Информационная инфраструктура: элементы, институты, участники
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА:
ЭЛЕМЕНТЫ, ИНСТИТУТЫ И УЧАСТНИКИ
Элементы
инновационной
инфраструктуры.
деятельности их функции и интересы
Участники
инновационной
1. Элементы инновационной инфраструктуры
Эффективность инновационной деятельности во многом определяется наличием
институтов инновационной инфраструктуры. Инновационная инфраструктура —
совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов,
включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых,
информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.
Группировка элементов инновационной инфраструктуры в институциональном
разрезе представлена в таблице 1.
Таблица 1 Группировка элементов инновационной инфраструктуры
по функциональному назначению
Группа
Информационная
Организационная
Финансовая
Функциональный
Элементы
признак
Предоставление ин- Аналитические центры, информационные
формационных
и центры и информационно-аналитические
консалтинговых услуг центры, национальные информационноаналитические центры, интернет- ресурсы
(федеральный портал по научной и
инновационной деятельности, портал
информационной поддержки инноваций и
бизнеса «инновации и предпринимательство», информационный интернет- канал
«Наука и инновации», наука и технологии,
информационный
портал
ИнфоНТР,
портал «Конкурса Русских инноваций»,
Наука и инновации в регионах России)
Создание благопри- Научно-координационные центры, центры
ятных условий для коллективного
пользования,
центры
доступа к дорогостоя- трансфера технологий (ЦТГ), особые
щему и редкому обо- экономические зоны
рудованию
Оказание финансовой Инвестиционный
фонд
Российской
поддержки
Федерации, Российский банк развитая,
Российский
инвестиционный
фонд
информационно-коммуникационных
технологий,
Российская
венчурная
компания,
региональные
венчурные
фонды, Государственные корпорации, Российский фонд технологического развития,
Фонд содействия развитию малых форм
1
предприятий в научно-технической сфере
Технологическая
Создание благопри- Инкубаторы, технопарки, инновационноятных
условий
в технологические центры, инновационные
техническом
центры
обеспечении
Устройство инновационной инфраструктуры, в том числе ее финансовая
составляющая, в частности финансирование инновационной деятельности, определяются
основополагающими характеристиками самой инновационной среды.
Первоочередными направлениями развития инфраструктуры являются:
• взаимодействие субъектов государственной инфраструктуры поддержки и
развития инвестиционной деятельности, создание системы финансово-кредитного
обеспечения на основе различных механизмов, в том числе таких, как лизинг,
государственные гарантии кредитования, компенсация процентной ставки коммерческим
банкам;
• осуществление мер по поддержке инновационного бизнеса.
Цель развития инфраструктуры инновационной деятельности на современном
этапе развития экономики заключается в координации работы всех институтов поддержки
инновационной деятельности посредством решения следующих задач:
1. Маркетинговое сопровождение товаров и услуг, производимых в регионе.
2. Разработка и проведение PR-мероприятий с целью создания благоприятного
имиджа территории.
3. Аккумулирование
информации
о
технологических
достижениях
и
инновационных разработках, создаваемых в регионе.
4. Поиск возможных партнеров для предприятий края, особенно тех, которые
разрабатывают новые продукты.
5. Распространение достижений региональных предприятий среди учащихся
образовательных учреждений, содействие профориентации школьников.
6. Инвестирование за счет привлеченных источников социальных инновационных
проектов, перспективных для развития территории.
На рисунке 1 представлен алгоритм функционирования инфраструктуры
инновационной деятельности от включения частной или коммерческой инициативы в
инновационный процесс до приведения ее при условии следования данному алгоритму к
статусу инновации.
При разработке формы эффективного взаимодействия институтов поддержки,
обеспечивающей сбалансированное функционирование инфраструктуры инновационной
деятельности, предполагается четкая координация и взаимодействие всех подсистем и
составляющих их институтов, соответствие их усилий и решаемых задач специфическим
особенностям каждого этапа инновационного процесса, с одной стороны, и выполнением
общего комплекса мероприятий по построению инновационной экономики - с другой.
2
Рисунок 1 Алгоритм функционирования инфраструктуры инновационной деятельности
3
В таблице 2 приведена характеристика отдельных институтов инфраструктуры,
цели создания и нормативно-правовой базы, регулирующей их деятельность.
Таблица 2 Характеристика институтов инновационной инфраструктуры
Институт
Цели создания
Венчурный инно- - Динамичное
развитие
системы
вационный фонд венчурного финансирования;
- повышение
инвестиционной
привлекательности
венчурной
деятельности.
