Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Художественная культура и искусство.

  • 👀 713 просмотров
  • 📌 656 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Художественная культура и искусство.» doc
1.1. Художественная культура и искусство. 1.1. Проблема определения Искусство надо понимать как минимум в трех зна­чениях: • искусство в широком смысле — это художест­венное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-приклад­ное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяе­мые в качестве художественно-образных форм освое­ния мира; • искусство в узком смысле — только изобрази­ тельное искусство; • искусство как высокая степень умения, мас­терства в любой сфере деятельности. Если культуру изучает культурология, то искусство исследует наука, называемая искусствознанием (искус­ствоведением). Она представляет собой совокупность гуманитарных дисциплин, изучающих искусство, — художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, за­кономерности развития, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры, всю со­вокупность вопросов формы и содержания художест­венных произведений. Искусствоведческие науки вклю­чают литературоведение (чаще рассматриваемое в комплексе филологических наук), музыковедение, театроведение, киноведение, а также искусствознание в узком и наиболее употребительном смысле — науку о пластических искусствах. Искусствознание склады­вается из теории искусств, их истории и художествен­ной критики. Итак, искусство можно трактовать очень узко и сводить его к изобразительному искусству, а можно понимать его достаточно широко, включая все виды художественного творчества. Для того чтобы разобрать­ся в этих нюансах, надо коротко сказать о том, чем различаются изобразительное искусство и художест­венное творчество. Художественное творчество выступает синонимом художественной культуры. К искусству принадлежит только та часть художест­венной культуры, которая выполнена на высоком уровне и имеет художественную ценность для других людей. Таким образом, критерий выделения художествен­ной культуры — предметный, а искусства — квалифи­кационный. В художественную культуру включены не только результаты деятельности профессионалов, но и вся огромная инфраструктура, которая способствует им. 1.2. Субъекты художественной культуры Искусство — специализированная профессиональ­ная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художест­венно-образных средствах и жанрах. Субъекты художественной культуры подразделя­ются на тех, кто создает новые произведения и идеи, распространяет новые произведения и идеи на неком­мерческой основе; финансирует новые произведения и идеи; знакомит с новыми произведениями и идеями; обучает новым произведениям и идеям; занимается массовым тиражированием новых произведений и идей; продает новые произведения и идеи на коммерческой основе и благодаря этому получает прибыль; оценивает и производит экспертизу новых произведений и идей; осуществляет цензуру над новыми произведениями и идеями; осуществляет государственный контроль и управление над созданием, распространением новых Искусство — специализированная профессиональ­ная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художест­венно-образных средствах и жанрах. Субъекты художественной культуры подразделя­ются на тех, кто создает новые произведения и идеи, распространяет новые произведения и идеи на неком­мерческой основе; финансирует новые произведения и идеи; знакомит с новыми произведениями и идеями; обучает новым произведениям и идеям; занимается массовым тиражированием новых произведений и идей; продает новые произведения и идеи на коммерческой основе и благодаря этому получает прибыль; оценивает и производит экспертизу новых произведений и идей; осуществляет цензуру над новыми произведениями и идеями; осуществляет государственный контроль и управление над созданием, распространением новых произведений; превращается в фанатических поклон­ников, сторонников, новых произведений и идей. Если вспомнить все, что говорилось о формах куль­туры — народной, элитарной и массовой, то окажется, что в художественную культуру целиком входят про­изведения народной и элитарной (высокой), но частич­но — массовой. К искусству же мы должны отнести только продукты элитарной культуры — картины Пи­кассо, симфонии Чайковского, храм Покрова на Нер-ли, театр Станиславского. Заниматься народным творчеством может кто угод­но, а занятие искусством требует известной подготов­ки. Доступ к нему ограничен. Чтобы приобрести право профессионально заниматься искусством, художник должен овладеть основами мастерства. Вспомним о третьем значении искусства — высокий уровень мас­терства, особые умения. Вот критерий отнесения того или иного произведения к художественной культуре в целом или только к искусству как его части. Художественная культура — это элитарная куль­тура плюс народная культура. Искусство — это только или преимущественно элитарная. Искусствознание изучает только профессиональные виды творчества. Любительские виды изучает фольклористика. Итак, искусство — сфера профессионального твор­чества, фольклор — сфера народного творчества, худо­жественная культура — единство двух этих сфер. 1.3. Структура художественной культуры У искусства — части художественной культуры — имеется, как и у культуры в целом, своя нормативная система. Но она существенно отличается от той, что есть в культуре. В культуре нормативная система управляет буквально всеми людьми, а в искусстве — только теми, кто ее создает. Почему? В искусстве, особенно сегодня, постоянно меняются: 1) средства художественной выразительности, 2) профессиональ­ные навыки художников, 3) совокупность принципов и критериев оценки художественной продукции, т. е. критерии оценки произведений. Оценки выносят зна­токи — совокупность любителей или поклонников, круги экспертов, критиков и знатоков, устроители аук­ционов и государственные чиновники, если они регули­руют развитие культуры. При этом они руководствуются не только личными вкусами, пристрастиями и чувства­ми. У них есть и объективные стандарты. Это господ­ствующие в данный исторический период эстетические стили. Эстетический стиль представляет собой совокуп­ность принципов и критериев, связанных с построением художественной формы в конкретном направлении. Они и составляют нормативные начала искусства, ограничи­вающие и упорядочивающие многообразие художествен­ных проявлений. Особенно часто эстетические стили меняются в высокой моде — четыре раза в течение года (со сменой сезона). Достаточно часто они меняются и в других жанрах искусства и художественной культуры: авангардизм, футуризм и дадаизм в живописи начала XX века, импрессионизм, романтизм и реализм — в конце XIX века, сюрреализм и экспрессионизм — в середине XX века. Таким образом, нормативная система искусст­ва распространяется на меньшинство общества — на тех, кто постоянно участвует в создании искусства. Сравни­вая нормативные системы в культуре и в искусстве, надо отметить, что в искусстве нормы меняются гораздо бы­стрее. В культуре некоторые нормы, например, кровной мести, держатся тысячелетиями. Хотя эстетические стили, критерии оценки художест­венных произведений меняются очень быстро, в целом нор­мативный базис искусства остается неподвижным. Для того чтобы глубже разобраться в проблеме, составим схемати­ческое представление о нормативной системе художест­венной культуры в целом и искусства в частности (рис. 1). _ Массовая культура ( Ядро ) Народная культура * Элитарная культура "■• Периферия Рис. 1. Расположение трех форм культуры по отношению к ядру и периферии Рассмотрим схему (рис. 1). Ядро искусства (в дан­ном случае искусство и художественная культура будут считаться эквивалентными) составляют неизменные принципы. К ним относятся те эстетические критерии красоты и возвышенного, которые на протяжении ты­сячелетий руководили художниками. Периферию со­ставляют изменчивые стилевые критерии, которые ме­няются на очень коротком отрезке времени — иногда в течение одного-двух лет. Художник всегда раздваивается: он стремится соот­ветствовать нормам и ядра, и периферии. С одной сто­роны, он не хочет отстать от художественной моды, вку­сов и ориентации публики, стремится быть актуальным. Это и понятно, так как его произведения всегда обраще­ны к зрителям. Собственно говоря, он для нее и создает свои произведения. С другой стороны, — истинный ху­дожник стремится отразить в своих полотнах вечное, проникнуть в тайны красоты, привнести что-то свое в сокровищницу мирового искусства. И в этом смысле он как раз не должен следовать изменчивым вкусам публи­ки, потакать ее невежеству. Он должен идти на шаг-два впереди эпохи, просвещать и образовывать публику. Таким образом, у искусства две части, и они анта­гонистичны. Требования одной противоречат требова­ниям другой. Художник в равной мере обязан следо­вать той и другой системе нормативных критериев. Отсюда противоречивость природы искусства. Интересно, что не только художник, но и его непо­средственное окружение также руководствуется про­тиворечивой системой норм. Например, критики оце­нивают и актуальность произведения, способность быть актуальным и его ценность с точки зрения веч­ных критериев прекрасного. Коллекционеры, покупаю­щие и составляющие произведения искусства в собра­ния, пополняющие затем выставки и музеи, также исходят из двойных стандартов. Немало случаев, когда они не смогли увидеть в начинающем художнике буду­щего гения человечества, не приобретали картины и теряли на этом огромные деньги. Из тех же двойных стандартов исходят организаторы аукционов, где про­даются художественные произведения. Неосознанно ими руководствуется даже публика, любители искус­ства. Из двойных стандартов, но с заметным уклоном в сторону периферии, исходят те, кто тиражирует произ­ведения, организует финансовую поддержку, проталки­вает художника на телевидение, в прессу и т.п. По жанрам художественной культуры значимость ядра и периферии распределена неравномерно. И здесь мы вынуждены различать искусство и художественную культуру. Скажем, эстрадные звезды скорее относятся к художественной культуре, но не обязательно — к искусству. Лишь некоторые из них удостаиваются столь высокой чести. Ядро и периферия выполняют в искусстве разные функции. Ядро, состоящее из неизменных критериев вечного и прекрасного, консервативно, а периферия либеральна и революционна. Все новое, оригинальное, экзотическое, шокирующее публику рождается на пе­риферии. Это экспериментальная лаборатория художе­ственной культуры. Обычно наибольшим спросом у публики пользуется именно самое необычное и шоки­рующее. Чем необычнее произведение, тем мгновен-ней успех. На этом зиждется массовая культура. На периферии рождается не только самое оригинальное и броское, но и самое массовое. 1 § 2. Основные виды и жанры искусства В огромном мире культурных артефактов произве­дения искусства — сонаты и романы, картины и теат­ральные спектакли — занимают самую верхнюю пози­цию. Наряду с научными теориями, религиозными учениями и философскими сочинениями продукция художественной культуры относится к наисложней­шим и высочайшим проявлениям человеческого духа. Раньше словом «искусство» называли любые из­делия — керамическую посуду, ювелирные украшения, медицину, агрокультуру и даже тактические приемы боя. Все они причислялись к «искусствам» или ремес­лам, обладали не только полезными практическим свой­ствами, но и высокими эстетическими качествами. И только позже к искусству начали относить «изящные» виды творчества — живопись, литературу, архитекту­ру, скульптуру, балет и близкие им области творчества. В результате значение термина сузилось. Но и в своем широком понимании искусство охватывало только мастерски созданные произведения. Сегодня мы вправе относить к сфере искусства только то, что соответствует трем обязательным кри­териям. Произведение искусства должно обладать: • познавательной ценностью; • эстетической ценностью; • нравственной ценностью. Три указанные вида ценности, которым подчиня­ется произведение искусства, можно сформулировать иначе: Истина, Добро, Красота. Трудно, пожалуй, найти четвертый (не говоря о пя­том или шестом) критерий, который бы в полной мере выражал сферу духовного. Истина, Красота и Добро — это вообще три кита, на которые опирается духовная сфера общества. Что бы мы ни взяли из этой сферы — религиозное учение, научную теорию или педагогиче­ский прием, — они обязательно будут в той или иной мере соответствовать трем главным принципам духов­ного. В научной теории на первый план выступает Истина, в религиозном учении — Добро, в педагогиче­ском приеме (сфера образования) — то и другое по­немногу. В художественных произведениях на первый план выступает Красота. Все виды художественного творчества, которые соответствуют данным критериям, мы вправе име­новать изящными искусствами или просто видами искусства. Сюда относятся литература, живопись, скульптура, театр, кино, балет и классический танец, архитектура и некоторые другие. СЛОВО «ИСКУССТВО» ПРОИСХОДИТ ОТ Латинского ОГ5, агНз — ремесло, занятие; искусство, наука. Если к нему прибавить прилагательные, то получим конкретные виды занятий, например, аЛез НЬега1е5 — свободные искусства, аг1е5 зогсИйае — ремесло, аг1ез орШпае — науки, аг1ез сИззегепсп — диалектика. Взятое во мно­жественном числе слово аг1ез обозначало произ­ведения искусства. В широком смысле это слово обоз­начало умения или знания, которые необходимы для того, чтобы изготовить нечто. Кстати сказать, понятие «артефакт», с которым мы столкнулись в главе о культуре, происходит от того же корня. У древних греков использовалось другое слово — 1ес1те. От него произошли слова «техника» и «техно­логия». Оно, как и первое, обозначает занятия, ремес­ло, науки. Но у него иная ориентация. Латинское слово больше ориентировано на гуманитарное знание, а гре­ческое — на техническое и естественнонаучное. Поэто­му мы никогда не употребляем слово «техника» по отношению к литературе или театру. В то же время совокупность технических приемов исполнительского искусства, например, балетного танца, мы можем име­новать техникой. Термином «свободные искусства» в Средние века назывался университетский курс наук, включающий грамматику, риторику, логику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Окончивший курс студент на­зывался бакалавром искусств. Древнегреческие философы, прежде всего Платон и Аристотель, не разграничивали изящные и приклад­ные искусства. Они проводили границу между свобод­ными искусствами, которыми занимались свободные граждане, и «сервильными» искусствами, которые были уделом рабов. Свободные граждане не занимались тяжелым физическим трудом или обслуживанием. Для этого у греков и римлян хватало рабов. У граждан оставалась масса свободного времени для умственной деятельности, куда входило посещение театров, стадио­нов, музеев, бань, философские диспуты и беседы, политические митинги, отправление многочисленных религиозных ритуалов и церемоний, гадания и оккуль­тизм, наблюдение за звездами, поэтические состязания. Для этого и требовались такие искусства, как логика, риторика, астрономия, музыка. Ремеслами — сапож­ным, сельскохозяйственным, строительным и т. п. — за­нимались другие слои населения: рабы и бедняки. Ручной физический труд — будь то создание товаров или услуг — назывался сервильным искусством (от лат. вето — быть рабом, усердно служить). Первоначаль­но в него включались даже такие виды деятельности, как живопись и скульптура, которые сегодня мы отно­сим к изящным искусствам. В эпоху средневековья — с III по XIII в. — виды художественного творчества, которые позднее будут отнесены к изящным искусствам, прежде всего, живопись, скульптура и архитектура, использовались в качестве декоративных приемов украшения церквей, монастырей, дворцов, городских общественных зданий, парков и вилл. Богатые аристократы и нарождающее­ся купечество соревновались друг с другом, заказывая художникам картины и скульптуры для своих усадеб, галерей, коллекций. Только в эпоху Ренессанса появляется первое по­коление художников, которые смогли подняться выше утилитарных задач декорирования стен, плафонов и колоннад. Они смогли выразить в своих полотнах не­преходящие идеалы возвышенного. Становилось все более ясным, что живопись и скульптура имеют само­бытную, не зависимую от их утилитарного предназ­начения ценность. Они могли заставлять волноваться, печалиться, радоваться, восторгаться и задумываться зрителя. Богатый и средний класс (мелкая буржуазия) вы­ступили спонсорами не только живописи, архитекту­ры и скульптуры, но также театрального и музыкаль­ного искусства. В средневековых городах существовало множество театральных трупп и бродячих музыкантов, которых приглашали к королевскому двору, на массо­вые празднества, народные торжества. Создавались все предпосылки для теоретического осмысления по­лучившего широкую практическую поддержку увлече­ния людей изящными искусствами. Понятие «изящные искусства» появилось во Фран­ции в XVIII веке. В отличие от прикладных или прино­сящих практическую пользу искусств, изящные искус­ства имели совсем иное предназначение: они услаждали зрителя или слушателя. Это качество было названо эс­тетическим, т. е. характеризуемым как прекрасное, кра­сивое. Эстетика — это учение о красоте, или об изящном. В древнегреческом языке «ахнШеНкоз» обозначает чув­ственное восприятие. В двухтомном труде «Акромати-ческая эстетика», вышедшем в период с 1750 по 1758 годы, немецкий философ Александр Баумгартен поднял этот малозначительный для греков термин на уровень абстрактной философской категории, придав ему смысл самостоятельного раздела философии. С тех пор эстетика входит в состав философского знания. Эстетика понимается в двух значениях, а именно как а) теория прекрасного, б) теория искусства. Специали­сты по эстетике занимаются классификацией изящных искусств, изучают закономерности их развития, стиле­вые особенности, соотношение формы и содержания художественного произведения. Именно благодаря им категория прекрасного, или красоты, поднялась вро­вень с понятиями истины и добра. Впрочем, об этом уравнении: Красота = Истина = Добро, писал еще Пла­тон в V в. до н. э. В этом триумвирате не все элементы равны друг другу в одних и тех же отношениях. Скажем, истина, на которой покоится наука и технический прогресс, пред­полагает постоянное углубление в сущность вещей. Действительно, современная наука и техника далеко превзошли по глубине познания природы, прогнозиро­вания событий и конструкции приборов науку времен Платона или Ньютона. Но можно ли то же самое ска­зать о религии или искусстве? Есть ли здесь прогресс и постоянное улучшение? Вряд ли, они подчиняются иным законам. Мы восхищаемся древнегреческим Парфеноном или римским Колизеем не меньше, если не больше, чем абстрактным искусством или авангард­ной музыкой конца XX века. В искусстве и религии нет прогресса, нет улучшения. Рембрандт не превзошел Рафаэля, а Пикассо — Рембрандта. Каждый из них открыл вечную красоту раз и навсегда. Можно напи­сать иначе, но нельзя написать лучше. Из четырех составных элементов духовной сферы общества два — наука и образование — подвержены прогрессу, здесь хорошее вчера сменяется лучшим сегодня. Два других элемента — искусство и рели­гия — неподвластны прогрессу. Первые находятся всегда во времени и только спешат к вечности, т. е. к идеалу. Вторые уже находятся в вечности и нам, зри­телям, слушателям, верующим, сообщают о том, что есть вечная красота и вечное добро. Заповеди Христа останутся вечно истинными и через тысячу лет. Кар­тины и скульптуры Микеланджело останутся вечно прекрасными и через тысячу лет. Но теория Ньютона и теория Эйнштейна могут и не быть истинными че­рез тысячу лет. Не останутся вечно совершенными и все технические изобретения. Их обязательно превзойдут в будущем. На смену деревянным счетам пришел механический калькулятор, а его сменил электронный. Искусство служит Красоте, религия — Добру, наука — Истине, а техника — Пользе. Союз Красоты и Добра дает изящные искусства, а союз Красоты и Пользы — прикладные искусства. Кабаре, цирк, спорт, архитектура, дизайн сочетают Красоту и Пользу. Для того чтобы ремесло или вид искусства назывался прикладным, надо, чтобы его произведение создавалось сначала для пользы, а по­том уже выражало прекрасное. Здание церкви пос­троено для практических, а уже затем для эстетиче­ских целей. Поэтому архитектуру правильнее относить к прикладным искусствам. 1 § 3. Классификация видов искусства Первый способ классификации подразделяет ис­кусства на два больших рода — изящные (свободные, фундаментальные) и прикладные (практические, сер­висные). Второй способ делит все искусства по тем чувст­вам, на которые они воздействуют. Поскольку живопи­сь, скульптура, архитектура, дизайн воспринимаются глазами, их называют визуальными видами. Музыка воздействует на органы слуха, поэтому ее можно было бы отнести к аудиторным видам (аисШогу — слуховой), но данный термин в отечественном искусствознании еще не принят. Литературу относят к визуальным и ау­диторным видам, поскольку, читая про себя книгу, вы пользуетесь словами, а пересказывая ее вслух, обращае­тесь к аудитории. Сразу к двум видам чувств обращены такие прикладные искусства, как дизайн техники или мебели (осязание и зрение), кулинарное искусство и дегустация (вкус и запах). Третий способ классификации делит все искусст­ва на одно- и многосоставные. Живопись, скульптура, музыка и литература — односоставные виды. Архитек­тура, опера и танцы — многосоставные виды. Напри­мер, в опере используются хореография, музыка и словесный текст. Стало быть, оперному артисту при­ходится сложнее всех, поскольку надо обладать талантом и квалификацией не в одном, а в нескольких видах искусства уметь петь, танцевать и разбираться в му­зыке. К тому же, ему необходимо быть драматическим артистом. В опере также используются элементы ди­зайна — декорации и костюмы. Искусство и подражание. Если рассматривать четыре составные части духовной сферы общества, то окажется, что искусство находится в исключительном положении, и вот почему. Наука не подражает при­роде, т. е. не имитирует, она ее познает с помощью искусственно созданных абстрактных символов. Рели­гия также не имитирует ее. Не подражает ей и обра­зование, ибо у него совсем иная цель. Только искусство имитирует окружающую приро­ду и человека в том числе. Таково его предназначение. Однако имитация далека от того механического копирования реальности, какое мы наблюдаем на фотографии. Подражая природе, отражая ее, худож­ник оставляет одно и отбрасывает другое, преувели­чивает, переставляет, добавляет от себя, находит скры­тый смысл. Иными словами, он творчески преображает окружающий мир. Только в XX веке искусство отступает от своего первоначального принципа. Теперь оно не подражает, а разбирает природу на части, атомы, элементы, фор­мы, составляя из них новые комбинации. Кубизм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, супрематизм, авангардизм, нон объективизм, поп-арт порывают с реальностью. Лозунгом стало «искусство для искусст­ва», или чистое искусство, задачей которого является формотворчество. Его так и называют — формальным, в противоположность содержательному искусству классического периода. А еще беспредметным, так как реальные предметы: люди, деревья, здания, живот­ные — исчезли. Теперь художник рисовал не то, что видел, а то, что знал и о чем мыслил. Он почти приб­лизился к ученому, изображая реальность с помощью абстрактных символов и знаков. Но не открывал объек­тивные законы вселенной, а придумывал их сам, следуя своей внутренней логике. Посетителя художественной галереи приглашали не в зрители, а в соавторы: он должен был домысливать, додумывать изображенное на картине, вкладывая в него свой смысл, который мог расходиться с замыслом автора. Если раньше ху­дожники жаловались, что некоторые зрители не понимают изображенного на картине, то теперь они считают это в порядке вещей. Современные худож­ники все больше выражают самих себя, а не отоб­ражают реальность. Они говорят, что искусство про­сто вернулось к своим корням: посмотрите наскальные изображения или средневековые иконы — большего абстракционизма или символизма вы не найдете! Кри­тики возражают: пещерный человек и иконописец не ставили задачу исказить реальность — первый техни­чески не умел передать реальные объекты, а второй изображал идеальную реальность, такую, какой она представлена в христианском учении. Изображения оленя на стене или Богоматери на иконе были очень понятны и близки зрителю, они вызывали поток при­ятных ощущений и романтических чувств. Они взыва­ли к лучшим качествам человека. Живопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Замысел ху­дожника конкретизируется в теме и сюжете, вопло­щается с помощью композиции, рисунка и цвета (ко­лорита) . Живопись бывает монохромной (одноцветной) и полихромной (многоцветной), она может быть одно­слойной и многослойной. Выразительность живописи определяется характером мазка и обработкой кра­сочной поверхности (фактура). Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной пер­спективой, светотеневой моделировкой, использовани­ем тональных градаций и пространственных качеств теплых и холодных цветов. Литература. Точного определения для термина «литература» в науке не существует. Это слово явля­ется комбинацией двух латинских — НИегаШз (вы­ученный, изученный) и Ииега (буква алфавита). Оно относится к написанным произведениям, предназна­ченным для чтения. Но не все из того, что пред­назначено быть прочитанным, можно классифици­ровать как литературу. Такие произведения, как, например, сборники кулинарных рецептов, справоч­ники по диетологии, дневники путешествий или рек­лама в журналах также предназначены для чтения, но не могут быть причислены к литературным произведе­ниям. Под литературой надо понимать только такие про­изведения письменности, которые имеют обществен­ное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литерату­ру («изящную словесность»). В этом значении литера­тура — явление искусства («искусство слова»), эстети­чески выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. Из эпохи античности до нас дошли записки врача Гиппократа, математические тру­ды Евклида и Архимеда, философские работы Плато­на, Аристотеля и Марка Аврелия, исторические очер­ки Геродота, Полибия, Светония, Ливия и Тацита, размышления Сенеки, которые никак не отнесешь к художественной литературе. Это научные и философ­ские трактаты. Мемуарную, эпистолярную и доку­ментальную литературу относят к видам письменных произведений, которые не принадлежат, а только смы­каются с художественной литературой. Хотя литература относится к письменным формам человеческого творчества, она зародилась много поз­же самой письменности. Первые памятники письмен­ности являли собой юридические, экономические и исторические документы, например известные всем законы Хаммурапи. Вначале то, что потом стало называться литературой, существовало в форме устного творчества — мифы, пре­дания и легенды, написанные в стихотворной форме. Поэтический текст благодаря его ритмическим и инто­национным характеристикам легче запомнить, чем про­странные прозаические произведения. Поскольку в то время не было в достаточном количестве подходящего для записи материала (камень, папирус, береста), лите­ратурные памятники передавались от поколения к по­колению в устной прозаической или песенной форме. Их литературная тематика даже в те далекие времена была достаточно разнообразной: песни о происхожде­нии мира, восхваляющие богов, рассказы о любви, тра­гедии, эпические повествования о героях, жанр приклю­чений, любовные истории, баллады о влюбленных, о войнах, походах, лирическая поэзия, народные сказания о добре и зле, басни, хвалебные песни, пословицы и загадки. Устное народное творчество, из которого возникла профессиональная литература, стало собираться и записываться не ранее XIII века (скандинавские саги). Перенесенные на бумагу, эпос и героические сказа­ния подарили миру такие шедевры, как «Сказание о Гильгамеше», «Илиада» Гомера и значительная часть Ветхого Завета. В Ветхом Завете содержится огромное количество древних традиций. Художественная лите­ратура как вид искусства возникает на почве мифо­логии и устно-поэтического народного творчества. Древнейшие произведения писались в стихах, проза — относительно более поздняя область художе­ственной литературы. Только в XVIII—XIX веках две области сравнялись по своему значению. Поэзия в виде песен — самый ранний памятник литературной традиции, ставший в наши дни самостоя­тельным литературным жанром. Другие формы, такие, как драма и повествовательная проза, появились поз­же и получили наибольшее распространение у древ­них греков. Драматические трагедии Эсхила, Софокла и Эврипида, а также комедии Аристофана были напи­саны в стихотворной форме, но являлись определен­ной новацией в области стихосложения, поскольку представляли собой монументальные полотна с ярко выраженной социально-критической направленно­стью. Лирическая поэзия, подобно поэтической драме, блестяще развитая греками, положила начало художественной новоевропейской литературе. Прозаическая или художественная повествовательная литература: романы, повести и короткие рас­сказы — является самым поздним жанром, возникшим уже в Новое время. Правда, у художественной прозы были ан­тичные предшественники. Первым художественным про­изведением, достойным называться романом, считается «Сатирикон» Петрония (1век н. э.). Обычным для средне­вековья литературным жанром являлся пересказ герои­ческих легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Первым современным романом называют книгу Сервантеса «Дон Кихот» (начало XVI в.). Этот шедевр считается одним из величайших произведений миро­вой художественной прозы. XIX столетие считается золотым веком романа. Именно тогда появились произведения Ч. Диккенса, В. Гюго, Л. Толстого и Ф. Достоевского. Эра клас­сической прозы закончилась публикацией в 1922 году «Улисса» Дж. Джойса. Это произведение стало ре­волюцией в жанре романа. Автор оставил в стороне социальные темы, вернувшись к мифологическим сю­жетам. Вторая половина XX века являет собой как бы творческую лабораторию, в которой создаются и рас­падаются новые жанры, виды, темы прозаической литературы. В качестве примера могут служить го­тические рассказы, романы, детективные истории, вес­терны (ковбойские рассказы), «ужастики», истори­ческие романы, военные повествования, шпионские рассказы (триллеры) и научная фантастика. Для XX сто­летия характерны связи художественной литературы с другими, преимущественно новыми видами искусст­ва — кино, радио, телевидением. Искусство надо понимать как минимум в трех значениях: • искусство в широком смысле — это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульп­тура, живопись, графика, декоративно-прикладное ис­кусство, музыка, танец, театр, кино и другие разно­видности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира; • искусство в узком смысле — только изобразительное искусство; • искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. Искусствознание (искусствоведениее). Оно представля­ет собой совокупность гуманитарных дисциплин, изуча­ющих искусство, — художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, взаимосвя­зи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры, всю совокупность вопросов формы и содер­жания художественных произведений. Искусствоведче­ские науки включают литературоведение (чаще рас­сматриваемое в комплексе филологических наук), музыковедение, театроведение, киноведение, а также искусствознание в узком и наиболее употребительном смысле — науку о пластических искусствах. Искусство­знание складывается из теории искусств, их истории и художественной критики. Искусство — сфера профессионального творчества, фольклор — сфера народного творчества, художествен­ная культура— единство двух этих сфер. Произведение искусства должно обладать: • познавательной ценностью; • эстетической ценностью; • нравственной ценностью. Три указанные вида ценности, которым подчиняется про­изведение искусства, можно сформулировать иначе: Истина, Красота, Добро. Это три кита, на которые опирается духовная сфера общества. Все виды художественного творчества, которые соответ­ствуют данным критериям, мы вправе именовать изящ­ными искусствами, или просто видами искусства. I Эстетика — это учение о красоте, или об изящном. I Эстетика понимается в двух значениях, а именно как: а) теория прекрасного б) теория искусства. Из четырех составных элементов духовной сферы об­щества два — наука и образование подвержены про­грессу, здесь хорошее вчера сменяется лучшим сегодня. Два других элемента искусство и религия — не­подвластны прогрессу. Первые находятся всегда во вре­мени и только спешат к вечности, т. е. к идеалу. Вторые уже находятся в вечности и нам, зрителям, слушателям, верующим, сообщают о том, что есть вечная красота и вечное добро. Живопись — вид изобразительного искусства, произве­дения которого создаются с помощью красок, наноси­мых на какую-либо поверхность. Замысел художника конкретизируется в теме и сюжете, воплощается с по­мощью композиции, рисунка и цвета.
«Художественная культура и искусство.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 46 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot