Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция по теме "Теория познания"
Вернуться в раздел Тема 4. Теория ...
Гносеология - учение о познании
Основные вопросы
1. Субъект познания - всегда человек, носитель сознания, способный и осуществляющий познание. Объект познания - то, на что направлена познавательная активность субъекта.
3. Проблема истины. Классическая концепция истины - соответствие знания об объекте самому объекту, тождество явления об объекте в сознании субъекта сущности объекта. Явление об объекте - это то, каким объект представляется нашему сознанию. Сущность объекта - сам объект, сам по себе, такой, какой он есть вне сознания субъекта.
4. Методы познания. Согласно Фрэнсису Бэкону, метод - кратчайший путь к истине. Существует 2 большие группы методов познания - рациональные и чувственное (эмпирическое).
Рационализм - учение, утверждающее источником знания и критерием его истинности РАЗУМ. Основатель философского рационализма Р. Декарт за образец методологии взял математику – символ ясности и дедуктивной строгости. Он предполагал и философию сделать «универсальной математикой», в которой все знания о мире и человеке приобрели бы характер системы, где все элементы логически связаны друг с другом наподобие евклидовой геометрии. По мнению философа, рационализм возможен благодаря детерминизму, нашедшему своё выражение в законах Ньютона – всеобщей причинной обусловленности природных явлений. В дальнейшем этот принцип станет наиважнейшим для всей классической науки, обусловивший её неприятие неопределённости. Инерция данного положения заставляла М. Планка и А. Эйнштейна интерпретировать даже квантовые идеи в духе классического рационализма. Детерминизм получит своё развитие в гносеологическом и моральном учении Бенедикта (Баруха) Спинозы (1632-1677) – последователе рационализма, пантеисте, считавшем, что всё сущее подчинено природной необходимости, призывавшем людей возвыситься над своим эмпирическим «Я», бедами и проблемами, и взглянуть на них со стороны, с позиции целостности и рациональности всей Вселенной. Истинный метод познания, согласно рационализму - дедукция - умозаключение от общего к частному. Пример дедукции: все кошки умеют мяукать, следовательно моя кошка Маруся умеет мяукать. Из общего положения, всеобщего знания выводится частное утверждение о частном объекте. Для рационализма характерен синтез - соединение частей в целое. Рациональное познание - познание посредством разума, логическое, теоретическое познание.
Эмпиризм - учение, утверждающее источником знания и критерием его истинности - является опыт, в частности научно поставленный опыт - эксперимент. Истинный метод познания согласно эмпиризму - индукция - умозаключение от частного к общему. Пример индукции - моя кошка Маруся умеет мяукать, кошка моего соседа умеет мяукать, кошка моей бабушки умеет мяукать, следовательно все кошки умеют мяукать. Для эмпиризма характерен анализ - разделения целого на части. Для эмпиризма характерно чувственное познание - познание посредством органов чувств (зрение, слух, тактильное восприятие, вкусовое и обонятельное восприятие), познание в результате которого появляются ощущения.
Разновидность эмпиризма – сенсуализм, основоположником которого стал Джон Локк (1632-1704). Его точка зрения заключается в том, что всё наше знание о мире является следствием опыта. Внешний мир – наш учитель, он обеспечивает фактами, которые мы пытаемся понять. Используя идеи Галилея об объективных (измеряемых: форма, вес, размер) и субъективных качествах вещей (вкус, цвет, запах), аналогично ему Локк наделяет предметы первичными и вторичными свойствами, с которыми человек соприкасается с помощью чувств – главного источника познания в сенсуализме. «Нет ничего в разуме, чего бы ранее не было в чувствах» – заявлял Локк, рационалист Г. Лейбниц внёс существенную поправку – «кроме самого разума».
Готфрид Лейбниц (1646-1716) знаменит тем, что он, независимо от Ньютона, открыл исчисление бесконечно малых. Кроме того, он оставил важный след и в философии, в частности, сформулировал три логических принципа: непротиворечивости, достаточного основания и тождества; развил учение о монадах – неделимых кирпичиках мироздания, тем самым противопоставив механицизму органицизм. В рамках органицизма все живые существа связаны с неживой природой. Этот тезис – основа современного экологического мышления. Будучи критиком Локка, он настаивал на различении двух типов истин: необходимой (возможной везде, например, 3+2 = 5) и случайной (связанной с конкретным фактом, например, «Веллигтон победил Наполеона в битве при Ватерлоо»). Лейбниц утверждал, что на основании опыта можно показать, что нечто истинно, но на этом основании нельзя показать, что нечто необходимо истинно.
5. Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм - вера в познаваемость мира. Агностицизм - утверждение что мир непознаваем.
Последнее изменение: 25 октября 2020, 20:34
← Самостоятельная работа написание эссе по теме "Философская онтология"
Начало формы
Перейти на... Перейти на... Объявления Термины раздела Лекция "Предмет, разделы и функции философии" Самостоятельная работа "Составление сравнительной таблицы" Практическое задание по теме "Предмет, разделы и функции философии" Лекция "Философия Древнего Востока" Лекция "Философия Античности" Лекция "Философия эпохи Возрождения" Лекция "Философия Средневековья" Лекция "Немецкая классическая философия" Лекция "Западная философия 19 века" Западная философия 19 века Немецкая классическая философия Самостоятельная работа "Составление сравнительной таблицы «Основные направления Античной философии» Самостоятельная работа на тему "Философия эпохи Нового Времени" Самостоятельная работа "Гносеология эпохи нового Времени" Практическое занятие "Круглый стол "гносеология Нового Времени" Лекция "Философская онтология" Практическое занятие "Круглый стол "Идеализм и материализм как моя мировоззренческая позиция" Самостоятельная работа написание эссе по теме "Философская онтология" Самостоятельная работа "написание аннотации к научной статье" Практическое задание по теме "Теория познания" Практическое задание: подготовка к круглому столу "«Институты культуры могут поддерживаться лишь известной мерой насилия. Люди, во-первых, не имеют спонтанной любви к труду, и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей» (З. Фрейд)" Самостоятельная работа: написание эссе Самостоятельная работа "Составление сравнительной таблицы" Практическое задание: подготовка к круглому столу на тему "Критерии общественного прогресса" Самостоятельная работа: написание эссе Самостоятельная работа: написание эссе Самостоятельная работа: написание эссе Практическое задание: подготовка к круглому столу "Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)» Самостоятельная работа: написание эссе Самостоятельная работа: написание эссе Самостоятельная работа: аннотация к научной статье Практическое задание: написание эссе по тексту
Конец формы
Самостоятельная работа "написание аннотации к научной статье" →
Вернуться в раздел Тема 4. Теория ...