Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Художественная культура западноевропейского Средневековья. Социальные основы художественной культуры Западной Европы

  • 👀 882 просмотра
  • 📌 857 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Художественная культура западноевропейского Средневековья. Социальные основы художественной культуры Западной Европы
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Художественная культура западноевропейского Средневековья. Социальные основы художественной культуры Западной Европы» pdf
Тема 5. ИСКУССТВО И ВОЗРОЖДЕНИЯ (ЕВРОПА) ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И Ключевые понятия темы Художественная культура западноевропейского Средневековья. Социальные основы художественной культуры Западной Европы. Периодизация Средних веков: раннее Средневековье – V–IX вв.; классическое Средневековье – X–XIV вв.; позднее Средневековье – XV–XVI вв. Средневековая литература и античное наследие. Христианская концепция мира. Влияние церкви на все сферы жизни и искусство. Поэзия вагантов, трубадуров, труверов и миннезингеров. Куртуазная культура и литература. Развитие рыцарской культуры. «Городская» культура и литература Средних веков. Эпоха Возрождения. Деятельность Данте и «Божественная комедия». Петрарка. Ф. Рабле и карнавальная культура. Архитектура средневековой Европы. Символика средневекового храма. Готика и готические храмы. Изобразительное искусство. Эпоха Возрождения в Италии. «Открытие» мира и человека. Расцвет живописи, скульптуры и архитектуры. Великие мастера изобразительного искусства, творившие в атмосфере культурного подъема (С. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, А. Дюрер и др.). Творчество Боккаччо и «Декамерон». Расцвет драмы и театра. Творчество Шекспира – величайшего представителя английского Возрождения. 5.1. Периодизация и социальные основы искусства Западной Европы Западноевропейское Средневековье принято делить на следующие периоды: 1. Раннее Средневековье – V–IХ вв.; 2. Классическое Средневековье – X–XIV вв.; 3. Позднее Средневековье – XV–XVI вв. Этот период называют Средними веками, потому что в истории человечества он занимает промежуточное, среднее место между античностью и Возрождением античности. Историки отводят этому периоду около 10 веков – с V по XV в. – целое тысячелетие после падения Западноримской империи в 476 г. В период Средневековья человек строил свои взаимоотношения с миром на основе феодальной формы собственности; в условиях сословного иерархического строения общества; в процессе бесконечных войн; в духовной атмосфере эпохи, где переплетались традиции античности и варварских племен. Церковь становится мощным социальным институтом с многочисленными профессиональными служителями (в значительной части – людьми грамотными и образованными), с достаточно самостоятельной экономической базой, с находящимися в ее владении многочисленными сооружениями, к которым следует относить не только собственно храмовые сооружения, но и монастыри, с их хранилищами ценностей и реликвий, с библиотеками и «скрипториями», в которых хранились и переписывались (обновлялись) не только христианские рукописи, но и языческие и даже еретические источники. Влияние церкви на средневековую культуру Западной Европы было огромным. Был предложен нравственный идеал в образе Иисуса Христа. Христос – богочеловек, полный сострадания к людям и добровольно принявший смерть, чтобы искупить их грехи и отворить им ворота Рая. Следование этому образу становилось смыслом жизни каждого человека, так как жизнь получала при этом направленность к загробному воздаянию. Все, что в античности считалось естественным и радостным – обильная еда, физическое здоровье, нагое тело, плотская любовь, – стало предосудительным. Человек теперь воспринимал себя как изначально греховное существо, обязанное относиться к своей плоти, как к ленивому и лукавому рабу, которого следует вразумлять непрестанными побоями. Изнурение плоти вошло в обиход не только религиозных аскетов: власяницу носили под панцирем многие рыцари. Отныне красота человека выражалась в торжестве его духа над телом. На смену античному атлету, символу античной культуры, пришел средневековый аскет, утверждающий образ жизни человека с идеалом духовного возвышения. Сама радость жизни оказалась как бы под запретом – отсюда тот глубочайший пессимизм, которым было проникнуто средневековое чувство и сознание. Человек должен был помнить: мир лежит во зле. Мир стареет. Мир стоит на пороге смерти. Все телесное – неизменно греховно, все тленно, все преходяще. Единственно достойное, единственно светлое и вечное начало лежит вне этого мира. 5.2. Искусство раннего Средневековья К середине VI в. владетелями земель, входивших некогда в Римскую империю, стали германские короли. В связи с христианизацией происходили глубинные перемены в нравственных идеалах, системе воспитания и образования. Место мифологии заняли молитвы, уставы, моральные проповеди. Блестящие риторские школы античности уступили место духовным училищам при епископатах. На первое место выдвинулись библейская история и теология. Однако в IV–V вв. традиции античности еще сохраняли свою практическую силу. Аврелию Августину принадлежат многочисленные произведения, в которых он, пересматривая античную мифологию, литературу и историю, объяснял свое обращение в христианство, учил толковать библейские книги, защищал новую религию от нападок противников и еретиков. Представитель следующего века Папа Римский Григорий Великий высоко почитал Августина. Сам он был прекрасно образованным человеком, владевшим искусством слова, риторическими приемами. Тем не менее, он открыто порицал занятия грамматикой и чтение античных классических авторов. Сила его эрудиции была направлена на толкование Библии и установление твердого порядка литургии (богослужения). Его именем названы григорианские хоралы – церковные песнопения удивительной красоты, украшающие католические мессы и сегодня. В VI–VII вв. наблюдалось забвение античных традиций. Обычно это время называют эпохой «Великого переселения народов», которая характеризовалась упадком культуры. Уровень образованности катастрофически падает. Чтобы удержать это падение, епископ Исидор Севильский взял на себя труд познакомить своих современников с основами знаний, накопленных античной и христианской культурой к этому времени. Пользуясь комментариями к произведениям античных писателей, справочниками, грамматиками, словарями, он писал исторические хроники, назидательные трактаты. Главной его книгой стала толковая энциклопедия «Этимологии, или Начала», в которой собраны сведения по грамматике, истории, географии, космологии, антропологии и теологии. Бэда Достопочтенный, страстный христианский проповедник, написал первую историю Англии от времен Юлия Цезаря до 731 г. Труд его – плод высокого образования, знания латинского и греческого языков, знакомства с основами истории, астрономии, философии и других наук, по которым он также писал трактаты. Сочинения его занимательны: в них не только поучения, рассказы о чудесах, но и анекдоты о жизни королей, картинки быта. Вплоть до XII в. из этих энциклопедических трудов Исидора Севильского и Бэлы Достопочтенного средневековый мир, как бы отгородившись от античности и презрев греческий и восточные языки, черпал основные знания. В V–VIII вв. с расцветом государства Меровингов связано меровингское искусство – условное название искусства ряда областей Франции. Оно использовало традиции позднеантичного, позднеримского искусства, а также искусства варваров. Новый подъем культуры начался лишь к середине VIII в. в государстве франков во время правления династии Каролингов – «каролингское возрождение» (VIII–IX вв.). Результатом системы воспитания школы каролингской эпохи стало преклонение перед авторитетами античности. Латынь, оставаясь языком ученых и церковнослужителей, проникала в мирскую жизнь. На латыни писали не только учебники и жизнеописания святых, но и светские биографии. 5.3. Литература классического Средневековья К XI–XII вв. литература начала приобретать ранее не свойственное ей разнообразие, в ней начали оформляться особые жанры. Понятие «жанр» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще. В литературу классического Средневековья входят: 1) поэзия вагантов – бродячих студентов, монахов и прочего люда; 2) поэзия трубадуров, труверов, миннезингеров; 3) исторические хроники, героический эпос, саги и «песни»; 4) куртуазная повесть и роман; 5) городская литература с популярным жанром реалистической стихотворной новеллы; 6) христианская литература; 7) «низовая» популярная литература, предназначенная для «простецов». В конце XVIII в. были обнаружены средневековые рукописи сборника стихов «Carminа Вurana», отличающихся от привычной и известной ранее литературы. В них воспевались любовь, вино, весна, высмеивались жадные епископы, развратные прелаты, в шутливых «исповедях» и «проповедях» осуждались человеческие пороки и слабости. Создателями этих стихов были бродячие школяры, студенты и выпускники соборных школ, переходившие из города в город в поисках либо службы, либо нового места учебы, – ваганты (от лат. vagantes – бродячие). Не связанные домашним скарбом, семейными обязательствами, свободные от имущества клирики, главным богатством которых была ученость, вели веселую разгульную жизнь, о чем, не смущаясь, рассказывали в своих стихах. Ваганты называли себя членами «Ордена голиардов» (восходит к имени библейского великана Голиафа, слывшего символом разнузданности и порока; есть еще предположение, связывающее это название со словом gula – глотка, прожорливость), созданного по образу распространенных в ту пору орденов – рыцарских (крестоносцев, меченосцев и др.) и монашеских (нищенствующие ордена доминиканцев, францисканцев и др.) и в насмешку над ними. Нам известны такие авторы, как Гугон Орлеанский (1093–1160 гг.) и Вальтер Лилльский (или Шатильонский). Стихи школяров – это смесь античных образов и сюжетов, знакомых им со школьной скамьи, с библейскими сказаниями, духовных песнопений – с народными лирическими песнями. Из поэтической лирики вагантов взошли ростки любовной поэзии трубадуров, французских труверов и немецких миннезингеров, сочинявших на национальных языках. Средневековую Европу трудно вообразить без рыцарских замков. Замок рыцаря становился не только крепостью, не только центром управления хозяйством рыцаря, но и своеобразным центром художественной, в основном музыкально-поэтической культуры. Постепенно рыцари из грубых невежественных вояк, какими они были в основной массе до Х в., превращались в относительно образованных, владеющих не только мечом, копьем и конем, но и арфой, лютней, пером, а также изысканной речью аристократов. Особое явление замково-рыцарской культуры – музыкально-поэтическое творчество трубадуров, труверов, миннезингеров. Так назывались благородные рыцари, сеньоры Прованса, севера Франции, Германии, сочинявшие стихи и песни. Трубадурами называли рыцарей-поэтов Прованса. Большинство их имело знатное происхождение и высокие титулы, но в их среду пробивались и бедные рыцари, реже – простолюдины. Сами они сочиняли только стихи, а мелодии чаще всего заимствовали из народных песен. На музыкальных инструментах им аккомпанировали нанятые менестрели. Трубадуры выработали целую систему музыкально-поэтических жанров: • кансона – песня, наиболее сложное по сюжету лирическое произведение, часто соединяющее разные стихотворные размеры. Самый почитаемый жанр. Содержание песни обычно – любовное томление или размышление о жизни. Этот жанр считали высоким, в отличие от других; • сирвента – песня на политические темы, иногда песня-памфлет; • тенсона (спор) – стихотворный диалог двух поэтов, поэтический диспут на философские темы, иногда – спор о любви или об искусстве; • альба (утренняя заря) – куплетная печальная песня-диалог, рисующая расставание влюбленных утром после тайного свидания. Почти в каждой песне куплеты отделяются сигналом стража – слуги рыцаря, который предупреждал о появлении отца или мужа дамы. Альба – один из самых распространенных жанров творчества трубадуров; • пасторела – также пьеса-диалог, изображающая встречу рыцаря с пастушкой и их спор. Рыцарь предлагает пастушке насладиться радостями земной любви, а пастушка, проявляя осторожность и остроумие, высмеивает домогательства рыцаря; • плач – песня, в которой изливается скорбь по умершему сеньору, даме или близкому поэту человеку. На севере Франции рыцари поэты-певцы, выступавшие в замках, назывались труверами. Хотя труверы во многом подражали провансальким трубадурам, сочиняя песни в трубадурских жанрах и традициях, но прославились они другим – созданием стихотворных куртуазных романов и драм. Творчество труверов – литературное и музыкальное – более профессионально. Они сочиняли свои романы уже не «в седле», не в походе, не импровизировали между охотой и турниром, как трубадуры, а творили в дальних покоях замка. Труверы были образованнее трубадуров и представляли собой своеобразную замковую «служилую интеллигенцию». Большая часть романов, созданных труверами, – стихотворные обработки раннесредневековых преданий – древнеанглийских (о Ланселоте, короле Артуре и рыцарях «круглого стола»), древнегерманских (о рыцарях святого Грааля). Одновременно с труверами во Франции и Германии становятся популярными миннезингеры – певцы возвышенной любви. Они появились в Германии XIII в., подражая провансальским трубадурам. Жанры, в которых сочиняли миннезингеры, близки жанрам трубадуров: шпрух (изречение) – политическая и поучительно-сатирическая песня, ее можно сопоставить с сервентой; крестовая песня – особый жанр миннезингеров, призывающая к участию в крестовом походе или изображающая переживания крестоносца; ляйх – чаще всего гимн в честь Богоматери (миннезингеры были более религиозны, чем трубадуры). Мелодии их песен более похожи на церковные хоралы, чем на народные песни, зато стихосложение – рифмовка, ритмика, расположение строф – проще, чем у трубадуров, и ближе к народной поэзии. Темы миннезингеров – рыцарская любовь, служение богу, сюзерену, поэтизация военной жизни рыцарей и крестовых походов. С развитием городской культуры связано творчество жонглеров (Франция) и шпильманов (Германия), которые выступали в XI–XII вв. на площадях городов как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Среди шпильманов (spilman – букв. «игрец») можно было встретить и небогатого рыцаря, и школяра, и подмастерье. Церковь, как и светская власть, издавна преследовала шпильманов как преступников. В основе средневекового героического эпоса, в отличие от других литературных жанров Средневековья, лежит реальный исторический факт. Так, «Песнь о Роланде», созданная в конце XI – начале XII в., «зафиксировала» эпизод из испанского похода Карла Великого 778 г. Центральное место поэмы – битва войска Роланда с напавшей на них армией «неверных», в результате которой гибнет цвет французского войска вместе с Роландом. Сага – это древнее ирландское прозаическое повествование, возникшее во II– VI вв. и сохраненное народными бардами. Специфичность этих произведений заключалось в чередовании прозы и стихов. В самых ранних героических сагах отражена жизнь ирландских кланов в эпоху распада родового строя, их обычаи, междоусобные войны. К более позднему времени относятся фантастические саги – поэтические сказания о бесстрашных ирландских моряках. В них запечатлены географические открытия древних ирландцев, знавших путь в Исландию и Гренландию. Исландским сагам присущи исторический и бытовой реализм, психологизм, эпическая простота. В них правдиво и разносторонне изображается жизнь исландского народа эпохи раннего Средневековья. Чаще всего такие саги были своеобразной хроникой крестьянского рода («Сага о Ниале»). Иногда сага представляет собой историческое повествование. Некоторые саги возвращались к старинным преданиям. Во многих исландских сагах сохранились важные свидетельства о тесных связях скандинавского Севера и Древней Руси («Сага об Эймунде», «Сага об Алафе Трюгвесене»). Существуют также саги о королях Норвегии (среди них «Круг земной» Снорри Стурлусона) и саги о епископах Исландии. Песнь о Нибелунгах» – немецкий эпос зрелого Средневековья, важный памятник германской народной литературы. Эта поэма рассказывает о временах средневекового рыцарства, о борьбе германского племени с различными пришлыми племенами, заявлявшими свои притязания на среднеевропейские земли. Все лица, участвующие в поэме, являются вежливыми и благовоспитанными рыцарями, которые соблюдают все обычаи, требуемые общежитием, относятся с уважением к женщинам и даже в битвах, даже в одиночных состязаниях с оружием в руках действуют на основании твердо установившихся правил рыцарского этикета. В Провансе (юг Франции) XI–XII вв., когда выживание страны зависело от военной силы, появился особый привилегированный социальный слой общества – рыцари, главная цель которых – защита и отпор нападения. Вместе с ними появился и особый вид литературы – рыцарская культура и литература. Центральной темой этой литературы стали любовь, верность своему вассалу, культ прекрасной дамы, поклонение ей, воспевание ее. Несколько позднее возник жанр куртуазной повести и романа. Наиболее яркий пример куртуазной прозы – роман «Тристан и Изольда», известный в нескольких вариантах, как поэтических, так и прозаических. Вся средневековая культура и искусство были пропитаны христианской моралью, церковными догмами. Куртуазная поэзия и проза были едва ли не единственными светскими жанрами средневековой эпохи. Их темой был человек как таковой, частная человеческая жизнь, свободная от строгих христианских установок. Сюжет о Тристане и Изольде относится к разряду вечных, он стал своего рода мифологией (так «Ромео и Джульетта» – мифологема «Тристана и Изольды», так как в основе конфликта шекспировской трагедии лежит та же всепоглощающая страсть, изначально обреченная и обрекающая своих героев на смерть). В различных вариантах этот сюжет используется и сегодня. В отличие от куртуазной городская поэзия тяготела к обыденной жизни, к быту. Наиболее популярным жанром городской культуры стали фаблио – реалистичные стихотворные поэмы (в Германии они получили название «шванк»), возникшие к середине XII в. Как и куртуазная литература, фаблио являлись светским жанром, при этом сюжеты фаблио носили комический, авантюрный или сатирический характер. «Новый сладостный стиль» – литературное направление, возникшее в городах Тосканы и Романьи в XIII в. Основные поэтические достоинства «нового сладостного стиля» – изящество и музыкальность стихотворной формы, он отличался и своеобразным разрешением центральной проблемы средневековой лирики – взаимоотношений «земной» и «небесной» любви. Наиболее распространенными разновидностями лирики «нового сладостного стиля» являются канцона, сонет, баллада – произведение из неодинаковых строф, более свободное по своему строению. 5.4. Архитектура средневековой Европы В любом городе и любом селении храм был главным сооружением города. Необходимо отметить, что поначалу он был не только очагом духовной жизни общины, но и главным центром общения людей. Церковь посещали не только для совершения молитв и таинств: она сделалась обычным местом для свиданий и пересудов; модницы ходили туда покрасоваться своими нарядами, молодые люди – поглядеть на девиц. Проповедь и литургия служили чем-то вроде театрального спектакля, за неимением самих театров. Такой стиль поведения господствовал отнюдь не потому, что средневековый человек неуважительно относился к церкви. Наоборот, люди в массе своей были религиозны и набожны настолько, что церковь сделалась как бы частью их повседневной, обыденной жизни. Человеку того времени не свойственно было разграничивать религиозную и бытовую сферы: все это смешивалось друг с другом, и одно было внутри другого. Для Западной Европы периода раннего Средневековья был характерен романский стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в X–XII вв. Термин «романский» был введен в начале XIX в. французскими археологами, которые увидели сходство построек с древнеримской архитектурой, ее полукруглыми арками, элементами украшений. Этот стиль впитал различные элементы меровингского искусства, «каролингского возрождения», искусства эпохи «Великого переселения народов», Византии, стран Ближнего Востока. Наиболее типичны для меровингского искусства баптистерии (Пуатье, IV– VII вв.), которые часто строились отдельно, крипты (Сен-Лоран в Гренобле) и церкви базиликального типа. Возрождалось декоративно-прикладное искусство, в котором позднеантичные мотивы сочетались с чертами «звериного стиля»; особенно распространены были плоскорельефная резьба по камню, рельефы из обожженной глины для украшения церквей, изготовление церковной утвари и оружия, богато отделанного золотыми и серебряными вставками, драгоценными камнями. В книжной миниатюре меровингского времени главное внимание обращалось на украшение инициалов и фронтисписов; при этом преобладали изобразительные мотивы орнаментально-декоративного характера; в раскраске использовали яркие, простые цветовые сочетания. Светские постройки романского стиля отличались массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен, так как они выполняли непосредственную функцию фортификационных сооружений. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи – фрески, а снаружи – ярко раскрашенные рельефы. Росписи отмечены грубоватой и суровой выразительностью. Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь – основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Особенность романского стиля – приземленность, тяжеловесность, незамысловатость. В архитектуре романского стиля поменялись между собой значения интерьера и экстерьера храма. Античность отдавала большее предпочтение экстерьеру – величественному, торжественному, масштабному. В романском стиле, наоборот, внешние формы архитектуры – округлые, давящие, тяжеловесные – достаточно аскетичны, гораздо большее значение придается интерьеру здания. Хотя деятели западноевропейской церкви управляли искусством, в скульптурном убранстве храмов часто возникало такое, что они не могли ни понять, ни одобрить. Это огромное число каменных кентавров, львов, бросаются в глаза барельефы и скульптуры различных чудовищ (полуящеров, полуптиц), всякого рода химер. Такой орнамент получил название «звериного стиля». Эти образы пришли в романское искусство из народного фольклора, из сказок, басен. Для росписи и скульптуры романского типа характерны: • плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм; • нарушение пропорций в изображении фигур; • отсутствие портретного сходства с оригиналом; • духовная выразительность; • широко применяются правильные геометрические фигуры типа треугольников, прямоугольников, трапеций (весь комплекс представлял собой некое нагромождение кубов, цилиндров, пирамид). В эпоху романского стиля расцвела книжная миниатюра, а также декоративно-прикладное искусство: литье, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело, художественное ткачество, ювелирное искусство. На смену романскому стилю приходит готика (итал. gotico – готский, от названия германского племени готов). Готический стиль был распространен в странах Западной, Центральной и частично Восточной Европы. Термин «готика» введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося в ту пору «варварским». В готике выделяют раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. Готическое искусство было преимущественно культовым и по назначению, и по тематике. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культовых зданий: храмы, соборы. Особое место в искусстве готики занимал собор – высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикальная устремленность его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. В поздней готике получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматической, нередко экзальтированной экспрессией, особенно в сценах страдания Христа и святых. Появились росписи на светские сюжеты. В миниатюрах, главным образом в часословах, наметилось стремление к одухотворенной человечности образов, к передаче пространства и объема. К лучшим образцам французского готического декоративного искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, шпалеры, резная мебель. Тяжеловесный камень оказался в готике совершенно невесомым. Ее строительные материалы стали какими-то воздушными кружевами. И вся романская громада настолько расчленилась на отдельные, едва заметные вертикальные линии, что уже и от самой этой громады ничего не осталось, а остался только порыв и взлет, который ощущался душой в глубине ее. Камень превратился в одухотворенность, он уже переставал быть камнем. Стремление ввысь – самая главная особенность готического храма. Внутреннее помещение храмов с их устремленными ввысь вертикалями тоже перечеркивается горизонтальными линиями окон и аркадами. Просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых нефов возникает множество раскрывающихся перед взором частей интерьера, ощущение беспредельности пространства. В средневековой Европе XI–XII вв. собор наряду с ратушей выступал средоточием всей общественной жизни, часто в соборе заседал парламент, кроме богослужений читались университетские лекции, исполнялись театральные мистерии. 5.5. Изобразительное искусство Средних веков Сильная стихия коллективного народного искусства способствовала проникновению фривольных мотивов и в изобразительное искусство. Художник и скульптор относились к изобразительному убранству соборов как к своеобразной энциклопедии средневековых знаний, вполне естественно, что в эту энциклопедию попадало все. Удобным поводом для этого стали разные языческие чудовища, химеры, всевозможные обитатели природного мира. Таким образом, произведения скульптуры и архитектуры свидетельствуют об очевидной неоднородности средневекового художественного сознания. Еще одно качество западноевропейского художественного сознания можно определить как укорененность в нем образа страдающего и оскорбленного человека. Изображение угнетенного и страдающего человека – затаенный нерв, проходящий через готическое искусство на протяжении нескольких веков. Недаром готика так возлюбила сюжеты, связанные с мученичеством, где главными предметами изображения были плебей, нищий, странник. Предельное напряжение душевной жизни обозначает себя через искаженные пропорции, через изображение фигур людей, плоть которых измождена, изборождена глубокими морщинами, ее сводит в судорогах. Высокое напряжение внутренней жизни, разрушающее равновесие телесного и духовного, – отличительная черта готического искусства. Герой готической скульптуры беспощаден к своему телу, на нем всегда лежит печать страдания, он о чем-то мучительно размышляет, что-то мучительно силится понять. Подобная традиция в значительной мере противостояла приемам изображения человеческого облика в древнерусском искусстве. 5.6. Средневековая музыка В музыке классического Средневековья отмечается интенсивное развитие литургической драмы, хорал. На протяжении многих столетий (вплоть до XVII в.) господствовал григорианский хорал. Одноголосная мелодическая линия символизировала полное единение чувств и помыслов верующих, что имело и догматическое обоснование: «Хорал должен быть одноголосным, потому что истина едина». Интонационный рисунок григорианского хорала образует мелодическая линия – непрерывная, текучая, лишенная индивидуальности. Сама собой напрашивается ассоциация с плоскостным характером иконы. Как образы в иконе не имеют третьего измерения, их приемы обратной перспективы нарушают принципы симметрии, святые часто как бы парят в безвоздушном пространстве, не касаясь нижней рамы иконы, точно в такой же степени было лишено «третьего измерения» и григорианское пение. 5.7. Театр и драматургия Средневековья В XI–XIII вв. интенсивно развивается и ряд театральных жанров. Из церковных «театральных» жанров можно выделить литургическую драму, миракль и моралите. Литургическая драма – это церковное песнопение, в которое привнесены некоторые театральные элементы, «оживляющие» церковную службу. В XIII–XIV вв. получает распространение миракль («чудо»), который разыгрывали на паперти во время христианских празднеств лучшие из прихожан под руководством настоятелей церкви. В центре повествования миракля – рассказ о жизни святых, чудесах, происходящих с ними. Миракль сочетал бытовые, житейские эпизоды с изображением чудес святых. Заметное место занимала и моралите – дидактическая пьеса с аллегорическими персонажами, темы которых брались из жизни: сочувственное отношение к крестьянам, высмеивание жадности богачей, ханжества монахов, тупости судей и т.п. Конфликт моралите – между пороками и добродетелями, сюжет основывался на библейских, а иногда и современных темах. В моралите использовались элементы фарса (от слова «фарш» – начинка). В какой-то момент церковь перестала терпеть театральные представления внутри храма, но, будучи передвинутыми на паперть или городскую площадь, они еще в большей мере усиливали свою зрелищность, злободневность, культивировали импровизационные моменты. 5.8. Искусство позднего Средневековья Исторический фон развития изобразительного искусства конца XIV – начала XV в. довольно мрачен. Над Европой навис кризис (Священной римской империи): Столетняя война между Англией и Францией, раскол церкви, опасность турецкого нашествия. Этот кризис внес благоприятный вклад в формирование интернационального стиля в живописи. Папский двор в Авиньоне привлекал лучших французских и итальянских мастеров, что положило начало диалогу между различными школами, а религиозный кризис привел к появлению в искусстве новых тем и возникновению картин нового типа, небольших алтарей, создающихся для домашних богослужений. Литература. В литературе в этот период значительного расцвета достигла городская лирика, выработавшая несколько строгих по своему строению жанров: баллада, рондо. Развивались также большие лирико-эпические произведения: сказ, жалоба, завещание. Возникает городская культура – это совокупность ценностей, норм поведения, образцов деятельности, артефактов, фокусирующихся вокруг идеи свободы. В рамках городской культуры развилось творчество поэтов Возрождения. На XV в. приходится расцвет мистерии – таинства, приурочиваемого к большому празднику, представлению, разыгрываемому на площади горожанами. Сюжет мистерии – показ праведных и неправедных. Действующие лица: Бог, черти, ангелы, праведные и грешник, который проходит все муки; котел со смолой, колесо, геенна огненная (бутафорская змея с огромной пастью). Несмотря на то, что в мистерии присутствуют зачатки театральных форм, ее с большей натяжкой можно отнести к искусству театра. Бывали случаи, когда приговоренных к смерти преступников казнили во время мистерии, таким образом они выполняли роль «актеров». Изобразительное искусство. От искусства ждали некоторой идеализации жизни, хотелось в прошлое к рыцарским романам, ожидалась компенсация, вознаграждение за утерянные в суровой жизни позиции. В результате возник стиль интернациональной готики в живописи, который характеризуется следующими особенностями: • культ потрясающей роскоши; • идеализация жизни; • стилизованный язык. В живописи основательно изменилось изображение Иосифа – мужа девы Марии. В то время его еще не канонизировали, поэтому среди более знатных библейских персонажей он как плотник представлял бедняков. Образ Иосифа стал символом бедности. Все чаще его изображали занимающимся своим ремеслом; он плотничал или как скромный отец хозяйничал, развешивал пеленки, варил суп. В этих изображениях Иосифа не всегда отражаются симпатии к народу. Иногда его издевательски высмеивают. В картине неизвестного мастера «Поклонение волхвов» (около 1380 г.) изображена знаменитая сцена поклонения волхвов. Мария с Иисусом на коленях, сидя на ложе под балдахином, принимает дары волхвов. Правый нижний угол занимает фигура Иосифа – он греет ноги над горячими углями. Самые важные нововведения в содержании и форме искусства, вызванного к жизни идеей эмоционально наполненной веры, служили тому, чтобы зритель мог благоговейно углубиться в произведение, а для этого были подходящими изображения сцен, которым мог бы сопереживать любой человек, и прежде всего сцены Страстей – истории человеческих страданий Иисуса, включающей ряд событий, вызывающих глубокое сочувствие, а также сцены материнских радостей и горестей Марии. Поясное изображение как тип иконы существовало уже в византийском искусстве. Различные варианты этого символического образа, сконцентрировавшего в себе многие эпизоды цикла Страстей, стали очень распространенными в конце XIV в. Искусство интернациональной готики сделало популярной тему явления Марии, окруженной ангелами и святыми, в обнесенном стеной цветущем саду. В живописи этот образ появился лишь тогда, когда в сферу религиозного искусства проникла тема обыденного окружения людей и чудес необозримого мира. В этих картинах изображение радостей земной жизни сочетается с символикой. Сад – символ чистоты Марии; фруктовые деревья, цветы, даже перевитые два ствола дерева – все напоминает Рай, место счастливой жизни Адама и Евы. Изображение райского сада означает и большее – вселенную, древнюю, изначальную гармонию божественного и человеческого, животного и растительного мира, где грех и зло существуют только в зародыше. Таким образом, в поздний период Средневековья в Западной Европе отмечалось усиление внимания художественного творчества к реальному миру. Любопытство к природе, к человеку обогащалось и обрастало все новыми увлекательными подробностями. Этот интерес к реальным подробностям, вполне заземленным деталям – одна из характерных черт художественного сознания XIV в. Все подобные наблюдения позволяют говорить о том, что господствовавшая культура слуха сменяется культурой зрения. 5.9. Искусство эпохи Возрождения «Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного – исключительно благодаря твоей внутренней воле», – так говорит Бог Адаму в трактате итальянского гуманиста Пико делла Мирандола «О достоинстве человека». В этих словах – духовный стержень эпохи Возрождения, ключ к пониманию явлений, наполняющих это удивительное время. Это было время привлечения к королевскому двору образованных деятелей, появления внимания к античной литературе и светским знаниям. Тогда же впервые появилось то, что в системе ценностей позднее будет играть едва ли не ведущую роль, – ценность образования. Тогда же начал формироваться новый тип поселения, который стали называть городом, и возник особый тип культуры – городская культура1. Одним из существеннейших достижений и последствий возникновения городской культуры явилась секуляризация образования, которое прежде было монополией церкви. Периодизация. В итальянском искусстве Ренессанса различают четыре периода: 1. Проторенессанс – XIII в. (дученто) и XIV в. (треченто). 2. Раннее Возрождение – XV в. (кватроченто). 3. Высокое Возрождение – 80-е годы XV в. – 30-е годы XVI в. (чинквиченто). 4. Позднее Возрождение – до конца XVI в. Базовые процессы, характеризующие итальянское Возрождение: • возрождение античных идей и ценностей; • превращение идеи гуманизма в доминанту сознания; • модификация средневековой христианской доктрины; • становление принципиально новой картины мира, которая формировала иной менталитет, новые принципы поведения, образа жизни, творчества – научного и художественного; • утверждение в искусстве самостоятельного художественного стиля «ренессанс». Все это – свидетельство того, что данная эпоха отличалась не разрозненными опытами и экспериментами, она выносила, разработала и осуществила свой художественный идеал. Возрождение стало временем, которое называют «культурным переворотом», временем колоссальной подготовительной работы по переориентации всей европейской культуры. Результатом этой интенсивной работы явились: • новый субъект культуры – самодействующий человек, полагающийся на собственный разум, опыт, знания и умения; • новый объект человеческой деятельности – практически и теоретически изменяемый мир, одновременно и природный и божественный; • новое отношение к Богу, бесконечно возвышающее человека; • профессионализация деятельности – фиксация и отчуждение от исполнителя норм и технологий с возможностью передачи другим людям, с возможностью воспроизводства; • появление новых религиозных и светских сообществ; • новое отношение человека к самому себе. Среди основных признаков и наиболее выдающихся результатов художественной культуры Ренессанса можно назвать следующие: • открытие художниками (под художниками здесь подразумеваются все, творящие художественную культуру) чувственного богатства и многообразия реального мира; • художественный анализ реальности, разработку и теоретическое обоснование художественной системы изображения мира; • изучение законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций; • освоение светотеневой моделировки; • изучение анатомии человека и животных. Искусство и литература Проторенессанса. Все началось с возникновения в университетских городах особой культурной среды – группы гуманистов. Это был процесс зарождения европейской интеллигенции – носителя образованности и духовности, которая взяла на себя роль духовного переустроителя общества. Плодом этих занятий явилась концепция мира, в которой был найден синтез античных и христианских идеалов, одинаково дорогих гуманистам. Эту концепцию называют пантеизмом. Главной ценностью гуманистов была потребность, даже жажда непрерывного самопознания, любознательности к себе и окружающему миру. Светская литература Проторенессанса фактически представляла собой свод историй и описаний, еще не оформившихся в характерные для Возрождения жанры. «Последний поэт Средневековья и первый поэт Возрождения» Данте Алигьери ставит перед искусством цель – приближение к потустороннему идеалу. «Божественная комедия» Данте представляет собой иллюстрацию всего искусства периода Проторенессанса. В ней представлены все художественные стили этой эпохи. Здесь и тяжеловесность, массивность романского стиля, и легкая, наполненная телесной пластикой античность, и изысканный плоскостной характер изображения, свойственный византийским иконам, и готическое устремление ввысь. Целую плеяду неутомимых искателей следов античности дала в XIV–XV вв. Италия. Первопроходцем среди них был знаменитый поэт Франческо Петрарка – основатель европейского гуманизма, создатель ренессансной литературы. Также следует назвать Джованни Боккаччо – автора знаменитого «Декамерона» и Колуччо Салутати – флорентийского ученого и государственного деятеля, известных флорентийских гуманистов Леонардо Бруни и Поджо Браччолини, творчеством которых кончается этап раннего гуманизма в Италии. Книга новелл «Декамерон» Боккаччо имела огромный успех у современников и была переведена на многие языки. В ней нашли художественное выражение гуманистические идеи: представление о человеке, чье достоинство и благородство коренятся не в знатности рода, а в нравственном совершенстве и доблестных деяниях, чья чувственная природа не должна быть подавлена аскетизмом церковной морали, чей ум, сметливость, мужество – а именно эти качества придают ценность личности – помогают выстоять в жизненных невзгодах. Живопись Проторенессанса обычно описывают с помощью таких характеристик: 1. Основу живописи составляет «иконный» комплекс, свойственный византийской живописи. Он заключается в понимании живописного произведения как более или менее точного повторения иконописных канонов: изображение – плоскостное; в графической прорисовке используются традиционные образцы, повторяющие очертания персонажей, многократно использованные и тоже канонизированные. 2. Однако на этой иконописной основе удается создать мир, который так прочно устроен, так логичен и внутренне упорядочен, что возникает ощущение, что он может существовать сам по себе, без вмешательства божества. 3. Символика иконного комплекса меняется на такую композицию, которая строится на чувственном восприятии реальности, на ощущениях. Если ранее «прочесть» живописное полотно можно было только зная значения символов, то теперь достаточно чистого созерцания. Отсюда на первый план выходит зрительское впечатление, эстетическое удовлетворение. Олицетворением всего Проторенессанса, подготавливающего Ренессанс, был Джотто ди Бондоне – итальянский живописец, с чьим именем связан переворот в развитии итальянской живописи, поскольку он первый осуществил отход от средневековых художественных традиций, обратился к реальной жизни. Прежде всего, он ввел новые принципы живописания: • от освященной традиции византийских типов он перешел к натуре; • ввел в религиозные сюжеты философское начало; • подверг анализу душу человека, раскрывая его чувства и представляя различные стороны его характера; • религиозные сцены изображал в земной обстановке; • вместо золотого грунта византийцев появлялись пейзаж или здание; • нежность и задумчивость Мадонны берут верх над величием и торжественностью Царицы Небесной. Открытием Джотто как архитектора и живописца считают разработанное им впервые понятие интерьера, которое отсутствовало как в византийской, так и в романской, и в готической живописи. Новая концепция искусства, связанная с именем Джотто, основывается на двух принципах: перспективная передача трехмерного пространства и объемное изображение фигуры. Архитектуру раннего Возрождения определяли следующие основные идеи: 1) использование ордерной системы; 2) регулярная планировка и застройка городских площадей; 3) утопические идеи об идеальном городе. Благодаря Ф. Брунеллески, Микелоццо ди Бартоломмео, Л.Б. Альберти, Б. Росселлино, Дж. Да Майано, Дж. Да Сангалло архитектура раннего Возрождения вошла в историю мирового искусства. Живопись и скульптура раннего Возрождения. Искусству и архитектуре раннего Возрождения свойственно особое очарование. Ренессансное «открытие мира и человека» было совершено мастерами именно этого времени. Альберти писал о современниках, что они создают «искусства и науки неслыханные и невиданные». Искусство кватроченто выросло из идеи безграничности человеческих способностей. Этот тезис сохранял свою весомость на протяжении всей ренессансной культуры. Активно претворялось и другое важнейшее представление о мире – единство законов, лежащих в основе развития человека и природы. Это привело к появлению новых художественных приемов: • завоеванию живописью трехмерного пространства; • созданию типа самостоятельно стоящей круглой статуи, не связанной с архитектурой; • движению в сторону простых, гармоничных, изящных пропорций, когда совсем исчезает ощущение тяжести камня, сопротивления материала. Идея единства законов развития человека и природы формировала взгляд на живопись как способную вобрать в себя реалии окружающего мира. Почти любой сюжет «обогащался» животными, насекомыми, растениями – художник стремился посадить на кромку портрета птицу, жука или большую муху, поместить рядом красивый цветок. Идея создания на полотне иллюзии реальной жизни стимулировала разработку теории перспективы как особо важной науки для живописца, помогающей сделать зрение стереоскопичным, а предметы – рельефными и осязаемыми. Живопись вторгалась в область скульптуры и с увлечением добивалась иллюзии пластического объема на плоскости. Сандро Боттичелли – представитель флорентийской школы, еще принадлежит по времени раннему Возрождению, однако своим творчеством как бы открывает первую страницу Высокого Возрождения. Имена скульпторов, прославивших раннее Возрождение: Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Роселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, А. Верроккьо. Благодаря им получили жизнь свободно стоящая статуя, перспективный живописный рельеф, реалистичный портретный бюст, конный монумент. Итальянскую живопись XV в. представляют Мазаччо, Филиппе Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччелло, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Полайоло, Верроккьо и С. Боттичелли (Флоренция); Пьеро делла Франческа, Л. Синьорелли (Урбино); А. Мантенья (Мантуя); П. Перуджино (Перуджа), Джованни Беллини (Венеция). Таким образом, главными достижениями изобразительного искусства XV в. были: • ощущение гармонической упорядоченности мира; • обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма; • радостное восприятие красоты и многообразия реального мира; • любовь к повествованию, смелая игра художественной фантазии. Литература и искусство Высокого Возрождения. Это время господства ренессансного стиля в искусстве. В чем отличие стиля «ренессанс» от художественных приемов античности? 1. Прежде всего – в возвышении индивидуальности, которое не обнаруживается в соразмерном и гармоничном творчестве античности. Античный скульптурный, живописный портрет – это скорее не портрет данного человека, а изображение некоего человеческого типа. Он максимально безличен, в то время как на портретах Возрождения лица даны всегда крупным планом, они замечательно красивы, иногда с неправильными чертами лица, но удивительно значительны, очень индивидуальны, часто до конца нераскрыты. 2. Гармония античного искусства более спокойна и созерцательна, в то время как в цельности и завершенности произведений эпохи Ренессанса выразилась и претворилась колоссальная воля. Это часто чрезмерная воля, все сметающая на своем пути, демонстрирующая возможности самостоятельности и независимости. 3. В античности человек чувствовал на себе влияние рока, внешней зависимости, а Возрождение глубоко поверило в свои силы. 4. Ренессансная жажда активности, жажда преобразований, созидания сравнима лишь с религиозным фанатизмом – такой заразительной неистовостью проникнуто творчество. Все, что представляло интерес для художника, отражалось им в такой удивительной форме, которая сочетает несочетаемое: • несовпадение творчества и жизни; • высочайшее ощущение реальности и одновременно высочайшая степень иллюзорности; • с одной стороны, сильно желание одухотворить чувственное, с другой – выразить в материале, в вещи духовное; • с одной стороны, стремление обожествить человеческое, с другой – спустить на землю божественное; • торжество духа и одновременно радость плоти; • мифологизм и демифологизация; • реализм и фантастика; • небесный верх и телесный низ; • космический порядок и свобода воли; • натурализм и этический пафос; • античность и христианство. Каждому тезису в культуре Возрождения можно найти контртезис, и тоже максимально убедительный. Правда состоит в том, что эти полюсы сосуществуют внутри любого художника, взаимодополняют его сознание. Примером может служить картина Тициана «Любовь небесная и земная». В искусстве Высокого Возрождения нельзя четко дифференцировать архитектуру и изобразительное искусство; мы можем обсуждать их только в комплексе. И примером этого является плеяда выдающихся имен: Донато Браманте, Аристотель Фьораванти, Антонио да Сангалло, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Бенвенуто Челлини. Таким образом, сложившись во Флоренции, классический стиль Высокого Возрождения нашел свое наивысшее выражение в произведениях, созданных в Риме и Венеции. Северное Возрождение. В 1540 г. был утвержден орден иезуитов, который по существу превратился в репрессивный орган Ватикана. В 1559 г. Римский Папа Павел IV впервые издает «Список запрещенных книг», впоследствии неоднократно дополнявшийся. Названные в «Списке» произведения литературы запрещалось читать верующим под страхом отлучения от церкви. В числе подлежащих уничтожению книг было немало произведений гуманистической литературы Возрождения (например, сочинения Боккаччо). Таким образом, эпоха Возрождения к началу 40-х годов XVII в. в Италии закончилась. Однако гуманистическое движение еще в XV в. вышло за пределы Италии и оказало значительное влияние на культурный процесс в странах, расположенных к северу от родины Ренессанса. Поэтому правомерно использование термина «Северное Возрождение». Здесь подразумевается не только географическая характеристика, но и некоторые общие особенности Ренессанса в Англии, Германии, Испании, Нидерландах, Швейцарии и Франции. Важнейшие из них состоят в следующем: • Ренессанс совпал с периодом Реформации; • в культуре народов этих стран отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии. Реформация (от лат. reformatio – преобразование) началась в Германии, распространившись затем на большинство западноевропейских стран. Необходимость широкой церковной реформы обсуждалась задолго до Реформации. Ее побуждали следующие причины: обожествление Папы, продажа индульгенций, злоупотребления духовенства, чрезмерное развитие обрядности в ущерб внутреннему содержанию. Начало Реформации в Германии связано с выступлением Мартина Лютера. Важнейшая идея Реформации – необходимость личной ответственности человека перед бытием без посредства церковной иерархии. По мнению ее идеологов, спасение достигается чистосердечным раскаянием и верой. Искусство Нидерландов. Отрезок времени, отмеченный наивысшим расцветом гуманизма в северных (по отношению к Италии) европейских странах, длился не более двух десятилетий (рубеж XV–XVI вв.). Этот блестящий период в истории западноевропейской культуры называют «эразмовским» в честь нидерландца Эразма Роттердамского. «Похвала Глупости» и сборник диалогов на темы повседневной жизни «Разговоры запросто» являются частью золотого фонда европейской литературы как «сатирические зерцала» эпохи. Эти книги отличаются энциклопедическим разнообразием изображения ее быта и нравов; остроумно и язвительно они вскрывают пороки и предрассудки всех слоев общества Средневековья. В большей степени традиции итальянского Возрождения получили развитие в художественном творчестве Нидерландов. Эта небольшая страна подарила мировой культуре живописцев Яна Ван Эйка, с которым связывают новую технику живописи маслом, Хиеронимуса Босха, Питера Брейгеля, Франса Халса. Искусство Германии. Одним из выдающихся его представителей, творчество которого в известной мере определяло направление немецкого искусства и культуры в течение длительного времени, был живописец и мастер гравюры Альбрехт Дюрер. В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах он воплотил ожидания всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства. Искусство Франции. Французскую литературу XV–XVI вв. можно считать литературой переходного периода. С одной стороны, ее героями были люди, как бы растерявшие свои жизненные ценности, с другой – они продолжали чувствовать свою оригинальность и неповторимость. Такое состояние человека лучше всего, острее всего удалось выразить французским поэтам. Это Франсуа Монкорбье по прозвищу Вийон, который квалифицируется как поэт, впитавший в себя мрачную атмосферу разочарованности, характерную для позднего Средневековья. Наиболее выдающимся представителем французского гуманизма был автор сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле. В основу этого по существу народного произведения легли весьма распространенные в XVI в. народные книги о великанах. А.Ф. Лосев выделял четыре стороны в рассмотрении произведения. Первая – это картина аббатства, где Рабле обозначил свой идеал человеческого общежития. Вторая – это снижение героического пафоса идеалов Ренессанса. Третья сторона – антиренессансная телесность. Рабле не чурается изображения телесного мира, – напротив, его очень много, причем изображение это – «скверное, порочное, разрушающее всякую человечность, постыдное, безобразное, а порой даже просто мерзкое». И, наконец, четвертая сторона – это проблема смеха. Большое просветительское значение имела литературная группа «Плеяды». Ее основатели – поэты Пьер де Ронсар и Жоаке Дю Белле, вдохновленные классическими моделями, работали над усовершенствованием французской поэзии и способствовали развитию общенационального современного языка. Французская литература XVI в. немыслима и без Мишеля Монтеня – родоначальника литературной формы эссе. Искусство Англии. Центром гуманистических идей был старейший Оксфордский университет. Наряду с множеством явлений, порожденных Ренессансом, необходимо отметить утопизм (утопия – место, которого нет). Утописты, будучи не в состоянии увидеть свой идеал в тогдашнем обществе, отодвигали его в неопределенное будущее и тем самым обнаруживали свое полное неверие в возможности современного им человека. Первый утопист эпохи Ренессанса – Томас Мор. Утопия Т. Мора, основанная на гуманистической идее развития индивидуального начала в человеке и опирающаяся на принципиальную возможность равноправного развития способностей для любого гражданина, тем не менее предполагала исходную одинаковость, «уравниловку» как предпосылку для идеального государства. Таким образом, вопреки благим намерениям автора, представленное им общество оказывалось лишенным возможностей для развития. Расцвет Ренессанса в Англии пришелся на конец XVI – начало XVII вв., достигнув своей вершины в творчестве В. Шекспира. Искусство Испании развивалось в рамках господства католической идеологии, опиравшейся на репрессивный аппарат инквизиции. В области литературного творчества получили широкое распространение рыцарские и плутовские романы. Наиболее крупным представителем этого жанра был великий Мигель де Сервантес. Основоположником испанской национальной драмы был Лопе де Вега. Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что художественная жизнь Возрождения явилась, по существу, колоссальной подготовительной работой по переориентации сознания западноевропейского человека. Не случайно многие исследователи называют эту эпоху «культурным переворотом». В результате родилось новое представление как о мире, так и о человеке: человек теперь полагался на свой разум, опыт, знания, умения, с помощью которых он способен изменить мир. Контрольные вопросы 1. В чем состоят социокультурные основы художественной культуры западноевропейского Средневековья? 2. Назовите основные виды литературы и искусства раннего Средневековья. 3. Почему произошел пересмотр античной мифологии, литературы и истории? 4. Какова была роль университетов в формировании литературы? 5. Назовите основные свойства поэзии вагантов, трубадуров и труверов. 6. Что такое «хроники», «героический эпос»? Какие вы можете назвать и в чем их особенность? Что такое «рыцарская культура»? 7. Что включает куртуазная культура? Опишите свойства куртуазной повести и романа. 8. Назовите основные черты романского стиля. 9. Охарактеризуйте готику как стиль. В чем специфика интернациональной готики? 10. Почему изобразительное искусство считалось в Средние века энциклопедией? 11. Опишите драматургические жанры: литургическая драма, миракль и моралите. 12. Назовите истоки итальянского Возрождения. 13. С чем связано появление вольных городов? Что такое городская культура? 14. Назовите периоды итальянского Возрождения. 15. Что такое гуманизм? Что такое пантеизм? 16. Какие идеи лежали в основе дученто? Кто был их выразителем? 17. Какие идеи лежали в основе кватроченто? Назовите наиболее ярких представителей этого периода. 18. Назовите новые художественные приемы, появившиеся в период кватроченто? 19. В чем основные отличия ренессансного стиля от художественных приемов античности? 20. Кто представлял чинквиченто? Назовите имена и охарактеризуйте их творчество. 21. Что представляет собой Северное Возрождение?
«Художественная культура западноевропейского Средневековья. Социальные основы художественной культуры Западной Европы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 46 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot