Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Информационные технологии в библиотечном деле

  • 👀 607 просмотров
  • 📌 547 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Информационные технологии в библиотечном деле» docx
Тема 5. Информационные технологии в библиотечном деле. Лекция 10. Информационные технологии в библиотечном деле. План лекции. 1. Информатизация общества. 2. Сущность инфосферы. 3. Информатизация как фактор инфосферы. 4. Пути создания инфосферы. 5. Изменение роли традиционных библиотек в наше время. Контрольные вопросы для самопроверки. 1. Назовите признаки информационного общества. 2. Что такое инфорсфера? 3. Назовите основные этапы развития информационных технологий. 4. Какие пути создания инфорсферы вы знаете? 1. Информатизация общества. Нашему поколению удалось застать начало новой эпохи. Двадцать первый век все называют по-разному, кто-то применяет экономико-технические рамки и говорит, что мы живём в постиндустриальном обществе. Увеличение доли людей, занятых в сфере услуг, вынесение реального производства в развивающиеся страны, действительно позволяет говорить о постиндустриальной стадии экономики. Для кого-то определяющим фактором нашего общества становится информация как продукт и постепенное становление её основой экономики человечества. Но отрицать нельзя одно определение, которое исходит из исследований канадского социолога и культуролога Маршалла Маклюэна – мы живём в мире медиа. Наши органы чувств, развитие которых, наряду с прочими анатомическими метаморфозами и позволило животному стать человеком, расширились до невероятных масштабов. Теперь с помощью органов зрения мы можем наблюдать картинку с другого конца планеты. Да, это возможно только посредством камеры, экрана и высокоскоростных сетей передачи (читай телевидение или Интернета). Но разве теряется в этом посредничестве суть? Ведь мы видим действительно происходящее на другом конце планеты. Своими глазами в режиме онлайн. Это и есть информационный взрыв. Медиа (от латинского «media», «medium» — средство, посредник), распространившись от глубин океана, до околоземной орбиты позволяет проникать нашему сознанию в любую точку Земли. Требуется лишь посредник. Развитие науки и техники этими посредниками исправно снабжает человечество.  Но давайте задумаемся, раз технологии даже двадцатого века могли обеспечить видео-аудиозапись на глубине тысяч метров под водой (батискаф например), или же на околоземной орбите, то, что ещё должно было развиться? Чего ещё не хватало человечеству, чтобы каждый мог оказаться в этих недосягаемых для многих местах?  Не хватало только компьютеризации. А именно процесса внедрения электронных средств в быт. А когда число пользователей любой сети, любого ресурса возрастает на порядки, требуется оптимизация. Управление потоками и отдельными медиатекстами, с целью их построение в правильные массивы, с целью их индексирования и дальнейшей простоты обработки. Компьютер – вычислительная машина с огромными возможностями собрал все информационные потоки, терабайты медиатекстов воедино – в глобальную сеть Интернет, и позволяет регулировать эти потоки. Именно эта оптимизация и породила информационный взрыв. Средства медиа, не просто стали распространяться и действовать, они создали новое пространство – информационное, виртуальное, пространство мгновенной и всеобщей включенности.  Именно компьютеризация, а не появление новых видов медиа, стала одним из важнейших факторов формирования новой информационной сферы – всеобъемлющей, мгновенного действия.  Тем самым, технический процесс, помноженный на умение людей воспользоваться его плодами, породил революцию в применение средств на благо человека. А именно, породил всеобщую компьютеризацию, которая не просто увеличила скорость и удобство работы человека, но и погрузила его в новое пространство, из которого он лишь изредка вырывается.  Вопрос о сомнительной полезности, а точнее сомнительной безвредности такого погружения полемичен и не решится, наверное, никогда. С постепенным увеличением людей родившихся уже в новом обществе, не заставших господства письменного слова значительность этой проблемы будет всё расти, ведь будет расти и значимость компьютера для человека. Если сейчас миллионы людей могут и без него жить, то через столетие, вряд ли кто-то окажется вне этой всеобъемлющей новой, материальной только в своей основе, сферы.  2. Сущность инфосферы.  Интересным является и сама сущность новой сферы, в которой мы теперь живём. Информационная сфера - это совокупность самой информации, а так же информационной инфраструктуры - то есть материально-технической базы, делающей возможность её циркуляцию в обществе. Инфосфера с каждым десятилетием всё более активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности любой страны. Инфосфера уже сейчас выступает системообразующим фактором жизни как общества, так и отдельной личности. Счёт в банке, кредитные карты, код от домофона - всё чаще от нашей информационной безопасности зависит наша финансовая и даже физическая безопасность.  Инфосфера мало зависит от материальных средств – они лишь хранители информации. Но нужно признать, без этих хранителей, информация не смогла бы быть сохранена. Существенно другое – мы не задумываемся, что вообще любая информация, даже хранящаяся в нашем мозге зависит от носителя. В данном примере, мозг ведь тоже материальный носитель. Информационная сфера - это среда оборота информации (производство - распространение - потребление), при котором субъекты реализуют свои потребности и возможности по отношению к информации.  Основными объектами информационной сферы являются:  1. Информация, в том числе информационные ресурсы - массивы документов, базы и банки данных, все виды архивов, библиотеки, музейные фонды и пр., содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации.  2. Информационная инфраструктура, включающая в себя совокупность информационных систем:  а) организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационной сферы, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации.  б) информационно-телекоммуникационные структуры - территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования, сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками;  в) информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии;  г) системы средств массовой информации.  На заре развития человечества, устная культура была чрезвычайно богата, причём даже без материальных носителей в виде письменных записей. Затем наступила эпоха Гуттенберга, когда первыми шагами информационной глобализации стали вездесущие книги. Но все эти века сохранялось противоборство устной культуры и письменной. Ведь устная в любом случае была быстрее. И вот, в двадцать первом веке, маятник человеческой культуры словно качнулся в противоположном направлении, возвращаясь к средствам первобытности. Информация в сетях и компьютерах не распечатана, она в прямом смысле нематериальна. Данные, передаваемые с огромной скоростью, эфемерны. Прямо как человеческая речь, являвшаяся три-четыре тысячи лет назад главным передатчиком информации.  Нельзя не отметить и мифологизацию сознания, которая неизменно соседствует с информационной революцией нашего времени. Эти явления взаимно воздействуют друг на друга и главным образом изменяют человека, делают его носителем именно такого сознания – мифологизированного с одной стороны и оптимизированного информационно с другой.  Согласно Маршаллу Маклюэну возникновение и эволюция видов медиа – основа развития человечества. Радио и кино в борьбе против средств медиа эпохи Гуттенберга – печати, письменной культуры одержали несомненную победу. Так и электрокоммуникации, так называемая «галактика Маркони», неизбежно побеждают письменную культуру, своей мгновенностью, не отдалённостью действия . В свою очередь эпоха Интернета, приходит на смену радио и телевидению, поглощая все известные виды медиа в своём чреве «трубы для всего».  3. Информатизация как фактор инфосферы.  Информатизация общества, несомненно, один из важнейших процессов, характеризующих современное мировое сообщество. Однако информатизация - не просто технический или технологический процесс или явление. Это сложный социальный процесс, который протекает под влиянием психологических и культурологических факторов.  Информатизация общества является третьим революционным скачком в информационной сфере человечества. Она требует создания соответствующих информационных структур, индустрии информации. Информационные технологии, т.е. методы и средства работы с информацией, развивались исторически вместе с развитием человеческого общества. Можно выделить следующие этапы развития информационных технологий: накопление опыта знаний в первобытном обществе; передача практических знаний от поколения к поколению; использовние жестов, звуков и символов; представление информации в виде графических образов, наскальная живопись появление языка общения; язык – средство представления информации в закодированном (звуковом) виде; появление алфавита для записи информации на каком-либо носителе (папирус, береста, бумага и пр.) (рис1); изобретение письменности – первая информационная революция (рис.2); владение информацией и накопленным опытом и знаниями ограниченным кругом людей (жрецы, духовенство); невысокие темпы накопления опыта, информации и знаний при ограниченном числе потребителей; Рис. 2. Изобретение письменности изобретение книгопечатания - вторая информационная революция (рис.2) обеспечила возможности тиражирования и передачи информации и знаний широкому (но достаточно ограниченному) кругу людей; Рис. 4. Изобретение телеграфа, телефона, радио развитие науки и техники, открытие электричества привели к изобретению новых способов передачи и массового распространения информации (телеграф, телефон, радио) – третья информационная революция (рис.4); огромные темпы роста объема знаний в ХХ веке привели к информационному «буму», к революционной ситуации. Разрешение этой ситуации связано с изобретением ЭВМ и затем – с массовым распространением компьютеров – четвертая информационная революция (рис.5). Результат четвертой информационной революции – развитие информационного общества. Рис.5. Изобретение ЭВМ, ПК В научной литературе информатизацию общество рассматривают сугубо как процесс появления новых технологий и технических возможностей. Но и сам научно-технический прогресс, детищем которого является информатизация, продукт постиндустриального общества. Общества ещё не обладающего в полной мере техническими возможностями, но уже готового психологически. Эта связь легко объясняется с позиции культурологии. Культурологи не разделяют психологическую готовность и научный прогресс – всё это плоды метаморфоз культуры. А культурные изменения, настоящая революция всего культурного слоя человечества произошла как раз в период модерна, а наиболее масштабно в 80-те – в начале эпохи постмодерна. Все эти изменения, постмодернистские тенденции к восприятию всего показываемого по телевизору, говоримого по радио, печатаемого в прессе как лжи, всё это проистекает из самой сущности видов медиа тех лет. Телевидение уже тогда было «фабрикой» мифов, радио же сущей машиной для «промывки мозгов».  Почему же мы уделяем столько внимания информатизации общества? Ответ прост – информатизация является социально значимым процессом уже потому, что темы её чрезвычайно велики. Накопление информации в 90-х увеличилось в два раза!  Это и называется «информационный взрыв». Потребности переросли возможности. А значит, требуется не просто создание чего-то нового, а оптимизация уже имеющегося. Главным средством такой оптимизации стал Интернет.  Информатизация общества в данном случае – лекарство от кризиса, механизм излечения этой дисгармонии потребностей и возможностей. Интересна и сама дисгармония – пропасть между информационным взрывом и реальным удовлетворением информационного голода. Это как в наше время продовольственного изобилия трудно найти качественные и натуральные продукты. Выбор – широчайший, но пользы от ассортимента мало.  «Информатизация как материальный процесс, - отмечает исследователь А.П. Ершова, - состоит в строительстве инфосферы - глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи информации». Такая инфраструктура является в обществе аналогом центральной нервной системы. Инфосфера же является частью ноосферы. Таким образом, компьютеризация, как составная часть, материальная база информатизации общества – наиболее важный фактор создания новой инфосферы, с которой будет удобнее, а не сложнее работать.  Но у компьютеризации, а значит и у информатизации есть материальные границы их развития. Это ограниченная скорость научно-технического прогресса. Выделяются так же и социальные причины.  В литературе заметна пока чёткая дифференциация проблем – компьютеризация и инфосфера как пространство существования людей, а значит место, которое будет влиять на них психологически, место с особыми характеристиками. Этот «железный занавес» между двумя близкими, тесно связанными проблемами возник из-за разделения наук, по объекту исследования. Но когда эти объектом становится новый человек - homo novus, существо с электронными «продолжениями» органов чувств. Для этого объекта не требуется и даже вредно разделение наук. Главная задача научного сообщества в изучении этих явлений, сконцентрировать внимание по проблемам, а не делить явление на отдельные составляющие, разными частями находящиеся на «территории» разных наук.  4. Пути создания инфосферы. Создание высокоразвитой инфосферы региона и решение порождаемых этим процессом проблем может осуществляться различными путями. Первый путь — это стихийная самоорганизация процесса развития инфосферы. Этот путь характерен для общественных процессов, связанных с изменением условий жизни и адаптации общества к новым условиям. Следует отметить, что стихийная самоорганизация сглаживает многие болезненные процессы в обществе, однако затягивает процессы развития инфосферы и приводит к значительному перерасходу ресурсов. Второй путь — это централизованное управление процессом развития инфосферы. Нецелесообразность этого пути в значительной степени подтвердило программное управление информатизацией общества, т.е. нежизненность концепции и программ, которые были разработаны на уровне страны в целом. Третий путь — это направляемое развитие инфосферы. Здесь предусматривается саморазвитие процесса в условиях действия принятой системы ограничения. При этом сохраняются все достоинства самоорганизации, самоуправления и к тому же сокращается время протекания процесса. Для развитых стран можно считать, что приемлем и первый путь, однако для России целесообразно избрать третий, так как значительное отставание в создании высокоразвитой инфосферы может привести к безнадежному состоянию этой проблемы в обозримом будущем. Материальной основой и технологической базой информационного развития является информационно-коммуникационная инфраструктура, которая представляет собой совокупность территориально распределенных информационно-вычислительных систем, телекоммуникационных сетей, информационных ресурсов, хранящихся, обрабатываемых и передаваемых в электронной форме, а также организационных структур, обеспечивающих ее эффективное функционирование.  Формирование информационного общества неизбежно влечет за собой и изменение рынка рабочей силы. По оценкам экспертов, в последнее десятилетие более 60 процентов вновь создаваемых рабочих мест связано с обработкой информации с использованием компьютера.  Становление информационного общества осуществляется через информационное развитие, которое предполагает трансформацию всех общественных институтов и сфер человеческой деятельности под воздействием информационно-коммуникационных технологий, создание условий для формирования развитой информационной среды, адекватной задачам социально-экономического развития. 5. Изменение роли традиционных библиотек в наше время. Современные информационные технологии позволили приступить к широкомасштабному переводу накопленной человечеством информации в электронную форму и созданию принципиально новых видов информационных ресурсов, к которым относятся электронные библиотеки. Организация доступа к источникам информации в электронной форме стала одной из важнейших задач информационного обслуживания науки и образования. Создание электронных библиотек представляет собой качественно иной уровень производства, хранения, организации и распространения самой разнообразной информации. Реализация технологий, лежащих в основе создания электронных библиотек предоставляет широкие возможности для управления большими объемами данных и их обработки. Изменились и общественные потребности в информации, одним из следствий чего стала коренная трансформация библиотечного дела. Оно все более превращается в одну из мощных и важнейших отраслей индустрии информации, оснащаемую новейшей компьютерной техникой, нетрадиционными носителями информации, высокоэффективными автоматизированными технологиями ее обработки и использования. Ориентация на использование новых информационных технологий меняет положение библиотеки в обществе, расширяет и усложняет ее функции и задачи. Именно библиотеки в настоящее время являются основой для создания новой информационной инфраструктуры, поскольку как наиболее устойчивые социальные институты, способны взять на себя ответственность за социализацию культурно и научно значимого сегмента электронного информационного пространства.  Принципиально меняется роль библиотек в современном мире. Раньше они предоставляли доступ внешним пользователям к информации, хранящейся в фондах библиотеки. Постепенно к печатной продукции стали добавляться электронные ресурсы в виде баз данных, размещаемых в сети библиотеки. Сейчас к этому добавляется и становится все более значимой функция предоставления доступа к внешним ресурсам, существующим в электронном виде, для читателей, пришедшим в библиотеку, или пользователей организации. Теперь библиотекарю недостаточно знать, где и на какой полочке стоит та или иная книжка или журнал в хранилище библиотеки – нужно знать, на какой виртуальной полочке стоит эта книжка в мировом распределенном хранилище, как ее там найти и получить. Этот момент вообще очень важен в связи с многочисленными дискуссиями в последнее время о том, что традиционные библиотеки отмирают, и на их место приходит Интернет и электронные библиотеки. Библиотеки всегда играли роль своего рода интеллектуального посредника между человеком и информацией. И эта их функция останется неизменной. Более того, потребность в таких услугах будет только возрастать, поскольку с огромной скоростью растет объем доступной информации, разнообразие ее представления и средств работы с информацией. Это сильно осложняет задачу поиска нужной информации для рядового читателя библиотеки. И здесь на помощь должны прийти сотрудники библиотек. Естественно, это должны быть библиотекари нового уровня подготовки, владеющие в совершенстве всеми современными информационными технологиями поиска и обработки электронной информации. Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание в этой связи. Сейчас становится все более популярным создание в научных и образовательных организациях собственных архивов научной информации – электронных депозитариев, включающих в себя научные статьи, книги, методические пособия и т.д., подготовленные сотрудниками организации. Этот процесс находит мощную поддержку в рамках движения Open Access, а в некоторых странах и на государственном уровне. Принципиальный вопрос заключается в том, какое подразделение организации возьмет на себя создание и поддержание такого архива. Логично и очень важно, чтобы эту функцию взяла на себя библиотека организации. Во-первых, это повышает статус самой библиотеки в организации, а, соответственно, и финансирование ее деятельности. Не секрет, что значение библиотеки, как интеллектуального центра доступа к информации, еще не понимается и недооценивается во многих организациях, даже весьма продвинутых в плане внедрения новейших информационно-телекоммуникационных технологий. Работу по созданию электронных депозитариев часто доверяют информационным подразделениям организации. Однако, это не вполне оправданное решение – технические специалисты могут настроить работу системы, но никогда не будут работать ни с читателями, ни с авторами публикаций. Здесь нужен опыт, терпение и умение библиотекарей работать с людьми. Во-вторых, доступ к информации должен быть унифицирован. В идеальном случае, читатель, обратившийся в библиотеку, должен иметь возможность получить как внешнюю информацию, так и внутреннюю (из локального депозитария), как в электронном виде, так и в печатном. Необходимость такой интеграции подтверждает тезис о том, что именно библиотека должна заниматься поддержанием электронного депозитария организации, именно в библиотеке должны быть сконцентрированы все средства и инструментарий для поиска информации из различных источников. Библиотека должна играть ключевую роль в обеспечении пользователей организации научной информацией, независимо от того, из каких источников эта информация поступает. Все более востребованными становятся не только сами информационные ресурсы, но и системы управления этими ресурсами, предоставляющие более интеллектуальные средства для поиска, производства и обработки информации. Информации становится очень много, слишком много. Количество доступной информации уже давно перевалило тот разумный предел, когда можно было, скажем, раз в неделю посещая библиотеку, отслеживать все новые поступления по интересующей тематике. Эффективно работать с таким объемом информации становится все труднее. Именно поэтому все более востребованы становятся различные средства, упрощающие работу с информацией, позволяющие упорядочить, систематизировать эту работу, обладающие определенным уровнем интеллектуальности. Такие информационные продукты призваны в первую очередь взять на себя самую трудоемкую техническую часть работы по поиску, обработке и организации работы с ресурсами, сэкономив тем самым пользователю или информационному специалисту время для действительно творческой аналитической работы. Некоторые задачи, которые решают системы управления ресурсами: • интеграция различных ресурсов в рамках единой поисковой системы; • унификация ссылок на информационные ресурсы; • анализ контекста запроса пользователя и его переадресация в зависимости от его текущих прав по отношению к запрошенному ресурсу; • управление подпиской на онлайновую периодику, анализ эффективности подписки; • управления правами доступа к информационным ресурсам, единая система регистрации и авторизации пользователей; • сбор и анализ статистики использования ресурсов. Таким образом, в мире электронных информационных ресурсов происходят определенные перемены: меняются функции библиотек – от локальных печатных ресурсов к онлайновым электронным, меняются приоритеты издательств – от создания ресурсов к созданию сервисов, меняются потребности пользователей – от получения информации к ее систематизации и анализу. Исходя из этого анализа, разумно было бы сфокусировать работу современных библиотек на следующих вопросах: 1. Ресурсы открытого доступа, создание собственных ресурсов в организациях, решение вопросов их распространения; 2. Разработка информационных сервисов, повышающих эффективность работы с научной информацией; 3. Обучение пользователей и библиотекарей работе с электронной информацией; 4. Подписка, решение вопросов доступа к ресурсам (издатели, консорциумы, подписчики - где находится компромиссное решение), анализ использования ресурсов и оптимизация подписки.
«Информационные технологии в библиотечном деле» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 58 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot