Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Инновационные процессы
в образовании
Тема 1: введение
ИННОВАЦИИ vs. ОБРАЗОВАНИЕ
ПОГОВОРИМ О БЕЗОПАСНОСТИ?...
ПОГОВОРИМ ОБ ЭКОНОМИКЕ?...
4 источника (стадии) конкурентного развития государства:
• Развитие на основе накопленного в ходе исторического
развития богатства
• Развитие на основе факторов производства (ресурсов)
• Развитие на основе инвестиций
• Развитие на основе инновационной деятельности*
*Майкл Портер,
экономист США
ПОГОВОРИМ ОБ ЭКОНОМИКЕ?...
И ОБ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ...
…единственной альтернативой существующему ходу событий является
стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на реализацию
человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и
умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических
результатов, жизни общества в целом…
…переход на инновационный путь развития связан прежде всего с
масштабными инвестициями в человеческий капитал…
…развитие национальных систем образования является ключевым элементом
глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей.
Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и
технологии…*
*В.В. Путин «О стратегии развития России до 2020 года», 2008
НЕМНОГО ИСТОРИИ... или «Теория экономического развития»
Йозефа Шумпетера (1883—1954)
• Экономический рост — увеличение производства и потребления одних и тех же
товаров и услуг (в частности, почтовых карет) со временем.
• Экономическое развитие — это прежде всего появление чего-то нового,
неизвестного ранее (например, железных дорог), или, иначе говоря, инновация.
ИННОВАЦИЯ — изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских
товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в
промышленности (30-е годы XX века).
•
•
•
•
•
Создание нового товара или нового качества товара.
Создание нового метода производства (еще не испытанного в данной отрасли)
Открытие нового рынка
Открытие нового источника факторов производства (ресурсы, необходимые для пр-ва товаров и услуг.)
Создание новой организации отрасли (достижение монополии или ликвидация монопольной позиции).
Предприниматели - люди, которые задумывают и осуществляют инновации, создают новые, ранее
неизвестные комбинации факторов производства.
ИННОВАЦИИ… ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Инновационная
деятельность
Инновация
Изменения
Инновация, нововведение (англ. innova[on) – внедренное новшество, обеспечивающее
качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.
Инновация – конечный результат интеллектуальной деятельности человека, его фантазии,
творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.
Инновация – не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое значительно повышает
эффективность действующей системы.
ПРИМЕРЫ ИННОВАЦИЙ…?
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ…?
КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ
Типы инноваций
• Базисные инновации – принципиально новые для отрасли продукты и
технологии
• Улучшающие инновации – реализуют менее значимые изобретения,
совершенствующие технологию изготовления / технические характеристики
уже известных товаров
• Псевдоинновации – направлены на частичные изменения продуктов или
процессов, не приводящие к изменению их потребительских характеристик
КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ
Виды инноваций
•
•
•
•
•
Технологические (универсальные) – конечный результат инновационной деятельности,
получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или
услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа
производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности.
Нетехнологические (с учетом сфер деятельности предприятия) – инновации в области
организации и управления производством.
Социальные – новые идеи, стратегии, технологии, которые способствуют решению
социально-значимых задач, вызывающие социальные изменения общества (системы
образования, здравоохранения, общественных коммуникаций, использующие
инновационные подходы и/или технологии)
Организационные – совершенствование системы менеджмента.
Маркетинговые – существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов,
использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их
представления и продвижения на рынке сбыта, формирование новых ценовых стратегий.
ПОДЫТОЖИМ: ИНОВАЦИИ И НОВАЦИИ...
Новация:
1. Что-то новое, только что вошедшее в обиход,
новшество;
2. Новый или обновленный продукт чьей-либо
творческой деятельности
3. В гражданском праве – соглашение сторон о
замене одного заключенного ими
обязательства другим.
Инновация:
1. Внедренное новшество, обеспечивающее
качественный рост эффективности процессов или
продукции, востребованное рынком.
2. Введенный в употребление новый или
значительно улучшенный продукт (товар, услуга,
процесс)
3. Это не всякое новшество или нововведение, а
только такое, которое ЗНАЧИТЕЛЬНО повышает
эффективность действующей системы
Чтобы новация могла стать инновацией, необходим «захват» ею пространства жизни людей.
Пример: Компьютер / ПК* (*В.Г. Гедич, Н.П. Атаманов, Организация перехода в мир-инновацию, 2012)
Примеры?
ИНОВАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС
•
•
•
Инновация как процесс: нововведение развивается во времени и имеет отчетливо
выраженные стадии.
Инновационный процесс – комплексная деятельность по созданию, освоению,
использованию и распространению инноваций.
Инновационный процесс — процесс последовательного превращения идеи в результат
(конкретный продукт).
Стадия 1: научные исследования и конструкторские разработки
Стадия 2: жизненный цикл продукта (выход на рынок, рост пр-ва, замедление роста и спад…)
ИНОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Инновации в образовании – процесс совершенствования педагогических технологий,
совокупности методов, приемов и средств обучения…
Инновационный процесс в сфере образования – обновление и изменение концепций
образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и
воспитания….
• изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта (Стадия 1)
• внедрение достижений психолого-педагогической науки в практику (Стадия 2)
Инновационная деятельность не только создает основу конкурентоспособности той или
иной образовательной системы, но и определяет направления профессионального роста
педагогов, их творческого поиска, реально способствует личностному росту обучающихся.
ЗАДАНИЕ…
Приведите пример педагогической(их) инновации(й) из истории педагогики
XIX-XX в. Опишите её (их). Проанализируйте данную(ые) инновацию(ии) на
основе материалов Лекции 1-2 (соответствие определению, вид, тип,
отличие от новации, стадии инновационного процесса, соответствие
специфике инновационных процессов в образовании) и докажите её (их)
инновационную природу (предполагаемый объем: до 2500 знаков с
пробелами)