Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Информатизация общества

  • 👀 450 просмотров
  • 📌 423 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Информатизация общества» pdf
«Информационные технологии в профессиональной деятельности» Лекция 1 Информатизация общества Доцент кафедры «Бизнес-информатика», к.э.н., доцент Ходжаева Ирина Гулямовна Ключевые вопросы  Информатизация общества: направления и проблемы  Государственная политика в области информатизации общества, проблемы её реализации.  Идеология создания электронного правительства, основные сектора его деятельности. Динамика развития нормативно-правового обеспечения формирования информационного общества 90 85 80 75 70 65 60 55 50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 Федеральные законы, Указы Президента 1993 Конституция РФ 1995 № 24-ФЗ от 20.02.1995 2002 Программа «Электронная Россия 2002-2010г» 2006 149-ФЗ, 152-ФЗ 2008 Стратегия развития информационного общества 2009 8-ФЗ 2010 Системный проект формирования в РФ электронного правительства 210-ФЗ,227-ФЗ,108-ФЗ,123-ФЗ Программа «Информационное общество (2010–2020годы)» 2011 63-ФЗ, 65-ФЗ, 169-ФЗ (СМЭВ) 261-ФЗ (152), 142-ФЗ, 200-ФЗ Указ Президента РФ №1505 2012 Указ Президента № 601, законопроекты 2013 Указ Президента РФ № 31 Указ Президента РФ № 183 43-ФЗ внесены изменения в 152-ФЗ 2014 Концепции, Указ Президента РФ N 198 Нормативно-правовые акты Эволюция развития – от ИТ к информационному обществу, электронному государству Конституция Российской Федерации 1995 г. … 2006 г. №24-фз от 20.02.1995г. "Об информации, информатизации и защите информации" №149-фз от 27.07.2006г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» №1-фз от 10.01.2002г. "Об электронно-цифровой подписи" №63-фз от 06.04.2011г. "Об электронной подписи" ФЦП «Электронная Россия (20022010)» от 28.01.2002г. Государственная программа «Информационное общество» (20112020) от 20.10.10 ( в ред. 15.04.14) №152-фз от 27.07.2006г. "О персональных данных" Стратегия развития информационного общества в РФ до 2015 г. от 07.02.2008г. №8-фз от 09.02.2009г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и ОМСУ" 2010г. №210-фз от 27.07.2010г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Эволюция развития – от ИТ к информационному обществу, электронному государству 2013 г. Стратегия развития отрасли ИТ в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 года №2036-р ПЛАН мероприятий («дорожная карта»). Развитие отрасли информационных технологий, утв. распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г.N 2602-р Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2013 года №2516-р 2014г. Концепция открытости федеральных органов власти, утв. распоряжением Правительства РФ от 30 января 2014 года №93-р Концепция информационного Кодекса (ИГП РАН) март 2014 г. Проект Концепции региональной информатизации, май 2014 г. (размещен на сайте Минкомсвязи РФ для обсуждения) Проект типовой Концепции открытости органов исполнительной власти субъектов РФ, методические рекомендации по ее реализации, май 2014г. 2015г. Новая редакция ГП «Информационное общество до 2020 года», утв. распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №313-р Информатизация — – - Информационное общество Первоочередные задачи государства в области создания информационного общества  Совершенствование информационного обеспечения органов государственной власти;  Формирование единого информационного пространства и информационной инфраструктуры органов государственной власти и региональных органов к создаваемым общим государственным информационным ресурсам;  Развитие защищенной среды информационного взаимодействия органов власти всех уровней;  Обеспечение информационной безопасности деятельности органов государственной власти;  Разработку типовых структурных решений и элементов информационно-технической инфраструктуры; Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса Электронное государство и повышение эффективности государственного управления Развитие российского рынка ИТК и российских технологий. Обеспечение перехода к цифровой экономике Преодоление цифрового неравенства и создание базовой инфраструктуры информационного общества Обеспечение безопасности в информационном обществе Развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия Электронное государство как часть информационного общества Формы государства с точки зрения применения информационных технологий Государство «Бумажное» государство 2012 - 90% 2020 - 10% «Электронное» государство 2012 - 10% 2020 - 90% Электронное государство как часть информационного общества Показатели развития информационного общества и формирования электронного государства Стратегия развития информационного общества в РФ до 2015 г. •уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий - 100%; •наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, - не менее чем в 75% домашних хозяйств •доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации - 100%; •доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота - 70%; •доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправления с использованием электронных торговых площадок в общем объеме размещаемых заказов - 100%; •доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек - не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов - 100%; •доля электронных каталогов в общем объеме каталогов Музейного фонда Российской Федерации - 100%. Электронное государство как часть информационного общества Показатели электронного государства Государственная программа «Информационное общество» (2011-2020) Доля населения Российской Федерации, пользующегося преимуществами получения государственных услуг в электронном виде, в общей численности населения – 85% Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/сек, в общей численности домашних хозяйств – 85% Доля органов власти, имеющих доступ в сеть Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/с, в общем числе органов власти федерального, регионального и местного уровней - 85% Доля активных интернет-пользователей в общей численности населения – 85% Электронное государство как часть информационного общества Показатели электронного государства Государственная программа «Информационное общество» (2011-2020) Доля населения, использующего сеть Интернет для заказа товаров и (или)услуг, в общей численности населения – 76% Доля федеральных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), в общем количестве федеральных услуг – 100% Доля региональных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на региональном портале государственных услуг,в общем количестве региональных государственных услуг - 100% Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации Индекс готовности регионов России к информационному обществу рассчитывается на основе показателей, характеризующих факторы развития информационного общества (человеческий капитал, экономическую среду и ИКТ-инфраструктуру), а также использование ИКТ в шести областях (государственное и муниципальное управление, образование, здравоохранение, бизнес, культура, домохозяйства). Для расчета Индекса и его составляющих используются 77 показателей, в число которых входят основные показатели доступа и использования ИКТ, рекомендуемые международными организациями. Индекс позволяет измерить различия между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития. Назначение Индекса Индекс дает возможность оценить текущую ситуацию, выявить наиболее проблемные зоны с точки зрения информационного неравенства регионов и определить зоны отставания и препятствия на пути развития информационного общества в субъектах РФ. Органы власти субъектов Российской Федерации используют данные Индекса для сравнительной оценки ситуации в регионе в сфере использования ИКТ и формулировки целей дальнейшего развития. Структура индекса готовности к информационному обществу (для РФ) ИКТ инфраструктура Индекс российских регионов строится на Факторы развития показателях, характеризующих три информационного ключевых фактора электронногообщества развития (человеческий капитал, деловой климат, Индекс готовности ИКТ-инфраструктура) и показателях регионов к доступа и использования ИКТ в пяти информационному сферах обществу деятельности – в бизнесе («электронный бизнес»), государственном управлении («электронное правительство»), здравоохранении, Использование ИКТ культуре, а также в домохозяйствах и среди частных лиц Человеческий капитал Деловой климат Электронный бизнес Электронное правительство ИКТ в здравоохранении ИКТ в культуре ИКТ в домохозяйствах у частных лиц Характеристики подындексов для оценки готовности общества Оценка использования ИКТ органах власти (подындекс «электронное правительство») в регионах России также складывается из оценок двух параметров: 1. Доступ органов власти к ИКТ, который характеризуется показателями наличия ПК, локальных сетей и доступа к интернету органов государственной власти и местного самоуправления. 