Венчурные
фонды
являются важным финансовым институтом в сфере коммерциализации. В
настоящее время в России венчурные
фонды не получили достаточного
развития. Отчасти причины состоят в
том, что государство не берет на себя
реальные риски, а также отсутствуют
сильные стимулы для вложений в
высокорисковые проекты в условиях,
когда
значительно
надежнее
инвестировать средства в сырьевые
отрасли.
Центры
Коммерциализация
научных
трансфера
результатов,
созданных
за
счет
технологий
бюджета. Главная цель создания ЦТТ —
развитие институциональной среды,
обеспечивающей
цивилизованную
передачу
интеллектуальной
собственности в экономику. Создание
новых видов бизнеса на основе
технологических разработок, созданных
в научно-исследовательских отраслевых
и академических институтах и вузах.
Нормативная база
Многие
нормативные
вопросы
деятельности
созданного
Венчурного
инновационного фонда не
урегулированы.
В
целом
отсутствует
развитая законодательная
база
по
венчурному
финансированию.
Функционирование
центров трансфера технологий
законодательно
пока
не
определено.
Разработаны
проекты
следующих
законов,
которые в той или иной
степени
регулируют
деятельность ЦТТ:
Проект
закона
«0
кооперации в исследованиях
и
разработках
и
промышленном освоении
инноваций»,
закладывающего
основу
организационноэкономического механизма
и правового обеспечения
кооперации в научнотехнической
и
производственной сферах,
включая правовой статус
организационных
форм,
кооперации в процессе
разработки и производства
наукоемкой
продукции
(услуг), также условия
создания
совместных
научно-исследовательских
4
лабораторий
(центров),
научно-производственных
объединений (корпораций,
консорциумов),
государственных научных
центров,
федеральных
центров науки и высоких
технологий, региональных
центров
трансфера
и
коммерциализации
технологий и др. Проект
закона «0 государственной
поддержке
малого
инновационного
предпринимательства
и
развития инновационной
инфраструктуры».
определяющий
меры
государственной
поддержки
малого
инновационного
предпринимательства
и
развития инновационной
инфраструктуры, статус и
условия
создания
федеральных, отраслевых
(ведомственных)
и
региональных
фондов
технологического
развития,
фондов
поддержки и страхования
малого
инновационного
предпринимательства
Центр коллектив- Предоставление возможности малым и Внутренние
нормативы
ного пользования средним предприятиям использования предприятий
и
органовых технологий в производстве низаций
посредством
коллективного
пользования оборудованием
ТехникоРазвитие обрабатывающих отраслей Федеральный закон от
внедренческие
экономики
высокотехнологичных 22.07.2005 г. №116-ФЗ «Об
зоны
отраслей, производство новых видов особых
экономических
продукции и развитие транспортной зонах».
Отдельные
инфраструктуры.
В
отношении правовые
нормы
резидентов
технико-внедренческой устанавливаются
также
зоны как одного из типов особой эконо- Налоговым
кодексом,
мической зоны (ОЭЗ) предусмотрены:
Таможенным кодексом и
— особый административный режим;
другими
— особенности налогообложения;
законодательными актами
— гарантия
от
неблагоприятного Российской Федерации.
изменения
законодательства
Российской Федерации о налогах и
сборах;
5
— режим свободной таможенной зоны.
Субъект
инновационной
инфраструктуры,
осуществляющий
совместные исследования с фирмами,
обучение студентов, переподготовку и
повышение
квалификации
обучающихся
кадров
основам
инновации и организующий новые
коммерческие
компании,
которые
финансирует на стадии их становления.
ИТЦ в отличие от НИИ практически
реализует принцип: производить то, что
можно продать. В этом случае лидером
проекта становится менеджер (бизнеслидер). ИТЦ следует требованиям
рынка
и
востребованность
(конкурентоспособность)
товара
заложена
в
нем
изначально.
Преимущество ИТЦ перед НИИ — это
«не
обремененность»
запасом
технологий и отсюда безинерционность,
мобильность, тонкое чувство рынка.
Промышленный
Это управляемый единым оператором
(управляющей
компанией)
(индустриальный) парка
парк
комплекс
объектов
недвижимости
(земельный(ые)
участок(ки),
административные, производственные,
складские
и
иные
помещения,
обеспечивающие
деятельность
промышленного парка) площадью не
менее
20000
кв.
метров
и
инфраструктуры, которые позволяют
компактно размещать малые и средние
производства и предоставляют условия
для
их
эффективной
работы.
Промышленный
парк,
в
случае
размещения
на
его
территории
специализированных
агропромышленных
производств,
является
агропромышленным.
Основные
услуги
промышленного
парка:
предоставление
в
аренду
земельных участков, помещений и
объектов инфраструктуры, обеспечение
инженерной,
транспортной,
логистической, телекоммуникационной
инфраструктурой, оказание сервисных
услуг, в том числе обеспечение
энергоресурсами, водо- обеспечением.
водоотведением. Промышленный парк
может располагаться на территории
инновационного
территориального
Инновационный
центр
Федеральный
закон
Российской Федерации №
244-ФЗ
«Об
инновационном
центре
Сколково»
Федеральные,
региональные
нормативные акты
6
кластера.
Образование
новых
предприятий,
рабочих
мест
и
экономического
развития
региона
на
основе
комплексного метода организации инновационного процесса. Различают
субъекты трех типов: бесприбыльные —
субсидируемые местными органами,
организациями;
прибыльные
—
частные; филиалы высших учебных
заведений.
Технопарки
Формирование условий, благоприятных
для развития предпринимательства в
научно-технической сфере при наличии
оснащенной ин формационной и
экспериментальной базы и высокой
концентрации
квалифицированных
кадров.
ТП
является
формой
территориальной интеграции науки,
образования и производства в виде
объединения научных организаций,
проектно-конструкторских
бюро,
учебных заведений, производственных
пред- приятий или их подразделений.
Инновационно• Участие во внедрении механизмов
инвестиционные
государственно-частного партнерства
и
венчурные при
реализации
инновационных
фонды и центры
проектов; консолидация финансовых
средств
для
финансирования
рискованных инновационных проектов;
• разработка
порядка
проведения
экспертизы инновационных проектов,
представленных в фонды и центры для
финансирования их внедрения в
производство, и осуществление их
экспертизы;
• конкурсный отбор инновационных
проектов для их финансирования;
инновационных
• финансирование
проектов, научно-исследовательских и
опытно-конструкторских
работ,
мероприятий по созданию опытных
образцов, внедрению инновационных
продуктов в производство;
• осуществление за счёт собственных
средств компенсации части процентных
ставок по банковским кредитам и
купонных ставок по облигационным
займам предприятий по инновационным
проектам;
Федеральные,
региональные
нормативные акты
Бизнесинкубаторы
Федеральные,
региональные
нормативные акты
Федеральные,
региональные
нормативные акты
Федеральные,
региональные
нормативные акты
7
Инновационноинвестиционные
и
венчурные фонды и центры
• предоставление грантов научным
коллективам на конкурсной основе.
2. Участники инновационной деятельности их функции и интересы
Инновации будучи, несмотря на свою уникальность, все-таки товарной продукцией
создаются и продаются в рыночных условиях. Вот почему к основным участникам
инновационного процесса можно отнести следующие группы:
1. Участники, предъявляющие спрос на инновации;
2. Участники, формирующие предложение на инновации;
3. Посредники инновационного процесса.
Спрос на инновации
Во-первых, в инновациях заинтересовано государство, во-вторых - промышленные
предприятия, то есть производство, в третьих — сами производители инновационной
продукции, для которых инновационная продукция других производителей является
комплектующей, составными элементами для собственной наукоемкой продукции.
Участники, формирующие предложение на инновации
Субъекты, являющиеся инициаторами и разработчиками инновационных идей и
продуктов — инновационно-активные предприятия.
Инновационно-активные предприятия — предприятия, осуществляющие
разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических
процессов или иных видов инновационной деятельности.
В мировой и отечественной практике основными инноваторами выступают малые
инновационные компании (МИК) - индивидуальные предприниматели или
юридические лица, обладающие в соответствии с российским законодательством статусом
субъектов малого или среднего предпринимательства и осуществляющие деятельность в
инновационной сфере. Малое инновационное предприятие — это предприятие, у которого
доля продукции старше трех лет в общем объеме выпускаемой продукции составляет не
более 10%. Малое предпринимательство в инновационной сфере в настоящее время
формируется несколькими путями. Малые инновационные предприятия могут выделяться
из состава крупных государственных научных организаций. Деятельность малых фирм в
этом случае направлена на модернизацию и совершенствование разработанных на
материнской фирме видов техники. Малые предприятия, занимающиеся инновационной
деятельностью, могут создаваться как рыночные дублеры лабораторий и отделов
отраслевых научно-исследовательских институтов и заводов и заниматься как научными и
прикладными исследованиями, так и полным инновационным циклом. Другой вариант
образования малых инновационных предприятий — объединение группы разработчиков
для производства конкурентоспособной и прибыльной наукоемкой продукции. Малые
инновационные предприятия могут формироваться как посредники для продвижения
инноваций и технологий, создаваемых специалистами в области конкретной техники и
технологии.
Специфика деятельности МИК:
8
1.
Углубление специализации научных разработок. Во многих случаях
небольшие фирмы могут конкурировать с крупными концернами, работая лишь в
узкоспециализированном направлении.
2.
Ориентация на продуктовые инновации и оказание услуг в инновационной
сфере. Объяснить это можно тем, что для малых компаний не характерно крупносерийное,
массовое производство. Продукты производятся сравнительно небольшими партиями, а
иногда и в единичном экземпляре.
3.
Зависимость степени интенсивности инновационной деятельности от
отрасли, в которой действуют малые предприятия.
Анализ деятельности малых инновационных предприятий показал, что более
половины из них занимаются проектированием новой техники. На втором месте
находится разработка программных средств — эти предприятия занимаются
информационными услугами, изготовлением приборов и оснастки, а также наладкой и
ремонтом оборудования. Каждое четвертое малое инновационное предприятие
осуществляет консультирование в области научно-технической сферы.
Многие МИК функционируют в форме старт-компания (стартап, стартапкомпания), представляющей молодую (возможно ещё не зарегистрированную в качестве
юридического лица) быстрорастущую компанию, обладающую эффективной стратегией
получения прибыли на основе инновации, находящуюся в процессе выхода на рынок, и
располагающую ограниченным набором ресурсов.
Инновационная деятельность базируется на научных разработках и открытиях, что
определяет необходимость участия организаций научной сферы. В Российской Федерации
этот блок представлен институтами Российской академии наук, высшими учебными
заведениями, государственными научными центрами. В России статус государственного
научного центра присваивается Правительством РФ научной организации, которая:
—
имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование;
—
располагает научными работниками и специалистами высокой
квалификации;
научная и/или научно-техническая деятельность которой получила
—
международное признание.
В последнее время активно создаются и развиваются новые институты, примером
которых является территория Сколково.
Сколково — это современный научно-технологический инновационный комплекс
по разработке и коммерциализации новых технологий, первый в постсоветское время в
России строящийся «с нуля» наукоград. Результатом деятельности Сколково должна стать
самоуправляющаяся и саморазвивающаяся Экосистема, благоприятная для развития
предпринимательства и исследований, способствующая созданию компаний, успешных на
глобальном рынке. В состав входит Сколковский институт науки и технологий (Сколтех)
— негосударственный образовательно-исследовательский институт, который находится в
Сколково (Россия, Московская область).
Особый статус субъектов инновационной деятельности имеют наукограды. В
соответствии с законом Российской Федерации «О статусе наукограда Российской
Федерации» наукоградом признается муниципальное образование со статусом городского
округа (с 1 января 2006 г.), имеющее высокий научно-технический потенциал, с
градообразующим научно-производственным комплексом. Муниципальное образование,
претендующее на присвоение статуса наукограда, должно иметь научнопроизводственный комплекс, расположенный на территории данного муниципального
образования. Научно-производственный комплекс муниципального образования,
претендующий на присвоение статуса наукограда, должен быть градообразующим и
отвечать критериям:
9
— численность работающих в организациях научно-производственного комплекса
составляет не менее 15% численности работающих на территории данного
муниципального образования;
—
объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным
направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации) в
стоимостном выражении составляет не менее 50% общего объема продукции всех
хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального
образования, или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при
производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50% стоимости
фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов,
расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищнокоммунальной и социальной сферы. В научно- производственный комплекс
муниципального образования входят юридические лица, зарегистрированные в
установленном порядке на территории данного муниципального образования;
—
научные организации, учреждения высшего профессионального образования
и иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную
деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в
соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники
Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации;
организации
независимо
от
организационно-правовых
форм,
—
осуществляющие производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, при
условии, что доля производства наукоемкой продукции (в стоимостном выражении),
соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники
Российской Федерации в течение предшествующих трех лет, составляет не менее 50% их
общего объема производства.
Широкий
спектр
кооперационных
связей
обуславливает
создание
узкоориентированных объединений, способствующих более эффективной реализации
инновационной деятельности. Это находит отражение в появлении таких форм, как
технологическая платформа и инновационный территориальный кластер.
Технологическая платформа — это коммуникационный инструмент,
направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих
технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для
проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон
(бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативноправовой базы в области научно-технологического, инновационного развития.
В ходе реализации деятельности технологических платформ осуществляется:
• разработка стратегической программы исследований, предусматривающей
определение средне- и долгосрочных приоритетов в проведении исследований и
разработок, выстраивание механизмов научно-производственной кооперации;
• формирование программ обучения, определение направлений и принципов
развития стандартов, системы сертификации, реализация мер по развитию инновационной
инфраструктуры;
• разработка программы по внедрению и распространению передовых технологий
в соответствующих секторах российской экономики, определяющей различные
механизмы и источники финансирования, обязательства участников технологической
платформы;
• создание организационной структуры, обеспечивающей необходимые условия
реализации взаимодействия между предприятиями, научными и образовательными
организациями.
Технологические платформы сформированы по наиболее перспективным
направлениям научно-технологического развития российского бизнеса, а именно:
10
• медицинские и биотехнологии;
• информационно-коммуникационные технологии;
• фотоника;
• авиакосмические технологии;
• ядерные и радиационные технологии;
• энергетика;
• технологии транспорта;
• технологии металлургии и новые материалы;
• добыча природных ресурсов и нефтегазопереработка;
• электроника и технологии машиностроения;
• экологическое развитие;
• промышленные технологии.
Инновационный территориальный кластер — совокупность размещенных на
ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая
характеризуется наличием:
• объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной
или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности);
• механизма координации деятельности и кооперации участников кластера;
• синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической
эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации
за счет высокой степени их концентрации и кооперации.
Посредники инновационного процесса
Для обеспечения взаимодействия между спросом и предложением на инновации,
как показала практика, требуется целая совокупность разнообразных посредников. Это
могут быть как посредники, стимулирующие финансовые потоки в инновационной среде,
так и посредники в передаче (трансфере) инноваций от спроса к предложению.
Государство
В инновационном процессе государству может быть отведена ведущая роль как
источника спроса на инновации, так и главного посредника инновационных процессов.
О ведущей роли государства в области развития инноваций говорит не только тот
факт, что именно государство, первым заинтересовано в том, чтобы продукция
отечественной промышленности была конкурентоспособной, но и то, что именно
государство имеет наибольшие возможности по стимулированию инновационных
процессов как с точки зрения финансирования инноваций, так и организации
инфраструктуры, экономической среды, благоприятной для развития инноваций.
Федерально-контрактная система (ФКС) — пример одного из самых эффективных
инструментов государственной политики в области инноваций. В рамках ФКС
государство реализует единый цикл, включающий 3 стадии:
1. формирование госзаказа;
2. размещение госзаказа (поиск исполнителя);
3. исполнение государственного контракта.
Например, если было обнаружено, что имеется необходимость в развитии
инноваций в определенной отрасли (например, обеспечение безопасности жизни шахтеров
в угольной отрасли в России), в рамках ФКС государство: во-первых — финансирует
научные разработки, которые обеспечат безопасность на шахтах, во-вторых, - само
государство размещает заказ на покупку подобной продукции, наконец, вводит систему
нормативов, согласно которым деятельность любой частной шахты невозможна при
нарушении стандартов безопасности, на которые направлена профинансированная
11
государством инновационная разработка. Таким образом, государство выступает как
посредником в трансфере технологии, так и ведущим заказчиком на разрабатываемую
продукцию, наконец, государство стимулирует спрос на подобную продукцию со стороны
других участников рынка.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это форма соучастия государства в
инновационном процессе, то есть конструктивное и равноправное взаимодействие с
бизнесом не только в экономике, но и в культуре, науке и прочих направлениях. Ярким
примером ГЧП являются гранты на проведение НИОКР в определенной сфере, с
помощью которых государство и частный инвестор софинансируют по 50% затрат по
реализации проекта.
Рынки капитала
Рынок капитала является одним из наиболее активных посредников
инновационного процесса в системе инноваций. Малые инновационные предприятия,
размещая акции на фондовом рынке, могут привлечь крупные суммы инвестиций в
инновационные разработки.
Венчурные фонды
Венчурные фонды — посредники инновационного процесса, представляющие
собой фонды венчурного капитала. Под венчурным капиталом понимают капитал
(свободные денежные средства), которые инвесторы готовы разместить (инвестировать) в
высоко-рискованные предприятия (проекты).
Основным отличием венчурного фонда от других инвестиционных фондов
является модель получения прибыли. Высоко-рискованные проекты отличаются от других
инвестиционных проектов тем, что прибыль по ним может быть либо отрицательной (в
лучшем случае нулевой), так и аномально высокой. Средняя доходность проекта в
развитых, традиционных отраслях промышленности составляет около 12-20% (то есть на
100 вложенных средств, инвестор получает в среднем 12-20 рублей прибыли). Венчурный
инвестор рассчитывает на прибыль от проекта более 100%. Для того, чтобы обезопасить
себя от больших рисков, портфель венчурного инвестора (набор различных
инвестиционных проектов) состоит из множества проектов с потенциальной аномально
высокой прибылью. Таким образом, математика прибыли для венчурного инвестора
сводится к следующему положению: если из 10 убыточных проектов, хотя бы один
принесет аномальную прибыль — она покроет убытки от других проектов и обеспечит
доходность портфеля венчурного инвестора выше традиционных 12-20%.
Примерами крупнейших венчурных фондов в России является «Российская
венчурная компания» (РВК), «Фонд ВТБ», а также корпорация «РосНано».
Бизнес-инкубатор
Бизнес-инкубатор — это организация, осуществляющая поддержку малых, вновь
созданных предприятий (ООО) и начинающих предпринимателей (ИП), которые хотят
начать свой бизнес и нуждаются в помощи по созданию жизнеспособных коммерчески
выгодных продуктов и эффективных производств.
Бизнес-инкубаторы предоставляют следующие виды услуг:
• предоставление нежилых помещений в аренду;
• консультирование;
• ведение бухучета;
• почтово-секретарские услуги;
• юридическая помощь.
12
В связи с необходимостью развития инновационной инфраструктуры именно
бизнес-инкубаторы рассматривались до недавнего времени как основной инструмент для
развития и поддержки малых инновационных предприятий.
Биржа технологий
Биржа технологий — это открытая площадка по купле-продаже научной и
инновационной продукции на различных стадиях их готовности (от идеи до готовой
продукции).
Технопарки
В 2005 году в России на законодательном уровне было положено начало
технопаркам в сфере высоких технологий. Технопарк — это специальная организация, в
которой объединены НИИ, промышленные предприятия, бизнес-центры, выставочные
площади, учебные заведения и обслуживающие объекты (транспорт, дороги, жилой
поселок, охрана). Технопарки создаются для того, чтобы сконцентрировать в одних
географических рамках профессионалов определенной специализации: ученые должны
исследовать, делать открытия, преподавать в учебных заведениях и участвовать в
процессе внедрения результатов своих исследований в бизнес.
Одним из ярких примеров динамично развивающихся технопарков в России
является технопарк, расположенный в городе Саров Нижегородской области.
Ключевой
характеристикой
технопарка является
его
близость
(как
территориальная, так и функциональная) к центрам производства. Основная задача
технопарка сводится к удовлетворению спроса на инновационную продукцию со стороны
промышленных предприятий, а также масштабирование и прототипирование
инновационной продукции. В этой промышленной специализации технопарки отличаются
от инновационно-технологических центров, основная задача которых состоит в создании
центров роста наукоемких отраслей.
Инновационно-технологический центр
Инновационно-технологический центр (ИТЦ) — это как правило, научный центр,
основной задачей которого является организация всех типов посреднических услуг (от
финансирования до трансфера технологий в производство) с целью «выращивания»
крупного инновационного бизнеса в определенной отрасли промышленности (например,
медицинское приборостроение или 5 ведущий направлений модернизации российской
экономики в проектируемом центре Сколково. Вследствие того, что по функциональным
критериям ИТЦ похожи на технопарки — их часто путают. Однако, основной
функциональной задачей технопарка является обслуживание промышленного спроса, в то
время, как задачей ИТЦ можно считать внедрение результатов научной деятельности в
производство.
Одним из крупнейших ИТЦ, который планируется создать в ближайшие годы в
России — это так называемый Центр «Сколково» (Московская область).
Нужно отметить, что технопарки, бизнес-инкубаторы, биржи технологий и
инновационно-технологические центры являются посредниками в трансфере технологий,
в то время, как венчурные фонды, фондовый рынок и государство обеспечивают
инновации финансовыми источниками, то есть являются, по сути, финансовыми
посредниками.
13