Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Информация и методы, применяемые в финансовом анализе

  • 👀 5181 просмотр
  • 📌 5108 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Информация и методы, применяемые в финансовом анализе» docx
Лекция 1. 5.04.16 Информация и методы, применяемые в финансовом анализе Вопрос 1: информационная база для организации проведения финансового анализа Вопрос 2: финансовые показатели, используемые в финансовом анализе Вопрос 3: методы, применяемые в финансовом анализе Финансовый анализ - это дисциплина, изучающая финансовое состояние и финансовый результат деятельности организации с целью принятия управленческих решений. Задачи финансового анализа: 1) оценка текущего финансового состояния организации 2) выявление изменений деятельности организации с течением времени 3) оценка факторов, влияющих на изменение финансового состояния организации 4) прогнозирование дальнейшей финансово-хозяйственной деятельности организации 5) принятие управленческих решений по результатам финансового анализа относительно дальнейшей финансово-хозяйственной деятельности организации При выполнении целей финансового анализа и решений её задач – получают информацию для дальнейшего стратегического развития организации. При этом система ключевых финансовых показателей, раскрывающая текущее финансовое состояние организации, позволяет дать точную оценку перспективам дальнейшего развития организации, а также позволяет контролировать степень финансовой устойчивости организации. Проведение финансового анализа требует различного рода информации, которая характеризует финансово-экономическое состояние объекта финансового анализа. Основным источником информации по объекту финансового анализа является финансовая (бухгалтерская) отчётность. Финансовая отчётность – это объединённая или консолидированная отчётность группы организаций, которая представляет собой корпорацию, холдинг, концерн. Среди форм этой отчётности необходимо выделить баланс и отчёт о финансовых результатах, так как именно эти отчётные документы дают основную информацию о финансовом состоянии организации. Остальные формы отчётности только расшифровывают, детализируют и добавляют информацию о первых двух формах. Вся секретная информация убрана, чтобы не разглашать коммерческую тайну организации, поэтому публикуемые документы содержат обобщенные сведения об организации. Финансовые организации и коммерческие банки обязательно публикуют свою отчётность. Вся информация, содержащаяся в публикуемых и не публикуемых формах отчётности, должна быть достоверной. Аудиторы – это помощники организации в финансовой сфере. Существует два вида искажения отчётности: 1) Случайное искажение – это наличие ошибок, сделанных по невнимательности. Причины: недостаточный внутренний контроль за бухгалтерскими операциями. 2) Намеренное искажение данных отчётности. Это искажение планируется для заблуждения пользователей информации. Аудит бывает внешний и внутренний, аудиторы тоже. Внешние аудиторы работают в аудиторских организациях, которые предоставляют различные аудиторские услуги, наиболее распространенная – проверка на достоверность информации. Постановка бухгалтерского учёта в организации – это разработка учётной политики для организации. Главные документы в учётной политике: 1) положения об учётной политике организации; 2) рабочий план счетов; 3) образцы первичных документов – это бланки первичных документов, используемых в организации. Есть два вида: а) документы единого образца, которые используются во всех организациях; б) документы, которые используются только в данной организации. 4) схемы документооборота; 5) особенности проведения инвентаризации и ревизии в организации; 6) налоговый учёт в организации; Внешние аудиторы заключают с организацией договор об оказании аудиторских услуг, в котором закреплено, что аудиторские услуги являются платными. Поэтому в нём указаны сумма, в том числе НДС и результат работы аудиторов. Практический результат работы аудиторов в организации: 1) Проверка достоверности отчётности – два аудиторских документа, они равнозначны. Первый – аудиторское заключение, это, по сути, заключение аудиторов по достоверности отчётов (достоверна, частично достоверна или недостоверна). Второй – 1) информация руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита (длинное название); 2) акт аудитора (короткое). Здесь дан подробный анализ проведения аудита. 2) Восстановление бухгалтерского учёта и отчётности – документы аналитического и синтетического учёта и выделяется отчётность как главный документ синтетического учёта. 3) Ведение бухгалтерского учёта и отчётности – бухгалтерская отчётность и документы аналитического и синтетического учёта. 4) Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации – материалы анализа, где отражены результаты, в том числе показатели. 5) Постановка бухгалтерского учёта – документы учётной политики организации. 6) Консультация. Бывает устной и письменной. Если устная, то практический результат отсутствует, если письменная, то материалы аудиторов с письменными рекомендациями по деятельности организации. Внутренний аудит только в пределах организации. Это отдел в организации – если она крупная или один человек, если организация маленькая. Этот человек совершает периодические проверки учета и составлению отчетности организации по направлениям её деятельности. По результатам своей проверки он составляет акт и там излагается что было проверено и с каким результатом, какие были ошибки и как из исправить. Он проводит финансовый анализ в своей организации, то есть дает экономическую оценку. Отличие внешнего аудита от внутреннего: 1) Внешний аудит не зависим в своём мнении об оценке финансового состояния организации и по ведению бухгалтерского учёта и составлению финансовой отчетности в ней, это мнение не зависимо от руководства организации. 2) Внешний аудит более квалифицированный, чем внутренний, так как внешние аудиторы обязаны ежегодно повышать свою квалификацию и получать при этом соответствующий документ. А внутренние аудиторы не обязаны повышать свою квалификацию, они её повышают по усмотрению своего руководства. 3) Внешние аудиторы проверяют многие организации, а внутренние только свою. Из этого следует, что внешние более опытные. Влияние внешнего аудита на внутренний: внутренние аудиторы получив от внешних их итоговые документы должны проконтролировать, чтобы их организация выполнила все рекомендации качественно и своевременно. Влияние внутреннего на внешний: внешние аудиторы перед началом своей работы в организации тщательно изучают акты составленные внутренними аудиторами, где обращают внимание на ошибки и нарушения, указанные в них. Интегрированная корпоративная база данных, входящих в информационную систему корпорации. В неё входят: 1) Экспертные системы и системы принятия решений, они служат основой для принятия оптимальных управленческих решений в корпорации; 2) Система бухгалтерского учёта; 3) Финансовый анализ деятельности корпорации; 4) Автоматизированная система поддержки клиентов; 5) Автоматизированная система управления проектами; 6) Средства распознавания текста; 7) Средства работы с графическими документами; 8) Средства описания и анализа – это средства для расшифровки и детализации отдельных составляющих основных систем; 9) Тестовые процессы электронной таблицы – тестирование на работоспособностьосновных систем; 10) Машинная графика, интегрированные пакеты, в низ находится не только информация по анализу корпорации, но также техническая информация, технологическая документация и информация относящаяся к деловой репутации корпорации. В интегрированной отчётности корпорации приводится не только экономическая информация, но и техническая и технологическая информация. В годовом отчёте корпорации сначала указываются те научно-технические достижения, которые были получены корпорацией за отчётный финансовый год и эти достижения касаются техники и технологии бизнес-процессов корпорации. Например: за отчётный период корпорация выпустила новые виды продукции, краткое техническое и технологическое описание этих видов содержится в интегрированной отчётности корпорации. В истекшем году корпорация занималась маркетинговыми исследованиями, касающиеся рейтинга корпорации на рынке товаров и услуг. Поскольку эти исследования напрямую влияют на оценку деловой репутации корпорации, то они приводятся здесь, в интегрированной отчётности корпорации. Международные финансовые структуры контролирующие отчетность корпорации активно призывают все корпорации показывать в своей интегрированной отчетности не только их достижения, но и их недостатки, для того чтобы пользователи этой интегрированной отчетности объективно оценивали деятельность корпорации. Пример: как показывают международные исследования, те корпорации, которые в своей интегрированной отчетности отражали не только свои достижения, но и свои недостатки, в дальнейшем более успешно действовали на рынке товаров и услуг. Также было отмечено, что в эти корпорации делалось больше инвестиций, чем в те корпорации, которые отражали только свои достижения. Это происходило потому что, пользователи интегрированной отчетности считали, что если корпорация способна придать широкой огласке не только достижения, но и недостатки, то это значит что она чувствует себя уверенно на рынке товаров и услуг, этот факт играет важную роль в росте инвестиций в эту корпорацию. В России интегрированные отчетности почти никто не составляет. 11) Информационно справочные системы. Вся справочная информация; 1. Система управления документами; 2. Коммуникационные пакеты; 3. Выход на филиалы и внешние организации. Чем эффективней осуществляется работа, которая зависит в большей части от её информационной базы, тем эффективней осуществляется работа всей корпорации в целом. Потому что во многом успешность работы корпорации зависит от её информационной базы. Из этого следует, что в настоящее время и корпорации и обычные организации нуждаются в бизнес аналитиках по консолидированной информации, которые хорошо разбираются в интегрированной базе данных и которые занимаются анализом и контролем, принятых в корпорации или просто организациях управленческих решений с помощью интегрированной базы данных. Они принимают активное участие в корректировке управленческих решений, принимаемых руководством корпорации или обычной организации. Эти корректировки управленческих решений в конечном итоге направлены на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности корпорации, далее направлены на упрочнение финансовой устойчивости корпорации и направлена на дальнейшее успешное развитие корпорации или обычной организации. Бизнес аналитики в настоящее время бизнес аналитики являются востребованными в крупных корпорациях, а также в коммерческих банках, холдингах. Как показывают последние исследования использования российскими компаниями различных методов финансового анализа и интегрированной базы данных 50% компаний активно использует целый комплекс методов финансового анализа и комплекс методов оценки его результатов, а также при этом широко использует интегрированную базу данных. 