Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
15. Лекция: Информатизация общества, информационное общество. Интернет
Рассматриваются основные понятия, относящиеся к информатизации и информационному обществу, информатизации экономики.
Информатизация – это системный процесс внедрения достижений методов информатики и новых информационных технологий в общественную жизнь, в научно-технические, социально-экономические, технологические, социокультурные и другие институты государства, страны, с целью повышения их эффективности, демократизации, а также гуманитаризации, гармонизации и гуманизации общества.
Информационное общество, развивающееся на основе информационных потоков – это общество на той стадии его развития, когда основные материальные, энергетические, организационные ресурсы могут актуализироваться с помощью информационных ресурсов, то есть они носят материо-энерго-информационный характер и саморазвиваются, самоорганизуются, поддерживаются государственной политикой.
Информационное общество – это общество, в котором ценность всех ресурсов (материальных, энергетических, организационных) определяется ценностью получения, хранения, использования информационного ресурса.
Информация в информационном обществе стала стратегическим ресурсом, ибо она определяет ключевые системы общества, системы, обеспечивающие жизнедеятельность, жизнеспособность общества.
Пример. В 1989 г. в СССР была разработана Концепция информатизации общества, которая должна быть реализована ориентировочно к 2050 году. Аналогичная программа США ориентирована на завершение к 2020 году, Японии и развитых стран Западной Европы – к 2040 году. Все такие программы строятся с учетом национальных, исторических, культурных и других традиций и особенностей страны. Например, японская программа построения информационного общества основана на использовании всех возможностей традиционной индустрии и японского трудолюбия, благополучного окружения, стабильных и хороших условий жизни. Программы многих стран предусматривают привлечение большого количества молодых специалистов в области информационных технологий, создание им льготных эмиграционных условий. Например, немецкая программа рассчитана на привлечение более ста тысяч таких специалистов.
Информатизация страны состоит в информатизации в частности следующих основных систем общества (перечень неполный, хотя и охватывает все основные системы).
1. Банковских систем.
Пример. Виртуальные, компьютерные расчеты и платежи, прогноз банковского кредитного риска и надежности банков, разработка и использование АРМ банковского работника и др.
2. Систем рыночной экономики.
Пример. Прогноз и анализ спроса и предложения на рынке, моделирование поведения сегментов рынка и прибыли от продаж, разработка и использование АРМ работника рыночной экономики и др.
3. Систем социального обеспечения.
Пример. Прогноз и анализ инфляции в страховании, моделирование принятия решений в различных социо-экономических и социо-культурных ситуациях, в частности катастрофических; разработка и использование АРМ социального работника и др.
4. Систем налоговой службы.
Пример. Прогноз и анализ собираемости налогов, моделирование и прогнозирование тяжести налогового бремени, расчет оптимальных ставок налогообложения, разработка и использование АРМ работника налоговой службы и др.
5. Систем биржи и биржевой деятельности.
Пример. Прогноз и анализ динамики курса ценных бумаг, валют, моделирование потоков (товаров, ценных бумаг, платежей, услуг и др. ресурсов) на бирже, моделирование и прогнозирование аномалий, катастроф на бирже; разработка и использование АРМ работника биржи (брокера) и др.
6. Систем промышленности.
Пример. Прогноз и анализ производительности труда, рентабельности и прибыльности, финансовой устойчивости и платежеспособности предприятий, состава и структуры производства, поставок, сбыта, разработка и использование САПР и АРМ и др.
7. Систем транспорта и связи.
Пример. Прогноз и анализ, выбор оптимального маршрута движения транспорта, трафика сетей связи, управление транспортными потоками и средствами, навигация транспортных средств, разработка и использование АРМ работника транспорта, связи и др.
8. Систем топливно-энергетического комплекса.
Пример. Прогноз и анализ (распознавание) мощности нефтеносного пласта, его профиля, автоматизация систем распределения и учета расхода энергии, разработка, использование АРМ работника комплекса и др.
9. Систем строительного комплекса.
Пример. Прогноз, анализ (оптимизация) парка строительных машин, механизмов, их простоя, учет стройматериалов, автоматизированная компоновка (например, прокладка с использованием пакета программ AutoCAD водопроводных, тепловых, электрических коммуникаций), расчет надежности и долговечности конструкций и др.
10. Систем правительственных услуг и права.
Пример. Разработка консультационных правовых компьютерных систем, прогноз и анализ динамики правонарушений в зависимости от различных факторов, разработка и использование различных систем консультирования по вопросам права и государства, разработка и использование АРМ работника правительственной службы, права и др.
11. Систем здравоохранения и медицины.
Пример. Прогноз и анализ эпидемий и различных медико-социо-экономических ситуаций, разработка и использование автоматизированных систем "Поликлиника", "Скорая помощь", "Реабилитационный центр" и др., АРМ терапевта, хирурга, кардиолога, медсестры и др.
12. Систем экологии.
Пример. Прогноз и анализ загрязнения водного и воздушного бассейна, моделирование и прогнозирование катастроф, разработка экспертных систем и баз знаний для принятия экологически обоснованных решений, разработка и использование АРМ эколога и др.
13. Систем сельского хозяйства.
Пример. Прогноз и выбор оптимального режима полива и подкормки растений, автоматизация учета и хранения сельскохозпродукции, моделирование прироста биомассы в динамике, принятие рациональных, экологически обоснованных решений; разработка АРМ работника сельского хозяйства и др.
14. Систем образования и образовательных услуг.
Пример. Разработка и использование систем дистанционного обучения, различных программных, методических продуктов педагогического характера, актуализация и визуализация междисциплинарных связей, в частности с помощью компьютерных лабораторных работ по физике, химии, разработка АРМ директора, завуча, зав. кабинетом, автоматизация составления расписания занятий и др.
15. Систем военного дела.
Пример. Прогноз и анализ ситуаций на военном поле, обеспечение автоматизированных систем управления огнем, оптимальный выбор рациона питания армии, моделирование тактики поведения военных и судов, кораблей, самолетов, танков, в частности, уклонения их от нападения, разработка АРМ военного и др.
16. Систем безопасности.
Пример. Разработка высоконадежных средств шифрования и передачи данных, разработка систем защиты и обеспечения надежности сетей и систем ЭВМ, обеспечение защиты от помех и перехвата информационного характера, разработка АРМ работника системы безопасности и др.
17. Систем делопроизводства
Пример. Использование систем делопроизводства, контроля, электронных словарей и переводчиков, распознавание текстов и их ввод в компьютер, разработка АРМ секретаря-делопроизводителя и др.
Используют часто и термины "региональная информатизация", "региональные проблемы информатизации", которые объединяют совокупность вышеуказанных проблем, возникающих в регионах (областях и республиках, субъектах государства) и учитывающих национально-региональные предпосылки постановки и соответствующие ресурсы при решении указанных выше проблем информатики, уровень информационно-технологического развития региона, исторические, географические, национальные, демографические, социально-экономические, культурные предпосылки, связи региона.
Проблемы информатизации могут возникать на различных уровнях.
Пример. Проблемы информатизации страны: обеспечение дистанционного обучения в рамках страны; разработка и/или исследование адекватных математических моделей демографической ситуации в стране; разработка математических моделей и компьютерных систем прогноза погоды; разработка внутригосударственной автоматизированной системы управления транспортом и продажи билетов. Проблемы информатизации региона: информатизация образования или решение задач информатизации регионального компонента образования; компьютеризация налоговых и банковских региональных структур; разработка математических моделей и компьютерных систем планирования целей, исследования, принятия решений и управления различными (например, эколого-медицинскими) системами региона. Задачи информатизации города: информатизация, компьютеризация АТС города, например, на базе цифровых систем связи; информатизация и компьютеризация управления таксопарком города; разработка баз данных по юридическим и физическим лицам города. Примерами информатизации быта и досуга могут быть: разработка автоматизированной системы ведения домашней бухгалтерии; разработка и использование мультимедийных программных обучающих систем для домашней и самостоятельной работы школьников; разработка и использование различных игровых систем.
Основные социально-экономические проявления информатизации:
• высокая информационная культура членов общества и его систем, государственное воспитание и поддержание этой культуры на государственном уровне;
• индустриализация информационного обслуживания членов и институтов общества;
• превращение информации в товар с его классическими атрибутами (цена, стоимость, спрос, предложение, наличие денежного эквивалента, издержки, реклама и т.д.) и развитие рынка этого товара;
• потенциально свободный доступ каждого к интеллектуальному богатству общества, всего мирового сообщества;
• превращение знаний и профессионализма в непосредственный атрибут товаро-денежных отношений, капитализация информационных ресурсов и отношений, знаний;
• превращение труда в преимущественно умственный и интеллектуальный труд, высвобождение большего времени для духовного развития или саморазвития человека, высокий уровень информационного сервиса быта и труда;
• обеспечение информационной защиты и информационной безопасности общества, стабильности и устойчивости существования этого общества;
• более высокий уровень принятия решений на базе соответствующих систем (баз данных, знаний, экспертных систем и др.).
В процессе информатизации общества необходимо:
• создать математическую и элементную (техническую) базу;
• создать качественную и гибкую индустрию информационных потоков, технологий;
• подготовить системы информатизации и совершенствования управления;
• обеспечить информационную безопасность (предупреждение негативного воздействия информации на человека и общество);
• воспитать информационно, "компьютерно и сетевым образом" грамотных членов общества, создать все условия для этого.
Важную роль в развитии информационного мирового сообщества играют компьютерные сети, Интернет.
Сеть – система компьютеров, соединяемых между собой в соответствии с одной из стандартных типовых форм соединения (топологией сети) для передачи и приема сообщений (пакетов данных).
Основные функции любой сети:
1. обеспечение доставки пакетов данных;
2. обеспечение автоматического конфигурирования и надежной работы, сетевого сервиса;
3. согласование пакетов для различных базовых протоколов.
Имеется специальное устройство – маршрутизатор. Маршрут – адреса последовательных маршрутизаторов, которые проходит пакет от отправителя до адресата. Маршрутизатор объединяет отдельные сети в сложную (составную) сеть и выбирает из альтернативных маршрутов для передачи пакетов данных между двумя конечными узлами – один, более оптимальный в каком-то смысле (например, по времени передачи пакета).
Маршрутизатор соединяет несколько сетей в так называемую интерсеть. Для этого маршрутизаторы обмениваются маршрутной информацией между собой по специальному протоколу – протоколу маршрутизации.
С помощью специальных протоколов обмена маршрутами (протоколов сетевого уровня) маршрутизаторы составляют маршрутную карту межсетевых связей и принимают решение о том, какому следующему маршрутизатору в маршруте нужно передать пакет для образования рационального (например, по времени) пути.
Для построения сетей используются специальные устройства – концентраторы (хабы), к которым подсоединяются все устройства сети (как к коммутатору телефонной станции). Подсоединяется либо хаб более высокого уровня, либо хаб более низкого уровня, с защитой данных и двумя режимами работы: конфиденциальным (можно получать лишь те сообщения, которые адресованы непосредственно хабу) и публичным (можно получать все сообщения, например, для маршрутизаторов). Хаб время от времени автоматически опрашивает подключенные узлы, выясняет их состояние ("свободен", "передает", "принимает") и анализирует их запросы: сперва обслуживаются запросы высокого приоритета, например, от приложений, требующих немедленной реакции, а затем – запросы с обычным приоритетом. Приоритет выделяется по времени ответа на запрос: чем меньше время ответа – тем, как правило, выше приоритет.
Интернет – развитие проекта американского оборонного ведомства DARPA (Defence Advanced Research Projects Agency) по созданию сетевой архитектуры, обеспечивающей эффективную связь ряда военных и правительственных сетей.
В процессе реализации проекта Интернет оказалось, что модель взаимодействия между компьютерами может эффективно применяться и для создания образовательных, коммерческих, научных, исследовательских и других сетей, то есть для создания глобальной информационной инфраструктуры, в результате чего Интернет стал международной коммуникационной средой.
Интернет – система объединяемых по мере необходимости сетей со стандартизированными едиными протоколами обмена и доступа к информации в режиме реального времени. Это – "Сеть сетей", с добровольным участием, управляемая ISOC (Internet SOCiety), то есть сообществом, способствующим глобальному обмену информацией, вырабатывающим техническую политику и осуществляющим поддержку и управление Интернет.
Различные рабочие группы ISOC имеют различные функции: выпуск документации, выработка стратегии действий, перспективные исследования, разработка новых и модификация используемых стандартов и протоколов.
Доступ в Интернет получают через поставщиков информационно-коммуникационных услуг (провайдеров).
Пример. Каждый компьютер в Интернет имеет уникальный 32-разрядный двоичный адрес (IP-адрес).
Интернет построен по технологии "клиент (компьютер пользователя) – сервер (межсетевой связи)". Клиент и сервер взаимодействуют виртуально – сервер по командам клиента выполняет определенные действия с информацией, например, пересылает клиенту файл.
Хотя компьютеры Интернет имеют физические (числовые) номера, адреса, в работе пользователи обычно используются системные имена – доменные адреса.
Доменная система имен – система имен, переданных сетевым группам или элементами [u2]этих групп. Каждый уровень системы называется доменом. Домены в именах отделяются друг от друга точками. В имени может быть различное количество доменов, но обычно их всего 2-3. При движении по доменам слева направо в имени, количество имен, входящих в соответствующую группу, возрастает. Первым в имени стоит название реального компьютера с IP-адресом. Группа входит в более крупное подразделение, оно – входит в еще более крупное, и так далее – до государственной сети. Для США имеются домены сетей образовательных (edu), коммерческих (com), государственных (gov), военных (mil) учреждений, а также сети других организаций (org) и сетевых ресурсов (net). Каждая страна имеет свой домен: Канада — ca, Россия – ru и т.д.
Стандартные возможности Интернета:
1. удаленный доступ (remote login) с помощью протокола эмуляции удаленного терминала (telnet) – когда ваш компьютер эмулирует (имитирует) терминал удаленного компьютера;
2. передача файлов (ftp) – передача файлов с компьютера на компьютер в реальном масштабе времени с автоматической перекодировкой данных;
3. электронная почта (e-mail).
Основные нестандартные возможности Интернета:
1. виртуальные магазины и торговые площадки (порталы);
2. виртуальные биржи;
3. виртуальный маркетинг;
4. виртуальный банкинг и виртуальные платежные системы;
5. виртуальное, дистанционное обучение;
6. виртуальная библиотека (медиатека) и виртуальные журналы, подписки;
7. виртуальное интерактивное общение на всевозможные темы по интересам (чаты).
Развитие Интернета и ЛВС привело к появлению корпоративных Интранет-сетей. В Интранет-сетях используется то же аппаратное и программное обеспечение, те же протоколы и принципы, что и в Интернете. Интранет – это мини-Интернет. Интранет-сеть способна значительно повысить эффективность и прибыльность корпоративной деятельности за счет того, что имеет такие возможности (приложения), как сетевые электронные доски, различное групповое программное обеспечение, потоковые общие ресурсы и др.