Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
6. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов
Государственный контроль (надзор) осуществляется за соблюдением требований технических регламентов и определяется как проверка выполне- ния юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требова- ний технических регламентов к продукции, процессам ее производства, экс- плуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятия мер по результатам этой проверки. В отношении продукции государственный кон- троль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осу- ществляется исключительно на стадии ее обращения на рынке.
Как следует из п. 3 ст. 7 ФЗ «О техническом регулировании», государ- ственный контроль (надзор) является одной из форм оценки соответствия наряду с подтверждением соответствия и аккредитацией.
В ст. 32 (п.1) указано, что государственный контроль (надзор) осу- ществляется федеральными органами исполнительной власти, органами вла- сти субъектов Российской Федерации и подведомственными им государ- ственными учреждениями, уполномоченными на проведение государствен- ного контроля (надзора) в порядке, установленном российским законодатель- ством. Отсюда следует, что порядок проведения государственного контроля (надзора) помимо рассматриваемого Закона устанавливается и другими дей- ствующими законодательными актами. Таким законодательным актом в настоящее время является ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивиду- альных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ, в котором есть ряд положений, не- совпадающих с законом «О техническом регулировании». В частности, это касается объектов государственного контроля (надзора).
Положения ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» применяются только к отношениям, возникающим в процессе проведения проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпри- нимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами. В этом законе к объектам государственного контроля (надзора) отнесены работы и услуги, которые отсутствуют как объекты государственного контроля (надзора) в законе «О техническом регулировании».
По установившейся юридической практике, если в двух нормативных актах одного уровня, принятых в разное время, есть противоречия, то приме- няются нормы акта, вышедшего позднее, т.е. в нашем случае — нормы зако- на «О техническом регулировании».
Основными принципами, на основе которых осуществляется государ- ственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регла- ментов, установленными в законах «О защите прав юридических лиц и инди- видуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и «О техническом регулировании», являются:
• открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обяза- тельные требования, выполнение которых проверяется при проведении госу- дарственного контроля (надзора);
• устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юриди- ческого лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;
• недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по надзору, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление ис- следований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нару- шения обязательных требований;
• недопустимость непосредственного получения органами государ- ственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридиче- ских лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведе- ния мероприятий по контролю;
• презумпция добросовестности юридического лица или индивидуаль- ного предпринимателя;
• соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю ком- петенции органа государственного контроля (надзора);
• проведение мероприятий по контролю уполномоченными должност- ными лицами органов государственного контроля (надзора);
• периодичность и оперативность проведения мероприятия по контро- лю, предусматривающая полное и максимально быстрое его выполнение в течение установленного срока;
• учет мероприятий по контролю, проводимых органами государствен- ного контроля (надзора);
• возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок прове- дения мероприятий по контролю;
• недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
• недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Среди перечисленных принципов обращает на себя внимание принцип презумпции добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Суть его сводится к тому, что на органы контроля возлага- ется обязанность доказательства вины субъектов хозяйственной деятельно-
сти при выявлении факта нарушения требований технических регламентов.
Если при проведении мероприятия по контролю будет установлено, что товар может причинить вред жизни, здоровью, имуществу потребителей и окружающей среде, то орган государственного контроля (надзора) обязан до- вести до сведения потребителей информацию об опасном товаре и способах предотвращения возможного вреда и принять меры к недопущению причи-
нения вреда, в том числе путем приостановки производства или реализации товара и (или) отзыва товара с рынка в порядке, установленном законода- тельством РФ, с последующим возмещением затрат за счет виновного лица. Орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испыта- ний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных
требований.
Как законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», так и законом «О техническом регулировании» установлен идентичный ста- тус органов, осуществляющих государственный контроль (надзор): феде- ральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также подведомственные им государ- ственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с российским законодательством — орга- ны государственного контроля. Иными словами, действующим законода- тельством предусмотрена множественность органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением субъ- ектами хозяйственной деятельности требований технических регламентов.
В соответствии со ст. 4 закона «О защите прав юридических лиц и ин- дивидуальных предпринимателей при проведении государственного кон- троля (надзора)», определение федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение контроля (надзора), установление их органи- зационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности осу- ществляются Президентом или Правительством в соответствии с законом «О Правительстве Российской Федерации».
Законом «О техническом регулировании» установлены следующие полномочия органов государственного контроля (надзора):
• требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требо- ваниям технических регламентов, или их копий, если применение таких до- кументов предусмотрено соответствующими техническими регламентами;
• осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установлен- ном законодательством Российской Федерации;
• выдавать предписания об устранении нарушений требований техни- ческих регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
• принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регла- ментов;
• приостанавливать или прекращать действие декларации о соответ- ствии или сертификата соответствия;
• привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
• принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения вреда.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что право приостановки или прекращения действия сертификатов соответствия теперь закрепляется не только за выдавшим его органом по сертификации, но также и за органом государственного контроля (надзора).
Орган государственного контроля (надзора) имеет также право при- останавливать или прекращать действие декларации о соответствии. Этот момент потребует специальной юридической проработки, так как в отличие от сертификата соответствия, приостановка или прекращение действия де- кларации о соответствии законом «О техническом регулировании» не преду- смотрены.
Мероприятия по контролю разделяются на плановые и внеплановые. В целях проверки выполнения субъектом хозяйственной деятельности требова- ний технических регламентов орган государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводит плановые контрольные мероприятия. В отношении одного субъекта хозяйственной деятельности такое мероприя- тие может быть проведено не более чем один раз за два года.
Предметом внеплановой проверки является контроль исполнения пред- писаний об устранении нарушений требований технических регламентов, выявленных в процессе проведения планового мероприятия.
Внеплановые проверки проводятся органами государственного кон- троля (надзора) также в случаях:
• получения информации от юридических лиц, индивидуальных пред- принимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений и оборудования, которые могут непо- средственно причинить вред жизни, здоровью и имуществу граждан и окру- жающей среде;
• возникновения угрозы жизни и здоровью людей, опасности загрязне- ния окружающей среды, а также повреждения имущества граждан, в том числе в отношении однородных товаров других субъектов хозяйственной де- ятельности;
• обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпри- нимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действи- ями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных пред- принимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами или ины- ми доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений. Жалобы, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган госу- дарственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведе-
ния внепланового мероприятия.
Органы государственного контроля (надзора) проверяют достоверность полученной информации. Для этого они могут требовать от изготовителей дополнительную информацию о продукции, процессах ее производства, экс- плуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, направлять за- просы в другие органы исполнительной власти и при необходимости привле- кать специалистов для анализа полученных материалов.
Если достоверность информации о несоответствии продукции требова- ниям технических регламентов признана, то орган государственного кон- троля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней выдает изготовителю предписание о разработке программы мероприятий по предотвращению вреда, оказывает содействие в реализации программы и осуществляет контроль за ее выполнением, проверяет соблюдение сроков, указанных в программе, а также принимает решение об обращении в суд с иском о принудительном отзыве продукции. Основанием для обращения в суд с таким иском является либо невыполнение предписания, либо невыпол- нение программы мероприятий.
В случае удовлетворения иска суд обязывает ответчика выполнить определенные действия, связанные с отзывом продукции, в установленный судом срок, а также довести решение суда до сведения приобретателей через средства массовой информации или иным способом не позднее одного меся- ца со дня вступления решения в законную силу. Если ответчик не исполнит решения суда в установленный срок, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
При проведении контрольных мероприятий должностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действует должностное лицо, а также требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний) или экспертизы без оформле- ния акта установленной формы об отборе этих образцов (проб) и в количе- стве, превышающем нормы, установленные нормативными документами.
По результатам контрольного мероприятия должностными лицами со- ставляется акт установленной формы в двух экземплярах. К акту прилагают- ся акты об отборе образцов и обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора) и работни- ков, на которых возложена ответственность за нарушения обязательных тре- бований, и другие документы или их копии, связанные с результатами про- верки.
Законом «О техническом регулировании» определены также обязанно- сти органов государственного контроля (надзора). Важной обязанностью стало проведение в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов разъясни- тельной работы по применению законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и информирование о существующих техниче- ских регламентах.
Помимо этого, в круг обязанностей органов государственного контроля (надзора) входит: соблюдение коммерческой и иной охраняемой законом тайны; соблюдение порядка проведения мероприятий по контролю (надзору); принятие мер по устранению последствий нарушений технических регламен- тов, а также осуществление других предусмотренных российским законода- тельством полномочий.
Необходимо отметить, что Законом вводятся нормы об отзыве продук- ции в добровольном или в принудительном порядке. Статьей 38 предусмот- рено, что если угроза причинения вреда не может быть устранена путем про- ведения соответствующих мероприятий, то изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать ее и возме- стить приобретателю возникшие в связи с этим убытки. Решение об отзыве продукции принимается субъектом хозяйственной деятельности в случае, ес- ли предотвратить причинение вреда невозможно.
В ст. 40 устанавливаются основания для обращения в суд с иском о принудительном отзыве продукции. Такими основаниями являются:
• невыполнение предписания органа государственного контроля (надзора) о разработке программы мероприятий по предотвращению причи- нения вреда;
• невыполнение программы мероприятий по предотвращению причи- нения вреда.
При этом правом обращения в суд обладают органы государственного контроля (надзора), а также лица, которым стало известно о невыполнении программы мероприятий.
В случае удовлетворения иска о принудительном отзыве продукции суд обязывает ответчика совершить в установленный судом срок определенные действия, связанные с отзывом продукции.
За нарушение требований Закона об отзыве продукции могут быть применены меры уголовного и административного воздействия в соответ- ствии с российским законодательством.
Уголовная и административная ответственность может быть возложена на руководителей субъектов хозяйственной деятельности, работников, про- давцов, индивидуальных предпринимателей, а также на третьих лиц, в чью компетентность входит решение этих вопросов.
Помимо ответственности субъектов хозяйственной деятельности за несоответствие продукции, процессов ее производства, эксплуатации, хране- ния, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регла- ментов, Законом предусмотрена также ответственность за нарушение правил выполнения работ по обязательной сертификации.
Для органов по сертификации и их должностных лиц эта ответствен- ность наступает только в случае, если такое нарушение повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям техниче- ских регламентов. Следует отметить, что по ранее действующему законода-
тельству ответственность наступала при выявлении самого факта нарушения правил сертификации.
Для испытательных лабораторий и их сотрудников, проводящих иссле- дования (испытания) и измерения продукции, ответственность наступает за недостоверные или необъективные результаты.
Органы по сертификации, испытательные лаборатории и их должност- ные лица несут ответственность не только в соответствии с законодатель- ством, но также и в соответствии с договором.
Введение в действие указанных норм Закона в полном объеме требует внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законо- дательство, включая Уголовный кодекс и Кодекс об административных пра- вонарушениях. В том числе необходимо указать, что ответственность насту- пает не за нарушения обязательных требований государственных стандартов, а за нарушения требований технических регламентов.
В соответствии со ст. 46 Закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов подлежат обязательному исполнению требования к продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти в части, соответствующей целям Закона.
Таким образом, до внесения соответствующих изменений и дополне- ний в действующее законодательство, ответственность за нарушение обяза- тельных требований государственных стандартов, не противоречащих целям Закона, наступает на основании Гражданского и Уголовного кодексов, а так- же Кодекса об административных правонарушениях.
7. Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов
Федеральный информационный фонд технических регламентов и стан- дартов представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов в сфере технического регулирования и является государствен- ным информационным ресурсом.
Фонд формируется на базе ранее действовавшего федерального фонда стандартов и ведется Ростехрегулированием во взаимодействии с федераль- ными органами исполнительной власти и другими органами и организациями по стандартизации, метрологии и оценке соответствия.
В состав Фонда входят:
• технические регламенты;
• документы национальной системы стандартизации (национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стан- дартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и со- циальной информации и другие документы). Сюда включаются также норма- тивные документы по стандартизации, аккредитации и подтверждению соот- ветствия, принятые Госстандартом России и другими федеральными органа-
ми исполнительной власти до вступления в силу Закона РФ «О техническом регулировании» (на период до их отмены);
• международные (региональные) стандарты;
• национальные стандарты иностранных государств;
• информация о международных договорах РФ в области стандартиза- ции и подтверждения соответствия.
Документы хранятся в Фонде в виде официальных публикаций и в электронно-цифровой форме.
8. Понятие и значение правового обеспечения управления качеством продукции
В условиях рыночной экономики большое внимание уделяется:
• защите интересов потребителей.
-обеспечению права потребителей на государственную и обществен- ную защиту.
• фиксированию права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребите- лей, их прав на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах).
В настоящее время политика в области качества становится общенаци- ональной идеей, так как проблема качества на современном этапе – это про- блема выживания в острейших условиях конкуренции.
Важную роль в обеспечении качества играет государство, в прерогати- ву которого включается формирование механизмов и стимулов экономиче- ского развития, направленных на обеспечение качества продукции и конку- рентоспособности предприятий. С одной стороны, государство стремится не допустить на внутренний отечественный рынок товары низкого качества, ко- торые могут нанести ущерб жизни, здоровью и безопасности членов обще- ства; с другой – выпуск продукции низкого качества подрывает экономику страны, тем самым снижает ее экспортный потенциал, что не способствует укреплению авторитета на внешнем рынке.
9. Законодательство о праве потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)
Законодательно-правовое обеспечение качества в России определяется системой федеральных законов и нормативно-правовых документов, их раз- вивающих. К ним, прежде всего, относятся:
• Гражданский кодекс РФ;
• Закон РФ «О защите прав потребителей»;
• Федеральный закон «О техническом регулировании»;
• Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений»;
• Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продук-
тов».
Правовое обеспечение качества продукции предполагает использова- ние различных средств и форм юридического воздействия на органы и объ- екты управления на всех стадиях жизненного цикла продукции.
С введением в действие с 01.07.03 г. ФЗ «О техническом регулирова- нии» правовое поле обеспечения качества продукции претерпело принципи- альные изменения. Этот закон имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку направлен на установление правил государственного ре- гулирования требований к продукции, включая товары народного потребле- ния, связанным с нею процессам, а также требований к работам и услугам в интересах потребителей.
Этот закон предусматривает также дальнейшую дебюрократизацию экономики, освобождение предприятий от мелочной опеки органов исполни- тельной власти, повышение уровня правового регулирования в этой сфере деятельности.
Закон устанавливает принципиально новую системы государственного нормирования в этой области, систему нормативной документации, корен- ным образом меняет роль и значение стандартизации и стандартов, меняет принципы государственного контроля и надзора, меняет порядок установле- ния требований к продукции и оказания услуг и проведению работ.
Закон является комплексным законодательным актом и устанавливает:
• порядок разработки, принятия, применения и исполнения общеобяза- тельных государственных требований к продукции, процессам ее производ- ства, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
• порядок осуществления тех же процедур в отношении необязатель- ных требований к указанным объектам, а также к работам и услугам;
• систему нормативных и рекомендательных актов, в которых закреп- ляются соответствующие требования к регулируемым объектам;
• порядок осуществления работ по стандартизации регулируемых объ- ектов;
• порядок подтверждения соответствия регулируемых объектов обяза- тельным и необязательным требованиям;
• порядок информации и финансирования работ в регулируемой обла-
сти.
В законе установлена ответственность за несоответствие продукции и
процессов на стадиях жизненного цикла требованиям технических регламен- тов.
10. Право потребителя на информацию об изготовителе и товаре
Изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необ- ходимую и достаточную информацию о товарах, работах, услугах, обеспечи- вающих возможность их правильного выбора.
Информация о товаре должна содержать:
1. Место нахождения (юридический адрес) изготовителя, продавца, ис- полнителя и местонахождение организации, уполномоченной на принятие претензий.
2. Обозначение стандартов, обязательным требованиям которых он должен соответствовать.
3. Цену и условия приобретения товара.
4. Сведения об основных потребительских свойствах.
5. Срок службы или срок годности.
6. Гарантийный срок, если он установлен для данного вида продукции.
7. Информацию о сертификации товаров, подлежащих обязательной сертификации; информацию о правилах продажи.
Для реализации права потребителя на достоверную информацию о реа- лизуемых товарах и установления единых требований к информации для по- требителей Госстандартом России были разработаны:
• ГОСТ Р 51121-97. Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования.
• ГОСТ Р 51074-97. Продукты пищевые. Информация для потребителя.
Общие положения.
В принятых к настоящему времени технических регламентах содержат- ся требования к информации, предоставляемой изготовителей потребителю.
В ГОСТ Р 51074-97 установлены требования к маркировке продуктов питания, которые предусматривают нанесение на упаковку, этикетку, ярлык или лист – вкладыш необходимых данных об изготовителей и реализуемом товаре. К этим требованиям относятся:
• наименование продукции – достоверно и конкретно характеризующие данный продукт (при необходимости указывается его отличительные свой- ства) и соответствие применяемым стандартам;
• наименование и адрес фирмы – изготовителя и наименование страны происхождения;
• товарный знак изготовителя или лицензиара;
• масса – нетто, объем или количество продукции;
• состав продукта – список ингредиентов перечисляется в порядке уменьшения массовой доли в рецептуре продукта;
• информация о наличии ингредиентов и добавок, небезопасных для здоровья человека при некоторых заболеваниях;
• пищевая и энергетическая ценность;
• условия хранения и транспортирования;
• срок годности и срок хранения;
• обозначения нормативного документа, по которому выработана про- дукция.
Потребитель имеет следующие права:
• на безопасность товара, работы, услуги;
• на информацию об изготовителе, продавце, исполнителе;
• на информацию о товарах, работах, услугах;
• на информацию о режиме работы продавцов и исполнителей.
11. Ответственность изготовителей за соответствие продукции
и процессов, с ней связанных, требованиям технических регламентов
В законе «О техническом регулировании» установлена ответственность за несоответствие продукции и процессов на стадиях жизненного цикла тре- бованиям технических регламентов.
Установлены четыре основания для ответственности изготовителей, продавцов, исполнителей:
• за нарушение требований технических регламентов;
• за неисполнение предписаний и решений органов государственного контроля и надзора;
• за причинение вреда жизни и здоровью граждан, имуществу любых собственников, окружающей среде, жизни или здоровью растений и живот- ных вследствие несоответствия продукции требованиям технических регла- ментов или их нарушения при осуществлении процессов, на которые разра- батываются технические регламенты;
• возникновение угрозы причинения вреда указанным объектам вслед- ствие упомянутых причин.
Необходимо отметить, что закон применяет понятие «качество» только в отношении договорных требований, формируемым изготовителем продук- ции. Это очень важно для определения административных и уголовных пра- вонарушений, поскольку эти виды ответственности не должны устанавли- ваться за нарушение договорных обязательств.
12. Обязанности изготовителей (продавцов) при получении информации о несоответствии продукции
На основании закона изготовитель обязан сообщить в органы государ- ственного контроля (надзора) в случае получения им информации о несоот- ветствии выпущенной им в обращение продукции требованиям технических регламентов. В свою очередь, продавец, исполнитель процесса, третье лицо, получившее такую информацию, обязан также довести ее до исполнителя. Изготовители, продавцы, исполнители обязаны в течение десяти дней проверить достоверность информации. В случае подтверждения достоверно- сти полученной информации соответствующие лица обязаны в течение деся- ти дней с момента подтверждения разработать программу мероприятий по предотвращению вреда, сроки их выполнения и согласовать ее с органами государственного надзора. Эта программа должна включать меры по опове- щению приобретателей продукции о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения. Если предотвратить причинение вреда невоз-
можно, должно быть объявлено об отзыве продукции.
При этом изготовитель обязан возместить приобретателю все убытки, связанные с отзывом продукции, включая транспортные и другие расходы, а также упущенную выгоду. Доставка продукции для ремонта, сам ремонт и возврат продукции осуществляется изготовителем за его счет.
Контрольные вопросы по лекции 12
1. Какие федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов?
2. Перечислите основные принципы, на основании которых осуществляется государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.
3. Какие полномочья органов государственно власти (надзора) установлены ФЗ «О техническом регулировании»?
4. На основании каких документов осуществляет свою деятельность феде- ральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.
5. Чем обеспечивается законодательно-правовое обеспечение качества в РФ?
6. Какие изменения в правовом обеспечении качества произошли с введением ФЗ «О техническом регулировании»?
7. Какая информация должна быть пересоставлена потребителю от произво- дителя?
8. Какая ответственность устанавливается ФЗ «О техническом регулирова- нии» за несоответствие продукции и процессов требованиям технических регламентов?
9. Обязанности изготовителей (продавцов) при получении информации о несоответствии продукции.