Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Инновационная модель управления таможенными органами.
Маркетинг таможенных услуг
Вопросы
1. Услуги, таможенные услуги: понятия и определения.
2. Теоретические положения, роль и направления эволюции маркетинга услуг.
3. Место, роль и проблемы маркетинга в сфере таможенных услуг.
1. Услуги, таможенные услуги: понятия и определения.
Современная экономическая теория и практика предлагают различные определения термина «услуга». В то же время ни одна из попыток дать его в законченном виде не увенчалась успехом. Однако, поскольку именно понятия лежат в основании любой теории, рассмотрим и проанализируем наиболее распространенные из них. В дальнейшем это позволит ввести необходимое нам понятие «таможенная услуга».
Великий русский лексикограф В. И. Даль определяет услугу через понятия «услуживать», «стараться быть полезным», «угождать», «помогать». В отечественных энциклопедических источниках даются следующие определения:
• услуга - это действия, направленные непосредственно на потребителя;
• услуга - это вид деятельности, в процессе которой не создается новый продукт, но изменяется его качество;
• услуга - это неосязаемый товар, который может производиться, передаваться и потребляться одновременно.
Среди определений, имеющихся в зарубежных источниках, выделим следующие.
Экономист Р. Малери считает, что «услуги - это нематериальные активы, производимые для целей сбыта».
Один из лидеров школы маркетинга услуг К. Гренроос дает следующее определение: «Услуга - это процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами и функциональными структурами предприятия - поставщика услуг, причем весь процесс направлен на решение проблем покупателя услуги».
Некоторые исследователи полагают, что в отдельных случаях описание свойств услуги более продуктивно, чем попытки вывести ее определение. Назовем наиболее значимые свойства, характерные для услуги:
- совпадение временных рамок выполнения услуги и ее потребления (одновременное производство и потребление означают, что услуга оказывается в условиях реального времени и, следовательно, покупатель физически присутствует при этом);
- наличие в процессе создания услуги комбинации осязаемых и неосязаемых усилий, действий и (или) технологий;
- услуги, как правило, вначале продаются, а затем производятся и потребляются;
- во многих случаях потребитель (человек) является объектом оказания услуги и (или) непосредственно участвует в процессе ее оказания;
- услуга может иметь индивидуальный характер оказания и потребления, однако во многих случаях субъектом (исполнителем услуги) выступают фирма, предприятие, организация или государственная структура;
- индустрия услуг обладает очень важной особенностью и отличается от производственной отрасли широким участием людей в процессе создания услуги, следовательно, человеческий фактор оказывает сильное влияние на стандарт и качество услуг;
- услуги локальны, но могут иметь региональный и глобальный характер;
- при покупке услуги присутствует значительная неопределенность, поэтому, приобретая услугу, покупатель испытывает больший риск, чем при покупке материально-вещественного предмета.
Уже первый анализ показывает, что в определениях понятия «услуга», в ее свойствах явно отсутствует единство.
Основные причины такого парадокса заключены в следующем:
1) действия, которые можно назвать услугами, многочисленны и разнообразны, так же как и объекты, на которые направлены эти действия:
2) официальная статистика объединяет различимые действия в один класс услуг, а исследователи ищут для них общее;
3) исследователь услуг имеет дело с гибким объектом, границы которого меняются в зависимости от желаний поставщика и/или потребителя услуги.
Поскольку мы оперируем такими понятиями, как «деятельность», «продукт деятельности», «материально-вещественный предмет», «услуга» и «товар». Принципиально важно установить взаимосвязи между ними. Для однозначности в трактовке формулируемых в дальнейшем положений представим эти взаимосвязи в виде схемы (рис. 58).
Данная схема позволяет соотнести основные понятия следующим образом:
- материально вещественный предмет и услуга - это некоторый продукт (результат) целенаправленной деятельности (например, действия, процедуры или технологии);
- услуга противопоставляется материально-вещественному предмету. Например, в отличие от услуг материально-вещественные предметы, как правило, вначале производятся, а затем продаются, при этом они могут изготовляться в одном месте, складироваться в другом, а продаваться в третьем, что совершенно невозможно в отношении услуг;
- услуга и материально-вещественный предмет как определенная ценность для потребителя есть товар на соответствующем рынке.
Проведенный выше анализ позволяет уточнить определение понятия «услуга» для целей нашего изложения.
Услуга - это усилия, действия или деятельность, представляющие определенную ценность для потребителя и направленные либо на удовлетворение его потребностей нематериального характера, либо на придание материально-вещественному предмету нового качества.
Структуру понятия «услуга», составляющие его элементы и связи, можно представить графически (рис. 59).
Как следует из определения, услуга направлена либо на самого потребителя услуги, либо на принадлежащий ему материально-вещественный предмет. Все это объекты услуги.
В свою очередь субъектом услуги является ее производитель.
Усилия (действия) субъекта в отношении объекта услуги представляют собой воздействие.
Будем считать, что главная цель воздействия субъекта на объект услуги - повышение потребительской полезности объекта. Такая цель достигается в процессе решения задачи поиска эффективного воздействия и задачи его реализации при помощи соответствующих методов, инструментов и технологий.
Определение и анализ понятия «таможенная услуга».
Введем и структурируем базовое понятие «таможенная услуга», воспользовавшись для этой цели «техникой», приведенной ранее.
Вся деятельность ФТС России (таможенной системы) обеспечивается специальными таможенными методами, процедурами и технологиями в рамках соответствующей таможенной инфраструктуры. Цель этой деятельности - повышение благосостояния страны, поэтому можно утверждать, что в результате усилий создается определенное социально-экономическое благо. По сути, деятельность, приносящая такое благо, и есть услуга.
Следовательно, в широком контексте таможенная услуга - это общественно-экономическое благо в форме таможенной деятельности - таможенного регулирования и контроля. Это услуги особого рода, связанные с защитой экономической безопасности государства, с обеспечением интересов национальной экономики и направленные на развитие внешнеэкономических связей страны.
В более узком понимании таможенная услуга - это содействие участникам внешнеторговой деятельности в осуществлении экспортно-импортных операций, в том числе за счет таможенной инфраструктуры, таможенных посредников, таможенных представителей за рубежом.
В частном случае - в форме информирования и консультирования в области таможенного дела.
При таком понимании таможенные услуги могут быть определены более инструментально, например, некоторой совокупностью правоохранительных, финансово-экономических, информационно-аналитических и других видов услуг, предоставляемых в процессе таможенного администрирования.
Например, будем считать, что услуга для участника ВЭД в конечном итоге нацелена на сокращение времени таможенного оформления и контроля его товаров. Для оказания соответствующей услуги необходимо выполнить определенные таможенные процедуры и операции. Любая таможенная процедура обладает такими характеристиками, как начало, продолжение и окончание. Это признаки процесса.
Следовательно, суть услуги проявляется в процессе инструментального воздействия на материально-вещественный предмет (МВП) участника ВЭД (или на его товар- МВП-товар) в процессе реализации таможенных процедур и операций, а в общем случае - таможенной технологии. Услугу в этом случае можно также характеризовать и как результат такого воздействия. С учетом введенных определений такая услуга есть польза для участника ВЭД, поскольку сокращает его потери (временные - непосредственно и финансовые - опосредованно).
В выбранном примере представлен особый тип услуги - сокращение времени таможенного оформления и контроля. Такая услуга может рассматриваться как интегративная, поскольку ее предоставление объединяет весь комплекс конкретных таможенных операций в технологию таможенного оформления и контроля в отношении конкретного МВП-товара. В этом случае результат каждой технологической операции может рассматриваться как элементарная услуга, а результаты, полученные в процессе реализации всей таможенной технологии, как комплекс услуг.
В целом можно выделить следующие виды таможенных услуг:
- услуги, связанные с непосредственным воздействием на объект услуги - услуги прямого воздействия;
- услуги, связанные с опосредованным воздействием на объект услуги - услуги косвенного воздействия;
- услуги по качественному изменению материально-вещественного предмета - объекта таможенного контроля.
В первом и втором случаях речь идет о классических видах услуг, когда материальный объект не изменяется. Третий случай - когда материальный объект приобретает новое качество.
1.Услуги прямого воздействия можно представить всем спектром потребностей государства или участника внешнеторговой деятельности в таможенных инструментах при нахождении МВП-товара или самого участника ВЭД в секторе таможенного контроля. Систематизировать, ранжировать, оценить такие потребности, например, для участника ВЭД можно только инструментально, совместно с уполномоченными экономическими операторами, участниками ВЭД и другими экспертами.
2. Услуги косвенного воздействия (опосредованные услуги) заключаются в том, что таможенная система ускоряет или замедляет «движение» объекта услуги. В частности, сокращает время таможенного обслуживания, увеличивает пропускную способность таможни и постов, обеспечивает надежность (безопасность, отсутствие рисков) в процессе таможенного обслуживания.
3. Услуги по качественному изменению материально-вещественного предмета - объекта таможенного контроля. Разберем услуги третьего вида более подробно. Один и тот же объект, содержащий набор физических предметов, с которыми проводятся некоторые действия, может рассматриваться потребителем и как товар, и как услуга. Граница между предметом и услугой в таких случаях зависит от отношения к ним поставщика товара и потребителя. Именно это свойство характеризует двойственное отношение к некоторым предметам и двойственность некоторых из таможенных услуг.
Качественное изменение гипотетического материально-вещественного предмета - объекта таможенного контроля - рассмотрим на простом примере. Скажем, ввозимая в страну партия спиртного до завершения всех процедур таможенного оформления и контроля товаром еще не является. В данном примере участник ВЭД лишь заявляет материально-вещественный предмет в качестве товара, который, по сути, является только объектом таможенного контроля. Или, иначе, это материально-вещественный предмет, принадлежащий участнику ВЭД. Только после положительного завершения всех таможенных процедур предмет станет товаром.
В данном примере можно различить три товара. Товаром является тот МВП, который участник ВЭД представляет для таможенного контроля (товар с точки зрения участника ВЭД), или МВП-товар. Товаром является услуга по таможенному оформлению и контролю. В результате таможенной процедуры МВП получает юридический статус товара, т. е. предмет, заявляемый участником ВЭД МВП-товар, пройдя таможенную процедуру (услугу-товар), превращается в легитимный товар.
Налицо предмет контроля и услуга по идентификации предмета в качестве МВП-товара. Обобщим и проанализируем эту ситуацию.
Таможенная система, придавая некоторому МВП новое качество, прежде всего - юридический статус, непосредственно участвует в создании товара. С одной стороны, такой товар - продукт ее деятельности на последнем этапе общей технологической цепочки производства товара. С другой стороны, основное содержание ее деятельности и в этом случае может быть интерпретировано как услуга: услуга по идентификации объекта таможенного контроля (предмета, представленного на контроль участником ВЭД) в качестве товара, т. е. речь идет о таможенном обслуживании, о таможенном сервисе.
Общая структура понятия «таможенная услуга», составляющие его элементы и связи графически отображены на рис. 60.
Институт таможенного администрирования как система государственных услуг. Таможенная услуга имеет системный характер, поскольку она воздействует на сферу ВЭД непосредственно, целостно, т. е. как на смежную систему. В результате от такого воздействия появляется польза (эффект) системного характера как для государства в целом, так и для сферы ВЭД в частности.
Между объектом и субъектом услуги имеется обратная связь - вектор потребительской полезности. По своей экономической природе это - регулятор, поскольку, исходя из потребительской полезности субъекта услуги, объект принимает решение о его возможностях и целесообразности таможенных услуг. По сути, здесь заложен социально-экономический механизм существования субъекта услуги на рынке государственных услуг.
В институциональном и организационном плане система таможенных услуг иерархична. Основные уровни иерархии - организационные уровни Федеральной таможенной службы: Центральный аппарат ФТС России, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.
Деятельный аспект позволяет выделять функциональные направления в системе таможенных услуг, например, регулирование, фискальный, правовой и информационный контроль и т. п.
Таможенная система, осуществляющая свою деятельность в условиях новой философии таможенного дел и современной рыночной экономики, способна предложить свои услуги как государству, так и бизнесу. Именно они - основные объекты таможенных услуг, т. е. государство в лице его государственных институтов, структуры бизнеса в лице фирм, компаний, коммерческих банков, УЭО, частные представители в лице участников ВЭД.
2. Теоретические положения, роль и направления эволюции маркетинга услуг
Перспективный институт таможенного администрирования должен адекватно воспринимать природу российского рынка, обладать свойствами самообучения, адаптации и самоорганизации, а также гибкими механизмами для их практической реализации. Только такой институт может эффективно конкурировать в сфере государственных услуг, решить проблему обеспечения безопасности и содействия торговле таможенными методами и средствами на уровне международных стандартов.
Качество решения таких проблем определяется, прежде всего, инновационными идеями, наличием научно обоснованной теоретико-методологической базы, широкомасштабными исследованиями стратегических изменений в сферах внешнеэкономической и таможенной деятельности, адекватными идеями по таможенному администрированию, по их системной реализации.
При такой постановке вопроса значительно возрастает роль маркетинга в успехе таможенного администрирования, в решении проблем развития таможенной системы России.
Знание основ маркетинга и участие в реализации маркетинговых программ в ближайшем будущем должны входить в круг основных обязанностей руководителей всех уровней управления таможенными органами. Каждый руководитель должен вносить свой вклад в создание и обеспечение качества таможенных услуг, удовлетворяющих реальные и потенциальные потребности государства и участников ВЭД.
«Маркетинг» - термин англоязычного происхождения (исходное словосочетание, появившееся в 1910 г. в США, - «market getting»). Сегодня издано множество книг по маркетингу, среди наиболее известных специалистов, общепризнанных в мировой практике, - Ф. Котлер, П. Друкер, Д. Траут, С. Зимен, С. Годин и др.
Существует огромное количество определений понятия маркетинга. В частности, выделяют следующие основные группы определений, по-разному характеризующих маркетинг. В них он представляется как:
• отрасль науки, изучающая рынок;
• практическая деятельность по продвижению продукции на рынке;
• философия бизнеса;
• система управления;
• вид менеджмента.
Первые два подхода вряд ли требуют дополнительных пояснений. Однако следует отметить, что они могут быть продуктивны, лишь дополняя друг друга.
В современном менеджменте маркетинговый подход может быть понят, прежде всего, как рыночно ориентированная система управления. Однако это не управление производством, финансами или персоналом и вообще не система внутрифирменного управления. Развивающийся маркетинг - это системное управление организацией, ориентированное на запросы рынка, устойчивое долговременное воздействие на окружающую рыночную среду, ее элементы, без чего невозможен рыночный успех. Понимание маркетинга как философии предпринимательства не ограничивает сферу его действия сугубо коммерческими интересами.
В современных условиях активно ставится вопрос о маркетинге в сфере государственного управления, тем самым значительно расширяется и видоизменяется его прикладная, инструментальная и технологическая база.
В общем случае маркетинг - это концепция рыночного управления, согласно которой единственная гарантия стратегического успеха организации, предприятия или государственной структуры – это более эффективные в сравнении с конкурентами усилия по удовлетворению настоящих и будущих потребностей потребителей.
В частном случае маркетинг - это инструментарий для тщательного анализа потребностей потребителя, поиска новых путей увеличения ценности предоставляемых услуг, способов их создания и реализации.
В любом случае маркетинг призван поставить субъект рыночных отношений перед необходимостью создавать и предлагать потребителям услуги, обладающие подлинной ценностью, и обеспечить долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество между производителем и его клиентами.
Исследования в области маркетинга услуг наиболее активно проявились в начале 70-х гг. XX в. В то время было три основных подхода к маркетингу:
• товарный - заключался в изучении характеристики продуктов и поведения покупателей по отношению к ним;
• институциональный - состоял в разъяснении принципов работы маркетинговых организаций, ориентировал главным образом на создание фирмы, а не на сбыт продукции;
• функциональный - состоял в изучении различных видов маркетинговой деятельности - рекламы, сбыта, ценообразования.
До 1970 г. теория маркетинга фактически рассматривала лишь фирмы, работающие ради прибыли, т. е. продающие свои товары и услуги, а других организаций - общественных и государственных - не касалась. Маркетинг на этом этапе приравнивался к сбыту, и все внимание специалистов концентрировалось на факте покупки товара или услуги.
Преобладала политика единичных продаж, вместо того, чтобы постоянно удерживать клиента, отсутствовал интегрированный подход к маркетингу средств коммуникации, каждое средство коммуникации планировалось отдельно.
На более поздних этапах политика компаний в области маркетинга значительно изменяется и они:
- изучают потребителя своего товара, технологию контактов с клиентами, учитывают особенности их бизнеса;
- привлекают потребителя к участию в создании товара, разрабатывают гибкие рыночные предложения;
- широко используют средства массовой информации и интегрированные маркетинговые средства коммуникации;
- осваивают такие информационные технологии, как видеоконференции, электронная торговля (е-технологии), пользуются информационными сетями (Интернет);
- борются за выгодных клиентов и вводят в действие несколько уровней обслуживания.
Иными словами, современные компании и государственные организации нашли способы выхода на новый уровень работы с потребителем.
Основные параметры маркетинга, названные Филиппом Котлером (1913 год):
- долгосрочные контракты - укрепление преданности клиента фирме, вплоть до обеспечения его пожизненного обслуживания;
- захват большей доли потребителей, а не рынка, разнообразные возможности удовлетворить и превзойти ожидания клиента для того, чтобы его удержать;
- объединение компаний в сети, опора на стратегические союзы с другими фирмами;
- электронные коммуникации - покупатели приобретают все, не заходя в магазин;
- клиентские базы данных, в которых отражены вкусы и предпочтения потребителей;
- индивидуальные продажи и услуги через электронные средства в режиме реального времени;
- доступ к целевой аудитории с помощью эффективной рекламы в интерактивных специализированных изданиях;
- новые идеи и технологии изучения спроса и формирования предложения.
Однако, несмотря на повышенное внимание экономической науки к сфере услуг, до сих пор отсутствует единое мнение относительно маркетинга услуг.
Некоторые исследователи утверждают, что завершенной теории маркетинга услуг в настоящее время пока не существует, но можно с уверенностью утверждать, что если субъект не строит свою деятельность по принципам маркетинга, то это является следствием действия следующих основных факторов:
- недостатка ресурсов, прежде всего интеллектуальных и финансовых;
-неготовности руководства к внедрению концепций и использованию инструментов современного маркетинга;
- несовпадения декларируемых миссии и целей организации с реальными.
Маркетинг становится своеобразным индикатором результативности деятельности субъектов, косвенно подтверждающим (или опровергающим) его нацеленность на тот конечный результат, в котором заинтересовано общество в целом либо отдельные сегменты потребителей.
Маркетинг - это философия предпринимательства, согласно которой в центре системы находится потребитель. Основная задача маркетинга, как и задача каждого сотрудника компании, - делать все возможное для удовлетворения потребностей клиента.
Питер Друкер утверждает, что маркетинг - основа основ всей предпринимательской деятельности. Его нельзя рассматривать как некоторую функцию, выполняемую определенным отделом наравне с производством или управлением персоналом. Безусловно, маркетинг предполагает решение определенных задач и выполнение комплекса мероприятий. Именно в этом отношении - это функция. Однако в более широком контексте маркетинг, прежде всего, доминирующая стратегия, которой призваны следовать все структуры организации.
Эволюция функции маркетинга связана с изменением ее роли в деятельности организации. Роль современного маркетинга существенно выходит за рамки функции продажи товара и изучения спроса. Развитие маркетинга способствует изменению всей философии менеджмента, переходу к стратегическому управлению и конкурентному стратегическому маркетингу.
Таким образом, маркетинг играет особую и исключительно важную роль в управлении организацией. Пронизывая все направления деятельности, маркетинг обеспечивает более гибкое и адаптивное включение фирмы в окружающую среду.
Маркетинг и управление находятся в диалектическом взаимодействии. С одной стороны, развитие маркетинга, наряду с другими процессами, способствует переходу к эффективному управлению, что служит мощным импульсом для изменения его роли в фирме. С другой стороны, именно стратегический менеджмент выдвигает маркетинг на передний план, чем существенно повышает его значимость в развитии организации.
3. Место, роль и проблемы маркетинга в сфере таможенных услуг
Одной из системообразующих идей развития института таможенного администрирования является идея маркетинга таможенных услуг.
Система таможенных услуг объединяет определенный сектор в сфере таможенных услуг, в настоящее время монопольно предлагаемых потребителю в некоммерческом виде.
Однако границы сферы и секторов таможенных услуг (коммерческого и некоммерческого) и в настоящее время, и, особенно, в стратегической перспективе динамичны. Поэтому в системном плане проблема маркетинга таможенных услуг (в частности, проблема содействия участнику ВЭД, например, путем уменьшения его потерь в таможенном секторе) - это проблема поиска эффективных решений по двум направлениям развития института таможенного администрирования:
- по стратегическому направлению - за счет расширения или сужения сектора таможенных услуг, контролируемого таможенными органами, в сфере таможенных услуг (например, путем изменения соотношения коммерческого и некоммерческого секторов на рынке таможенных услуг);
- по оперативно-тактическому направлению - за счет снижения издержек внутри сектора таможенных услуг, контролируемого таможенной системой (например, путем снижения потерь непосредственно в процессе таможенного оформления и контроля на основе оптимизации соответствующих технологий).
Место и роль маркетинга в сфере таможенных услуг графически изображены на рис. 65.
Проблема маркетинга таможенных услуг может быть представлена комплексом задач анализа и (или) синтеза таможенной услуги, а в более широкой постановке - задачами синтеза и позиционирования таможенной системы на рынке таможенных услуг.
Общая процедура решения проблемы включает в себя следующие основные задачи-этапы:
1. определение и анализ позиции существующей таможенной услуги на рынке таможенных услуг;
2. формирование требований к таможенной услуге для целей ее создания или модернизации;
3. определение оптимальной или рациональной позиции услуги и формирование стратегии ее достижения;
4. формирование маркетинговой стратегии продвижения таможенной услуги;
5. разработку целевой программы реализации маркетинговой стратегии.
Основные идеи и процесс решения проблемы маркетинга таможенных услуг. Структурированные таможенные услуги, задачи маркетинга, используемый для их решения научный инструментарий, а также получаемые результаты (стратегический аспект) в их взаимосвязи представлены на рис. 66.
Основные идеи решения проблемы маркетинга таможенных услуг можно выразить следующим образом.
1. Таможенные услуги представляются в виде услуги-продукта, услуги-технологии, услуги-системы или в их комбинированном варианте в условиях конкретной задачи.
2. Маркетинг в сфере таможенных услуг - это теория и практика системного анализа рынка, формирования требований к системе таможенных услуг и активного продвижения таможенных услуг в частном и государственном секторах.
3. Эффективный маркетинг предполагает решение задач анализа и синтеза услуг и стратегий их позиционирования с учетом потребностей потребителей.
4. Поиск оптимальных решений осуществляется в процессе маркетингового исследования сферы таможенных услуг, формирования требований к системе таможенных услуг, моделирования и проектирования системы таможенных услуг. В общем случае таможенная система проектируется как система услуг, способная реализовать эффективную стратегию позиционирования на рынке таможенных услуг.
5. Принципы и условия маркетинговых исследований, моделирования и проектирования для любого вида услуги и стратегии ее позиционирования идентичны.
Алгоритм решения задачи стратегического маркетинга таможенных услуг. Рассматривая общую задачу стратегического маркетинга как задачу эффективного позиционирования услуги на рынке таможенных услуг, представим соответствующий алгоритм ее решения в виде определенной последовательности:
1. выбирается сегмент рынка услуг (государственных или частных);
2. задается или формируется стратегия системы таможенных услуг на данном сегменте рынка;
3. выбирается вид позиционируемой услуги (услуга-система, услуга-технология или услуга-продукт), конкретизируются ее параметры и структура;
4. определяется система показателей и критериев эффективности таможенной услуги;
5. выбирается вид модели для исследования услуги (аналитическая (параметрическая), экспертно-аналитическая, физическая);
6. проводится маркетинговое исследование выбранного сегмента рынка услуг. По результатам маркетингового исследования моделируется и анализируется позиция услуги на рынке услуг;
7. синтезируются оптимальная модель таможенной услуги и стратегия ее позиционирования в пределах стратегии системы услуг на выбранном сегменте рынка;
8. определяется экономическая или социально-экономическая эффективность системы таможенных услуг в условиях предполагаемых изменений;
9. формируются программа проектирования, модернизации или развития таможенной услуги и маркетинговая программа ее продвижения на рынок таможенных услуг.
Здесь представлена одна итерация алгоритма. В результате такой итерации формируется альтернативная таможенная услуга или система таможенных услуг.
Модельное описание задачи стратегического маркетинга. Общая задача позиционирования услуги может быть представлена более частными задачами:
- задачей маркетинговых исследований или мониторинга в сфере таможенных услуг;
- задачей анализа эффективности таможенной системы как системы таможенных услуг;
- задачей синтеза таможенной системы как системы таможенных услуг;
- задачей формирования альтернатив и выбора приемлемой стратегии ее позиционирования.
Приведем модельное представление задачи, воспользовавшись для этих целей известными инструментами маркетинга.
Выбор способа инструментального описания процесса позиционирования зависит от степени информативной определенности ситуации на рынке услуг. В случае, когда имеется полная определенность для описания условий в сфере ВЭД, таможенной сфере и в формулировании позиций на рынке таможенных услуг, наиболее эффективными являются методы аналитического моделирования.
С помощью таких методов достаточно просто определяются позиции конкурентов. Здесь чаще всего проводится аналитическое моделирование, дается численная характеристика позиций. Назовем такой вид модельного представления и решения задачи аналитическим моделированием.
В случае, когда исследователь рынка сталкивается с устранимой информативной неопределенностью, а именно такая ситуация наиболее характерна для сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности, для решения задач стратегического моделирования более эффективными становятся методы экспертно-аналитического моделирования.
С помощью таких методов и с привлечением экспертов из соответствующих областей знаний осуществляется качественно-количественное описание таможенных услуг и условий их позиционирования.
Как правило, требуется детальное структурирование услуги, описание ее функционально-технологических признаков и параметров, наиболее существенных с точки зрения реальных потребителей.
Осуществляется экспертная оценка услуги. Определяется соответствующая позиция. В случае необходимости эта же техника может быть использована для определения позиции конкурента. По сути, при данных условиях эксперты работают не с параметрическим описанием услуги, а с ее экспертной моделью.
Такая модель отражает структурно-технологическое представление эксперта об услуге и параметрическое качественно-количественное описание требований рынка услуг. Назовем такой вид модельного представления и решения задачи экспертно-аналитическим моделированием.
В случае, когда исследователь рынка сталкивается с неустранимой информативной неопределенностью, решение задачи стратегического моделирования эффективнее проводить методом физического моделирования (на натурном эксперименте).
В данной ситуации услуга поставляется на рынок без предварительных исследований, осуществляется мониторинг реакции рынка на новый товар. Существующая позиция услуги и ее перспектива моделируются и прогнозируются на основе данных мониторинга, формируемых в процессе физического моделирования. Назовем такой вид представления и решения задачи физическим моделированием.
Рассмотрим самую общую ситуацию. Будем исходить из того, что мы решаем задачу оценки реальной позиции услуги-системы (системы таможенных услуг) на рынке таможенных услуг и определения стратегии ее эффективного продвижения на этом рынке. Задачи продвижения на рынок таможенных услуг для услуги-технологии или услуги-продукта - частные случаи этой задачи.
С целью конкретизации описания задачи и ее инструментального представления введем ограничения.
1. Систему таможенных услуг определяют компоненты, представленные на рис. 67.
2. Государство заинтересованно в увеличении доходов от ВЭД. Участники ВЭД заинтересованы в сокращении издержек в таможенном секторе. Условие непротиворечивости целей потребителей позволяет переходить к единой модели системы таможенных услуг. Во всех других случаях задача для каждого из потребителей услуг решается отдельно. Интересы государства и участников ВЭД совпадают, например, если говорить об увеличении скорости товарооборота (в частности, для государства в этом случае увеличивается объем платежей, растет доход) и о большей пропускной способности в таможенном секторе (предполагается, что, например, для участника ВЭД при этом снижаются расходы в таможенном секторе).
3. Таможенная система осуществляет свою деятельность на основе определенных процедур таможенного регулирования и контроля. С позиций деятельного подхода - это услуга-технология, оказывающая процедурно-инструментальное воздействие на объекты таможенного контроля: на участника ВЭД, бизнес-структуры и сферу ВЭД в целом.
4. Эффективность услуг в рамках такого подхода можно определить различными показателями. Для примера остановимся на двух, по нашему мнению, наиболее существенных:
1) оперативности предоставления услуг (время пребывания участника ВЭД в таможенном секторе, пропускная способность таможенного объекта, косвенно - интенсивность товарооборота и т. п.);
2) надежности предоставляемых услуг (отсутствие риска в таможенном секторе в результате качественного таможенного обслуживания; предполагается, что надежный таможенный сервис обеспечит низкие риски участника ВЭД).
Все перечисленные выше условия позволяют ввести параметрическую модель для позиционирования таможенных услуг. В рассматриваемом контексте модель позиционирования таможенных услуг есть модель стратегического маркетинга, поскольку она описывает услугу и стратегию изменения ее позиции.
Воспользуемся известной техникой Бостонской консультационной группы для наших целей и представим модель позиционирования так, как это показано на рис. 68.
На матрице позиционирования позиция услуги зависит от надежности и оперативных параметров следующим образом:
- в квадрате «Н-Н» услуга характеризуется низкой надежностью и оперативностью;
- в квадрате «В-Н» услуга характеризуется высокой надежностью и низкой оперативностью;
- в квадрате «Н-В» услуга характеризуется низкой надежностью и высокой оперативностью;
- в квадрате «В-В» услуга характеризуется высокой надежностью и высокой оперативностью.
Выводы относительно услуги при ее нахождении в том или ином квадрате достаточно очевидны. В целом же необходимо определить ее исходную позицию и оценить позицию конкурирующей услуги (в процессе маркетинговых исследований или маркетингового мониторинга). Далее важно рассчитать возможности по изменению позиции, определить условия и реализовать соответствующие инновационные решения для обеспечения конкурентоспособности услуги. После всего этого остается модернизировать существующую или создать новую услугу и предъявить ее на рынок.
В данной технике задача стратегического маркетинга представляет собой задачу позитивного изменения позиции некоторой услуги-технологии на рынке таможенных услуг. Модельное описание подобной задачи содержится на рис. 69. Здесь позиция услуги-технологии характеризуется уровнем изменений в секторе таможенных услуг и уровнем изменений в сфере ВЭД.
В случае экспертно-аналитического моделирования техника позиционирования остается прежней. Однако формирование позиции услуги на Бостонской матрице в этом случае осуществляется с привлечением знаний экспертов. Соответственно объектом анализа в данном варианте становятся не параметры услуги, а, как уже было отмечено, прежде всего, сама услуга, ее структура и технология. На рис. 70 показан пример экспертно-аналитического моделирования, когда будущее системы таможенных услуг определяется уровнем развития двух ключевых технологий: технологии автоматизации и технологии управления рисками в таможенном секторе.
Пример комбинированного описания, когда позиция услуги меняется в зависимости от ее содержательного инструментально-технологического наполнения и параметра, характеризующего рассматриваемую систему услуг на рынке услуг, приведен на рис. 71. Здесь позиция таможенной услуги определяется существующим уровнем ее автоматизации и достигаемой скоростью обслуживания в исследуемом секторе услуг.
Таким образом, модельное представление задачи эффективного позиционирования услуги на рынке таможенных услуг зависит от следующих условий:
- от вида и содержания позиционируемой услуги (т. е. какую услугу мы предоставляем: услугу-систему, услугу-технологию или услугу-продукт):
- от выбранной системы показателей, описывающих услугу на рынке таможенных услуг;
- от степени информативной определенности для формального описания услуги и рынка услуг и соответствующей модели для ее описания и исследования (аналитической, экспертно-аналитической или физической);
- от выбранных инструментальных средств для моделирования и решения задач стратегического маркетинга.
Конкретизация задачи и техники ее решения задается условиями реального рынка и возможностями научно-методического обеспечения таможенной системы для решения задач такого класса.