Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Информационный продукт. Свойства информационного продукта. Информационная услуга

  • 👀 29577 просмотров
  • 📌 29549 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Информационный продукт. Свойства информационного продукта. Информационная услуга» docx
Лекция №1. Информационный продукт. Свойства информационного продукта. Информационная услуга. Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свой­ства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д. Информационный продукт — совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Сегодня во всех странах независимо от уровня экономического и социального развития происходит структурная перестройка, связанная с ростом информационного сектора экономики и соответственно влекущая за собой значительные социальные, политические и культурные изменения в обществе. Проявлением этих тенденций является значительное увеличение числа занятых информационной деятельностью, т.е. деятельностью, связанной с производством, обработкой, хранением и распространением информации. В развитых странах доля работников информационного сектора экономики в общем числе занятых уже превышает 50 %. В связи с этим изучение информационного производства, и, в частности, рынка информации и его особенностей, представляет сегодня значительный теоретический и практический интерес. Информация сегодня рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества наряду с материальными, энергетическими и людскими. С помощью информационных продуктов потребитель имеет возможность удовлетворять потребность в новых сведениях и знаниях, а также различные эстетические потребности. Информационные товары и услуги предоставляют определенную информацию и средства, которые позволяют воссоздавать необходимые знания. Существование ряда свойств информации, аналогичных свойствам традиционных ресурсов, дало основание использовать многие экономические характеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль и т. д.) при анализе информационного производства. В качестве экономического ресурса информация предназначается для обмена, имеется в ограниченном количестве, при этом на нее предъявляется платежеспособный спрос. Ценность, или полезность, информации состоит в возможности дать дополнительную свободу действий потребителю. Информация расширяет набор возможных альтернатив и помогает правильно оценить их последствия. Как товар информацию можно рассматривать как форму знания, отчужденного от непосредственного владельца и перенесенного на какой-либо материальный носитель. Отметим основные особенности информационного продукта, которые кардинально отличают информацию от других товаров. 1. Свойство неуничтожимости. Информация не изнашивается при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована. Б.Шоу сказал «Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, мы обменяемся этими яблоками – у каждого из нас по-прежнему будет по одному яблоку. А если у Вас есть идея и у меня есть идея – после обмена у каждого будет по две идеи.» 2. Свойство старения. Информационный продукт со временем подвергается своеобразному «моральному износу» (информация может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным). 3. Свойство вторичной полезности. «Морально устаревшие» информационные продукты, в совокупности, могут стать источником для создания новых актуальных информационных продуктов. 4. Свойство адресности. Разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного продукта требует усилий. 5. Производство информации, в отличии от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. В связи с этим при обмене на информационном рынке покупатель приобретает носитель, а не право копирования. Это свойство информационного продукта создает, в частности, немало проблем в связи с определением прав собственности в рамках сферы информационной деятельности. Рынок информации включает такие сектора, как коммуникации, образование, научно-технические исследования, печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т. д. Классификация информационных продуктов: В международной практике, к информационным товарам, как правило, относят собственно продукты информационной деятельности и вспомогательные продукты, т.е. обеспечивающие производство, хранение, обработку и распространение информации. Прежде всего следует различать информацию как таковую и носители информации. По сферам использования информация может подразделятся на научно-техническую, управленческую и социальную. При прагматическом подходе, который оценивает блага от использования информации, информационные продукты делятся на познавательные и развлекательные. В настоящее время распространено делить информационные продукты  на пять групп: 1. Образование 2. Научные исследования и разработки 3. Средства массовой информации и связь 4. Информационные машины и оборудование 5. Информационные услуги Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг. Услуга — результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или органи­зации в использовании различных продуктов. Информационная услуга — получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получае­мая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире. Пример: Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части ин­формационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой: • предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению; • выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки ин­формации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.); • получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье); • организация научно-технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно-технические семинары, конференции и т.п.); • выдача результатов информационного исследования (аналитические справки и об­зоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.). Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте. База данных — совокупность связанных данных, правила организации ко­торых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирова­ния данными. Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке ин­формационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не называ­лись, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведе­ния о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п. Рассмотрим классификацию баз данных с позиций их использования для систематиза­ции информационных услуг и продуктов. Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические. Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации. Не библиографические базы данных имеют множество видов: · справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например · адреса, расписания движения, телефоны магазинов и т.п.; · полного текста, содержащие первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры и т.п.; · числовые, содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явле­ний, например химические и физические данные, статистические и демографические данные и т.п.; · текстово-числовые, содержащие описания объектов и их характеристики, например по промышленной продукции, фирмам, странам и т.п.; · финансовые, содержащие финансовую информацию, предоставляемую банками, бир­жами, фирмами и т.п.; · юридические, содержащие правовые документы по отраслям, регионам, странам.  Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов клас­сификация информационных услуг представлена на рис. 1.1. Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции: библио­графических и других указателей; реферативных сборников; обзорных изданий; справоч­ных изданий, Ретроспективный поиск информации—это целенаправленный по за­явке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла. Рис. 1.1. Основные виды информационных услуг Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия. Традиционные услуги научно-технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя: • подготовку обзоров в виде рукописей; • подготовку переводов текстов. Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компью­терной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря: • все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей; • высокой оперативности предоставления услуг; • возможности отказа от собственный информационных систем. Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам дан­ных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существен­ному увеличению числа индивидуальных пользователей. Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следую­щим образом: • непосредственный доступ к базам данных может быть организован с ло­кального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуни­кационной среде. В противном случае следует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями; • косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользо­вателем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользова­телям; • услуга down loading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных; • регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время. Подготовка и оказание информационных услуг: · связь (телефонная, телекоммуникационная) для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг; · обработка данных в вычислительных центрах; · программное обеспечение; · разработка информационных систем; · разработка информационных технологий.
«Информационный продукт. Свойства информационного продукта. Информационная услуга» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 493 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot