Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 8 - 9. Грамматический уровень работы по развитию речи Цель занятия: изучить задачи и содержание работы по совершенствованию грамматического строя речи младших школьников.
Основные понятия: грамматические нормы, производные слова, грамматическая форма, словосочетание, предложение, грамматическая ошибка, упражнения.
Вопрос 1. Задачи работы по совершенствованию грамматического строя речи учащихся.
Изучением грамматического строя речи занимаются разделы грамматики: словообразование, морфология и синтаксис. В курсе русского языка учащиеся начальной школы рассматривают комплекс теоретических вопросов, касающихся собственно языковой теории. Связанная с ними работа по РР решает следующие задачи:
1. Усвоение грамматических норм литературного языка:
А) Предупреждение словообразовательных ошибок;
Б) Предупреждение ошибок в образовании форм слов;
В) Предупреждение нарушения норм согласования и управления;
Г) Предупреждение ошибок в построении предложения.
2. Знакомство со стилистическими особенностями употребления некоторых грамматических форм.
3. Освоение выразительных возможностей использования грамматических средств языка.
4. Обогащение речи детей различными синтаксическими конструкциями.
5. Освоение коммуникативной обусловленности и выразительных возможностей порядка слов в предложении.
Вопрос 2. Работа над усвоением норм и выразительных возможностей употребления производных слов.
Работа по развитию речи, связанная с изучением темы «Состав слова», направлена на обогащение речи детей различными вариантами наименований, отличающимися по смыслу и стилистически, а также на предупреждение ошибок в образовании слов: пропуск морфемы (трудящие), добавление лишней морфемы (играться), неверный выбор морфемы (откуснуть), неудачный выбор словообразовательного синонима (Даль вытащил книжонку - вместо: Даль вытащил книжку).
Виды словообразовательных упражнений по РР
1. Анализ и группировка слов по особенностям значения морфем и их стилистической окрашенности. Пример: учащиеся образуют от глаголов греметь, волноваться, кипеть, ненавидеть, пилить, бежать производные слова с помощью приставок за-, воз-, вз-, по-, от-, пере- и определяют, какие приставки вносят оттенок значения «начало действия», какие – «конец действия», какие приставки сообщаю глаголу торжественную, высокую окраску.
2. Конструирование слов по заданному семантическому признаку. Пример: учащиеся образуют слово, которое указывает на признак предмета, напоминающего шоколад (по цвету), бархат (на ощупь), круг, зигзаг (по форме).
3. Составление словосочетаний и предложений со словообразовательными синонимами (широта – ширина, старик – старец) и антонимами (домик – домище, приклеить – отклеить).
4. Конструирование слов с выявлением ограничений в сочетаемости морфем. Пример: учащиеся определяют, с какими из данных приставок (в-, за-, под-, пере-, у-, на-) может быть употреблен глагол бежать в сочетании с существительным с предлогом «в комнату».
5. Нахождение слова, образованного неправильно (чистильщик, наблюдальщик, каменщик).
6. Анализ значения производного слова как компонента предложения, текста. Пример: учащиеся выясняют, почему в сказке «Лиса и тетерев» лиса называет тетерева тетеревочек, дружочек, а не тетерев, друг.
7. Конструирование производных слов с целью достижения лаконичности речи. Пример: учащиеся заменяют словосочетание (храбрый человек, богатый человек, грубый человек, сильный человек) одним словом.
8. Редактирование с целью исправления речевых недочетов. Пример: учащиеся выясняют, какие слова употреблены неуместно (Мы подошли к высокой сосенке. Ребята пускали в луже бумажные корабли) и заменяют их словообразовательными синонимами.
9. Редактирование текста с целью усиления выразительности. Пример: учащиеся заменяют в тексте подчеркнутые слова производными с уменьшительно-ласкательными суффиксами. В углу стоял игрушечный стол, который окружали четыре маленьких стула. На столе стоял блестящий самовар, возле него – малюсенький чайник, а вокруг – беленькие чашки. Миниатюрная ваза была наполнена сладостями.
Вопрос 3. Работа по РР в связи с изучением частей речи
В связи с изучением грамматических категорий имени существительного, имени прилагательного и глагола учащиеся сталкиваются с различными трудностями, вызванными языковыми лакунами, ограничениями в образовании грамматических форм, наличием вариантов и необходимостью выбора одного из них, существованием многочисленных исключений. Незнание грамматических норм часто приводит к речевым ошибкам в образовании и употреблении форм изучаемых частей речи.
Трудные случаи употребления имен существительных, вызывающие ошибки в речи младших школьников
1. Определение рода следующих групп имен существительных: заимствованных несклоняемых существительных (быстроногий кенгуру), существительных 2 и 3 склонения с основой на мягкий или шипящий согласный, в особенности – изменивших принадлежность к роду в процессе развития языка (рояль, шампунь) или неверно используемых в просторечии (тюль, мозоль), существительных, употребляемых преимущественно во мн. ч. (моя туфля).
2. Несоответствие грамматического рода и принадлежности к полу у некоторых имен существительных (врач, директор).
3. Ограничения на образование форм числа. У вещественных, собирательных и абстрактных существительных отсутствует форма мн. ч., у некоторых вещественных и конкретных существительных отсутствует форма ед. ч: (духи, качели).
4. Отсутствие форм словоизменения у некоторых заимствованных существительных (пианино, пальто).
5. Наличие вариантных форм мн. ч. у существительных м. р. (шторм – штормы, шторма).
6. Наличие вариантных окончаний для некоторых падежных форм существительных (у существительных м. р. мн. ч. род. пад. – встречаются окончания –ов, -ей и нулевое; у существительных м. р. ед. ч. предл. пад. – окончания –у и –е; у существительных м. р. ед. ч. род. п. – окончания –а и –у).
Ошибки в употреблении форм имен существительных
1. Неверное отнесение имени существительного к грамматическому роду (новая покрывала, рисовать гуашем).
2. Не соответствующее норме употребление существительных общего рода (он стал несчастным жертвой).
3. Ненормативное образование формы мн. ч. (крышу кроют железами).
4. Ненормативное образование формы ед. ч. (качель сломалась).
5. Изменение формы несклоняемых существительных (в пальте).
6. Ненормативное образование падежной формы (у меня на глазе).
7. Неверное образование формы им. пад. Мн. ч. (профессоры, тренера).
8. Употребление ненормативной (просторечной) формы мн. ч. род. пад. (сапогов, яблоков).
Трудные случаи употребления имен прилагательных, вызывающие ошибки в речи младших школьников
1) Наличие синтетической и аналитической форм степеней сравнения (моложе, более молодой; важнейший, самый важный), образование этих форм с помощью различных средств и необходимость выбора (в соответствии с литературной нормой) только одного средства – формообразующего суффикса -ее, -е, -айш-, -ейш- или слов более, самый).
2) Ограничения в образовании синтетической формы сравнительной степени (отсутствие формы сравнительной степени у всех относительных, притяжательных и у ряда качественных прилагательных – названий признаков, не способных проявляться в большей или меньшей степени(глухой, хромой), некоторых прилагательных со значением цвета (лиловый, фиолетовый), у слов с суффиксом -ат- (полосатый, крылатый), -л- (бывалый, впалый), -ов- (деловой, боевой), некоторых прилагательных с суффиксом -н- (ручной, лишний), названий масти животных и др.)
3) Ограничения в образовании краткой формы имен прилагательных (отсутствие краткой формы у всех относительных, притяжательных и некоторых качественных (вороной, оранжевый) прилагательных).
Ошибки в употреблении форм имен прилагательных
1. Употребление полной формы вместо краткой (девочка была виноватая).
2. Ненормативное образование форм сравнительной (первее, красивше) и превосходной (эта книга более интереснее) степени сравнения.
Трудности употребления местоимений связаны с воздействием на речь детей просторечия с типичными для него ненормативными формами притяжательных местоимений типа евонный, необходимостью добавления эпентетического н в начале местоимений его, ему, им, ей, ею, их, им, ими в косвенных падежах после предлогов, а также с использованием личных местоимений для устранения неоправданных повторов слов.
Ошибки в употреблении местоимений
1. Употребление косвенных падежных форм личных местоимений без «н» в начале слова в позиции после предлога (Подошла Маша. Саша спросил у ее).
2. Употребление просторечных и диалектных форм местоимений (ихний, чейный).
3. Несоотнесенность местоимений; двусмысленность (Вдруг Игорь увидел, что Мити впереди нет. Он догадался, что он провалился в овраг).
Трудности в употреблении форм глаголов
1. Образование форм разноспрягаемых глаголов хотеть, бежать, чтить.
2. Наличие изобилующих (махать, рыскать) и недостаточных (пылесосить, очутиться) глаголов.
3. Отсечение суффикса –ну- при образовании форм прошедшего времени у некоторых глаголов (мерзнуть, мокнуть).
4. Чередование в корне при образовании форм настоящего и простого будущего времени (сыпать – сыплю).
5. Наличие нескольких средств образования формы повелительного наклонения, из которых требуется выбрать нормативный (нулевая суффиксация, суффиксы -и-, -й-), в сочетании с изменениями в основе.
6. Изменение основы глагола при образовании форм времени (вставать – встаю).
7. Отсутствие формы настоящего времени у глаголов совершенного вида.
Ошибки в употреблении глаголов
1. Образование ненормативной основы настоящего времени (шептает, мериет, ездиет, жаждает), инфинитива (сосгребить).
2. Неверное чередование согласных в корне при образовании форм (увлекешься, жгем, не зависю).
3. Унификация основ инфинитива и прошедшего времени (ушибилась, ошибился, исчезнул).
4. Ненормативное образование личных форм глаголов смешанного спряжения («разноспрягаемых» глаголов хочут, чтят),
5. Ненормативное образование формы повелительного наклонения (закончь, приедь, ехай).
6. Употребление отсутствующих в языке форм (победю, пылесосю).
7. Ненормативное образование форм вида (доучать, ложить, отомщать).
8. Употребление глаголов настоящего времени на основе глаголов совершенного вида (нарисовывает).
Виды упражнений по предупреждению морфологических и стилистических ошибок и освоению выразительных возможностей при образовании грамматических форм
1. Выбор правильной формы из двух данных (сапог- сапогов, красивше – красивее).
2. Установление того, какие из данных слов имеют в русском языке указанную грамматическую форму, например форму множественного числа (железо, оружие, металл, пушка).
3. Образование указанной формы слова в тех случаях, где существуют варианты, один из которых является ненормативным, например образование формы прошедшего времени у глаголов замерзнуть, засохнуть, формы настоящего времени 3 лица ед. ч. у глаголов машет, стонет.
4. Приведение всех форм словоизменения – задание просклонять или проспрягать слова, вызывающие трудности (ездить, мерить).
5. Дополнение окончаний в трудных случаях образования форм падежа (например, в сочетаниях (на) шкаф…, (на) нос…, (о) шкаф…, (о) нос…) с указанием обращения к словарю.
6. Составление словосочетаний с именами существительными, определение рода которых вызывает у учащихся трудности, с указанием на необходимость найти информацию о грамматических признаках слова в словаре трудностей русского языка ((мясной) рагу, (строгий) жюри,(мощный) цунами), с именами прилагательными – так, чтобы слово называло признак, проявляющийся сильнее (Сегодня морс получился (сладкий), чем вчера).
7. Составление предложений с существительными, не изменяющимся по числам (мукá, деньги), существительными общего рода (плакса, соня), несклоняемыми существительными (метро, шоссе), существительными, представляющими трудные случаи образования форм числа (доктор, месяц) и падежа (помидоры, баклажаны, партизаны); с прилагательными в полной и краткой форме (дикий, дик, слабый, слаб), с прилагательными в форме сравнительной степени (они требуют часто употребления сопоставительного оборота с союзом чем).
8. Трансформация словосочетаний с существительными, определение рода которых вызывает трудности (записать в ед. ч. длинные щупальца, маленькие туфли).
9. Нахождение в представленных примерах грамматических ошибок (несоответствия морфологическим нормам) и морфолого-стилистических ошибок (неоправданного использования грамматических форм, имеющих стилистическую окраску).
10. Наблюдение за стилистическими особенностями употребления грамматических форм существительных (10 грамм – 10 граммов, договоры – договорá, теплее – более теплый, помогать – оказывать помощь, строить – осуществлять строительство), составление предложений с этими формами с учетом ситуации общения.
11. Наблюдения за выразительными возможностями использования грамматических форм в связной речи (например, в басне И. А. Крылова «Мартышка и очки» - использование глаголов в настоящем времени для рассказа о прошлом).
Вопрос 4. Работа над словосочетанием
Словосочетание – это семантико-синтаксическое единство, представленное по крайней мере двумя знаменательными частями речи, находящимися друг с другом в подчинительной связи, и обозначающее отношения между предметами, процессами и признаками и являющееся строительным материалом предложения. Не являются словосочетанием подлежащее и сказуемое, однородные члены предложения, фразеологизмы, аналитические грамматические формы (самый сильный, буду читать, пусть говорит); не являются компонентами словосочетаний обращения и вводные слова. Соединение слов в словосочетание, с одной стороны, совершается говорящим свободно (в речи редко используются готовые речевые клише), с другой же стороны это соединение должно подчиняться нормам согласования и управления.
Согласование – это такой тип связи слов, при котором грамматические значения зависимого слова повторяют грамматические значения главного слова (белый снег – и существительное, и прилагательное выражают грамматические значение ед.ч, им. пад, м. р.). В случаях, когда род имени существительного определить трудно, учащиеся допускают ошибки в согласовании (хороший пальто).
Управление – это тип связи слов, при котором главное слово требует употребления зависимого слова в определенной грамматической форме - (в форме определенного падежа, с определенным предлогом или без него (любоваться природой – в сочетании с этим глаголом может быть использована только форма тв. пад.). Ошибки в управлении, состоящие в неверном выборе падежа и / или предлога (все удивляются его силой; прийти со школы), вызваны недостаточным знакомством с традицией употребления каждого из используемых слов, влиянием на построение данного словосочетания другого выражения, где используются иные грамматические формы зависимого слова (восхищаться силой, прийти со смены). Второй типичный недочет, связанный с нарушением норм управления, – это отсутствие необходимого зависимого слова (я любуюсь – необходимо распространение словосочетания существительным или местоимением в тв. пад.).
Работа над словосочетанием в аспекте развития речи направлена усвоение детьми грамматических норм управления и согласования. При этом необходимо обращать внимание на трудные случаи и наиболее часто встречающиеся нарушения синтаксической нормы (бояться грозу, любоваться на закат, просить совет, одеть пальто, не доходя площади и др.) и приучать в случае затруднения обращаться к словарю трудностей русского языка.
Виды упражнений по предупреждению синтаксических ошибок в составлении словосочетаний и развитию богатства речи
1. Анализ значения и формы словосочетаний с установлением нормативного окончания имени существительного (в шкафу, на носу, в лесу, о лесе), часто встречающегося соответствия предлога глагольной приставке (слезть с дерева, вклеить в книгу, отплыть от берега).
2. Составление словосочетаний из данных слов с необходимостью употребить зависимое слово в правильной форме (желать (счастье), добежал до (дом), (летнее) днем, (крепкий) кофе).
3. Составление словосочетаний с необходимостью выбора предлога (беспокоиться (о, за) брат, предостеречь (об, от) опасность).
4. Составление словосочетаний по данному главному слову (удивляться …, восхищаться…, обращаться …, относиться …) и по данному зависимому слову (… о друге, … к подруге), при этом необходимо подобрать слово, подходящее по смыслу и по форме к данному.
5. Составление словосочетаний из данных в начальной форме слов, при этом необходимо определить, какое слово будет главным, какое – зависимым.
6. Составление словосочетаний заданного типа по образцу и без опоры на образец, например, составление словосочетаний по модели «существительное + прилагательное».
7. Распространение нераспространенного предложения по вопросам (птицы →какие? улетают →когда? куда? как?) - или с опорой на модель (птицы → вт. чл. улетают → вт. чл., вт. чл., вт. чл.).
8. Трансформация словосочетания с целью составления синонимичных конструкций (варенье из вишни – вишневое варенье).
9. Составление словосочетаний на заданную тему, например в качестве речевых заготовок для описания картины.
10. Редактирование ошибок в словосочетаниях (день рождение, не знает задание).
Вопрос 5. Работа над правильностью и богатством речи при изучении предложения.
Предложение – это коммуникативная единица синтаксиса, выражающая законченную мысль, построенная по одной из структурных схем, существующих в грамматическом строе языка, и обладающая интонацией законченности.
Младшие школьники, стремясь выразить в своих речевых произведениях все более сложные мысли, стремятся использовать сложные синтаксические конструкции (сложноподчиненные предложения с различными типами придаточных, предложения, осложненные однородными членами, обособленными оборотами, вводными словами и словосочетаниями). Усвоение синтаксического строя языка происходит на практическом уровне, так как соответствующую теорию дети будут изучать в средней школе.
Задачи работы над предложением:
1) научить строить предложения в соответствии с литературной нормой,
2) познакомить с разнообразными синтаксическими конструкциями и научить использовать их в речи,
3) способствовать увеличению размеров предложений в детской речи,
4) показать выразительные возможности порядка слов в предложении и практиковать их использование в речи,
5) познакомить с основами теории актуального членения предложения и научить ориентироваться при выборе порядка слов на коммуникативную преемственность предложений.
Ошибки и речевые недочеты в построении предложения
1. Нарушение координации между подлежащим и сказуемым (Пришла зима, началась долгие морозы).
2. Неумение определять границ предложения (Дворник когда подметал двор. Он сломал ростки тополя).
3. Местоименное удвоение подлежащего (Петя он был самый сильный).
4. Нарушение порядка слов в предложении (Узкая полоска только с берегом связывает остров).
4. Объединение в ряд однородных членов родовых и видовых понятий (На участке собирали яблоки, груши, фрукты и помидоры).
5. Несоблюдение грамматической «однородности» слов, включенных в ряд однородных членов предложения (Девушка была румяной, гладко причесана).
6. Искажение формы двойных союзов (Я люблю не только петь, а и танцевать).
7. Неверный выбор места союза (Сказки любят не только дети нашей страны, но и других стран).
8. Нарушение порядка слов, например, неправильное (дистантное) расположение определения (Капли дождя застучали крупные по крышам домов).
9. Нарушение порядка слов как следствие несоблюдения коммуникативной преемственности предложений (Под березой отдыхают девочка, женщина и пес Шарик. Рядом с девочкой лежит Шарик).
10. Неправильное употребление деепричастного оборота (Лежа на диване, тикали часы).
11. Неправильное построение предложения с причастным оборотом (Кольчуга — это сделанная рубашка из железных колец).
12. Смешение прямой и косвенной речи (Он сказал, что обязательно приду завтра).
13. Неверный выбор средств связи сложного предложения (Когда мы легли спать, и нам читали книгу).
14. Употребление глаголов, не соотнесенных по виду и / или времени (Когда ветер усиливался, кроны деревьев шумят).
15. Однообразие и недостаточная распространенность используемых предложений (В лесу расцвели подснежники. С юга прилетают птицы. На деревьях набухли почки).
Виды упражнений по предупреждению синтаксических ошибок
в составлении предложений и развитию богатства речи
I. Упражнения на основе образца
В ходе выполнения таких упражнений учащиеся знакомятся с разнообразными синтаксическими конструкциями, практически усваивают правила их построения, получают представление об их значении, самостоятельно создают такие же или подобные предложения.
1. Чтение образца. При выполнении этого упражнения отрабатывается правильная интонация – без введения терминов и правил (интонация законченности - понижение тона голоса в конце предложения и пауза после него, логическое ударение на вопросительном слове в вопросительном предложении, интонация перечисления при однородных членах предложения, интонация выделения - для слов автора при прямой речи, вводных слов, обособленных оборотов); определяется значение предложения (например, восклицательные предложения могут выражать различные чувства: радость, восхищение, негодование и др.), предложения могут заучиваться наизусть.
2. Построение предложения по вопросу учителя, в котором уже присутствуют многие слова ответного предложения (Какие птицы осенью улетают на юг? – Осенью улетают на юг перелетные птицы). Такие упражнения проводятся в 1 классе, непродолжительное время.
3. Составление предложений, аналогичных данному, но на другую тему. Образцы представляют собой неизученные синтаксические формы, которые детям нужно усвоить практически: для 1 класса - простые предложения с определениями, со сказуемым, выраженным существительным, с однородными членами; для 2 класса – предложения с обобщающими словами при однородных членах предложения, с союзами не только…, но и …, сложносочиненные предложения с противительными союзами а, но, предложения с приложениями; для 2 и 3 классов – сложноподчиненные предложения с придаточными определительными (с союзным словом который), изъяснительными (с союзами что, чтобы, как), придаточными условия, причины, цели, места, уступки (с союзами хотя, несмотря на то что).; для 3 и 4 классов – предложения с прямой речью, с обособленными оборотами. Пример: составление предложения, в котором говорится не об одном предмете, а о двух в 1 классе по образцу: «Уже прилетели из теплых стран ласточки и скворцы» - Уже расцвели одуванчики и лютики.
II. Конструктивные упражнения
При выполнении этих упражнений дети учатся самостоятельно строить предложения на основе теоретически и / или практически усвоенных закономерностей без опоры на образец.
1. Построение предложения из отдельных слов, при этом слова могут быть даны в нужной грамматической форме (класс, очень, наш, светлый, мы, любим, и, уютный) или только в начальной форме. Детям необходимо определить, какие слова будут подлежащим и сказуемым, расставить слова в определенном порядке, не нарушая правил порядка слов (обстоятельственный детерминант должен быть в начале предложения, согласованное определение – перед определяемым словом, обстоятельство образа действия – перед глаголом-сказуемым) и в случае с заданной начальной формой слов – изменить грамматическую форму для связи слов в предложении.
2. Выбор из двух предложений одного, составленного правильно (По дорожкам говорливые бегут ручейки. – По дорожкам бегут говорливые ручейки).
3. Деление текста, представленного как текст без точек и заглавных букв, на предложения.
4. Распространение данного простого предложения по вопросам (Расцвели яблони. – Где расцвели? - В саду расцвели яблони. – Когда расцвели? – В мае в саду расцвели яблони. – В каком саду? - В мае в школьном саду расцвели яблони. - Какие яблони? – В мае в школьном саду расцвели молодые яблони). Выполняя такие упражнения, дети учатся строить распространенные предложения, использовать выразительные средства, устанавливать связи между словами в предложении.
5. Сокращение распространенного предложения (Высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. – Высоко над землей водяные пары превращаются в льдинки). Выполняя такие упражнения, дети учатся, с одной стороны, выделять главное (это необходимо для создания сжатого изложения), с другой стороны – наблюдают за обеднением содержания при исключении тех или иных компонентов предложения, находят предел, за которым сокращение предложения нежелательно.
6. Соединение 2 – 3 простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами с целью освоить один из приемов сжатия текста и устранения смысловых повторов (Из теплых стран прилетели ласточки. И скворцы вернулись. – Из теплых стран прилетели ласточки и скворцы).
7. Составление сложных предложений разных типов по заданной первой части и предложенным вариантам средств связи частей предложения (Миша катался с горки, и …/ когда…/ хотя…/ которая…/ что…/ чтобы…).
8. Выражение одной и той же мысли в разных по синтаксической структуре предложениях (Она прикоснулась к тыкве волшебной палочкой, и пустая тыква сразу превратилась в прекрасную позолоченную карету. – Едва волшебная палочка коснулась тыквы, как вместо огородного плода появилась чудесная золотая карета. – Взмахнув палочкой, фея превратила желтую тыкву в золоченую карету).
9. Построение предложения по модели
10. Построение предложения заданного типа в связи с изучением грамматической теории – простого распространенного предложения, предложения с однородными членами и др.
11. Редактирование предложений, содержащих грамматические ошибки и речевые недочеты.
III. Творческие упражнения.
Без опоры на образец и без специальной конструктивной задачи учащиеся создают предложения, ориентируясь на усвоенные грамматические закономерности и языковое чутье.
1. Построение собственного предложения по вопросу, без заданности определенных слов, синтаксической конструкции. Обычно это вопросы, требующие размышления, установления причинно-следственных связей, понимания авторской идеи. Примеры: Почему стихотворение вызывает не только улыбку, но и грусть? Почему лисе удалось обмануть волка?
2. Составление предложения по 2 – 3 опорным словам.
3. Составление предложения по одному (новому, с особым оттенком значения) слову.
4. Составление предложения по заданному словосочетанию, фразеологизму, крылатому выражению.
5. Составление предложения по картине, на определенную тему, при этом может быть задан стиль речи. Пример задания: «Составьте такое предложение по картинке, чтобы было видно, что его автор – ученый».
Вопрос 6. Работа над выразительностью и коммуникативной целесообразностью при изучении предложения.
Особого внимания заслуживает изучение порядка слов в предложении.
Во-первых, необходимо познакомить учащихся с выразительными возможностями порядка слов. Для этого учащихся знакомя с прямым и обратным порядком слов.
В предложении с прямым порядком слов группа подлежащего (подлежащее с зависимыми словами) предшествует группе сказуемого, определение – перед определяемым словом, управляемое слово – после управляющего (Запасливый медведь еще с осени приготовил себе берлогу), такое предложение стилистически нейтрально.
В предложении с обратным порядком слов (инверсией) на первом месте стоит группа сказуемого (Еще с осени приготовил себе берлогу запасливый медведь), управляемое слово предшествует управляющему («К морю лишь подходит он…»), определение –после существительного («Тот уж когти распустил, клёв кровавый навострил…»), такие предложения выразительны, эмоционально окрашены. Для практического усвоения выразительных возможностей прямого и обратного порядка слов учащимся предлагаются следующие задания:
1) выбрать из представленных предложение с эмоциональным порядком слов (Солнечные лучи разбудили холодную землю. – Холодную землю разбудили солнечные лучи. – Разбудили холодную землю солнечные лучи; Дорога убегает вдаль. – Вдаль убегает дорога; Русские леса красивы. – Красивы русские леса!).
2) распространить предложение (Ребята вылепили снеговика) и изменить в нем порядок слов на обратный, выразительный: (Забавного снеговика вылепили дружные ребята),
3) самостоятельно построить предложение с нейтральным (прямым) или выразительным (обратным) порядком слов по определенному слову, на определенную тему.
Порядок слов в русском языке – не только средство создания выразительности, но и средство выражения актуального членения предложения. Тот или иной порядок слов в предложении обусловлен контекстом, включением предложения в ССЦ, а также коммуникативной задачей говорящего. В стилистически нейтральной монологической речи тема предшествует реме (Вырыв пещерку, Никита влез на нее, втащил скамейку. Такой чудесной скамейки (тема) нет ни у кого из мальчишек (рема)). С целью большего выделения нового, для выразительности порядок слов может быть изменен: новое (рема) выносится в начало предложения (Вырыв пещерку, Никита влез на нее, втащил скамейку. Ни у кого из мальчишек нет (рема) такой чудесной скамейки! (тема)
В связи с этим традиционные задания по конструированию изолированного предложения из разрозненных слов, не учитывающие коммуникативную природу предложения, признаются неэффективными. Необходимо включать предложение в контекст и учить детей коммуникативно обусловленному порядку слов.
Виды упражнений по конструированию предложения
как компонента ССЦ
1. Анализ актуального членения предложения (вычленения в нем данного (темы) и нового (ремы), не совпадающего с членением его на подлежащее и сказуемое (Утром по влажной от росы дорожке шла птица. Она шла (подлежащее и сказуемое совпадают с темой) неторопливо, изредка поглядывая на меня темным круглым, как бусинка глазом).
2. Заполнение пропуска в тексте за счет выбора предложения с таким порядком слов, который соответствует данной модели тема-рематического развертывания (Лодка причалила к берегу. (1) Галька устилала берег. 2) Берег был устлан галькой) Она была мокрая после дождя).
3. Восстановление начальных слов в предложении (темы) с учетом ремы предшествующего (Дворец Трех Толстяков стоял посреди огромного парка. …был окружен каналами. Над каналами висели железные мосты. … охранялись дворцовой стражей).
4. Определение места в тексте для пропущенного предложения с учетом порядка слов (Дворец Трех Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружен глубокими каналами. Мосты охранялись дворцовой стражей - гвардейцами в черных клеенчатых шляпах с желтыми перьями. – Над каналами висели черные железные мосты).
5. Редактирование порядка слов в предложениях текста, в котором нарушены правила тема-рематического развертывания (Летом я отдыхал у бабушки в деревне. На берегу реки стоит деревня).
6. Конструирование предложения из разрозненных слов с соблюдением коммуникативной преемственности предложений. Пример задания : Из слов над, висеть, мосты, каналами, железные составить предложения, чтобы они служили продолжением предложений: 1) Парк был окружен каналами. 2) Дворцовая стража охраняла парк и мосты. – 1) Над каналами висели железные мосты. 2) Железные мосты висели над каналами.
7. Составление текста по опорным словам , задающим модель ССЦ: (1) Ростом Фенька будет поменьше самого маленького мальчика с пальчик. Ножки у нее… . Нос … . Губы какие-то … . А волосы … .; 2) На лугу … тёлочка. Она … . Бутылочку … . Деочку звали … . Тёлочке имени не дали, потому что … . )
8. Дополнение авторского текста самостоятельно составленным предложением с учетом тема-рематического развертывания.
9. Изменение порядка слов (взаиморасположения темы и ремы) с целью придания предложению экспресии. Пример задания: восстановить авторский порядок слов в подчеркнутом предложении (из повести Л. Н. Толстого «Детство Никиты»), придав высказыванию эмоциональную окраску: Человек с рыжей бородкой – Никитин учитель Аркадий Иванович. Этот Аркадий Иванович был удивительно расторопный и хитрый человек).
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите задачи работы по развитию речи в области совершенствования грамматического строя речи учащихся.
2. Каковы задачи работы по развитию речи в связи с изучением словообразования?
3. Какие словообразовательные ошибки типичны для младших школьников?
4. Какие виды словообразовательных упражнений используются в работе по развитию речи учащихся?
5. Чем вызваны трудности и ошибки учащихся при усвоении норм формообразования?
6. Перечислите основные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при образовании форм и использовании в речи имен существительных.
7. Каковы типичные ошибки младших школьников в употреблении имен существительных?
8. Перечислите основные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при образовании форм и использовании в речи имен прилагательных.
9. Каковы типичные ошибки младших школьников в употреблении имен прилагательных?
10. Перечислите основные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при образовании форм и использовании в речи местоимений.
11. Каковы типичные ошибки младших школьников в употреблении местоимений?
12. Перечислите основные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при образовании форм и использовании в речи глаголов.
13. Каковы типичные ошибки младших школьников в употреблении глаголов?
14. Какие виды упражнений по предупреждению морфологических и стилистических ошибок и освоению выразительных возможностей при образовании грамматических форм используются в начальной школе?
15. Каковы типичные ошибки младших школьников в построении словосочетаний?
16. Какие виды упражнений по предупреждению синтаксических ошибок в составлении словосочетаний и развитию богатства речи используются в начальной школе?
17. В чем состоят задачи работы по развитию речи в связи с изучением словосочетания и предложения?
18. Какие ошибки и речевые недочеты в построении предложения типичны для младших щкольников?
19. Какие типы виды упражнений по предупреждению синтаксических ошибок в составлении предложений и развитию богатства речи используются в начальной школе?
20. Раскройте содержание и виды работы над выразительностью и коммуникативной целесообразностью при изучении предложения.