Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Государство как основной политический институт

  • 👀 6937 просмотров
  • 📌 6882 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Государство как основной политический институт
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Государство как основной политический институт» pdf
Тема 4. Государство как основной политический институт ГОСУДАРСТВО — центральный институт политической системы, особая форма организации политической власти в обществе. Термин употребляется: 1) в узком значении — как носитель государственной власти; государство существует в виде того, что противостоит «обществу»; 2) в широком — здесь оно обозначает целое, охватывающее «государство» (в узком смысле) и «общество». Возникновение государственности на разных этапах развития политической мысли связывалось с влиянием различных факторов. 1. Теократическая концепция рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе «вся власть от Бога». Подчинение же людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода. Указанная концепция имела под собой реальные исторические факты: первые государственные образования имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало власти авторитет, а решениям государства — обязательность. 2. Патриархальная концепция интерпретирует государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в племена, племен в общности. Государство трактуется как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Еще Конфуций изложил патриархально-патерналистскую концепцию государства. На Руси к исходу средневековья использовалась родовая идея вождя как господа (господаря/государя), т.е. могущественного деятеля, регулирующего отношения с другими — чужаками. 3. В XVII—XVIII вв. оформляются договорные теории происхождения государства (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо). Государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударственном состоянии, но потом, для того чтобы обеспечить свои права и свободы, решили создать государственные институты. 4. В XIX в. были созданы основы марксистского учения о классах и государстве, согласно которому государство представляет собой политическую машину для подавления господствующими классами трудящихся масс. Государство возникает вместе с разделением общества на классы и ростом классовых антагонизмов. Марксизм 1 предполагает, что классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением же классов исчезнет («отомрет») и государство. 5. В конце XIX в. объяснение генезисов государства пополняется теорией насилия. Ее сторонники (Людвиг Гумплович, Карл Каутский) полагагают что первые государства возникли в результате воздействия внешнего фактора — завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ и эксплуатации их победителя ми. В целом, как показали сравнительно исторические исследования последних десятилетий, не существует единой обязательной причины возникновений государства. На этот процесс оказывали влияние самые разнообразные внутренние и внешние факторы: увеличение прибавочного продукта, совершенствование технологий, этнические отношения, рост народонаселения, экология, войны, внешнее влияние и торговля, идеологический фактор и т.д. Античная мысль не знала сущностного разделения общественной и государственной жизни, усматривая в последней лишь способ решения «общих дел» всех граждан. Средневековье ограничивалось констатацией божественной сущности государства. Различение собственно государственно-политической сферы начинается с Нового времени. С XVI—XVII вв. термином «государство» стали обозначать все государственные образования, которые до того назывались «княжеское господство», «городская община», «республика» и т.д. Заслуга введения понятия принадлежит Н. Макиавелли, использовавшего для обозначения государства термин «stato» (< лат. status положение, статус), которым он объединил такие понятия, как «республика» и «единовластное правление». Сначала термин «государство» укореняется в Испании (estado) и во Франции (etat), позднее — в Германии (Staat). С этого времени стали различаться понятия «государство» и «гражданское общество». К XVIII в. с завершением становления европейского понятия нациигосударства оно решительно и повсеместно вытесняет широкое понятие республики как политического сообщества вообще. Важнейшие признаки государства — территория, население (народ) и суверенная власть.  Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, неотчуждаема. 2  Население как элемент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти.  Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с др. государствами. Будучи суверенной, государственная власть, o во-первых, является универсальной, распространяясь на все население и все общественные организации; o во-вторых, обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных общественных властей; o в-третьих, имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, тюрьмы и т. д.). Государство выполняет ряд функций, которые отражают главные направления в деятельности государства по выполнению им своего предназначения.  Внутренние: экономическая, социальная, организаторская, правовая, политическая, образовательная, культурновоспитательная и др.  Внешние: функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и др. сферах с др. государствами и функцию обороны страны. Форма государственного правления — это способ организации высшей государственной власти и система ее взаимоотношений с населением. Выделяют: монархию (абсолютную и конституционную, которая подразделяется на парламентскую и дуалистическую) и республику (в виде президентской, парламентской или смешанной модели). Государственное устройство характеризует внутреннюю структуру государства, его национально-территориальную организацию. Выделяют: унитарное и федеративное государственное устройство. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО — правовая форма организации деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Идея правового государства имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Однако возникновение целостной концепции правового государства относится к концу XVIII — началу XIX в., периоду становления буржуазного общества, когда в исторически прогрессивных политических теориях осуществлялась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, абсолютистских и полицейских режимов, утверждались 3 идеи гуманизма, принципы свободы и равенства всех людей, неотчуждаемость прав человека, решительно отвергались узурпация публичной политической власти и ее безответственность перед людьми и обществом. Естественно, при всей новизне идеи и концепции правового государства, разработанные Г. Гроцием, Б. Спинозой, Дж. Локком, Ш. Л. Монтескье, Т. Джефферсоном и др., опирались на опыт прошлого, на достижения предшественников, на исторически сложившиеся и апробированные общечеловеческие ценности и гуманистические традиции. Идеи Локка, Монтескье и др. представителей политической мысли оказали прямое влияние на конституционное законодательство. Это отчетливо проявилось, напр., в Конституции США 1787, во французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789, в целом ряде др. правовых актов. Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантировании его свободы, подчинении государства обществу. Основополагающими принципами являются: 1) верховенство права, господство закона во всех сферах общественной жизни. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией; 2) реальность прав и свобод граждан. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения. В этом смысл традиционного для идей правового государства противопоставления неотчуждаемых прав индивида феодальным представлениям об их октроированном (дарованном, жалованном) характере; 3) взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, др. государствами и всем международным сообществом. Не менее важна и ответственность перед обществом и государством; 4) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип имеет целью исключить монополизацию 4 власти в руках одного лица, органа .или социального слоя и обеспечить соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения; 5) наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов. К ним относятся суд, прокурорский надзор, арбитраж. Особое место занимает проблема положения личности. Само по себе правовое государство — не самоцель, а социально-исторически обусловленная всеобщая форма выражения, организации, упорядочения и защиты свободы в общественных отношениях людей. Содержание и характер свободы, ее широта и объем определяются уровнем развития общества. Свобода относительна в смысле ее фактической незавершенности, исторического изменения и развития ее содержания, но она абсолютна как высшая ценность и принцип и поэтому может служить критерием человеческого прогресса, в том числе и в области государственно-правовых форм, общественных отношений, положения личности. В этой связи было бы неправильно считать правовым любое государство лишь на том основании, что в нем есть право, закон, ибо сами законы могут быть разными. Поэтому важно иметь критерии, позволяющие определять степень демократичности законов, действующих в той или иной стране. На основе многовекового исторического опыта сложились общечеловеческие представления о правах и свободах личности в демократическом правового государства, которые положены в основу документов, принятых мировым сообществом. К ним относятся: Устав ООН, а также принятые этой международной организацией Всеобщая декларация прав человека, Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Пакт о гражданских и политических правах и ряд конвенций (напр., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция против дискриминации в области образования, труда и занятий, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и др.). В совокупности изложенные в этих документах нормы в области прав и свобод личности составляют международные стандарты. Только соотнося с ними национальное законодательство любой страны, можно делать выводы о степени демократичности данного общества и защищенности прав и свобод граждан этого государства. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — разновидность государства, характеризующегося развитой системой социального обеспечения, гарантирующей минимальный уровень жизни и снижение социального риска для наемных работников. Впервые социальный 5 характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949. Концепция окончательно сформировалась во второй половине XX в. Основными целями социального государства являются: помощь нуждающимся, обеспечение минимального социального неравенства, защита от социальных рисков, содействие росту благосостояния людей. Для их достижения государство использует совокупность методов: правовое вмешательство, гарантирующее реальное равноправие; экономическое вмешательство с целью увеличения доходов и улучшения окружающей среды; педагогическое вмешательство, ориентированное на развитие образования и информированности населения. Выделяются три модели. В либеральной модели (в Австралии, Великобритании, Канаде, Швейцарии, США, Японии); степень защиты от стихийных рыночных сил достаточно слаба, гарантии занятости отсутствуют, однако существует социальная поддержка бедных; высок удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; система социальной помощи не имеет адресной направленности; средний удельный вес перераспределяемых ресурсов. Для консервативной модели (в Бельгии, Ирландии, Италии, Нидерландах, ФРГ) характерны средняя степень защиты от стихийных рыночных сил, зависимость гарантий занятости от состояния экономики, действие социального права, средний удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; адресная направленность социальной помощи; средний удельный вес перераспределяемых ресурсов. Социал-демократической модели (Дания, Норвегия, Швеция) присущи высокая степень защиты от стихийных рыночных сил, гарантии занятости, действие социального права; низкий удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; система социальной помощи не имеет адресной направленности; большой удельный вес перераспределяемых ресурсов. Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др. Конституционные обязанности российского государства: а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими 6 интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства. Термин был впервые употреблен в Англии в 1594, а свое специфическое значение он приобрел в Шотландии в XVII в. и в Германии в XIX в. Первоначально гражданское общество трактовалось как общество в недеспотическом государстве, но уже в философии Гегеля оно определяется как сфера общественной жизни, находящаяся между семьей и государством. В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия (акционерные общества, товарищества, арендные коллективы, корпорации) и др. добровольные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе. Экономическую основу составляет суверенитет индивидуальных собственников и многообразие форм собственности. Социально-политическая сфера включает: семьи, общественные, политические организации и движения; органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах; негосударственные органы массовой информации. Духовная сфера предполагала свободу слова; самостоятельность и зависимость творческих, научных и, объединений от государственных с тур. Становление правового государства связано с формированием гражданского общества, предпосылками которого являются: переход к рыночной экономике, появление специфических групповых интересов, рост численности среднего класса, появление независимых гражданских ассоциаций, создание правовых гарантий для свободной деятельности независимых общественных объединений, установление горизонтальных связей между социальными группами, коллективами, организациями. Проблема формирования гражданского общества является ключевой при переходе от тоталитарной системы к демократии. Современное российское общество является квазигражданским, структуры и институты которого, обладая многими формальными признаками образований гражданского общества, выполняют противоположные функции. В преодолении этого состояния, обусловленного модернизацией, включающей в себя противоречия процессов деэтатизации, деидеологизации, приватизации, и состоит специфика современного этапа развития постсоциалистических обществ. 7
«Государство как основной политический институт» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 88 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot