Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 25.
Государственный
долг
Методы управления государственным долгом были созданы
для того, чтобы решить следующие задачи:
- Удержать объемы внутреннего и внешнего государственного
долга на одном уровне.
- Минимизировать стоимость долга за счет удлинения долгового
срока и снижения дохода государственных ценных бумаг.
- Сохранить у государства репутацию хорошего заемщика за счет
беспрерывного выполнения всех обязательств перед инвесторами.
- Поддерживать стабильность и предсказуемость
государственного долга.
- Достигнуть наиболее эффективного и рационального
использования заимствованных средств.
- Координировать действия органов субъектов РФ, местного
самоуправления и федеральных органов на долговом рынке
страны.
- Диверсифицировать долговые обязательства по срокам
заимствований, формам выплаты и прочим параметрам с той
целью, чтобы удовлетворить потребности инвесторов.
Основные проблемы управления государственным долгом
- В настоящий момент еще не до конца решена проблема долга. В
частности это касается обязательств РФ по предъявленным ею госгарантиям.
- Требует доработки нормативное регулирование государственного долга.
- Отсутствует законодательно закрепленные нормы определения объема
государственного внешнего долга, соответствующие международным
стандартам.
Рефинансирование может преследовать несколько задач:
- компенсация погашения другого долгового обязательства (замена
старого долга на новый),
- оптимизация выплат (сокращение величины регулярного платежа или
снижение срочности долга),
- консолидация долга (замена нескольких долговых обязательств на одно
обязательство),
- удлинение срочности долга для снижения величины текущих выплат,
- управление процентным риском (переход от фиксированной к
плавающей процентной ставке и наоборот),
- изменения временного профиля погашения (включая введение льготного
периода) для снижения текущего долгового бремени.
Конверсия
представляет
собой
изменение
доходности
государственного займа путем уменьшения или увеличения процентной
ставки
дохода,
выплачиваемого
государством
своим
кредиторам.
Выделяют несколько видов конверсии - факультативную (кредиторы
могут отказаться или согласиться с новыми условиями), обязательную
(кредиторы могут принять новые условия или получить обратно
внесенную сумму), принудительную, которая предполагает одностороннее
изменение
условий
займов1.
Конверсии
государственных
займов
применяются в случаях, когда у государства отсутствует достаточное
количество финансовых ресурсов, чтобы погасить долги.
Консолидация.
Консолидацией
является
изменение
срока
действия
ранее
выпущенных займов с целью легальной отсрочки платежа.
Ряд ученых под консолидацией понимают "объединение нескольких
займов в один более долгосрочный с изменением заемного процента".
Конверсия более широко определяется как "изменение основных условий
договора о займе".
Государственный долг в больших объемах не приводит
к банкротству государства, так как могут применяться
следующие действия правительства:
1. Рефинансирование.
2. Налогообложение.
3. Создание денег.
Но такие действия правительства вызовут негативные
последствия:
а) увеличение неравенства в доходах, так как имеются
разные группы населения по величине доходов.
б) процентные платежи требуют увеличения
налогообложения, что снизит стимулы к инновациям,
инвестициям, работе, что подорвет экономический рост.
в) эффект вытеснения.
Частные товары могут быть либо потребительскими, либо
инвестиционными:
1)
если
предложение
уменьшится
за
счет
сокращения
потребительских товаров, то снизится уровень жизни нынешнего
поколения населения, а уровень инвестиций сохранится, и будущие
поколения не затрагиваются;
2) если же снижение затронет инвестиционные товары, то уровень
потребления нынешнего поколения не изменится, а в будущем будет
меньше уровень доходов.
Возможны два сценария развития событий:
1) увеличение правительственных расходов финансируется ростом
налогообложения, тогда потребительские расходы снизятся, и бремя
правительственных расходов падает на нынешнее поколение;
2) увеличение правительственных расходов финансируется за счет
увеличения государственного долга.
Но имеются два ограничения:
1. Государственные инвестиции.
2. Безработица.