2. Веб-присутствие органов власти региона, измеряемое с точки зрения полноты присутствия органов государственной власти и местного самоуправления в интернете (доля органов власти и местного самоуправления, имеющих сайт в интернете) и с точки зрения функциональной и информационной насыщенности интернетпредставительств органов государственной власти региона, оцениваемое по методологии ООН. Например, индекс электронный бизнес включает в себя 16 показателей, которыми оцениваются предприятия и организации страны. Все показатели выражаются в относительных величинах (долях, которые вычисляются на определённое количество жителей или количество организаций в регионе) Рейтинг регионов Субъекты РФ Значение Рейтинг Москва 0.627 1 Санкт-Петербург 0.575 2 Ямало-Ненецкий автономный округ 0.492 3 Томская область 0.486 4 Ханты-Мансийский автономный округ 0.481 5 Тюменская область 0.461 6 Чукотский автономный округ 0.447 7 Мурманская область 0.442 8 Чувашская Республика — Чувашия 0.432 9 Республика Карелия 0.429 10 Сахалинская область 0.427 11 Республика Калмыкия 0.293 78 Республика Тыва 0.286 79 Карачаево-Черкесская Республика 0.270 80 Республика Дагестан 0.252 81 Республика Ингушетия 0.220 82 Источник: http://eregion.ru/reiting-regionov Сравнение интегрального показателя готовности правительства к электронному обществу Значение индекса готовности правительства к электронному обществу по оценке ООН 1,2 1 4 1 5 2 0,8 27 0,6 0,4 0,2 51 2005 Russian Federation 0,1429 United States of 0,9048 America Коэфф. отставания 6,3317 60 59 2008 0,0909 2010 0,1286 2012 0,6579 1 0,7571 0,9211 11,001 5,8872 1,4002 Организация объединённых наций проводит независимую экспертизу по выявлению развития информационных технологий, применяемых правительствами стран (всего 194 страны), основываясь на официальных данных статистики государственных учреждений. Структурно-функциональные компоненты системы информационно-технологического обеспечения органов государственного управления Электронный документооборот ЗНАЧИТЕЛЬНО СОКРАЩАЕТ СРОКИ ПОДГОТОВКИ И СОГЛАСОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ, УПРОЩАЕТ ПРОЦЕДУРУ ИХ ПОИСКА, ОБЕСПЕЧИВАЕТ СОХРАННОСТЬ ДОКУМЕНТОВ Система ситуационных центров ОБЕСПЕЧИВАЕТ ИНФОРМАЦИОННУЮ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОГВ, КОЛЛЕКТВНУЮ ПОДГОТОВКУ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ НОВЕШИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Централизованные государственные регистры РЕАЛИЗУЮТ БЫСТРЫЙ ДОСТУП К ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ И ТОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТАХ УПРАВЛЕНИЯ Информационно-управляющие системы ПОЗВОЛЯЮТ ПРОВОДИТЬ МНОГОМЕРНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ, ОПРЕДЕЛЯТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ ОБЛАСТИ, ОПЕРАТИВНО ФОРМИРОВАТЬ АГРЕГИРОВАННЫЕ ОТЧЕТЫ Сеть видеоконференцсвязи ОБЕСПЕЧИВАЕТ ОПЕРАТИВНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН И НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОГВ и ГРУПП СПЕЦИАЛИСТОВ В ОПЕРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ, в т.ч. при проведении мероприятий в необорудованных местах и удаленных регионах Электронные закупки для государственных нужд ОБЕСПЕЧИВАЮТ СНИЖЕНИЕ ЦЕН НА ПРИОБРЕТАЕМУЮ ПРОДУКЦИЮ ЗА СЧЕТ УПОРЯДОЧИВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ ПРОЦЕССОВ Взаимодействие граждан и бизнеса с государством СОКРАЩАЕТСЯ ВРЕМЯ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ НА ВЗАМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ ЗА СЧЕТ УМЕНЬШЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА БУМАЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ПОДАВАЕМЫХ И ПОЛУЧАЕМЫХ ИЗ ГОСУЧРЕЖДЕНИЙ, УМЕНЬШАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВО И СОКРАЩАЕТСЯ ВРЕМЯ ПОСЕЩЕНИЙ ГОСУЧРЕЖДЕНИЙ Электронное правительство Электронное правительство — это новая форма организации деятельности органов государственной власти. Ее главная особенность — широкое применение информационно-коммуникационных технологий, благодаря которым электронное правительство обеспечивает качественно новый уровень оказания услуг гражданам и организациям. Электронное правительство (англ. e-Government) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки. Цели создания инфраструктуры электронного правительства. Информационная и телекоммуникационная инфраструктура обеспечивает:  повышение доступности электронных способов взаимодействия с органами государственной власти для организаций и граждан;  уменьшение времени затрачиваемого населением на взаимодействие с органами государственного управления;  снижение затрат государственного бюджета на выполнение однотипных функций общегосударственной важности благодаря централизованной их реализации;  снижение затрат органов государственного управления на предоставление государственных услуг и выполнение государственных функций в электронном виде;  создание единой технологической платформы для оперативного защищенного информационного обмена между органами государственной власти. Состав электронного правительства Органы власти Государственные порталы МФЦ Справки, свидетельства и другие документы 27 Хронология развития электронного правительства России • 2008 г. — сеть МФЦ. 2. • 2009 г. — ЕПГУ+СМЭВ. 3. • 2011 г. — Открытое правительство (ОП). 4. • 2013 г. — Интегрированное правительство (МФЦ+ЕПГУ+СМЭВ). 5. • 2015+ — если все пойдет хорошо, риски создания умного (электронного) правительства России не реализуются и будет поставлена задача формирования умного электронного правительства, чтобы не выпасть из мировой обоймы таких правительств, — то будет умное правительство. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПОРТАЛ ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПОРТАЛ ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ ЕСИА ЕПГУ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ» ЕСМЭВ РСМЭВ ВЕДОМСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННЫЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ Федеральные органы власти Региональные органы власти Органы местного самоуправления Элементы ЭП, необходимы для реализации Реализованные элементы ЭП 29 ПОРТАЛ «ОТКРЫТЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕГИОН» Из презентации Ростелекома Вектор развития электронного правительства России Построение единого информационного пространства Сферы деятельности электронного правительства Электронное правительство – автоматизация процесса предоставления государственных услуг. Под электронным правительством следует понимать – использование информационных и коммуникационных технологий для повышения эффективности, экономичности и прозрачности правительства и возможности общественного контроля над ним. Виды взаимодействия общества и государственной власти с использованием средств коммуникаций Государственные органы и уровни государственного управления (G2G – government-to-government) Государственные организации и их сотрудники (G2E – government-to-employee) Государственные службы и граждане (G2C – government-to-citizen) Государственные службы и частные компании (G2B – government-to-business) Международный индекс готовности к электронному правительству Индекс готовности к электронному правительству ООН (United Nations e-Government Readiness Index). Раз в два года публикуется Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН, впервые подготовлен в 2001 году. Индекс включает три подындекса, характеризующих состояние человеческого капитала, ИКТинфраструктуры и веб-присутствия органов государственной власти. Первые два основываются на официальных статистических данных, а последний строится на основе результатов обследования вебсайтов правительства и пяти министерств - финансов, здравоохранения, образования, труда, социального обеспечения. Обследование веб-сайтов проводится в рамках подготовки Индекса, они оцениваются с точки зрения информационного наполнения, функциональности, а также их использования для предоставления государственных услуг в электронной форме. Место России в рейтинге стран по этому Индексу входит в число контрольных показателей Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации и государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)». Международный индекс готовности к электронному правительству • В 2014 году первое место в мире по готовности к электронному правительству опять заняла Корея, на втором месте оказалась Австралия, на третьем Сингапур. В 2014 году Россия сохранила за собой 27-е место, оставив позади такие европейские страны как Латвия, Литва и Швейцария. • Согласно данным индекса 2012 года, Россия входила в третью десятку стран заняв 27-е место (из 190) против 59-го места в предыдущем исследовании. Россия в рейтинге 2012 находилась между Монако и ОАЭ. Первую пятерку рейтинга 2012 занимали: Корея, Нидерланды, Великобритания, Дания и США. Интересно, что резкое продвижение России вперед по ключевым показателям исследователи отмечают в период с 2010 по 2012 годы: Список Интернет- источников www.cnews.ru - Интернет портал аналитического агентства  www.tadviser.ru – Интернет портал и аналитическое агентство www.iis.ru –Институт развития информационного общества  www.eregion.ru – Электронный регион  www.d-russia.ru – Экспертный центр электронного государства  www.minsvyaz.ru – Минкомсвязь: Электронные услуги для граждан и бизнеса
«Информатизация общества» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 493 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot