Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Характеристик упражнения

  • 👀 231 просмотр
  • 📌 181 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Характеристик упражнения» pptx
Упражнение как элементарная единица обучения ИЯ Горобинская Надежда Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания ИЯ Упражнение – это «многократное выполнение определённых действий или видов деятельности, имеющее целью их освоение, опирающееся на понимание или сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой» (Л.Б. Ительсон). «специально организованное в учебных условиях одно или многоразовое выполнение отдельной операции, ряда операций либо действий речевого (или языкового) характера» (С.Ф.Шатилов). «материализованный процесс решения задачи, в ходе которого осуществляется взаимодействия учителя и ученика, опосредуемое учебным материалом» (И.Л. Бим). Задание в упражнении Компоненты упражнения Задание – компонент упражнения, который отражает задачу, нацеливающую на создание определённого речевого продукта. Оно может включать в себя описание речевой ситуации, содержать пример или образец выполнения задания. Корпус – совокупность языкового, речевого материала разного уровня его организации (буква – слово – предложение – текст) и / или невербальных опор (рисунки, схемы, фотографии и т.п.). Упражнение характеризуется следующими параметрами:  Целью (целевой установкой), речевой задачью.  Речевыми действиями обучаемого.  Учётом условий.  Языковой формой и содержанием.  Определённым местом в ряду связанных с ним упражнений.  Определённым временем, отведённым на выполнение упражнения или «спонтанным выполнением» (Е.И. Пассов).  Продуктом – результатом выполнения упражнения.  Материалом, на основе которого или с опорой на который выполняется упражнение.  Способом выполнения (письменно или устно).  Организационными формами выполнения (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная).  Контролем и самоконтролем, т.е. сличением выполняемого учебного действия с образцов, эталоном, а также внесение коррекции, поправок. Три характеристики, которые определяют адекватность использования того или иного упражнения:  Конкретная цель, которую нужно достичь посредством упражнения.  Качественные параметры упражнения, создающие его потенциал.  Конкретные условия использования упражнения. Внешние и внутренние условия: Внешние условия определяются фактором организации упражнения: – установка перед упражнением, её характер; – вербальное подкрепление в разных видах; – схематическое подкрепление; – иллюстративное подкрепление в разных видах; – раздаточный материал; – время на подготовку; – использование ТСО; – объем упражнения; – содержательность упражнения. Внешними условиями можно считать: – способности ученика; – уровень его умений и навыков; – жизненный опыт; – интересы ученика; – отношение ученика к иностранному языку; – речевой статус личности в классе. Классификация упражнений:  И.В. Рахманов (а) языковые и речевые упражнения; б) упражнения, связанные и не связанные с текстом; в) переводные и беспереводные упражнения)  Б.А. Лапидус (а) чисто тренировочные упражнения; б) элементарные комбинированные упражнения; в) комбинированные упражнения)  Е.И. Пассов (а) упражнения для формирования навыков (условноречевые упражнения); б) упражнения для развития умений (речевые упражнения). Классификация упражнения С.Ф. Шатилова:  Некоммуникативные (языковые) упражнения;  Условно (учебно)-коммуникативные упражнения;  Подлинно (естественно)-коммуникативные упражнения. Некоммуникативные (языковые) упражнения  Грамматические: «Поставьте глаголы в соответствующем лице», «Вставьте необходимые окончания прилагательных / существительных», «Раскройте скобки и поставьте глагол / сказуемое в нужную временную форму» и др.  Лексические: «Замените выделенные слова синонимами», «Вставьте подходящие по смыслу слова», «Сгруппируйте слова по темам» и др.  Фонетические: «Сгруппируйте слова по способу произношения», «Прочтите следующий ряд слов» и др. Задание с коммуникативной направленностью: «Вы собираетесь в магазин. Перечислите то, что вы хотели бы купить». «Представьте себе, что ты хочешь рассказать по-английски своему другу о школе. Подбери слова, которые тебе для этого понадобятся». «Подумай и перечисли те действия, которые ты совершил вчера в классе или намерен совершить завтра в парке». «Скажи, какими качествами могут обладать перечисленные ниже предметы и явления (существительные)». В.Г. Костомаров: «В своей массе учащиеся не лингвисты от природы и не могут наслаждаться изучением парадигм, любоваться вариантами окончаний, читать словарь вместо приключенческого романа». Условно-речевые упражнения:  пересказ  описание  выражение отношения и оценки «Я буду говорить о том, что я обычно делаю, а вы поинтересуйтесь, делал ли я это раньше» (вместо «Поставьте в прошедшее время»). Подлинно(естественно)коммуникативные упражнения Е.И. Пассов выделяет 4 наиболее важных типологических признака подлинно коммуникативных упражнений:  Они всегда обеспечивают наличие стратегии и тактики говорящего (пишущего, читающего, слушающего), например: «Я знаю, что ты много путешествуешь. Какое из интересных мест в мире ты посоветуешь мне посетить и почему?».  Подлинно коммуникативные упражнения всегда актуализируют взаимоотношения участников общения, например: «Если бы к тебе в гости приехал друг из Англии, какие достопримечательности ты бы показал ему в своем городе?». Подлинно(естественно)коммуникативные упражнения Е.И. Пассов выделяет 4 наиболее важных типологических признака подлинно коммуникативных упражнений:  Подлинно коммуникативные упражнения всегда базируются на определенной ситуации, благодаря чему обеспечивается продуктивность речевого произведения, например: «Представьте, что Ваш французский друг приехал в Москву на парад в честь празднования Великой Победы над фашистами. Расскажите ему о подвигах народов России в Великой отечественной войне».  Данный тип упражнений развивает речевую активность и самостоятельность. Е.И. Пассов выделяет пять обобщенных типов речевых задач:  Сообщение – уведомить, доложить, информировать. Например, «расскажи о …», «Опиши, как …» и т.д.  Объяснение – охарактеризовать, показать, конкретизировать, уточнить, заострить внимание. Например, «дайте характеристику тому, как …», «покажи на примере, как …», «уточни, как …» и т.п.  Одобрение – рекомендовать, посоветовать, подтвердить, поддержать, оправдать, похвалить, поздравить, поблагодарить. Например, «поблагодарить за …», «посоветуй, куда / как …» и т.п. Е.И. Пассов выделяет пять обобщенных типов речевых задач:  Осуждение – покритиковать, опровергнуть, возразить, отрицать, пристыдить, обвинить, оспорить. Например, «опровергни тезис о том, что …», «вырази свое несогласие с …» и т.п.  Убеждение – доказать, обосновать, уверить, побудить, внушить, уговорить, воодушевить, настоять. Например, «докажи, что …», «уговори пойти / поехать / сделать / поговорить», «выскажи свои аргументы в пользу …» и т.п. Виды упражнение в обучении ИЯ Классификация упражнений:  По форме: устные и письменные  По аспектам языка: лексические, фонетические и грамматические  По характеру опоры: с опорой на ситуацию, с опорой на контекст, с опорой на наглядность, с опорой на текст, с опорой на тему Система упражнений «совокупность необходимых типов, видов и разновидностей упражнений, выполняемых в такой последовательности и в таком количестве, которые учитывают закономерности формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности в их взаимодействии и обеспечивают максимально высокий уровень овладения иностранным языковом в заданных условиях» (С.Ф. Шатилов). Система упраж нений обеспечивает : 1) подбор необходимых упражнений, соответствующих характеру того или иного навыка, умения; 2) определение необходимой последовательности упражнений; 3) правильное расположение материала и его соотношение; 4) систематичность (регулярность) определенного материала и определенных упражнений; 5) правильную взаимосвязь (соотношение и взаимодействие) разных видов речевой деятельности между собой и внутри себя. Принципы разработки системы упражнений:  Учет целей и задач обучения иностранному языку.  Адекватность основных типов и видов упражнений психолингвистическим особенностям и методически характеристикам каждого формируемого умения.  Учёт положительного влияния (взаимодействия) различных видов речевой деятельности друг на друга в учебном процессе.  Учет этапности в овладении каждым видом речевой деятельности (для овладения основами конкретного вида речевой деятельности; для совершенствования конкретного умения).  Принцип учёта особенностей речевых навыков в каждом виде речевой деятельности.  Учёт основных качеств речевых навыков, умений и этапов их формирования.  Учёт влияния родного языка (как положительного, так и отрицательного).
«Характеристик упражнения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 138 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot