал для организации интегрированной формы.
Каждый блок содержит практический материал, который может быть использован педагогами дошкольной образовательной организации.
Разработаны следующие интегрированные формы образовательной деятельности «Выставка», «Редакция», «Конструкторское бюро», «Тренировка», «Поисковая лаборатория», «Клуб», «Коллекционирование», «Концерт», «Олимпиада», «Ярмарка», «Викторина», «Книгоиздательство», «Мастерская» и другие. Каждая форма рассматривается как интегрированная форма образовательной деятельности.
Установлено, что виды интегрированной формы работы с детьми дошкольного возраста могут определяться в зависимости от выбранного основания. В качестве основания выступают: виды (разновидности) детской деятельности, содержание (тема) деятельности, состав участников, половой или временной признак и др. «Виды интегрированной деятельности, которые реализуются в интегрированной форме, могут определяться как сочетание различных видов детской деятельности, реализуемых детьми при выполнении конкретных заданий» [7].
Специфику интегрированной формы образовательной деятельности отражает технологическая карта, представляющая поэтапное описание действий педагога и детей. Технологическая карта отражает особенности интегрированной формы работы на общедидактическом, частнометодическом и локальном уровнях. Между ними проявляется вертикальная иерархия (нижние уровни конкретизируют и детализуют верхние).
Описание интегрированной формы образовательной деятельности включает специфические и неспецифические (ситуативные) характеристики ее конструкции. Специфические характеристики интегрированной формы работы с детьми дошкольного возраста – устойчивые внутренние и внешние элементы конструкции.
«Внутренние элементы конструкции – структурные элементы конструкции (вводная, основная, заключительная части), отражающие поэтапную специфику действий субъектов образовательного процесса (мотивационном-целевом, проектировочно-организационном, содержательно-деятельностном, оценочно-рефлексивном)» [7].
«Внешние элементы конструкции – совокупность предметно-пространственных характеристик среды, обеспечивающих реализацию действий субъектов образовательного процесса в соответствии со спецификой данной интегрированной формы работы с детьми. К внешним элементам конструкции относятся:
1) совокупность пространственных характеристик образовательной среды, обеспечивающих реализацию деятельности субъектов образовательного процесса: организация пространства (зоны, центры, микроцентры в пространстве группы, обеспечивающие реализацию деятельности субъектов образовательного процесса); способы пространственного размещения и предъявления материалов для деятельности субъектов образовательного процесса, характеристика их комплексирования и сочетания с другими материалами;
2) материальное оснащение деятельности субъектов образовательного процесса (совокупность специфических материалов и оборудования, обуславливающих специфику внешней конструкции): материалы и оборудование, необходимые для деятельности, стимульный материал, дидактический материал. Каждая интегрированная форма работы с детьми дошкольного возраста имеет свой специфический материал и оборудование» [7].
Неспецифическими характеристиками форм работы с детьми являются:
• совокупность образовательных задач (включают задачи различных образовательных областей, реализуемых в данной деятельности);
• интегрированная детская деятельность (конкретизированная комбинация разных видов детской деятельности по способу объединения или координирования);
• содержание (тематика) интегрированной детской деятельности;
• временные параметры (длительность, время в режиме дня) [7].
В следующей лекции (№ 2) рассмотрим конкретные формы организации интегрированной образовательной работы в ДОО.
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.h
2. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. научных трудов. Свердловск, 1990.
3. Белая К.Ю. Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ / К.Ю. Белая [и др.] // Управление ДОУ. 2003. № 4.
4. Васюкова Н., Чехонина О. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я. 2004. № 6.
5. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. 440 с.
6. Дыбина О.В. Способы интеграции образовательных областей в педагогическом процессе дошкольных учреждений: учебно-методическое пособие / О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, О.П. Болотникова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, Л.А. Пенькова, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина; под ред. О.В. Дыбиной. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 78 с.
7. Дыбина О.В., Щетинина В.В., Еник О.А., Анфисова С.Е. Интегрированные формы взаимодействия педагога и детей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. №1 (27). С. 224–230.
8. Павленко И.Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников // Управление ДОУ. 2005. № 4. С. 99-102.
Текст лекции основан на статье Дыбиной О.В. «Интеграция как основа образовательной деятельности в детском саду», опубликованной в журнале «Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения». 2018. № 2.