Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Государственная служба как социальный институт и профессиональная деятельность

  • 👀 3522 просмотра
  • 📌 3489 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Государственная служба как социальный институт и профессиональная деятельность» docx
Тема 2. Государственная служба как социальный институт и профессиональная деятельность Вопросы для изучения 1. Социальная природа и сущность института государственной службы, его роль и значение в демократическом государстве. 2. Цели, задачи и функции государственной службы. 3. Принципы государственной службы. 4. Особенности государственной службы как профессиональной деятельности. 1. Социальная природа и сущность института государственной службы, его роль и значение в демократическом государстве 1.1. Определение понятия «государственная служба» в федеральном законодательстве Законодательное закрепле­ние понятия «государственная служба» впервые было дано в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федера­ции», который утратил силу с 1 февраля 2005 г. В нем государственная служба определялась как «профессиональная дея­тельность по обеспечению исполнения полномочий государ­ственных органов власти». Более широкое определе­ние понятия «государственная служба» дается в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федера­ции». Под этим термином понима­ется профессиональная служебная деятельность граждан Рос­сийской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: • Российской Федерации; • федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; • субъектов РФ; • органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; • лиц, замещающих должности, устанавливаемые Кон­ституцией РФ, федеральными законами для непосредствен­ного исполнения полномочий федеральных государствен­ных органов; • лиц, замещающих должности, устанавливаемые кон­ституциями, уставами, законами субъектов РФ для непо­средственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ. 1.2. Признаки государственной службы Исходя из данного определения, можно говорить о наличии у государственной службы ряда следующих признаков. 1. В определении понятия «государственная служба» в качестве ведущего признака выделяется прилагательное «государственная». Это означает, что сущность и назначение государственной службы определяются сущностью и назначением государства. Государственная служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но и призвана обеспечивать их практическое осуществление. Поэтому государственный служащий в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства. 2. Следующий существенный признак государственной службы — это профессиональная служебная деятельность, под которой имеется в виду деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки. Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий государственных органов лицами, находящимися на должностях государственной службы. Государственная служба — это профессия для государственных служащих, которая требует специальной подготовки, получения специального образования. 3. Государственная служба проходит в государственных органах. Под государственным органом понимается составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти. 1.3. Государственная гражданская служба как социальный институт 1.3.1.О сущности понятия «социальный институт» Под социальным институтом можно понимать целостный устойчивый комплекс формальных и неформальных «правил игры», т.е. принципов, норм, установок, способов контроля, поощрения и санкций, регулирующих системы ролей и статусов поведения и типы социальных практик в различных сферах человеческой деятельности. Внутреннее устройство социального института представляет собой: • систему формальных административно-правовых норм и правил, устанавливаемых и регламентируемых государственными органами; • неформальные правила, нормы и образцы поведения, укорененные в культуре общества; • механизм административно-правового контроля выполнения формально установленных норм; • общественный контроль выполнения формальных и неформальных правил игры. Социальный институт в социологии (в самом общем виде) – это устойчивая форма организации социальной жизни, регулирования общественных отношений, в том числе деятельности их субъектов. Внешне (формально) социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений и организаций, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. Следовательно, социальный институт есть система юридических, моральных, организационных и других норм и правил, регулирующих деятельность людей в какой-либо определенной области. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, типичных для данной организации, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения. 1.3.2. Специфические особенности гражданской службы как государственного (социального) института Социальный институт, особенно государственный, обладает специфическими особенностями (признаками): 1) жестким и обязывающим типом регламентации, что обеспечивает регулярность, высокую предсказуемость и надежность функционирования социальных связей. Обязывающая сила социального института органично связана с социальным контролем, с санкциями, стимулирующими желательное поведение и препятствующими, удерживающими от нежелательного; 2) четким распределением функций, прав и обязанностей участников институционализированного взаимодействия. Конкретный человек должен выполнять свою функцию, а потому каждый другой имеет достаточно надежные и обоснованные ожидания в отношении его деятельности. В результате поведение личности в рамках социального института обладает большой предсказуемостью, а деятельность институтов — регулярностью, самовозобновляемостью; 3) обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельность института, замещает выбывшего. Для того, чтобы занять место в институционализированных социальных связях, надо взять на себя определенные деперсонифицированные обязанности и права. Они представляют собой исторически отобранный, наиболее эффективный вариант поведения участников институционализированных социальных связей. Статус, ролевые ожидания предъявляются как предуказания (предустановления) социального института, общества в целом. Тем самым обеспечиваются относительная независимость функционирования социального института, его устойчивость и способность к самовозобновлению; 4) разделением труда и профессионализацией выполнения институционализированных функций. Для этого общество, государство должно осуществлять специальную подготовку людей с тем, чтобы они смогли выполнять свои профессиональные обязанности. Тем самым обеспечивается высокая эффективность институтов; 5) необходимостью материальной организации, обладающей необходимыми средствами и ресурсами. Для выполнения своих функций социальный институт должен иметь материальную основу, в рамках которой осуществляются управление и контроль за его деятельностью. С учетом представленных выше особенностей социальный институт государственной службы представляет собой, во-первых, исторически сложившуюся, устойчивую форму организации совместной деятель­ности лиц, находящихся на службе государства. Во-вторых, речь идет о комплексе социальных действий, осуществляемых органами государственной власти, включая профессиональную деятельность государственных служащих. В-третьих, их целевой установкой является реализация на практике основополагающих прав и свобод человека и гражданина, которые гарантируются статьей 18 Конституция Российской Федерации. Спецификой социального института гражданской службы является обеспечение исполнения и исполнение полномочий федеральных и региональных государственных органов. Действительно, государственная гражданская служба специализируется на оказании сервисных услуг. Кому и для чего? Сейчас она оказывает услуги по преимуществу политическим руководителям. А населению? Чтобы это произошло, здесь необходимо провести серьезные изменения в правовом положении и характере деятельности гражданской службы. 1.3.3. Государственная гражданская служба как публично-правовой институт Сам процесс становления социального института государственной службы в современном российском обществе развивается как сово­купность социальных (формальных и неформальных) пра­вил, принципов, норм, установок, регулирующих различные стороны деятельности государственных служащих и орга­низующих их систему ролей и статусов, образующих соци­альную систему. В рамках социального института государственной службы воспроизводятся, повторяются, становясь устойчивыми, образцы поведения, привычки, традиции, передающиеся из поколения в поколение. Выделяют две позиции в подходах к государственной службе: • институциональный (государственная служба рассма­тривается как социально-правовой институт, целью которого является обслуживание интересов не отдельного «политиче­ского» руководителя, а всего народа); • деятельностный (государственная служба является профессиональной деятельностью по обеспечению полномо­чий государственных органов и носит политический харак­тер). Государственная служба рассматривается также как публично-правовой институт общественного служения про­фессионально подготовленных граждан российскому госу­дарству и обществу в целом. Эти подходы не противостоят друг другу, но и не могут претендовать на абсолютную истину. Они должны соотно­ситься и дополнять друг друга. В концепции реформирова­ния государственной службы проводится идея публично-правового характера государственной службы, определения ее как института, призванного обеспечить выполнение госу­дарственными служащими социальной функции государства, а не только исполнение полномочий государственных органов. С развитием демократического государства значение государственной службы постоянно возрастает, поскольку государственная служба — часть механизма государствен­ного управления, которое осуществляют государственные служащие. Находясь между государством и гражданским обществом, государственная служба выполняет жизненно важные для страны политические, административные и социальные задачи. Государство, представляющее собой легальную и легитимную власть в обществе, реализует свои цели и задачи посредством государственного руководства и государственного управления. Основным механизмом этого управления выступает государственная служба. Такова общая логика взаимосвязи и взаимодействия политической власти, государственного управления и государственной службы. Государственная служба продолжает и завершает органи­зацию государственного механизма, делая ее готовой и при­годной к практической реализации задач и функций госу­дарства. В каждое звено государственного механизма служба вносит комплекс мер, средств, форм и методов для реальной практической деятельности. В становлении государственно­сти любого вида государственная служба выступает в каче­стве первейшего организационного средства выполнения госу­дарством своей миссии. Институт государственной службы является юридиче­ским исходным правовым средством в системе построения государственности, так как он включает в себя правовой материал, который используется в каждодневной практике государственных органов и органов местного самоуправле­ния, т.е. он создает государственную администрацию, обе­спечивая тем самым функционирование самого государства. 2. Цели, задачи и функции государственной службы 2.1 Цели государственной службы Вопрос о целях и задачах государственной службы, несмотря на свою важность, носит во многом постановоч­ный характер. Дело в том, что методология целеполагания в управлении вообще и в государственном управлении в частности менее всего разработана. Цели государственной службы можно рассматривать как форму осознания и закре­пления государственными органами в соответствующих нор­мативных правовых актах социально значимых актуальных проблем. Как мне представляется, основными целями государ­ственной службы являются: • удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Консти­туции РФ, федеральных законах и законах субъектов РФ. • совершенствование работы государственного аппарата; • формирование эффективного механизма управления государственной службой в стране; • повышение эффективности профессиональной деятельности государственных служащих; • в формировании условий обеспечения государственных служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной службы. 2.2 Основные задачи государственной службы Выясняя задачи государственной службы, необходимо учитывать, что государственные служащие активно уча­ствуют в разработке проектов законов, программ, выражаю­щих внутреннюю и внешнюю политику страны, предложе­ний об изменениях в структуре государственных органов, текущих решений органов государственной власти, в предо­ставлении государственных услуг. Поэтому среди основных задач государственной службы можно выделить следую­щие: • обеспечение конституционного строя; • выработка стратегии экономического, социального политического развития страны; • подбор кадров, способных реализовать стратегию развития страны; • создание организационных структур государственной власти; • принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны; • защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности; • создание необходимых условий для реализации функ­ций государственных органов. По мнению, В. Д. Граждана, в системе государственного управления государственная служба предназначена для выполнения двуединой задачи. Во-первых, это оказание административной (аппаратной) поддержки политическому руководству страны; во-вторых, изучение проблем управле­ния и интересов всех слоев населения, в чем так нуждаются государственные органы.1 Таким образом, каждый вид государственной службы выполняет свои установленные в нормативных правовых актах задачи. 2.3. Функции государственной службы Понятие «функции государственной службы» и их виды в нормативных правовых актах пока не определены, что отражает один из пробелов правового регулирования дан­ного института. В научной и учебной литературе вопрос о функциях государственной службы носит преимуще­ственно постановочный характер. Одни авторы под функ­циями государственной службы понимают самостоятельные и относительно обособленные виды государственно-служеб­ных действий. Другие — рассматривают функции государ­ственной службы как организацию практической реализа­ции правовых норм. Предлагается еще один вариант искомого понятия: функции государственной службы - основные направления воздействия государственных служащих на общественные отношения для достижения целей и задач государства.2 Можно также утверждать, что функции государственной службы в целом совпадают с функциями органов государственной власти и государственного управления. Последнее утверждение основано на том, что государственная служба согласно законодательству Российской Федерации призвана обеспечивать полномочия органов государственной власти. Выполняемые государственными служащими функции подразделяются на социально-политические (общие) и специально-юридические. К общим функциям государственной службы можно отнести: • управление общественными делами (в этой связи государственную службу можно рассматривать как организаци­онный институт); • целеполагание — функция, предназначение которой состоит в том, чтобы определить параметры оптимального функционирования государства и общества в целом, модель его будущего развития, алгоритм государственного управле­ния; • прогнозирование и моделирование развития общества и государственных органов (в основе данной функции лежит анализ тенденций общественного развития, она связана с предвидением изменений в обществе и органах государ­ственной власти, обусловленных какими-либо событиями или целенаправленными действиями); • планирование — это принятые заранее решения о том, что делать, когда делать и кто будет делать в государствен­ных органах (в ходе планирования производится опреде­ление направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процес­сов в обществе и государственных органах); • организацию — создание и упорядочивание струк­туры государственной службы и государственных органов, их штатов, процессов государственного управления в целях устойчивого и динамичного развития общества и государ­ственных органов (предназначение государственной службы состоит в организации жизни граждан и, как известно, государственные служащие прямо или косвенно обеспечивают процесс социальной организации человека); • контроль — установление соответствия или несоот­ветствия показателей развития общества и государственной службы внутренним или внешним стандартам и уровню, задаваемому планами и программами; • учет — фиксирование в количественных показателях процессов, протекающих в обществе и на государственной службе; • координация — согласование деятельности различ­ных государственных органов для достижения общих целей и задач государства; • информационное обеспечение деятельности государ­ственных органов и жизни общества, т.е. сбор, получение обработка, анализ информации, необходимой для осущест­вления государственной деятельности. В последние годы государственная служба все чаще рас­сматривается как производитель государственных социаль­ных услуг. Речь идет об образовании, здравоохранении, без­опасности и т.д. Поэтому можно говорить о такой функции государственной службы, как производство государственных услуг. Государственная служба выполняет воспитательную функцию. Она играет важную роль в формировании в обще­ственном сознании уважительного отношения к человече­ской личности, институтам государства и права. Для динамичного развития общества большое значе­ние имеет регулятивная функция государственной службы. Государственные служащие играют активную роль в регу­лировании отношений между социальными группами в эко­номической, политической, социальной и идеологической сферах жизни общества. В этих целях устанавливаются пра­вила, нормативы, задается направленность действий граждан и государственных служащих. Это проявляется при разра­ботке различных программ, законопроектов, принятии поли­тических решений. К специально-юридическим функциям государственной службы относятся: • правотворческая (государственные служащие прини­мают активное участие в разработке проектов нормативных правовых актов, их экспертизе, аналитической и справочной работе правотворческого процесса); • правоприменительная (государственные служащие претворяют в жизнь нормы конституций, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ). • правоохранительная (государственные служащие защищают установленные нормы права от нарушений субъ­ектами правоотношений, в этих целях используются органы контроля и надзора, методы принуждения). Конкретные функции структур государственной службы и государственных служащих устанавливаются положениями о структурных подразделениях аппарата органов государственной власти и должностными инструкциями. Функции государственной службы осуществляются с помощью правовых, экономических, организационно-рас­порядительных, социально-психологических методов. 3. Принципы государственной службы 3.1. Сущность понятия «принципы государственной службы» Под принципами государственной службы понимаются основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующие в системе государственной власти и, в частности, в системе государственной службы. Принципы государственной службы отражают ее сущность, основные черты. Именно принципы устанавливают важные закономерности в системе организации и функционирования государственной службы, т.е. они отражают связи, возникающие в системе государственно-служебных отношений. Для принципов государственной службы характерна общеобязательность, они распространяются на все виды государственной службы и относятся ко всем лицам и организациям, участвующим в государственно-служебных отношениях. Принципы государственной службы регулируют следу­ющий круг правоотношений: • между государственным слу­жащим и государством, • между государственным служащим и гражданами, • между лицами, органами и организациями государственной службы разных уровней и видов. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы закреплены в Консти­туции РФ и ст. 3 Федерального закона № 58-ФЗ. Таким образом, принципы государственной службы подразделя­ются на конституционные принципы, закрепленные непо­средственно в Конституции РФ, и организационно-функци­ональные принципы, сформулированные в законодательстве Российской Федерации о государственной службе. 3.2. Конституционные принципы государственной службы К конституционным принципам государственной службы относятся: • принцип федерализма; • принцип законности; • принцип приоритета прав и свобод человека и гражда­нина; • принцип равного доступа к государственной службе. Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Принцип федерализма означает, что государственная служба представляем собой систему должностей, учреждаемых в единой системе государственных органов. Федерализм применительно к государственной службе имеет несколько аспектов: нормативный, организационный функциональный, финансовый. Нормативный аспект — конституционное и законодатель­ное разграничение компетенции в области государственной службы между Российской Федерацией и субъектами РФ. Организационный — соблюдение принципа федерализма при построении государственной службы, разделение госу­дарственной службы на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ. Функциональный — самостоятельность каждого уровня федеративной системы при решении кадровых вопросов и других вопросов функционирования государственной службы. Финансовый аспект — соблюдение принципа федера­лизма при ресурсном обеспечении государственной службы за счет бюджета соответствующего уровня (федерального или регионального). Принцип законности означает необходимость соответ­ствия Конституции РФ и федеральному закону подзакон­ных нормативных актов и индивидуальных правовых актов в сфере государственной службы. Все коллизии и противо­речия разрешаются в пользу Конституции РФ и федераль­ного закона. Принцип приоритета прав и свобод человека и граж­данина предусматривает их непосредственное действие, обя­зательность их признания, соблюдения и защиты. При функ­ционировании института государственной службы права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содер­жание и применение законов. Недопустима дискриминация граждан со стороны государственных служащих и самих госу­дарственных служащих по признакам пола, социальной, расо­вой, национальной, языковой, религиозной принадлежности. Принцип равного доступа граждан к государственной службе предполагает, что каждый гражданин Российской Федерации должен без какой бы то ни было дискриминации и без неоправданных ограничений допускаться на общих условиях равенства к государственной службе. Равный доступ граждан к государственной службе осуществляется в соответствии с установленными применительно к должностям государственной службы квалификационными требованиями. 3.3. Организационно-функциональные принципы государственной службы Организационно-функциональные принципы государственной службы включают следующие принципы: • единства правовых и организационных основ государ­ственной службы; • взаимосвязи государственной службы и муниципаль­ной службы; • открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю; • профессионализма и компетентности государственных служащих; • защиты государственных служащих от неправомер­ного вмешательства в их профессиональную служебную дея­тельность. Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государствен­ной службы. Принцип взаимосвязи государственной службы и муни­ципальной службы предусматривает, что взаимосвязь этих двух видов публичной службы обеспечивается: • посредством единства основных квалификационных требований к долж­ностям гражданской службы и должностям муниципальной службы; • единства ограничений и обязательств при прохож­дении гражданской службы и муниципальной службы; • един­ства требований к профессиональной подготовке, переподго­товке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих; • учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципаль­ной службы; • соответствия основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муници­пальных служащих; • основных условий государствен­ного пенсионного обеспечения граждан, проходивших граж­данскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца. Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю означает объек­тивное информирование общества о деятельности государ­ственных служащих. По своей сути принцип открытости государственной службы предполагает обеспечение участия граждан в государственном управлении через создание возможностей для получения открытой (несекретной) информации о деятельности государственных органов и госу­дарственных служащих. Он предусматривает осуществление общественного контроля за организацией и функционированием государ­ственной службы. Данный принцип немыслим без гарантий защиты граждан, критикующих деятельность государствен­ных служащих, и обеспечения средствам массовой инфор­мации возможностей для освещения вопросов организации и функционирования государственной службы. Принцип профессионализма и компетентности госу­дарственных служащих предполагает: • профессионализм государственных служащих, т.е. исполнение ими своей должности в качестве основного заня­тия; • компетентность, т.е. знание порученной службы, опыт работы; • квалифицированность, т.е. соответствие государствен­ного служащего замещаемой им должности по уровню обра­зования, стажу, знаниям и навыкам работы; • ответственность за подготавливаемые и принимаемые решения и надлежащее исполнение служебных обязанностей. Принцип защиты государственных служащих от непра­вомерного вмешательства в их профессиональную служеб­ную деятельность свидетельствует о том, что государствен­ные служащие находятся под защитой государства. Защита государственных служащих гарантируется от неправомер­ного вмешательства как со стороны государственных органов и должностных лиц, так и со стороны физических и юриди­ческих лиц. В развитие этого принципа законодательство предусматривает право обжалования неправомерных дей­ствий, механизм разрешения индивидуальных служебных споров, право государственных служащих на создание проф­союзов, а также внепартийность государственной службы и отделение религиозных объединений от государства. В научных источниках называются и другие принципы: служения государству и обществу, субординации и едино­началия, стабильности и обновления кадров государствен­ной службы, эффективности государственной службы и др. Однако, не будучи зафиксированными в тексте законов, они не имеют статуса принципов правового регулирования отно­шений государственной службы, а являются элементами научного правосознания либо принципами морали. 4. Особенности государственной службы как профессиональной деятельности Среди принципов, на которых основывается государственная служба и который приобрел особую актуальность принцип профессионализма. Требование относи­тельно последнего отражает сущность государственной службы как профессиональной деятельности по обеспече­нию исполнения полномочий государственных органов. Профессиональная деятельность — деятельность, осуществля­емая на основе специальных знаний и навыков, требующая опреде­ленной подготовки и образования.3 Профессиональная публичная служебная деятельность связана с выполнением, как правило, в качестве основного вида деятельности специальных должностных полномочий за вознаграждение, выплачиваемое за счет средств соответ­ствующего бюджета. Особенность государственной службы как професси­ональной деятельности состоит в том, что она призвана гарантировать стабильность в государстве, согласовывать интересы людей и государства, выступать гарантом под­держания порядка, выполняя в той или иной мере властные функции.4 Государственная служба носит публичный харак­тер, она соединяет государство и человека, являясь вырази­телем интересов определенных групп людей, с одной сто­роны, и государственных структур — с другой. Однако анализ нормативных документов, статистических данных, результатов опроса государственных служащих и эмпирических наблюдений раскрывает неоднозначность и противоречивость государственной службы как професси­ональной деятельности. Отчетливо просматривается двойственность положе­ния, которое гражданские служащие занимают в социаль­ной структуре общества: с одной стороны, они выполняют посреднические функции между государством и обществом, обслуживают интересы как первого, так и второго, с дру­гой — в руках государственных служащих находятся реаль­ные властные полномочия, влияющие на качество жизни общества в целом и каждого отдельного его члена. Служащий государственного органа выступает как бы в двух ипостасях: - он является своего рода посредником между государством и обществом, точнее — между теми, кто возглавляет государство (определяет его политику в различ­ных сферах жизнедеятельности членов общества), и непо­средственными исполнителями, - а также связующим звеном управленческой цепочки внутри самой системы. При этом система государственной службы все еще несвободна от про­тиворечий между устаревшими средствами управленческой деятельности и объективными требованиями современного этапа развития российского общества. Декларируя свою приверженность общедемократическим ценностям и провоз­глашая их в качестве базовых ориентиров развития обще­ства, она нередко проявляет информационную закрытость, «непрозрачность», бюрократизм при решении многих вопро­сов, что противоречит интересам населения и отражается на имидже государственной службы и государственного слу­жащего. Наряду с высокой оценкой престижности данного вида профессиональной деятельности у населения формиру­ется негативный образ чиновника.5 Объективный, внешний по отношению к личностным особенностям характер указанного противоречия подтверж­дает и М. М. Долгиев, указывая на то, что наряду с задачами обеспечения правовой и социальной защищенности населе­ния перед государственными служащими отчетливо стоит задача экономии материальных ресурсов, что препятствует реализации отдельных решений и действий.6 Обязательная нормативная регламентация труда государ­ственных гражданских служащих, с одной стороны, и необ­ходимость присутствия в нем творческого начала — с дру­гой, порождает одно из противоречий, возникающих между содержанием и формой труда рассматриваемой категории служащих. Противоречие это заключается в постоянном конфликте между необходимостью и потребностью прини­мать самостоятельные, иногда рискованные решения в обла­сти государственного управления и обязанностью соблюдать формально установленные нормы должностного регламента и служебного контракта. Диспропорция возрастного и полового состава государ­ственных служащих, частые реорганизации и неоправдан­ные их увольнения, служебный рост государственных слу­жащих в большей степени зависят от личных оценок их деятельности руководителями, а преобладание управленцев с непрофильным образованием, несбалансированный про­фессиональный состав государственных служащих являются следствием оттока специалистов в коммерческие структуры. Профессиональная деятельность государственного слу­жащего является уникальной и достаточно неоднознач­ной в плане самореализации личности. С одной стороны, выполнение профессиональных обязанностей должно быть основано на высоких нравственных принципах, зрелой личностной позиции, требующей инициативности и высо­кого уровня компетенции государственного служащего. С другой — особый социальный статус, привилегированное положение и жесткое нормативное должностное регули­рование — достаточно мощные внешние приоритеты, зача­стую способные повлиять на выбор места работы («пре­стижно», «обеспеченно», «перспективно») и, соответственно, на эффективность профессиональной деятельности государ­ственных служащих. С этой точки зрения, профессиональная деятельность государственных служащих обладает противо­речивыми свойствами. Они заключаются между «хочу» и «надо», «могу» и «стремлюсь» и их противоположностями. Таким образом, каждая деятельность содержит потенци­альные противоречия, создающие трудности и препятствия на пути профессионального становления субъекта. Рас­смотрение государственной службы как профессиональной деятельности позволяет также выявить основной круг труд­ностей, с которыми сталкивается поступающий на службу гражданин. Решение указанных проблем возможно при над­лежащей подготовке государственного служащего, развитии у него соответствующих профессиональной деятельности качеств, специальных профессиональных умений, а также через усовершенствование процедур профессионального отбора, подбора кадров для государственной службы, атте­стации и психологического сопровождения государственных служащих на основе данных о специфике конструктивного и деструктивного профессионального и личностного разви­тия.
«Государственная служба как социальный институт и профессиональная деятельность» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 251 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot