Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Групповая психотерапия

  • 👀 698 просмотров
  • 📌 648 загрузок
  • 🏢️ АНО ВО "ВЕИП"
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Групповая психотерапия» docx
Лекция 1. Групповая психотерапия. План лекции Методические указания по изучению темы «Групповая психотерапия. Групповая динамика»:  1. Обратите внимание на определение групповой психотерапии и различия групповой и индивидуальной психотерапии. 2. При рассмотрении понятия «групповая динамика» обратите внимание  на элементы групповой динамики. 3. Обратите внимание, какие существуют цели и задачи групповой психотерапии. Контрольные вопросы для повторения и самостоятельной подготовки: 1. Дайте определения групповой психотерапии. 2. Перечислите цели и задачи групповой психотерапии. 3. Каковы области применения групповой динамики? 4. Что относят к психотерапевтическим нормам в группе? 5. Какие основные роли могут занимать участники психотерапевтической группы? 6. Перечислите позитивные и негативные функции групповой напряженности. 7. Каковы действия группового психотерапевта при формировании подгрупп в психотерапевтической группе? Часть 1. Специфика групповой психотерапии Специфика групповой психотерапии как лечебного метода заключается в целенаправленном использовании в  психотерапевтических целях групповой динамики. Групповая психотерапия не является самостоятельным теоретическим направлением в психотерапии, а представляет собой специфическую форму или метод, где основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов, в отличие от индивидуальной, где таким инструментом является только психотерапевт. Практически все психотерапевтические направления XX века так или иначе использовали групповые формы и внесли определенный вклад в развитие групповой психотерапии. Особое место в этом ряду принадлежит психоаналитическому и гуманистическому направлениям. Так, А.Адлер обратил внимание на значение социального окружения в проявлении нарушений у пациентов. Он считал, что группа представляет собой соответствующий контекст для выявления эмоциональных нарушений и их коррекции. Полагая, что источник конфликтов и трудностей пациента в неправильной системе их ценностей и жизненных целей, он утверждал, что группа не только может формировать взгляды и суждения, но и помогает их модифицировать. Работая с группой пациентов, А.Адлер стремился добиться понимания пациентами генеза их нарушений, а также трансформировать их позиции. Существенный вклад в развитие групповой психотерапии внес основатель психодрамы Я.Морено, которому приписывают и введение самого термина «групповая психотерапия». Среди представителей гуманистического направления особое место занимают К.Роджерс, И.Ялом.     Групповая психотерапия: 1)  специфический метод, основанный на использовании в своих целях групповой динамики. 2)  используется в разных теоретических подходах. Направлена не только на межличностный конфликт, но и на личностный конфликт пациента через анализ межличностного взаимодействия. Цели и задачи групповой терапии Метод ориентирован на личностные изменения, цели и задачи которого различаются в зависимости от теоретических представлений о личности и природе ее нарушений, однако опора на групповую динамику существенно сближает разные позиции. Цели групповой психотерапии: раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем пациента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основании анализа и использовании межличностного взаимодействия. Задачи групповой психотерапии фокусируются на составляющих самосознания: на самопонимании (когнитивный аспект), отношении к себе (эмоциональный аспект), и саморегуляции (поведенческий аспект), что позволяет определить общую цель групповой психотерапии как формирование адекватного самосознания и расширение его сферы. Лекция 2. Групповая динамика. Элементы групповой динамики. Часть 1. Основа метода групповой психотерапии – групповая динамика. Групповая динамика  - совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс и распад.  Это учение о силах,  структуре и процессах, которые действуют в группе. Группа – определенная общность людей с ограниченным числом членов (до 20), чаще всего около 8 – 14 человек, которая характеризуется: • непосредственными контактами, • относительно постоянным составом участников, • распределением ролей и позиций, • взаимозависимостью участников, • общими целями, ценностями и нормами.   Термин «групповая динамика» означает: • учение о характеристике процессов, происходящих в группе, • описание причинно-следственных связей, • описание методических приемов изучения и исследования. Первые исследования групповой динамики были начаты К. Левиным.   Области применения групповой динамики: 1)  исследования в социальной психологии – индивидуальное и групповое взаимодействие между участниками группы 2)  педагогическая психология – совокупность приемов обучения и исследования, изучение эмоционального компонента. 3)  клиническая психология – методологическая основа групповой психотерапии Первая и вторая – прикладная групповая динамика. Групповая динамика (клиническая) – совокупность всех взаимоотношений и взаимодействий, возникающих в группе, включая и группового психотерапевта. Часть 2. Элементы групповой динамики Цели и задачи группы Как правило, групповой психотерапевт прямо не информирует участников группы о групповых целях. Формирование и принятие их членами группы создает основу для терапевтической активности. Существенной проблемой в начале работы психотерапевтической группы является формирование собственно психотерапевтических целей и преодоление существенного расхождения между общегрупповыми целями и довольно часто обнаруживающимися неконструктивными, антипсихотерапевтическими целями отдельных участников группы. C. Кратохвил следующим образом формулирует цели психотерапевтической группы: • разобраться в проблемах каждого участника; • помочь ему понять и изменить собственное состояние; • постепенно изменить слабую приспособляемость, достигая адекватной социальной адаптации; • предоставлять информацию о закономерностях групповых процессов как основы для более эффективного и гармоничного общения с людьми; • поддерживать процесс развития личности, рост собственного личностного и духовного потенциала; • устранять или снижать болезненные симптомы.  Предлагается обсудить цели и задачи с точки зрения каждого члена группы, их ожидания в зависимости от целей и задач.   Групповые нормы – правила внутри группы. Нормы группы — это совокупность правил и требований, «стандартов» поведения, которые регулируют взаимоотношения и взаимодействия между участниками группы. Групповые нормы определяют, что допустимо, что недопустимо, что желательно и что нежелательно, что правильно и что неправильно. Нормы в ходе развития группы могут претерпевать существенные изменения, особенно при возникновении новых сложных групповых ситуаций.   К психотерапевтическим нормам обычно относят: • искреннее проявление эмоций (в том числе по отношению к психотерапевту); • открытое изложение своих взглядов и позиций, рассказ о своих проблемах; • принятие других и терпимость по отношению к их позициям и взглядам; • активность, стремление избегать оценочных суждений и пр. Важная проблема в психотерапевтической группе - формирование собственно психотерапевтических норм и преодоление, изживание «антипсихотерапевтических» (например, высказывания по кругу). Мерой усвоения и принятия участниками групповых норм являются усилия, прилагаемые группой для их сохранения и защиты. Терапевт не предлагает нормы, т.к. более ценны те, которые выработаны самой группой (клиентом). Для невротичных пациентов характерны жесткие нормы, это важный элемент в диагностике (невротики имеют жесткое представление обо всем в их жизни, следовательно имеют постоянное напряжение в своей жизни). В группе может быть вскрыт неконструктивный характер этих норм.   Структура группы, групповые роли, проблема лидерства. Структура группы является одновременно: формальной и неформальной. Разные члены группы занимают различные позиции в иерархии популярности и авторитета, власти и престижа, осознают и исполняют различные роли. Р. Шиндлер описал четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли: • альфа позиция –лидер, импонирующий группе, побуждающий к активности, составляет программу, направляет, придает ей уверенность и решительность. • бета позиция – эксперт, имеющий специальные знания, навыки, способности, которые требуются группе или которые она высоко ценит. Он анализирует, рассматривает ситуацию с разных сторон, анализирующий, его поведение рационально, самокритично, нейтрально и безучастно, достаточно отстраненный от группы • гамма позиция – пассивные, легко приспосабливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность, большинство из них отождествляют себя с альфой, конформисты. • омега позиция – крайний, отстает от других по причине неспособности, отличия от остальных или страха. В психотерапевтической группе встречаются также и другие роли: противник, оппозиционер, монополист, монопольный оратор, моралист, мученик, квазипсихотерапевт, любимчик, шут, «козел отпущения», агрессор, провокатор, защитник, нытик, правдолюбец, блюститель демократии и пр. Для невротических пациентов характерны достаточно стереотипные роли (они стремятся играть эту роль всегда и везде). Роли здесь выполняют защитную функцию – предписывают, что делать. Проблема лидерства Лидерство - важная составляющая групповой динамики, тесно связанная с проблемами руководства, зависимости, подчинения и соперничества. Отношение к психотерапевту, который является формальным лидером группы, в разные фазы развития психотерапевтической группы может быть различным и изменяющимся. Роль неформального лидера в группе также не является стабильной, соперничество, борьба за власть занимают существенное место в групповом процессе. Во взаимоотношениях с лидером пациенты проявляют собственные тенденции и установки, связанные с проблемами ответственности, безопасности, самостоятельности, руководства, подчинения и зависимости.  Групповая сплоченность (связность, сцепление). • привлекательность группы для ее участников; • важный элемент групповой динамики: чем выше групповая сплоченность, тем эффективнее группа применительно к отдельному пациенту.   Групповое напряжение • возникает в связи с несовпадением ожиданий участников группы с реальной групповой ситуацией, несовпадением их личных устремлений, необходимостью соизмерять свои потребности, желания, позиции, установки с другими членами группы, обращением к болезненным проблемам и переживаниям. • (противоположность сплоченности) - центробежные силы, разрывающие группу. Группа существует на балансе между сплоченностью и напряженностью.   Групповая напряженность неизбежна, но имеет не только негативные функции, но и позитивные: 1) фактор, активизирующий усилия по изменениям, стимулятор активности (направляет людей на то, чтобы «что-то изменить») 2) фактор, проявляющий негативные эмоции, позволяющий проявлять их, говорить о них 3) фактор, активизирующий проявления непривычных, но свойственных человеку стереотипов поведения (в обычной жизни человек контролирует свои проявления, а при групповом напряжении стереотипы вскрываются и, следовательно, их можно анализировать). Слишком высокое или слишком длительное напряжение, враждебная атмосфера, если она не компенсируется групповой сплоченностью и положительными эмоциями, может привести к дезорганизации работы в группе, к уходу отдельных ее участников и даже к распаду группы. Слишком низкий уровень напряжения не является позитивной характеристикой, поскольку  ощущение полного комфорта, спокойствия, равновесия не способствует раскрытию пациентами собственных проблем, конфликтов и переживаний, проявлению типичных стереотипов поведения и защитных механизмов, пациенты стараются сохранить комфортную атмосферу, не замечая или игнорируя возникающие в группе проблемы и конфликтные ситуации. Группа превращается в приятное дружеское общество, не выполняющее, однако, никакой психотерапевтической функции. Если напряжение в группе слишком высоко, то члены группы не в состоянии действенно решать проблемы, они жалуются, что отношения между ними нарушены. Если же, наоборот, напряжение слишком низко, то члены группы будут отдавать предпочтение более удобным, легким, бесконфликтным взаимным контактам, а не подробному разбору собственных проблем, который сопровождается негативными эмоциями. Оптимальный уровень напряжения в группе способствует проявлению и вскрытию групповых и индивидуальных конфликтов и проблем, В целом напряжение в группе играет положительную роль, если поддерживается его оптимальный уровень, а также динамическое равновесие между групповым напряжением и групповой сплоченностью.   Актуализация прежнего эмоционального опыта У участников группы  актуализируются стереотипы (т.е. человек может проецировать на участника группы агрессию без повода, т.к. в реальной жизни был человек, который его обидел). Это позволяет диагностировать проблему пациента и найти пути помощи ему. Формирование подгрупп. В группах может наблюдаться тенденция к формированию подгрупп (возрастных, половых, интеллектуальных и др.). Это рассматривается  как негативный признак, так как подгруппа изолирована, обсуждает вопросы и не выносит их на обсуждение всей группы. Терапевту следует выяснить цели и задачи подгруппы, причины их возникновения. Обсуждение этого помогает разрушать подгруппы. Главные виды вербальной коммуникации в группе. Даже если мы анализируем не содержание высказывания, а его форму, можем выйти на различные проблемы: например, кто-то только задает вопросы, а все обсуждают. (Почему? – можно анализировать). Может быть анализ ответов, гипотез. Процесс групповой психотерапии - изменение характера группового взаимодействия в ходе групповой психотерапии. Тема 2. Развитие психотерапевтической группы. Лекция 1. Фазы психотерапевтической группы. План раздела Методические указания по изучению темы «Развитие психотерапевтической группы». В первую очередь следует обратить внимание на  • фазный характер развития психотерапевтической группы. • на особенности каждой фазы психотерапевтической группы. • на специфику каждого терапевтического фактора групповой психотерапии. • на категории, в которых определяется поведение группового психотерапевта. Контрольные вопросы для повторения и самостоятельной подготовки: 1. Какие существуют составляющие фазы образования психотерапевтической группы. 2. В каких основных вариантах реализуется псевдосплоченность в психотерапевтической группе? 3. Какие основные проблемы решаются на фазе «бунт против психотерапевта»? 4. Какими процессами характеризуется фаза психотерапевтической группы «развитие групповых норм»? 5. Перечислите основные особенности рабочей фазы психотерапевтической группы. 6. На какие психологические сферы человека групповой психотерапевт направляет профессиональные усилия? 7. Дайте определения каждому терапевтическому фактору групповой психотерапии и опишите его особенности. 8. Как различается отношение к терапевтическим факторам группы у психотерапевтов - представителей разных теоретических ориентаций? 9. Что такое роль группового психотерапевта? 10. На что направлена ориентация группового психотерапевта? 11. Перечислите стили группового психотерапевта. Фазы развития психотерапевтической группы Фазы (периоды) развития психотерапевтической группы или фазы групповой психотерапии определяются изменениями в типах взаимодействий и взаимоотношений между участниками группы. Фазный характер процесса групповой психотерапии обнаруживается и на общегрупповых, и на индивидуально-психологических показателях. Фаза 1 –  образование группы. В литературе встречаются следующие названия этой фазы: • фаза ориентации и зависимости, • фаза псевдоинтеграции, • фаза пассивной зависимости, • фаза напряжения, • фаза поиска смысла, • фаза регрессивности и фаза неуверенности. Характеризуется высоким уровнем напряжения в группе, зависимым и и пассивным поведением участников. Составляющие: 1. Индивидуальная составляющая связана с собственными проблемами каждого пациента  и адаптацией пациентов к новым условиям. Участники имеют различные установки и ожидания относительно лечения: более или менее реалистичные, оптимистические или пессимистические, но практически для всех вначале характерны отсутствие адекватных представлений о психотерапии вообще и групповой психотерапии, в частности, стремление перенести ответственность за процесс и результаты лечения на психотерапевта, непонимание значения собственной активности в достижении положительных результатов лечения. Эти установки проявляются в надежде на различного рода направляющие инструкции психотерапевта, пациенты ждут от него указаний, прямого руководства, активных действий. 1. Групповая составляющая - напряжение связано с поведением терапевта. Психотерапевт в начале работы психотерапевтической группы ведет себя достаточно пассивно, прямо не организует и не направляет работу группы, ведет себя недирективно, поскольку директивность психотерапевта на начальных этапах будет препятствовать спонтанности пациентов и групповым процессам. Несоответствие поведения психотерапевта ожиданиям пациентов вызывает у последних беспокойство, которое накладывается на индивидуальную тревогу и напряжение. Все это вместе создает в группе высокий уровень напряжения - характерная черта первой фазы групповой психотерапии. При относительном равноправии участников: если повышается напряжение, то проявляется пассивное поведение участников. Иногда в этой фазе может наблюдаться период, обозначаемый как псевдосплоченность и представляющий собой псевдотерапевтическую, неконструктивную активность пациентов. Псевдосплоченность чаще всего реализуется в трех основных вариантах: 1) псевдосплоченность  («мы очень хорошие») наблюдается, если группа состоит из достаточно активных участников, имеющих сходный и высокий социальный статус, которые берут на себя роль лидера, происходит драматизация травматических факторов, нагнетание обстановки; мы хорошие, они плохие, меняться нужно им – тупик. О основе такой псевдосплоченности – псевдоэмоциональная поддержка. 2) псевдосплоченность (в ситуации «козел отпущения») – появление в группе участника, на котором длительное время неконструктивным образом концентрируется внимание группы. Такая роль чаще всего отводится пациенту, резко отличающемуся своим поведением от других членов группы. Появляется неконструктивная критика, выносящая раздражение,  напряжение сбрасывается за счет неконструктивной критики в адрес этого участника группы (псевдоконфронтация).  3) псевдосплоченность ( на основе«научности») -  группа, безрезультатно требуя от психотерапевта теоретического обоснования, самостоятельно начинает выдвигать и обсуждать концепции, касающиеся, например, теории стресса, механизмов невротических расстройств и т. д.  Фаза 2 – растормаживание агрессивности, бунт против терапевта В литературе эта фаза обозначается как • фаза растормаживания агрессивности, • фаза борьбы, • фаза конфликта между членами группы и формальным лидером, • фаза бунта против психотерапевта. Высокий уровень напряжения, поведение участников группы более активно, аффективно заряжено, агрессивно настроено к психотерапевту. Начинается борьба за лидерство, место и положение в группе, обостряются внутригрупповые конфликты, четко распределяются роли, растет сопротивление. Важной составляющей этой фазы является наличие у пациентов агрессивных чувств к психотерапевту, который воспринимается ими либо как непрофессионал, либо как холодный, безразличный человек, не желающий помочь группе. Однако группа далеко не всегда и не сразу открыто проявляет свои чувства к психотерапевту, поскольку рассматривает его как формального лидера, стоящего вне критики, выражать агрессивные чувства к которому запрещено. Показателями роста агрессивных тенденций в отношении психотерапевта может быть большое количество вопросов, которые пациенты задают психотерапевту. Часто в качестве объекта приложения негативных чувств может избираться один из членов группы, либо сам метод безотносительно к психотерапевту. Конструктивное разрешение ситуации – открытое выражение эмоций по отношению к психотерапевту и обсуждение причин, побуждающих к агрессии, как следствие – разрешение конфликта. Разрешение ситуации через открытую конфронтацию  группы с психотерапевтом,  а по сути  - со своими собственными чувствами. Напряжение должно полностью контролироваться психотерапевтом и определяться  общегрупповой ситуацией, индивидуальными особенностями членов группы и  психотерапевта, его профессиональным опытом. От степени переработки во многом зависит дальнейший психотерапевтический потенциал группы. Недостаточная проработанность этой фазы, а тем более ее игнорирование существенно влияют на ход группового процесса и периодически могут блокировать групповую активность, проявляясь на более поздних этапах функционирования группы, особенно при возникновении новых, более сложных и напряженных проблем. Завершением этого периода считают открытое выражение чувств в отношении психотерапевта и анализ их причин.  В этой фазе затрагиваются основные проблемы: 1) проблема ответственности - перекладывание на психотерапевта – (невротический симптом – способ переложить ответственность с себя на свой организм, так как я болею, поэтому не делаю…) 2) проблема взаимоотношения с авторитетами (с родительской фигурой)  - с одной стороны желание привлечь внимание психотерапевта, с другой – эмансипация конфликта с психотерапевтом характерная для инфантильных пациентов 3) проблема негативных эмоций: а) возможность открыто говорить об этом психотерапевту –отреагирование эмоций. б) реатрибутирование негативных эмоций – кому человек приписывает испытываемые эмоции: себе или другим?  за позитивные чувства отвечаю я, как и за негативные. (Я раздражен, так как я ожидал другого) –демонстрация того, что негативные эмоции порождаем мы сами – это для группы новое. Человек может контролировать свои чувства, если он их осознает и принимает, так как сам является источником своих чувств. Иногда для общего «дозревания» напряжения терапевт усиливает различными приемами напряжение, чтобы его вскрыть. От степени интенсивности этой фазы и конструктивности ее переработки во многом зависит дальнейшая работа группы. Недостаточная проработанность этой фазы может блокировать групповую активность. Завершением этого периода считают открытое выражение чувств. Конструктивное завершение фазы – открытое выражение агрессии в отношении психотерапевта и анализ ее причин.   Фаза 3 – развитие групповых норм, процесс структурирования группы. В литературе эта фаза называется • фаза развития сплоченности, • фаза развития сотрудничества, • фаза выработки групповых норм, • фаза взаимного распределения функций. Этот период характеризуется процессом структурирования группы, консолидацией ее норм, целей и ценностей. Проявляется активность, самостоятельность и ответственность членов группы за себя, других участников и группы в целом. Развивается чувство принадлежности к группе, ответственность за работу группы. Участник группы получает признание группы, возрастает самоуважение и принятия себя – это повышает привлекательность группы  для отдельного участника. Наблюдаются  следующие процессы: • дальнейшее формирование групповой  сплоченности, • принятие групповой культуры.   Фаза 4  – рабочая фаза, осознание целенаправленной деятельности, выработка новых форм поведения. Активно работающая психотерапевтическая группа. В литературе эту фазу обозначают как • рабочая фаза, • фаза целенаправленной деятельности, • фаза изменении установок и отношений, • фаза выработки новых ценностей. Сплоченность, заинтересованность, эмоциональная поддержка, искренность, чувство безопасности, спонтанность – все это создает возможности для развития процесса, направленного на решение психотерапевтических задач. Характерно принятие решений и использование опыта для решения задач. В зависимости от специфики конкретной группы указанные выше фазы могут иметь различную продолжительность, однако в целом первые три фазы занимают обычно от 20 до 30 % времени работы психотерапевтической группы  и называются подготовительными. Лекция 2. Механизмы групповой психотерапии. Механизмы лечебного действия групповой психотерапии Факторы, обеспечивающие лечебный эффект: 1)  переживание, 2)  осознание, 3)  научение. Воздействие групповой психотерапии опирается на следующие компоненты, характеризующие любой психотерапевтический процесс: • чувства, • мышление, • поведение. В группах психотерапевт побуждает участников группы назвать свои чувства и выразить их, понять свою жизненную ситуацию и смысл переживаний, осуществить реальное действие, которое является проводником настоящих терапевтических изменений. Объединение чувств и понимания, реализация нового опыта в конкретном поведении в реальных жизненных ситуациях делают возможными изменения, которых добивается психотерапия. Пути изучения пациента: 4)  опрос пациента, 5)  опрос специалистов, 6)  собственные экспериментальные исследования, позволяющие выявить корреляции между переменными процесса и эффективностью лечения.  Подробный анализ механизмов лечебного действия групповой психотерапии представлен в работах И. Ялома и С. Кратохвила. И. Ялом в качестве основных механизмов  лечебного действия (терапевтических факторов) групповой психотерапии выделяет следующие. Информирование (сообщение информации). Информирование определяется как предоставление терапевтом информации о психическом здоровье, нарушениях и общих закономерностях психодинамики и советы по поводу решения жизненных проблем, которые могут дать и участники  группы и  ведущий. Важность данного фактора подчеркивается в группах взаимопомощи, в специализированных психотерапевтических группах (например, для лиц с лишним весом, диабетом и т.п.). В психоаналитических группах информирование как  терапевтических фактор отвергается. Сообщение информации – это краткий психологический «ликбез», выяснение причин возникновения и развития нарушений; информация о сущности психотерапии и ходе психотерапевтического процесса; информационный обмен между участниками группы. информация вычленяется участниками косвенно в процессе работы группы, что-то дополняет психотерапевт. Универсальность (универсальность страданий). Участники психотерапевтической группы могут переживать  проблемы, как уникальные, неповторимые. Эти ощущения могу усиливаться чувствами изоляции и одиночества. В психотерапевтической группе важно развенчать уникальность жизненных проблем, не опровергая уникальность самих людей, обратить внимание на универсальные, общие стороны проблем и трудностей. Близко сталкиваясь с проблемами и симптомами других, участники группы: • убеждаются, что они не одиноки – они не хуже других, но и не лучше;    • снижается актуальность переживаний,  невротический эгоцентризм,  - это • способствует появлению чувства общности и солидарности с другими, а также    • повышает самооценку участников. Поощрение надежды (внушение надежды). Это существенный фактор любой психотерапии. Чем больше человек надеется на помощь, тем лучше результаты психотерапии.  Участники группы, испытывая чувства безнадежности и бессилия, сталкиваются в жизненными историями, опытом, способами решения проблем других людей. Сильным источником надежды являются терапевтические изменения других участников в ходе работы психотерапевтической группы.  Наблюдая  происходящие у других положительные изменения при их активности – появляется надежда, что  этого можно достичь. Поощрение надежды в групповой психотерапии – это ожидания участников, которые основываются на факте, что участие в группе помогает другим. Особенно это характерно для открытых групп. Часть 2. Альтруизм Альтруизм появляется в группе тогда, когда участники оказывают поддержку, утешают друг друга, делятся своими проблемами, стараются быть полезными и нужными. Помогая другим, участник группы становится более уверенным в себе,  ощущает себя способным быть полезным и нужным, начинает уважать себя и верить в собственные возможности. Обмен помощью через поддержку, внушение, успокоение, понимание и чувства является гарантией психотерапевтических изменений. Особенно важны такие переживания для пациентов с низкой самооценкой. Поощрение альтруизма в группе – исключительно важная задача психотерапевта. Коррекция опыта первичной семьи (коррегирующая рекапитуляцияпервичной семейной группы). Психотерапевтическая группа во многих отношениях похожа на семью. Это дает возможность психотерапевту увидеть стереотипы поведения участников, сложившиеся под влиянием воспитания в семье. Так как накопленный опыт, в том числе и негативный, отражается в ситуациях межличностного взаимодействия в группе. В психотерапевтической группе создается возможность коррекции негативных влияний, идущих из родительской семьи. Пациенты обнаруживают в группе проблемы и переживания, идущие из родительской семьи, чувства и способы поведения, характерные для семейных отношении и отношений с родителями в прошлом. При этом исходят из того, что в группе пациент вступает в отношения, играет роли, занимает позиции, сходные с теми, которые были у него в родительской семье: его отношения с психотерапевтом в определенной степени повторяют или воспроизводят его отношения с родителями, а отношения с другими участниками группы — отношения с другими членами семьи (братьями, сестрами и др.). Например, в детстве пациент испытывал недостаток внимания и любви со стороны родителей. Эта потребность являлась фрустрированной (и, как правило, неосознаваемой) и в дальнейшем его поведение во многом может быть направлено на то, чтобы получить эту любовь и признание со стороны окружающих, даже в ущерб удовлетворению других, значимых, «взрослых» потребностей личности В группе такой пациент обычно ведет себя таким образом, чтобы привлечь внимание, добиться расположения, принятия и любви со стороны психотерапевта. Анализируя особенности его взаимодействия с психотерапевтом в группе, можно помочь пациенту увидеть и понять, когда ранее и к кому он испытывал такие же чувства и вел себя подобным образом. Выявление, анализ и осознание прошлых эмоциональных отношений и поведенческих стереотипов, проявляющихся в группе, дает возможность их терапевтической переработки и реконструкции.  Совершенствование социальных навыков Этот фактор группы связан с межличностным научением. В любой психотерапевтической группе в реальных межличностных взаимодействиях происходит обучение и совершенствование социальных навыков. Наблюдая за более эффективным поведением окружающих, человек набирается нового позитивного опыта общения. Развитые навыки социального поведения – умение гармонично включаться в общение, терпимость по отношению к другим, умение продуктивно противоборствовать и решать межличностные конфликты, умение избегать оценок, лучше чувствовать, понимать, принимать и уважать потребности других. Имитационное поведение (имитация поведения) Имитационное поведение как психотерапевтический фактор появляется тогда, когда участник группы получает пользу от психотерапевтического опыта другого участника группы благодаря идентификации с ним, когда имитирует определенные позитивные аспекты поведения терапевта или других участников, рассматривает их поведение как подходящую модель для собственных изменений. В основе имитационного поведения - подражание. Очевидно, что в большей степени образцом для подражания является психотерапевт, и это накладывает определенные ограничения на его поведение, предъявляет особые требования к его самоконтролю и саморегуляции. И. Ялом считает, что многие психотерапевты явно недооценивают роль этого фактора. Часть 3 Сплоченность группы (групповая сплоченность) Сплоченность является и способом психотерапевтического воздействия группы, и необходимым условием эффективной групповой психотерапии. Сплоченность – совокупность процессов, побуждающих участников оставаться в группе, и привлекательность группы для ее членов. Условия возникновения сплоченности группы: • мотивация участия в группе и определенные усилия в стремлении попасть в нее; • четко определенные индивидуальные цели участников группы и сформулированная общая цель группы; • позитивные ожидания и соответствие группы личным потребностям участников; • дружественная и теплая атмосфера; • взаимная симпатия участников друг к другу; • взаимодоверие участников группы, уважение к чувствам и мнениям друг друга; • активное участие всех участников в работе группы; • разделение ответственности за работу группы между терапевтом и участниками; • открытое обсуждение конфликтов; • специально создаваемая обстановка, например, узкий круг, создание интимной атмосферы  т.п. • (нежелательное условие) объединение группы против конкретных участников. Развитие и укрепление сплоченности  являются задачами терапевта самой первой встречи группы. Сплоченность группы • объединяет усилия участников психотерапевтической группы, делает их эффективными; • обеспечивает эмоциональные взаимосвязи участников группы, стабильность группы; • увеличивает терпимость к индивидуальным целям друг  друга. Таким образом, сплоченность - привлекательность группы для ее членов, желание остаться в группе, чувство принадлежности к группе, доверие, принятие друг другом и группой как целым. Появляется чувство «Мы» группы. Сплоченность группы связана с эффективностью групповой психотерапии. Катарсис Катарсис – это эмоциональное отреагирование, очищение.  Переживается при выражении связанных с прошлым или настоящим чувств грусти, любви и гнева. Интенсивное проявление чувств сопровождается потерей самоконтроля. Интенсивность и частота катарсиса зависит как от степени подавления своих чувств участниками, так  и от атмосферы безопасности в группе. После переживания катарсиса появляется чувство расслабления, которое считается обязательным элементом катарсиса. Продолжительность психотерапевтического воздействия катарсиса зависит от его ценности в контексте группы и жизни участника вне группы. Межличностное (социальное) научение Межличностное научение является одним из главных факторов, обусловливающих психотерапевтические изменения в продолжительной психотерапевтической группе. Участники группы не всегда усматривают связь между своими жизненными проблемами и характером межличностных отношений. Каждый участник в группе начинает проявлять себя таким, каков он есть в реальной жизни, то есть в другими участниками он общается так, как и с другими людьми за пределами группы. Проблемы каждого участника начинают отражаться в межличностных отношениях в группе. Задача психотерапевта – помочь участникам «перевести» психологические проблемы на «межличностный язык». В группе каждый участник раскрывает стиль своего межличностного общения. С помощью реакций других участников группы и самонаблюдения участник начинает оценивать влияние своего поведения на чувства других людей. Узнавая все больше о себе, участники постепенно начинают вести себя иначе, чем раньше. Эффективность нового общения и поведения зависит от • степени неудовлетворенности своим поведением и мотивации изменения; • интенсивности участия в работе группы; • гибкости личности и стиля общения. Выделяют 3 аспекта влияния межличностного общения: Когнитивная сфера - изменение неадекватной самооценки. Образ Я в какой-либо группе за счет отражения оценок окружающих формируется и может меняться в специально организованной группе за счет обратной связи. Обратная связь – информация о том, как воспринимают меня другие люди и как они реагируют на мое поведение, всегда истинна. В группе равная и разноплановая. Для создания в психотерапевтической группе эффективной системы обратной связи необходима определенная атмосфера принятия, чувства психологической безопасности, доброжелательности, Обратная связь в группе более эффективна, если она не отсрочена, то есть если предоставляется пациенту непосредственно в момент наблюдения его поведения, а не через некоторое время, когда ситуация перестает быть актуальной и значимой или когда уже вступили в действие механизмы психологической защиты. Эффективная обратная связь является в большей степени описательной или содержит скорее эмоциональные реакции на поведение участника группы, чем интерпретации, оценки и критику. Более эффективной будет также дифференцированная обратная связь, поступающая к пациенту от нескольких участников группы, поскольку она представляется ему более достоверной и может оказать на него большее влияние. Конфронтация – столкновение человека с собой, со своими особенностями. Информация от других вступает в конфронтацию со знаниями человека самого себя, с его представлениями о себе. В самосознании или образе Я выделяют 4 области: 1) открытая (знаю о себе сам, знают обо мне другие) 2)  закрытая (не знаю сам, не знают другие) 3)  скрываемая (знаю сам, не знают другие) 4)  слепое пятно (то, что знают обо мне другие, но не знаю я сам) Обратная связь несет информацию, позволяющую пациенту уменьшить именно последнюю, слепую область самосознания и тем самым расширять и повышать адекватность собственного образа Я. Следует включаться в свое представление о себе. 2) эмоциональный фактор – могут возникать эмоционально значимые ситуации, которые возникали раньше, но человек с ними не справился, но может попытаться изменить ситуацию в группе. Важен подбор группы – должен быть разнообразный состав группы, так как разные люди продуцируют различную обратную связь, различные эмоции, ситуации и т.д. 3) поведенческий фактор – группа выступает как модель реальной жизни. Человек продуцирует те же отношения, те же способы реагирования, что и в реальной жизни, т.е. стереотипы поведения; в группе можно эти стереотипы (паттерны поведения) вычленить и проанализировать.  Часть 4 Экзистенциальные факторы Экзистенциальные факторы группы выделяет только И.Ялом.  Согласно экзистенциальному пониманию жизненных проблем, люди постоянно сталкиваются с основными экзистенциальными данностями: смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью. В некоторых специфических группах (например, пациенты, страдающие неизлечимым заболеванием; лица, испытавших утрату близкого человека, и др.) экзистенциальные данности становятся основными темами в работе группы. В обычных психотерапевтических группах можно затрагивать экзистенциальные вопросы, когда сам психотерапевт достаточно готов к этому. Терапевт  обращает внимание участников на те аспекты жизни группы, где,  например, несмотря на близость отношений с другими, существует одиночество, которого нельзя избежать и которое является  важным в жизни человека. Инсайт Инсайт как психотерапевтический фактор дополнительно выделяется в литературе и   означает, что участник узнает что-то новой и важное о себе. Инсайта можно достигнуть на четырех уровнях: • участники более объективно видят свои межличностные отношения, то есть человек узнает, как его видят и оценивают другие участники группы; • участники понимают способы и стереотипы своего поведения с другими людьми; • участники узнают, почему они ведут себя таким образом (мотивационный инсайт); • участники понимают, как они стали такими, каковыми являются (психологический инсайт). Механизм лечебного воздействия в психотерапевтической группе - все те способы, которые обладают наибольшим терапевтическим потенциалом. Их можно разделить на: • конфронтацию и • эмоциональную поддержку. В группе должен поддерживаться баланс между этими двумя типами взаимодействия. Если 1 больше 2, то в группе соперничество. Если  2 больше, чем 1, то в группе «приятная компания» - бесполезная для терапии. Терапевт привлекает свое внимание в ситуациях нарушения баланса – должен выяснить причины нарушения.   Лекция 3. Руководство психотерапевтической группой. Руководство психотерапевтической группой Задача психотерапевта – создание условий для максимального раскрытия психотерапевтической силы группы. Основа эффективности группы – работа самих участников, то есть терапевт создает атмосферу, в которой взаимодействие участников было бы наиболее эффективным. Личность психотерапевта  -  катализатор раскрытия психотерапевтического потенциала группы. В научной литературе выделяют следующие свойства личности группового психотерапевта: -  смелость, -  быть примером для участников группы, -  эмоциональность, -  открытость, -  умение принимать агрессию, -  личная сила, -  стремление к новому опыту, -  чувство юмора, -  находчивость, -  самопознание. Для эффективной работы в группе необходимы определенные профессиональные навыки: умение выражать свои чувства, разрешение кризисных ситуаций в группе, хорошее понимание и интерпретация невербального поведения, понимание, поощрение и освещение происходящего «здесь и теперь» процесса в группе. Система профессиональных навыков в сочетании с личностью психотерапевта составляет суть настоящего профессионала. Для начинающих терапевтов большое значение имеют личностные качества. При высоком уровне профессионализма личностным качествам придается меньшее значение. Поведение психотерапевта анализируется по категориям: 1)  роли, 2)  ориентации, 3)  терапевтический стиль. Роль психотерапевта. И. Ялом выделяет две основные роли группового психотерапевта: 1)  технический эксперт – в качестве эксперта психотерапевт планомерно и целенаправленно использует свои знания и профессиональные навыки для достижения психотерапевтических целей, в нужный момент применяет соответствующие необходимые методы. 2)  эталонный участник – как эталонный участник он преследует двоякую цель: демонстрация желательных образцов поведения и ускорение процесса социального научения. Отказываясь от главенствующего положения в группе, он тем самым ускоряет достижение ею независимости и сплоченности. С. Кратохвил выделяет пять основных ролей группового психотерапевта: а) активный лидер, руководитель – группа пассивна б) аналитик – способствует переносу, интерпретирует и стимулирует к интерпретации; не руководит и не направляет группу. Более характерна для психоаналитических групп. в) комментатор – отстранен, изредка комментирует то, что происходит в группе, может провоцировать агрессию, дает анализ групповой динамики, не руководит и не направляет группу г) посредник – технический эксперт, не руководит, но помогает при необходимости, отвечает на вопросы группы. д) истинный член группы – активно участвует в группе. Сочетание всех ролей зависят от теоретической ориентации психотерапевта. Ориентация психотерапевта. 1)  ориентация на группу и лечение, посредством ее воздействия – используется групповая динамика, 2)  ориентация на пациента и лечение его на фоне группы. Терапевтический стиль психотерапевта. 1)  эмоциональная стимуляция – психотерапевт стимулирует к различного рода активности 2)  опека – создание безопасной атмосферы, забота, поддержка 3)  познавательная функция – разъяснение, интерпретация 4)  исполнительная функция – распорядительная, ориентирующая, постановка заданий, выделение норм, правил (наименее конструктивный путь) Тема 3. Методы групповой психотерапии Лекция 1. Основные методы групповой психотерапии: групповая дискуссия, психодрама, психогимнастика, проективный рисунок, музыкотерапия. План раздела Методические указания по изучению темы «Методы групповой психотерапии»: • Обратите внимание, какие методы групповой психотерапии являются основными, какие - вспомогательными. • Обратите внимание на существующее разделение методов групповой психотерапии на вербальные и невербальные. • Обратите внимание на особенности и составляющие каждого метода групповой психотерапии. • Обратите внимание на обязанности группового психотерапевта в соответствии с основными этическими требованиями. • Обратите внимание на главные компоненты в обучении и подготовке группового психотерапевта.   Контрольные вопросы для повторения и самостоятельной подготовки: 1. Что такое групповая дискуссия и какие ее виды могут встречаться в групповой психотерапии? 2. Выделите основные содержательные моменты групповой дискуссии. 3. Дайте краткую характеристику методу групповой психотерапии «психодрама»? 4. Что такое ролевая и идентификационная обратная связь в психодраме? 5. Назовите основные задачи психогимнастики. 6. Перечислите, какие существуют темы для проективного рисунка как метода групповой психотерапии. 7. Дайте краткую характеристику методу групповой психотерапии «музыкотерапия». 8. Какие обязательства групповой психотерапевт берет на себя согласно этическим требованиям психотерапии? 9. Что такое конфиденциальность и ее границы? 10. Каковы основные задачи наблюдения за опытными групповыми психотерапевтами при подготовке начинающего ведущего группы? 11. Что такое супервизорство в групповой психотерапии? 12. Что такое «личный опыт групповой работы» и в чем его основные задачи? Часть 1 К основным методам групповой психотерапии традиционно относят групповую дискуссию, психодраму, психогимнастику, проективный рисунок и музыкотерапию. Групповая дискуссия (вербальный метод): • интеракционная ориентация (анализ групповой динамики), • биографическая ориентация (анализ биографии индивида), • тематическая ориентация (анализ темы). 1. Психодрама (вербальный метод). 2. Психогимнастика (невербальный метод) – основное средство взаимодействия – двигательная активность, мимика. 3. Проективный рисунок (невербальный метод). 4. Музыкотерапия (невербальный метод).  Каждый из указанных методов может использоваться в психотерапии и как самостоятельный метод. Все методы групповой психотерапии условно подразделяют на основные и вспомогательные, вербальные и невербальные. Основным методом групповой психотерапии является групповая дискуссия,остальные рассматриваются в качестве вспомогательных. Деление на вербальные и невербальные методы основано на преобладающем виде коммуникации. К вербальным методам относят: групповую дискуссию и психодраму, К невербальным — психогимнастику, проективный рисунок и музыкотерапию. Групповая дискуссия - основной метод психотерапии. Выделяют три основных типа ориентации групповой дискуссии: 1) биографическая, 2) тематическая и 3) интеракционная. Ведущая - интеракционная ориентация, поскольку именно онаобеспечивает обратную связь. Интеракционная ориентация направлена на анализ особенностей межличностного взаимодействия в группе и ситуаций, возникающих в ходе группового процесса. Биографическая ориентация представляет собой обсуждение истории жизни пациента, отдельных эпизодов и событий его биографии, его проблем, конфликтов, отношений, установок, особенностей поведения на протяжении жизни. Тематическая ориентация концентрирует внимание группы на актуальных для большинства участников группы темах. Однако на практике в процессе одного сеанса, как правило, можно наблюдать неоднократное изменение ориентации групповой динамики. Основные содержательные моменты групповой дискуссии: • знакомство членов группы; • обсуждение ожиданий пациентов, их страхов и опасений, их переживаний в связи с началом работы группы и взаимодействия с другими ее участниками; • переживание и обсуждение группового напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями пациентов и групповой реальностью, поведением психотерапевта и тем, что происходит в группе; • нарастание сопротивления и агрессии в отношении психотерапевта, соотнесение этих переживаний с прошлым жизненным опытом, вскрытие истинных чувств к психотерапевту, их осознание, понимание их причин и переработка, создание групповых норм в отношении психотерапевта; • вскрытие проблем, связанных с самостоятельностью, ответственностью и активностью, отношения к авторитетам; • формирование адекватного отношения к болезни и лечению; • выработка психотерапевтических групповых норм и групповой культуры, принятие ее участниками группы; • доминирование интеракционной проблематики, анализ групповой динамики с выходом на проблематику отдельных пациентов — собственно «рабочая фаза» групповой психотерапии, в ходе которой решаются ее основные задачи, обсуждение результатов лечения, подведение итогов. Часть 2. Психодрама Психодрама - метод групповой психотерапии, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения эмоций, связанных со значимой проблематикой пациента. Психодрама как лечебный психотерапевтический метод была создана и разработана Я. Морено на основе опыта его театрального эксперимента, «спонтанного театра», изначальная цель которого не была связана с психотерапией и заключалась в развитии и реализации творческого потенциала человека, его творчества в «театре жизни». Я. Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, используя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работая над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, креативность, эмоциональная связь между участниками ситуации. Все это создает основу для переосмысления собственных проблем и конфликтов, выработки более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования, формирование нового, адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования. Классическая процедура психодрамы предполагает наличие следующих участников: протагонист, терапевт, помощники терапевта, зрители. Протагонист - это пациент, представляющий свои проблемы, терапевт - организатор ролевой игры, помогающий пациенту исследовать свои проблемы. Функции терапевтазаключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовки протагониста и всей группы к ролевой игре («разогрев»), выявлении проблем и переживаний пациента, комментировании, включении по ходу дела вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена, анализа и интепретации происходящего. Помощники терапевта - котерапевт и пациенты, исполняющие в психодраме вспомогательные роли и усиливающие функции терапевта. Эта категория участников также обозначается как«вспомогательные Я».«Вспомогательные Я» могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного Я. Выделяют несколько основных функций «вспомогательных Я»: сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла, помочь понять, как протагонист воспринимает отношения с другими персонажами действия; сделать видимыми неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; Зрители - это остальные члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения. Важно иметь в виду, что это обсуждение касается не только протагониста, но и всех участников группы, тех переживаний, мыслей, воспоминаний и ассоциаций, которые возникли у них по ходу действия относительно самих себя. Еще одним участником психодрамы является сцена - жизненное пространство, место, где разворачивается психодраматическое действие. Процесс психодрамы включает три основные фазы: 1)  инициальную или подготовительную (фаза «разогрева»), 2)  собственно психодраматическое действие; 3)   обсуждение (предоставление протагонисту обратной связи и эмоциональный обмен). В начальной фазе происходит выбор протагониста, получение информации о протагонисте и ситуации, предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протагонистом, подготовка протагониста и других участников, организация пространства и самого психодраматического действия. Вторая фаза - собственно разыгрывание ролевой ситуации. В ходе его пациент может осознать свои истинные чувства, отношения, установки проблемы и конфликты. Облегчить эти процессы также помогает целый ряд приемов - «зеркало», «двойники», «другие Я», монолог, диалог, «построение будущего», «проба реальности» и др. Третья фаза - фаза обсуждения - является завершающей. На этой фазе группа (и вспомогательные персонажи и зрители) предоставляет протагонисту обратную связь двух видов: ролевую и идентификационную. Ролевая обратная связь - это обратная связь «из роли». Ее предоставляют участники, которые играли вспомогательные роли, они говорят о своих переживаниях и состояниях, которые возникали в процессе психодрамы, то есть о том, что они чувствовали, будучи в роли значимых для протагониста людей. Такая ролевая обратная связь помогает протагонисту понять, что чувствуют окружающие его люди, как они воспринимают и как реагируют на его поведение, что им нравится, а что не нравится, что вызывает напряжение, раздражение, агрессию и другие эмоции, какие ответные действия им хотелось бы совершить. Идентификационная обратная связь предполагает, что в процессе наблюдения за психодраматическим действием участники группы, не принимавшие в нем непосредственно участия, не оставались пассивными наблюдателями, а активно переживали происходящее. Поэтому ведущий стимулирует участников группы зрителей говорить о своих впечатлениях, собственных переживаниях, ассоциациях, мыслях, воспоминаниях, которые возникали у них во время разыгрывания ролевой ситуации.            Психодрама чаще всего естественным образом входит в процесс групповой дискуссии, например, пациент на групповой дискуссии рассказывает о своих семейных конфликтах и связанных с этим собственных переживаниях и проблемах. Следует отметить, что истинная суть этих конфликтов, как правило, пациентом не осознается и является трудновербализуемой. В таком случае пациенту можно предложить разыграть эту ситуацию психодраматически, выбрав из участников группы вспомогательных персонажей, которые будут играть членов его семьи - участников конфликта. Иногда в процессе разыгрывания ролевой ситуации вскрываются новые аспекты, например, связь этого семейного конфликта с отношениями, которые были у пациента в его родительской семье. Тогда по ходу дела психодрама может быть перенесена в прошлое, то есть пациент сможет разыграть какую-либо вспомнившуюся ему в связи с этим ситуацию в своей родительской семье. Часть 3. Психогимнастика Психогимнастика - невербальный метод групповой психотерапии, в основе которого лежит использование двигательной экспрессии. • предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний и проблем с помощью движения, мимики, пантомимы. • позволяет пациентам проявлять себя и общаться без помощи слов. • включает три части: подготовительную, пантомимическую и заключительную, которые имеют относительно самостоятельные задачи и собственные методические приемы. Задачи: • уменьшение напряжения у участников группы, • снятие страхов и запретов, развитие внимания и чувствительности, • сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы, • развитие способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы, • понимать невербальное поведение других людей. Упражнения:  - передача ритма, движения или предмета по кругу и пр. Уменьшению напряженияу участников группы могут способствовать такие упражнения, как • подвижные игры, • двигательные импровизации. Для преодоления эмоциональной дистанции между участниками группы используются упражнения, предполагающие непосредственный физический контакт, парное взаимодействие, уменьшение пространственной дистанции, различные двигательные упражнения, выполняемые в круге: «встреча на мосту», «передача чувства по кругу», успокоить обиженного, войти в круг или выйти из него, обратить на себя внимание группы и пр. На развитие способности самовыражения на невербальном уровне и понимания невербального поведения других людей направлены такие упражнения, как «разговор через толстое стекло», различные модификации упражнения «зеркало», изображение тех или иных эмоциональных состояний, распознавание по невербальному поведению эмоционального состояния других людей и пр. Все перечисленные упражнения составляют подготовительную часть. Пантомимическая часть психогимнастики является наиболее важной  и занимает большую часть психогимнастического занятия. Пациентам предлагаются темы, которые они разыгрывают без помощи слов. Темы могут быть предложены и психотерапевтом, и самими участниками группы. Содержание тем для пантомимы не ограничено и может быть ориентировано как на проблемы отдельного пациента, так и на проблемы всех членов группы одновременно и группы в целом, то есть касаться межличностного взаимодействия в группе. Чаще всего в пантомимической части используются следующие задания: • разыгрывание ситуаций, связанных с какими-либо эмоциональными трудностями, характерными для многих людей (ситуации просьбы, обвинения, требования, ссоры, опоздания и т. д.), • темы, относящиеся к проблемам конкретных пациентов (какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я и моя семья, я среди людей, моя болезнь и пр.); • темы, отражающие общечеловеческие проблемы и конфликты, которые могут быть представлены в символическом виде (преодоление трудностей, «запретный плод», болезнь, здоровье, счастье, тревога и пр.), • темы, связанные с межличностным взаимодействием в группе (отношения с членами группы, групповой портрет или скульптура, воображаемые или даже фантастические ситуации, в которые попадает группа, и пр.). После выполнения каждого пантомимического задания группа обсуждает увиденное. Прежде всего, идет эмоциональный обмен,то есть рассказ о собственных переживаниях, возникших в процессе того, как пациенты выполняли задания или наблюдали за невербальным поведением других люден, обмен собственными ассоциациями, воспоминаниями, опытом; Заключительная часть психогимнастики должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в ходе пантомимы или последующего обсуждения, и сильных эмоций.  Часть 4. Проективный рисунок Проективный рисунок - получение дополнительной информации о проблемах отдельных пациентов или группы в целом. Этот метод способствует выявлению и осознанию трудновербализуемых проблем и переживаний пациентов. Занятие строится обычно следующим образом: каждый пациент получает лист бумаги, цветные карандаши и рисует на заданную тему. Для проективного рисунка качество не имеет существенного значения. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных проблем отдельных пациентов, так и общегрупповых проблем. Темы для рисунка обычно охватывают три основные сферы: 1) прошлое, настоящее и будущее пациентов (какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я среди людей, моя семья, моя работа, мое самое приятное или неприятное воспоминание и др.); 2) общие понятия, отражающие определенные ценности и явления (любовь, ненависть, болезнь, страх, здоровье, зависимость, ответственность и др.; 3) отношения в группе (я глазами группы, мое положение в группе, наша группа и пр.). Используются также свободные темы (каждый член группы рисует то, что он хочет) или совместное рисование (вся группа на одном большом листе бумаги рисует, например, портрет группы). На рисование обычно отводится 30 мин. После этого группа переходит к обсуждению рисунков каждого пациента Обсуждение проективного рисунка, как правило, начинается с высказываний членов группы о том, как им кажется, что хотел изобразить автор рисунка и какие чувства этот рисунок вызывает; • они также говорят о том, как понимают его замысел, то, что он хотел выразить. • затем автор рисунка говорит о собственном замысле и своем понимании. Особый интерес представляет расхождение в понимании и интерпретации членов группы и рисовавшего, которые могут быть обусловлены как наличием в рисунке элементов, смысл которых автором не осознается, так и проекциями проблем других участников группы. При интерпретации проективного рисунка обращается внимание на содержание рисунка, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в рисунках конкретного пациента специфические особенности. В проективном рисунке находят отражение непосредственное восприятие пациентом той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и невербализуемые. Например, пациент, который говорит, что он глава семьи и удовлетворен своим положением в семье, выполняя рисунок на тему «Моя семья», рисует яркие и крупные фигуры жены и детей в центре листа и самого себя, лежащего на кровати, при этом самого себя он рисует черным цветом и помещает свою крошечную фигурку в нижнем углу листа. В дальнейшем оказалось, что рисунок гораздо более точно отражает ситуацию и, что самое главное, истинные переживания пациента в связи со своим положением в семье. При совместном рисовании дискуссия дополняется обсуждением участия каждого члена группы в групповой деятельности, характера его вклада в общую работу и особенностей взаимодействия членов группы в процессе совместной деятельности. Проективный рисунок может проводиться в качестве отдельного занятия, но иногда оказывается полезным в начале групповой дискуссии. Музыкотерапия- это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной (пассивной). Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью собственного голоса или выбранных музыкальных инструментов. Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь, рецептивная музыкотерапия существует в трех формах: коммуникативной (совместное прослушивание музыкальных произведений, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия), реактивной (направленной на достижение катарсиса) и регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения). В групповой психотерапии музыкотерапия как один из методов применяется довольно широко. Чаще всего в лечебной практике используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Пациенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, фантазии (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивается, как правило, три произведения или более или менее законченных музыкальных отрывка (каждый по 10—15 мин). Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения. При групповой психотерапии используется и активный вариантмузыкотерапии. Для этого необходим набор простейших музыкальных инструментов или даже предметов, издающих звуки. Пациентам предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. Исполнение музыкальных произведений психотерапевтом или участниками группы (вместе или индивидуально) также имеет лечебный эффект, способствуя созданию доверительной теплой атмосферы. Соотношение методов групповой психотерапии. Каждый из описанных методов — групповая дискуссия, психодрама, психогимнастика, проективный рисунок и музыкотерапия — на практике используются и самостоятельно. Возможно использование названных  методов в рамках групповой психотерапии, в едином комплексе. В качестве основного метода выступает групповая дискуссия, а психодрама, психогимнастика, проективный рисунок и музыкотерапия — в качестве вспомогательных. Обычно примерно 70 % всего времени отводится на групповую дискуссию. Лекция 2. Основные этические принципы групповой психотерапии. Этические принципы групповой психотерапии Общие этические требования к групповому психотерапевту включают следующие обязательства: • иметь развитое чувство личной идентичности, знать свои психологические потребности, стиль поведения, их влияние на участников  и работу группы; • ясно понимать свои роль и функции в группе; • быть достаточно подготовленным к работе с группами определенного характера, то есть иметь профессиональную подготовку, соответствующую требованиям профессиональной квалификации; • знать и понимать теоретические принципы работы с группами; • знать систему своих ценностей, уважать право участников быть уникальными, самостоятельно мыслить; • ознакомить участников с целями группы и разъяснить их; • быть психологически и физически готовым к работе, чтобы встреча для участников группы была продуктивной; • не делать в группе того, к чему не готов; • обеспечить и уважать права участников, предотвратить любые формы давления на группу, пресекать попытки высмеивания, унижения, вытеснения из группы участников; • воздержаться от эксплуатации участников группы в целях удовлетворения своих психологических потребностей; • избегать «привязывания» группы к себе, манипулирования участниками, эротических и сексуальных связей с ними; • предупредить участников о возможном психологическом риске, связанном с применением отдельных методов; • соблюдать принцип конфиденциальности, обсудить с группой границы конфиденциальности; • принять на себя ответственность за более объективную оценку эффективности используемых методов.     Перед началом работы с психотерапевтической группойтерапевт должен информировать участников об их обязанностях, правах и условиях будущей работы.     Участники психотерапевтической группы получают информацию и должны знать: • цели группы, способы работы и основные правила; • образование и квалификацию психотерапевта; • возможность свободно выбрать участвовать или нет в предлагаемых терапевтом действиях группы, подчиняться или нет давлению группы; • в группе запрещено физическое и психическое насилие по отношению друг к другу; • о наблюдении за группой и помощью зеркала одностороннего видения, записи работы группы, участии наблюдателей, выполняемых в группе исследованиях.     Психотерапевт группы постоянно должен подчеркивать требование конфиденциальности. Если участники нарушают данное требование, это должно стать предметом обсуждения в группе. Запрещается делиться с кем-либо информацией о действиях других участников в группе или передавать раскрытые ими сведения о себе.     Требование конфиденциальности имеет границы в следующих ситуациях: • когда намерения или действия участника представляют опасность для него или для других людей; • когда существует угроза насилия по отношению к несовершеннолетним, • когда получено специальное письменное разрешение участника.     Условием эффективности психотерапевтической группы – свободное, добровольное самоопределение, согласие участвовать в работе группы, возможность покинуть ее. В психотерапевтических стационарах групповая психотерапия относится к основным методом помощи. В случае, если пациенты обязаны посещать занятия психотерапевтической группы, сохраняются их права: они имеет право выбирать, как использовать время встречи (молчать, какие вопросы обсуждать, какие вопросы не обсуждать, высказать чувства, говорить о страхах и сопротивлении и т.д.).
«Групповая психотерапия» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot