Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Индивидуальный образовательный маршрут

  • 👀 1206 просмотров
  • 📌 1176 загрузок
  • 🏢️ ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Индивидуальный образовательный маршрут» pdf
Индивидуальный образовательный маршрут Курносова Светлана Анатольевна, профессор кафедры педагогики Института «Высшая школа образования» ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», доктор педагогических наук, доцент sa.kurnosova@mpgu.su Определение понятия Индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ) – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) Определение понятия Индивидуальный образовательный маршрут – это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного обучающегося и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ – это путь или способ реализации личностного потенциала обучающегося, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту) Определение понятия Выбор индивидуального образовательного маршрута - создание специальных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы обучающихся при обучении Развитие обучающегося может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога – предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов: • особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; • профессионализмом педагогического коллектива; • возможностями образовательной организации (учреждения) удовлетворить образовательные потребности обучающихся; • возможностями материально-технической базы образовательной организации (учреждения) При составлении ИОМ обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося: • возраст обучающегося; • психическое и физическое состояние обучающегося; • личностные качества, особенности характера обучающегося (умение работать в команде и индивидуально, социальная активность, мотивированность и т.д.); • знания, которыми владеет обучающийся Для чего нужны индивидуальные образовательные маршруты? • Ценность ИОМ состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности • ИОМ включает в себя сочетание учебной и внеучебной деятельности в целях социальной самореализации личности и формирования обучающимися опыта допрофессиональной подготовки Основные условия осуществления образовательной деятельности с помощью ИОМ: • открытость обязательных результатов обучения; • возможность выбора обучающимися уровня сложности; • целесообразность сочетания различных форм организации учебной деятельности; • организация дифференцированной помощи со стороны педагога; • обучение должно стать преимущественно активной самостоятельной деятельностью обучающихся; • создание психологического комфорта обучающегося, учёт его индивидуальных особенностей Всё это создает условия для продвижения обучающихся в учебе в соответствии с их возможностями Практика реализации ИОМ в школе Практика внедрения ИОМ в школе предусмотрена ФГОС ОО, поэтому первоочередная задача таких ИОМ – профильная направленность. (Профильный уровень обеспечивает углубленные знания, позволяет подготовиться к последующему профессиональному образованию и профессиональной деятельности) Практика реализации ИОМ в школе В пояснительной записке Министерства образования и науки РФ, приложенной к стандартам ФГОС СОО, указано, что каждый обучающийся может составить индивидуальный, план обучения. Обязательными являются 6 предметов: русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, ОБЖ и физкультура. Остальные предметы выбираются в зависимости от выбранной будущей профессии. Предлагаются шесть направлений: • естественнонаучное; • технологическое; • гуманитарное; • социально-экономическое; • универсальное. (То есть дополнительно к шести основным предметам обучающийся будет выбирать предметы из того цикла, который ему необходим для подготовки к будущей профессии. Общее количество предметов будет регулироваться сеткой часов). Практика реализации ИОМ в школе ИОМ в школе используют и для других целей, а именно: • для «отстающих» учеников (для восполнения пробелов в знаниях по определенной теме); • для помощи в обучении детям с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью); • для «слабоуспевающих» (для детей с низкой мотивацией, для тех, у кого нет интереса к учебе, кто не может правильно сформировать свою учебную деятельность и т.д.); • для обучающихся одаренных, опережающих развитие, с индивидуальными особенностями (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.) (В этих случаях главная цель ИОМ – коррекция несоответствия между уровнем, который задаёт образовательная программа, и личностными особенностями ребёнка). Обучение школьников по ИОМ позволяет: • усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания обучения, связанный с апробированием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательных областей; • создать условия для профилизации обучения, формировать портфолио обучающегося; • сосредоточить контрольно-оценочную деятельность обучающихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы; • перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на помощь школьникам в освоении способов учения, во-вторых, на фиксацию исключительно достижений обучающихся • Естественно, что составление ИОМ предусмотрено не только для школьников. На практике часто применяют индивидуальные маршруты дошкольника, обучающегося учреждения СПО, вуза; педагога. • Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому обучающемуся собственную траекторию учения. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение ИОМ обучающихся. Это обеспечивает личностное своеобразие в развитии обучающихся, дает возможность максимального проявления всех имеющихся у них способностей. Направления реализации ИОМ • Содержательное (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие ИОМ) • Деятельностное (специальные педагогические технологии) • Процессуальное (организационный аспект) Примерный алгоритм введения ИОМ Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться при проектировании ИОМ. Вот приблизительные этапы построения ИОМ: 1. Информационный этап • Педагог организует беседу с обучающимися и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности ИОМ. На данном этапе обучающийся фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута Примерный алгоритм введения ИОМ 2. Диагностика и выбор методов • Педагог (совместно с психологом, классным руководителем/куратором) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого обучающегося. Здесь важно выявить особенности нервной системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для обучающегося, выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность работать в коллективе, недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам, модулям и пр.). То есть, на данном этапе фиксируется, чтó обучающийся может и хочет узнать в рамках данного предмета и чтó ему может помочь/помешать в этом. Примерный алгоритм введения ИОМ 3. Определение целей и задач ИОМ • Для обучающихся начальных классов цели и задачи определяет учитель. Это может быть кратковременная цель (например, «Ликвидация пробелов по теме «Сложение столбиком»), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить тé задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант). • Обучающиеся старших классов, учреждений профессионального образования должны принимать самое активное участие в определении целей и задач своего ИОМ, в идеале – сáми определять, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать. Роль педагога в этом случае – только консультант. Примерный алгоритм введения ИОМ 4. Составление ИОМ • На этом этапе важно ответить на вопрос: «Как я буду двигаться к выполнению цели?». • В ИОМ указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты. Примерный алгоритм введения ИОМ 5. Итоговый этап • После завершения прохождения обучающимся ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос, доклад и т.д.). На этом этапе важно не только оценить знания обучающегося и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли обучающийся в срок, с какими трудностями столкнулся, что ему необходимо доработать. Примеры и образцы ИОМ ИОМ ученика младших классов Цель: устранение пробелов по теме существительное». Подпись родителей: _____________ Подпись учителя: _______________ «Имя Примеры и образцы ИОМ ИОМ ученика 5 класса • Цель: развитие творческих и аналитических способностей • Фото Подпись родителей: _____________ Подпись классного руководителя: _____________ • Последний маршрут удобнее составлять на четверть, полугодие, год • В процессе реализации можно вносить корректировки
«Индивидуальный образовательный маршрут» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Не знаешь, как приступить к заданию?
За 5 минут найдем эксперта и проконсультируем по заданию.

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций