Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Градографика: визуальные коммуникации в городе

  • 👀 1171 просмотр
  • 📌 1143 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Градографика: визуальные коммуникации в городе» pdf
Градографика: визуальные коммуникации в городе Рассмотрим на примере выставки в г. СПб Как сделать процесс взаимодействия с городом проще и эффективнее? Современный город перенасыщен информацией, которая часто не учитывает особенности зрительного восприятия человека: она быстро утомляет, является агрессивной либо неудобной. Визуальная среда большинства российских городов отличается невниманием к деталям и отсутствием системного подхода. Необходимы особые формы подачи информации, которые бы облегчили людям ее восприятие и сделали бы удобной коммуникацию с городом. Информационный дизайн в общественных пространствах — совокупность средств, используемых для того, чтобы сделать повседневную жизнь городов более комфортной. Формируя и упорядочивая информацию, он делает ее емкой, многосоставной, всем понятной и в то же время привлекательной. На выставке можно увидеть примеры городской навигации, карты, любопытные подробности городского устройства, истории из жизни Петербурга и Москвы. Все экспонаты объединяют интерес к городу, большое количество деталей, соответствие графики контексту. Перед вами результаты долгой исследовательской работы дизайнеров и приглашение к дискуссии. Такие проекты позволяют шире взглянуть на возможности развития и улучшения современной визуальной городской среды, способствуют повышению интереса людей к городской истории и объектам. На выставке представлены:  Серия работ «Анатомия Петербурга» журналистов-инфографов Ольги Приваловой и Федора Шумилова, которая несколько лет публикуется в журнале «Город-812». Проект включает в себя инфографические истории о Петербурге, факты и явления, отличающие его от других городов. Проект получил третье место на престижном международном конкурсе инфографикиMalofiejInfographicsAwards.  Примеры коммуникативного дизайна, который работает с городом, является важной составляющей его имиджа и помогает ориентироваться в пространстве. В этой части представлены проекты выпускников кафедры «Коммуникативный дизайн» СПГХПА им. А.Л. Штиглица: инфографика для музеев, системы навигации, оформление креативных пространств. В настоящее время кафедра прекратила свое независимое существование, став одним из направлений кафедры графического дизайна. На наш взгляд, такой слияние нелогично: дизайн коммуникаций предполагает системный подход и более шриокий инструментарий, чем графический дизайн. Соответственно, навыки специалистов этих двух областей тоже различаются. Хорошие студенческие проекты на городскую тематику могут украсить наш город. Мы надеемся, что публичная демонстрация таких работ станет традицией.  Дизайн и картография. Как сделать карты красивыми и информативными? Над этим работают картографы, дизайнеры, 3D-иллюстраторы. На выставке представлены интерактивные карты, разработанные 2ГИС — одной из ведущих в России компаний, занимающихся городской навигацией. Надетальных 3D-картах 2ГИС показаны не только виртуальные модели достопримечательностей, но и дома, внутриквартальные проезды, киоски и даже заборы. 2ГИС помогает пользователям с легкостью ориентироваться в городе и быстро находить нужную информацию. Также можно посмотреть серию видеороликов о необычных названиях улиц и других особенностях городов России, подготовленных на основе карт 2ГИС.  Примеры городской навигации. В этом разделе представлены проекты навигационных систем Петербурга и Павловского парка, а также транспортные карты и схемы, выполненные студентами и дизайнерами из журнала Инфографика.  Инфографика, описывающая городские проблемы Петербурга и Москвы, основанная на конкретных исследовательских данных. Здесь дизайнер выступает как исследователь проблемы и в процессе работы над проектом формирует графическую подачу выбранной информации, расставляет акценты. Представлены работы студентов СПбГХПА, иллюстрации для выставки городских проектов «Города для людей» Ильи Варламова и Максима Каца в Москве. Современный город перенасыщен информацией, которая часто не учитывает особенности зрительного восприятия человека: она быстро утомляет, является агрессивной либо неудобной. Визуальная среда большинства российских городов отличается невниманием к деталям и отсутствием системного подхода. Необходимы особые формы подачи информации, которые бы облегчили людям ее восприятие и сделали бы удобной коммуникацию с городом. Информационный дизайн в общественных пространствах — совокупность средств, используемых для создания более комфортной повседневной жизни в городах. Формируя и упорядочивая информацию, он делает ее емкой, многосоставной, понятной, и в то же время привлекательной. Дизайн является важной частью визуальных коммуникаций в городе, о городе и для города. На выставке представлены результаты долгой исследовательской работы дизайнеров — примеры городской навигации, карты, любопытные подробности городского устройства, истории из жизни Петербурга и Москвы. Все экспонаты объединяет интерес к городу, внимание к деталям и соответствие графики контексту. Такие проекты позволяют шире взглянуть на возможности развития и улучшения современной визуальной городской среды, способствуют повышению интереса людей к истории города и объектам. В рамках выставки организована междисциплинарная лекционная тематическая программа, а также показан театральный спектакль «Свои» (лаборатория SERiBRO, «Легкие Люди»), который основан на интервью с жителями города и приезжими, и рассказывает о своем восприятии Петербурга. посмотреть на сайте http://www.slideshare.net/shishki/visual-communicationsmakeit презентации Визуальные коммуникации 2 части Визуальные коммуникации в городской среде для пожилых и инвалидов Знаки визуальной коммуникации должны позволять людям легко ориентироваться в пространстве, определять местонахождение учреждений обслуживания, обозначать входы в здание, его функциональное назначение, информировать об услугах и способствовать выбору кратчайших путей для передвижения. Общие требования к знакам коммуникации: • знаки должны быть разборчивыми и легко воспринимаемыми; • знаки должны представлять систему с общим характером рисунка и соблюдением иерархии; • для лиц с плохим зрением могут быть использованы знаки с выпуклыми буквами, размещаемые на высоте 1,5 м над уровнем замощения, чтобы их можно было потрогать рукой ( • висящие знаки должны находится на высоте 2—2,1 м от поверхности земли для обеспечения безопасности; • буквы должны быть простыми по начертанию, без усложняющих элементов; расстановка букв должна быть близкой к расположению их в печатных материалах; • лучше всего читаются белые буквы и знаки на темно-синем или черном фоне, не дающем блеска; • знаки для того, чтобы быть легко различимыми вечером, должны быть оборудованы светильниками. Спортивные площадки также должны предусматривать необходимое для этой возрастной группы оборудование — такие простейшие снаряды как «шведские» стенки, брусья, поручни, перекладины, лестницы. В организации мест отдыха необходимо использовать ландшафтные элементы (деревья, вьющиеся растения, водные устройства, приемы геопластики). Надписи и знаки должны быть расположены там, где их можно легко прочитать, но вне пешеходных путей, чтобы обеспечить безопасность движения. Визуальные коммуникации – системы визуально-графических знаков и решений, вычлененная из других составляющих часть её зрительных воздействий (информационных устройств, графических символах и пр.), призванная решать задачи обеспечения ориентации, утоления информационного голода, регулирования поведения человека в конкретных предметно-пространственных ситуация. Визуальная коммуникация оперирует двухмерными изображениями — плакатами, видеорядом, знаками, графикой . Цель визуальной коммуникации состоит как в поддержании текстового сообщения , так и в самостоятельном влиянии, ориентации в городской среде. Коммуникационные дизайнеры ищут способ привлечь аудиторию, вызвать эмоциональную реакцию и передать необходимую информацию, чтобы мотивировать людей откликнуться на сообщения. Все это может служить цели повышения продаж, увеличения узнаваемости бренда, вывода нового продукта на рынок и другим маркетинговым целям в разных сочетаниях Рис. Рис. 28 Навигационное меню ЛенсВаймэн : ориентация в современном крупном городе с большой территорией, насыщенной различной информацией, практически вышла изпод контроля, то есть горожане часто не в состоянии идентифицировать место своего пребывания в городе и испытывают затруднения в выборе конкретных путей передвижения; существующие архитектурно дизайнерские исследования пространственной ориентации в современной городской среде не дают качественных рекомендаций по проектированию в условиях конкретных средовых ситуаций в городской среде; вопросы ориентации в пространстве города рассматриваются наукой эпизодически и по частям, и до сих пор не стали предметом комплексного теоретического исследования. В настоящее время появились новые «навигационные» средства и системы, не встроенные непосредственно в среду, требующие отдельного архитектурно-дизайнерского осмысления. Визуальные коммуникации в городской среде представлены как система визуально-графических знаков и решений, вычлененная из других составляющих среды, часть ее зрительных воздействий (информационных устройств, графических символов и пр.), призванная решать задачи обеспечения ориентации, утоления информационного голода, регулирования поведения человека в конкретных предметно-пространственных ситуация[2].Традиционно тему ориентации в городе привязывают к целям передвижения горожан (туризм, покупки, проживание), а суть проблемы в другом: меняется городская среда, и ее «потребители», что создает предпосылки появления новых форм восприятия и осмысления пространства города и взаимодействия с ним, соответственно происходит формирование предметно-пространственных средств для оформления этого процесса . Современный крупный город, - сложен и неочевиден как ориентационная система, его структуру нельзя осознать на уровне простого восприятия; он содержит одновременно много форм информации, использующих самые разнообразные «носители» (от простых знаков и надписей до мультимедийных устройств). В нем нет единого центра управления информацией, засоряющей городскую среду, нет правил такого управления («теории ориентации в городском пространстве»), она просто не существует. Все эти положения относятся к сфере дизайна - средового, графического и информационного, что сдвигает содержание проблемы из области градостроительства и архитектуры в сторону средового дизайна, оборудования и пространственных систем, в том числе и информационных[4]. Ряд факторов этой проблемы описаны в научных трудах известных теоретиков градостроительного искусства – объективные (привязанные к восприятию городской среды) и субъективные (включающие эмоционально-образную оценку среды). Архитектор К.Линч рассматривает вопросы ориентации в рамках исследования восприятия ориентиров как составных частей образа города. Круликовский Д.Т связывает обозначенную проблему с психологией восприятия архитектуры. Включает потребность ориентации в городе в систему ценностных характеристик архитектор - дизайнер Шимко В.Т. Упоминает вопросы ориентации в среде как часть методики архитектурнодизайнерского проектирования: Горбачев В.Н., Вергунов А. П. и др. Ефимов А. В. и другие исследователи, упоминают проблему ориентации в современном городе в рамках световой и цветовой композиции . Но общего описания проблемы пространственной ориентации в современном крупном городе эти отдельные работы не дают. Ориентацию в городе психологи связывают не только с пространственной локализацией, но и с выбором линий поведения человека в среде. Это психофизиологический процесс, взаимодействующий с другими формами психики (эмоция, внимание, восприятие, осмысление, запоминание, логические операции). Многогранность явления «пространственная ориентация» предполагает пересечение с множеством существующих исследований в самых различных областях науки. Это объективные – «врожденные» факторы ориентации и субъективные – «внешние» факторы ориентации. Ключевым моментом в современных исследованиях по проблеме ориентации в городском пространстве является вопрос о «первопричинах» получения человеком информации о его окружении, то есть – об эффективности ее применения для ориентации. В этом свете представлены работы Э. ДюПлесси, А. Дамазио, К.Н. Леду, которые отмечают серьезный сдвиг в современном понимании неврологами того, как человек сосредотачивает внимание в процессе своей ориентации. Эмоции отбирают для запоминанияпрежде всего то, на что обращает внимание. При этом все эмоции могут быть сведены к двум основополагающим: «положительная» (удовольствие или предрасположенность к чему-либо) и «отрицательная» (страх или предрасположенность против чего-либо). Инстинктивно человек стремится к положительным эмоциям и старается избегать отрицательных. В русле этой парадигмы выстраивается понятие «хороших» и «плохих» форм в городской среде. «Хорошая» пространственная композиция соответствует ясности восприятия, а «плохая» воспринимается как проходное, неблагоприятное пространство. Человек «умеет» запоминать структуру и абстрактную схему взаимного расположения элементов осваиваемого пространства, и на ее основе выбирать направление движения. Изучением этой способности занимается «когнитивная психология». Представление об окружающей среде в таком случае создает «когнитивную карту» – пригодную для проектирования модель существующей реальности. Архитектурно-дизайнерская методика проектирования пространства смещает свой интерес к конкретной городской среде и ее свойствам, имеющим отношение к жизненным процессам и потребностям горожанина. Теоретик архитектуры и градостроительства К.Линч отмечает категорию «очевидность и читаемость» городской среды, как ключевое визуальное качество формирования города, где важна легкость распознавания частей (районы, ориентиры, пути) и др. Все множество абстрактных потенциальных частей пространства он сводит к пяти элементам образа города: путь, ориентир, граница, узел, район. Ориентиры (здание, знак, фасад, витрина, и т.п.) делятся на три группы: «дистанционные», воспринимаемые под разными углами обзора и с различных расстояний, «локальные», видимые только в ограниченных пределах с определенных точек зрения, и «серии ориентиров», в которых несколько элементов связаны логически и композиционно. Архитектор М.Фредерик вводит в практику проектирования понятие «магнита» городской среды (объекта или их группы, притягивающих к себе большое количество людей), фактически формирующего все «пространственные ориентиры». А архитектор Беляева Е.Л., анализируя особенности восприятия городской среды и ее композиции, вводит понятие «статичного кадра» видовой картины, воспринимаемой с заданной точки, и «маршрутов» - заданных композиционных направлений, движение по которым соответствует некому сценарию видовых кадров. Архитектор - дизайнер городской среды диктует условия наблюдения объекта или их группы, планируя пути подхода к ним. Видимая зона может подразделятся на три уровня: «партерная зона» (уровень первого этажа); «зона среднего горизонта» (от 2-го до 5-го этажа); «зона высокого горизонта» (выше пятого этажа). Архитектор Х. Херинг указал еще в 1925 году, что у коммерческих зданий больше нет архитектурного фасада, который просто стал освещенной панелью – местом для рекламного знака, шрифта и т.д., то есть архитектурный «знак» замещается его дизайнерским эквивалентом. Архитектор А.В. Иконников указывает на изменение современной городской средовой ситуации, когда визуальная информация, позволяющая ориентироваться в пространстве и различать назначение построек, не связывается больше с пространственными формами окружающей среды. А исследователь городской среды А.Я. Костенко, рассматривая средства информации в архитектуре, отмечает их возрастающую активность в городе, а в ряде случаев и противопоставление их традиционной архитектуре. Выход видится в создании специального графического стиля города, который должен учитывать композиционно-пространственное решение систем отображения информации, характер шрифтов, цвет, их место и размер. Чрезвычайную важность новых технических устройств, в частности систем искусственного освещения, в эмоциональности восприятия города обозначает в свих работах архитектор Щепетков Н.И. Выводы о содержании процесса ориентации в современном крупном городе сводятся к следующему: ведущий фактор ориентации в городе - эмоциональная значимость (выразительность, зрительная активность). Она является критерием составления ориентационных моделей городской среды. Особенности формирования ориентационных схем городского пространства зависят от восприятия его доминирующих компонентов, то есть фактически воспроизводят законы построения предметно-пространственных композиций в средовых объектах и системах. Эти положения говорят о необходимости совместного рассмотрения категории «композиция» и «ориентация» на разных примерах пространственной организации городской среды. Эмоционально-знаковая ориентация в городе является традиционной для архитектурного творчества и основана на эмоционально-образном восприятии элементов и форм городского пространства. Эмоция выделяет в среде объект внимания, который запоминается как «знак» (ориентир, цель движения). Проблема ориентации в данном случае сводится к поиску системы отсчета, которая должна оставаться неподвижной и неизменной (ряд эмоционально активных объектов городской среды, не обладающих достаточным постоянством свойств - транспортные средства, временное оборудование, случайная реклама – не могут стать основой ориентационной структуры). Из традиционных «неподвижных» составляющих городской среды (архитектура, ландшафт, оборудование, графика), привлекают внимание горожанина серии знаков, которые появляются в зоне видимости во время передвижения. При восприятии конкретной городской среды эта картина постоянно меняется, составляя в памяти определенную последовательность ориентиров, которая и складывается в некую пространственную структуру ориентации. Из этой структуры, в свою очередь, можно выделить линейные, точечные и узловые композиции. Оптимальный « ориентационный знак» опирается на два подхода к формированию активного образа: использование узнаваемых, универсальных приемов, направленных на привычные модели поведения горожанина и быструю ориентацию в ситуации (стандартизация, традиция, унификация); и одновременно применение нестандартных решений, которые привлекают внимание своей необычностью, оригинальностью и направлены на создание уникальных впечатлений от конкретной средовой ситуации . Практические исследования городских пространств ряда больших и средних городов России и зарубежья показывают совмещение основных структурных элементов композиции (доминанты, акценты, фон, оси) с эмоционально-знаковой системой[3]. Главный ориентир системы почти всегда совпадал с доминантой, а акценты – соответственно с сериями ориентиров. Оси, отражающие «идею» композиции, совпадали с группами ориентиров вдоль основных пространственных направлений - транспортных путей и зрительных видовых коридоров. Можно сделать вывод , что исследование ориентационных характеристик пространства практически совпадает с выявлением композиционной роли эмоционально активных элементов городского пространства в данном фрагменте среды(доминанты, акценты и т. п.). Частый случай средовой ситуации – небольшое, защищенное от городской суеты «коллективное» открытое пространство, образованное группой домов, участок жилой среды. В малых пространствах закономерности ориентации практически повторяют принципы их композиционной организации. Ведущими элементами « ориентационной схемы» становятся визуально активные элементы (доминанты и акценты композиции, которые привлекают внимание жителей домов и указывают им направление передвижения). Это пешеходные связи , коридоры обозрения, где создаются оптимальные условия движения и восприятия ориентиров. В этом случае главная задача проектирования схемы ориентации – получить четкую композицию связей «ориентиров» и «путей» движения к ним. Система кварталов и дворов это ограниченное схожими боковыми сторонами пространство, которое имеет направление, свое начало и конец. Здесь ориентация сводится к узнаванию последовательности относительно однозначных элементов (зданий, форм благоустройства или озеленения), раскрывающихся во время движения вдоль доминирующей «композиционной оси», и к выделению среди этих элементов местных акцентов - объектов, привлекающих внимание жителей. Некоторые выводы из перечисленного представляют следующее: в городских пространствах системы ориентации это набор « ориентационных знаков» и «осей ориентации (дорога, пересчет ориентиров); эмоциональные элементы формируются только визуальными средствами (архитектура, дизайн, природа, вербальные знаки, свет). «Внеархитектурные» системы ориентации сложились относительно недавно и образуют совершенно самостоятельный язык, который обращается к условному описанию объекта восприятия, рассказывает не об эстетическом содержании объекта, а о его назначении и прагматических характеристиках и не привязан своими формами и носителями к конкретному месту в городской среде. Условный язык любых систем ориентации составляют приемы визуализации сигналов и сообщений (условные знаки, пиктограммы, цветовая информация, калибровка приборов и т.д.), которые составляют предмет работы графического дизайнера городской среды, графического дизайна. И именно эта сторона «внеархитектурных» систем ориентации является связующим звеном между ними и «эмоционально-знаковыми» (архитектурно-пространственными) принципами систем ориентации в городской среде. Следовательно, задачи совмещения «архитектурной» и «вербальной» систем ориентации в городе предполагают изучение возможностей встраивания «вербальных» носителей в визуальную структуру «местных» (зона различимости графических символов – в пределах прямой видимости и т.п.) и «линейных» (где соответствующие знаки и указатели образуют цепь с определенными расстояниями и т.п.) компонентов пространства города. Другим современным средством формирования ориентационной среды города является виртуально-мультимедийная (приборная) система ориентации. Главными компонентами этой системы являются два типа приборов: - переносной персональный вариант – «личный» навигатор пользователя, стационарные «общественные» экраны и информационные знаки, указывающие пользователям состояние среды (загрузка магистралей, расписание движения транспорта, погода в разных районах города и т.д.). В настоящее время главной системой пространственной ориентации в современном крупном городе является эмоциональнознаковая система ориентации. Ее появление связано с развитием у человека процесса мышления и осмысления полученной информации (законов группировки и приемов упрощения при ее обработке). Развитие символьной системы ориентации связано с развитием культуры, с появлением новых средств общения (письменность) и специальных форм «визуального» языка (реклама, вывески, указатели и т.д.). Новые средства массовой коммуникации подтолкнули к переходу на новые средства решения проблем ориентации – через виртуальную основу. Главный вывод из перечисленных определений: – резкое расширение визуальных средств создания ориентационного климата городской среды; он должен формироваться за счет новых приемов и форм синтеза слагаемых городской среды: архитектуры зданий, дизайна предметного наполнения пространства, природных компонентов, виртуальных и вербальных технологий. Решение проблем ориентации в современном крупном городе – является задачей комплексной, архитектурнодизайнерской. Таблица 1.2 Таблица 2 – Виды и типы элементов визуальных коммуникаций в городской среде Виды Типы Изображение Информационные стенды Настенные информационные стенды Стенды напольные Информационные стенды с дверцами Эксклюзивные информационные стенды Уличные информационные стенды Уличные стенды для управ районов и муниципалитетов Информационный щит на строительной площадке Доска почета Системы визуальной навигации Визуальная навигация в бизнес-центрах Система модульныхинформ ационных указателей прозрачная защитная вставка бумажный вкладыш непрозрачная вставка Присоска Демонстрационные стенды Демонстрационные стенды для размещения и демонстрации продукции в местах продаж Таблички и указатели Офисные таблички Фасадные таблички Оформление мест продаж Напольная графика Оформление витрин Розничные магазины Вывески и оформление фасада крышные установки объемные буквы световые и несветовые световые короба неоновые вывески панель-кронштейн баннерные панно отдельно стоящие рекламные конструкции (пилоны, стелы) Мобильные стенды Строительная компания Мобильные промостойки сборно-разборный алюминиевый каркас Тросовые системы Mega 3000 PRO INFO® Транспортная графика Эффективная реклама на машине Бренд Маркировка спец транспорта Полная оклейка автомобилей Оклейка автомобилей поливиниловой пленкой Наклейки Наклейки на машину Напольные наклейки Информационная система Визуальная составляющая среды обитания является одним из приоритетных объектов дизайнерского творчества. Такое положение обусловлено тем, что большинство всей информации (сведений, знаний) в процессе жизнедеятельности человек получает благодаря зрительному анализатору (глазам в сочетании с соответствующими участками головного мозга). Теоретическая концепция, которую характеризовали как визуально-коммуникационную, формировалась на базе семиотики (наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем) и теории информации с учетом социально-технического контекста. Графический дизайн «превращает информацию в визуальные сигналы, которые должны быть интерпретированы однозначно»; «в структуру визуальной коммуникации входит: источник текста, который задает невизуализированное содержание, визуальный коммуникатор, визуальный текст, канал связи, приемник текста»; «складывается новый тип профессионала – дизайнер-график, который становится визуальным коммуникатором» [1]. Эта концепция графического дизайна, лежащая в русле концепции функционализма, остается привлекательной сегодня, особенно с методологических позиций, при условии понимания необходимости усиления художественного начала, учета порой противоречивых, но важных стилевых тенденций и модных течений. Объекты творческого внимания дизайн-графиков многочисленны и многоплановы. Рассматривая визуальную составляющую рукотворной среды обитания, можно выделить в ней несколько условных слоев. Первый слой, с которым имеют контакты практически все, образуют средства и системы визуальных коммуникаций в городских, сельских и прочих пространствах, на транспорте и т. д. Сюда входят вывески, рекламные установки, витрины магазинов, таблицы с наименованиями улиц и номерами домов, указатели маршрутов транспорта, знаки дорожного движения и пр. Второй слой – средства визуальных коммуникаций в пространствах зданий, интерьерах: указатели, пиктограммы, таблички, рекламные объявления, плакаты и другие средства информации. Третий, наиболее специфический, связан с эксплуатацией оборудования и оснащения производственного, офисного, бытового и прочего назначения. Человек, эксплуатирующий это оборудование, или, пользуясь терминологией эргономики, человек-оператор с помощью средств отображения (индикаторов различных типов и видов) получает сведения (данные), характеризующие параметры объектов управления, ход технологических процессов и т. д. непосредственно на рабочем месте или от переносных, передвижных изделий во время функциональных процессов, работы с ними. При проектировании элементов третьего слоя, прежде всего для случаев производственных интерьеров, организации рабочих мест, диспетчерских служб и эксплуатации другого технически сложного оборудования, основными становятся проблемы скорости и эффективности (безошибочности) восприятия визуальной информации. Разработка элементов второго слоя, в частности пиктограмм, указателей, табличек и пр. для производственных и общественных интерьеров (медицинские учреждения, вокзалы, автостанции, аэропорты) также требует в первую очередь выявления и учета оптимального образного стереотипа визуального восприятия, характерного для возможно большего процента персонала и обслуживаемого контингента населения. На основе анализа ситуации и с учетом проведенных предпроектных исследований формируется образное решение с применением единого графического стиля. В связи с этим в современном дизайне появилось новое понятие . как информационный дизайн. Информационный дизайн — отрасль дизайна, практика художественно-технического оформления и представления различнойинформациисучётомэргономики, функциональных возможностей, психологических критериев восприятия информации человеком,эстетикивизуальных форм представления информации и некоторых других факторов[2]. Традиционные и новые принципы дизайнаприменяются к процессу преобразования данных в информацию, с помощью картинок, символов происходит передача идей, иллюстрация данных .ДиноКарабег дал определение информационного дизайна как дизайн информации. Рис. 29. Дизайн графика маршаНаполеонанаРоссийскую империю, дизайнер — Шарль Минар Для информационного дизайна важны ответы на следующие вопросы: каковы цели информации в данной культуре, как они могут достигаться эффективнее, каким новым целям может служить информация, как информация должна быть представлена, чтобы достичь целей. Информационный дизайн делает сложные наборы фактов доступными восприятию, требует междисциплинарного подхода к коммуникации. Например, сочетая умения графического дизайна, предметного дизайна,цифровыхтехнологий,когнитивистики((когнитивная наука) (лат. cognitio — познание) — междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику и теорию искусственного интеллекта.),теории информацииикультурологии. Основной целью информационного дизайна является ясность коммуникации: сообщение должно не только быть точно передано отправителем, но и правильно понято получателем. Рис.30. Схема линий Новосибирского метрополитена Информационные системы и средства визуальной коммуникации в «информационную эпоху» приобретают все большее значение в формировании интерьера. Происходит информатизация среды, где носителями информации и средствами визуально коммуникации становится все, включая свет и композицию. Композиционная организация пространства задает образные характеристики интерьера, помогает ориентироваться в его обстановке. Информация формирует атмосферу и выразительность интерьера. Графический дизайн приобретает значение монументально декоративного произведения в этом пространстве. Информационные системы и средства визуальной коммуникации в «информационную эпоху» приобретает все большее значение в формировании интерьера. Носителями информации и средствами визуальной коммуникации становится все от света до композиционных приемов. Информационный дизайн помогает человеку сориентироваться в незнакомой обстановке; информационные потоки формируют атмосферу и выразительность интерьерной среды; графический дизайн обретает значимость монументально-декоративного произведения; колористическое решение интерьера подчиняется «информационному сценарию». Примером последнего могут служить комплексные колористические решения метрополитена в Сеуле и Токио, построенные на принципе «цветового кодирования», где все станции метро решены единообразно, в нейтральных тонах, но в Сеуле на стенах станций и в верхних частях опорных колонн сделаны яркие вставки-полосы такого цвета, каким на общей схеме обозначена та или иная ветка метро. Такие же цветовые идентификаторы присутствуют во входных вестибюлях и на знаках, указывающих места входа в метро в городской среде. В Токио желтым цветом маркируются зоны выхода или переходов, а синим - информация, связанная с направлениями движения поездов. Точкой соприкосновения информационнокоммуникативной составляющей интерьерных пространств и пользователя становятся визуальнографические приемы и символы, являющиеся универсальным коллективным языком. Необходимо выделить несколько основных функций информационных систем: 1) функция непосредственной ориентации в пространстве (информация прямого действия), которая включает указатели расположения объектов в пространстве и выбора направления движения в стандартных и экстремальных ситуациях; предупреждение об опасности; обеспечение информацией маломобильных групп посетителей и людей с ограниченными возможностями. 2) функция «познавательной» информации и поведенческой ориентации осуществляется обычно системами непрямого действия, в т.ч. системами дополнительной или сопутствующей информации (реклама, отсчет времени, адреса фирм, расписание рейсов и т.п.), которые складываются из щитов, эмблем, электронных табло, витрин, вывесок, видеопроекций, персональных стоек администраторов-консультантов, интерактивных устройств на базе компьютерных технологий и т.п.;[2]. Основы размещения информационных систем базируются на психологии восприятия и поведения человека в незнакомом пространстве и ориентированы на общение пользователя с его окружением. Начальная ориентация в среде, когда внимание человека сосредоточено на таких информационных элементах как «вход» и «выход», «можно» и «нельзя», «куда» и «зачем». Это сопровождается замедлением движения, которое при высокой интенсивности транзита приводит к «пробкам». Здесь преобладающими для человека являются информационные системы непосредственной ориентации в пространстве. Когда приходит понимание направлений и оптимальных траекторий движения с фиксацией визуальных доминант и «информационных точек» пространства, к человеку возвращается нормальная скорость движения; начинается вовлечение человека в среду. И, наконец, погружение в атмосферу, сформированную синтезом световых, звуковых, колористических, и других элементов, организованных повседневным или специальным сценариями. Реализация визуальных информационных систем осуществляется: • эффективностью (учетом доступности, освещенности, читаемости, тяготения определенной информации и видов ее реализации к определенным зонам интерьера); • достаточностью (определяющая количество «информационных точек» с учетом оптимального расстояния между ними); • эргономичностью (удобство восприятия с точки зрения антропометрии); • коммуникативностью (доходчивость и читаемость» шрифтовых и знаковых композиций, а также наличие дублирующей информации на языках, принятых как международные языки коммуникации); • системностью (организованность информационного оборудования в пространстве с учетом последовательности и художественной целостности его восприятия); • модульностью (возможность размещения дополнительной информации или замена элементов оборудования на базе сложившейся структуры без привлечения значительных дополнительных средств); • рациональностью (удобство размещения информационного оборудования и процесса его обслуживания); • стереотипностью («узнаваемость», облегчающая поиск и восприятие необходимой информации в сжатые сроки); • индивидуальностью (оригинальность или соотнесение, например, с «фирменным стилем» объекта); • ансамблевостью (единство композиционных, колористических, шрифтовых, масштабных, пропорциональных и других приемов формирования данного комплекса информационных систем) и др. Таким образом, для организации информационного дизайна основополагающими становятся общие принципы комплексного решения интерьерной среды[3]. Рис.31. Интерьер метро в Сеуле Таблица 3 – Принципы размещения информационных систем в интерьере Общие Приемы принципы комплексного решения интерьера Композиция интерьера ориентации в системе визуальных коммуникаций Композиция предметнопространственного комплекса интерьера, в котором характер осей, логика пространственных связей и «обзорность» задают направление движения человека, может рассматриваться как органичный (естественный) прием ориентации в системе визуальных коммуникаций среды Синтез утилитарных качеств информационных систем и образнохудожественных средств организации интерьера (монументальнодекоративного и орнаментального убранства) как элемент системы визуальной коммуникации естественная «читаемость» структуры центрального холла «Т указателями, информационными табло и специальным мощением а, б в-информационные системы международного терминала в Ио «Цветовое кодирование» в общественных комплексах присвоение отдельным функциональным блокам или этажам определенного цвета или сочетания цветов, которые могут присутствовать в отделке, элементах специального оборудования, мебели, декоративных формах, помогая посетителю «идентифицировать» данное пространство и свое местоположение. «Цветовой код» отражается на информационных Интерьеры торгового молла «КОЭКС» в Сеуле стендах, схемах и других системах ориентации в среде «Знаковые» элементы среды пиктограммы - условные графические знаки, указывающие распол Системы «направленной» ориентации в пространстве Подземная пешеходная площадь-конкорс и система полуоткрыты Системы ориентации в экстремальных ситуациях В. эвакуационная информация в интерьере Информационные системы для маломобильных групп посетителей и людей с ограниченными возможностями б- интерьер пассажирского терминала в Иокогаме: специальные в Визуально-активные элементы интерьерной структуры работают на систему непосредственной ориентации человека в среде (идентификация пространства, выявление его «магнитов») и одновременно обозначают роль и место интерьера в общественной жизни станции метрополитена в Лондоне дизайн станции «Черинг Крос «тематическое» оформление станции «Ротерхит Системы непрямого действия как источник дополнительной или сопутствующей информации временные выставочные стенды, экспонаты и рекламная инг.тап «Информационный дизайн» превращает утилитарные информационные системы в ведущие средства формирования облика и интерьерной среды здания, теряющего четкие границыстены - кинотеатр «Прыгающие кадры» (архит. бюро «Дистиллер иСкоф Комплексный подход к формированию среды отводит важную роль облику информационных систем пешеходный мост в районе «Сиодом» в Токио Комплексная автоматизированная информационная система «Вокзал» предназначена для оперативного информирования … Важным качеством табло является возможность отображения на нём не только буквенноцифровой, но и графической информации... Система «Вокзал» строится на базе собственной разработки компан Современный язык визуальных коммуникаций Наше зрительное восприятие мира – визуальные коммуникации. Понятие визуальной коммуникации означает комплекс специальных указателей в виде вывесок, информационных стендов, рекламных щитов, которые помогают человеку ориентироваться в пространстве благодаря той информации, которую они содержат. Составляющие визуальной коммуникации – это визуальный язык (изображения, знаки, образы) и визуальное восприятие (органы зрения, психология восприятия) . Визуальная коммуникация объединяет в себе цвета, речь, письменный язык, образы, чтобы создать сообщения, которые будут эстетически приятны взгляду зрителя, будут наполнены понятной и необходимой информацией. Объекты визуальных коммуникаций можно разделить на следующие виды: -Визуальные коммуникации в городской среде; -Визуальные коммуникации в рекламе; -Визуальные коммуникации, отвечающие за безопасность граждан; -Маркировка объектов. Светофоры. Современная жизнь людей в современном городе зависима от количества и качества окружающей их информации. Знаки визуальной коммуникации помогают людям легко ориентироваться в городской среде. Нужно найти нужный адрес, определить, как войти в здание, установить его функциональное назначение, получить информацию об услугах и . п. Поэтому, знаки визуальной коммуникации должны быть понятными и хорошо различимыми. Разработка визуальной коммуникации основывается на тех же функциях, что и другие виды коммуникаций: -Информационные (передача информации); -Экспрессивные (передача оценки информации); -Прагматические (передача психологической установки, которая оказывает воздействие на потребителя). Средства визуальной коммуникации можно разделить на группы: -Печатные или полиграфические. Это яркие буклеты, пестрые плакаты, живописные листовки и брошюры и т.д. -Электронные. Сюда относятся телевизионные программы, анимационные, графические видео и т.д. -Средства наружной рекламы. Это рекламные щиты (биллборды), вывески на зданиях, транзитная реклама и т.д. -Средства рекламы в интернете. Здесь можно выделить рекламные баннеры, flash-анимации и т.д. Средства визуальной коммуникации используют множество приемов из различных дисциплин: изобразительного искусства, дизайна, фотографии, современных компьютерных технологий и др. Используя достижения этих отраслей науки искусства, создается дизайн визуальных коммуникаций. От того, насколько грамотно оформлена информация, зависит ее восприятие. Поэтому дизайн напрямую связан с психологией визуальной коммуникации. Например, цвета темно-зеленый, стальной и золотой ассоциируются у большинства людей с деньгами и надежностью. Поэтому банку лучше взять за основу логотипа сочетание именно этих оттенков рис. 32. Рис. 32. цвета темно-зеленый, стальной и золотой ассоциируются у большинства людей с деньгами и надежностью. Поэтому банку лучше взять за основу логотипа сочетание именно этих оттенков. Дизайн визуальных коммуникаций должен быть продуман до мелочей. От того, зачем он нужен и как будет использоваться, зависит дальнейшая работа дизайнера. Например, глядя на знаки дорожного движения, мы определяем их отношение к определенной группе: предупреждающие, запрещающие, информативные. Для каждой группы есть определенный формат. Дизайн предупреждающих знаков вписан в красный треугольник, а вот запрещающих – в круг. Синие прямоугольники и круги содержат информативные и предписывающие знаки. При мгновенном взгляде мы уже имеем примерное представление о том, чего ждать на дороге. Даже человек, не знающий правил дорожного движения, сможет понять смысл изображения на знаке. Поэтому, дизайн визуальных коммуникаций должен соответствовать поставленной задаче рис. 33. Рис. 33.Дизайн дорожных знаков Модели визуальной коммуникации должны характеризоваться быстротой восприятия и реагирования потребителя на коммуникационные сигналы, подобно реакции водителя на знаки дорожного движения. Визуальные коммуникации служат средством общения. Это сила, которая стимулирует продажи любого потребительского продукта. Профессиональные дизайнеры, графики, полиграфисты знают, что цвет или форма являются ключевым фактором в процессе торговли, поскольку играют важную роль при принятии решения о покупке Рис . Рис. 34. Визуальные коммуникации должны вызвать в покупателе интерес и эмоции. Броская эмблема заставляет обратить на себя внимание благодаря кролику, Фрагменты фотографий, рисунков и даже скульптур сформировали образ, представляющий достижения человечества. Визуальные коммуникации в городской среде совершенствуются и изменяются. Сегодня большие прописные буквы больше не в моде. Даже заглавные буквы логотипов заменились на строчные. Все чаще приходится наблюдать курсивное и наклонное начертание, которое символизирует динамичность и мобильность. Виды визуальных коммуникаций содержат светлые буквы, плавные и тонкие штрихи. Популярны открытые формы шрифтов, например, в промежутке между краями буквы "С". Легкость и изящество становятся основами визуальной коммуникации. Современная коммуникация стремится включить в процессе восприятия зрителя. Она выступает в форме активной визуализация. В ее создании широко используются выразительные средства языка: метафора, аллегория, гипербола и т.п. приемы создания смыслов. Выход за рамки стандартных средств коммуникации реализуется через метафоры, аллегории, иронии, антифразисы, сарказм, парадокс, каламбур, сравнение, перифраза, гипербола и т.п. Рис. 35. Редизайн городского логотипа Современная система визуальной коммуникации характеризуется изменением логотипов, редизайном. Наше общество стремительно меняется, изменяя жизнь и запросы людей, а, следовательно, меняются и составляющие визуальной коммуникации. Люди сами создают для себя такую систему визуальной коммуникации, которая максимально удовлетворяет их нужды и помогает лучше ориентироваться в этом обществе[1]. Рис. 36. Схема объекта носителя коммуникации Рис. 37. Основные части коммуникации Процесс создания сообщения — выстраивание отношений между парами элементов Каждая часть также представляет сложное образование, например: Рис. 38. Схема процесса сообщения Рис. 39. Схема создания части сообщения Таблица 4 – Визуальный язык современной визуальной коммуникации Оптические иллюзии иллюзии Земное тяготение, свет вверху, лунные кратеры космос Наш мозг объединяет, объясняет не только визуальное но и словосочетания Отношения , диапазон и контекст Тепло после холода, вкус после голода, яркая форма дорожных рабочих , теплоехолодное. Красные яблоки на зеленых лотках, оранжевые апельсины — на синих, окружение на полках. Большоемаленькое, светлоетемное, статическоединамическое. Стереотипы, Айстоппер, сокращает время восприятия Решение проблем. 3 цвета, на схеме московского метро под названиями станций по-русски есть латинская транскрипция Яркие красные шапочки, реанимация Визуальный текст и приемы его создания. Сравнение , Буквальная визуализация Сравнение , Буквальная визуализация Масштаб, метафора Гипербола Инверсия Метафора Сравнение, сюжет Аллегория Носитель и текст Носитель: гипербола, носитель-обект Носитель сравнение гипербола Носитель: сравнение, интерактив Носитель: материал, конструкция, интерактив Носитель: масштаб, носитель-объект Схема Визуальное сообщение Отношения между элементами (шрифт и смысл), формирование сообщения формирование сообщения Схемы Создание текста Визуализация .Смысл плюс смысл равно идея Коммуникационный дизайн Коммуникационный дизайн — дисциплина, возникшая на грани между распространением информации и оформительством. Краеугольные вопросы теории и практики: как люди воспринимают способ передачи информации; как составить, напечатать или произнести эффективное сообщение; что лучше подходит в том или ином случае: электронные, печатные СМИ, наружная реклама. Прикладная область коммуникационного дизайна распространяется не только на эстетическую сторону составления сообщений, но также на установление новых каналов коммуникации. Коммуникационные дизайнеры ищут способ привлечь аудиторию, вдохновить ее, создать спрос, мотивировать людей отвечать на сообщения. Все это может служить цели повышения продаж, увеличения узнаваемости бренда, вывода нового продукта на рынок и другим маркетинговым целям в разных сочетаниях. В этом процессе необходимо стратегическое мышление, использующее результаты маркетинговых исследований, творческие идеи и умение принимать решения. Коммуникационный дизайн несколько шире синонимичных, на первый взгляд, терминов: «визуальной коммуникации» и «графического дизайна». Шире, как минимум, на понимание аудитории, на умение управлять голосом, жестами, и даже запахом и вкусом... Шире на все прочие знания и навыки, выходящие за рамки оформительства — более того, коммуникационный дизайн объединяет визуальный дизайн, рекламу, иллюстрирование, шрифтовую культуру, печатные процессы, информационную архитектуру, анимацию, перформанс (театрализованное представление), копирайтинг (составление текстов) и редактирование etc. Изначально дизайн — это прикладное искусство, основополагающий компонент архитектуры, инженерии, оформления интерьеров, других процессов изготовления предметов быта. Этимология слова восходит к процессу разработки структуры продукта, системы или компонента. Как существительное, «дизайн» — это результат такой работы — причем, как план, инженерное решение или рисунок, так и его воплощение. В последнее время говорят также о дизайне процессов. Изначально предполагалось, что у дизайна одна функция — эстетическая. Но позже на дизайн легла также коммуникативная функция, а также обеспечение удобства, функциональности и инновации. Структура Разработка дизайна включает в себя пять процессов. Исследование возможностей, путем критического анализа и определения проблемных точек и неиспользованных возможностей в уже существующих категориях, или создание новых категорий. Определение конкретных решений воплощения плана. Управление процессом исследования, определения, создания решений и проектов. Разработка пробных макетов и моделей, тестирование. Определение тенденций. Дизайн и искусство Искусство испокон веков делят на изящное и коммерческое. Дизайн — прикладная форма искусства, где форма всегда в некоторой степени подчинена задаче (часто — именно коммерческой): будь то архитектура (экстерьер и интерьер), графический или промышленный дизайн. Такое понимание дизайна приписывают Раймонду Леви, отцу современного промышленного дизайна (автомобили Studebaker). Главная цель коммерческого дизайна — создание продукта, который является одновременно функциональным, удобным и эстетически привлекательным. Дизайнер, например, может разрабатывать рекламный плакат, имея перед собой две задачи — донести сообщение заказчика и доставить приятные эмоции аудитории. Не всегда можно четко различить функциональную и эстетическую составляющую дизайна. Как и в чистом искусстве, дизайн часто основывается на интуитивном понимании художника. Дизайн и технология Инженерия может быть названа предельно практическим воплощением дизайна. Другая точка зрения — то, что дизайн является частью технологического замысла, органически в него встроенной. Американский словарь Культурного Наследия определяет дизайн как «мысленное конструирование и моделирование объекта, изобретение нового, построение плана». А инженерию — как «применение математических и физических принципов в практических целях, таких, как производство, функционирование, дизайн, будь то экономические структуры, машины, процессы, системы или продукты». По таким определениям, и то и другое — способ решения практических задач, различающиеся только в факте применения математических или физических принципов. Однако современный дизайн в достаточной мере оперирует математическими данными, полученными из маркетинговых исследований, а также точными данными эргономики. Ученые исследовательского центра Пало-Альто разработали определение дизайна как «работы с сознанием», а инжиниринга — как «работы с молекулами». Дизайн и производство Дизайн связан с продукцией на этапе планирования и изготовления. В процессе разработки дизайна творчески решаются практические проблемы, но в некоторых случаях дизайнер не должен быть посвящен в детали процесса производства и разработки продукции. Во многих отраслях дизайн неотделим от производства, однако чем более высокотехнологично производство и чем выше цена редизайна, тем насущнее необходимость отделить дизайн от технологии. Например, цена ошибки дизайнера при разработке проекта небоскреба будет гораздо выше, чем при печати пригласительных объявлений (флайеров). При всём при том дизайн не всегда должен быть невероятно творческим, иногда это просто легкая обработка уже существующего решения. Дизайн процессов Дизайн процессов — это планирование отдельных этапов процесса, причем планирование независимое от нужного результата процесса. Такое понимание процесса берет свое начало в промышленной химии, где впервые появилась необходимость разработки некоторых универсальных последовательностей операций. С возрастанием сложности организационных структур, появилось понятие дизайна бизнеспроцессов и дизайна производственных процессов. Дизайн и сообщение Сообщение — это единица коммуникации. Оно не обязательно содержит информацию в строгом смысле этого слова, как его понимают классики теории кибернетики — как фактор, влияющий на принятие решения. Сообщение решает ряд задач помимо информативных — привлечение внимания, установление контакта, влияние на эмоции, подтверждение уже имеющихся сведений, и даже — повышение неопределенности при процессе выбора. Сообщение необязательно выражено вербально — это может быть и образ или эмоциональный посыл, передающийся звуковым или видеорядом. Визуальная коммуникация — важная составляющая дизайна коммуникаций. В основном она оперирует двухмерными изображениями — плакатами, видеорядом, знаками, графикой. Цель визуальной коммуникации обычно состоит в поддержании текстового сообщения, а не в самостоятельном влиянии. Отдельно необходимо выделить веб-дизайн, который является двухмерным, но, так же, как и промышленный дизайн или дизайн интерьера помимо эстетических задач решает задачи удобства использования. Более сложная область — это дизайн аудиокоммуникаций. Он базируется на том принципе, что слух обычного человека, не имеющего большого опыта работы со звукотехникой или музыкой, не способен к фильтрации аудиоинформации. Соответственно, воздействие через аудиоканалы с большей вероятностью попадает в подсознание. Существуют специальные последовательности звуков, которые с большей вероятностью будут запечатлены памятью. Это явление называется «персеверацией», сохранением и воспроизведением в сознании какой-либо последовательности. Например, это может быть рекламная мелодия, которая «крутится» в голове, или слоган. Сильнее всего этому подвержены дети, тинэйджеры и люди со слабыми жизненными ориентирами. Самое сложное сообщение, которое передается средствами дизайна — это сообщение-бренд. Брендинг подчиняет себе все сферы дизайна, определяя набор устойчивых принципов, которым подчинены визуальные, аудио- и печатные сообщения, структура организации и ее культура, даже процесс производства. Копирайтинг (составление рекламных текстов) Еще один вид информационного дизайна — написание текстов, предназначенных для прочтения или прослушивания. Также к области копирайтинга относится создание сценариев для теле- и аудиороликов, слоганов, заголовков, сообщений для рассылки по директ-мейл (реклама почтой), стихотворных текстов поздравлений или рекламных песен. В области веб-дизайна копирайтинг очень тесно связан с SEO — оптимизацией текстов под поисковые запросы. Копирайтинг используется для раскрутки личности, бизнеса, точки зрения, идеи, продукта, бренда. Притом, что невозможно недооценивать творческую составляющую процесса создания оригинального текста, какой бы ни была его цель, копирайтинг подчиняется ряду правил и ограничений. В отличие от писателя или журналиста, копирайтер вынужден учитывать особенности аудитории и тематики. Информационная архитектура Термин «информационная архитектура» впервые появился в 1989 году. В 2002 году был сформирован Институт информационной архитектуры, который так определяет область своей деятельности: организация структуры информационной среды; искусство и наука организации веб-сайтов, узлов интранета, онлайн-сообществ, программных продуктов, в целях повышения удобства использования и результативности поиска; сочетание методов, позволяющих перенести методы иных форм дизайна в область цифровых технологий. Информационная архитектура стала развитием наук об архивах и источниках, таксономии, а также практических методов организации библиотечного дела. Информационный дизайн также и предшественники направлен на структурирование информации для удобства использования и легкости восприятия. Сам термин вызывал некоторые нарекания, так как традиционно «архитектура» связана с физически существующими зданиями и строениями. Кроме того, основное свойство архитектуры материальных объектов — относительная неизменяемость структуры, выступающая как одна из базовых целей замысла разработчиков. Цифровые системы и системы знаний, напротив, склонны эволюционировать, и в их архитектуре заложена возможность развития. Впрочем, с распространением интернета, термин «информационная архитектура» закрепился в обиходе. Визуальных коммуникаций можно условно подразделить на следующие виды: 1. Визуальные коммуникации в городской среде; 2. Визуальные коммуникации в рекламе; 3. Визуальные коммуникации, отвечающие за безопасность; 4. Маркировка объектов. Здесь можно рассматривать цвет, как средство визуальной коммуникации, например, светофоры. Разработка визуальной коммуникации берет за основу те же функции, что и другие виды коммуникаций:    Информационные (передача информации); Экспрессивные (передача оценки информации); Прагматические (передача коммуникативной установки, которая оказывает воздействие на получателя).
«Градографика: визуальные коммуникации в городе» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 30 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot