Инновационный менеджмент в образовании
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции Аллы Геннадьевны Кузнецовой, д.п.н., ректора Хабаровского краевого института развития образования
«Инновационный менеджмент в образовании»
Инновационный менеджмент – молодая научная дисциплина, ее содержание постоянно меняется и дополняется.
В настоящее время в ВУЗах открыты направления подготовки по направлению «Инновационный менеджмент».
Сейчас инновационный менеджмент – это уже не одна дисциплина, а несколько. В ней выделяют четыре крупных раздела: управление изменениями, управление инновациями, управление талантами, управление знаниями.
Управление изменениями
1. Целостное видение изменений в контексте развития организаций
В основе лежит социальное проектирование (способ восстановления целостности развития системы в зависимости от ее задач, контекста в которой система работает). Развития системы возможно в рамках социального проектирования.
Управление изменениями должно начинаться с анализа того, что происходит с системой, в какой точке развития она находится, какие есть преимущества и проблемы. Необходимо установить, благодаря анализу, вызовов перспектив, цели и задачи развития системы, разработать способы их достижения, ожидаемые результаты. А также, какими средствами необходимо пользоваться, чтобы достичь целей и задач. Далее следует исполнение и оценка (достигли ли ожидаемых результатов или нет). На всем пути должен быть надзор за правильностью и качеством исполнения.
Семь шагов проектирования устранения проблемы:
1. Выделяем приоритеты, принципы отбора «что важнее»
2. Обобщаем через критерии принятия решения «что на что влияет»
3. Сравниваем показатели и значения
4. Обеспечиваем ресурсами
5. Обеспечиваем ресурсами
6. Планируем действия по использованию ресурсов для устранения признаков проблемы
7. Мысленно оцениваем ход и итоги реализации проекта
В проектировании всегда изначально определяется цель и ожидаемый результат.
Если необходимо запланировать какие-либо изменения, то мы должны хорошо понимать, в чем это изменение будет заключаться. Ожидаемые результаты – это те самые изменения, которые мы планируем. Например, увеличение количества выпускников обладающих определенными умениями, увеличение количества учителей, участвующих в профессиональных конкурсах и так далее.
Под данные ожидаемые результаты необходимо продумать шаги. Поэтому первое изменение, которое планируется – это изменение в самой системе, ее главных показателях, характеристиках. Затем необходимо понять, что надо сделать, предпринять для того, чтобы достичь результата. Средства, с которыми уже работали, видимо, не позволяют этого сделать (из-за того, что показатели ниже или меньше). Таким образом, начинается этап поиска изменений в средствах работы, технологических решениях, поиск новых ресурсов, а также способов привлечения ресурсов.
Если мы хотим управлять развитием организации, то необходимо, прежде всего, управлять изменениями (понимание того, что должно измениться в целях, результатах, средствах, способах добывания ресурсов).
Для того, чтобы проектировать изменения в управлении этой системы можно использовать «Конус» проектирования иерархии управления».
цели и циклы деятельности принципы
задачи и действия правила
средства и отношения требования
процессы и результаты сертификаты
продукты и объекты индикаторы
Установление должно начинаться с того, какие цели мы хотим для себя поставить, какие получить результаты, а далее анализируем управленческие действия. Если говорим о необходимости принятия всеми людьми целей системы, то значит необходимо формировать новые нормы и модели. Такова модель управления системы.
Принципы – это предписания («так должно»). В каждом аспекте системы свои принципы. Например, принципы управления.
Правила - порядок действий, правильность действий.
Требования – это то, что мы будем предъявлять к работникам, должны быть всем понятны.
Сертификаты - если мы удостоверяем что-либо.
Индикаторы - для определения правильно мы движемся, достигаем ли результатов.
Это модель управления проектированием внутри системы изменений.
Семь шагов проектирования выхода из проблемной ситуации:
1. Анализ ситуации. Только анализ позволит выйти на проектную идею
2. Проектная идея. Что менять и каким образом.
3. Планируемые результаты. Анализ идеального образа системы.
4. Условия достижения результатов. Каким образом достигнуть результатов.
5. Планируемые действия. С помощью чего достигнуть результатов.
6. Оценивание в проекте. Что получилось или не получилось.
7. Оформление проекта. Описание и представление проекта.
АНАЛИЗ – РАЗРАБОТКА – ОЦЕНКА
Пользуясь данными шагами, можно получить тот проект, который необходим именно для нашего учреждения, а также включенных в проект участников (т. к. проект был ими создан). Важно быть субъектом проекта (разработчиком, участником), а не исполнителем, который не будет заинтересован в результате.
2. Управление персоналом в условиях изменений
Управление персоналом тесно взаимосвязано с процессом социального проектирования.
Как создать условия, когда у учителя появится ответственность за отсроченный результат? Основная задача – создать условия для пересмотра норм, по которым он работает. Освоить новые нормы для будущей успешной работы и причастности к долгосрочному результату.
Любой человек при столкновении с инновацией испытывает непонимание, страх, желание отказаться от ее использования. И человек, управляющий организацией должен этот понимать. Чаще всего проявляется скрытое сопротивление (работники принимают инновации, но выполняют все некачественно), при котором внутренних изменений не происходит.
При эффективном управлении организацией, в случае использования инновации у работника появляется поиск смысла или выгоды в сложившихся обстоятельствах. В таких условиях происходит освоение/ изучение инноваций, в результате которой происходит установление новых норм.
Персонал – это люди, от которых зависит деятельность организации. Человек – это капитал организации. Человеческий капитал – основа инновационной экономики.
Новое управление организацией предполагает использование гуманитарных технологий, менеджмента знаний, менеджмента талантов. Таким образом, формируется управление организацией как человекоразмерной системой.
Типология изменений:
Организационная культура
Стратегия
Структура
Процедура
Квалификация
Начинать с корпоративного обучения – одной из главных условий управления инновациями.
Принципы управления персоналом в условиях изменений:
1. Руководитель должен обладать видением.
2. Корпоративное обучение (повышение компетентности, повышение вооруженности, личная заинтересованность).
3. Фирменные стандарты (неписанные правила организации).
4. Налаженные коммуникации (постоянная прямая и обратная связь в организации).
5. Оптимальная властная дистанция (если расстояние между управляющим и подчиненными большое, то организация неспособна к развитию).
6. Стратегия зримых дел (для поддержки рабочей мотивации необходимо видеть результат деятельности).
7. Возможность самоопределения (конкурсы, программы вызова, поощрения лидеров).
8. Ориентация на результат (аттестация, система оплаты труда и т.д.)
9. Автоматизация и оптимизация (разработка регламента процедур и приведение их в автоматический вид, сокращение ненужных функций, либо их делегирование).