Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Именные (неспрягаемые) формы глагола
От глагольных основ образовывались так называемые именные формы. Они обладали глагольными категориями (вид, залог, у некоторых – время), но вели себя как имена, т.е. не спрягались (были либо неизменяемыми, либо склонялись как имена: существительные и прилагательные), могли иметь род, число и падеж.
К именным формам глагола относятся инфинитив, супин (неизменяемые формы, не имеющие времени, в основном только вид) и причастие (есть вид, время, залог, род, число, падеж).
Инфинитив – предположительно застывшая форма имени в Д.п. ед.ч. склонения на *ĭ, но в эпоху старославянского языка это уже не имеет значения.
Но инфинитив использовался при образовании некоторых временных форм и в синтаксических конструкциях.
1. В сочетании с глаголами хотэти, начяти, имэти инфинитив образует формы будущего сложного I. Но с глаголом имэти иногда выражалось и значение долженствования, необходимости: имамь нnждn изити и видети е (Мар. Ев.).
2. С глаголом быти (обычно в аористе) инфинитив передавал значение необходимости или возможности: како же бэ сътворити июдn кротъка (Супр. рук.).
3. Инфинитив мог выражать значение цели (как и супин – см. ниже):
И послаша въ uзилище привести ихъ.
При анализе форм инфинитива в тексте называем только класс глагола по основам настоящего времени и определяем, если есть синтаксическая конструкция.
Супин – предположительно застывшая форма В.п. ед.ч. именного склонения на *ŭ. Он образовывался с помощью суффикса -тъ, который присоединялся к основе инфинитива; если основа оканчивалась гласным: начяти – начятъ (в древнерусских памятниках так мог выглядеть и аорист в 3 л. ед.ч.), знатъ, датъ и под. Если основа оканчивалась согласным (I класс), то здесь два варианта: после заднеязычного получалось так: мощь, рещь, пещь, после остальных согласных: нестъ.
Супин обычно употреблялся после глаголов движения и указывал на цель движения (глагол движения мог быть в разных формах, включая причастие), а также после глаголов посълати, дати: пришелъ ли еси прэжде врэмени мnчитъ насъ.
Задание: 1) найдите в тексте «Притча о блудном сыне» супин.
2) Образуйте формы супина от глаголов, данным в упражнении 31.