Инноватика и инновации. Причины ускорения темпов инновационных процессов
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Инноватика и инновации
Инноватика и инновации
План:
• Развитие: смысл и ценность для понимания инноватики
• Инновационный процесс и творческая деятельность
• Типы инноваций
• Источники финансирования инноваций
Источники:
1. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организациях: Учебное пособие по специальности «Менеджмент организации». М.: Омега, 2011. 416 с.
2. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 2-е издание СПб.: Питер, 2009.
3. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент. М.: Инфра-М, 2009. 238 с.
4. Свердловский венчурный фонд http://sofp.ru/vidy_podderjki/item/svf/30
5. Деловой журнал ХитёрБобёр.ру http://hiterbober.ru
Причины ускорения темпов инновационных процессов:
· Конкуренция – до 19 в. Жизненный цикл продукта мог быть равен столетию, 19-20вв. десяткам лет, в 21 веке = лишь нескольким годам, а то и месяцам.
· Государственное регулирование
Инновационная политика, изменения законодательства активно стимулирует деятельность организаций различной формы собственности, например новые стандарты, связанные с экологическими направлениями деятельности предприятий.
· Фундаментальные характеристики человеческой натуры
Любопытство (А что будет, если я сделаю вот это?)
Лень (Как бы найти более простой способ сделать это?)
2. Тенденции и разновидности развития
Основная характеристика любой социально-экономической системы (предприятие, регион, государство) в настоящие время определяется через развитие, т.е. существенное, необходимое движение, изменение чего-либо во времени. Данное понятие характеризует качественное изменение объектов, появление новых форм бытия, преобразование внутренних и внешних связей.
Стадии процесса развития:
1. Первая – подготовка предпосылок образования данного процесса (внешнее движение);
2. вторая – переход к внутреннему движению;
3. на третьей происходит формирование, преобразование новым процессом тех условий, из которых он возник;
4. четвертая – это собственно развитие, устойчивое существование на своей основе;
5. пятая – представляет собой разрушение процесса.
Процесс развития - направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному.
В настоящее время процесс развития является управляемым. Управление в сфере экономики, технологий и технике, социальной сферы - задача инновационного менеджмента.
Формы развития:
Классификационный признак
Форма развития
Характеристика
Результат развития
Эволюционная
Революционная
Постепенные количественные изменения
Принципиальные качественные изменения
Источник развития
Экзогенная
Эндогенная
Источник развития находится вне объекта
Источник развития находится внутри объекта
Механизм развития
Экстенсивная
Интенсивная
Появление и увеличение уже имеющегося
Использование качественно новых элементов
Цикличность и закономерность экономического развития
Экономическое развитие – это структурная перестройка экономики в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса.
Развитие в экономической сфере всегда связано с развитием в области науки. Еще в XVIII в. французский просветитель Жан Кондорсэ обратил внимание на взаимосвязь науки и промышленности. В дальнейшем его теория была развита рядом экономистов.
50-летние циклы Кондратьева
Николай Дмитриевич Кондратьев – автор теории больших циклов хозяйственной конъюнктуры.
Циклы состоят из чередующихся фаз относительно высоких и относительно низких темпов экономического роста.
Исследования и выводы Кондратьева основывались на эмпирическом анализе большого числа экономических показателей различных стран на довольно длительных промежутках времени, охватывавших 140 лет
Четыре ведущие страны (Англия, Франция, США, Германия)
Исследованы:
индексы цен,
государственные долговые бумаги,
номинальная заработная плата,
показатели внешнеторгового оборота,
добыча угля, золота, производство свинца, чугуна и т.д.
Первая волна (1785—1835 гг.)
технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды.
Вторая волна (1830-1890 гг.)
связана с развитием железнодорожного транспорта и механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.
Третья волна (1880-1940 гг.)
определялась использованием в промышленном производстве электрической энергии, развитием тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, новых открытий в области химии. Были внедрены радиосвязь, телеграф, автомобили, самолеты, начали применяться цветные металлы, алюминий, пластические массы и т.д. Появились крупные фирмы, картели, тресты. На рынке господствовали монополии и олигополии. Началась концентрация банковского и финансового капитала.
Четвертая волна (1930-1990 гг.)
сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, самолетов, тракторов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Появились и широко распространились компьютеры и программные продукты для них, радары. Атом использовался в военных и затем в мирных целях. Было организовано массовое производство на основе фордовской конвейерной технологии. На рынке господствовала олигопольная конкуренция. Появились транснациональные и межнациональные компании, которые осуществляли прямые инвестиции на рынках различных стран.
Пятая волна (1985-2035 гг.) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких фирм.
В последствии проблему нововведений развил немецкий ученый-экономист Герхард Менш. По мнению Менша, когда базисные инновации исчерпывают свой потенциал, возникают ситуации технологического пата.
1 этап - Новый товар или технология - спрос превышает предложение (высокие темпы роста)
2 этап – Производство превышает спрос (падает норма прибыли, поиск новых рынков)
3 этап – капиталы устремляется на финансовые рынки достигая на финансовых спекуляциях достигая максимум доли прибыли
4 этап – на финансовых рынках доля прибыли снижается ниже нормы прибыли в промышленности, данная сфера готова для инвестиций
Менш выделил три крупных групп инноваций:
Базисные
Улучшающие
Псевдоинновации
Процесс движения от одного технологического пата к другому происходит по средством перехода от базисных нововведений к улучшающим и далее к псевдоинновациям. В стадии депрессии экономика оказывается структурно готовой к базисным нововведением. Именно на данной стадии образуется кластеры базисных инноваций.
Отсутствие постоянных базисных инноваций объясняется стремлением фирм экономить на затратах на нововведениях.
S-образные кривые развития
Улучшение параметров технологий имеет определенные границы. Эти границы проявляются в процессе развития технологий во времени, и поведении технологических характеристик в зависимости от затрат на ее совершенствование. Отдача от инвестиций зависит от множества факторов, в том числе от технического потенциала и убывание отдачи. Это убывание описывается так называемой S-образной кривой.
Смысл заключается в том что затраты на разработку новшества на начальной стадии его жизненного цикла дают низкую отдачу. Затем на стадии роста результат опережает затраты. Потом имеет место прогрессирующей замедление отдачи.
Технологические разрывы
Технологические разрывы – это расстояние между параметрами результативности замещаемой и замещающей технологий, которое не может быть сокращенно посредством увеличения затрат на развитие отстающей технологии.
Задача состоит в том, чтобы вовремя распознать технологические разрывы и переоценивать инвестиции с разработкой технологии 1 на разработку технологии 2.
Многие компании основные усилия прилагают к регулированию формы самой кривой, делая ее более крутой путем улучшение организации НИОКР, кооперации с другими фирмами.
Термин инновация - innovation (инновация, нововведение), в ХХ в. ввёл в научное обращение австрийский экономист Йозеф Шумпетер. В вышедшей в 1939г. работе "Экономические циклы" он исследовал основные понятия теории инновационных процессов
Инновация - это новая научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивируемая предпринимательским духом.
Для Шумпетера люди, которые занимаются инновациями и осуществляют их – предприниматели. Они создают новые неизвестные ранние комбинации факторов производства. По-этому Шумпетер считал, что предпринимательская способность есть четвертый неизвестный фактор производства (земля, все природные ресурсы; труд; капитал (деньги, активы, оборудование) + предпринимательские способности.
« - » Ш ограничивался только предпринимательской деятельностью.
Нововведение не тождественно изобретению!
Инновация процесс «созидательного разрушения».
Все ученые практикуют понятие И по-разному в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Американский специалист в области управления Питер Друкер (Инновация и предпринимательство) отмечал, что нововведение это особый инструмент предпринимателей, средство с помощью, которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг.
Общим Шумпетор и Друкер считали то, что инновация это не техническое, а экономическое понятие, подразумевающее изменения на всех уровнях менеджмента: внутрифирменного управления, управления производством и персоналом.
Также Шумпетером были подробно проанализированы подходы к классификации нововведений и выделены 5 их разновидности:
1. новое, т.е. еще неизвестное в сфере потребления благо либо новое качество известного блага;
2. новый, более эффективный метод производства известной продукции;
3. открытие новых источников сбыта известной продукции;
4. открытие новых источников сырья или производство полуфабрикатов;
5. реорганизация производства, ведущая к подрыву какой-то устоявшейся в нем монополии.
Выделяют 3 основные составляющие нововведения:
· Потребность, подлежащая удовлетворению.
· Концепция объекта, способная удовлетворить потребность, т.е. новая идея.
· Компоненты, представляющие совокупность имеющихся знаний, материалов и доступных технологий, позволяющие довести концепцию до рабочего состояния.
От инновации следует также отличать понятия "новшество". Новшество — это потенциальная инновация, новое решение до его коммерциализации. Коммерциализация — это практическое использование новшества, сопровождающееся его выходом на рынок.
Инновационная деятельность – деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании. В полном объеме инновационная деятельность включает все виды научной деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве и у их потребителей – реализацию инноваций.
Целью инновационной деятельности предприятия является повышение эффективности производства за счет обновления всех производственных систем, повышения конкурентоспособности на базе эффективного использования научного, научно-технического, интеллектуального и экономического потенциала.
Приоритетными целями инновационного менеджмента является рост и развитие организации за счет активизации инновационной деятельности, активное продвижение новых товаров и услуг.
Тактическими целями является активизация процессов разработки, внедрения и освоения новшеств, стимулирование персонала организации к творческой активности, непрерывное обучение сотрудников.
4. Инновационный процесс: формы, субъекты, стадии
Инновационный процесс – создание, освоение, распространение.
Субъекты ИП:
Новаторы – генераторы научно-технических знаний (прибыль от дохода использования изобретения)
Ранние реципиенты - предприятия первыми освоившие новшество (прибыль от продвижения товара на рынок)
Ранние большинство – фирмы, первые внедрившие новшество в производство, что обеспечило им прибыль.
Отстающие – фирмы, которые из-за запаздывания НВ выпускают продукцию, которая уже устарела.
Распространение ИН – информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощных коммуникационных каналов.
Диффузия ИН – процесс по средством которого НВ передаются по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени.
Стадии инновационного процесса
В общем виде ИП можно записать:
ФИ – ПИ – Р – ПР – С – ОС – ПП – М – Сб (Научно-производственный цикл)
ФИ – фундаментальные исследования
ПИ – прикладные исследования
Р – разработка
ПР – проектирование
С- строительство
ОС – освоение
ПП – промышленное производство
М – маркетинг
С – сбыт
ФИ – исследовательская деятельность, направленная на получение и переработку новых оригинальных и доказательных сведений и информации, далее воплощенных в прикладное исследование, но не всегда сразу.
Только некоторые ФИ воплощаются в ПИ и Р более 90% отсекаются.
Цель ФИ познание и исследование процессов.
ПИ – «овеществление» знаний.
В результате Р создаются новые машин и оборудования и процесс переходит в Пр, С, ОС, ПП.
Фазы М и Сб связаны с коммерческой реализацией результатов ИП.
Виды инноваций и их классификация
1. Классификация по степени радикальности:
Базисная – нововведение, базирующееся на научном открытии или крупном изобретении, направленное на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений.
Улучшающая – нововведение направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов.
2. Классификация
1) по степени рыночной новизны;
2) по причинам проведения;
3) по объекту инноваций.
Классификация инноваций по степени рыночной новизны предполагает деление всех нововведений на первичные и вторичные. При этом первичные инновации включают в. себя инновации первой волны и инновации второй волны.
Первичные инновации представляют собой результат научных исследований и разработок, производственных усилий и внедрения товаров и услуг на рынок, а также внедрение в процесс производства и сбыта технологических идей, управленческих методов, организационных структур и маркетинговых подходов — принципиально новых для рынка. Под новациями первой волны, следует понимать нововведения, основанные на первичном использовании новой идеи, часто явившейся следствием очередного витка научно-технического прогресса.
Новаторами второй волны являются те компании, которые внесли глубокие качественные изменения в товары, услуги, технологии, уже существующие на рынке. Среди таких глобально модернизированных товаров можно назвать автомобиль с автоматической коробкой передач, персональный компьютер и так далее.
Проведение первичных инноваций требует значительного научно-технического потенциала, новаторской активности и мощной финансовой базы. Кроме того, необходимо учитывать высокий риск таких проектов. По приблизительным оценкам, процент «провала» нововведений в области производства товаров широкого потребления составляет 40%, в сфере промышленного производства — 20%, в сфере услуг — 18%. Из каждых 10 новаторских фирм в течение двух лет выживала только одна. Более 60% первичных инноваций, официально запатентованных, имитируются в течение четырех лет.
По второму пути идут фирмы, внедряющие инновации, которые можно определить как вторичные. Данного рода нововведения представляют новизну только для фирмы, их инициирующей. Это может быть диверсификация деятельности (расширение номенклатуры товаров и услуг), использование новых для фирмы, но уже применяемых в практике управленческих подходов или технологических идей. В любом случае при данном подходе фирмы экономят значительные средства на фундаментальных и прикладных научных исследованиях, учатся на маркетинговых ошибках новаторов и имеют возможность сконцентрироваться на качестве товаров, расширении ассортиментного ряда и наиболее эффективных методах продвижения в ходе рыночной фазы Ж ЦТ.
Классификация инноваций по причинам проведения. Очевидно, что любая инновация вызвана теми или иными факторами. В случае, когда компания вынуждена реагировать на произошедшие в предпринимательской среде изменения и адаптироваться к ним с целью сохранения или возможного усиления эффективности хозяйственной деятельности, имеют место так называемые адаптационные инновации или адаптационные методы управления.
Если же фирма имеет возможности (научные, финансовые, маркетинговые и т. д.) для предвидения возможных перемен во внешней среде, а иногда и для их стимулирования, то осуществляется стратегическое управление, направленное на создание будущих конкурентных преимуществ. Такие инновации можно определить как опережающие.
Опережающие инновации могут, как правило, позволить себе компании, имеющие условия для создания постоянного инновационного климата. В этом случае в рамках организационной структуры фирмы всегда имеется специализированное отделение, служба или целый научно-производственный комплекс, которые частично или полностью финансируются из венчурных фондов и являются генератором новых идей и высокорисковых проектов. Опережающие инновации, как правило, осуществляются компаниями — «технологическими лидерами», имеющими устойчивые рыночные позиции и широкий ассортимент основной продукции.
Третья классификация инноваций предполагает разделение нововведений по объекту (предмету), на который они направлены.
По объекту инновации целесообразно разделить на четыре типа:
продуктовые;
управленческие;
маркетинговые;
технологические.
Таким образом, нововведения могут касаться либо создания нового продукта (услуги) — продуктовые, либо использования новой технологической идеи, положенной в основу производства, — технологические, либо внедрения новых средств и методов внутрифирменного управления и управления персоналом — управленческие и маркетинговые — применения новых маркетинговых подходов, стратегий и мер.
Продуктовые инновации. Под новым товаром с рыночной точки зрения можно понимать несколько разновидностей товарных нововведений:
совершенно новый товар;
модернизированный товар;
модифицированный товар;
товар новой сферы применения;
товар рыночной новизны.
В данном подходе определения расположены в порядке сокращения степени новизны продукта. Любой товар, существующий на рынке, когда-то был совершенно новым, что означало отсутствие каких-либо его аналогов. В настоящее время такого рода товары чаще появляются в новейших наукоемких отраслях (телекоммуникации, биотехнология, ВПК), в фармацевтической промышленности и в сфере услуг. Необходимость проведения значительных фундаментальных и прикладных исследований для внедрения таких инноваций предопределяет возможность их осуществления лишь крупными фирмами, имеющими тесные связи с научно-исследовательскими институтами и инвестирующими в венчурные структуры. Более распространенным видом товарных инноваций является производство модернизированных и модифицированных товаров в рамках расширения ассортимента фирмы.
Модернизированный товар предполагает внесение в уже существующий товар глобальных, качественных технических изменений. В то же время модификация товара представляет лишь незначительное совершенствование, часто направленное на удовлетворение более узко сегментированного рынка. Как правило, это чисто внешнее изменение товаров при полном сохранении прежней функциональной насыщенности: новый цвет, дизайн, упаковка, запах и т. д. Проведение такого рода инноваций представляет собой расширение ассортиментной линии продукции, что на современном рынке является действенным конкурентным преимуществом. Таким образом, к продуктовым инновациям относится разработка и внедрение трех типов нового продукта: совершенно нового, модернизированного и модифицированного. Оставшиеся два типа, а именно товары новой сферы применения и рыночной новизны, относятся скорее к следующему типу инноваций — маркетинговым нововведениям.
К началу 1980-х гг.-маркетинговая концепция была положена в основу деятельности большинства крупных компаний. Рыночные инновации по частоте внедрения и многоплановости опережают остальные типы нововведений. Это объясняется их относительно низкой «стоимостью», с одной стороны, и высокой вариативностью — с другой. Фирмы могут взять па вооружение применяемые конкурентами наиболее эффективные маркетинговые стратегии и меры в областях цеповой, сбытовой, товарной и коммуникационной политики, а могут привнести что-либо абсолютно повое в практику маркетинговой деятельности в глобальном масштабе.
Среди наиболее распространенных видов маркетинговых инноваций (как первичных, так и вторичных) можно выделить следующие:
· использование новых методов маркетинговых исследований;
· применение новых стратегий сегментации рынка;
· выбор новой маркетинговой стратегии охвата и развития целевого сегмента;
· изменение концепции, заложенной в ассортиментной политике;
· модифицирование кривой Ж ЦТ;
· репозиционирование товара;
· изменение имеющейся или использование новой ценовой стратегии, новых методов установления исходной цены и/или системы скидок;
· построение новых каналов сбыта, изменение направленности сбытовой политики компании, выход на новые рынки сбыта;
· использование новых форм и средств коммуникационной политики: новый вид, характер и средства рекламы или. избрание нетрадиционных для фирм методов стимулирования сбыта и привлечения потребителей и т. д.
Необходимо отметить тот факт, что маркетинговые инновации очень часто являются непременным следствием внедрения других видов инноваций, особенно это касается товарных нововведений. Тем не менее, маркетинговые инновации могут носить и обособленный характер и использоваться для более эффективного продвижения старого товара или услуги.
Управленческие инновации стали активно внедряться компаниями с середины 1980-х гг. и явились следствием перехода к так называемому «новому управленческому порядку». Основой данного подхода является использование принципа максимально эффективного управления компанией. В настоящее время считается, что самая высшая позиция в бизнесе (доля рынка, прибыльность, темпы роста) достигается не только и, столько фирмами, сделавшими прорыв в прикладных исследованиях или обладающими уникальными конкурентными преимуществами, сколько компаниями с высоким уровнем профессионализма и ноу-хау я области менеджмента. Управленческие инновации предполагают, прежде всего, реструктуризацию компаний, то есть изменение всей организационной структуры или отдельных ее элементов в целях оптимизации хозяйственной деятельности. Сюда же следует отнести внедрение нововведений в формы, принципы и методы оплаты труда для максимизации отдачи рабочих и служащих. Немаловажное значение уделяется внедрению новых концепций развития корпоративной культуры и идеологии и приведению их в соответствие с построением и целями организации.
Анализ управленческих инноваций, проводимых компаниями с начала 1990-х гг., показал эффективность внедрения упрощенных организационных структур путем общего сокращения звеньев управления и перехода от вертикальных к горизонтальным структурам. При этом прослеживается сбалансирование принципов централизации и децентрализации, в основе которых лежит четкое разграничение управленческих функций.
Существенный эффект дает переход к матричным структурам управления с большим количеством целевых подразделений и отсутствием дублирования функций при наличии двойного подчинения. Этот принцип успешно реализуется через развитие плюральных организационных структур, когда наравне с первичной (основной) структурой появляются временные вторичные структурные единицы в виде проектных групп, комитетов, кружков качества, рабочих групп п т. д. Высокую прибыльность дает использование «бригад» (или системы команд) для выполнения новых хозяйственных задач и делегирования им управленческих полномочий. При этом осуществляется переход от системы всеобщего контроля качества к тотальному управлению качеством и формированию идеологии приоритетности качества. Пересматривается система материально-технического снабжения. Наиболее прогрессивным здесь является ликвидация любых видов запасов, переход к поставкам «точно в срок» и установление прямых хозяйственных долгосрочных связей с поставщиками и дистрибьюторами. Конкуренция за потребителя стимулирует выпуск новой продукции. Для этого во многих компаниях поощряется венчурное (или рисковое) предпринимательство в рамках компании и, в случае достижения успешных результатов, организуются отдельные структурные единицы.
Выше перечислены лишь немногие управленческие инновации, которые легли в основу формирования концепции «нового управленческого порядка». Как правило, все они ставят своей целью достижение гибкости компании для быстрой переориентации в постоянно меняющихся внешних условиях функционирования компании. Необходимо отметить, что управленческие инновации редко проводятся изолированно, так как изменения в одной сфере менеджмента непременно влекут за собой необходимость адаптации остальных областей внутрифирменного управления.
И наконец, технологические инновации предполагают применение новых технических и технологических методов повышения эффективности непосредственно производственного процесса и, как правило, заключаются в автоматизации производства, использовании ячеечной системы работ, компьютеризации и роботизации производственных линий и оптимизации материально-производственной базы. Таким образом, объектом технологических инноваций являются различные элементы производственного механизма на каждом этапе производственного цикла.
Необходимо еще раз отметить, что данная классификация инноваций основывается на комплексном подходе, который стал логическим продолжением эволюции отношения к инновационной деятельности.
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
- инновации на входе в предприятие (изменение в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации)
- инновация на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация)
- инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической)
ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ
Венчурные фонды – структуры, ориентированные на работу с инновационными проектами и стартапами. Организации такого типа вкладываются в высокорисковые предприятия с целью получить в дальнейшем прибыль от продажи долей или акций финансируемых компаний.
Само слово «venture» (англ.) в переводе означает «рискованное начинание».
Объектами инвестирования выступают как уже сформированные компании, так и «голые» бизнес-идеи без стратегического плана развития.
В процессе венчурного инвестирования участвуют:
· собственно венчурный фонд;
· управляющая компания;
· объект инвестирования.
Теперь о преимуществах работы с венчурными фондами:
· средства выдаются на длительные сроки (3-8 лет);
· не нужно платить годовых и ежемесячных процентов;
· не требуется залогов и дополнительных гарантий;
· фонды становятся полноценными деловыми партнёрами компаний;
· в случае потери средств компания не объявляется банкротом и освобождается от долговых обязательств.
Венчурные фонды создаются, как правило, опытными предпринимателями или лицами, имеющими экономическое образование. Все участники команды добровольно предоставляют финансовые и интеллектуальные активы для развития и продвижения предприятия.
Примерная схема работы венчурного фонда выглядит так:
1. Специалисты ищут стартапы и инновации с потенциалом высокой прибыльности.
2. Найденные объекты подвергаются профессиональному анализу – исследуется рентабельность, продукты и услуги предприятия, определяется коэффициент риска.
3. Разрабатывается стратегия развития, ведётся поиск каналов сбыта.
4. Выпускаются акции компании, в которые фонд и вкладывает свои активы (контрольный пакет остаётся у предприятия, дабы не лишать руководителей мотивации).
5. Объект развивается, растёт его стоимость на рынке.
6. Управляющая компания приступает к обратному процессу – реализует акции на бирже и получает дивиденды.
Последний этап называется на языке бизнеса «выходом из инвестиций». Именно на этой стадии определяется, принесут ли вложения прибыль, на которую изначально рассчитывал фонд.
В качестве хрестоматийных примеров успешного венчурного инвестирования можно назвать такие компании как Apple, Microsoft или Intel. Теперь это крупнейшие международные корпорации, но на раннем этапе они рассматривались как предприятия с неопределенным будущим и высокой степенью риска. Современные венчурные фонды часто распоряжаются активами нескольких крупных инвесторов, вкладываясь в разные коммерческие направления.
Такая схема работы (диверсификация вкладов) на порядок снижает риски, поскольку по статистике лишь 30% объектов окупает убытки организации.
3. Как формируется капитал инвестора – 5 основных этапов венчурного инвестирования
Срок жизни конкретного проекта – от 3 до 10 лет. Раньше, чем через 3 года вряд ли можно пройти все стадии инвестирования, особенно в российских условиях.
Рассмотрим основные этапы венчурного инвестирования, начиная с поиска перспективной идеи и заканчивая выходом из проекта.
Этап 1. Выбираем предложенную бизнес-идею
Выбор идеи, в которую будут вложены средства фонда, играет ключевую роль. Очевидно, что наибольший успех имеют проекты, рассчитанные на массового потребителя. Перспективны также действительно уникальные идеи и инновации, не имеющие аналогов.
Те, кто считает, что все рыночные ниши уже заполнены, и принципиально новые товары и услуги не имеют коммерческого потенциала, ошибаются.
В частности, интересные интернет-продукты, мобильные и информационные технологии нового формата всегда найдут своего покупателя. Особенно, если применить грамотный маркетинг и профессиональное продвижение.
Этап 2. Вкладываем деньги
Инвестиционный план разрабатывается профессиональными специалистами в области экономики и финансов. Иногда представители венчурного фонда непосредственно участвуют в управлении компанией и разработке эффективной бизнес-стратегии.
Этап 3. Расширяем бизнес
Развитие бизнеса предполагает увеличение объемов и мощности производства, привлечение дополнительного персонала на предприятие. На этом этапе важно правильно рассчитать доходы от бизнеса и соотнести их с текущими расходами.
Интернет-проекты часто обходятся инвесторам дешевле, чем оффлайн-компании. Однако грамотных специалистов в сфере онлайн-маркетинга и продвижения найти не так-то просто.
Этап 4. Стабилизируем прибыль
Стабилизация прибыли возможна только в случае достижения компанией определенного уровня доходности. Успех уже близко, но успокаиваться пока ещё рано.
Надо ковать железо, пока оно горячо – завоёвывать новые доли рынка, открывать филиалы компании, разрабатывать новые линейки продуктов.
Этап 5. Продаем акции и привлекаем новых инвесторов
Вовремя выйти из проекта – тоже своего рода искусство. Ценные бумаги успешной компании продаются всем заинтересованным лицам и, прежде всего, другим инвесторам.
Действующее предприятие со стабильными доходами уже не входит в интересы венчурного фонда, а значит, активы пора вкладывать в другие направления.
Как привлечь средства венчурного фонда – 5 простых шагов для стартапера
Разработчикам инновационных проектов и новичкам в мире бизнеса следует понимать основное правило привлечения инвестиций: инвестор – это покупатель, и его надо заинтересовать.
Никто не станет вкладывать средства в проект с сомнительной идеей и невнятной стратегией развития. А значит, действия стартаперов должны подчиняться определенной схеме.
Шаг 1. Выбираем венчурный фонд
Важнейший этап, от которого напрямую зависит успех предприятия. Для начала нужно тщательно изучить рынок венчурных компаний, узнать, каковы сферы их интересов, кто из персонала работает с новыми проектами, какой средний чек.
Инвесторы-любители опасны тем, что могут бросить проект на любой стадии, если их надежды на взрывной рост прибыли не оправдались. Профессионалы же прекрасно понимают все риски и, как правило, идут с компаниями до конца, не требуя никаких гарантий и компенсаций в случае провала.
Шаг 2. Презентуем проект
Цель презентации – привлечь внимание, заинтересовать.
На стадии презентации венчурные фонды обращают внимание на три вещи:
· основную идею;
· наличие сплоченной команды;
· уверенность в успехе разработчиков стартапа.
Представляя проект, не стоит вдаваться в подробности и объяснять все технические нюансы. Главная задача – показать инвестору его выгоды.
Шаг 3. Проводим переговоры
Инвесторы принимают окончательное решение по результатам личной встречи.
Представители венчурных фондов должны увидеть лидера, который готов на всё ради продвижения своего бизнеса.
Руководителям стартапов нужно заранее подготовиться к возможной дискуссии: наверняка придётся отвечать на «неудобные» вопросы и аргументировано доказывать свою правоту.
Шаг 4. Создаем финансовую модель стартапа
Инвесторы поверили в ваш проект, значит, нужно двигаться дальше.
И именно – создать финансовую модель будущего предприятия, а точнее – предоставить отчет о расходах и доходах на ближайшие 3 года. Важно учесть все нюансы и обозначить рычаги влияния на будущие прибыли.
Шаг 5. Заключаем договор
Согласование документов и закрытие сделки занимает обычно 2-3 месяца. Нередко предприниматели сталкиваются с такой ситуацией: в готовом договоре условия для стартаперов отличаются от тех, что обсуждались на ранних этапах.
Это не удивительно: эксперты венчурных фондов всегда работают на снижение рисков для своей организации и часто переигрывают окончательные условия в свою пользу. Бизнесменам со своей стороны стоит привлечь профессиональных юристов для оценки последствий таких изменений.
Топ-7 венчурных фондок по версии портала хитер-бобер
В таблице ниже представлены основные характеристики упомянутых фондов:
№
Венчурный фонд
Средний чек
Приоритетные направления
1
Softline Venture Partners
$1 млн.
IT, облачные технологии, компьютерная безопасность
2
ABRT
От $1 млн. и выше
Технологические проекты, новые мобильные и интернет сервисы
3
Russian Ventures
Сумма не фиксирована
Интернет технологии, оффлайн-услуги
4
Addventure II
Не определен
Интернет-коммерция, мобильные приложения
5
Prostor Capital
От $1 млн.
Интернет
6
Runa Capital
$3 млн.
IT, мобильные технологии
7
РВК (Фонд Посевных Инвестиций)
Сумма не определена
Наука и техника
Венчурный фонд Свердловской области
Виды поддержки (привлечение заемных средств):
1. поручительства по банковским кредитам (до 50 млн. руб.)
2. поручительства по банковским гарантиям (Субъектам малого и среднего предпринимательства, желающим получить банковскую гарантию для участия в конкурсах и аукционах с целью заключения контрактов (договоров), либо в целях обеспечения исполнения таких контрактов (договоров). До 50 млн. руб.)
3. программы корпорации МСП (Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) - это федеральная структура, которая занимается господдержкой малого и среднего бизнеса.)
4. льготные займы на инвестиционные цели (до 10 млн. руб. сроком до 8 лет)
5. льготные кредиты
6. микрозаймы для развития бизнеса
7. поручительства по займам