Государственный бюджет и бюджетная система РФ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1. Государственный бюджет и бюджетная система РФ
Социально-экономическая сущность государственного бюджета. Функции бюджета. Бюджетная система Российской Федерации. Принципы бюджета.
Понятие «бюджет», чрезвычайно емкое и неоднозначное, до настоящего времени носит дискуссионный характер. Так, в Экономическом словаре, изданном Институтом новой экономики в 2007 г., бюджет (фр. budget) определяется как «роспись денежных доходов и расходов на определенный период, утвержденная в установленном порядке . . .»; «смета расходов по проекту».
Бюджет (от старонормандского bougette — кошелѐк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами) — схема доходов и расходов определѐнного лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определѐнный период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.
Бюджет – это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов. Бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд – основной государственный централизованный денежный фонд, предназначенный для удовлетворения общественных потребностей и распределяемый между отраслями и сферами хозяйства, территориями и отдельными группами населения.
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
По форме бюджет выступает как роспись доходов и расходов государства на очередной финансовый год, утверждаемая в законодательном порядке, то есть имеющий силу закона финансовый план страны.
По способу существования бюджет – жесткорегламентированная форма образования и использования централизуемых государством финансовых ресурсов для обеспечения расходных обязательств бюджетов всех уровней – федерального бюджета, субъектов РФ, местных бюджетов.
История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. «Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало – составляет смету доходов и расходов на определенный период».
Впервые слово бюджет стало использоваться в 17 веке. После революции 1686-1689 гг. английский король отказался от права устанавливать налоги без согласия парламента. Все расходы Англии были разделены на военные и цивильные (гражданские). Последние – предусматривали содержание короля и королевского двора. Когда палата общин в Англии в XVI – XVII вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля перенесено на сам документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и тот документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства.
В настоящее время под бюджетом понимают план расходов и доходов государства, имеющий силу закона.
Бюджет необходим всем государствам для реализации их политических, экономических и социальных функций.
Согласно Бюджетному кодексу РФ (ст.6) БЮДЖЕТ – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В бюджете концентрируется значительная часть финансовых ресурсов страны, поэтому его следует рассматривать в трех аспектах:
1.с экономической точки зрения
Бюджет – это система экономических денежных отношений (имеющих императивную форму образования) по поводу перераспределения совокупного общественного продукта, выражающую процессы формирования и использования общегосударственного денежного фонда для выполнения функций и задач государства.
2. с правовой точки зрения
Как юридическая категория БЮДЖЕТ представляет основной финансовый план формирования, распределения и использования государственных финансов, т.е. БЮДЖЕТ – это план, который принимается в особой процедуре представительным органом государственной власти в форме закона, который закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных правоотношений.
Бюджет – это закон.
Федеральный бюджет – это федеральный закон.
Бюджет субъекта РФ – закон субъекта РФ.
Местный бюджет – правовой акт представительных органов местного самоуправления.
3. с материальной точки зрения
Бюджет – централизованный денежный фонд, при этом количественная оценка дается доходной и расходной части.
Отличительные черты бюджета:
1. система денежных отношений;
2. отношения материализуются в централизованном (бюджетном) фонде денежных средств страны;
3. плановость;
4. это – основной финансовый план государства, политический документ
5. императивность, т.е. жесткая регламентация со стороны государства.
Основные характеристики бюджета:
1. доходы;
2. расходы;
3. дефицит (профицит).
Функции бюджета
Сущность бюджета как финансовой категории проявляется в его функциях:
Бюджету присущи следующие функции – перераспределительная, формирование и использование денежных средств общегосударственного фонда и контрольная.
Содержание перераспределительной функции бюджета реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использование для проведения экономической политики государства. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан затем в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой перераспределяется как в сферу материального производства, имеющее приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, находящегося на содержании бюджета.
Вторая функция связана с образованием доходов, состоящих из налоговых и неналоговых поступлений. Основной источник поступлений — доходы хозяйствующих субъектов, полученные в результате перераспределения национального продукта. Структура доходов бюджета не является константой и зависит от экономического развития страны в определенный период.
Контрольная функция позволяет не только анализировать, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления и как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, соответствует ли их реальная величина объему предусмотренных бюджетных полномочий и т.д., но и к каким экономическим и социальным последствиям это приводит.
Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
Бюджетное устройство - организация государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.
Бюджетное устройство включает следующие элементы:
бюджетную систему государства;
бюджетные права органов государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
принципы и формы разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
принципы и формы межбюджетного перераспределения средств.
Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. (Совокупность бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов образует бюджетную систему страны).
В соответствии со ст.6 БК РФ «бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов»
Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны.
Бюджетное устройство устанавливается и регламентируется законодательными актами, которыми определены права центральных и местных органов власти по составлению, утверждению и исполнению бюджетов. Кроме того, бюджетное устройство предусматривает распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета.
Бюджетное устройство определяется государственным устройством. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на: унитарное, федеративное и конфедеративное.
Виды бюджетного устройства
Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии.
Унитарные государства имеют двухуровневую бюджетную систему: государственный бюджет и местные бюджеты.
Так, бюджетная система Японии состоит из государственного бюджета, бюджетов 47 префектур и 3255 муниципалитетов. В бюджетной системе Франции находится центральный бюджет и бюджеты 95 департаментов, а также около 38 000 коммун.
Федеративное (объединенное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической состоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенции.
Бюджетная система федеративных государств является трехуровневой и состоит из государственного бюджета (федеративный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджетов членов федерации (штатов в США, земель (ландов) в Германии, провинции в Канаде) и местных бюджетов.
Особенность федеративного устройства финансов состоит в самостоятельности каждого уровня бюджета и разнообразии взаимоотношений между этими уровнями.
Характеристика бюджетной системы Российской Федерации
Построение бюджетной системы РФ основано на Конституции РФ и конституции республик в составе Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система России состоит из бюджетов трех уровней:
1 уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
2 уровень - бюджетов субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3 уровень - местные бюджеты. Он представлен двумя подуровнями: первый - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; второй – бюджеты городских и сельских поселений.
Таким образом, бюджетная система РФ – это система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Федеральный бюджет
В РФ: Федеральный бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.
Федеральный бюджет разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.
Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.
Бюджеты субъектов РФ
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются форме законов субъектов РФ .
С 1 января 2008 года в России 83 субъекта [2].
Бюджетная самостоятельность субъектов РФ обеспечивается:
наличием достаточных по своим размерам собственных доходов бюджета;
правом определять направления расходования бюджетных средств в соответствии с компетенцией региональных органов власти;
правом использовать по своему усмотрению доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета;
Местные бюджеты
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления.
Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. При этом каждое муниципальное образование имеет свой бюджет, предназначенный для исполнения своих расходных обязательств.
Самостоятельность местных бюджетов обеспечивается:
1. достаточным уровнем собственных доходов;
2. правом определять направления расходования бюджетных средств в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления;
3. правом использовать по своему усмотрению доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета [2].
Консолидированный бюджет в Российской Федерации: понятие и сущность
Консолидированный бюджет свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Консолидированный бюджет муниципального района = бюджет муниципального района + свод бюджетов поселений, входящих в состав данного муниципального района.
Консолидированный бюджет субъекта РФ = бюджет субъекта РФ + консолидированные бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов на территории данного субъекта.
Консолидированный бюджет РФ = федеральный бюджет + свод консолидированных бюджетов субъектов РФ.
Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах или расходах всей страны, отдельного региона или муниципального района в целом и служат для аналитических и статистических целей.
Консолидированные бюджеты не подлежат утверждению в законодательном порядке и используются для аналитических целей в качестве информационной базы при разработке бюджетной политики соответствующей территории.
Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации
Бюджетная система РФ основана на следующих принципах:
-принцип единства;
-принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы;
-принцип самостоятельности бюджетов;
-принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
-принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
-принцип сбалансированности бюджета;
-принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;
-принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
-принцип прозрачности (открытости);
-принцип достоверности бюджета;
-принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;
принцип подведомственности расходов бюджетов;
-принцип единства кассы.