Инновационный менеджмент
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
1
Понятие и сущность инновационного менеджмента
Новое знание расширяет наши представления об окружающем мире, и в этом состоит его
важнейшее предназначение. Но наряду с этим наука открывает новые возможности для удовлетворения
реальных практических потребностей общества.
Судьба научных результатов складывается за порогом исследовательской лаборатории поразному. Одни попадают в общую копилку научных знаний и используются преимущественно для
получения нового знания. Другие - немедленно подхватываются промышленными предприятиями.
Третьи - вообще не привлекают к себе внимания долгие годы, но затем в один прекрасный день
извлекаются на свет или открываются заново и дают толчок бурному развитию новых направлений
науки или новых видов производства.
Главной причиной, заставляющей промышленные предприятия вкладывать в освоение
достижений НТП миллионы долларов, даже если шансы занять монопольное положение на рынке
практически отсутствуют, очевидно, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться
практически любому предприятию, поставляющему технологию, выпускающему продукцию или
оказывающему какие-либо услуги. Предприятие обязано само заботиться о сохранении
конкурентоспособности и получении прибыли. Следовательно, оно должно отслеживать и
прогнозировать ситуацию на рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов,
появление новых научных и технологических прорывов, способных изменить в ту или иную сторону
достигнутое на данный момент времени рыночное равновесие. Последнее приобрело особое значение
на современном этапе НТР, берущем начало во второй половине 70-х годов.
Это обусловлено:
усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению НТП
во всех сферах человеческой деятельности;
определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники и
технологии;
необходимостью существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники и
технологии;
повышением технического уровня производства;
необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов;
спецификой процесса научно-технического производства (имеющая место неопределенность затрат
и результатов, ярко выраженная многовариантность исследований, риск и возможность
отрицательных результатов);
увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой
продукции;
быстрым моральным старением техники и технологии;
объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии и т.д.
Приоритет в области решения вышеозначенных проблем принадлежит инновационному
менеджменту.
Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, ориентированная на получение в
производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического,
информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и
реализации неординарных управленческих решений.
Основная задача инновационного менеджмента - управление инновационными процессами на
любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения
адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники,
производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном
продукте.
Кроме этого одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование
среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию
нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.
Основные элементы инновационной среды:
2
*
собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или
продукт интеллектуального труда;
*
товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве
потребителя тех или иных новшеств;
*
инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению
товаропроизводителя требуемыми новшествами;
*
соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе
проблемы.
Особое внимание уделяется внутренней инновационной среде организации, в формировании
которой все возрастающую роль, наряду с общепризнанным инструментом обеспечения
конкурентоспособности (маркетингом), приобретает умение организовывать весь процесс получения
знаний и трансформации этих знаний в продукт, имеющий спрос на рынке.
Рисунок: Нововведение как результат сложных взаимодействий
Внутренняя инновационная обстановка
Т
В
О
Р
Ч
Е
С
Т
В
О
идея
Осознанное целенаправленное
изменение (проект)
Подразделение НИОКР
результат
Подразделение маркетинга
Организация
Научные и технические
знания
Внешнее окружение
Н
О
В
О
В
В
Е
Д
Е
Н
И
Е
Знание рыночных
потребностей
Предмет изучения инновационного менеджмента - целенаправленные процессы создания,
освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных,
экономических и технических системах.
Любые изменения всегда привносят в стабильную и оптимальную, с т.з. статики, систему
неопределенности, нестабильности, которые принято характеризовать как состояние кризиса. Долгое
время в процессах управления на кризис начинали реагировать только с его появлением, когда ситуация
уже становилась реальностью и катастрофу предотвратить было невозможно. В настоящее время в
действиях ведущих организаций все более явственно прослеживается стратегия упреждения.
Действительно, гораздо разумнее предусмотреть кризис, т.е. разработать и ввести в систему такие
инновации, которые позволят снизить риск и неопределенность будущих последствий.
Т.о., предмет изучения инновационного менеджмента - кризисные явления в организации и
сопровождающие их процессы изменений. Цель деятельности менеджмента по инновациям обеспечение безопасности жизнедеятельности организации в предкризисных, кризисных и
посткризисных ситуациях.
Как с теоретической, так и с практической точек зрения очень важно дать четкую формулировку
объекта инновационного менеджмента. Необходимость этого обусловлена тем, что он является
ведущим элементом системы управления нововведениями и, следовательно, оказывает основное
влияние на ее структуру, функции, методы и средства управления, а также на критерии оценки ее
эффективности. В экономической литературе большинство определений данного понятия
характеризуют инновационную деятельность.
Развернутое определение инновационной деятельности как объекта менеджмента включает два
основных аспекта:
3
*
во-первых, это процесс поступательного развития науки и техники на основе объективных
экономических законов, обусловленный необходимостью постоянного совершенствования
производства в результате повышения уровня общественных потребностей. Он предполагает
обновление производственной базы путем создания, распространения и практического использования
новых научных знаний в хозяйственной практике, направленное на решение проблем комплексного
социально-экономического развития общества;
*
во-вторых, это использование комплекса элементов, составляющих инновационный
потенциал производства. Здесь рассматриваются процессы и явления в области эксплуатации
высококвалифицированных научных и производственных кадров, выполняющих работы опытного
характера на базе широкого использования существующего производственного потенциала,
управленческого персонала, а также меры организационного, социального, экономического, правового
плана, обеспечивающие реальную заинтересованность работников различных категорий в масштабах и
результатах инновационной деятельности в организации.
Инновационная деятельность - это сложная динамическая система действия и взаимодействия
различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями,
созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда,
технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки,
техники; планированием, финансированием и координацией НТП; совершенствованием экономических
рычагов и стимулов; разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных
мероприятий, направленных на ускорение интенсивного развития НТП и повышение его социальноэкономической эффективности.
Под инновационной деятельностью в процессах разработки, освоения и реализации научнотехнических нововведений понимаются виды деятельности, непосредственно связанные с получением,
воспроизводством новых научных, научно-технических знаний и их реализацией в материальной сфере
экономики. В большей мере инновационная деятельность связывается с доведением научных,
технических идей, разработок до конкретной продукции и технологии, пользующейся спросом на
рынке.
Необходимым условием совершенствования экономического механизма управления
инновационной деятельностью в условиях формирования рыночной экономики является развитие
инновационного менеджмента.
Задачи изучения дисциплины «Инновационный менеджмент»:
*
формирование представлений об инновациях и их типологии;
*
уяснение особенностей проявления нововведений в процессе принятия управленческих
решений;
*
выработка и развитие навыков по распространению и коммерческому использованию
нововведений;
Решение этих задач позволит:
*
понять объективную закономерность непрерывности процессов обновления и
возникновения нововведений, роль государства и общества в стимулировании и поддержке
инновационных процессов в управлении и в научно-технической сфере;
*
выявить особенности реализации инновационных процессов;
*
обеспечить соответствующее информационное, кадровое и коммерческое сопровождение
инновационной деятельности.
Инновационный менеджмент тесно взаимосвязан с рядом специальных и научнопрофессиональных дисциплин.
4
Ключевые понятия инновационного менеджмента
В настоящее время отсутствует общепринятая терминология в области инновационной деятельности.
Ключевыми понятиями являются НТП, новшество, нововведение, инновация.
НТП – взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в
постоянном воздействие науки, открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой – в
применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях. На уровне организации НТП
реализуется в виде инноваций.
Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок и
экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут
оформляться в виде: открытий, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на
новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс,
организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов,
документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.), результатов маркетинговых исследований и
т.д.
Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и
получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Неправомерно в понятие «инновация» включать разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию. Эти
этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или
инновации (либо к процессу создания нововведения).
Новшество, задействованное в динамике, и до определенной степени развившееся, становится
нововведением. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится
инновацией.
Новшество
-
Нововведение
-
-
Инновация
-
-
-
-
определенная новизна, близко к понятию “изобретение”; конкретный результат
разработки новой научной идеи, имеющий форму образца новой техники,
конструкционного материала для производства какой-либо продукции, отличающийся от
применявшихся ранее качественными характеристиками, позволяющими повысить
эффективность производства (может быть представлено в виде научной, технической или
иной документации, т.е. в виде информации, описывающей технологические,
организационные, управленческие и другие процессы и явления нематериального
характера, если она способна эффективно повлиять на результаты материального
производства).
процесс внедрения, распространения и использования новшеств с целью
непосредственного удовлетворения общественных потребностей в продуктах, услугах,
процессах более высокого качественного уровня;
это такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию,
население, общество и т.д.) новые относительно стабильные элементы (нововведения
выступают как форма управляемого развития);
это процесс доведения изобретения или открытия до стадии практического
использования, когда оно начинает давать экономический эффект;
это процесс, характеризующий переход системы из одного состояния в другое за счет
введения отдельных новшеств.
это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое
использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам
изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую
выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход;
это коммерческое использование результатов творческой деятельности, нацеленной на
разработку, создание и распространение новых конкурентоспособных видов продукции,
технологий, форм и методов управления, основу которых составляют объекты
интеллектуальной собственности;
это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде
нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или
усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической
деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам;
это превращение потенциального НТП в реальный, воплощающийся в новых продуктах и
технологиях;
это прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и
услуг,
организационно-технических
и
социально-экономических
решений
производственного, финансового, коммерческого, административного и иного характера.
5
Государственное регулирование инновационной деятельности
Указом Президента РФ № 884 от 13 июня 1996 года одобрена и утверждена доктрина развития
российской науки – система взглядов на роль и значение науки в обеспечении независимости и
процветания России, а также принципов, определяющих механизм государственного регулирования
научной деятельности, которыми с учетом конкретной социально-экономической ситуации
руководствуются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти
субъектов РФ, научные работники, научно-исследовательские организации, научно-технические
общества и объединения.
Системный кризис, сопровождающий период социально-экономического переустройства страны,
привел к тому, что перед отечественной наукой встали серьезные трудности: крайне недостаточное
бюджетное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не
обеспечивает своевременного обновления материально-технической базы науки, создания нормальных
условий жизни и труда ученых, осложняет эффективное государственное регулирование в научной
сфере, по-прежнему остро стоит проблема более эффективного использования результатов научных
исследований в экономике и пр.
Для выхода из кризиса необходимо разрабатывать стратегию сохранения и развития научнотехнического и инновационного потенциала страны по следующим направлениям:
реструктуризация научно-технического потенциала в различных отраслях экономики с учетом
концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов на «прорывных»
направлениях науки и техники
создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектов науки, являющихся федеральной
собственностью и не используемых по назначению
разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов
инновационной деятельности, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию с
использованием дорогостоящих приборов и оборудования
совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения
инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала
разработка и использование системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти,
нефтепродуктов, газа и минерального сырья для создания фонда инноваций в топливноэнергетическом комплексе
создание в финансово-промышленных группах наряду с системой консолидации финансовых и
производственных потенциалов специальных инновационных центров, координирующих и
реализующих инновационные проекты
формирование института разработчиков и управляющих инновационными проектами из числа
научно-технических работников, ученых и специалистов
образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность, ассоциации фондов с
развитым финансовым капиталом для помощи «прорывным» проектам
формирование системы целевого использования средств амортизационного фонда на
финансирование мероприятий, связанных с проведением НИОКР, экспериментальных и других
видов работ, освоением инноваций, патентованием новых решений, приобретением и освоением
отечественных и зарубежных патентных и беспатентных лицензий
разработка предложений об изменении налогового законодательства, обеспечивающих значительное
повышение инновационной активности.
Цель государственной инновационной политики – развитие, рациональное размещение и
эффективное использование научно-технического потенциала, формирование его структуры,
увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, реализацию важнейших
социальных задач, в обеспечение прогрессивных структурных преобразований в сфере
материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности,
укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства.
Задачи государственной инновационной политики:
обеспечение скоординированной деятельности государственных органов, хозяйственных и
научных организаций для реализации структурной перестройки экономики
6
обеспечение эффективного использования научно-технического потенциала для
стабилизации развития экономики на главных направлениях, определяющих стратегию,
темп и пропорции развития народного хозяйства и его структурной сбалансированности
сохранение научного потенциала и обеспечение «прорывных» исследований
углубление специализации и повышение надежности связей по кооперации общественного
производства с наукоемкими технологиями
перемещение центра тяжести экономических реформ и стимулов в сферу инновационной
деятельности, повышение инвестиционной и инновационной активности малого и среднего
бизнеса.
Важнейшие принципы государственной инновационной политики:
опора на отечественный научный потенциал
свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и
гласность при формировании и реализации научной политики
стимулирование развития фундаментальных научных исследований
сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ
создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники,
стимулирование и поддержка инновационной деятельности
создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения
необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны
интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных
научных кадров всех уровней
защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства
обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею
развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различных форм
собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства
формирование экономических условий для широко использования достижений науки, содействие
распространению ключевых для российской экономики научно-технических достижений
повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и
специалистов
пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего России.
Косвенные методы встроены в рыночный механизм, который сам по себе обладает уникальными
возможностями выявления и удовлетворения потребностей в исследованиях и разработках. Сущность
косвенного регулирования заключается в создании общего благоприятного инновационного климата,
поощрении организаций, ориентированных на инновационную деятельность, в мерах по формированию
высокого социального статуса в общественном мнении и престижа образования и науки. При этом
государство не контролирует конкретные научные проекты.
7
Инновации и инновационные процессы
Конкурентные преимущества всегда связаны с осуществлением определенных перемен, которые
затрагивают всех членов данной организации. При этом изменения, в той или иной степени, всегда
связаны с инновациями.
Впервые термин “инновация” появился в научных исследованиях культурологов еще в 19 веке и
буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую.
Только в начале 20 века стали изучаться закономерности технических нововведений. В 1911 году
австрийский экономист Шумпетер Й. в работе “Теория экономического развития” выделил две стороны
хозяйственной жизни:
статическую (рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением
производства - участвующие в нем организации из своего опыта знают принципы своего поведения,
им легко предвидеть результаты своих действий и легко принимать решения, т.к. ситуация понятна);
динамическую (инновационный кругооборот означает развитие - особое, различимое на практике и
в сознании людей, состояние, которое действует на них как внешняя сила и не встречается в
ситуации хозяйственного кругооборота).
Новшества в экономике внедряются, как правило, не после того как у потребителя стихийно
возникнут новые потребности и произойдет переориентация производства, а тогда, когда само
производство приучит потребителя к новым потребностям.
Производить - значит комбинировать имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, а
производить нечто новое - значит создавать новые комбинации изменений в развитии производства и
рынка. Шумпетер Й. выделил пять типичных изменений:
1. изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового
рыночного обеспечения производства;
2. изменения вследствие использования продукции с новыми свойствами;
3. изменения вследствие использования нового сырья;
4. изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения;
5. изменения вследствие появления новых рынков сбыта.
В 30-х годах 20 века Шумпетер Й. впервые использовал понятия “инновация”, подразумевая под
этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых
производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. При этом Шумпетер Й.
основную роль движущей силы экономического развития общества отводил не характеру борьбы между
капиталом и пролетариатом (по Марксу К.), а внедрению новшеств в хозяйство государства.
В ходе исследований выяснилось также, что источником прибыли может стать не только
изменение цен и экономия на текущих затратах, но и радикальное обновление и смена выпускаемой
продукции. Возможность обеспечения конкурентоспособности организации за счет изменения цены или
снижения затрат всегда кратковременна и носит предельный характер. Инновационный подход
оказывается более предпочтительным, поскольку процесс поиска, накопления и преобразования
научного знания в физическую реальность, по сути, безграничен.
В общем виде, инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе
которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и
распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается
так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или
доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере
распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным,
приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области
применения, новые рынки, а значит и новых потребителей.
Важное направление в изучении инновационных процессов - выявление реальных факторов,
способствующих или препятствующих их осуществлению.
8
Таблица: Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов
Группа факторов
Экономические,
технологические
Политические,
правовые
Организационноуправленческие
Социальнопсихологические,
культурные
Факторы,
препятствующие
инновационной
деятельности
недостаток
средств
для
финансирования
инновационных проектов
слабость материально- и научно-технической базы
и устаревшая технология, отсутствие резервных
мощностей
доминирование интересов текущего производства
Факторы,
способствующие
инновационной деятельности
наличие
резерва
финансовых,
материально-технических
средств,
прогрессивных технологий
наличие необходимой хозяйственной и
научно-технической инфраструктуры
материальное
поощрение
за
инновационную деятельность
ограничения со стороны антимонопольного, законодательные
меры
(особенно
налогового,
амортизационного,
патентно- льготы), поощряющие инновационную
лицензионного законодательства
деятельность
государственная поддержка инноваций
устоявшаяся
оргструктура,
излишняя гибкость оргструктуры, демократический
централизация, авторитарный стиль управления, стиль
управления,
преобладание
преобладание вертикальных потоков информации
горизонтальных потоков информации,
допущение
ведомственная
замкнутость,
трудность самопланирование,
межотраслевых
и
межорганизационных корректировок
взаимодействий
децентрализация,
автономия,
формирование целевых проблемных групп
жесткость в планировании
ориентация на сложившиеся рынки
ориентация на краткосрочную окупаемость
сложность согласования интересов участников
инновационных процессов
сопротивление переменам, которые могут вызвать моральное поощрение, общественное
такие последствия, как изменение статуса, признание
необходимость поиска новой работы, перестройка обеспечение
возможностей
устоявшихся способов деятельности, нарушение самореализации,
освобождение
стереотипов поведения, сложившихся традиций
творческого труда
боязнь неопределенности, опасение наказаний за нормальный психологический климат в
неудачу
трудовом коллективе
сопротивление всему новому, что поступает извне
Содержание инновационного процесса охватывает этапы создания, как новшества, так и
нововведения.
Процесс создания новшества включает (жизненный цикл новшества):
1. Стадия исследования
фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы
(фундаментальные исследования - это теоретическая или экспериментальная деятельность,
направленная на получение новых знаний об основных закономерностях и свойствах социальных и
природных явлений, о причинно-следственных связях относительно к их конкретному применению.
Различают теоретические и поисковые фундаментальные исследования. К теоретическим относятся
исследования - задачей, которых являются новые открытия, создание новых теорий и обоснование
новых понятий и представлений. К поисковым относятся фундаментальные исследования - задачей,
которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых, неизвестных
ранее, свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях
обычно известна цель намеченной работы, более или менее ясны теоретические основы, но не
конкретизированы направления. В ходе таких исследований находят подтверждение, отвергаются
или пересматриваются теоретические предложения и идеи. Положительный выход
фундаментальных исследований в мировой науке составляет 5%.);
прикладные исследования и экспериментальные модели (прикладные/оригинальные исследования
направлены, прежде всего, на достижение конкретной цели или задачи, на выявление путей
практического применения открытых ранее явлений и процессов; научно-исследовательская работа
прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных
теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут
использованы в экспериментальных разработках);
9
экспериментальные разработки, определение технических параметров, проектирование изделий,
изготовление, испытание, доводка (разработка продукта - завершающий этап научных
исследований, характеризующийся переходом от лабораторных условий и экспериментального
производства к промышленному производству. Цель разработки продукта - создание/модернизация
образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в
серийное производство или непосредственно потребителю. На этом этапе
производится
окончательная
проверка
результатов
теоретических
исследований,
разрабатывается
соответствующая техническая документация, изготавливается и испытывается технический
прототип или опытный технологический процесс. Технический прототип - это реально
действующий образец продукта, системы или процесса, демонстрирующий пригодность и
соответствие эксплуатационных характеристик спецификациям и производственным требованиям);
2. Стадия производства
первичное освоение и подготовка производства (на этом этапе производится описание возможных
методов производства с указанием основных материалов и технологических процессов, условий
эксплуатационной и экологической безопасности. Этап определения промышленной применимости
и подготовки к производству - это период, в течение которого продукт должен быть подготовлен к
выходу на рынок. Результатом является опытный образец - полномасштабная действующая модель,
сконструированная и созданная для определения требований к производству нового продукта.
Опытный образец полностью соответствует стандартам промышленного дизайна конечного
продукта, осваиваемого в массовом производстве. Данные технического анализа и сбора
информации являются основой технико-экономического обоснования, содержащего детальную
оценку издержек на создание и эксплуатацию производственного комплекса и прибыли от продажи
на рынке продукта по конкурентным ценам);
запуск и управление освоенным производством (полномасштабное производство - это период, в
течение которого новый продукт осваивается в промышленном производстве и оптимизируется
производственный процесс в соответствии с требованиями рынка);
3. Стадия потребления
поставка продукции на рынок и его потребление (на этом этапе уточняется стратегия продвижения
нового продукта на рынок, происходит непосредственное потребление нового знания,
овеществленного в новом продукте. При этом выявляется фактическая эффективность
инновационной деятельности.);
устаревание продукта и необходимая ликвидация устаревшего производства (данный этап наступает
тогда, когда налицо не только физический, но в первую очередь моральный износ техники,
вызванный быстрыми темпами разработок новых высокоэффективных образцов).
Применительно к нововведению, как к процессу переноса новшества в сферу применения,
содержание жизненного цикла несколько отличается и включает в себя следующие стадии:
1. зарождение нововведения - осознание потребности и возможность изменений, поиск и разработка
новшеств;
2. освоение нововведения - внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных
изменений;
3. диффузия нововведения - распространение, тиражирование и многократное повторение на других
объектах ( распространение нововведения - это информационный процесс, форма и скорость
которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации
хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и
т.д. Согласно теории Шумпетера Й. диффузия нововведения - это процесс кумулятивного
увеличения числа имитаторов/последователей, внедряющих новшество вслед за новатором в
ожидании более высокой прибыли);
4. рутинизация нововведения - нововведение реализуется в стабильных, постоянно функционирующих
элементах соответствующих объектов.
Нововведение, как процесс, не может считаться полностью завершенным, если оно остановилось
на одной из этих стадий. В свою очередь жизненный цикл новшества может прекратиться на стадии
потребления, если не сомкнется с нововведением.
Т.о., оба жизненных цикла взаимосвязаны, взаимообусловлены и невозможны один без другого.
Оба жизненных цикла охватываются общим понятием инновационный процесс, и основное отличие
10
между ними заключается в том, что в одном случае происходит процесс формирования новой
продукции, в другом - процесс ее коммерциализации.
Рисунок: Жизненный цикл нового продукта
П
О
Т
О
К
Н
А
У
Ч
Н
Ы
Х
И
Д
Е
Й
Потребность в
теоретических
исследованиях
Фундаментальные
исследования
Открытия
Потребность разработок в развитии
прикладных исследований
Прикладные
исследования
Потребность экономики
в разработках новой
техники, технологии и
потребительских товаров
Экспериментальные
разработки
Изобретения
Научно-технические
достижения/разработки
11
Диффузия новшеств
в производство
и потребление
Нововведение
Инновации и проектное управление
Было бы значительным упрощением проблемы объяснять экономические затруднения
предприятий и организаций исключительно отсутствием в их деятельности инноваций.
Практика позволяет выявить значительное количество примеров, когда, даже осуществляя
инновационную деятельность, организации терпели неудачу, пытаясь обеспечить прибыльность
бизнеса, основанного на результатах научно-технического развития. Следовательно, проблема
не в наличии нововведений, а в эффективном, ориентированном на прибыль управлении ими.
Метод разработки специального проекта используется, как правило, в том случае, если
планируемые изменения нецелесообразно или невозможно осуществить в ходе обычной
производственной или предпринимательской деятельности.
В настоящее время в России все активнее формируются условия для широкого использования
данного метода. К ним можно отнести:
ликвидацию планово-распределительной системы и признание различных форм собственности
формирование рынка инвестиционных проектов, недвижимости, ценных бумаг, подрядных работ
изменения в психологии управленцев
развитие компьютерных программ, сетей и электронной почты
создание новых рыночных структур, работающих с проектами (различного рода финансовые
учреждения)
привлечение к реализации инвестиционных проектов иностранных подрядчиков и инвесторов,
которые уже сегодня широко используют методы управления проектами.
Под проектами понимается процесс целенаправленного изменения технической или социальноэкономической системы, реализуемого в определенные сроки и с определенным бюджетом.
Проекты подразделяются на:
мегапроекты – целевые программы, предполагающие выполнение взаимосвязанных проектов,
объединенных единой целью, ресурсами и сроками выполнения (обычно выполняются на высших
уровнях управления)
мультипроекты – конкретные программы, связанные с переходом организаций на рыночные
механизмы функционирования и выработки концепции дальнейшего развития
монопроекты – проекты, для которых характерна постановка конкретной цели и достижение ее в
жестких временных и финансовых рамках.
Управление проектами – это искусство руководства и координации людских и
материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта, путем применения системы
современных методов и техники управления, для достижения определенных в проекте
результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению
участников проекта.
Существуют определенные различия между производственным менеджментом и проектным
управлением:
1. управление проектами связано с созданием чего-либо нового или улучшением существующего. Оно
ориентировано на новшества или на изменения и является одноразовой деятельностью. Когда
исследование выполнено, новая продукция разработана, новый процесс освоен, эта работа уже редко
повторяется. В свою очередь производственное управление имеет дело с более предсказуемыми,
хорошо определенными задачами. Ударение делается на периодически повторяемых шаблонах,
надежных планах и процедурах и абсолютно неприемлемым является непредсказуемое поведение
машин и людей. И, напротив, управление проектами подразумевает создание атмосферы,
способствующей созидательным изменениям и внедрениям. В отличие от управления проектами,
которое ищет изменения, оперативное управление ищет одинаковость, повторяемость.
2. Цена или стоимость одноразовой деятельности определяется с большим трудом, в то время как цены
на повторные действия могут быть предсказаны на основе предыдущих данных. Различным является
подход к определению ресурсов, необходимых для осуществления деятельности. В производстве
рост продукции может быть обеспечен пропорциональным изменением ресурсов. При реализации
проекта недостаток людей может быть более эффективным, чем их избыток.
12
Правовая защита интеллектуальной собственности
В зависимости от правового режима выделяют три группы объектов интеллектуальной
собственности.
К первой группе относятся объекты, регулирование которых осуществляется специальными
законами или нормами, содержащимися в законодательстве. В настоящее время в России правовыми
нормами (патентным законом РФ, законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и
наименованиях мест происхождения товаров») охраняются объекты интеллектуальной собственности,
которые могут быть закреплены за физическими и юридическими лицами в форме авторского права,
изобретательского и патентного права, права на промышленные образцы, полезные модели,
звукозаписи, радио- и телевизионные передачи, программы для электронных вычислительных машин и
баз данных и пр.
Создателю объекта интеллектуальной собственности, находящегося под правовой охраной,
принадлежит авторское право.
Авторское право, защищенное патентом, предоставляет исключительное право на использование
объекта интеллектуальной собственности по усмотрению создателя в течение конкретного отрезка
времени. Данное право собственника поддерживается государством и закрепляется юридически.
Предоставление патента – это распространенный способ возмещения затрат средств, времени и
человеческого капитала частных организаций и отдельных специалистов на получение такого
общественного товара как новые научно-технические знания. В течение срока действия патента
патентообладатель обеспечивает экономическую эксплуатацию объекта интеллектуальной
собственности и доступ к нему иных экономических агентов.
Таблица: Временные рамки для различных действий, предусмотренные
патентным законом Российской Федерации
Вид действия
Изобретение
Полезная модель
Промышленный образец
Подача заявки
Подача после опубликования сведений
6 мес.
6 мес.
6 мес.
Подача исправлений
2 мес.
2 мес.
2 мес.
Экспертиза заявки
Формальная экспертиза
Через два часа после подачи заявки
Ходатайство о проведении
3 года
Не проводится
Не подается
экспертизы по существу
Возражение на решение об отказе
3 мес.
3 мес.
Жалоба на решение об отказе
6 мес.
6 мес.
Опубликование сведений о заявках и патентах
Сведения о заявке
18 мес.
Не проводится
Сведения о патентах
После завершения рассмотрения
Действия патента
Полный срок действия
20 лет
5 лет
10 лет
Уплата годовых пошлин
с 3-го года
с 1-го года
с 3-го года
действия
действия
действия
Патент РФ не имеет по своей правовой природе каких-либо признаков, которые отличали бы его
от классического патента. Эта природа заключается в исключительном праве патентоообладателя на
использование охраняемых патентов изобретении, полезных моделей или промышленных образцов на
территории России. Это право включает в себя и право запретить использование защищенных объектов
другими лицами, которые могут получить доступ к такому использованию только через режим
лицензионного договора. Только для так называемых «служебных» объектов промышленной
собственности, создаваемых за счет средств бюджета всех уровней, допускается использование
служебной разработки без заключения лицензионного договора между бюджетным инвестором
(работодателем) и автором (патентообладателем).
13
Применение патентной системы компенсации затрат на проведение НИОКР имеет свои
преимущества по сравнению с предоставлением прямых субсидий:
правительству не надо делать выбор из множества претендентов на получение государственного
финансирования (льготы предоставляются тому, кто первым добился конкретных результатов)
за нововведения платят обычно потребители, которые действительно в нем нуждаются, а не все
налогоплательщики, как в случае бюджетного финансирования (рынок оценивает полезность
новшества)
Недостатки данной системы состоят в следующем:
дороговизна и продолжительность процесса патентования и поддержки его в силе
трудности учета и, следовательно, защиты на стадии оформления патентной заявки всего круга
патентуемых решений, позволяющих универсально охватить все особенности конструкции,
технологии, организации объекта интеллектуальной собственности
патент обычно получает тот, кто первым добился результата и подал заявку в патентное ведомство
организации или изобретатели, работавшие в том же направлении, не только не получают никакой
компенсации затраченных ресурсов, но и обязаны приобрести лицензию на право дальнейшего
использования новшества у обладателя патента даже в том случае, если они пришли к аналогичным
результатам совершенно самостоятельно и почти одновременно.
При определении продолжительности действия патента следует учитывать, что увеличение срока
действия стимулирует расширение масштабов НИОКР в частном секторе, с одной стороны, и усиливает
монопольные позиции обладающей патентом организации на рынке и тем самым препятствует более
широкому использованию новшества, с другой стороны.
цена
Предположим,
что
стоимость
производства какого-то товара до появления
новшества была равна С, и
конкурентное
равновесие на рынке этого товара достигалось в
точке D с координатами (р, q). Благодаря
новшеству, защищенному патентом, одна из
организаций снизила с/с производства своего
товара до величины с. При этом, уменьшив цену
товара чуть ниже р, она получила возможность
завоевать практически весь рынок. Сохранив на
рынке прежний уровень продаж q, организация
получила прибыль равную АВDЕ. Если бы она
не имела патента, и конкуренты тоже могли бы
использовать данное новшество, цена на рынке
упала бы до величины с, а объем продаж вырос
бы до уровня Q. В результате общество
получило бы дополнительно продукции на
сумму равную ВDF. В этом случае организацияразработчик
новшества
лишается
своей
монопольной прибыли, заработанной благодаря
успешным усилиям в сфере НИОКР.
p=C Е
D
c A
B
q
F
Q
объем спроса на
товар/вид услуг
Рисунок: Эффект патента на
новшество (по Дж. Стиглицу)
14
эффективное
Ко второй группе относятся объекты промышленной и интеллектуальной собственности,
которые обеспечиваются правами в пределах сформулированных понятий или установленного перечня
сведений (коммерческие сведения, промышленные секреты, «ноу-хау»). Первоначально «ноу-хау»
понималось как информация, необходимая для осуществления изобретения и специально упущенная
заявителем в патентном описании (смысл – «знать, как применить патент»), с течением времени термин
«ноу-хау» утратил первоначальное значение и стал обозначать «знать, как сделать». Под «ноу-хау»
обычно понимают:
технологические, конструкторские решения и секреты, не охраняемые патентами, или нововведения,
которые могли бы быть защищены патентами, но незапатентованы по тем или иным причинам
конфиденциальные сведения различного характера.
Основные признаки «ноу-хау»:
неизвестность неопределенному кругу лиц и отсутствие свободного доступа к информации
наличие явных усилий владельца «ноу-хау» по его сохранению в секрете
коммерческая и промышленная ценность соответствующей информации.
Неправомерное использование «ноу-хау» влечет за собой имущественную ответственность,
которая включает в себя компенсацию его владельцу прямого ущерба, упущенной выгоды и моральных
издержек.
Гарантом охраны «ноу-хау» выступают основы гражданского законодательства.
Т.о., в общем виде, под «ноу-хау» понимаются технические знания, опыт, производственные
секреты, которые позволяют облегчить и ускорить освоение производства продукции, однако не могут
быть предметом патентования и поэтому не пользуются патентной защитой (при передачи прав на их
использование оговаривается конфиденциальность информации, и предусматриваются санкции за ее
нарушение).
К третьей группе относятся объекты, не определенные правами, регулирование которых
осуществляется в договорной форме или на уровне локальных актов.
Основной правовой формой взаимоотношений научных организаций, заказчиков и иных
потребителей научно-технической продукции, включая министерства и ведомства, является договор (на
создание, передачу и внедрение научно-технической продукции, оказание научно-технических,
инженерно-консультационных и иных услуг), а также лицензионные и иные соглашения, включая
соглашения о совместной научно-производственной деятельности и участия в прибылях.
Суть отношений, регулируемых данным договором заключается в том, что одна сторона
(исполнитель) по заданию другого лица (заказчика) обязуется выполнить для него за определенную
плату научную работу, результат которой переходит в собственность заказчика. При этом риск
случайных неудач по договору несет исполнитель. Основными источниками регулирования данного
типа договора являются Основы Гражданского законодательства бывшего СССР и гражданский кодекс
РФ.
Лицензионное соглашение – это договор о предоставлении прав на коммерческое и
производственное использование изобретений, технических знаний, товарных знаков. Лицензионное
соглашение предусматривает уплату лицензиатом определенного вознаграждения лицензиару:
роялти – регулярные платежи, размер которых устанавливается в виде доли прибыли или суммы
продаж продукции, произведенной по лицензии
паушальный платеж – фиксированная сумма вознаграждения (выплачивается единовременно или по
частям; применяется в ограниченном числе случаев, в том числе, при продаже лицензии вместе с
оборудованием, при продаже лицензии неизвестной организации, при опасности утечки
производственных секретов, а также тогда, когда лицензиат не хочет допустить контроля над своей
деятельностью или существуют ограничения на перевод прибыли из страны, где расположен
лицензиат).
Лицензия – это разрешение, выдаваемое патентовладельцем (лицензиаром) ЮЛ и ФЛ
(лицензиатам) на коммерческое использование изобретения, защищенного патентом, в течение
определенного срока и за определенное вознаграждение. Право собственности на него остается за
лицензиаром. Предоставление лицензии регулируется лицензионным соглашением между лицензиатом
и лицензиаром.
Различают три основных вида лицензий:
15
неисключительная (простая) лицензия позволяет лицензиару самому использовать изобретения или
технические знания или выдавать лицензию другим лицам
исключительная лицензия лишает лицензиара права использовать изобретение или технические
знания в пределах определенной территории и предоставлять ее на данное изобретение другим
лицам для использования в пределах территории, на которой действует лицензиат (разновидность
данной лицензии – ограниченная исключительная лицензия – сужает возможность лицензиата по
использованию лицензии за пределами обозначенной в лицензионном соглашении территории)
полная лицензия предполагает полный отказ лицензиара от самостоятельного использования
изобретения.
Риск в инновационной деятельности и методы его снижения
Инновационная деятельность в большей степени, чем другие виды деятельности, сопряжена с
риском, так как полная гарантия благополучного результата практически отсутствует. В крупных
организациях этот риск, однако, значительно меньше, так как перекрывается масштабами обычной
хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной). В отличие от крупных
малые организации более подвержены риску. Такое положение обусловлено, помимо особенностей
самой инновационной деятельности, высокой зависимостью малых организаций от изменений внешней
среды.
Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект,
если же таких проектов много, и они в отраслевом плане рассредоточены, риск минимизируется, и
вероятность успеха возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов
настолько велика, что покрывает затраты по всем остальным неудавшемся разработкам.
В общем виде, риск в инновационной деятельности можно определить как вероятность потерь,
возникающих при вложении организацией средств в производство новых товаров и услуг, в разработку
новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при
вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.
Инновационный риск возникает при следующих ситуациях:
при внедрении более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению с уже
использующимися. Подобные инвестиции принесут организации временную сверхприбыль до тех
пор, пока организация является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации
организация сталкивается с одним видом риска – возможной неправильной оценкой спроса на
производимый товар;
при создании нового товара или оказании услуги на старом оборудовании. В данном случае к риску
неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия уровня
качества товара или услуги в связи с применением оборудования, не позволяющего обеспечивать
необходимое качество;
при производстве нового товара или оказании услуги с помощью новой техники и технологии. В
данной ситуации инновационный риск включает риск того, что новый товар или услуга может не
найти покупателя, риск несоответствия нового оборудования и технологии требованиям,
необходимым для производства нового товара или услуги, риск невозможности продажи созданного
оборудования, так как оно не соответствует техническому уровню, необходимому для производства
новых товар.
В целом, риск, возникающий в инновационной деятельности, включает в себя следующие
основные виды рисков:
1. риски ошибочного выбора инновационного проекта. Одной из причин возникновения данного риска
является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегий
организации, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести
вклад в достижение целей организации. Это может произойти в силу ошибочной оценки роли
краткосрочных и долгосрочных интересов собственников организации. Если проект
разрабатывается не под конкретного заказчика, а является инициативным на основе
исследовательского задела автора инновации, который, как правило, переоценивает практическую
значимость имеющегося у него исследовательского задела и исходит из заведомо оптимистического
16
взгляда на значимость своих изобретений для будущих потребителей, может возникнуть риск
неиспользования или ограниченного применения результатов разработки;
2. риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования включают в
себя:
риск неполучения средств, необходимых для разработки инновационного проекта (организация не
может привлечь инвесторов из-за невозможности убедить их в достаточной эффективности
инновационного проекта)
риск при использовании самофинансирования проекта (проект может оказаться без достаточных
финансовых средств в силу невыполнения организацией финансового плана по прибыли и
внереализационным доходам, а также при уменьшении отчислений средств в бюджет
инновационного проекта)
риск при использовании внешних источников финансирования (бюджет проекта может оказаться
дефицитным по причине ликвидации, банкротства, либо наложения ареста на имущество
кредиторов, закрытия кредитной линии или приостановления платежей по ней в результате
ухудшения платежеспособности кредиторов)
риск при использовании комбинированного метода финансирования проекта, т.е. организация
использует одновременно несколько источников (может не хватить источников финансирования на
определенных этапах реализации проекта из-за сложности комбинирования этих источников);
3. маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации
инновационного проекта, и сбыта результатов инновационного проекта. Маркетинговые риски, в
первую очередь, обусловлены техническими особенностями инновационного проекта. В некоторых
случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные
комплектующие или материалы, которые, также требуют разработки и освоения. Поэтому в
некоторых случаях перед организацией встает проблема поиска поставщиков, способных
разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Кроме этого, может
оказаться, что поставщики, на которых рассчитывала организация при разработке инновационного
проекта, откажутся от своих обязательств, и организация не сможет получить (приобрести)
оборудование, сырье, материалы, комплектующие по ценам, которые заложены в проекте. В данном
случае затраты организации при разработке инновационного проекта могут значительно
увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значительно снизиться. Это произойдет и в
случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству предоставляемых
услуг и пр. Маркетинговые риски сбыта разработанного инновационного проекта включают
следующие виды:
риск недостаточной сегментации рынка, который чаще всего возникает при разработке и внедрении
новых товаров и услуг высокого качестве и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые
потребители не смогут их купить, а это в свою очередь влияет на объемы реализации новых изделий
риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, возникающий когда спрос на новшество на
выбранном сегменте оказывается нестабильным или на данном сегменте рынка потребность в
новшестве недостаточно сформировалась, если выбран сегмент рынка, где потребность в новшестве
оценена неверно или потребность в новшестве ограничена и пр.
риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за неудачной организации сети сбыта и
системы продвижения новшества к потребителю
риск проведения неэффективной рекламы новых товаров и услуг либо товаров с
усовершенствованными характеристиками;
4. риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов) бывают:
риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров (в случае
необходимости изменения предварительных условий контракта и в случае недобросовестности
партнера)
риск заключения организацией договоров на условиях либо отличающихся от наиболее
приемлемых, либо обычных для организаций данной отрасли (в случае необходимости для
выполнения проекта уникального сырья, материалов или комплектующих изделий, количество
поставщиков которых ограничено, и в случае, когда организация не имеет достаточного опыта,
постоянных и проверенных партнеров и достаточной гибкости, позволяющих ей заключать более
сложные контракты на выгодных условиях)
17
5.
6.
7.
8.
риск заключения договоров (контрактов) с недееспособными или неплатежеспособными партнерами
(контрагентами)
риск невыполнения партнерами договорных обязательств в установленный срок, в результате чего
возникают потери организации, связанные с нарушением графиков поставок, невыполнения
партнерами работ, необходимых для осуществления инновационного проекта
риск нанесения ущерба третьим лицам, который включает в себя риск загрязнения окружающей
среды и риск причинения морального и материального ущерба гражданам при осуществлении
инновационного проекта;
риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;
риски усиления конкуренции. Причины могут быть следующие:
утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников организации, либо в результате
промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами
несовершенство маркетинговой политики, т.е. неправильный выбор рынков сбыта и неполная
информация о конкурентах или отсутствие достоверной информации о конкурентах
замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых
средств для проведения НИР, внедрения новых технологий, освоения производства новых
высококачественных и конкурентных товаров
недобросовестность конкурентов (использование методов недобросовестной конкуренции)
появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные,
взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить спрос потребителей
выявление непредвиденных функционально однородных заменителей производимых товаров в
отрасли, в которой действует данная организация
появление новых местных организаций-конкурентов
экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных
экспортеров;
риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения;
риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, возникают по
различным причинам:
риск необеспечения условий патентования технических, дизайнерских и маркетинговых решений
возникает в результате недостаточно «плотной» патентной защиты изобретений, технологий
риск опротестования патентов, защищающих принципиальные технические и прочие подобные
решения – это вероятность потерь в случае объявления недействительными патентных прав, на
основе которых организация уже осуществляет инновационный проект и рассчитывает получить
монопольную прибыль. В течение всего срока действия патент может быть оспорен и признан
недействительным полностью или частично в случае несоответствия охраняемого объекта
промышленной собственности условиям патентоспособности, установленным законом, наличия в
формуле изобретения, полезной модели или в совокупности существенных признаков
промышленного образца признаков, отсутствующих в первоначальных материалах заявки,
неправильного указания в патенте автора (авторов) или патентообладателя (патентообладателей)
риски легальной и нелегальной имитации конкурентами запатентованных организацией инноваций
возникают обычно, в первом случае, при так называемых «параллельных разработках», когда на
основе сведений, полученных в открытой печати о запатентованных технических и дизайнерских
решениях, конкуренты осуществляют такие же разработки, но с незначительными различиями,
которые позволяют им также запатентовать свои инновации, во втором случае, потому, что
организации-патентообладателю очень трудно контролировать нелегальное использование
некоторых запатентованных технических решений.
18
Финансовая база инноваций
Инновационная деятельность требует значительных инвестиций, связанных с развитием
ресурсного, кадрового и информационного потенциала организаций. В силу этого
формирование финансовой базы для осуществления инноваций является важным элементом
государственной научно-технологической политики, на реализацию которой должны быть
привлечены ресурсы из различных источников. При этом формы и методы привлечения
ресурсов даже из традиционно сложившихся источников не остаются постоянными в связи с
изменением хозяйственной практики.
Система финансирования выступает одним из основных инструментов реализации
государственной политики и при оценке ее эффективности необходимо оперировать
совокупностью критериев, прежде всего:
критерием целевой ориентации финансового обеспечения научно-технической и
инновационной деятельности. Критерий определяет, в какой степени выдвинутые
государством цели научно-технической политики обеспечены соответствующими
ресурсами, финансовыми средствами;
критерием оптимальности форм прямой государственной поддержки по конкретным
направлениям развития науки и техники;
критерием эффективности механизма, стимулирующего привлечение ресурсов из
внебюджетных источников. Эти критерии учитываются при формировании механизма
финансирования, как на общесистемном уровне, так и на элементном уровне (по типам
источников средств, формам и методам организации финансирования).
Основополагающим на общесистемном уровне выступает принцип адаптивности,
предполагающий приспособление системы финансирования в целом и всех ее элементов в
частности к динамично изменяющимся условиям экономического развития с целью
поддержания максимально возможной в этих условиях эффективности.
Принцип адаптивности требует формирования финансового механизма как системы не
только с отрицательной обратной связью (сопоставление достигнутых результатов с
проектируемыми и внесение корректировок в реализационную систему), но и гибкими
элементами, обеспечивающими перестройку системы финансирования в соответствии с
изменениями, происходящими во внешней среде и оказывающими влияние на комплекс
наиболее важных характеристик системы.
К факторам, оказывающим наиболее существенное влияние на общесистемном уровне,
следует отнести:
общие
тенденции
развития
экономики,
определяющие
наиболее
вероятный
макроэкономический сценарий на перспективу, и соответственно, прогнозируемые роль и
место науки в экономической жизни
изменение возможностей финансирования научно-технической деятельности за счет
государственных источников
тенденции развития инновационных процессов в экономике, складывающихся под
воздействием рыночных механизмов саморегуляции, отражающихся в динамике
промышленных инвестиций в сфере НИОКР, изменений в состоянии самого объекта
финансирования, вызываемых воздействием совокупности факторов различного характера
эволюцию содержания и сроков основных направлений макроэкономической реформы, и
связанное с этим принятие мер по государственному регулированию в области важнейших
экономических и институциональных направлений (денежная и налоговая политика,
приватизация, структурно-инвестиционная и налоговая политика, регулирование
внешнеэкономической деятельности).
19
Учет и оценка уровня этих факторов обеспечивают достижение оптимальных
соотношений между прямыми и косвенными методами государственной поддержки,
соблюдение приоритетности в распределении имеющихся ресурсов.
Мировая практика выделяет следующие источники финансирования инноваций:
государственные ассигнования
собственные средства промышленных организаций, высших учебных заведений
средства некоммерческих организаций
кредитные ресурсы, частные сбережения населения и иностранный капитал.
Государственная статистика в РФ ведет учет источников финансирования по следующим
направлениям:
средства республиканского (местного) бюджета
собственные средства
средства внебюджетных фондов
средства организаций предпринимательского сектора
средства частных неприбыльных организаций
средства иностранных источников.
Госбюджетное финансирование. Выделяя средства из бюджета, государство обладает
реальной возможностью ускорять инновационные процессы, ориентировать их в нужном
направлении и способствовать общему повышению эффективности использования ресурсов,
формированию инновационного климата.
В целом законодательным путем закреплено положение о том, что ассигнования на
финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения выделяются из
федерального бюджета в размере не менее 3 % от расходной части годового федерального
бюджета.
Прямые бюджетные ассигнования осуществляются на основе сочетания двух форм
прямой поддержки: в форме базового финансирования научной организации и в форме
конкурсного распределения средств на проведение фундаментальных и поисковых
исследований (система грантов) и реализацию заданий государственных научно-технических
программ (система контрактов). Грант – денежные, материальные и иные ресурсы,
передаваемые любыми физическими (юридическими) лицами безвозвратно и безвозмездно
любому физическому (юридическому) лицу исключительно в целях осуществления научной
деятельности.
Возможна двоякая форма проведения конкурсов на получение государственных заказов
для проведения исследований и разработок.
Во-первых, практика выделения госзаказа на конкурсной основе. В этом случае на
предварительном этапе из круга претендентов на получение госзаказа выбирается организация,
которая предложит наиболее эффективное решение, которой и выделяется госзаказ.
Во-вторых, практика выполнения госзаказа на конкурсной основе. В этом случае
несколько исполнителей, предложивших свои оригинальные и многообещающие способы
решения проблемы, получают госзаказ. В дальнейшем для промышленного освоения
выбирается наиболее эффективное решение. Поэтому данный вариант размещения госзаказ
может быть назван конкурсом решений.
Форма госзаказа на основе конкурса предложений является более экономной с точки
зрения расходования денежных средств, вместе с тем отбор единственного из поступивших
предложений по решению стоящих проблем может и не оказаться оптимальным в силу его
предварительного характера.
Форма госзаказа на основе конкурса готовых решений позволит выбрать наиболее
эффективное решение и за счет, полученных от его реализации доходов, покрыть затраты на
оплату работ нескольким исполнителям, выполнявшим государственный заказ.
20
При этом в отечественной практике находит применение порядок финансирования
проектов с выделением госбюджетных средств по этапам с нарастающим итогом. Государство
стремится свести к минимуму степень риска и неопределенности, характерных для
инновационных процессов. Поэтому на начальном этапе, сумма выделяемых средств, как
правило, минимальна, а если по мере реализации проекта или программы будут получены
обнадеживающие результаты, сумма ассигнований возрастает.
Внебюджетное финансирование. По мере развития рыночных отношений
внебюджетные методы мобилизации финансовых ресурсов играют все более значительную
роль.
Государство активно использует имеющиеся в его распоряжении полномочия
исполнительной власти, создавая внебюджетные фонды, определяя порядок их формирования и
учета, направления и контроль за расходованием средств, государство в то же время не
контролирует осуществление научных и инновационных программ и проектов. Приоритетные
направления фонда определяются задачами целевых программ федерального, регионального и
отраслевого уровней. Для осуществления поддержки инновационных программ в фонде
формируется соответствующая инфраструктура, способствующая продвижению на рынок
перспективных разработок.
Рисунок: Схема функционирования внебюджетного фонда
Целевые программы
социального и экономического
развития
Постановления Правительства
Отраслевые научнотехнические программы
Министерства (ведомства)
Экспертный совет
Наблюдательный
(координационный) совет
Подготовка кадров:
маркетинг
реклама
выставки
инжиниринг
консалтинг
Внебюджетный фонд НИОКР
Кредитная организация
Заказчики НИОКР
Централизованная
часть (50 %)
Льготный кредит
Бизнес-план
инновационного
инвестиционного проекта
Нецентрализованная
часть (50 %)
Программа
технологического
обновления производства
Договор на
создание НТП
Промышленные и инновационные предприятия, научные организации, предприниматели
Собственные средства. Во всех развитых странах собственные средства организаций
предпринимательского сектора (технологических, исследовательских и промышленных
организаций) по объему и удельному весу занимают лидирующее место, причем наблюдается
21
их постоянное возрастание. Именно они как товаропроизводители и заинтересованы в
получении законченных научно-исследовательских разработок, на основе которых может быть
развернуто производство новых видов техники и материалов.
Источниками финансирования в данном случае являются прибыль, накопленный
амортизационный фонд и уставный капитал. К основным направлениям, финансируемым за
счет этих источников можно отнести:
1. работы и исследования, направленные на поддержание конкурентоспособности и
сокращение сроков окупаемости действующего капитала, т.е. на развитие и
совершенствование производства
2. работы и исследования, направленные на изыскание новых прибыльных сфер приложения
капитала, т.е. на поиски новой продукции и технологии
3. научно-исследовательские работы общепроблемного, базисного характера, призванные
обеспечить перспективное поле деятельности для изысканий прикладного характера.
Как следствие коммерческого подхода к научно-исследовательской работе первые две
категории исследований, ориентированных на извлечение прибыли в ближайшем будущем,
финансируются гораздо полнее (в промышленности на них приходится от 60 до 95 % всех
расходов на научную работу). Третья категория исследований финансируется значительно
слабее, у многих организаций она отсутствует вообще и ведется лишь в крупных и крупнейших
организациях.
22
Анализ эффективности инновационной деятельности
Жизненный путь новшества может развиваться по одному из трех путей: накопление в
организации, превращение в организации в инновацию, продажа как товара.
Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые
показатели. В условиях рыночной экономики не может быть унифицированной системы показателей.
Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инновационного
проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.
К системе показателей предъявляются следующие требования:
показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара
показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе
ретроспективного анализа деятельности организации
показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на
конкретных рынках за конкретный период
важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными
величинами
показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана организации
показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности организации
проектирование окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных
расчетов, с определением степени риска и устойчивости финансовой деятельности, с
использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические,
организационные, экологические, экономические и социальные аспекты деятельности организации.
Одним из основных показателей эффективности и стабильности функционирования организации
является ее устойчивость.
Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта: экономический, научно-технический,
социальный и экологический.
За счет получения экономического эффекта в форме прибыли инновационная организация
осуществляет комплексное развитие и повышение благосостояния сотрудников.
Остальные виды эффекта несут в себе потенциальный экономический эффект. Т.е.,
экономический эффект разработки, внедрения у себя (превращения в инновацию) или продажи
новшеств может быть потенциальным или фактическим (реальным, коммерческим), а научнотехнический, социальный и экологический эффекты могут иметь форму только потенциального
экономического эффекта. По сути, если принимать в расчет только конечные результаты внедрения или
продажи новшеств, то любой вид инновационной деятельности можно оценить в стоимостном
выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время получения фактического
экономического эффекта и степень неопределенности его получения (или уровень риска вложения
инвестиций в инновации).
В настоящее время в соответствиями с рекомендациями ЮНИДО (Организация Объединенных
Наций по промышленному развитию) в зарубежной практике применяются следующие показатели
оценки эффективности инновационной деятельности: чистый дисконтированный доход, внутренняя
норма прибыли или коэффициент дисконтирования, простая норма прибыли, простая норма прибыли на
акционерный капитал, коэффициент финансовой автономности проекта, коэффициент текущей
ликвидности, срок окупаемости инвестиций в инновационный проект. В качестве интегрального
показателя, характеризующего эффективность инновационной деятельности организации, может быть
использован коэффициент результативности работы:
r =
Rc
N
N
Q i - (H2 – H1)
i=1
i=1
где Rc – суммарные затраты по законченным работам, принятым
(рекомендованным) для освоения в серийном производстве
Q – фактические затраты на НИОКР за i-год
N – число лет анализируемого периода
H1 – незавершенное производство на начало анализируемого
периода в стоимостном выражении
H2 – это же на конец анализируемого периода.
23
Рисунок: Система показателей эффективности инновационной деятельности
Прибыль организации от инновационной деятельности
(при соблюдении законодательства)
Экономический эффект от осуществления
инноваций в организации
Экономический эффект от продажи новшеств
собственной разработки и покупных
Экономический
эффект
Научно-технический
эффект
Социальный эффект
Экологический
эффект
прибыль
от
лицензионной
деятельности
прибыль
от
внедрения
изобретений,
патентов, ноу-хау
прирост объема
продаж
улучшение
использования
производственных
мощностей
сокращение
срока окупаемости
инвестиций
сокращение
сроков капитального
строительства
улучшение
использования
ресурсов:
рост
производительности
труда, повышение
фондоотдачи,
ускорение
оборачиваемости
оборотных средств и
др.
количество
зарегистрированных
авторских
свидетельств
увеличение
удельного веса новых
информационных
технологий
увеличение
удельного веса новых
прогрессивных
технологических
процессов
повышение
коэффициента
автоматизации
производства
повышение
организационного
уровня производства
и труда
рост
количества
публикаций (индекса
цитирования)
повышение
конкурентоспособнос
ти организации и ее
товаров на рынках
промышленно
развитых стран
прирост дохода
работников
организации
повышение
степени
удовлетворения
физиологических
потребностей
работников
повышение
степени
безопасности
условий
труда
работников
повышение
степени
удовлетворения
социальных
и
духовных
потребностей
увеличение
рабочих мест
повышение
квалификации
работников
улучшение
условий труда и
отдыха
увеличение
продолжительности
жизни работников и
членов их семей
снижение
выбросов
в
атмосферу, почву,
воду
вредных
компонентов
снижение
отходов
производства
повышение
эргономичности
производства
улучшение
экологичности
выпускаемых
товаров
улучшение
эргономичности
(уровень
шума,
вибрации и т.д.)
