Игры для развития детей дошкольного возраста
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Оглавление
Режиссерская предметная игра-манипуляция ................................................................................. 2
Образная игра ..................................................................................................................................... 4
Сюжетно-ролевая игра ...................................................................................................................... 8
Игры по правилам .............................................................................................................................. 9
Режиссерская игра высокого уровня .............................................................................................. 10
Как мы выяснили, основной задачей развития ребенка-дошкольника и его подготовки
к школе является формирование базовых новообразований возраста – воображения, произвольности, общения и самооценки внутри ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности. Однако не в любой игре происходит развитие. Для того чтобы оно состоялось, ребенок должен осваивать игру в определенной системе. Такую систему разработала
Е. Е. Кравцова.
Рис. 1. Динамика развития возрастной игры дошкольников
1
Данная периодизация включает в себя пять базовых возрастных игр. При этом сюжетно-ролевая игра является центральной игрой дошкольного детства, потому что именно в этой
игре закладываются психологические новообразования дошкольного возраста (воображение
третьего уровня, произвольность, общение и самооценка). В двух последующих играх (игре
по правилам и режиссерской игре высокого уровня) происходит развитие этих новообразований, а в двух предшествующих играх формируется база для возникновения сюжетноролевой игры, которая содержит в себе две линии – сюжетную и ролевую (рис. 1).
В режиссерской предметной игре-манипуляции, куда ребенок выходит из предметной
деятельности, получает свое развитие сюжетная линия сюжетно-ролевой игры.
В образной игре развивается ролевая линия сюжетно-ролевой игры.
В играх по правилам и режиссерской игре высокого уровня происходит последовательное развитие новообразований возраста и подготавливается кризис семи лет. При этом
если в сюжетно-ролевой игре происходило преимущественно развитие общения и воображения, то в играх по правилам бурно развивается произвольность, а в режиссерской игре высокого уровня – самооценка дошкольника.
РЕЖИССЕРСКАЯ ПРЕДМЕТНАЯ ИГРА-МАНИПУЛЯЦИЯ
Режиссерская предметная игра-манипуляция возникает после кризиса трех лет, когда
ребенок уже научился соотносить образы, которые появились в его воображении в результате освоения предметно-манипулятивной деятельности, с предметами окружающего мира и
готов использовать в игре предметы-заместители, а также объединять предметы по смыслу.
Режиссерская предметная игра манипуляция является возрастной игрой детей 3–4 лет,
которые пока не умеют смотреть на себя играющего со стороны, и поэтому для игры им
необходимо небольшое и хорошо обозреваемое пространство на столе, на полу, на тумбочке
или подоконнике (ребенок как Гулливер в стране лилипутов). А для самой игры малыш использует мелкие игрушки, детали конструктора, карандаши, шишки и другие предметызаместители, часть из которых идет на строительство игрового пространства, а остальные
используются в качестве игровых персонажей, с которыми ребенок разыгрывает несложные
житейские сюжеты. Он озвучивает этих персонажей разными голосами с разными интонациями. При этом ребенок учится сочинять сюжет (осваивает искусство сюжетотворчества).
В режиссерской предметной игре-манипуляции малыш играет не от своего имени, а за
игрушку, и включая его в игру, следует спрашивать не «Кем ты будешь?», а «За кого ты будешь играть?»
Здесь он является режиссером, актером и зрителем одновременно, но, как в любой игре, вначале становится зрителем, затем зрителем и актером, и только потом режиссером, актером и зрителем. Нужно уметь уважать позицию зрителя. Она необходима ребенку, чтобы
он мог понаблюдать за игрой других, изучил игровые способы, которые используют играющие и примерил их на себя.
2
Здесь не надо рассказывать про игру – в нее нужно играть, действуя от первого лица и
используя монологи. Если рассказывать про игру, то это может выглядеть примерно так:
«Вышла лисичка погулять и встретила волка…» Но будет лучше, если мы обо всем узнаем из
эмоционально окрашенного монолога той же лисы: «Ах, какая чудная погода! И позавтракала я
прекрасно! Почему только в лесу никого нет? Наверно, спят еще. Вот сони-засони. Да нет, не все
спят. Вижу волчок – серый бочок сюда пробирается. Интересно, к кому это он идет?..»
Вначале ведущая роль в игре принадлежит воспитателю. У него есть своя игрушка,
которая достаточно активна. Воспитатель может начать играть сам с собой. Дети, конечно
же, соберутся возле взрослого, рядом с которым должны лежать другие игровые персонажи,
которых могут взять дети. Во время игры воспитатель предлагает: «Кто хочет играть за
мышку?» и дальше: «Мышка, приходи завтра ко мне на день рождения. Только подарок не
забудь. Давай я тебе на ушко шепну, о чем я давно мечтаю…»
Чтобы игра не была однообразной (поели – поспали – опять поели и… живот заболел… полечили и снова поспали…), в игру обязательно следует вводить проблемы (это может быть дождь из газированной воды, пожар, который все вместе будут тушить, разлитое
варенье, к которому все прилипли…). Это поможет поднять эмоциональный фон и выбрать
вместе с детьми способы решения этих проблем.
Вначале режиссерской игры дети играют мелкими игрушками, потому что они не могут представить вместо мишки кубик, и лишь со временем замещают игровые персонажи
предметами-заместителями. Мишку – кубиком.
Хорошо работает на развитие режиссерской игры настольный театр. После спектакля
все вместе могут проиграть его продолжение.
Режиссерская предметная игра-манипуляция проходит в своем развитии 3 этапа:
1. Организация индивидуального игрового пространства (домика или полянки) каждого ребенка на полу, когда в качестве игровых персонажей используются небольшие мягкие
игрушки (рис. 2).
Рис. 2. Организация индивидуального игрового пространства на полу
3
Свое игровое пространство и своя игрушка есть и у взрослого, который с ее помощью
создает игровую среду, задает образец взаимодействия с игровыми персонажами и тем самым обучает детей игре, в том числе и индивидуально. В процессе игры воспитатель также
организует и общее игровое поле. Например, игровые персонажи, которых озвучивают дети,
могут собраться в свободном пространстве, где, например, появилась горка, с которой можно
покататься, или поехать все вместе в машине купаться на озеро. Зимой можно, опять же всем
вместе, нарядить елку. Но при этом взрослый должен все время побуждать детей к игровому
общению и сюжетотворчеству.
2. Организация совместной игры с группой детей на столе, где у каждого также есть,
но уже небольшое, индивидуальное пространство и свой игровой персонаж (небольшая игрушка или предмет заместитель) (рис. 3). На этом этапе дети учатся создавать коллективный
игровой сюжет. Ограничение игрового пространства столом необходимо для большего сосредоточения детей на сюжете, а не на игровых действиях.
Рис. 3. Организация совместной игры с группой детей на столе
3. Самостоятельная игра ребенка в укромном уголке с использованием нескольких
игровых персонажей (предметов-заместителей). При этом малыш каждого озвучивает определенным образом, с присущей ему интонацией и текстами, которые он сам придумал, так
же как и общий сюжет. Это уже интимная игра ребенка, куда он никого не впускает (может
даже разрушить игру, услышав шаги приближающегося взрослого).
ОБРАЗНАЯ ИГРА
Образная игра является возрастной игрой детей 4–5 лет и появляется на арене детского развития после полноценного формирования режиссерской предметной игрыманипуляции. Теперь ребенок хочет почувствовать изнутри особенности игровых персонажей, которыми он ранее манипулировал. Для этого необходимо превратиться в них, т. е. вой4
ти в образ кошечки, собачки, ежа, зайца и др., а затем действовать так, как они действуют в
реальной жизни. При этом у ребенка развивается ролевая линия сюжетно-ролевой игры и
столь важный для человека механизм идентификации.
Образная игра глубоко индивидуальна, так как каждый ребенок по-своему проживает
свой образ внутри себя.
В своем развитии образная игра также проходит три этапа:
1. На первом этапе дети берут на себя образы животных.
Вначале дети входят в образы домашних животных (кошек и собак), потому что они
могут наблюдать за ними, да и поведенческий контекст кошечки, например, очень прост: она
ползает, мяукает, умывается…Дети могут «завязать» в этих простых образах. Поэтому необходимо знакомить их с другими животными. Лучше всего подобрать для этого видео, где
животное показано в естественной среде обитания и при этом действует. Дети тут же начнут
их имитировать. Затем можно создать среду обитания в группе вместе с детьми (из предметов ближайшего окружения) и начать играть. При этом воспитатель тоже превращается в
животное (рис. 4). Взрослый обязательно должен играть вместе с детьми, чтобы задавать образцы. При этом он учит детей игре.
Рис. 4. «Встреча тигров»
Здесь тоже нужны проблемы. Поэтому, если мы играем в зайчиков, можно ввести
волка или охотника. Кроме того, на первых порах непременно нужны атрибуты, фиксирующие образы (уши, хвосты…). Параллельно можно организовывать такие игры, как зоопарк,
цирк, куда животных можно привозить, устроив игру в экспедицию.
Самое главное условие образной игры в животных – они не разговаривают. Иначе это
не образная игра, а игра-драматизация с волшебными животными. Эта игра не находится в
линейке периодизации Е. Е. Кравцовой. Надо научить детей делать стоп-игру и договариваться, находясь не в игровом, а в реальном пространстве, после чего снова возвращаться к
игре.
5
Параллельно с образами животных дети берут на себя образы деревьев, камней, машин, цветов, которые можно проигрывать в отдельных этюдах. Дети очень любят входить в
образы яиц, например, динозавров, из которых появляются маленькие детеныши, которых
мама учит всем премудростям жизни динозавров (рис. 5).
Рис. 5. «Яйца динозавров»
2. На втором этапе игры дети входят в образы сказочных персонажей – феи, принцы,
принцессы, герои современных мультфильмов… Это следующий (промежуточный) шаг к
развитию ролевой линии сюжетно-ролевой игры. Ребенку пока сложно имитировать человека во всем многообразии его социальной жизни с четко заданными правилами, а сказочные
персонажи на то и сказочные, что у них есть определенные степени свободы (через волшебство).
Это феи, для которых важно не внешнее, а внутреннее действие, внутри которого они
что-то представляют. А за елкой мальчик в образе ежика, который еще не до конца прошел
первый этап образной игры (рис. 6). Дети объединяются в образной игре второго уровня в
основном во время проигрывания сказок.
6
Рис. 6. Прекрасные принцессы
3. На третьем этапе ребенок уже готов к имитации человека, но пока на уровне
отображения его действий (рис. 7). Это тоже образная игра или, точнее, сюжетно-образная
игра, которую часто называют сюжетно-ролевой. Однако между ними качественное различие. В сюжетно-ролевой игре ребенок не только имитирует, но и проживает свои роли. Здесь
он сам является источником игровой энергии (как солнце), в то время как в сюжетнообразной игре ребенок этот свет только отражает (как Луна). В этой игре дети уже проигрывают социальные сюжеты, но не способны полноценно входить в роль.
Рис. 7. Боцман Митя
7
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА
Сюжетно-ролевая игра – это игра, в которой ребенок проигрывает (отображает, имитирует) окружающую его социальную действительность и «проживает» жизнь взрослых
людей (внешнюю и внутреннюю).
Сюжетно-ролевая игра является возрастной игрой детей 5–6 лет. Она возникает в результате синтеза сюжетной и ролевой линий, сформированных в двух предыдущих играх.
Теперь ребенок способен имитировать социальную жизнь людей, выбирая различные сюжеты и проигрывая разнообразные роли.
В сюжетно-ролевой игре бурно развивается воображение, так как детям нужно столько всего представлять – сам игровой сюжет, себя – доктором, стол – кораблем, Машу – парикмахером, импровизировать, выстраивать межролевое взаимодействие, придумывать, а
потом решать различные игровые проблемы, чтобы игра была интересной.
Чтобы игра вообще состоялась, необходимо выполнять правила, которые в сюжетноролевой игре уже носят более жесткий характер, так как это правила социальной жизни. И
если дети играют в больницу, то каждому из них необходимо учитывать не только правила,
по которым функционирует реальная больница, но и правила своей роли. Для этого нужно
приложить некоторое волевое усилие. При этом у ребенка закладывается и развивается произвольность.
В сюжетно-ролевой игре начинает полноценно развиваться и детское общение – как
во время общения игровых персонажей, так и вне игры, когда дети договариваются о правилах игры.
И, наконец, только в сюжетно-ролевой игре ребенок начинает смотреть на себя со
стороны и управлять своей игрой, находясь в двух позициях одновременно. «В игре ребенок
плачет, как пациент, но радуется, как играющий» [1]. При этом он не только радуется, но еще
и думает над вопросом – перестать плакать или начать плакать еще сильнее. Именно здесь
выстраивается база, на которой потом появится самооценка.
Кроме того, в сюжетно-ролевой игре у ребенка начала формироваться своя собственная позиция. Проиграв множество разных ролей (а у каждого игрового персонажа всегда есть
своя позиция в игре), ребенок начинает понимать, что у него тоже есть своя, но личностная
позиция, с которой он может воспринимать мир и общаться с окружающими. Это как очередное рождение «Я сам как носитель собственной позиции». В сюжетно-ролевой игре ребенок научился выделять и удерживать правила, действующие в социальной жизни и которые
уже нельзя изменить никаким волшебством (в этой игре нет ни волшебниц, ни говорящих
ежиков). При этом он приобрел базовый ресурс произвольности, который позволяет ему выполнять правила не потому, что его привлекает сюжет. Ребенка притягивают сами правила
игры, и он переходит к играм по правилам.
8
ИГРЫ ПО ПРАВИЛАМ
Игра по правилам является возрастной игрой детей 6–7 лет. Она возникает на основе
сюжетно-ролевой игры, в которой ребенок обрел свою собственную смысловую позицию и
определенный ресурс произвольности, которые необходимы для перехода к игре по правилам. При переходе к играм по правилам сюжет начинает постепенно терять для ребенка свою
привлекательность – ему становятся интересны правила. Но сюжет не исчезает вообще, а
сворачивается и уходит на второй план, однако в любой момент может быть развернут ребенком. Например, играя в шахматы, дети могут представить два воюющих государства, которыми управляет король, имеющий армию, состоящую из солдат и офицеров разного ранга.
Таким образом, правила выходят на первый план, и ребенок учится их принимать,
превращать в свои внутренние правила и перестраивать свое поведение в зависимости от
этих правил.
В играх по правилам у ребенка развивается способность:
‒ осознавать собственную позицию и видеть позицию партнера по игре;
‒ следовать правилам игры, которые он принимает и учится удерживать;
‒ анализировать позицию партнера и учитывать ее в своей деятельности;
‒ управлять своими эмоциями, т. к. игры по правилам носят преимущественно соревновательный характер, а проигрывать всегда нелегко. И для этого тоже надо включать
произвольность.
«Педагоги дошкольного образования часто путают игру по правилам с действием по
правилу, которое находится в основе любой дидактической игры. К сожалению, игры по
правилам предлагаются детям с раннего возраста, когда ребенок еще не в состоянии осмыслить и принять чужое правило, и оно выступает для него только как непонятный приказ,
называемый взрослым игрой» [2].
Игры по правилам считаются в отечественной психологии и педагогике наиболее значимыми для подготовки к школе. Эти игры, в отличие от всех предыдущих видов, предполагают особый подготовительный этап, направленный на овладение принципом игры, содержащимся в правилах. Деятельность ребенка на этом подготовительном этапе представляет
собой прообраз учебной деятельности младшего школьника. Поэтому эти игры и называют
«воротами в учебную деятельность».
Воспитатель работает на то, чтобы переход от сюжетно-ролевой игры к игре по правилам происходил постепенно:
‒ На заключительном этапе сюжетно-ролевой игры взрослый вводит более жесткое
ограничение сюжета игры требованиями реальной жизни, например, если раньше дети расплачивались в магазине символически просто бумажками, то теперь они рисуют на бумажках цифры и, рассчитываясь, соблюдают правила расчета).
‒ Организация коллективной продуктивной деятельности детей, которая направлена
на формирование собственной смысловой позиции. Эта позиция возникает в ситуации дружеского спора при обсуждении какой-либо проблемы, когда необходимо представить свою
точку зрения, выслушать мнение другого и согласовать позиции.
‒ Введение простых подвижных, настольных дидактических, словесных и др. игр по
правилам.
9
‒ Введение игр по правилам, требующих выстраивания своих игровых действий с
учетом позиции партнера (шашки, шахматы, морской бой и др.).
‒ Разработка детьми авторских игр по правилам.
И если в сюжетно-ролевой игре преимущественно развивалось общение (воображение
развивается на всех этапах игры), то в игре по правилам это произвольность.
РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА ВЫСОКОГО УРОВНЯ
Ближе к семи годам, когда ребенок полноценно отыграл игры по правилам, приходит
время, когда ему уже не нужен реальный партнер для игры. Он может перевести игру во
внутренний план и проиграть ее в своем воображении. При этом он переходит на пятый этап
развития игровой деятельности – режиссерскую игру высокого уровня, которая вместе с игрой по правилам венчает игровую деятельность дошкольника.
На пятом этапе дети вновь возвращаются к режиссерской игре, где также есть сюжет
и роли. В этой игре ребенок свободен, т. к. у него есть особая внутренняя позиция, с которой
он может самостоятельно создать сюжет или замысел, а затем реализовать его в своем воображении. Он способен совмещать различные позиции, но уже не реальных партнеров, а воображаемых игровых персонажей. Здесь сюжет и правила существуют в едином творческом
контексте, позволяющем ребенку интегрировать весь свой предыдущий игровой опыт.
Режиссерская игра глубоко индивидуальна. Это настоящий мир грез, внутри которого
ребенок придумывает сложные сюжеты со множеством игровых персонажей и сложных игровых коллизий. Он представляет, как они выглядят, действуют, говорят, что чувствуют и
переживают. Во время игры такой ребенок может сидеть неподвижно, уставившись в одну
точку. Он сейчас не в этом мире. В процессе режиссерской игры высокого уровня возникает
очередное рождение «Я сам», когда ребенок узнает о существовании своей души, своих
чувств и переживаний. В это же время ребенок теряет свою детскую непосредственность. В
режиссерской игре высокого уровня происходит формирование самооценки, благодаря которой он может посмотреть на себя со стороны и осознать свою недостаточность. Ребенок чувствует, что не может ее компенсировать в рамках игровой деятельности, и у него появление
мотивации к преодолению этой недостаточности в рамках нового ведущего вида деятельности – учебной.
Ребенок хочет перейти от воображаемого уподобления взрослому в игре к реальному
уподоблению через обучение. Он готов и хочет идти в школу.
Итак, заключительный этап возрастной игры, который базируется на достижениях
предыдущих этапов, завершается появлением у ребенка новой социальной позиции ученика,
а следовательно, и глубокой внутренней мотивации к обучению в школе.
Использованная литература:
1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М., 2003. – 538 с.
2. Модина И. А. Развитие игровой деятельности педагогов ДОУ как условие психологической подготовки детей к школьному обучению: дис. … канд. психол. наук. – М., 2008. –
201 с.
10