Государство как политический институт
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ПРИЛОЖЕНИЕ
к методическим материалам
для проведения лекции
по теме 6 «Государство как политический институт»
Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению:
1. Признаки государства.
2. Теоретические и исторические предпосылки формирования гражданского общества.
3. Структура современного гражданского общества.
4. История взаимоотношений государства и гражданского общества в России.
1. Признаки государства
В политической науке существует широкое и узкое понятие государства. В широком смысле – понятие «государство» применяется для определения страны (российское государство, американское государство). В узком смысле – «государство» – это часть страны, осуществляющей функции по управлению населением и ресурсами (Людовик XIV: “Государство – это я”, советская идеология: “Государство – это мы”)
Поэтому для формулировки наиболее полного определения следует перечислить признаки государства:
1. Территория, очерченная границами государства и люди, проживающие на этой территории:
• Люди объединяются не по кровно-родственному, а по территориальному признаку;
• Законы и полномочия государственной власти распространяются на всю территорию государства и на всех его граждан.
2. Отделение публичной власти от общества:
• Вместо племенного самоуправления появляются принципы подчинения государственной власти;
• Выделяется слой профессиональных управленцев.
3. Суверенитет государственной власти:
• Верховенство государственной власти над другими видами властей внутри государства;
• Независимость государственной власти от властей других государств в области внешней политики.
4. Право государственной власти на взимание налогов и сборов с населения:
• Налоги необходимы для оплаты деятельности управленцев;
• Налоги необходимы для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической. социальной, культурной и др.
5. Монополия государственной власти на легальное применение силы:
• Диапазон государственного принуждения распространяется от ограничения свободы до физического уничтожения человека.
• Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы, колонии) и организации (армия, милиция, прокуратура, службы безопасности)
Эти признаки являются системообразующими, они лежат в основе формирования государства. Сложившееся государство получает ряд дополнительных признаков, которые будут его отличасть от других государств:
1. Государственный язык.
2. Государственная валюта.
3. Государственные символы:
• Флаг;
• Герб;
• Гимн;
• Государственные праздники.
Таким образом, государство – это политическая целостность, образуемая общностью людей на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный государственной властью, которая обладает суверенитетом и монопольным правом применения насильственных ресурсов.
2. Теоретические и исторические предпосылки формирования гражданского общества.
Исторический опыт развития человеческой цивилизации четко выявил две тенденции: одни страны в своем развитии пришли к правовому государству, демократии, другие — к тоталитаризму или авторитаризму. Становление правового государства, демократии тесно связано с развитием гражданского общества.
Понятие «гражданское общество» появилось в Новое время в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье и др. Концепция гражданского общества в работах этих мыслителей базировалась на идеях естественного права и общественного договора. С точки зрения этих мыслителей, человек как разумное существо стремится к свободе. Он хочет распоряжаться своей личностью, осознавать себя владельцем своих жизненных прав. Общественный договор, объединение людей в общество предполагали как передачу своих прав обществу (государству), так и ограничение самой государственной власти в интересах реализации свободы граждан.
Гражданское общество представляет собой результат контракта, соглашения, подразумевающее отношения взаимности, добровольности между государством и гражданином. По Локку, естественное сообщество людей превращается в гражданское общество тогда, «когда какое-либо число людей так объединено в одно общество, что каждый из них отказывается от своей исполнительной власти, присущей ему по закону природы и передает ее обществу».
Вместе с тем мыслители Нового времени отождествляли с гражданским обществом не всякое государство, а лишь такое, которое выражает интересы граждан. Учет этих интересов, создание условий для их свободной реализации являются непременным условием эффективного развития общества.
Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества в его взаимозависимости с государством принадлежит Гегелю. На основе систематизации всего наследия французской, англо-саксонской и немецкой общественно-политической мысли Гегель пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству в процессе длительной и сложной исторической трансформации от средневековья к Новому времени. «Гражданское общество, — писал он, — есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства».
Гегель пришел к выводу, что есть сфера не только «всеобщих» и политических интересов, но и частных, точнее, частнособственнических интересов. Эту сферу он определил как область «гражданского общества».
Особый подход к проблеме гражданского общества прослеживается у К. Маркса. К. Маркс существенно упростил сложную структуру гегелевской модели гражданского общества. Для него гражданское общество представляет собой форму, в которой возникло и функционирует буржуазное государство, основанное на частной собственности. В подобном обществе «ни одно из так называемых прав человека не выходит за пределы эгостического человека, человека как члена гражданского общества, т. е. как индивида, замкнувшегося в себе, в свой частный интерес и частный произвол и обособившегося от общественного целого»
События XX столетия показали, что идея гражданского общества не только не устарела, но, наоборот, получила еще большую актуальность. Именно в XX веке появилась опасность тотального порабощения личности. Источником этой опасности выступают непомерно разросшаяся власть политико-государственных структур, их экспансионистские притязания, распространяющиеся не только на экономические отношения, но и на все остальные сферы деятельности человека, включая область духовной культуры. Агрессивность этих структур наиболее ярко проявилась в жизни людей тех стран, где господствовали тоталитарные режимы, административно-командный порядок, где существовал и существует авторитарный стиль отношений между носителями власти и рядовыми гражданами. Поэтому в XX столетии разработка концепции гражданского общества проходила преимущественно под знаменем критики тоталитарных режимов, защиты прав и свобод личности.
Из приведенных выше взглядов на гражданское общество различных представителей политической мысли можно выделить следующие основные характеристики этого понятия:
1. Гражданское общество — это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостоянии, культуры и самосознания народа.
2. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами.
3. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности.
4. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.
5. Реальное функционирование гражданского общества началось с принятия биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции. Таким образом, главным признаком сформировавшегося гражданского общества служит законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами.
6. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны государства.
3. Структура современного гражданского общества.
Современное гражданское общество имеет следующую структуру:
1. Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей (семья, кооперация, ассоциация, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спор-тивные, этнические, конфессиональные и другие объединения).
2. Совокупность негосударственных неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, семейных, духовных, нравственных, религиозных и других: это производственная и частая жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы.
3. Сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти.
Таким образом, структура гражданского общества развитых гран представляет собой широкую сеть общественных отношений, различных добровольных организаций граждан, их ассоциаций, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих, кооперативных бъединений, потребительских, спортивных обществ, общественно- политических, религиозных и иных организаций и союзов. Все они выражают самые различные социальные интересы во всех сферах жизни общества.
Все эти объединения и комитеты зачастую противостоят друг другу, стремясь завоевать доверие граждан, остро критикуют различные негативные стороны проводимой политики, просчеты в экономике, состояние нравственности. Они ставят перед управленческими кругами всех уровней различные вопросы, которые поднимают передними граждане, защищают перед государственными органами интересы и права своих членов, стремятся удовлетворить их запросы и потребности.
4. История взаимоотношений государства и гражданского общества в России.
Все эти объединения и комитеты зачастую противостоят друг другу, стремясь завоевать доверие граждан, остро критикуют различные негативные стороны проводимой политики, просчеты в экономике, состояние нравственности. Они ставят перед управленческими кругами всех уровней различные вопросы, которые поднимают передними граждане, защищают перед государственными органами интересы и права своих членов, стремятся удовлетворить их запросы и потребности.
Теперь, когда мы выявили исторические условия формирования гражданского общества, его характерные признаки и функции, следует разобраться в вопросе существует ли гражданское общество в России, на каком уровне развития оно находится, каковы перспективы его формирования и развития?
Прежде всего, следует отметить, что Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее, чем страны Западной Европы и США. До половины XIX века в России господствовал феодально-помещичий строй, который препятствовал появлению и развитию институтов и организаций гражданского общества.
Первоначальные задатки гражданского общества в России начали закладываться во второй половине XIX века в результате отмены крепостного права в 1861 году, а также реформ местного самоуправления и судебной системы, проходивших в период правления Александра II.
Отмена крепостного права способствовала развитию капитализма в России. Под его воздействием начала разрушаться прежняя сословная социальная структура, происходит интенсивный процесс социальной стратификации на базе капиталистической частной собственности. С развитием буржуазных частно-собственнических отношений формируются крупные промышленные предприятия, банки и другие субъекты капиталистических общественных отношений. На основе их развития образуются ассоциации промышленников, банкиров, сельскохозяйственных частных производителей. Получают новый импульс к развитию многообразные, образовательные, медицинские и благотворительные организации, которые действуют относительно автономно по отношению к органам государственной власти.
Значительным шагом на пути формирования гражданского общества в России явилось образование относительно самостоятельных от государства, выборных органов местного самоуправления. В соответствии с реформой местного самоуправления (1864г.) вводились выборное думы в городах и земства — в территориях губерниях, уездах. Выборное самоуправление в России существовало давно. В частности, со времен Екатерины II существовали выборные думы в городах. Однако эти думы формировались на сословно-корпоративной основе.
Принципиально новым подходом александровских реформ было то, что эти думы и земства начали избираться гражданами, а не сословно-корпоративными органами. Участие в выборах принимали все сословия. Таким образом, ломалось сословие-корпоративное устройство российского общества и произошла частичная децентрализация государственной власти. Часть прав от государственного аппарата перешла к органам самоуправления. Органы самоуправления ведали делами местного значения, определяли смету доходов и расходов, определяли объекты строительства и ремонта, финансирования образовательных и лечебных заведений и т. д.
Определенный вклад в развитие гражданского общества в России внесла судебная реформа. Отныне в России устанавливалось: равенство всех перед законом, разделение судебной и административной власти, несменяемость судей, независимые органы адвокатуры, гласность и состязательность судебного процесса, суд присяжных.
Следующим крупным шагом на пути становления гражданского общества в России является формирование в 1900—1914 г.г. многопартийной системы. В условиях многопартийности политические партии являются субъектами гражданского общества, поскольку они существуют независимо от государственной власти и стремятся к реализации своих интересов. Многопартийная система в обществе благоприятствует развитию всех других института гражданского общества, которые создаются и действуют на об-щественной инициативе. В этот же период происходит становление профессиональных союзов.
Таким образом, уже до Февральской революции 1917 года в России существовали некоторые институты и организации гражданскогообщества. Однако для развития этих институтов и организаций существовали серьезные препятствия. Предпринимательство в дореволюционной России не имело полной свободы. Государство по-прежнему стремилось контролировать большую часть общественной жизни. В России была создана и функционировала огромная система политического сыска, которая надзирала за всем, что происходило в стране.
Октябрьский переворот 1917 года изменил ситуацию в стране. Постепенно устанавливались жесткая централизация власти, авторитарные методы управления экономикой и общественной жизнью, формируется тоталитарный политический режим. Экономической основой тоталитаризма является государственная собственность на средства производства, а политической основой — монополия на власть Коммунистической партии, которая превращается в часть государственного аппарата. При тоталитарном политическом режиме внешне, по форме сохраняются многие институты и организаций гражданского общества: продолжают действовать профсоюзные, добровольные общества, женские, молодежные, детские, творческие и иные организации. Но они теряют характер институтов и организаций гражданского общества, поскольку формируются и действуют под строгим политическим и идеологическим государственным контролем. Их функцией становится не удовлетворение потребностей и интересов тех или иных задач, которые ставит перед ними государственная власть.
Профсоюзы и другие общественные организации в условиях тоталитарного режима рассматривались как «приводные ремни» политики Коммунистической партии в государстве.
С начала 90-х годов, после распада СССР, начался демонтаж тоталитарного политического режима, и Россия вновь встала на путь создания гражданского общества.
Становление и развитие гражданского общества в современной России встречаются с огромными трудностями. Часть этих трудностей связана с глубинными факторами наследия прошлого и, прежде всего, политической культурой. Другая же часть обусловлена особенностями современного развития российского общества. По своей политической культуре Россия традиционно принадлежит к тем странам, которые больше ориентированы на государство, чем на гражданское общество. Среди российского населения глубоко укоренилось убеждение о необходимости сильного государства, что, к сожалению, нередко уравнивается с самоволием власти. В политической культуре России преобладает традиция патриархально-подданнического типа отношения власти и населения, которая ставит население в духовно-психологическую зависимость от власти. Очень сильны патерналистские установки, согласно которым государство обязано содержать граждан, обеспечивать им достойный образ жизни. Надежда на государство в решении всех экономических проблем, образования, здравоохранения значительно снижает импульс общественной самоорганизации.
Однако не только наследие прошлого, но и современные реалии России препятствуют развитию гражданского общества. Как известно, формирование гражданского общества предполагает удовлетворение постоянно развивающихся материальных и духовных потребностей граждан. А для этого необходим довольно высокий уровень развития экономики. Экономика современной России находится в упадке. Социальным фундаментом гражданского общества являются развитая социальная структура и социальная стратификация. В современной России социальная стратификация носит уродливый характер. По данным социологических исследований, около 80% населения составляют беднейшие слои населения, 3% — высший, богатый класс и только 17% составляет «средний класс», который является социальным стержнем гражданского общества. В развитых демократических странах численность «среднего класса» колеблется от 75 до 85% населения.
Правовая практика властей и населения также еще далека от идеалов правового государства. Власти во имя политической целесообразности или личной выгоды готовы идти на нарушение Конституции и действующего законодательства. Сохраняется всесилие бюрократического аппарата. В стране по-прежнему правит не закон, а чиновник от имени закона. Преодоление всех этих трудностей требует немалого времени и усилий. Однако ясно, что не существует непреодолимых препятствий для формирования гражданского общества в России и его формирования будут постепенно продолжаться. У России есть шанс стать полноценным свободным обществом.
Литература
1. Горелов А. А.. Политология в вопросах и ответах : учебное пособие. М.: Эксмо. 256 с.
2. Гаджиев К.С. Политология.М.: Логос, 2001. 488 с.
3. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М.: Высшая школа, 1995. 271 с.
4. Мухаев Р.Т. Политология. М.: «ПРИОР», 2000. 400 с.