7% компаний использует половину доступных методов финансового анализа и часть методов оценки его результатов финансового анализа и при этом пользуется сокращёнными, без некоторых блоков базы данных. Остальные 43% не используют в своей деятельности методы финансового анализа и не используют интегрированные базы данных. В Базе данных широко используется нормативно правовая база. В ней сосредоточены все законодательные нормативные акты, в том числе различные положения и инструкции, которые являются правовой основой для финансово-хозяйственной деятельности различных организаций. интегрированной информационной базе очень важно учитывать показатели системности. Это означает, что интегрированная информационная база должна рассматриваться как единое целое, а это в свою очередь предусматривает взаимосвязь всех элементов этой базы между собой, далее предусматривает целостность каждого блока и все элементы внутри каждого блока, также должны быть увязаны между собой. Также немало важно, у этой системы единая реакция на внешний мир. Лекция 2. 12.04.16 Одним из основных методов финансового анализа является учётная информация, то есть данные бухгалтерского учёта, управленческого и статистического учёта. Это информация является основой для оценки финансового состояния объекта анализа (организации в целом или в участке работы организации). Общая схема формирования оценки стоимости организации на базе инструментов финансового анализа: 1 ЭТАП. экспресс - анализ На основе применения экспресс анализа даётся приблизительная оценка финансового состояния организации на основе данных её бухгалтерской отчётности. Этапы экспресс анализа: 1 этап. Характеристика организационно-правовой формы исследуемой организации; В акционерных обществах формирование уставного капитала осуществляется за счёт выпуска акций. Если какой-то акционер захочет выйти из состава участников, то он продаёт свои акции либо на фондовом рынке (открытое АО), либо другим акционерам или руководству организации (закрытое АО). При этой процедуре величина уставного капитала не уменьшается. Иное происходит в обществе с ограниченной ответственностью. Там, если пайщик выходит из состава участников ООО, он забирает с собой свой паевой взнос и от этого размер уставного капитала стихийно уменьшается. Чтобы это стихийное уменьшение уставного капитала не сказалось отрицательно на деятельности организации, её руководство обычно принимает решение создать специальный внутренний фонд, образованный из части чистой прибыли организации, на покрытие недостающего размера уставного капитала в связи с выходом из состава участников отдельных пайщиков. Таким образом, часть чистой прибыли ООО идёт не на развитие деятельности, а на поддержание размера уставного капитала на заявленном уровне (как написано в уставе, отчетности). Такая организация НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ФИНАНСОВО УСТОЙЧИВОЙ. 2 этап. Расчёт экономических показателей, отражающих размеры производства и результаты финансово-хоз.деятельности организации. Результатом этого этапа являются 2 момента: 1) отнесение анализируемой организации к типу крупной организации, средней или малой. 2) отнесение организации к числу прибыльных организаций, к организациям с неустойчивой прибылью, или к убыточным организациям. 3 этап. Оценка экономического потенциала организации (т.е перспектив дальнейшего развития организации). На этом этапе выявляются резервы роста организации (неиспользуемые денежные средства, неиспользуемые оборудования, недостаточно налаженный механизм управления организацией, принятие неверных управленческих решений) Экономический потенциал: -Освоение возможных рынков и новых видов продукции и новых технологий; -использование достижений науки, которые позволяют разработать ноу-Хау, которые помогут занять высокое положение на рынке товаров и услуг и поможет упрочнить её деловую репутацию. 4 этап. Оценка финансово-хозяйственной деятельности организации и прогнозирование дальнейшего развития этой деятельности. При оценке финансового состояния организации могут быть использованы следующие методы: 1) метод сравнения (чем выше доходы организации при умеренных расходах, тем потенциально выше её прибыль) 2) метод оцененности организации (суть: чистые активы организации сравниваются либо с выручкой организации или с финансовым результатом деятельности, вывод: отдача от вложенных денег должна быть большей. Кроме того, полученные результаты такого сравнения нужно сопоставить с аналогичными показателями по отрасли. Если показатель организации меньше среднеотраслевого, то организация считается "недооценённой" , а если больше среднеотраслевого, то такая организация считается "переоцененной". 3) методика бостонской группы. Организации делят на 4 группы: -звезды(если организация имеет высокую рентабельность капитала (выше 20%), при высоких темпах роста выручки от реализации продукции) ; -коровы (если организация имеет высокую рентабельность капитала (выше 20%), но при низких темпах роста выручки от реализации продукции); -лошади (если низкая рентабельность (до 5%), но высокие темпы роста выручки от реализации продукции); -собаки (если низкая рентабельность (до 5%) и при низких темпах роста выручки от реализации продукции); Если организация относится к ЗВЁЗДАМ, то ей нужно сохранить данную позицию бизнеса в течение нескольких лет. Если предприятие относится к коровам, но ему нужно повысить темпы роста выручки от реализации продукции. Если организация относится к лошадям, то ей надо повысить рентабельность капитала. Если организация относится к собакам, то ей нужно повысить и то и другое. Если ей не удалось этого сделать, то ей даётся отрицательная оценка развития бизнеса и выносится предупреждение о возможном скором банкротстве. Пример для проведения экспресс-анализа. Исследуется организация, относящаяся к производственной сфере деятельности, установлено, что за отчетный год величина произв.фондов в организации повысилась, а темпы роста оборотных активов за тот же год превысили темпы роста собственного капитала, выручка от реализации готовой продукции у организации так же повысилась, а следовательно повысилась чистая прибыль, О чем свидетельствует рост акций на фондовом рынке. У организации неэффективная ассортиментная политика, об этом свидетельствует факт, что организация выпускает несколько видов продукции, которые не пользуются спросом, следовательно затраты на их выпуск не окупаются. При проведение экспресс-анализа было установлено, что у организации увеличен производств.цикл на ряд продукции, отсюда имеет место повышенная себестоимость выпуска этой продукции, уменьшается выпуска от реализации, в связи с этим организации рекомендовано следующее: чтобы повысить выручку от реализации продукции, организация должна сократить производственный цикл по тем видам продукции, по которым он увеличен за счёт частичной модернизации производства. К тому же частичная модернизация производства позволит увеличить объёмы производства продукции, которую можно будет реализовывать на новых рынках сбыта. Эти мероприятия помогут повысить фин.устойчивость организации за счёт того, что увеличенную чистую прибыль организации можно будет использовать для создания дополнительных фондов и резервов, которые будут страховать риски её деятельности, часть ЧП можно будет направить на дальнейшее развитие её фин-хоз.деятельности. 2 ЭТАП. ДЕТАЛИЗИРОВАННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ. Направления: 1) финансовый детализированный анализ деятельности компании по данным финансовой отчетности; 2) финансовый детализированный анализ организации по бизнес-процессам, то есть по видам деятельность, по видам продукции. Рассмотрим (1) финансовый детализированный анализ деятельности компании по данным финансовой отчётности. Это анализ данных баланса: АКТИВ. Анализируется величина внеоборотных активов (ОС,НМА), доходные финансовые вложения. Анализируется по абсолютным величинам и по темпам роста. Далее рассмотрим оборотные активы: расходы на продажу, дебиторская задолженность, финансовые вложения, денежные средства(касса, счета в банках); Анализируется так же как внеоборотные по абсолютным величинам(в течение 3 лет, или за каждый квартал) и по темпам роста. Анализируем оборотные активы : материалы, готовая продукция , расходы на продажу , основное производство , дебиторская задолженность , фин.