Инициация проекта: технологии целеполагания.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«МИРЭА-Российский технологический университет »
РТУ МИРЭА
ТЕМА №2. Инициация проекта: технологии целеполагания.
Управление проектами
(наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом)
Уровень
Магистратура
(бакалавриат, магистратура, специалитет)
Форма обучения
Очная
(очная, очно-заочная, заочная)
Направление(-я)
подготовки
27.04.02 Управление качеством
(код (-ы) и наименование (-я))
Институт
Институт экономики и права (ИЭП)
(краткое и полное наименование)
Кафедра
Проектного менеджмента
(полное и краткое наименование кафедры, реализующей дисциплину (модуль))
Лектор
Башмаков Данил Валерьевич, к.э.н., доц.
(сокращенно – ученая степень, ученое звание; полностью ФИО)
Используются в данной редакции с учебного года
2020/2021
(учебный год цифрами)
Москва 2020 г.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тип учебного занятия:
Тема занятия:
Лекция
Инициация проекта: технологии целеполагания.
(Наименование)
Время занятия (часов/минут):
2 часа (90 мин.)
(Длительность)
Основная литература:
Ильин, В. В. По ту сторону проектов. Записки
консультанта / В. В. Ильин. — 4-е изд. — Москва :
Лаборатория знаний, 2020. — 379 с. — ISBN 978-500101-766-0. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/135519
(дата
обращения:
20.03.2020). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
Дополнительная литература:
Кокуева, Ж. М. Управление проектами : учебное пособие
/ Ж. М. Кокуева, В. В. Яценко. — Москва : МГТУ им.
Н.Э. Баумана, 2015. — 17 с. — ISBN 978-5-7038-41334. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/103471
(дата
обращения:
20.03.2020). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
План занятия:
Введение (5 мин.)
1-ый учебный вопрос. Понятие цели и целеполагания. (30
минут).
2-ой учебный вопрос. Методы конкретизации и
приоритезации цели: SMART, CATWOE и MoSCoW. (25
минут).
3-ий учебный вопрос. Дом качества – инструмент
заказчика. (25 минут).
Заключение (5 минут).
Лекция 2. Инициация проекта: технологии целеполагания.
1. Понятие цели и целеполагания.
2. Методы конкретизации и приоритезации цели: SMART, CATWOE и
MoSCoW.
3. Дом качества – инструмент заказчика.
Инициация проекта – это формальная авторизация его начала.
Основными действующими лицами на этой стадии являются заказчик и
руководитель или менеджер (а иногда и куратор) проекта.
Заказчик проекта – тот, кто определяет потребность в результатах
проекта, их будущий владелец и пользователь, он определяет требования и
условия, цели и задачи задания на проектирование, выступает с инициативой
разработки и реализации проекта, заказчиком проекта могут быть физические и
юридические лица, высшее руководство организации. Именно в соответствии с
ожиданиями заказчика оценивается качество результатов проекта. Заказчик
решает успех проекта – доволен он его результатами или нет. Участники
проекта стремятся завоевать доверие заказчика к проекту, поскольку только
при таком отношении он может в случае изменившихся условий утвердить
новые сроки или увеличить финансирование проекта. Формированию доверия
заказчика способствует информирование его в режиме реального времени о
текущем состоянии проекта, возможных проблемах.
Куратор проекта – лицо, отвечающее перед заказчиком за успех проекта в
целом и имеющее полномочия для решения ресурсных и других проблем,
возникающих при реализации проекта. Как правило, куратор содействует
проекту от первоначальной концепции до его закрытия. Сюда входит
выступление в роли представителя перед руководством более высокого уровня,
чтобы заручиться поддержкой по всей организации и содействовать получению
выгод, которые принесет проект. Кроме того, куратор может участвовать в
таких важных вопросах, как одобрение изменений в содержании, проведение
анализа после окончания фазы и принятие решений «продолжить/прекратить»,
когда риски особенно велики.
Менеджер,
или руководитель,
проекта
–
лицо,
осуществляющее
оперативное управление ходом проекта по всем его направлениям –
взаимодействие с заказчиком, подрядчиками и проектной командой. Главная
обязанность менеджера проекта – сделать все, что обещано заказчику в нужное
время и уложившись в бюджет (решить треугольник проекта). Менеджер
раскрывает свой талант как организатор и координатор работ, он осуществляет
распределение обязанностей и полномочий между участниками команды,
отслеживает выполнения работ, контролирует достижение результатов.
На этапе инициации заказчик и куратор или руководитель проекта
должны согласовать цели проекта и определить важнейшие ограничения – его
предметную область, качество результата, сроки, бюджет. Достижение
соглашения между заказчиком и руководителем проекта есть положительный
результат данного этапа. Напротив, недосказанность, неверная интерпретация
сформулированных заказчиком требований, отсутствие детализации критериев
желаемых заказчиком результатов способны стать причиной краха проекта и
конфликтов при его реализации. В связи с этим особую значимость
приобретают методы и техники конкретизации и приоритезации целей проекта.
Цель – это желаемый результат, на достижение которого направлены
действия субъекта. Наличие общей цели и сознательное стремление к ней
отличает организацию от толпы.
Процесс постановки целей и определения наименее затратных способов
их достижения называется целеполаганием. Целеполагание – это то, что
отличает деятельность от реакции на стимул внешнего мира.
Процесс разработки цели проходит в три этапа:
мысленная картина в воображении – будущее в деталях, четкость его
изображения;
формулирование цели – внесение ясности и измеримости;
проверка цели – определение ее достижимости, поиск примерных вариантов
ее реализации.
Существует
несколько
методов
конкретизации
цели,
все
они
представляют собой набор критериев, предъявляемых к ней. Одним из
наиболее распространенных методов являются критерии SMART:
Specific — конкретная, определённая. Объясняется, что именно необходимо
достигнуть. Цель должна быть выражена во всем многообразии свойств,
ощущений и отношений. Используемые представления должны отражаться в
другом сознании. Неоднозначность, двусмысленность порождает другие
результаты. Пример – «увеличить чистую прибыль предприятия».
Measurable — измеримая. Объясняется, в чем будет измеряться результат,
выбор единиц измерения или систем оценок и сравнения. Измеримость
позволяет объективно оценивать степень реализации цели, делает изменения
наблюдаемыми и подтверждаемыми. Пример – «увеличить чистую прибыль
предприятия на 25% относительно показателя прошлого года».
Achievable — достижимая. Объясняется, за счет чего планируется
достигнуть цели. И возможно ли ее достигнуть вообще? Способен ли
исполнитель ее достичь? Цель должна казаться настолько близкой, чтобы не
было места отговоркам и оправданиям бездействия. Пример – «увеличить
чистую прибыль предприятия на 25% относительно показателя прошлого
года за счет автоматизации ресурсоемких операций и сокращения штата
занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 % от
текущего количества».
Relevant — соответствующая контексту. Results-focused/Results-oriented
(сосредоточенный/ направленный на результат). Определение истинности
цели, отвечая на вопрос “Зачем это нужно?” Действительно ли выполнение
данной задачи позволит достичь желаемой цели? Следует удостовериться,
что выполнение данной задачи действительно необходимо и цель не
противоречит другим целям и ценностям. Например, «для сохранения
конкурентоспособности
предприятия
необходимо
увеличить
чистую
прибыль на 25% относительно показателя прошлого года за счет
автоматизации ресурсоемких операций и сокращения штата занятых на
исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 % от текущего
количества».
Timed/Time-bounded
—
Привязанная
к
точке/интервалу
времени.
Определение периода времени по наступлению/окончанию которого должна
быть достигнута цель (выполнена задача). Ограничение во времени
позволяет в любой момент иметь отчет о степени реализации цели. Пример –
«для сохранения конкурентоспособности предприятия, к окончанию второго
квартала текущего года необходимо увеличить чистую прибыль на 25%
относительно показателя прошлого года за счет снижения себестоимости
продукции, автоматизации ресурсоемких операций и сокращения штата
занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 % от
текущего количества».
Другим методом конкретизации целеполагания проекта является анализ
по критериям CATWOE:
C (clients) – конечные пользователи результатов проекта, кому в наибольшей
степени необходимы результаты проекта для решения определенных
проблем;
A (actors) – разработчики проекта с учетом распределенных между ними
полномочий и обязанностей;
T (transformation) – преобразование, которое позволяет из исходных данных
проблемной ситуации получить нужные выходные параметры проекта;
W (worldview) – взгляд на последствия проекта: какую проблему проект
позволяет решить и как это влияет на бизнес, компанию и других субъектов
внешней среды проекта;
O (owner) – собственники результатов проекта, лица, которые принимают
или отказывают в проекте, с кем необходимо согласовывать ключевые
решения проекта;
E (environmental constrains) – внешние ограничения проекта (финансовые,
законодательные и др.).
Метод CATWOE позволяет дать корневое определение проекта по следующей
формуле:
“Проект, результатами которого владеют О, для осуществления W усилиями А
для C посредством выполнения Т, имеющего Е”.
Если SMART-анализ позволяет конкретизировать конечный результат
проекта, то CATWOE-анализ конкретизировать содержание проекта в его
системном видении.
Приоритезация целеполагания проекта – это процесс расстановки
приоритетов
для
достижения
со
сторонними
участниками
взаимного
понимания важности каждого требования к конечному результату проекта.
Анализ приоритетов решаемых задач осуществляется посредством метода
MoSCoW, который представляет собой акроним, состоящим из заглавных букв
реализуемых действий:
М (must) – должен сделать это; обязательные требования к продукту
проекта. Проект не может считаться успешно завершенным, если хоть одно
требование из этой категории не выполняется в продукте. Категория M – это
минимальный набор параметров продукта проекта, при котором возможно
его использование;
S (should) – должен сделать это, насколько это возможно; требования,
которые являются критическими для продукта проекта, но, тем не менее, по
объективным причинам их можно было бы исключить из текущего проекта;
C (can) – мог бы сделать это, если это не повлияет отрицательно на что-то
другое; требования, которые можно включить, поскольку они способны
увеличить пользовательскую удовлетворенность, но они не влияют на
конечный результат проекта;
W (want) – хотелось бы сделать это, но если будет достаточно времени и
ресурсов; требования, которые не являются необходимыми для текущего
проекта, но которые хорошо было бы включить в последующие проекты.
Функция качества — это инструмент заказчика, который позволяет
встроить его требования в проект. Цель этого инструмента — убедиться, что
требования заказчика интегрированы в каждую часть проекта, от определения
границ проекта через процесс его планирования до процесса контроля и
закрытия. Функция качества позволяет выявить требования заказчика и
перевести их на язык проекта.
Рис.2.1. Дом качества как аналитический инструмент заказчика проекта.
Процесс построения «дома качества» включает в себя следующие этапы:
Подготовка требований заказчика. Требования заказчика — важнейшая
информация при построении дома качества. Как правило, это самый
сложный этап, поскольку необходимо выяснить наиболее значимые условия
заказчика. В терминологии дома качества такие требования заказчика
принято называть «Whats» (Что), обозначая этим словом пожелания
заказчиков (в случае требований, расставленных с учетом приоритетов).
Небольшое количество значимых требований обеспечивают простоту
построения дома качества. Большая часть компаний, использующих
функции качества, ограничивают список потребностей десятью пунктами.
Определение требований проекта. Заказчик выражает свои требования
словами, и их нужно перевести на язык действий, при помощи которого
команда планирует и реализует проект. Сформулированные таким образом
требования проекта можно измерить, а позже сравнить с поставленными
целями. Следует различать два вида требований проекта: условия заказчика
и предложения команды для их выполнения. Крыша дома качества
связывает соответствующие пары требований проекта. Для обозначения
связи могут использоваться разные символы: так, для показа положительной
связи применяют ●, а для показа отрицательной — ○ (см. рис. 2.2). Эти
отношения
показывают
столкновение
требований
и
возможность
нахождения компромисса между ними. Построение крыши дома качества
позволяет увидеть условия проекта в совокупности, а не по отдельности.
Рис.2.2. Пример дома качества для проекта разработки организационной
культуры.
Связь условий заказчика и требований проекта. Основа дома качества —
матрица отношений. Она использует подход, похожий на применяемый при
построении крыши, для обозначения связи требований проекта и условий
заказчика. При нехватке времени и необходимости упрощения процесса
ставят крестик для обозначения сильной связи между требованиями.
Отсутствие сильной связи указывает на то, что условия заказчика не
перекрываются требованиями проекта — иными словами, при его
выполнении могут возникнуть проблемы. С другой стороны, если проектное
требование не поддерживает ни одного требования заказчика, оно считается
избыточным. Большая часть функций качества, применяемых в сложных
проектах, имеет тенденцию к усложнению видов отношений. Вместо
крестика допустимо использовать другие символы, показывающие степень
влияния. Их можно измерить и после умножения на степень важности
задействовать для оценки значимости каждого требования проекта.
Сравнение. На этом этапе решаются две проблемы: каждому требованию
заказчика присваивается степень важности и проект сравнивается с другими.
Сравнение выявляет сильные и слабые стороны проекта по отношению к
другим. Это особенно важно при сравнении нового продукта компании с
продуктами конкурентов. Суть же сравнения состоит в определении
возможностей для улучшения.
Разработка целей. Измерения требований проекта становятся предметом
дискуссий, по результатам которых условия проекта формулируются как
конечные цели.
Преимущества дома качества:
концептуальная простота; это легкий для понимания инструмент, так как его
постулаты просты, логичны и не выходят за пределы здравого смысла;
возможности визуализации; с первого взгляда есть возможность оценить
миссию дома качества, что делает его удобным инструментом для команды
проекта.
Основные
недостатки
дома
качества
связаны
с
его
неоправданным
усложнением, что провоцирует:
громоздкость; если у заказчика больше десяти требований, функции
качества становятся тяжелыми для восприятия;
затраты времени; некоторые члены команды воспринимают работу по
созданию дома качества как интерфейсную для проекта.
Применение домов качества в проекте имеет как стратегическое, так и
тактическое значение. В стратегическом плане функции качества позволяют
преодолеть традиционное убеждение, что результаты можно оценить только
после завершения проекта. Новый подход с домом качества гарантирует, что
проектом управляют требования заказчика, а не желания менеджера. С
тактической точки зрения функции качества помогают отойти от процесса
планирования проекта, когда команда уверена, что знает нужды заказчика,
временные
рамки
превышаются,
а
цели
проекта
меняются,
чтобы
соответствовать действительным потребностям пользователя. Дом качества
требует определения желаний заказчика на первом этапе, что и служит точкой
старта проекта.