Инструментальные системы для моделирования бизнес-процессов
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ
«Инструментальные системы для моделирования бизнес-процессов»
Вопросы лекции
1. Fox Manager.
2. Business Studio.
3. Другие системы моделирования.
СЛАЙД 3
Для проектирования любой технологически сложной системы используются специальные инструменты. Архитектор составляет план проекта, инженер – чертёж детали. Бизнес – это такая же сложная система с множеством связей, объектов и взаимодействий. Для построения архитектуры бизнеса используются специальные системы бизнес-моделирования, одной из которых является программа Fox Manager 2.5 BPA.
Без построенной бизнес-модели мы не можем принимать взвешенные решения и теряем контроль над своим бизнесом. Не имея полной картины происходящего, руководитель занимается «тушением пожаров» при помощи доступных ему инструментов: выговоров, «летучек», ручной координацией работ, личным участием в повседневных задачах.
Для того, чтобы решать проблемы системно, а не интуитивно, необходимо спроектировать архитектуру бизнеса, прописать правила и стандарты работы, распределить ответственность за функции среди персонала и контролировать их выполнение.
СЛАЙД 4
На рис. 1 представлена диаграмма функциональных возможностей и этапов построения бизнес-архитектуры предприятия в Fox Manager.
На большинстве предприятий ответственность за работы персонала распределена лишь формально. При очередном потерянном заказе или срыве сроков поставки найти виноватого бывает весьма затруднительно, так как чётких стандартов и регламентов работы нет. Оказывается, что Вася поручил Пете, Петя передал Саше, а Саша заболел и забыл предупредить Лёшу.
Рисунок 1 - Диаграмма функциональных возможностей и этапов построения бизнес-архитектуры предприятия
Решением данной проблемы будет формирование корпоративных стандартов работы, регламентов и должностных инструкций, в которых за каждый шаг и задачу будет обозначен ответственный, определены требования к срокам и прописаны взаимодействия между сотрудниками.
Самым современным и эффективным способом описания деятельности предприятия являются графические схемы бизнес-процессов. Данная программа поддерживает две самых простых и наглядных нотации для описания бизнес-процессов: Fox Manager FlowChart и Cross Functional FlowChart.
СЛАЙД 5
При помощи графических схем можно наглядно отобразить последовательность выполняемых работ, ответственность за них, а также сделать ссылки на необходимые документы, программное обеспечение и ресурсы, используемые в ходе выполнения процесса (см. рис. 2). Информация, заложенная в графических схемах, будет затем использована для расчёта стоимости и времени выполнения процесса, а также формирования таких регламентирующих документов как должностные инструкции, положения о подразделении, регламенты процессов, рабочие инструкции и т.п. При этом все схемы бизнес-процессов связаны между собой и формируют единую цельную модель предприятия. Все рутинные действия пользователя максимально автоматизированы, при удалении или изменении какого-либо элемента в базе данных, информация о нём обновляется во всей бизнес-модели.
Рисунок 2 – Графическая схема выполняемых работ
СЛАЙД 6
Fox Manager – программа, которая умеет формировать схемы процессов верхнего уровня автоматически, не требуя навыков многоуровневого моделирования и знания сложных правил декомпозиции модели.
Вы самостоятельно можете решить, насколько подробно и как глубоко хотите описать свою модель. Программа позволяет для каждой функции процесса задать плановое и граничное время выполнения, частоту, с которой выполняется функция, краткое и подробное её описание. Также вы можете указать требования к компетенциям, профессиям и личным качествам исполнителей, которые отвечают за выполнение данной функции в процессе.
СЛАЙД 7
Построение организационной структуры и подбор персонала
Организационная структура – это тот скелет, на котором строится система управления предприятием. Без иерархического дерева оргструктуры невозможно грамотно выделить центры ответственности и компетенций, делегировать полномочия и осуществлять эффективный контроль за деятельностью предприятия.
Организационная структура и бизнес-процессы неразрывно связаны друг с другом. Руководители, отвечающие за результаты бизнес-процессов, должны обладать достаточными полномочиями и занимать соответствующие должности, а сотрудники – обладать достаточной квалификацией для выполнения своих функций.
Графические диаграммы оргструктуры строятся программой в реальном масштабе времени за считанные секунды. Забудьте про ручное редактирование схем в MS Visio!
Программа Fox Manager позволяет построить наглядное дерево организационной структуры предприятия, отображающее административное подчинение персонала. Для каждой должности можно определить требования, права, ответственность и взыскания, а также сформулировать требования к компетенциям, профессиям и личным качествам сотрудников, которые её занимают (см. рис. 3). В вашем распоряжении большое количество русскоязычных шаблонов для типовых должностей, которые можно использовать при построении своей структуры.
Рисунок 3 – Требования к компетенциям
СЛАЙД 8
Программа поможет вам подобрать сотрудников на вакантные должности в соответствии с заданными требованиями к знаниям, умениям и личным качествам, необходимым для выполнения их функций в бизнес-процессах. Для каждой штатной единицы можно рассчитать её плановую загрузку и оптимизировать занятость персонала в бизнес-процессах (см. рис. 4).
Рисунок 4 – Общая загрузка
СЛАЙД 9
Регламенты, отчёты и веб-портал
Разработка корпоративных стандартов и регламентов позволит руководителю иметь максимально полное и объективное представление об устройстве своей компании, планировать развитие и внедрять систему контроля.
Невозможно контролировать процесс, который не регламентирован.
Невозможно управлять тем, что нельзя измерить!
Наличие подробных регламентов и стандартов работы предприятия нужно не только руководителям, но и рядовым сотрудникам. Удобная база знаний, содержащая методики и алгоритмы выполнения бизнес-процессов, улучшит эффективность работы и поможет новым сотрудникам быстрее адаптироваться на рабочем месте.
Программа содержит несколько десятков шаблонов отчётов, среди которых: должностная инструкция; положение о подразделении; регламент процесса; рабочая инструкция; штатная расстановка; профиль должности; входы и выходы процесса; руководство по качеству ISO 9001.
Документы программа формирует автоматически из построенной бизнес-модели, любые изменения будут моментально отражены в отчётах, поэтому регламентирующие документы всегда поддерживаются в актуальном состоянии.
Оформление и содержание отчётов можно настраивать по своему усмотрению при помощи редактора шаблонов.
Если вам недостаточно функционала, который предоставляется программой по умолчанию, то вы можете самостоятельно добавить недостающие поля в карточках и даже создать свои собственные отчёты, для этого не нужно быть программистом и досконально знать структуру базы данных.
Отчёты можно формировать, сохранять и распечатывать как обычные документы, либо сохранить на веб-портале.
Fox Manager поддерживает все современные базы данных. Вы можете хранить свою бизнес-модель на флешке, либо в корпоративной сети с доступом на сотни рабочих мест.
СЛАЙД 10
Существует возможность абсолютно бесплатно сгенерировать веб-портал из программы Fox Manager BPA, разместить его в локальной сети или в Интернет и предоставить к нему доступ всем сотрудникам предприятия. Зайти на портал можно не только со своего рабочего места, но и при помощи планшета, смартфона либо любого другого устройства через web-браузер (см. рис. 5).
Для более требовательных пользователей, которые хотят иметь автономное решение для формирования отчётов прямо на портале, существует отдельный продукт – Fox Manager Portal.
Рисунок 5 – Веб-портал
СЛАЙД 11
Контроль ключевых показателей деятельности предприятия
Описать деятельность предприятия в виде бизнес-модели, разработать регламенты и корпоративные стандарты – недостаточно. Необходимо ещё анализировать их выполнение и контролировать достижение поставленных целей.
Недостаточно иметь хорошие регламенты, по ним нужно работать!
Программа позволяет установить и вести контроль значений ключевых показателей деятельности предприятия. За каждый показатель можно назначить ответственного сотрудника, определить плановые значения, граничные пределы и сформировать график заполнения (см. рис. 6).
Уведомления о необходимости заполнить показатель будут отображаться в личном кабинете пользователя, а руководитель сможет контролировать заполнение и значения показателей в специальной контрольной панели.
Рисунок 6 – Контроль ключевых показателей деятельности
Анализ и постоянное улучшение бизнес-модели
СЛАЙД 12
Невозможно построить идеальную бизнес-модель с первого раза и больше никогда её не менять. Ваши конкуренты не стоят на месте, условия рынка постоянно меняются и на эти изменения нужно своевременно реагировать. Fox Manager имеет большой набор инструментов для оценки, анализа и улучшения действующей модели предприятия.
В программу встроен модуль анализа построенной бизнес-модели по нескольким десяткам критериев, который облегчит работу начинающим бизнес-аналитикам.
Уже на этапе проектирования бизнес-процессов вы можете оценить плановое время и стоимость выполнения каждой функции процесса. Стоимость рассчитывается автоматически на основании частоты выполнения, затрат на выплату окладов задействованным сотрудниками и стоимости используемых ресурсов. Позже, вы сможете оценить уже реальные цифры, полученные из заданных ключевых показателей из модуля контроля.
При помощи модуля анализа можно выявить незаполненные поля в карточках, найти должности, которые перегружены или недогружены работой, проверить соответствие компетенций сотрудников занимаемым должностям, определить оптимальное количество участников бизнес-процесса, проверить наличие компетенций и знаний у исполнителей функций в бизнес-процессах и многое другое.
Все изменения, вносимые в бизнес-модель, мгновенно отображаются в регламентах и должностных инструкциях сотрудников, при этом программа автоматически отслеживает историю изменений и целостность модели деятельности предприятия.
Видеоролики, демонстрирующие работу в Fox Manager.
2.Business Studio
СЛАЙД 13
По мнению автора статей по организации труда в IT-системах Кинзябулатова Рамиля сегодня IT-системы настолько плотно вошли во все сферы нашей жизни, что сложно отделить изучение той или иной системы от изучения процесса, для которого она необходима. Различные гаджеты, программные продукты, информационные и аналитические IT-системы плотно интегрированы в реальную жизнь.
В результате программист вынужден становиться в некотором роде специалистом по производственному, складскому, бухгалтерскому учету, должен уметь автоматизировать продажи (интернет-магазины, системы CRM, их интеграция и автоматизация), должен разбираться в самых разных областях, по крайней мере, на уровне выбора и настройки программного обеспечения. Впрочем, ситуация эта далеко не новая, программисты и раньше очень часто вынуждено изучали разные виды учета и производственные процессы.
На сегодняшний день бизнес описывают при помощи IT-инструментов. Подобный подход видит организацию бизнеса в целом как некую систему, работающую в соответствии с заданными алгоритмами. Здесь нет места человеческому фактору, но есть жесткие рамки должностных инструкций. Бизнес-аналитики, бизнес-консультанты, руководители крупных, средних, а иногда даже малых предприятий заинтересованы в таком подходе для выявления ошибочных действий, дублирующих структур, логистических и других ошибок и недочетов. А часто обращаются к IT-специалистам с просьбой подобрать и/или настроить программное обеспечение для такой работы.
СЛАЙД 14
История создания и популярности Business Studio
Разработчиком Business Studio является ГК «СТУ» из Самары (группа компаний «Современные технологии управления»). Первая версия программы увидела свет в 2004 году, основными конкурентами на рынке на тот момент времени были системы ОРГ-Мастер и Бизнес-Инженер, а также зарубежная разработка ARIS.
Выход Business Studio сопровождался мощной рекламной компанией, также со временем разработчику удалось выстроить обширную партнёрскую сеть из консалтинговых компаний и учебных центров, которые сыграли значительную роль в популяризации программного продукта на рынке. Одним из таких партнёров является известный консультант по процессному управлению, к.т.н., доцент, член ABPMP Russian Chapter (некоммерческая организация «Ассоциация профессионалов управления бизнес-процессами») Репин Владимир Владимирович, автор множества книг по моделированию бизнес-процессов и процессному подходу к управлению.
На данный момент Business Studio используют более 1000 компаний в России и странах ближнего зарубежья. Не остаётся сомнений, что именно Business Studio на сегодняшний день является самым «раскрученным» и популярным продуктом среди аналогичных систем бизнес-моделирования в СНГ.
Концепция Business Studio
ГК «СТУ» позиционирует свою программу как систему бизнес-моделирования. Однако сам термин «бизнес-моделирование» относительно новый и ещё не устоявшийся, подверженный множеству трактовок. Давайте возьмём за основу то определение, которое дают сами разработчики Business Studio:
«Бизнес-моделирование – это процесс создания бизнес-архитектуры»
СЛАЙД 15
Далее разработчики уточняют, какие именно элементы входят в бизнес-архитектуру с их точки зрения:
• Цели бизнеса (определяют направление и стратегию развития).
• Модель бизнес-процессов (описывает регулярную деятельность, направленную на достижение целей).
• Ресурсы и данные (физические и информационные объекты, с которыми работает организация).
• Организационная структура (структура подразделений компании).
• Информационные системы (служат для поддержки протекания бизнес-процессов).
То есть всё более-менее стандартно, как и в других системах бизнес-моделирования: ставим цели, строим схемы процессов, которые направлены на достижение целей, назначаем ответственных из дерева оргструктуры, отмечаем, какие ресурсы используются в процессах. Полный цикл работы в программе обозначен на рис. 7.
СЛАЙД 16
Рисунок 7 - Полный цикл работы
Рассматривать и анализировать функционал Business Studio мы будем исходя из этой схемы в той очередности, как предлагают сами разработчики.
Интерфейс и архитектура
СЛАЙД 17
Business Studio использует Microsoft SQL Server для хранения данных, а в качестве графического редактора используется Microsoft Visio. С одной стороны, использование Visio даёт пользователю привычную и знакомую среду для «рисования», но с другой стороны у нас сложилось стойкое впечатление, что именно благодаря этой интеграции мы можем буквально «ощущать» задумчивость программы при переключении окон и открытии графических схем.
Да и сами пользователи Business Studio не в восторге от такой интеграции, судя по голосованию в группе разработчиков на Facebook.
В левой части окна расположены основные справочники, которые используются при моделировании (оргструктура, процессы, субъекты, ресурсы и т.п.), а справа – знакомый нам редактор MS Visio, интегрированный в программу.
Несмотря на наличие вкладок по аналогии с браузерами Chrome и Mozilla Firefox, вам не удастся открыть сразу несколько окон с графическими схемами, что достаточно неудобно, особенно, если Вам нужно одновременно видеть структуру компании и схему процесса или, если стоит задача визуально сравнить два разных бизнес-процесса (см. рис. 8).
Рисунок 8 – Сложности сравнения двух структур
Было бы гораздо удобнее, если бы была возможность открыть сразу несколько процессов в разных вкладках и переключатся между ними при необходимости.
Ещё печальнее то, что у пользователя нет возможности открыть сразу несколько окон на однотипные элементы. Вы можете открыть карточку на должность и на процесс, но открыть два окна на разные должности нельзя. Из-за этого элементарная задача сравнить, например, квалификационные требования директора и начальника производства становится неосуществима. Необходимо будет сначала скопировать требования одной должности куда-то в нейтральное место, например, в блокнот, а затем открыть требования второй должности и сравнить их с записью в блокноте.
Постановка целей
СЛАЙД 18
Работу с программой нам предлагают начать с раздела «Цели и показатели», который находится во вкладке «Управление». Данный справочник состоит из «Перспектив», «Целей», «Показателей» и «Стратегических карт». Перспективы – это, по сути, условное разделение всех целей на типы, а показатели – измеримые метрики, которые позволяют отслеживать насколько выполняются цели.
В качестве основы разработчики Business Studio предлагают нам использовать систему сбалансированных показателей (BSC) Нортона и Каплана, рассматривая компанию в рамках четырёх перспектив:
• финансы;
• клиенты;
• внутренние бизнес-процессы;
• обучение и развитие.
В принципе, пользователь может и не придерживаться требований системы сбалансированных показателей и добавлять свои собственные перспективы на карту.
СЛАЙД 19
Основой данного раздела является «Стратегическая карта» — схема, на которой отображаются установленные цели, перспективы и показатели. На схеме видно, к какой перспективе относится цель, с какими другими целями связана и каким показателем контролируется. О контроле показателей мы поговорим позже в соответствующем разделе, а сейчас сосредоточимся на построении стратегической карты целей (см. рис. 9).
Рисунок 9 – Стратегическая модель карты
Стратегическую карту необходимо построить вручную, перетаскивая заранее заполненные элементы на схему. Затем, при помощи стрелок необходимо соединить элементы, показав, как цели зависят друг от друга и какими показателями измеряются. После сохранения схемы, все связи автоматически переносятся в базу данных.
В демонстрационной базе данных с сайта компании мы видим стратегическую схему, состоящую из 14 целей. К сожалению, построить настоящую, подробную схему целей проблематично, так как элементы не умещаются на страницу. В качестве решения можно попробовать изменить формат листа в настройках MS Visio, но в этом случае элементы получаются слишком мелкими при переносе в регламенты.
Решение этой проблемы нам видится в возможности формирования данной схемы программой динамически, с нужными отображаемыми полями и заданной глубиной, однако, к сожалению, Business Studio не умеет этого делать.
СЛАЙД 20
Ещё больше вносит неразбериху возможность связи целей и показателей напрямую, без диаграммы, в свойствах объектов. В итоге, отображение связей на стратегический схеме и реальные связи в базе данных могут не соответствовать друг другу (см. рис. 10).
Рисунок 10 – Проблемы отображения связей
Например, на схеме мы не видим цели «Своевременное выполнение пуско-наладочных работ», хотя она влияет на показанную цель «Повышение удовлетворенности клиентов».
Проектирование бизнес-процессов
СЛАЙД 21
Моделирование бизнес-процессов в Business Studio производится по классической схеме «сверху вниз». Вначале нам предлагают построить модель процессов верхнего уровня, для чего в программе реализована поддержка нотации IDEF0. Для построения бизнес-процессов нижнего уровня необходимо использовать одну из следующих нотаций EPC, Basic Flowchart, Cross Functional Flowchart или BPMN. Моделирование осуществляется в MS Visio со всеми сопутствующими этому редактору достоинствами и недостатками.
Помимо стандартных средств визуализации, разработчики Business Studio добавили возможность гибкой настройки дополнительных текстовых меток для блоков. Например, Вы можете отобразить требования к срокам выполнения или исполнителей рядом с названием функции. Данная настройка может оказаться крайне полезной при моделировании в нотации Basic Flowchart.
К сожалению, в Business Studio нет встроенных стандартных шаблонов типовых процессов, как в Fox Manager или BPM-системе ELMA, которые могли бы значительно облегчить работу в программе для новичков. Вместо этого нам предлагают приобрести готовые комплексные модели, стоимость которых варьируется от 10 до 125 тыс. рублей.
Нотация IDEF0
СЛАЙД 22
Данная нотация не является дружественной для новичков и пользователю очень желательно ознакомиться с основами моделирования в IDEF0 самостоятельно или прослушать соответствующий семинар перед началом моделирования процессов верхнего уровня. Реализация этой нотации в Business Studio вносит дополнительные условности, которые бизнес-аналитик, рисующий диаграмму, должен учитывать.
Особенности реализации нотации IDEF0 в Business Studio:
1. Участники процессов на схеме IDEF0 не отображаются, их нужно указывать в свойствах процесса.
Рисунок 11 – Особенности реализации (участники процессов)
С нашей точки зрения, было бы удобнее отображать ответственность на графической диаграмме, а не в свойствах блока, содержание которого не видно на схеме.
2. Название стрелки ≠ содержанию.
СЛАЙД 23
Сначала Вы создаёте стрелку, вписываете её название вручную, а затем закрепляете за стрелкой какой-то реальный объект. Хотите заменить или добавить другой объект – не забудьте снова вручную переименовать стрелку. Если перетащить документ на диаграмму, то первичное название стрелки подставится автоматически, но синхронизации никакой в дальнейшем не будет, при переименовании документа текст над стрелкой не меняется.
А теперь представьте, что произойдёт, если Вы переименуете или удалите какой-то документ из уже заполненной базы данных. Объект удалится из свойств стрелок, но пользователю необходимо будет вручную во всех бизнес-процессах переименовать стрелки либо воспользоваться переименованием стрелок в справочнике «Словарь стрелок» (см. рис. 12).
Рисунок 12 – Особенности реализации (названия стрелок и содержание)
Подобный подход к именованию стрелок вносит дополнительные трудности для пользователя и сводит на нет преимущества систем бизнес-моделирования, которые должны брать на себя всю рутинную работу по сохранению целостности модели автоматически.
Было бы удобно, если бы Business Studio проверяла внесение изменений в модель (например, переименование или удаление документа), отслеживала, содержание каких стрелок было этим действием изменено и предупреждала пользователя о необходимости переименовать соответствующие стрелки.
3. Несоответствие модели верхнего уровня процессам нижнего уровня.
Продолжая тему целостности модели, хочется обратить внимание на то, что при декомпозиции процессов, взаимодействия из схем верхнего уровня переносятся на нижний не всегда. В документации к Business Studio есть отдельная глава, посвященная особенностям связывания процессов разных нотаций по входам и выходам с перечнем правил и ограничений так называемого «автосращивания связей». Если не знать всех тонкостей и нюансов, то можно легко нарушить целостность модели, когда взаимодействия на верхнем уровне процессов, например, на схеме IDEF0 не будут соответствовать взаимодействиям в процессах нижнего уровня, в нотациях BPMN или EPC.
Хотелось бы, чтобы Business Studio имела какой-то механизм проверки целостности построенной модели, хотя бы на описанные выше противоречия, так как отследить подобные ошибки вручную в визуальном режиме бывает достаточно сложно.
Нотация EPC
СЛАЙД 24
EPC – самая визуально «продвинутая» нотация, которая позволяет отобразить на схеме ответственных, документы, ТМЦ и т.п. К сожалению, система Business Studio, в отличие от других систем бизнес-моделирования, не способна «понимать» и корректно обрабатывать графические элементы на диаграмме в этой нотации, поэтому пользователю придётся выполнять двойную работу. То есть, например, чтобы задать ответственного за выполнение функции, необходимо сначала создать соответствующий блок на диаграмме, выбрать субъект и закрепить блок стрелкой к функции. После чего, необходимо зайти в свойства функции и выбрать тот же самый субъект ещё раз.
Получается, что реально мы строим две модели: одну визуальную ради красивой картинки, а вторую – реальную, по которой генерируются регламенты (рис. 13).
Рисунок 13 - Особенности реализации (построение двух моделей)
Нотация BPMN
СЛАЙД 25
BPMN без сомнения самая популярная в мире нотация, применяемая для моделирования «исполняемых» процессов в BPM-системах. Одним из основных достоинств данной нотации является возможность трансформации схемы процесса в исполняемую модель на языке BPEL. Например, ELMA или Bizagi могут запускать экземпляры таких процессов, отображать выполнение работ в реальном времени и собирать по ним статистику.
Но, во-первых, Business Studio поддерживает лишь часть элементов из спецификации BPMN 2.0, а во-вторых, данная программа не является BPM-системой и не умеет «выполнять» процессы, вместо этого здесь данная нотация используется для регламентации деятельности.
Если рассматривать данную нотацию в разрезе регламентации деятельности, то все эти «шлюзы», «триггеры» и «события», применяемые для описания процесса в нотации BPMN, лишь визуально усложняют схему, но никак не используются при генерации должностных инструкций, регламентов процессов и других документов (рис. 14).
Рисунок 14 - Особенности реализации (чрезмерное усложнение)
Кроме того, как и в случае с нотаций EPC, пользователю необходимо выполнять двойную работу: сначала добавлять графические элементы на схему, а затем повторно связывать их в свойствах объекта, иначе они не попадут в регламенты.
Отдельно разработчики рекламируют возможность экспорта процессов в формате BPMN из Business Studio в полноценные BPM-системы. Ниже, в соответствующем разделе мы рассмотрим целесообразность подобной интеграции.
Нотация Cross Functional Flowchart
СЛАЙД 26
Cross Functional Flowchart (в терминологии Business Studio – «Процедура») – позволяет отобразить последовательность работ, а также ответственных в виде вертикальных или горизонтальных дорожек на диаграмме. Данную нотацию удобно использовать, когда участников в процессе не более 5, в противном случае процесс слишком визуально «разъезжается» и становится сложным для восприятия.
К огромному нашему облегчению, дорожки ответственных Business Studio умеет различать и корректно обрабатывать, поэтому при перемещении блока функции из одной дорожки в другую ответственный в свойствах функции меняется автоматически (см. рис. 15).
Рисунок 15 - Особенности реализации (дорожки ответственных)
К сожалению, если есть необходимость указать нескольких ответственных для одной функции, то придётся это делать уже вручную в карточке, так как возможностей данной нотации для этого недостаточно.
Нотация Basic Flowchart
СЛАЙД 27
Basic Flowchart (в терминологии Business Studio – «Процесс») – простая схема, которая отражает последовательность выполнения работ. Это самая простая из поддерживаемых Business Studio нотаций, но именно её мы рекомендуем использовать для построения процессов нижнего уровня, и вот почему:
• Данная нотация хорошо подходит для построения любых процессов, в отличие от Cross Functional Flowchart, которая теряет свою привлекательность при большом количестве участников процесса.
• Данная нотация не требует от пользователя выполнения двойной работы по внесению данных сначала на схему, а потом в свойства функции, как нотация EPC и BPMN.
• Данная нотация не содержит «лишних» с точки зрения регламентации блоков, таких как «триггеры», «шлюзы» и т.п., как в нотации BPMN.
Ответственные за функцию указываются в свойствах блока, что не очень наглядно, но если покопаться в настройках показов параметров, то можно включить отображение ответственного на диаграмме (рис. 16).
Рисунок 16 - Особенности реализации (отображение ответственных)
Проектирование организационной структуры
СЛАЙД 28
В своей методике «Проектирование системы управления», разработчики Business Studio рекомендуют приступать к построению оргструктуры после определения стратегии, целей и разработки моделей бизнес-процессов. Однако на практике, если система бизнес-моделирования внедряется уже на существующем предприятии, то удобней начать работу с программой, как раз с перенесения существующей организационной структуры предприятия в программу.
Помимо самой оргструктуры, состоящей из должностей и подразделений, в дереве также присутствуют внешние субъекты (например, заказчик, поставщик) и роли (объединения должностей и/или субъектов, которые выполняют одинаковые функции) (рис. 17).
Рисунок 17 - Особенности реализации (внешние субъекты и роли)
СЛАЙД 29
Существует 2 разных метода формирования организационной структуры: пользователи могут редактировать дерево элементов слева или же редактировать саму диаграмму справа. На самом деле, построение оргструктуры на диаграмме не очень удобно, так как визуально далеко не все связи можно показать, например, создать роль на диаграмме в виде пунктирной рамки можно только в том случае, если должности расположены рядом. Мы рекомендуем все связи задавать в дереве, а уже в конце, после построения всего дерева организационной структуры, сформировать диаграмму справа для более наглядной визуализации, особенно с учётом того, что автоматически сформированные диаграммы всё равно придётся поправлять вручную, чтобы они влезали на формат и выглядели эстетично (рис. 18).
Рисунок 18 - Особенности реализации (формирование оргструктуры)
Имитационное моделирование и ФСА (функционально-стоимостной анализ)
СЛАЙД 30
Business Studio имеет отдельную методику по применению имитационного моделирования в программе. Рассказать о всех тонкостях данной методики в рамках данного изложения невозможно – это одна из самых продвинутых функций программы.
В ходе имитации учитывается стоимость временных ресурсов (например, чем дольше выполняется функция должностью, тем дороже она обходится предприятию), стоимость использования материальных ресурсов, например, бумаги, а также постоянных расходов. Естественно, для того чтобы проведённая имитация была максимально приближена к реальности необходимо учесть много факторов: определить стартовое событие и правила его возникновения, задать интервалы и законы распределения, не говоря уже про требования к точности самой модели имитируемого процесса.
Мы даже не берёмся судить о качестве реализации и востребованности данного функционала в Business Studio, так как никогда не сталкивались с ним вживую за пределами демонстрационных примеров от разработчиков.
Разработка ТЗ на внедрение информационных систем
Ещё одна специфическая возможность Business Studio о которой мало что можно рассказать. По сути, это обычный отчёт, аналог должностной инструкции, только вместо функций должности сюда переносятся функции информационных систем из бизнес-процессов. Если честно, на практике сложно придумать сценарий реального применения данного отчёта. Возможно, он будет полезен тем предприятиям, которые планируют внедрить какую-то ERP или ECM систему, которая автоматизирует часть функций предприятия, хотя, как правило, системные интеграторы разрабатывают собственные методики и технические задания на автоматизацию.
Формирование регламентирующей документации
СЛАЙД 31
Любая полноценная система бизнес-моделирования должна иметь широкие возможности по формированию отчётов и регламентирующих документов и в этом плане у Business Studio всё в порядке.
Программа содержит все основные шаблоны отчётов, которыми пользователи обычно пользуются:
• должностные инструкции;
• положения о подразделении;
• регламенты процессов.
Именно эти 3 отчёта покупатели подобных программ хотят видеть в первую очередь.
Разумеется, в программе есть отчёты и по системе сбалансированных показателей и по функционально стоимостному анализу. Есть в Business Studio и более экзотические отчёты, например, уже рассмотренный отчёт «ТЗ на автоматизацию», отчёт по маршрутам документов, а также специфические отчёты по ISO 9001: «Руководство по качеству», «Отчёты по несоответствиям» и т.п.
СЛАЙД 32
Рассматривать каждый шаблон отчёта в отдельности смысла нет, потому что Business Studio имеет встроенный редактор, который позволяет настроить внешний вид отчёта так, как этого хочет пользователь. Для формирования отчётов используются переменные из объектной модели (см. рис. 19).
Рисунок 19 - Особенности реализации (внешний вид отчета)
В целом редактор отчётов можно охарактеризовать как очень функциональный, но достаточно сложный, пользователю необходимо приблизительно знать структуру данных программы, а также представлять, как одни типы данных связаны с другими. Зато здесь присутствуют такие продвинутые функции, как создание отдельных секций отчётов, которые можно отображать или скрывать по фильтру.
Если и данного функционала Вам покажется мало, то можно воспользоваться дополнительной программой MetaEdit, которая позволяет редактировать классы и параметры, добавляя новые строчки в свойства элементов.
Хочется обратить внимание на то, что в системных требованиях к Business Studio указано, что для работы с программой необходимо наличие Microsoft Visio, а вот про Word не сказано ни слова. Так вот, без MS Word работать с программой можно, но Вам не удастся сгенерировать ни один отчёт. С Open Office и другими текстовыми редакторами программа не совместима.
Время генерации отчётов оставляет желать лучшего, поэтому операции пакетного формирования документов могут занимать несколько часов, а сами разработчики рекомендуют выполнять его ночью, когда компьютером никто не будет пользоваться.
Обеспечение сотрудников базой знаний
СЛАЙД 33
Помимо просмотра данных из самой программы, в Business Studio дополнительно существует два механизма выгрузки информации из базы данных, это:
• HTML-публикация;
• Business Studio Portal.
Зачем же нужны данные механизмы, если всю информацию можно просматривать в самой программе? Во-первых, высокая стоимость лицензии Business Studio не способствует установке программы на все рабочие места сотрудников. Во-вторых, портал и HTML-публикация позволяют просматривать информацию с помощью веб браузера даже на слабых компьютерах и мобильных устройствах.
HTML-публикация – это самый простой способ выгрузки информации. Справочники элементов и отчёты по ним сохраняются в структурированном виде, элементы отображаются в виде гиперссылок с возможностью быстрого перехода между ними. Пользователь может самостоятельно выбрать, какие данные хочет выгрузить (см. рис. 20).
Рисунок 20 - Особенности реализации (механизмы выгрузки)
Business Studio Portal – это расширенная HTML публикация, которая позволяет распределять права доступа для пользователей, поддерживает возможность общения между пользователями, а также ввод значений показателей для системы целей. В отличие от HTML-публикации портал не бесплатен, при покупке Business Studio Enterprise Вы получаете такое же количество лицензий на портал, за дополнительные лицензии необходимо платить.
Для функционирования HTML-публикации и портала необходимо настроить сервер с поддержкой Apache и MySQL. Обратите внимание, что сама Business Studio использует другой тип базы данных – MS SQL, это означает что необходимо настраивать два разных сервиса баз данных на одном сервере либо использовать два различных ПК.
Основной недостаток портала и HTML публикации заключается в том, что они не умеют напрямую работать с базой данных Business Studio, а требуют периодического переформирования.
Передача схем процессов на исполнение в BPM-системы
СЛАЙД 34
В своей презентации разработчики посвятили целый раздел возможности интеграции Business Studio с BPM системами. Отдельно упоминается возможность интеграции с BPM-системой ELMA и ECM-системой Directum. Но, если Вы думаете, что достаточно выгрузить процесс из Business Studio, загрузить его в BPM-систему или систему электронного документооборота, а затем нажать «Пуск» и наблюдать за выполнением процесса, то Вы сильно заблуждаетесь.
Начнём с того, что требования к построению исполняемых процессов и процессов для регламентации деятельности различные. Business Studio не проверяет корректность построения модели процесса на соответствие требованиям нотации BPMN, поэтому Вам вручную необходимо проверить не зациклен ли у Вас процесс, предусмотрены ли необходимые выходы, правильно ли определены шлюзы, проставлены ли связи с потоками/задачами и т.п.
В свою очередь, в BPM-системах, как правило, нет оргструктуры зато есть пользователи и роли, ответственные за исполнение процессов. Например, вместо должности «Директор» может быть пользователь «Администратор» и их необходимо связать, поэтому будьте готовы проставить ответственность за каждый блок заново или вносить правки по зонам ответственности напрямую в файл XPDL.
При построении процессов, Business Studio не заполняет атрибуты функций, которые необходимы BPM-системе для выполнения процесса. Например, если мы хотим, чтобы в какой-то функции пользователь прикреплял документ, а в следующей функции другой пользователь его утверждал, то нам будет необходимо уже непосредственно в BPM системе всю эту логику прописывать с нуля, добавляя необходимые переменные (текстовые поля, цифровые значения, файлы и т.п.). Не забудьте также распределить доступ к новым переменным, отдельный доступ на запуск и контроль процесса.
Дальше возникает вопрос контроля и синхронизации двух процессов, одного «исполняемого» в BPM системе, а второго «статичного» в Business Studio. Естественно, никакого автоматизированного механизма не предусмотрено, пользователям будет необходимо самостоятельно синхронно вносить правки в обе копии процесса. Если сделать импорт-экспорт заново, то утратятся уже заполненные данные и будет необходимо снова вручную вбивать атрибуты, переменные и распределять доступ.
С нашей точки зрения такая интеграция малополезна для конечного пользователя, намного проще и удобнее отдельно строить исполняемые процессы в нотации BPMN в BPM системе, а в Business Studio моделировать статичные процессы в нотациях Flowchart/EPC. А в идеале система Business Studio должна иметь собственный BPM-модуль и уметь самостоятельно «исполнять» свои процессы, возможно, в рамках имеющегося WEB-модуля «Business Studio Portal».
Контроль показателей и достижения целей
СЛАЙД 35
В разделе «Постановка целей» мы разобрали как формируются стратегические карты в Business Studio. Но каждую из заданных целей необходимо ещё и контролировать. Контроль достижения целей основан на контроле показателей, связанных с этой целью (см. рис. 21).
Рисунок 21 - Особенности реализации (контроль достижения целей)
Вносить значения показателей можно напрямую в программе, через Business Studio Portal или через специальную мини-программу «Кокпит», которую необходимо покупать за отдельную плату.
Контроль бизнес-процессов на основе данных ИТ-систем
СЛАЙД 36
В этом разделе разработчики Business Studio снова предлагают нам воспользоваться возможностью интеграции их программы с ECM или BPM-системами. Основные недостатки, при передаче данных на исполнение в другие программы из Business Studio, мы рассмотрели в разделе «Передача схем процессов на исполнение в BPM-системы», теперь же нам предлагают, наоборот, передавать данные об исполнение процессов из BPM-систем назад в Business Studio.
Сделать это можно, например, через CSV файл, но сначала нужно установить соответствие между процессом в Business Studio и его описанием в BPM-системе. А они обязательно будут отличаться, из-за несоответствия блоков и различий в описании модели (см. рис. 22).
Рисунок 22 - Особенности реализации (несоответствия блоков и различий)
После синхронизации моделей необходимо настроить контрольные точки, которые мы хотим контролировать. Готовьтесь тщательно изучить руководство пользователя, чтобы разобраться с тем, что такое «Источник данных», «Ключ процесса», «Ключ экземпляра» и т.п.
Если опустить технические детали и сложности настройки, то остаётся самый главный вопрос – ЗАЧЕМ? Модуль анализа Business Studio позволяет увидеть количество запусков процесса, количество завершений, среднюю длительность и другие простейшие отчёты. Но большинство BPM-систем, например, та же ELMA уже содержат подобный функционал и даже больше: они позволяют увидеть не только данную статистику, но и проследить маршруты выполнения каждого отдельного экземпляра процесса.
Анализ несоответствий и их последствий
СЛАЙД 37
Если Вы знакомы требованиями стандарта ISO 9001, то наверняка слышали про внутренние аудиты, которые проводятся на предприятии для выявления несоответствий и дальнейшего проведения корректирующих и предупреждающих действий. Вкратце методика такая: выбирается группа аудита, это могут быть сотрудники предприятия или внешние аудиторы, выбирается объект аудита, например, какой-то бизнес-процесс, определяются критерии для проверки и назначается дата. Затем аудиторы составляют отчёт о проведённом аудите и формируют список несоответствий, которые в дальнейшем должны устраняться.
Разработчики Business Studio взяли за основу эту методику, только вместо проверок на соответствие пунктам стандарта пользователи имеют возможность проводить аудиты с любой целью, а для наглядности все выявленные несоответствия отображаются на диаграмме Исикавы (см. рис. 23).
Рисунок 23 - Особенности реализации (диаграмма Исикавы)
Анализ предложений сотрудников
Business Studio позволяет пользователям высказывать свои замечания и предложения на странице бизнес-процесса в Business Studio Portal. Других взаимодействий между пользователями программы не предусмотрено, если не считать односторонней рассылки уведомления из самой программы.
Наши впечатления и выводы
Подведём итоги нашего обзора и постараемся выделить основные достоинства и недостатки программы Business Studio.
СЛАЙД 38
Сильные стороны Business Studio
• Высокая популярность и широкая партнёрская сеть где можно пройти обучение или заказать консалтинг.
• Функциональный редактор отчётов, позволяющий настроить внешний вид и содержание генерируемых документов.
• Возможность создания собственных справочников и параметров при помощи редактора MetaEdit.
• Наличие специфического вспомогательного функционала, который может оказаться полезным для некоторых предприятий: выгрузка данных в портал, имитационное моделирование, контроль показателей, управление аудитами ISO и т.п.
СЛАЙД 39
Недостатки Business Studio
• Сложность освоения и самостоятельного внедрения системы; необходимость детально изучить методики и руководство пользователя.
• Плохая согласованность визуальной модели и модели данных: сначала рисуем визуальную часть процесса, а затем задаём параметры в свойствах объектов, которые будут использоваться в отчётах.
• Невозможность одновременного открытия нескольких окон для сравнения процессов, должностей и других элементов.
• Интеграция с Microsoft Visio и Word негативно влияет на скорость работы программы.
Отзывы о программе:
СЛАЙД 40
Мнение разработчиков о программе
С нашей точки зрения программа Business Studio разрабатывалась в первую очередь для предприятий, у которых уже есть свой отдел бизнес-аналитиков и профессиональная ИТ-служба. Программа не слишком дружественна к новичкам, построение бизнес-модели требует от пользователя глубокого понимания заложенной в программе методики моделирования и специфической логики работы программы. Настройка внешнего вида отчётов и работа с редактором MetaEdit позволяют настроить программу «под себя», но требуют дополнительного изучения и сложны для понимания неподготовленного пользователя, тоже самое касается возможностей развёртывания веб-портала.
Если же Вы хотите внедрить систему бизнес-моделирования своими силами с минимальными тратами на привлечение внешних консультантов, то рекомендуем Вам ознакомится с другими конкурирующими решениями.
Мнение Рамиля Кинзябулатова о программе
Сразу хочу сказать, что по моему личному мнению, Business Studio – очень сложная система, перегруженная возможностями, в том числе, избыточными для работы бизнес-аналитика, сложная для восприятия из-за постоянного использования аббревиатур, даже там, где без них можно было бы обойтись, но одновременно ограниченная в тех возможностях, которые могут понадобиться для бизнес-анализа. Впрочем, этим грешат и другие российские аналоги.
Сегодня существуют и параллельно развиваются два направления в создании IT-инструментария для бизнес-аналитики:
• Наборы инструментов для бизнес-аналитики.
• Комплексные системы бизнес-моделирования.
В первом случае практикуется создание узконаправленных инструментов, каждый из которых используется для проведения определенной работы. Из этого перечня можно вспомнить, например, BPwin и другие подобные системы, которые сконцентрированы на каких-то достаточно узких сегментах, т.е. являются, скорее, набором инструментов, которые можно использовать по отдельности, но воедино свести разные направления практически невозможно.
При таком подходе бизнес-моделирование воспринимается как достаточно узкое понятие. А возможность использовать разные инструменты в разных случаях позволяет значительно повысить гибкость и простоту моделирования тех или иных процессов, при этом, не перегружая систему сложными конструкциями.
В таких системах можно отдельно разработать тот или иной бизнес-процесс, указать какие-то данные. Но при этом на основе этих сведений невозможно создать какую-то регламентирующую документацию или объединить разные направления в нечто единое целое.
Комплексные системы бизнес-моделирования, в число которых входит Business Studio, так же, как и многие крупные CRM-системы, стараются объединить в себе все и сразу. На своих сайтах они позиционируются как решения широкого спектра бизнес-проблем, начиная от составления документации и штатного расписания и оканчивая бизнес-моделированием и другими инструментами бизнес-аналитики. Они пишут не просто о наборе инструментов, а о полной реструктуризации работы предприятия, формирования самой разной документации и т.д. и т.п.
При моделировании работы предприятия мы сталкиваемся с тем, что если мы начинаем прописывать каждый процесс, каждую функцию работы предприятия и декомпозировать, то при любом изменении нужно внимательно вносить соответствующие изменения во все процессы, находящиеся выше уровня, в котором произошли перемены. И если у вас система достаточно сложная и разветвленная, эта работа потребует большого количества времени, сил, а также внимательности. Естественно, что человеческий фактор при этом оказывает очень заметное влияние на работу всей системы.
Например, если в бизнес-модели, которую мы разработали, присутствует 3 уровня, она будет выглядеть так:
• На 1 уровне – 1 функция.
• На 2 уровне она разбивается на 4.
• На 3 уровне ветвление продолжается, например, каждая функция – на 5 процессов.
И если мы изменим входы на втором уровне, то первый уровень об этом не будет «знать», т.е. система не контролирует такие изменения. Это очень важно.
Просто подумайте, сколько сил и внимания потребуется от человека, если он вносит изменения на 3 или даже 4 уровне. Ведь вручную нужно будет проверить все вышестоящие процессы!
Еще один важный фактор. В будущем при желании мы сможем использовать все описанные субъекты для формирования технического задания и других документов. И то, что для бизнес-аналитика выглядит как стрелка, для разработчика и сотрудника будет реальным процессом, который нужно описать и корректно выполнить. Т.е. бизнес-аналитик просто убирает стрелку, а на практике из обихода изымается какой-то документ, в результате очень важно согласовывать эти действия с другими объектами, и получается некий «клубок», в котором очень легко запутаться.
Например, нужно описать процесс складирования товаров, и на его основе создать должностную инструкцию. Система Business Studio позволяет выполнить эти действия. Но в случае внесения любых изменений в бизнес-процесс, инструкция становится неактуальной.
Казалось бы, мелочи? Но на самом деле, это серьезная проблема, так как бизнес-аналитик вынужден постоянно помнить о процессах, не имеющих никакого отношения к его работе. Кроме того, бизнес-анализ и создание регламентирующей документации – это разные вещи. А здесь они вместе.
Технические недочеты системы
В системе Business Studio нет собственного бизнес-моделера, т.е. своего графического компонента. Разработчики использовали стандартный компонент Microsoft VISIO, в результате чего у пользователей возникают некоторые сложности при создании модели.
Дело в том, что рисовать модель и моделировать – это немного разные процессы. Нарисовать в Business Studio можно очень разные вещи. И представители компании говорят, что стрелками вы можете нарисовать практически что угодно, и даже представляют это как плюс системы.
Но что в реальности? Например, бизнес-аналитик использует в работе стрелки разных цветов. Технически это вполне возможно. Но на самом деле, если мы моделируем процесс, все входящие и исходящие потоки должны быть равнозначны. А если в модели появляются разные цвета стрелок, появляются вопросы, что они означают и почему эта стрелка была выполнена красным цветом, а другая – зеленым. И если бизнес-аналитик, который создавал эту схему, уже не работает и не может ответить на подобные вопросы, могут возникнуть самые разнообразные казусы.
В случае использования собственных инструментов, компания-разработчик может добавить запрет на подобные действия пользователей. Но разработчики Business Studio сэкономили свое время и силы, воспользовались готовым сторонним решением, и результат вот такой: пользователь получает доступ к избыточным возможностям, что, в свою очередь, может привести к недоразумениям.
Перегруженность функциями
Как обычно происходит процесс бизнес-моделирования? Проводим опрос сотрудников компании, получаем информацию об используемых системах, о людях, о должностных инструкциях. На основе полученных сведений моделируем бизнес-процесс в нотации BPMN 2.0 или создаем модель в нотации IDEF0.
Здесь просто так нарисовать модель не получится. Если мы хотим смоделировать что-то, то сталкиваемся с большим числом возможностей, которые влекут за собой, необходимость помнить о разных связях и функциях.
Любая стрелка, любой объект связан с другими объектами, появление новых данных позволяет формировать новые документы и отчеты. В результате при работе с этой системой любой пользователь начинает интересоваться, зачем здесь нужна вот эта возможность, а что будет, если попробовать сделать иначе, если указать дополнительные сведения или наоборот, не указывать определенные данные.
В результате пользователи вместо того, чтобы рисовать модель, начинают разбираться во всех этих возможностях. В общем, лишняя перегруженность функциями бизнес-процессов отвлекает и мешает моделированию.
Неточность формулировок
На самом деле, IDEF0 – это не процесс, это все-таки функциональная модель. У каждой функции имеются входы и выходы, функциональные стрелки, т. е. при моделировании мы получаем функциональную модель. Здесь это называется процессом. На самом деле, правильно было бы называть подобные объекты функциями или функциональными моделями.
Как известно, любая неточность формулировок вносит дополнительную путаницу, и для людей, которые переходят на Business Studio с других систем, эта путаница может стать проблемой.
Один из минусов реализации KPI — это невозможность внедрения без покупки дополнительной системы. Для ввода и контроля информации необходим дополнительный компонент, называется Cockpit, т.е. инструмент ввода и контроля информации, который нужно будет купить отдельно.
Резюме Рамиля Кинзябулатова.
«Таким образом, мы видим, что при обилии разных специфических возможностей разработчики недостаточно проработали методическую базу, что затрудняет работу с системой и снижает ее качество и удобство работы. В то же время узкоспециализированные аналоги, напомню, не более чем набор отдельных инструментов, не объединенные в единое целое. Что и когда использовать, решать только вам. Главное, делать выбор с открытыми глазами и пониманием, почему в конкретном случае тот или иной вариант удобнее».
А вот мнение одного из разработчиков Fox Manager Дмитрия Петрова на оценку Рамиля. «Спасибо большое Рамиль за то, что поделились своим мнение о программе Business Studio. С Вашим мнением согласен на 80%, особенно в части перегруженности программы излишним функционалом и сложностями с синхронизацией модели на разных уровнях управления и использованием Visio, вместо своего редактора процессов.
Однако, хотел бы обратить Ваше внимание, на некоторые моменты, с которыми я не совсем согласен.
1. Вы называете идею объединение функций по моделированию процессов и проектированию организационной структуры «сомнительной». Но без нее мы не сможем сформировать регламентирующие документы, и вся суть продуктов, типа Business Studio, теряется. Если нужно просто нарисовать отдельный процесс, то проще, как Вы сами пишите использовать узконаправленный инструмент, например, тот же BPWin или Visio. А в системе бизнес-моделирования без оргструктуры никак нельзя.
2. Описывать процессы в нотации BPMN 2.0 для регламентации – слишком затратное занятие. Большая часть возможностей этой нотации не будет использована. Я бы рекомендовал нотацию Basic Flowchart (в терминологии Business Studio – «Процесс»). BPMN 2.0 лучше подходит для BPM-систем (автоматизации любых бизнес-процессов), которые умеют «исполнять» построенный процессы в реальном времени.
И, наконец, я, как разработчик системы Fox Manager, рекомендовал бы Вам ознакомиться с ней, так как она не обладает теми недостатками, которые Вы перечислили в своей статье. Так, в Fox Manager с версии 2.0 BPA есть свой графический редактор, а в диаграммы верхнего уровня не нужно вносить изменения, когда меняются связи в процессах нижнего уровня – программа формирует эти взаимодействия автоматически. Нет «лишнего» функционала».
В заключение рассмотрим последние новости с официального сайта компании, которая, несмотря на вполне объективную критику, продолжает успешно развиваться.
СЛАЙД 41
22.03.2021
ГК «Эталон» внедряет Business Studio для повышения операционной эффективности. Корпорация является одной из крупнейших в сфере девелопмента и строительства в России и входит в состав холдинга Etalon Group.
09.03.2021
Президентская академия РАНХиГС использует Business Studio для моделирования и оптимизации бизнес-процессов. В 2020 году учебное заведение вошло в ТОП-5 лучших вузов России по версии RAEX и ТОП-10 лучших вузов России по версии Forbes.
05.03.2021
Школа прикладного бизнес-анализа BabokSchool (проект Учебного центра «Коммерсант») вступила в партнерскую программу для вузов и бизнес-школ и будет использовать Business Studio в учебном процессе.
3. Другие системы моделирования
3.1. Бизнес-инженер (см. рис. 24).
СЛАЙД 42
Рисунок 24 – Структура программного продукта
В состав системы Бизнес-инженер входят несколько программных продуктов:
Продукты
Краткое описание
I.
Бизнес-инженер
Профессиональное инструментальное средство бизнес-моделирования, разработки регламентирующих документов и управления эффективностью организации.
Позволяет разрабатывать взаимосвязанные модели стратегических целей, ключевых показателей, бизнес-процессов, организационной структуры и других элементов бизнес-архитектуры организации.
Включает наиболее популярные и удобные нотации графического моделирования (IDEF0, IDEF3, BPMN и др.).
Пользователями продукта являются специалисты по бизнес-моделированию.
II.
Бизнес-инженер Корпорация
В отличие от Бизнес-инженер предназначен для работы с большими данными серверных проектов, содержащих более 1 миллиона элементов классификаторов, до 200 тысяч графических диаграмм при одновременной работе с проектом на сервере нескольких сотен пользователей.
III.
Бизнес-инженер
Web-портал
Предназначен для online-просмотра и редактирования размещенных на сервере проектов Бизнес-инженер с помощью различных Web-браузеров (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera, Chrome и др.).
Пользователями портала являются сотрудники и руководители подразделений, а также топ-менеджеры.
Бизнес-инженер Web-портал содержит встроенный web-сервер и для своей работы не требует установки и администрирования других web-серверов.
IV.
График-студио
Лайт
График-студио Лайт - бесплатный продукт бизнес-моделирования.
Позволяет разрабатывать графические диаграммы стратегических целей, бизнес-процессов, организационной структуры и других элементов бизнес-архитектуры организации.
Включает наиболее популярные и удобные нотации графического моделирования.
Прост в использовании и поэтому с ним смогут работать не только специалисты по бизнес-моделированию, но и другие сотрудники компании, которым поставлена задача описать процессы своих структурных подразделений.
Графические диаграммы, разработанные в График-студио Лайт, сохраняются в виде отдельных файлов и их можно импортировать в программный продукт Бизнес-инженер.
3.2. БП Симулятор
СЛАЙД 43
«БП Симулятор» — это бесплатный веб-сервис для имитационного моделирования бизнес-процессов, расчёта стоимости и анализа эффективности бизнес-процессов. Он необходим для оценки эффективности процессов с помощью построения моделей деятельности и виртуального выполнения процессов.
Симулятор помогает найти узкие места выполнения, оценивать число ресурсов для бесперебойной работы, проверять гипотезы по изменениям эффективности.
Возможности «БП Симулятор»:
• ориентированное на задачи моделирование;
• нотации моделирования EPC (нотация моделирования EPC (Event-driven Process Chain) ориентирована на построение алгоритмов взаимодействия в процессе выполнения конкретной работы) и BPMN (BPMN (Business Process Management Notation) – это язык моделирования бизнес-процессов, который является промежуточным звеном между формализацией/визуализацией и воплощением бизнес-процесса);
• ручной и автоматический контроль прогресса выполнения;
• расчёт данных для применения в Lean 6 Sigma*;
• работа только с локальными или облачными (Google Диск, OneDrive) ресурсами для хранения;
• оффлайн-режим работы;
• мультиязычность интерфейса и моделей;
• дэшборд (приборная панель) эффективности;
• показатели процесса в денежном выражении;
• совместная работа;
• составление карт данных;
• преобразование данных;
• уведомления;
• анализ процесса;
• захват процесса;
• моделирование процесса и дизайна.
Сервисы, с которыми у БП Симулятор есть интеграция: Google Disk, OneDrive, Microsoft Visio.
*Lean Six Sigma (LSS, Лин 6 сигм, Лин шесть сигм) — интегрированная методология, в основу которой легли американская и японская методологии:
"Lean manufacturing" (иными словами, Бережливое производство) — действия, направленные на сокращение потерь (отходов) производства и ускорение процессов выпуска готовой продукции; всячески приветствуются стандартизованные решения;
"Six Sigma« (Шесть сигм) — действия, назначение которых — повышение качества выпускаемой продукции и, как следствие, — повышение лояльности клиентов; основа решений, зачастую, совершенно нестандартных — анализ информации.