выпускаемых
организацией
товаров
снижение
штрафов
за
нарушение
экологического
законодательства и
других
нормативных
документов
24
Организация анализа эффективности инновационной деятельности
Цель анализа (аудита) эффективности инновационной деятельности организации –
изучение ее механизма и определение отдачи вложенных инвестиций. Из этой цели вытекают
следующие задачи:
анализ обоснованности идеи и структуры проблемы
анализ рациональности структуры организации
анализ профессионализма руководителя организации, руководителей инновационных проектов, их
команд
анализ правовой обоснованности проектов и государственной поддержки инновационной
деятельности
анализ финансового и материально-технического обеспечения организации
анализ качества нормативно-методического обеспечения организации
анализ качества информационного обеспечения организации
анализ совокупности примененных при проектировании научных подходов и современных методов
менеджмента
анализ использования конкурентных преимуществ организации
анализ структуры портфеля новшеств и инноваций
анализ качества экспертизы инновационных проектов
анализ качества расчетов показателей эффективности инновационной деятельности организации
анализ системы мотивации и ответственности в ходе осуществления инновационной деятельности.
Основные этапы анализа эффективности инновационной деятельности:
выявление проблемы, формулирование целей и задач анализа
формирование временной творческой группе для проведения анализа
разработка проекта программы анализа
подготовка и издание приказа по организации о целях, группе, ее правах и обязанностях, программе
анализа
выбор методов выполнения работ
сбор и обработка необходимой информации, документов и т.д.
проведение анализа по перечисленным выше задачам и системе показателей
подготовка, согласование и утверждение отчета о проделанной работе
принятие мер по результатам анализа.
25
Экспертиза инновационных проектов
Любой проект делится на ряд этапов (или стадий, фаз), на которых вся проектная деятельность
имеет форму конкретных заданий. В самом общем виде процедура выполнения проекта при наличии
необходимого инфраструктурного обеспечения предусматривает следующие этапы:
обоснование и выбор проекта
составление первоначального плана реализации проекта (в процессе составления первоначального
плана выполнения проекта и его последующей детализации определяются содержание конкретных
мероприятий, их взаимосвязь и сроки, а также ресурсные потребности)
«запуск» проекта
собственно реализация проекта (проводится постоянное сравнение реальных и запланированных
характеристик проекта с целью выявления возникающих отклонений и своевременного устранения
негативных явлений, способных отрицательно повлиять на дальнейшие результаты работы;
проводятся необходимые проверки и используются различные формы оперативной и текущей
отчетности)
завершение проекта.
Главная задача экспертизы – предоставление сведений о перспективности новых
технологических и организационных решений, оформленных в виде проекта, экономической
целесообразности и рискованности инвестиций на основе интегральной оценки самого инновационного
решения и внешних условий, в которых оно будет осуществлено. Проведение экспертизы представляет
собой исключительно трудную задачу, и ее качество во многом определяется квалификацией экспертов
и размерами средств, выделяемых на ее проведение. Вне зависимости от вида, экспертиза выполняет
две основные функции:
прогнозирование экспертами и специалистами в конкретных узких областях знаний различных
показателей технического уровня проекта, времени на его осуществление, затрат, предполагаемых
доходов, объема рынка, величины спроса и т.д.
обобщение полученных оценок экспертов с помощью специальных как теоретических, так и
неформальных методов, на основании которых принимается окончательное решение о
целесообразности осуществления инновации.
В самом общем виде целям всестороннего исследования проекта на протяжении всего периода
жизненного цикла служит проведение технического, коммерческого, экологического,
организационного, социального, экономического и финансового анализа.
Задачи:
технического анализа – рассмотрение технико-технологических альтернатив и оценки их
реализуемости, сроков осуществления проекта в целом и его фаз; определение доступности и
достаточности источников сырья, рабочей силы и других требуемых ресурсов; составление
календарных планов и сетевых моделей
коммерческого анализа – определение возможных рынков сбыта и сегментов потребителей, каналов
продвижения продуктов на рынок и мероприятий по стимулированию сбыта; оценка конкурентов и
выбор конкурентоспособной стратегии
экологического анализа - определение потенциального ущерба окружающей среде, наносимого
проектом в течение всего жизненного цикла и мер, необходимых для сокращения и предотвращения
этого ущерба
организационного анализа – определение функций участников проекта; оценка их сильных и слабых
качеств с т.з. материально-технической базы, квалификации, возможностей и финансового
положения; разработка мер по устранению слабых сторон участников и совершенствование
организационных факторов
социального анализа – определение пригодности проекта для его пользователей и приемлемости для
региона; оценка социально-культурных и демографических характеристик населения,
затрагиваемого проектом, его влияние на изменения количества и структуры рабочих мест; условий
труда и бытовых условий
26
финансового анализа – определение соотношения финансовых затрат и результатов,
обеспечивающих необходимую норму доходности; прогнозирование инфляции по видам затрат,
результатов и оценке пределов ее изменения применительно к организациям – участникам проекта.
экономического анализа – отражение эффективности проекта с т.з. интересов всего общества в
целом, поступлений средств в различные бюджеты в виде налогов и отчислений во внебюджетные
фонды.
Не существует универсальной системы отбора проектов, т.к. инвесторы и организации,
реализующие проект, находятся в своих неповторимых условиях функционирования, и поэтому
используют и руководствуются своими методами и критериями.
Задача анализа инвестиций, экспертизы и отбора проектов – это проблема эффективности
менеджмента. Как с т.з. организации – разработчика проекта, так и с т.з. потенциального инвестора
основу реализуемой ими инвестиционной политики составляют система предварительного отсева
инвестиционных проектов, не отвечающих избранной стратегии, и совокупность принципов и
критериев отбора проектов из большого количества предложений, прошедших через сито
предварительного отсева. Как следствие этого, процесс обработки и анализа инвестиционных
предложений осуществляется по многоступенчатой схеме:
предварительная экспертиза инвестиционной заявки, предписывающей представлению бизнес-плана
инвестиционного проекта
независимая экспертиза, включающая всесторонний и детальный анализ бизнес-плана
инвестиционного проекта
принятие решения о финансировании проекта.
Цель первого этапа – это выявление соответствия инвестиционного предложения, оформленного
в виде заявки, – целям, приоритетам и предназначению источника финансирования. Это соответствие
выявляется сопоставлением приоритетов, существенно значимых для инвестора и конечных
результатов проекта.
Этап предварительной экспертизы характеризуется минимальной трудоемкостью, следовательно,
и стоимостью экспертных работ. Результатом этого этапа является решение об отклонении проекта по
причинам его несоответствия основным предпочтениям и приоритетам инвестора или о продолжении
его углубленного рассмотрения на стадии независимой экспертизы.
Второй этап характеризуется выбором и использованием разнообразных методов отбора
инвестиционных проектов. Наиболее распространенной последовательностью использования этих
методов является:
составление перечня критериев, которые необходимо принять во внимание при рассмотрении
проектов
бальная оценка проектов, в т.ч. с учетом неопределенности
финансово-экономическая оценка проектов, включающая методы дисконтирования денежных
потоков и определение срока окупаемости инвестиций.
Отбор проектов с помощью перечня критериев нацелен на выявление общего представления о
проекте (его достоинствах и недостатках) путем установления соответствия проектов каждому из
критериев установленного перечня. Перечень критериев и степень их важности может различаться в
зависимости от конкретных особенностей организации, ее принадлежности и стратегической
направленности; от характера инвестиционного проекта; от инициатора проведения экспертизы
(собственно организации или потенциального инвестора).
27
Вопросы для экзамена
1. Понятие и сущность инновационного менеджмента
2. Ключевые понятия инновационного менеджмента
3. Государственное регулирование инновационной деятельности
4. Инновации и инновационные процессы
5. Инновации и проектное управление
6. Правовая защита интеллектуальной собственности
7. Риск в инновационной деятельности и методы его снижения
8. Финансовая база инноваций
9. Анализ эффективности инновационной деятельности
10.Организация анализа эффективности инновационной деятельности
11.Экспертиза инновационных проектов
28