вложения , денежные средства: касса и счета в банках. Анализируются по абсолютной величине, по темпам роста и темпам прироста, положительным фактором является то , что темпы роста и темпы прироста оборотных активов превышают темпы роста и темпы прироста внеоборотных активов , причём темпы роста готовой продукции должны превышать темпы роста оборотных активов в Целом Если в организации наблюдается рост дебиторской задолженности, то выявляют причины этого: -рост дебиторской задолженности происходит оттого что организация слабо контролирует свои расчеты с покупателями; -организация расширяет свою деятельность, поэтому растёт круг покупателей её продукции; Большие абсолютные величины денежных средств свидетельствуют о чрезмерной ликвидностям деятельности организации . С одной стороны орган-ия сможет всегда расплатится по всем своим обязательствам , но с другой стороны чрезмерная ликвидность говорит о том , что деньги в организации не работают. Это в свою очередь снижает прибыль организации, следовательно, отрицательно сказывается на развитии организации. ОА должны быть больше ВОА. Если ВОА больше ОА, то это указывает на старение основных производственных фондов или это говорит о модернизации производства. ПАССИВ. Изучаем формирование уставного капитала. Уставный капитал, как база для деятельности организации, должен быть достаточным для осуществления этой деятельности, а для этого он должен увеличивается с течением времени. Если УК не растёт с течением времени, то это говорит о том, что деятельность организации не интересна инвесторам, и они не вкладывают деньги в эту организацию, таким образом, организация не имеет перспектив развития. Если же УК со временем увеличивается, то база для деятельности растёт, организация имеет перспективы развития. Важен Анализ величины резервного фонда организации, потому что главная цель формирования резервного капитала - это страхование организации от возможного или вероятного банкротства. Резервный фонд необходим для покрытия рисков организации и для недопущения банкротства. Он формируется за счёт части чистой прибыли (рекомендуют отчислять по 5%от ЧП) Анализ нераспределённой прибыли. Нераспр. прибыль - чистая прибыль. Средства на потребление должны превышать средства на накопление. Важно установить, что прибыль организации образуется равномерно в течение отчетного периода. Если это не так, то в период кризиса это может привести к банкротству организации. Потому что в то время когда у организации убыток, а ей нужно будет отвечать по своим обязательствам, у неё не окажется достаточно средств. Временно организацию может спасти резервный фонд, но ненадолго. То же самое можно сказать, если у организации получился непокрытый убыток, а средств из резервного фонда не хватает. Если этот убыток образовался по итогу одного квартала, то тогда прибыль от других кварталов может перекрыть этот убыток. Страшен для организации убыток по итогам финансового года, тогда организации возвращают авансовые платежи по налогу на прибыль, но и их не хватает. Далее анализируется долгосрочные обязательства организации, которые представлены в основном долгосрочными кредитами и займами. Быстрой отдачи от долгосрочных кредитов и займов не будет, поэтому организация должна планировать свою деятельность так, чтобы она не страдала от долгосрочных кредитов и займов. Организация должна оценивать своих кредиторов. Далее анализируем краткосрочные обязательства (кредиты и займы и кредиторская задолженность). Проценты по краткоср.крелитам всегда меньше чем по долгосрочным, так же как и суммы. Виды обеспечения кредита: 1) залог (самый предпочтительный для банка) - это реальное имущество должника, которое может стать собственностью банка, если должник вовремя не погасит кредит и проценты по нему. Каждая организация должна знать требования банка к залогу. Требования банка к залогу: -стоимостное (сумма залога должна быть больше, чем сумма кредита + все проценты по нему. - ликвидности залога ( может ли банк быстро продать залог) ГЛАВНОЕ - местонахождение залога (у банка, на территории заемщика ; на нейтральной территории) 2) гарантия (поручительство). Обычно гарантия для ЮЛ, а поручительстве для ФЛ, но не всегда. Должен быть составлен договор гарантии, он всегда трехсторонний (заказчик-предприятие, исполнитель-банк, гарант-юл, которое гарантирует банку погашение кредита за заемщика, если заёмщик сам не в состоянии этого сделать). Гаранты: органы власти, голубые фишки и монополии, крупные банки, другие банки; Лекция 3 19.04.16 продолжение 3) страховой полюс ( тоже самое что гарантия, но гарантом является страховая компания; страховая компания менее надежный гарант чем банк, так как у неё нет таких крупных финансовых средств как у банка); Кредитные договоры могут пролонгироваться (продлеваться); решение о пролонгации кредита принимает банк, обычно он одобряет пролонгацию кредита для добросовестных заёмщиков. ЦБ рекомендует банкам делать пролонгацию кредита заёмщикам не более одного раза. А вторая пролонгация одного и того кредита означает просрочку. В день окончания кредитного договора (обычного или с учётом пролонгации), если вечером этого дня не поступит платёж от заемщика, то уже вечером этого дня сам кредит и проценты по нему начинают учитываться как просроченные. В договоре пролонгации кредита ужесточаются условия первоначального кредитного договора ( повышается процентная ставка за кредит, сокращаются сроки погашения кредита) Кредит и проценты по нему учитываются на разных счётах банка. Существуют резервы на возможные потери по самим кредитам и есть отдельно резервы по возможным потерям по процентам за кредиты. Отдельно нужно учитывать штрафы и пени по просроченным кредитам. Если предприятие решается брать кредиты или займы, то это предприятие заранее должно продумать как будут гасить сам кредит и проценты по нему. Самый надёжный источник погашения кредита и заемных средств это собственные средства. Другой источник это привлечённые организацией средства: Проценты по депозитам, вкладам, проценты от продажи ц.б, дивиденды, полученные от участия в УК других организаций. Привлечённые средства не надёжны. Анализ кредиторской задолженности. 1. Расчеты с поставщиками и подрядчиками. Наиболее распространённый на практике вид кредиторской задолженности, то есть это обязательство организации перед поставщиками и подрядчиками, которое она должна выполнить. Организация должна следить, чтобы кредиторская задолженность не стала просроченной, а то возникнут штрафные санкции. 2. Расчеты с персоналам по оплате труда. Задолженность перед работниками по заработной плате. 3. Расчеты с подотчётными лицами. Отчёт о финансовых результатах. Здесь сосредоточены данные по доходам и расходам организации. Доходы организации: 1) выручка - главный вид дохода . Выручка обычно в большей степени влияет на прибыль организации. Но при анализе не всегда надо сопоставлять с себестоимостью продаж. Себестоимость продаж - основной вид расходов организации. В процессе анализа следует выяснить за счёт чего можно увеличить показатель выручки и при этом снизить себестоимость продаж. Варианты: -снижение затрат на выпуск продукции, в основном за счёт модернизации производства; -не заключать договоры с торговыми организациями, а осуществлять продажу продукции самостоятельно; -для роста выручки, с одной стороны , нужно обеспечивать должное качество продукции; -нужно строить грамотно ассортиментную политику, чтобы на рынок выходили товары, пользующиеся спросом; -нужно завоёвывать новые рынки сбыта; Отдельно рассматриваются управленческие и коммерческие расходы. Коммерческие расходы- расходы по сбыту продукции (рекламные кампании, получение товарного знака, плата акцизов, торговых пошлин) Управленческие расходы ( обслуживание персонала, аренда посещения под офис, где размещается управленческий персонал) Организации, которые торгуют за границей или организуют широкую рекламную кампанию своей продукции требуют большие коммерческие расходы. Коммерческие и управленческие расходы снижают показатель выручки, и в итоге снижают прибыль. Но с другой стороны, эти расходы необходимы. Ставится задача: снизить коммерческие и управленческие расходы, но не снижать эффекта от их совершения. В отчете о финансовых результатах представлены доходы и расходы как от основной деятельности, а также прочие. Прочие доходы: Продажа материальных активов, продажа ц.б., курсовые разницы, проценты от вкладов и тд. Далее идут : Прибыль до налогообложения=все доходы - все расходы ; налог на прибыль; Чистая прибыль. Отчёт о финансовых результатах составляется с нарастающим итогом с начала года. Отчёт о движении денежных средств отражает поступления и расходования наличных и безналичных денежных средств организации. В частности, поступление денежных средств по текущей деятельности- это поступление от продажи товаров или оказания услуг, поступление арендных платежей, поступление платежей по финансовым вложениям организации, например, по ценным бумагам, по займам. Далее идут платежи по текущим операциям, в первую очередь, платежи поставщикам за сырьё и материалы, далее платежи по заработной плате персонала. Безналичные платежи - организация заключает договор с банком по зарплатномк проекту. Это означает , что организация обязуется перечислять в банк безналично всю заработную плату всех работников, которая причитается им к получению. Причём обязуется делать это ежемесячно в одни и тебе дни. Если в организации принято выплачивать сначала аванс , а потом зп, то тогда вначале месяца ( до 10 числа включительно) организация перечисляет в банк всю сумму аванса по всем работникам, которую они должны получить ( аванс 10-20%) от зп. Банк снабжает пластиковыми картами, адресами банкоматов. Для банков эти зарплатных деньги-дешевый ресурс. Дальше в отчете о движении денежных средств рассматриваются инвестиционные операции, например, поступления от продажи собственных акций организации, платежи в виде дивидендов от участия в деятельности других организациях, платежи в связи с внедрением научных разработок, платежи в связи с приобретением облигаций и сертификатов других организаций-это называется долговыми обязательствами. Отдельно платежи по процентам от собственных долговых обязательств ОТЧЁТ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ КАПИТАЛА. Данный отчёт посвящён движению собственного капитала организации (увеличение капитала или уменьшение) . 1) уставный капитал: Типичный случай увеличения капитала - увеличение уставного капитала за счёт выпуска новых акций для АО, а для ООО привлечение новых пайщиков либо увеличение взносов пайщиков. 2) Увеличение добавочного капитала. -За счёт переоценки имущества , осуществляется прирост стоимости; -за счёт продажи собственных акций; Уменьшение капитала: 1) уставный капитал: АО : когда акционеры не выкупили акции и организация понимает , что они их так и не выкупят (публичные - акции не пользуются спросом, непубличные - у акционеров не хватает средств); Чтоб не допускать уменьшения УК, часть чистой прибыли идёт на пополнение УК. Это негативно отражается на деятельности организации, так как прибыль идёт на пополнение УК, вместо развития основной деятельности. ООО: пайщики выходят из состава участников ООО и забирают с собой свои паевые взносы; от этого УК ООО стихийно уменьшается. Чтобы не показывать этого уменьшения в отчетности ООО должно иметь специальный внутренний фонд, образованной из чистой прибыли, чтоб этими деньгами пополнять УК на ту величину, которую пайщики взяли с собой. Если фонда нет, то организации должна в отчете показывать фактическое уменьшение капитала. Бывает уменьшение любого капитала при реорганизации . когда организация соединяется с другой организацией или когда она разделяется на 2 разные организации. Потому что здесь идут ключевые перемены , одно руководство сменяется другим. Идёт принятие новых управленческих решений , идёт перестройка коренная всей деятельности организаций , при этом стоимость акций организаций на фондовом рынке падает. Стоимость. Имущества при переоценке тоже падает . Резервный фонд в этот период не пополняется, следовательно уменьшается величина капитала. Показатели в этом отчете даются в динамике, то есть с изменениями за год или квартал. Это позволяет утверждать какая тенденция по какому сострадающему капиталу обнаруживается. Если какая-то составляющая капитала имеет тенденцию к уменьшению, то надо принимать мены, чтоб этого не допустить. Иначе будет нанесён ущерб деятельности организации. Например, резервный фонд имеет тенденцию к уменьшению, это значит, что организацию будет нечем страховать от банкротства. Если УК будет иметь тенденцию к уменьшению, то сократится база для деятельности организации. Если в организации сократиться ЧП , то тогда на будет средств на развитие деятельности. Это может привести организацию к банкротству. Сокращение добавочного капитала: 1) уменьшение стоимости имущества при переоценке (когда размеры имущества совращаются) ; 2) когда сокращается часть имущества; 3) при сокращении деятельности 4) когда сокращается эмиссионный доход; Отдельно в этом отчете должно быть представлено изменение чистых активов организации. Активы должны пускаться в оборот , чтобы приносить прибыль, потому чем больше величина ЧА в обороте, тем больше прибыль. Лекции 4. Финансовый анализ. 26.04.16 В пояснительной записке к годовому отчёту содержатся данные, которых нет в самих формах отчетности. В них содержатся: 1) Сведенья об учетной политике организации, а именно те особенности о ведение бухгалтерского учёта, которые были использованы при составлении годового отчёта ( какие методы оценки имущества организации были задействованы при формировании годового отчёта) 2) Сведенья о чрезвычайных обстоятельствах, которые имели место в отчетном периоде (реорганизация - этот процесс ведёт за собой дополнительные издержки не связанные с производством, глобальный компьютерный вирус, пожар, потоп и тд) 3) События после отчетной даты пришли платежные документы от партнёров организации датированным годом, таким образом эти документы нельзя оформить следующим годом, только текущим; другое событие- выходит новый пбу или делаются изменения в налоговом законодательстве, на основании которых нужно переделать некоторые бухгалтерские проводки и суммы по ним, нужно сделать текущим годом; самостоятельно организация не имеет права ввести эти изменения, так как отчетность уже направлена в налоговую инспекцию, поэтому для решения этой проблемы приглашаются внешние аудиторы, под их контролем организация вносить все необходимые изменения в отчетность, эти изменения представляют собой дополнительные бухгалтерские проводки, которые называются ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫМИ ОБОРОТАМИ. При этом аудиторы подтверждают следующее:отчетность организации без заключительных оборотов-это та отчетность которая ушла в налоговую, плюс сами заключительные обороты = отчетность организации с заключительными оборотами. Таким образом, внешние аудиторы подвергают: непрерывность отчетности организации, достоверность отражения в отчетности информации по заключительным оборотам. В акте аудитора внешние аудиторы приводят все проводки по заключительным оборотам и указывают на основании каких документов эти проводки выполнены. 4) Сведенья по аффилированным лицам аффилированные лица – привилегированные лица(возглавляющие фирмы),, влияющие на деятельность организации, а также члены их семей; Аффилированными лицами могут быть крупные участники уставного капитала организации (крупные акционеры или пайщики) или члены совета директоров (они намечают стратегию деятельности организации), учредители организации, крупные инвесторы) . Аффилированные лица имеют свои льготы, например, маленькие проценты по займам. Они берут займы, и как правило, займы не возвращают, отсюда организация несёт убытки. Также аффилированные лица заставляют принимать организацию не верные решения (невыгодные контракты, выпуск продукции с низким спросом и тд). Если организация не может избавится от аффилированных лиц и от членов их семей, то она должна отразить в пояснительной записке: сколько у неё аффилир.лиц и сколько их, в каких операциях организации участвовали аффилир.лицаи на какую сумму Были эти операции; участие в УК, в привлечённых инвестициях в организацию и в управлении организацией. Под негативным влиянием аффилированных лиц организация теряет своё собственное лицо, выполняя любые их указания, она становится карманной организацией. 5) Сведенья о государственной помощи Какая деятельность финансируется , ограничивается ли гос.помощь только текущим годом, или она рассчитана на несколько лет. Пример, государство даёт организации выгодные контракты (тендеры). 6) Сведенья Об отдельных видах кредиторской и дебиторской задолженности. Например, если организация задолжала заработную плату , причины должны быть отражены в пояснительной записке; если покупатели задолжали организации , то причины также отражаются в пояснительной записке; 7) информация о внутренних фондах и резервах – информация по конкретным фордам накопления и потребления) Фонды потребления: фонд материального поощрения персонала, фонд социально-культурных мероприятий (оплата питания, оплата проезда, оплата лечения, оплата туристических путёвок и тд) Фонды накопления: фонд развития производственной деятельности организации, Фонд повышения квалификации персонала; Другие фонды: благотворительный фонд, фонд дивидендов, фонд сверхлимитных командировочных расходов; фонд содержания служебных собак; Все эти фонды образуются из чистой прибыли организации. В каждой организации должно быть положение о том или ином внутреннем фонде, это положение содержит следующее: 1.какой процент от чистой прибыли ежегодно отчисляется в этот фонд; 2.цели расходования средств из этого фонда. Любой из этих фондов страхует организацию от высоких рисков её деятельности и возможных убытков. 8) Сведения по задолженности организации, кредитам и займам . Отмечается текущая ли это задолженность или просроченная; отмечается заложенность и по процентам, в том числе просроченная. Здесь же организация указывает причины образования просроченной задолженности по кредитам и займам. 9) Сведения о выпуске ценных бумаг. Указывается объём выпуска, на какую сумму выпущены ценные бумаги, номинальная стоимость ценных бумаг, основной ли это выпуск или дополнительный. Если эти ценные бумаги предназначены для реализации на фондовом рынке, то это значит, что они конкурентноспособны на ряду с ценными бумагами других фирм, значит организация прибыльная и у неё высокая деловая репутация; 10) Сведения об участии в деятельности других организациях. Обьем инвестиций, срок инвестиций, какие выгоды организация ожидает от этих инвестиций; 11) Сведения о рентабельности деятельности организации ( средний показатель 15%) 12) Сведения нефинансовой информации. Указывается конкурентоспособность продукции на рынках сбыта; о новых видах освоенной продукции, работ, услуг; о внедрении новых технологий в производство; о модернизации оборудования. 13) Перспективы деятельности организации. Если организацию ожидает реорганизация с неизвестным исходом, то этот исход воспринимается скорее как отрицательный, так как будут большие издержки и неизвестно что из этого выйдет. Вывод по содержанию пояснительной записки: на основании информации пояснительной записки годовой отчётности контролирующие организацию органы могут сделать дополнительные выводы по её деятельности. Например, если по данным других форм отчётности контролирующие органы пришли к выводу, что организация является недостаточно финансово устойчивой, то и использованием данных из пояснительной записки годовой отчётности они могут определить тенденцию по финансовой устойчивости организации. если финансовая устойчивость будет понижайся, то тогда организация идёт к банкротству. Эта информация нужна контролирующим органам, чтобы определить их дальнейшие действия в отношении этой организации (либо давать финансовые льготы или наоборот, облагать санкциями). ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ПО БИЗНЕС –ПРОЦЕССАМ. Здесь рассматривается анализ конкретных видов производственной деятельности организации (подготовка продукции к обработки, процесс обработки, получение готовой продукции, её реализации). С точки зрения финансового анализа каждый из этих процессов анализируется на рентабельность: отношение доходов к затратам. При этом выясняется, на каком бизнес-процессе были сделаны наибольшие затраты и по какому этапу получена наибольшая доходность. Это влияет на принятие более эффективных управленческих решений по производственному процессу организации. Для разных отраслей при разных бизнес процессах, рентабельность и затраты будут различны. Например , в сфере промышленного производства, большую долю затрат занимают затраты в основные средства. Поэтому здесь важно обеспечить эффективность использования основных средств, тогда рентабельность производства повысится, а в торговых организациях большую долю имущества занимают производственные запасы. Здесь важно обеспечить быструю оборачиваемость этих производственных запасов. Таким образом, повысится рентабельность деятельности торговой реализации. У организации гос.сектора экономики, также есть свои особенности по деятельности. Организация не должна отклонятся от плановых показателей вышестоящих организаций. Организации, которые отчитываются, действуют в строгих рамках, установленных в вышестоящих структурах. И кардинально изменить их деятельность невозможно, поэтому нельзя принимать управленческие решения,направленные на освоение новых технологий или реорганизации, без согласия вышестоящих структур. 3 ЭТАП. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ. На основании выводов об организации полученных по результатам второго этапа финансового анализа, происходит формирование комплексной оценки эффективности функционирования организации. Комплексная оценка эффективности организации : - оценка финансового состояния организации по данным её отчетности; - По итогам анализа бизнес-процессов организации определяется тенденция её дальнейшего развития; определяется степень эффективности деятельности. - даётся оценка деловой репутации организации, в том числе оценка положения её на рынке товаров и услуг; даётся оценка по тенденции деловой репуиации. - даётся оценка эффективности управления организацией. Если делается вывод о повышении эффективности управления организацией, это свидетельствует о развитии её деятельности. - оценка эффективности внутреннего контроля организации. Если внутренний контроль осуществляется качественно, то это способствует принятию правильных управленческих решений и эффективности производственного процесса. - оценка обеспеченности обязательств организации денежными средствами, то есть ликвидность деятельности. Если текущая ликвидность в Норме , то это значит, что организация может выполнить любые финансовые обязательства в течение ближайших 30 дней, а если это так, с такой организацией будут искать сотрудничества любые фирмы, это способствует росту её деловой репутации. - оценка рисковости деятельности организации. Если организация по роду своей деятельности является высоко рисковой, то эти риски должны быть сбалансированы : 1) дифференциация финансовых вложений; 2) риски должны быть распределены равномерно в течении финансового года; Итоги: оцениваются перспективы дальнейшей деятельности организации. Лекция 5. 03.05.16 В этом блоке анализируется в первую очередь макроотраслевые показатели, влияющие на деятельность исследуемой организации. К ним относятся следующие: уровень цен на продукцию организации, сложившийся на рынке товаров и услуг ; среднеотраслевой уровень оплаты труда; оценка налоговой нагрузки -необходима для определения влияния данного фактора на эффективность функционирования бизнеса в организации. Для этого используются следующие показатели- отношение налоговых платежей организации к выручки от реализации продукции;отношение налоговых платежей по зарплате к уровню самой зарплаты (к средней Зп в организации); отношение налоговых платежей к сумме прочих доходов и расходов (штрафы полученные или уплаченные, положительные или отрицательные курсовые разницы, внимание арендной платы ;,арендные платежи,доходы от продажи ос, нма активов не относящихся к основному производству, а также расходы на это);доля налоговых платежей к суммарным платежам организации за отчетный период. Таким образом получается доля налоговой нагрузки в тех показателях, которые в числители. Чем больше полученные коэффициенты, тем больше доля налоговой нагрузки. Для более точного результата по оценке налоговой нагрузки необходимо рассматривать эти показатели в динамике. При этом будут получены более точные выводы о влиянии налоговой нагрузки на развитие бизнеса. Самое оптимальное рассмотреть динамику за 3 года. Анализ оцененности организации -при этом анализе исследуется соотношение стоимости чистых активов организации к выручке, оценка прибыли и стоимости чистых активов, полученные коэффициенты сравниваются со среднеотраслевым уровнем этих же коэффициентов. И если у организации эти показатели больше среднеотраслевого уровня то организация считается переоцененной, но когда эти показатели меньше среднеотраслевого уровня то организация считается недооцененной. Если один из показателей будет переоцененным а другой недооцененный, то предпочитаем первый показатель как более точный ча /выручку. Показатель ресурсоемкости -исследование материалоемкости изготовления продукции, исследование фонда ёмкости, те степени использования фондов при изготовлении продукции; трудоемкость, энергоемкость, наукоемкость. Все указанные показатели сравниваются со средними по отрасли. Далее делается вывод о степени эффективности производства в исследуемой организации, например если у организации большая выручка при минимальной загрузке производственных мощностей то оно эффективно, если велика доля чистых активов, то тоже эффективно, попутно с этим исследуется и оценивается цикличность производства. Чем меньше этот цикл, тем больше оборачиваемость денежных средств и тем эффективнее производство Оценивается сезонность производства, производство внесезонности. Например пищевая промышленность. Исследуется влияние сезонности на объёмы производства и выручку. Далее сравнивается технология производства в исследуемой организации с технологией производства по отрасли. Если у исследуемой организации применяется более устаревшие технологии чем в среднем по отрасли, то считается, что эта организация имеет низкую степень финансовой устойчивости по сравнению с другими организациями отрасли. А это в свою очередь свидетельствует о возможном банкротстве организации если она не поменяет свой бизнес план. Кроме того на этом этапе к оценке организации подключаются маркетинговые те чисто рыночные организации, к ним относится :стратегия ценообразования на данном рынке. Формы расчетов между участниками рынка :наличные или безналичные Расчеты ;рублями или валютой,предоплата или последующая оплата. От этого зависит такой маркетинговый показатель как длительность дебиторской задолженности, поэтому при последующей оплате длительность увеличивается. Далее изучать методы сбыта продукции, например увеличить сбыт продукции можно с помощью рекламы на нее или такой обязательный сбыт, который регламентирован Также добавляется характеристика контрагентов организации на рынке, поставщиков, покупателей и организации, оказывающие услуги при сбыте продукции. Исследуется долговременность сотрудничества организации со своими деловыми партнёрами, их деловая репутация на рынке, их доля в общем объёме прибыли нашей организации и их влияние на само развитие бизнеса нашей организации (не находится ли наш бизнес под их давлением) оценивается рыночный потенциал компаний, те возможности освоения новых рынков сбыта продукции или возможности освоения новых источников сырья, увеличить объемы выпуска продукции при постоянном спросе на нее, увеличение качества продукции 4 блок завершён. Стратегический анализ развития бизнеса на основе инструментов бизнес планирования Бизнес планирование включает в себя объемы производства на перспективу, объемы бизнеса, предполагаемая прибыль (предполагаемая выручка, себестоимость, коммерческие расходы и управленческие расходы), предполагаемая цена на продукцию (на основе маркетинговых исследований),предполагаемые рынки сбыта продукции, Инвестиционный анализ предусматривает оценку инвестиций организаций в бизнес и эффективность бизнеса, те какую долю в выручке составляют инвестиции, оценка краткосрочных и долгосрочных инвестиций, оценка снижения инвестиционных рисков,анализ эффективности системы управления бизнесом на перспективу за основу берутся показатели производительности труда, объёмов выпуска продукции, влияние науки на производство, влияние контроля на производство, оценка экономического потенциала компании, влияние управленческих решений на производственные показатели. И на этой основе делаются выводы на дальнейшее развитие бизнеса у организации. Если делается вывод о том ,что организация способна наращивать свой производственный потенциал, то определяется в течение какого срока, в каких объемах и на сколько будет ориентировочно увеличена прибыль организации при этих условиях, если же будет сделан вывод, что у организации нет перспектив к развитию бизнеса, то определяется в течение какого времени организация может сохранять имеющееся у нее в настоящий момент положение на рынке , те определяется через какое время негативные факторы будут преобладать над позитивными, те банкротство. Однако следует отметить, что в Стратегический анализ бизнеса могут быть внесены коррективы, например может появиться спонсор заинтересованный в данном бизнесе, который будет осуществлять эффективную инвестиционную политик, что будет способствовать развитию бизнеса и избавит организацию от грозящего банкротства. Произойдут изменения в действующем законодательстве и эти изменения сыграют позитивную роль для развития данного бизнеса, те будут уменьшены налоги. Схема закончена На данной схеме представлены источники информации для комплексного анализа деятельности компании, вся информация для анализа может быть разделена на две большие группы :внутренние и внешние Внешняя информация получена не из компании, внутренняя внутри компании Внутренняя информация это прежде всего учетная информация, те данные оперативного бухгалтерского и статистического учета. Данные оперативного учета раскрывают информацию о деятельности организации за каждый день во всех подробностях. Бухгалтерская информация отражается в учетных регистрах, на счетах в проводках, оборотной сальдовых ведомостях, главной книги и формах отчетности, те балансе… Если в бух отчетности содержится информация ещё и отчетные данные о зависимых структурах, то это финансовая отчетность. Статистическая отчетность это статистические формы, которые обязана заполнять любая организация и затем передавать их в территориальные органы статистики, каждая такая форма посвящена определенной тематике, например форма по производственной тематики(виды продажи, объемы производства), форма по труду и Зп (количество работников, количество производственного персонала и тд, по каждой категории квалификация персонала, Зп) форма по сырью и материалам. Статистическая информация нужна для сбора статистических данных по организации. Для организации она нужна для того, чтобы увидеть обобщенные показатели по организации Нормативно плановая и техническая информация Бизнес план организации содержит в себе объемы предстоящих производств и ожидаемую выручку от реализации продукции, он служит ориентиром для дальнейшего развития бизнеса компании Проектно сметная документация это сметы предстоящих расходов организации, например на освоение новых видов продукции, на модернизацию производства, на внедрение различных ноухау, в этой документации Содержатся не только затраты в эти новшества, но и прибыль ожидаемая от них. Технологическая нормативная документация Юридическая информация-устав организации (юр.статус организации, виды деятельности основные и неосновные, величина УК, органы управления организацией, совет директоров, внутренние фонды накопления и потребления, как они формируются, организационно-правовую распорядительная документация), распоряжения органов управления, договоры, контракты Лекция 10.05.16 Внешняя информация для анализа Отраслевая (коммерческая информация по взаимодействию с контрагентами) При выполнении финансового анализа важную роль для комплексного анализа хозяйственной деятельности компании приобретает отраслевая информация. Она включает в себя следующее :информация о контрагентах исследуемой организации. В эту информацию включается следующее :положение контрагента на исследуемой рынке товаров и услуг (с какого времени работает на этом рынке, какая деловая репутация, со сколькими российскими и зарубежными фирмами он взаимодействует, его финансовое положение.)) Данная информация важна ии для выбора партнера по бизнесу и для принятия управленческих решений относительно дальнейших взаимоотношений с этим партнером. Информация о структурах управления, регулирования и кредитования. К ним относится :банк России, министерство финансов, ФНС, ФТС, федеральное казначейство, коммерческие банки. Важен юр. статус и полномочия этих структур, нормативные документы принятые этими структурами, которые влияют на деятельность компании. Эта информация важна для данной компании с точки зрения влияния этих структур на ее финансово-хозяйственную деятельность. Справочная информация нужна компании, чтобы сверять с ней свою финансово -хозяйственную деятельность. Например, средний уровень цен по отрасли, спроса на ту или иную продукцию, ценообразование на нее, прибыльность компаний, находящихся на этом рынке, преобладающие формы расчетов между контрагентами, применяемые методы для стимулирования сбыта продукции, потенциал данного рынка. Эта информация позволяет сопоставить финансово экономические показатели деятельности компании со среднеотраслевыми показателями действующими на этом рынке, что позволяет компании оценить более точно свой экономический потенциал и рассчитать свои финансовые возможности на данном рынке. Официальная информация Законы, постановления, распоряжения, письма, информационные бюллетени органов территориального управления. Это компьютерные и информационно справочные системы, которые по запросу компании обеспечивают её наиболее полной экономической и юридической информацией (законы, письма, указания, постановления, инструкции и тд органов управления центральных и на местах) Уровень инфляции играет важную роль на все показатели деятельности компании. От уровня инфляции зависит себестоимость выпускаемой продукции. Инфляция влияет • на размер Зп работников компании, если руководство учитывает уровень инфляции, то Зп будет повышаться, если не учитывает уровень инфляции при определении размера Зп персонала, то реальные доходы работников будут сокращаться и они будут искать заработок в другом месте • на размеры %ставок по кредитам и депозитам, если размеры %ставок приемлемы для компании, она будет брать кредиты и ее %платежы по кредитам будут заложены в стоимость готово продукции, чем выше ставка, тем выше и цена готовой продукции. Компания размещает депозиты в коммерческих банках, когда у нее есть свободные деньги с одной стороны и когда её устраивает эта %ставка по депозитам, а в период повышения уровня инфляции %ставки по депозитам сокращаются. Размещаемые деньги в депозитные вклады приносят компании доход в виде процента по ним и способствуют росту её экономического потенциала. На инфляцию могут влиять также политические факторы, те решение правительства и других органов власти, международные отношения могут либо повышать либо понижать уровень инфляции. И это сказывается на деятельность компании прямым образом, особенно если компания ведет свою деятельность на международных рынках. Информацию об уровне инфляции можно узнать из росстата, документов федеральной налоговой службы, из писем и указаний банка России и министерства финансов, из информационно справочных электронных систем Информация для финансового анализа служит основой для получения правильных выводов о её финхоз деятельности, а следовательно и для её грамотной оценке этой деятельности и принять верные управленческие решения о её деятельности. Финансовые показатели в системе управления бизнесом Важное место в фин.анализе занимают аналитические показатели, рассчитываемые с использованием форм. Система аналитических показателей, группа взаимосвязанных между собой показателей имеет целью дать точную оценку различным процессам и затрагивающим финансово хозяйственную деятельность компании. По количеству этих показателей должно быть достаточно для полной оценки фин.хоз деятельности компании, а их качественный уровень должен позволять придать этой оценке большую точность и объективность. А в итоге от выбранных финпоказателей для анализа деятельности компании зависят результаты этого анализа, а следовательно и дальнейшие управленческие решения по компании. При повышении уровня инфляции процентные ставки по депозитам сокращаются. Размещаемые свободные деньги в депозитные вклады приносят компании доход в виде процентов по ним и тем самым способствует росту её экономического потенциала. На уровень инфляции могут влиять не только экономические, но и политические факторы: решения правительства и других органов власти, международные отношения могут лито повышать уровень инфляции, либо понижать. Также курс валют прямым образом сказывается на деятельности исследуемой компании. Особенно, если компания ведёт деятельность на зарубежных рынках. Информацию об уровне инфляции берём на сайте Росстата, из документов федеральной налоговой службы, из писем и указаний ЦБ и Минфина, из информационно справочных систем. Информация для финансового анализа служит основой для получения правильных выводов о её финансово-хозяйственной деятельности, а следовательно для грамотной оценки этой деятельности. И на этой основе принять верные управленческие решения о её деятельности. Финансовые показатели в системе управления бизнеса. Важное место в финансовом анализе занимают аналитические показатели (рассчитанные с использованием формул). Система аналитических показателей имеет целью дать точную оценку различным процессам и явлениям, затрагивающие фин.хоз.деятельность исследуемой компании. По количеству этих показателей должно быть достаточно для полной оценки фин.хоз.деятельности компании, а их качественный уровень должен позволять предать этой оценке большую точность и объективность, в итоге от выбранных финансовых показателей для анализа деятельности компании зависят результаты этого анализа, а следовательно и дальнейшие управленческие решения о компании. Схема формирования аналитических показателей и их взаимосвязь в системе управления. ОФ - стоимость основных фондов А амортизация ОФ ФО фондоотдача МЗ материальные затраты МО - материалоотдача продукции Ч среднесписочная численность производственного персонала ФОТ фонда оплаты труда персонала ПТ - производительность труда В -выручка от реализации продукции работ, услуг по основной деятельности Тр - темпы роста выручки от реализации продукции, работ, услуг Пр прочие расходы С себестоимость продукции Зпост постоянные затраты Зпер переменные Сальдо прочих доходов и расходов К капитал организации СК собственный капитал ЗК заёмный капитал ОК основной капитал ДЛ доля ликвидных средств Тпц продолжительность производственного цикла Тз текущие затраты Мк отношение чистых активов к прибыли Р общая рентабельность Рча рентабельность чистых активов Для того, чтобы аналитические показатели ,отражающие деятельность , могли бы дать точную оценку её финансово хоз.деятельности, они должны отражать следующее. По количеству их должно быть достаточно для точной оценки деятельности компании. Они должны быть общие или частные. Должны быть взаимосвязаны друг с другом. Должны характеризовать как результаты деятельности компании, так и оценивать факторы, влияющие на деятельность компании. Общие показатели, характеризующие финансовую деятельность компании: -капитал -прибыль -себестоимость продукции -рентабельность -другие Методы, применяемые в финансовом анализе ( в Российской и международной практике) Метод - способ достижения цели. Любой метод включает в себя совокупность приёмов. Цель: правильно оценить финансовую деятельность компании. Все методы в фин.анализе можно разбелить на след.гоуппы: 1. Традиционные и нетрадиционные; Традиционные: Метод группировок, метод коэффициентов, индексный метод метод динамических рядов. Нетрадиционные : методы математического анализа и тд 2. Количественные и качественные Количественные : статистические, все экономико-математические, бухгалтерские (метод двойной записи) Качественный метод: методы оценки уровня инфляции, методы системного анализа , метод оценки эффективности заключённых договоров и тд 3. Статистические методы Расчеты средних величин выявляют общие закономерности и тенденции развития бизнеса. Методы динамических рядов Метод сравнения -сравнение фактических показателей по предприятию с сравнением по отрасли, дебиторку с кредиторкой. Метод группировок - показатель, характеризующий деятельность организации….. Индексный метод -влияние того или иного фактора на деятельность организации, когда каждому факторы присваивается определенный индекс, степень влияния того или иного фактора на финхоз деятельность организации Метод математической статистики определяют зависимость финхоз деятельности исследуемой организации от определенного диапазона продаваемых этим показателем значений. Если коэффициент корреляции меньше 0,3, то связь между показателями слабая, если коэффициент больше 0,3 то связь средняя, если больше, то связь тесная Методы оптимизации -оптимизация влияния внешних факторов и тд. Найти наилучшее решение по поставленной задаче -смысл этого метода. Минимизировать негативные влияния и максимизировать положительные, но тк все факторы взаимосвязаны между собой, поэтому они позволяют добиться оптимального отношения позитивных и негативных факторов. При этом используется набор ограничений ограничивающий действия того или иного фактора Метод линейного и нелинейного программирования Метод исследования операций -Метод ветвей и границ, теория игр и тд Лекция 6. 17.05.16 Финансовый Леверидж ( фин рычаг ) отношение заёмного капитала к собственным средствам . Эффект финансового рычага это получение дополнительной прибыли организацией за счёт использования заемных средств . Это когда заемный капитал направляется в деятельность организации и после реализации организация за счёт заемных средств получит дополнительную прибыль При использовании фин рычага необходимо использовать следующее : Необходимо определить зависимость объемов работающих активов и процентов за кредит или займ . Если от использования работающих активов прибыль получается меньше , чем % за кредит или займ то тогда эффекта фин рычага не получится . Если это работает , то тогда будет Поэтому для определения эф фин рычага необходимо рассчитать показатель рентабельности работающих активов , те прибыль от раб активов / на затраты по выплате процентов по кредитам и займам . Производственный Леверидж ( операционный рычаг ) отношение темпа изменения прибыли к темпу изменения выручки от продаж , для того чтобы этот операционный рычаг работал необходимо чтобы темпы роста прибыли от реализации продукции ( услуг) были бы выше темпов роста выручки от продаж . Минимальный объём выручки покрывающий все затраты организации по выпуску продукции ( работы, услуги) называется точкой безубыточности . Качественные методы фин анализа : Они применяются когда какой-то процесс или явление нельзя оценить количественно ( например качество продукции) , или когда качественные факторы влияют на количеств показатели . ( качество продукции на объём продаж) 1)Методы экспертных оценок Выбираются лица сведущие в исследуемом вопросе для оценки качеств факторов . Такие эксперты могут опираться на собственный опыт и опыт других лиц . Который определяется путём анкетирования . Далее эксперт самостоятельно или с помощью др лиц даёт письменное заключение по исследуемому качеств вопросу и его мнение считается определяющим . Это мнение всегда с приведением доказательств ( мотивируемое) . 2)Психологические методы работают с применением интервью у той или иной группы лиц имеющих отношение к данному кач вопросу . Также примиряются психологические тесты и другие задания , выясняющие значимость этих лиц в решении данного качественного вопроса , кроме того выясняет способность этих лиц к дальнейшим плодотворным действиям по решению этого кач вопроса . 3) эвиристические методы ( опытные методы) Приобретение опыта методом проб и ошибок ( эксперимент ) с последующей оценкой .ставится эксперимент и далее оцениваются результаты этого эксперимента , при положительных результатах проводится новый эксперимент в котором влияющие факторы усиливаются , и так до получения желаемого результата , а если результат первого опыта отрицательный , то в последующем опыте используют другие параметры для решения качественного вопроса , при выполнении эвиристическиех методов широко используется опыт прошлых лет . Применяется также метод мозгового штурма( атаки) , который представляет собой групповое обсуждение качественного вопроса . При групповом обсуждении выявляются мнения разных лиц и эти мнения могут отличаться друг от друга . Какие-то принимаются , какие -то отметаются, а с другой стороны альтернативное мнение участника группы может привезти к выработке либо нового мнения , или даст толчок к доработке прежнего мнения . 4) метод Делфи Он предусматривает опрос специалистов по заранее подготовленным вопросам . Обычно все вопросы одинаковые . И далее идёт статистическая обработка полученных результатов ответа . То есть каких вариантов ответа больше , такие и принимаются за основу . При разработке того или иного проекта используется жизненный цикл проекта . Жизненный цикл включает в себя этапы: 1) разработка проекта А) разработка задания на выполнение проекта Б)разработка проекта в рабочем виде ( в первом приближении) В)Пробная эксплуатация проекта Г)Внедрение проекта в жизнь 2) использование проекта на рынке (Его широкая продажа и анализ спроса на него) Во время анализа спроса используется последнее изменение проекта с учетом рыночных условий 3 )этап роста или развития Когда проект повсеместно внедряется на рынках и пользуется спросом . 4) этап зрелости проекта Когда проект достиг своего идеала и спрос стабильный на многих рынках . 5) этап упадка проекта Когда он исчерпал все свои возможности и дальнейшая его доработка невозможна.а с изменением экономической ситуации или с изменением с условием рынка требуется создание нового рынка При изучении жизненного цикла проекта с помощью фин анализа оценивают степени риска на каждом этапе этого жизненного цикла . Международные стандарты фин отчётности выделяют 3 основных этапа фин анализа: 1) выбор метода(ов) для анализа фин отчётности При выборе методов учитывается следующее -Сравнение показателей отчётности организации с нормативными данными . За нормативные данные могут быть приняты средние данные по отрасли или показатели бизнес плана данной организации - следует сравнить данные отчётности организации за данный период времени с данными отчётности за предыдущие периоды это необходимо для выбора методов прогнозирования организации - сравнение данных отчётности организации с аналогичными данными у её конкурентов . Это необходимо для выбора методов определения конкурентноспособсти организации 2) оценка информации используемой для анализа Оценивается информация на достоверность ( аудит отчётность ) На правильность ( соответствие требований к отчётности) На полноту ( все аспекты должны быть отражены в отчётности) 3)Проведение самого фин анализа и оценка полученных результатов анализа . МСФО рекомендует использовать след методы при анализе фин отчётности : Это метод инспектирования ( чтения отчётности ) Метод коэффициентов ( расчёт показателей отчётностей и их оценка на соответствие допустимым пределам Метод сравнения ( аналогичных/ противоположных данных отчётностей) Также искр рекомендует применять горизонтальный и вертикальный анализ отчётности Горизонтальный - рассмотрение показателей отчётности в динамике Вертикальный- структурный анализ составляющих отчётности ( все показатели отчётности принимаются за 100% , но конкретный показатель принимется за Х и рассчитывается его удельный вес в общем объёме отчётности . Самостоятельным разделом ФА является факторный анализ. Методы факторного анализа используются для установления причин влияющих для на результаты финансово хозяйственной деятельности организации. Они позволяют дать количественную оценку влияния того или иного фактора на финансово хозяйственную деятельность организации и определяют пути совершенствования управления деятельностью организации с целью улучшения тех или иных результатных показателей организации и её деятельности. Факторный анализ и моделирование процессами фин хоз деятельности организации. (Заголовок) Эффективность деятельности любой организации зависит от множества факторов. Факторы - это элементы или условия воздействующие на тот или иной показатель. Есть частные или аналитические факторы (элементарные). А есть синтетические (общие) факторы, кот складываются из частных факторов (аналитических). Схема классификаций внешних и внутренних факторов. (Фото) Внутр - зависят от деятельности организации. Внеш - факторы внешней среды от кот в той или иной степень зависит деятельность организации (напр. конъюнктура рынка, природные ресурсы, условия жизни населения.) Классификация представленная на данной схеме позволяет выделить основные факторы и отделить их от внешних и побочных. Эта классификация также позволяет моделировать хоз деятельность, т е всю хоз деятельность организации разбить на составляющие. Например, основное производство - вспомогательное производство, факторы, влияющие на основное производство - факторы, влияющие на вспомогательное производство. Эта схема позволяет при усилении того или иного блока как этот процесс повлияет на хоз деятельность организации. Данная схема позволяет выделит факторы, характеризующие состояние производства и управления им. Например, показатели, отвечающими за производство, т е так называемые производственные показатели. Нужно влиять на управление произвом с помощью средств труда. Факторы влияют на след составляющие производства: на длительность производственного цикла, на ритмичность производства, на рациональностью организации труда. Факторы влияющие на уровень управления организацией. Факторы влияющие на методы управления (адм, коллективные методы управления). Факторы влияющие на нормирование труда. Факторы влияющие на планирование деятельности. Факторы влияющие на систему внутреннего контроля организации. Внешние факторы: вышестоящее управление (ведомства, вышестоящие организации) Уровень жизни населения , т е соотношение З/п к ценам товаров, охрана определённых слоёв населения (инвалиды, пенсионеры) Природные условия (благоприятные и неблагоприятные) Иные не перечисленные условия. Факторный анализ наступает как раздел комплексного анализа фин хоз деятельности организации. С помощью факторного анализа устанавливается какие факторы оказывают решающее влияние на деятельность организации. Методы факторного анализа (подзаголовок) Существует три метода факторного анализа. методы детерминированного факторного анализа. В них выделяется приём элиминирования или устранения неблагоприятных факторов. Элиминировать - устранить влияние неблагоприятных факторов на финансовые результаты деятельности организации. При этом нужно оставить влияние одного неблагоприятного фактора, кот самый решающий. Далее рассчитывает степень влияния этого фактора на прибыль. К методам детерминируемого факторного анализа относятся следующие методы: Индексный метод. Выражается в отношения основного решающего фактора к его уровню в прошлом и к возможному его уровню в будущем. С помощью данного метода можно рассчитать отношение и других факторов, но уступающих по влиянию на деятельность организации главному фактору. Метод цепных постановок. Он применяется когда факторы, влияющие на деятельность организации или напрямую связаны между собой или обратно пропорциональны друг другу. При этом исследуемые показатели деятельности организации должны представлять собой сумму произведений того или иного факторы на его вес. При этом постепенно более ранние показатели заменяются на более поздние их значения, кот выстраиваются в цепочку, обращающую строгую последовательность показателей. В методе цепных постановок следует учитывать не только количественные, но и качественные показатели. Например, на производительность труда влияют следующие факторы: общая численность работников, занятых в производстве-это количественный показатель, но также тут влияет уровень квалификации работников- это качественный показатель. При этом разграничивают влияние кач и кол показателей. Метод абсолютных разниц. Этот метод даёт возможность получить абсолютную величину прироста относительно его базового значения. Базовые значения отмечаются нормативными документами. Метод относительных разниц. Он проще методы цепных подстановок, что позволяет его чаще использовать. При использовании данного метода подсчитывают отклонения фактического значения показателя от его базового значения, и делят на базовое значение. (А1-А0)/А0*100% И в анализе далее используют полученные значения отклонения. 2. Методы стохастического факторного анализа. Стохастический анализ позволяет анализировать случайные факторы связанные между собой ( В отличие от детерминированного). Количественная оценка этих факторов случайно влияющих на результаты деятельности организации и составляет суть стохастического факторного анализа. Это даёт возможность снизить хоз риски деятельности организации и с другой стороны учесть резервы потенциального роста её деятельности. 3.Смешанные методы факторного анализа. К смешанным методам факторного анализа относят построение самоорганизующихся моделей, позволяющих путём исследования влияния друг на друга случайных и неслучайных факторов выбрать наилучшее, т е оптимальное их почитание. и она это сочетание в дальнейшем ориентироваться. Если с течением времени влияние друг на друга детерминированных или постоянных и случайных показателей изменится то организация может перестроиться на другое сочетание этих факторов более приемлемое (благоприятное) на данный момент. В этом суть самоорганизующей модели. ПОСЛЕДНЯЯ ЛЕКЦИЯ. Методы оценки эффективности бизнеса. Российские методы оценки эффективности бизнеса отличаются от зарубежных. Основное отличие состоит в том, в российских методиках применяется системный подход в оценке его финансового состояния объекта и его деятельности. В частности в российских методиках применяется взаимоувязка оценочных показателей финансового хозяйственной деятельности исследуемой организации. Это определяет в первую очередь чисто Российские показатели эффективности деятельности организации а также влияет на определение производственно - экономического потенциала организации.  Система показателей эффективности и её связь с различными субъектами: На данном рисунке функционирование бизнеса оценивается с помощью набора показателей, а именно показателей результативности бизнеса, показателя экономичности бизнеса, показателя рентабельности бизнеса.  - показатели результативности бизнеса. Они оценивают реализацию основных задач финансово хоз деятельности объекта анализа. К этой группе относятся следующие показатели: объёмы производства, объёмы поставок (сырья, мат, полуфабрикатов), коэффициенты выбытия и обновления основных производственных фондов, инвестиции в производство, оценка норм выработки, оценка реализации готовой продукции. - Показатели экономичности. Это показатели расхода топлива, сырья, материалов, и их удельный вес в общем объёме производственных затрат, показатели себестоимости продукции, показатели трудовых затрат, оплата труда, производительности труда, показатели фондоемкости и фондоотдачи. Показатели оценки себестоимости продукции, рассматривается как обобщающий показатель экономичности деятельности, выраженный в денежной форме.  - Показатели рентабельности. Показатели рентабельности деятельности являются конечными обобщающими показателями, которые получаются на основе показателей результативности и экономичности. Однако показатели эффективности и экономичности не всегда суммируются в показателях рентабельности, так например организация может иметь высокий показатель результата (высокая прибыль, выручка), но при этом быть неэкономичной. Или иметь низкую производительность труда и иметь большой фонд заработной платы. Поэтому при оценке рентабельности деятельности организации показатели результативности и экономичности делят на те которые нужно суммировать при оценке рентабельности и те которые наоборот нужно вычитать, потому что они не способствуют повышению рентабельности. Также нужно учитывать систему приоритетов. То есть какие именно показатели рентабельности, а также показатели результативности и экономичности приоритетны для данной отрасли деятельности, а какие не приоритетны.  В данной схеме слева и справа указана взаимосвязь показателей эффективности функционирования бизнеса с различными субъектами как с юр и физ лицами. Например акционеры и собственники организации оценивают её фин состояние а также эффективность развития бизнеса по конечным фин показателям, таким как прибыль, общая рентабельность деятельности, рентабельность работающих активов. Потребители продукции смотрят на результат деятельности, а именно, на объёмы и качество, ассортимент произведённой продукции, на цены на эту продукцию и на удобство условий реализации этой продукции. Регулирующие, контролирующие, среди них фин налоговые органы следят за законностью деятельности организации. Поэтому они смотрят на реальность показателей эффективности деятельности организации, они смотрят чтобы показатели находились в пределах установленных норм и лимитов. Менеджеров интересует с одной стороны показатели экономичности деятельности организации, но с другой стороны интересует показатель результативности деятельности организации так как менеджеры должны вырабатывать УР, направленные на с одной стороны на экономию производственных затрат, и при этом получить оптимальный показатель результативности деятельности (объёмы производства, объёмы поставок). Инвесторы выступают аналогично акционерам и собственникам, то есть из волнует конечный результат, в частности показатель рентабельности деятельности организации. Таким образом они принимают решение стоит ли вкладывать деньги в эту организацию. Банки интересует платежеспособность и кредитоспособность организации. Платежеспособность - возможность расплатиться по своим обязательствам. Кредитоспособность - это возможность самой давать займ. Такие решения банки принимают на основе анализа данных отчетности организации. Они сами рассчитывают оценочные показатели платежеспособность и кредитоспособности организации. Наемные работки интересуются в первую очередь такими показателями экономичности как показатели по оплате труда, а работников сдельщиков интересует производительность труда. Муниципальные, региональные органы власти интересуются финансовой устойчивостью организации то есть её возможностью продолжать бизнес а будущем. Что особенно важно в условиях кризиса, также из интересуют такие показатели как общая безопасность деятельности в организации, экологичность, социальные условия для работников. На показатель эффективности функционирования бизнеса влияют как количественные так и качественные фактор. Если тот или иной фактор оказывает слабое действие на развитие бизнеса, то он выступает в качестве резерва дальнейшего роста бизнеса. Например, организация использует не все виды ресурсов для того или иного производства. Эти неиспользованные ресурсы служат факторами для дальнейшего роста функционирования бизнеса. А следовательно выполняют роль резервов. Резервы с фр. Означают запасы. В запасы входят запасы сырья, материалов, топлива, запасы, неиспользованного оборудования, которые необходимы для без перебойной работы в целях обеспечения рынка товарами и услугами. Резервы, представляющие неиспользованные возможности организации (освоение новых видов продукции, повышение качества продукции, модернизация оборудования, освоение передовых технологий, в том числе с учётом науки и техники). Резервы можно классифицировать следующим образом:  * Внутренние (на самом предприятии).  * Внешние  (- Отраслевые, например, переход отрасли на сотрудничество с другими отраслями и на этой основе совершенствуется технология производства; - Региональные, например, использование местного сырья, а не привозного).  Также ещё бывают резервы:  - Явные, которые можно выявить при анализе отчетности; - Скрытые, которые в отчетности не отражаются (резервы по возможности использования новых технологий, передового опыта, получения более качественного сырья для производства). Резервы повышения прибыльности организации, которые оцениваются на основе использования показателя рентабельности. Откуда повышение фин устойчивой деятельности организации.  В итоге методы факторного анализа позволяют выявить именно те резервы, которые наилучшим образом скажутся на данной конкретной организации. Программное обеспечение финансового анализа (подзаголовок) В связи с тем что для фин анализа необходимо обрабатывать большой объём информации и причём в сжатые сроки, это может привести к многочисленным ошибкам в анализе - если не применять специальные программы автоматизирующие анализ.  Инэн аналитик: для комплексной оценки деятельности организации организации. Она рекомендована органами фин контроля  При выполнении этой оценки с помощью этой программы организация делится на 4 группы.  1. Высоко рентабельные компании (имеют наилучшие условия для дальнейшего развития) 2. Группы компаний с удовлетворительным уровнем доходности (имеются ресурсы для дальнейшего развития, но ограничены) 3. Группы компаний, которые находятся на нижнем пределе фин устойчивости (цель таких компаний сохранить что имеют и не допустить банкротства, речи о развитии нет) 4. Компании находящиеся в кризисном состоянии (находятся в состоянии фактического банкротства, но не оформлены юридически. Задача: с меньшим уроном рассчитаться со своими кредиторами.) Программа позволяет дать характеристику этим 4 группам в динамике с изменениями показателей. Главным достоинством является то что она может оценивать выполнение бюджетов различных уровней. И позволяет сравнить с запланированными показателями. Результаты переводятся на англ язык и комментарии переводятся на англ язык. И изложенные выводы соответствуют международным стандартам, поэтому эти выводы могут применяться за рубежом без всяких искажений.  Есть существенный минус: высокая цена приобретения, поэтому она применима в больших компаниях.
«Информация и методы, применяемые в финансовом анализе» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 205 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot