Инновации в образовании
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Инновационны е
процессы в
образовании
Тема 2: Инновации в образовании
ИНОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Инновации в образовании – процесс совершенствования педагогических
технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения… позит ивны й
результ ат развит ия, приводящий к удовлет ворению акт уальны х
потребностей основны х потребителей (государст во, семья, индивид)
образовательны х услуг.
Прикот Олег Георгиевич (Профессор НИУ ВШЭ Спб)
Инновационны й процесс в сф ере образования – а) это совокупность
процедур и средст в, с помощью которых научное открытие, идея
превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение
(обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ,
методов и методик, способов обучения и воспитания….);
б) единство трёх составляющих: создание, освоение (изучение, обобщение и
распространение передового педагогического опыта) и применение (внедрение
в практику) новшеств.
Андрей Викторович Хуторской (член-корр. РАО)
ФУНКЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
качест венное изменение компонентов
педагогического процесса:
• смы сла;
• целей ;
• содерж ания образования;
• ф орм;
• методов, технологий, средств обучения;
• системы управления и т.п.
ПОГОВОРИМ ОБ ИННОВАТИКЕ...
Педагогическая инноватика — раздел педагогики, в котором
изучается природа, закономерности возникновения и
развит ия педагогических инноваций в отношении субъектов
образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций
с проектированием будущего образования.
Объ ект педагогической инноват ики – процесс возникновения,
развития и освоения инноваций в образовании и воспитании
учащихся, ведущих к прогрессивны м изменениям качества их
воспит ания и развития.
Предмет педагогической инноватики – совокупность
педагогических условий, средств и закономерностей,
связанных с разработкой, обоснованием эффективности, освоением и
КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
1.
•
•
•
•
•
Критерий - общест венны е преобразования (Е. И. Казакова и А . П. Тряпицина) :
Инновации в области целевого назначения и миссии образования;
Инновации в области интегративных педагогических идей;
Инновации в области содержания образования;
Инновации в области организации и построении систем образования;
Инновации в области образовательных технологий и оценки качества образования.
Критерий – отнесенност ь к компонент ам образовательного процесса (О.Г. Хомерики, М.М. Поташник, А .В. Лорен
Инновации в области содерж ания образования;
Инновации в области методики, технологии, форм, методов, приемов, средств обучения и воспита
Инновации в области организации учебно-воспит ательного процесса;
Инновации в области управляющей системы учебного заведения (+новы е виды учебны х заведени
3.
•
•
•
•
Критерий – функциональны е возмож ност и
Инновации в образовании;
Нововведения-условия;
Нововведения-продукты;
Организационно-управленческие нововведения.
(Н.Ю. Посталюк) :
КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
4 . Критерий – репродукт ивная / проблемная ориентация образовательного процесса (М.В. Кларин) :
• Инновации-модернизации (видоизменяющие учебный процесс, направленные на достижение
гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации);
• Инновации-т рансформации (преобразующие учебный процесс, направленные на обеспечение его
исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности).
6.
1)
2)
3)
5 . Критерий – эффект ивност ь инновационного процесса (Т.Г. Новикова) :
• Инновации первого порядка – модификации (повышают эффективность образования
без нарушения базовых организационных принципов, без значительного изменения ролей
педагога и обучающегося);
• Инновации второго порядка – радикальные (направлены на изменение
фундаментальных основ деятельности организаций, включая новые цели, структуру, роли).
Критерии – плановост ь (1), степень распрост ранения (2), источник возникновения (5-6):
Стихийны е/планируемы е изменения;
Массовые/частные изменения;
Внутренние/внешние.
КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
6 . Критерий – степень изменений, вносимы х в образовательны й процесс
(систему образования):
a ) 8 рангов / порядков инноваций (Н.Ю. Посталюк) :
• И 0 порядка – регенерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство
традиционной образовательной системы или ее элемента);
• И 1 порядка – количественные изменения в системе при неизменном качестве;
• И 2 порядка – перегруппировка элементов системы / организационные изменения;
• И 3 порядка – адаптационные изменения системы в новых условиях в рамках старой
модели;
• И 4 порядка – новый вариант решения (качественные изменения в отдельных
компонентах образовательной системы, обеспечивающие расширение ее
функциональных возможностей);
• И 5 порядка – создание образовательных систем «нового поколения» (изменение
всех или большинства первоначальных свойств системы);
• И 6 порядка – создание образовательных систем «нового вида» (качественное
изменение функциональных свойств системы);
• И 7 порядка – создание образовательных систем «нового рода» (высшее, коренное
КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
b ) Уровни педагогических инноваций
(А .В. Хуторской) :
• Усовершенст вование – изменение элементов обр. процесса, приспособление к
новым условиям (новые способы создания групп в действующей групповой системе
обучения);
• Рационализация – установление нового правила использования пед. средств для
решения традиционных задач (составление расписания занятий парами для
большего погружения в изучаемые предметы с одновременной разгрузкой домашних
занятий);
• Модернизация – изменение элементов действующей обр. системы (изменение
структуры общего среднего образования с 11 до 12 лет обучения);
• Эвристическое решение – создание и использование неизвестных ранее пед.
приемов, методов, средств для решения актуальных пед. задач (методика опорных
конспектов Шаталова как способ изучения того же объема традиционного материала
за меньшее время);
• Пед. изобретение – новая технология или новое сочетание известных пед. средств
для осуществления образования (система «погружения» М.П. Щетинина, agile/scrumобучение);
• Пед. от кры т ие – постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к
КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
7. Критерий – управление инновационной деятельностью
(А .М. Бахт ы зин) :
• Ст ратегический (полит ический) уровень – инновационная деятельность как
стратегия развития государства в области образования в современном мире;
• Системны й (управленческий) уровень – инновация деятельность как форма
управляемого развития образовательной системы (инновационный процесс
затрагивает цели, структуру, задачи, технологии и HR образовательной организации);
• Научны й (собст венно педагогический) уровень – инновационная деятельность
– целенаправленный процесс создания, распространения и использования пед.
новшеств в целях, содержании, методах и формах обучения и воспитания,
организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса в целях
удовлетворения потребностей основных потребителей (государство, семья, индивид)
образовательных услуг.
КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
8. Критерий – системност ь;
• Ст ихийны е инновации – инновации, происходящие стихийно, без точной
привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей
системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса; не
всегда связаны с полнотой научного обоснования, часто происходят на
эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований (деятельность
учителей-новаторов, воспитателей, родителей и т.д.);
• Инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной,
целенаправленной, научно-культивируемой междисциплинарной деятельности.
Инновационны й процесс – процесс изменений
– « фазовая» природа (М. Майлз, М. Фуллан, М. Хуберман,
П. Берман)
Инициация
• Осознание потребности в
изменениях;
• Вектор в сторону изменений;
• Решение об осуществлении
изменений;
• Формирование образа
предполагаемого рез-та;
• Поиск путей удовлетворения
потребности;
• Формирование ресурсной
базы.
Реализация
• Что нужно изменить, чтобы
прийти к результату?
• Разработка планов,
программ, концепций,
стратегий изменений;
• Осуществление мероприятий
по воплощению идей
изменений на практике.
Инстит уционализ
ация
• Придание новой практике,
возникшей в ходе изменения,
рутинного характера;
• Оценка степени достижения
предполагаемого результата;
• Оценка результатов
изменений;
• Определение потенциала и
направлений последующих
изменений.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОТЕКАНИЯ
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ (Инноватика)
Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды
Любой инновационный процесс в системе образования вносит необратимые разрушительные
изменения в инновационную социально-педагогическую среду, в которой он осуществляется.
Закон финальной реализации инновационного процесса
Любой инновационный процесс, в начальном звене которого находится (жизнеспособное)
педагогическое новшество, должен рано или поздно, стихийно или сознательно
реализовываться.
Закон стереотипизации педагогических инноваций
Любая педагогическая инновация имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления
и практического действия, т.е. она обречена на рутинизацию (барьер на пути реализации
других новшеств).
Закон цикловой повторяемости/возвращаемости педагогических
инноваций
Повторное возрождение новшества в новых условиях («Сократовский диалог» как
новаторская форма обучения).
КРИТЕРИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЛЬНОСТИ
НОВИЗНА
Абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная.
ИСКУСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПРОЦЕСС
Инициируемые и контролируемые изменения, направленные на достижение
определенного
результата, происходящие на основе рационально-волевого действия.
ОПТИМАЛЬНОСТЬ
Рациональное и эффективное соотношение затраченных средств/сил и достигнутых
результатов.
ВЫСОКАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Определенная устойчивость в положительных результатов в деятельности педагога.
ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ В МАССОВОМ ОПЫТЕ
От отдельного педагога через инструменты апробации и объективной оценки к массовому
внедрению.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ:
ПРОБЛЕМЫ
СОПРОТИВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ
Консервативность системы образования, до 80% педагогов не готовы и не хотят изменений;
ОТСУТСТВИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ
Определенная морально-психологической обстановки, подкрепленной
комплексом мер орг. метод. и психол. характера, обеспечивающих введение
инноваций в образовательный процесс, методическая неподготовленность
преподавателей, слабая информированность.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ОТБОР
Данных, предоставляемых авторами инновационных проектов должно быть
достаточно для оценки эффективности инвестиций.
ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Несоответствие между развитием обр. учреждений и общим уровнем культурного
и технического окружения (массовое производство идей, анонимность труда,
электронное обучение, BYOD),
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Заказчик образования – государство в лице Минобрнауки, ориентация на «полезного
человека-функцию» - ФГОС, ООП, УП, формы и методы; Доминанта инновационного
образовательного процесса – индивидуализация мышления и действий педагога и
обучающегося, диалог и сотрудничество.
РЕАЛИЗУЕМОСТЬ ПЕД. ИННОВАЦИЙ
Инновация не проходит необходимой проф. экспертизы и апробации, введение
нововведения не подготовлено - забвение инновации.
ЗАДАНИЕ…
Эт апы развит ия инновационны х процессов в образовании
От 50-х г. XX в. до настоящего времени… (РОССИЯ)
Инновационны е
процессы в
образовании
Тема 2: Инновации в образовании