Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Информационная функция

  • 👀 1829 просмотров
  • 📌 1765 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Информационная функция» doc
Информационная функция – одна из основных функций журналистики, реализуется в получении, обработке и распространении сведений о наиболее важных для людей событиях и фактах. Телевидение, как одно из ведущих средств массовой информации, имеет определенные преимущества в скорости и оперативности, а также визуализации информации. Оно «способно охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других средств массовой коммуникации». В первую очередь речь идет о электромагнитных колебаниях, несущих телевизионный сигнал, который принимают телевизоры. Они способны проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. Исследователи называют данную особенность «вездесущностью телевидения». Также основным из преимуществ телевидения авторы считают его способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком. Именно благодаря этому – данное явление ученые определяют как «экранность» телевидения – его можно назвать самым доступным широкой аудитории. И, наконец, телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о действии, событии, по словам Эйзенштейна, «в неповторимый момент самого свершения его». Одновременность действия, события и отображения его на экране , а также одновременность восприятия события аудиторией – уникальное качество телевидения : симультанность. Благодаря всем этим качествам тележурналистика способна удовлетворить информационные потребности общества. В данном контексте под «информацией» понимается именно «осведомление людей о событиях в стране и мире, показ новостей». Регулярное получение социально важной информации стало необходимым условием полноценного участия в современной жизни каждого гражданина. Именно информационные выпуски, состоящие из видеосюжетов, репортажей и устных сообщений о том, что произошло в последние часы в мире или стране, составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Деятельность журналиста на информационном канале всегда обусловлена необходимостью создать всеми изобразительно-выразительными средствами эффект присутствия – чтобы зритель ощутил себя в постоянно обновляющемся потоке важных для него событий, ощущая свежесть новости и доверяя журналисту, который подает ему события правдиво, точно, объективно, без излишней субъективизации. Только такая информация позволит зрителю принять правильное жизненно важное решение, в какой бы сфере он не трудился. Однако универсализация требований к журналисту –информационнику не лишает данный вид деятельности творческой уникальности. Работа журналиста в кадре предполагает его вовлеченность в происходящее, наличие сложившегося мировоззрения и профессиональных принципов,что всегда проявляется во взаимодействии с аудиторией через вербальные (речь), и невербальные (мимика, жесты, интонация) средства коммуникации.. Уникальная подача информации ведущим и корреспондентами может стать залогом успеха программы. Поскольку одно из главных специфических свойств телевидения – визуализация – сам журналист в кадре становится своеобразным визуальным образом, который вызовет у аудитории либо полное доверие, либо скепсис и недоверчивое отношение к тому, что говорит человек с экрана. Вы замечали, как важен, например, в информационном репортаже stand-up – появление корреспондента в кадре с коротким комментарием. Это длится всего несколько секунд – но правильно и органично сформированный образ журналиста сразу же считывается аудиторией как образ человека, которому можно верить ( благодаря его открытости, искренности, компетентности, честности и т.д.) Это происходит благодаря визуальной природе телевидения, которая позволяет зрителю одновременно слушать, видеть и реагировать на невербальные проявления человека на экране. Тележурналист работает с интонацией, расставляя смысловые акценты в речи, жестикуляция проявляет степень его искренности и естественности, пантомимика и мимика говорит нам, насколько уверен журналист в том, что говорит. Достоверность репортажу придают и другие его элементы : живая картинка с места события (life), интервью с очевидцами, участниками, организаторами и пр. Благодаря «экранности» телевидения его можно назвать самым образным средством массовой информации. Поэтому художественно-выразительные средства экрана – один из ключевых элементов воздействия на аудиторию. Главными понятиями в работе с выразительными средствами экрана являются кадр, ракурс, план, монтаж . Телевидение старается удержать внимание аудитории, используя для этого современные технологии. Так, в новостных сюжетах можно увидеть инфографику – способ подачи важной информации или сложных статистических данных через схемы и таблицы. Или созданные при помощи компьютерной графики мультипликационные изображения. В современных информационных выпусках активно используются кадры из соцсетей, снятые очевидцами событий, что придает объективности изображаемой картине мира. Все эти приемы служат для реализации информационной функции телевидения, помогая зрителю получить информацию наиболее полно и точно. Помимо технических приемов журналисты используют разные методы работы с информацией. Это может быть эксперимент, проведение акции или полноценное расследование. Социальные проблемы подталкивают журналистов на проведение согласованных акций и других благотворительных мероприятий. Так, Первый канал совместно с организацией Русфонд провели благотворительную акцию в рамках программы «Время» в 2014 году. Она была посвящена тяжелобольным детям. Зрителям предлагалось отправить платное СМС с кодовым словом «ДОБРО» и таким образом перевести средства в благотворительный фонд. В ходе акции с ее начала было собрано более 5 миллиардов рублей, оказана помощь 4102 детям. Еще один метод подачи информации сегодня активно используется журналистами-информационниками – метод инфотейнмента (информирование через развлечение). Не все журналисты согласны с его применением в информационных программах.Так, например, Владимир Познер считает его недопустимым в новостях, поскольку он уводит зрителя от серьезности проблем и мешает адекватному восприятию информации. Говоря о современном телевидении, важно отметить, что оно сегодня переживает трансформацию благодаря цифровизации. Мультимедиатизация возникла как следствие медиа - конвергенции. Понятие «конвергенция» (от лат. convergere – «приближаться, сходиться»). Феномен мультимедийной истории предполагает, что новостная информация состоит из элементов различных языков: визуальных, текстовых, графических, аудиовизуальных. Если радио позволяет узнать , что произошло, телевидение позволяет увидеть, как это происходило, а газета на следующий день позволяет узнать, почему это произошло, то благодаря влиянию интернета ответы на все эти вопросы содержатся в одном журналистском материале. В итоге мы получаем совершенно новый продукт, обладающий уникальными свойствами, технологией производства, особенностями восприятия. Мультимедиа становятся посредником в передаче информации и характеризуются стиранием границ между массовым и индивидуальным общением. Новые технологии позволяют преодолеть ограничение во времени и месте при получении информации. При помощи интернета потребитель способен получить необходимую информацию в любое время суток и в любой точке земного шара. Современный исследователь Мануэль Кастельс сравнил мультимедиа с «волшебным ящиком», который мог бы открывать «глобальное окно безграничных возможностей интерактивной связи в видео-, аудио- и текстовых форматах». Таким образом телевидение получает возможность больше воздействовать на аудиторию, взаимодействовать с ней, видеть реакцию через отклики в социальных сетях, а главное расширять аудиторию с количества телезрителей, включающих программу во время эфира, до большего числа пользователей, которые воспользуются отложенным просмотром материала через интернет. А благодаря публикациям контента в социальных сетях, телеканалы могут взаимодействовать с молодой аудиторий, привлекая ее внимание к темам, требующим особого внимания. Однако , несмотря на активное развитие и внедрение в новостную журналистику различных технологий , формы материала, в которую облекается содержание, оказываются устойчивыми, не меняясь практически десятилетиями. Во все телевизионные времена и сегодня основными жанрами в информационной журналистике остаются информационное сообщение или видеосюжет, репортаж, информационное интервью. Профессор Л. Е. Кройчик в научной статье «Публицистический жанр: природа и стратегия развития» дает следующее определение понятию жанр: «тип эстетической организации жизненного материала, обладающий рядом устойчивых признаков и определяющий взгляд автора на окружающую действительность». В этом понятии автор также заключает представление о жанре как об особой форме организации диалога автора с аудиторией, как о дискурсе по проблемам, требующим публичного обсуждения, и как о типе нарратива, суть которого состоит в организации повествования, максимально воздействующего на аудиторию. В своих рассуждениях Л. Е. Кройчик приходит к выводу, что «в своей совокупности жанры не просто дают представление о реальности, которую они отражают – публицистическое произведение, упакованные в определенную жанровую оболочку, участвуют в формировании самой аудитории, а шире – в формировании общества, готового осмыслить суть жизни в целом. А владение жанровым многообразием открывает перед автором огромные возможности в воспроизведении событий, происходящих в мире и процессов, влияющих на нашу жизнь. Согласно Г. В. Кузнецову, В. Л. Цвик, А.Я. Юровскому, «жанр – категория историческая». Не только в отборе и закреплении его устойчивых признаков, но и как «своеобразный индикатор эпохи». Исследователи разделяют журналистику как явление и профессию на информационную, аналитическую и документально-художественную, называя их также тремя способами обработки материалов. К первой они относят короткие интервью и репортажи, оперативные устные сообщения, видеосюжеты. К аналитическим жанрам – беседу, комментарий, обозрение, дискуссию, пресс-конференцию, ток-шоу, а также программы, которые часто характеризуют как «передачу». Художественная документалистика включает в себя зарисовки, очерки, эссе, фельетоны, памфлеты. Авторы пособия «Телевизионная журналистика» убеждены: «серьезное представление о жанрах – свидетельство профессиональной квалификации журналиста». Если исходить из их определения жанра, а именно понимания его как исторически определившегося типа отображения реальной действительности, обладающего рядом относительно устойчивых признаков, то любая телевизионная программа, как целостная содержательная форма, складывается из отдельных фрагментов, наделенных признаками и качествами. Иными словами, принадлежит к тому или иному жанру. Таким образом всю телевизионную продукцию можно классифицировать по ряду формальных признаков, что применимо ни столько в теоретическом изучении журналистики, сколько в практической деятельности телевизионного журналиста – подчеркивают авторы. Они выводят короткое, но верное по сути своей деление журналистских произведений на информацию и публицистику, где информация – конкретное событие или факт, метод освещения которого – констатация случившегося, а публицистика – исследование причинно-следственных отношений, возникающих по поводу факта и вокруг факта, метод освещения которого – аналитика, исследования, авторский прогноз. Здесь же критерием различия данных жанров является отделение факта от комментария, так как информация представляется как объективная картина мира, которой каждый зритель вправе дать свою оценку, независимо от позиции транслирующего телеканала. А в публицистических произведениях авторы в праве преподносить информацию под тем или иным углом зрения, рассуждать и анализировать случившееся. Остановимся подробней на таком интересном и чрезвычайно популярном жанре как репортаж и специальный репортаж. Репортаж – один из самых оперативных жанров современной журналистики. Его популярность объясняется, прежде всего, максимальной приближенностью к жизни, способностью передавать явления реальной действительности. Телерепортаж объективен по своей природе, потому что видеокамера фиксирует только то, что происходит на самом деле. Однако в закадровом тексте репортера всегда есть субъективное восприятие автором происходящего, и оно нередко выходит на первый план. Как и другие жанры журналистики, репортаж сообщает о новостях. Но существенным его отличием является факт обязательного присутствия на месте действия автора – репортера. Репортер в закадровом тексте рассказывает о подробностях события - причинах и последствиях (реальных или возможных), проводит аналогии, ищет связь с другими событиями. Репортаж как жанр присутствует во всех видах СМИ. Репортаж в газете – один из труднейших жанров, поскольку у газетчика отсутствует «видеоглаз», который уже погружает зрителя в обстановку события. Однако у талантливого репортера в газете тоже есть средства, позволяющее создавать «эффект присутствия» - приблизить максимально человека к событию, «пережить» событие вместе с автором, недаром корень французского слова «reportage», report – передавать. С помощью текста показать эмоции и настроение, атмосферу события может только опытный и внимательный журналист. И в печатных СМИ неотъемлемая часть репортажа – это «картинка». В газете её роль выполняют фотографии, а на телевидении – видеоряд. Репортаж - жанр журналистики, в котором события, участником или свидетелем которых стал журналист, оперативно освещаются на телевидении, радио или в печати. Репортажность, создающая эффект присутствия, считается внутренним свойством телевидения, именно поэтому он и является ведущим жанром тележурналистики. Часто считается, что репортажи многих информационных программ – это в буквальном смысле лицо самого телеканала, его отображение. В репортаже используется метод наглядного изображения действительности. Но здесь данная наглядность несет только информативный характер, сообщение об определенном событии. Ход события – это предмет репортажа. Он должен совмещать в себе и визуальную и устную форму выражения. Специальным репортажем называют материал, целью которого является не только информирование о событии, но и раскрытие проблемы, выявление причинно-следственных связей, возникающих в ходе данного события, что уже ставит спецрепортаж в разряд аналитических материалов. Корреспондент во время работы над специальным репортажем исследует историю события, его общественную значимость, предполагаемые последствия, рассматривает мотивы участников, дает слово экспертам, делает какие-либо выводы из происходящего. Журналист не просто дает комментарий к событию, он тщательно объясняет его, истолковывает, согласует со многими факторами, таким образом, специальный репортаж – это авторское произведение, где крайне важна личность автора и его точка зрения, что не всегда оправдано в репортаже с информационными задачами. Существуют несколько способов классификации репортажей. Например, по способу трансляции. Здесь существуют прямой репортаж и фиксированный. Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной телевизионной станции. Также разделяются типы репортажей и по способу фиксации: видео-, кино- и фоторепортажи. Существуют разновидности телерепортажа по особенностям звукового сопровождения : репортажи комментированные и некомментированные. Некомментированный репортаж используют в прямом эфире, когда идет показ событий общественно-политических или культурных, важных для общества. Здесь интерес зрителей привлекает само происходящее действо, и вмешательство корреспондента минимально . Его задача – не мешать зрителю наблюдать за происходящим. Сюда относятся имеющие основополагающее значение заседания высших законодательных органов страны, пресс-конференции отечественных и зарубежных государственных деятелей, представляющие всеобщий интерес, спортивные состязания, в которых комментарий сведен до минимума. Комментированный репортаж предполагает активное участие репортера в съемке, также, как и оператора, режиссера, звукорежиссера. Именно репортер становится в некотором роде «гидом» зрителя, которому он помогает вникнуть в смысл происходящего, понять суть события. Иногда разделяют событийные, тематические и проблемные (аналитические) репортажи. В событийном репортаже определяющим становиться само только что свершившееся событие, ход его развития, последовательность. Тематический репортаж часто связан с регулярно повторяющимся событием, которое интересно зрителю: ярмарки фермеров в Москве и их организация, «культурная» афиша, новые приложения Google или проведение танкового биатлона в последние годы в России. Аналитический репортаж дает зрителю разворот проблемы с начала ее возникновения до сегодняшнего развития : состояние дорог в стране, конституционный процесс или присутствие России в Сирии и пр. Такие репортажи требуют серьезной подготовки и серьезного аналитического обеспечения. Однако для любого репортажа важна зрелищность видеоряда – это одно из основных условий удачного репортажа. А для того, чтобы картинка была зрелищной, необходимы усилия всей команды. И умение корреспондента объединить эти усилия. Если журналист печатного СМИ может один побывать на месте события и подготовить материал, то создание телерепортажа требует привлечения больших сил. Важны и корреспондент, и оператор, но и звукорежиссер и монтажер. Сейчас перед телевидением открылись немалые горизонты благодаря революции в технологиях массовых коммуникаций. Прямой эфир стал использоваться шире, что дало зрителю возможность стать прямыми участниками события. Умение импровизировать – неотъемлемое качество современного репортера. Кроме того, репортер должен совмещать в своей работе и навыки режиссера и оператора, уметь обращаться с аппаратурой. Весь спектр требований к телерепортеру достаточно велик и совмещает массу сложных функций. Материал для показа должен быть максимально ясным, четким и понятным для зрителя. Это достигается и логикой текста и логикой монтажа. Для репортажа характерен определенный темпоритм, который создается ритмической организацией текста и ритмической организацией звучащей речи. Видеомонтаж позволяет выбирать самое важное и сжимать время. События редко показывается полностью, иначе выпуск занимал бы огромное количество времени. Сам видеомонтаж напоминает редактирование текста. Здесь необходимо приложить максимум усилий, чтобы при монтаже не исказить суть происходящего и не ввести зрителя в заблуждение. При создании репортажа также следует помнить несколько ключевых моментов: 1. Репортёр — представитель всех зрителей на месте события.  2. Задача репортера — правдиво донести событие до зрителя, предложив его вниманию смонтированный рассказ о происшедшем.  3. Если в материале не хватает какой-либо информации, стоит связаться с очевидцами или организаторами события. Репортаж всегда должен быть точным и правдивым. В процессе сбора информации активным должен быть каждый член команды. Как правило, успешный репортаж - продукт успешного взаимодействия репортера и оператора. Оператору и репортеру необходимо заранее обсудить предстоящую работу над сюжетом. Только в том случае, когда происходит чрезвычайная ситуация, этот пункт отпадает. Но репортер не должен забывать делиться своей информацией с оператором, а оператор докладывать свои профессиональные соображения. Репортер не забывает уточнять для оператора необходимые ему кадры и сцены. А оператор сообщать о сильных, иногда неожиданных кадрах, которые ему удалось запечатлеть, чтобы репортер мог использовать их в своем материале.
«Информационная функция» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 36 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot