Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Глобализация и философские особенности глобальных проблем

  • 👀 621 просмотр
  • 📌 556 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Глобализация и философские особенности глобальных проблем
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Глобализация и философские особенности глобальных проблем» doc
Тема 9. Глобализация и философские особенности глобальных проблем Основные вопросы: 1. Предвидение общественного развития – необходимое условие рациональной деятельности человека. 2. Особенности общественного развития современности. 3. Глобальные проблемы современности, пути их решения. 4. Единство судьбы человека и человечества. Цель учебного занятия: сформировать целостное представление о глобальных проблемах современности и перспективах развития человечества; рассказать о классификации глобальных проблем, причинах порождающих их; рассказать о роли и значении предвидения для рациональной деятельности человека и ее оптимизации. Ключевые понятия: предвидение, глобальные проблемы, глобализация, классификация глобальных проблем, интерсоциальные, общество и природа, человек и общество, прогнозирование, предсказание, экстраполяция, безопасность, планетарное сознание Огромное значение в научном познании и управлении обществом имеет предвидение результатов, последствий, происходящих в нём процессов. Что такое прогнозирование? Прогнозирование, предвидение неизвестных науке сегодня возможных общественных, политических событий и явлений, их будущего, законов их развития и их последствий основывается на конкретных научных доводах, теоретических выводах и сведениях. Человек не может жить только историей, он стремится предвидеть будущее на основе усвоения всех научных знаний, творческого и критического подхода к ним, стремиться неустанно продвигаться вперёд. Не зная истории, нельзя познать будущее. Уверенный взгляд в будущее, стремление познать неизвестное, движение вперёд – одна из важнейших задач человека. Своё будущее человек познаёт, основываясь на изучении науки и практики, глубоких научных выводах а не на предположениях и догадках. Наука и практика – надёжное средство предвидения будущего. С помощью науки человек обоснованно познаёт мир, целесообразно использует его блага. Прежде чем использовать какое-либо явление, необходимо его познать, всесторонне изучить. Предвидение явлений общественной жизни взаимосвязано с теорией планирования, проектирования, программирования, управления. Требуется сотрудничество всех сфер науки, ибо одна наука, специальность не способны предвидеть сложные процессы. Наиболее приемлемым способом прогнозирования будущего, исторических процессов является экспертная оценка. Она производится, основываясь на глубоких и точных представлениях об историческом процессе, результатах научных исследований. Существуют способы предвидения законов развития общества: экстраполяция (адаптирование, происходящее в определённых условиях процессов современности и будущего), историческая аналогия (заключения на основе явлений прошлого), компьютерная проектировка общественных явлений, экспертная оценка (оценки, основанные на историческом научном опыте) и др. Все они вместе позволяют прогнозировать будущее общества. Предвидение и осмысление явлений общественной жизни основывается на прочном знании законов общественного развития, а не на желаниях людей. Практика показывает, лишь чётко осознав решающее направление реальных событий можно проводить правильную, научно обоснованную политику. Понять происходящее, его объективную логику, делать заключения, несмотря на определённые трудности, необходимо. Реальная действительность, явления и процессы в стране и в мировом масштабе, развитие науки и техники, достижения науки и техники, мышление людей дают богатый материал для выводов о будущем человечества. Мировое развитие сегодня вступило в новую эру. Отличительными, характерными признаками этой эпохи являются: развитие взаимосвязей и сотрудничества между государствами и народами, иными словами широкая интеграция (лат. – вхождение, дополнение, взаимное сближение). Интеграция – глобальный процесс, способствующий объединению всех сил и средств на пути развития, светлого будущего каждого народа и государства. Противоборство, вражда между Европой и Азией, Западом и Востоком, длившееся десятилетиями осталось в прошлом веке. Сегодня многие государства мира независимо от уровня своего общественно-экономического, политического, культурного развития, даже различия в идеологических взглядах, отказываются от взаимной вражды, встают на путь сотрудничества. Руководители ряда крупных держав, различные партии, общественные организации, предприятия, концерны, религиозные деятели, специалисты различного уровня находят общий язык, стремясь решать важные, актуальные проблемы мирным путём, решать их сообща за круглым столом, через диалог. Подписывается ряд соглашений двусторонних, многосторонних, направленных на сближение и сотрудничество. «Общее развитие в мировых масштабах, изменения в мировоззрении людей, развитие коммуникаций, международных отношений и их влияние на жизнь человечества усиливают стремления к взаимному объединению государств и народов. В тоже время очевидны тенденции к сохранению национальных особенностей и традиций, политического и нравственного наследия»1. Нельзя решать глобальные, региональные и национальные проблемы человечества как прежде, путём разногласий. Поэтому нужно объединить здравые силы и современный этап развития доказывает это. Вместе с тем усиливается разница и противостояние между индустриально развитыми и развивающимися странами – имущественное неравенство. Это очевидно в распределении мировых ресурсов, хотя природные ресурсы являются основным богатством развивающихся стран, промышленно развитые страны пытаются прибрать их в свои руки. Существует огромная разница в сфере научно-технических знаний, а также передовых технологий. Одним из основных признаков исторических процессов современности является вступление государств, недавно получивших суверенитет, в полноправные члены самых сильных, крупных международных банков, авторитетных международных организаций, объединение своих сил и экономических возможностей в общих целях. Это видно и на примере Центральноазиатских республик, в том числе и Республики Узбекистан. В сравнительно короткий срок республика вступила в различные влиятельные, международные организации, в частности в ООН, Движение неприсоединения, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, СНГ, ЕвразЭС и т.д. Ещё одной особенностью современности является внедрение современных технологий, основанных на самых последних достижениях науки и техники в промышленность, сельское хозяйство, что способствует интенсивному развитию общества. Глобальные проблемы современности отличаются от национальных, касающихся непосредственно конкретного общественно-политического строя, своим богатым содержанием, масштабностью, неограниченностью, глобальными рынками и рядом других особенностей. Они относятся к жизни всего человечества, очень важны не только для современности, но и для будущего. Современные глобальные проблемы – самые важные и основные проблемы, связанные с развитием цивилизации. Это сохранение мира и стабильности на земле, обуздание гонки вооружений, охрана окружающей среды, борьба с бедностью, предотвращение опасных заболеваний, поднятие экономического уровня развивающихся стран, обеспечение промышленности сырьём, энергией, продовольствием, мирное освоение космоса и мирового океана. Названные глобальные проблемы современности по содержанию и особенностям можно отнести к трём группам: 1) предотвращение термоядерной войны, сохранение мира, устранение недостатков в развивающихся странах, установление нового экономического порядка; 2) защита окружающей среды, обеспечение энергией, сырьём и продовольствием, освоение космоса и океана; 3) предотвращение отрицательных последствий НТП, повышение уровня здравоохранения, борьба с неграмотностью. Глобальные проблемы современности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Решение одной из них способствует решению других. И решать их надо руководителям всех государств за круглым столом. Основная проблема современности, связанная с развитием человеческой цивилизации – сохранение мира, предотвращение ядерной войны. Вступив в век военной атомной энергетики, необходимо помнить, что применение ядерного оружия означает гибель всей цивилизации. Будущее человека, несомненно, зависит и от рационального использования достижений науки и техники. Как известно, среди множества проблем глобального и социального характера коррупция относится к числу наиболее острых. Эта проблема, в значительной степени препятствующих реализации социально-экономической и политической стратегии развития страны и мешающих ее эффективному развитию. Следует отметить, что коррупция как особое социальное явление существует в любом обществе, которое нуждается в управлении, и искоренить ее полностью невозможно. Однако, уровень коррупции в разных странах и в разные эпохи различен. В тех государствах, где степень распространенности различных форм злоупотреблений своими полномочиями среди должностных лиц невелика, коррупция не подрывает основы государственности, не мешает нормальному функционированию и развитию общества и, следовательно, не представляет серьезной опасности. Однако, в тех государствах, где коррупция распространяется на все сферы жизнедеятельности, превращается в норму и традицию, она снижает общую эффективность государственного управления и становится острой социальной проблемой. В современном мире коррупция представляет собой серьезную проблему практически для всех государств. Именно поэтому ведётся серьезная работа и над созданием нормативно-правовой базы организации борьбы с этим общественно-опасным социальным явлением во всём мире. Так, например, в преамбуле Конвенции ООН против коррупции отмечается «серьезность порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость и наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку», а также то, что «коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран»1. В настоящее время проблема коррупции, подавление различных проявлений и противодействие её распространению, выработка и практическая реализация эффективной антикоррупционной политики являются предельно острыми и жизненно важными. На сегодняшний день, коррупция является одной из угроз, наносящих серьезный урон развитию государства и общества, подрывающих веру людей в справедливость, завтрашний день. Несмотря на принимаемые в стране конкретные меры по предупреждению и решительной борьбе с коррупцией, не достигнуто полное искоренение этого зла, не устранены негативные его проявления. Узбекистан поставил перед собой амбициозную цель к 2030 году стать страной с высоким средним уровнем дохода, уделяя особое внимание созданию достойного труда и улучшению благосостояния наиболее уязвимых групп населения. В этой связи, в 2016-2017 годах Президент инициировал полномасштабную реформу в системе управления в Узбекистане. Одним из ключевых элементов совершенствования управления и эффективной реформы государственного управления является создание эффективной системы по противодействию коррупции, в которую входят компетентные, сильные и независимые государственные органы, комплексные программы и инициативы по противодействию коррупции, активные организации гражданского общества и граждане, а также культура нетерпимости к коррупции в обществе. В соответствии со Стратегией действий Узбекистана на 2017-2021 гг. и обязательствами страны в рамках глобальных Целей устойчивого развития, антикоррупционная деятельность будет способствовать эффективному осуществлению закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» (3 января 2018 г.), а также выполнению национальных обязательств в рамках Конвенции ООН против коррупции и Стамбульского плана действий по противодействию коррупции в государственном секторе. В Законе Республики Узбекистан «О противодействии коррупции». коррупция определяется как — незаконное использование лицом своего должностного или служебного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды в личных интересах или в интересах иных лиц, а равно незаконное предоставление такой выгоды; коррупционное правонарушение как — деяние, обладающее признаками коррупции, за совершение которого законодательством предусмотрена ответственность; конфликт интересов как — ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение лицом должностных или служебных обязанностей и при которой возникает либо может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства. В своем выступлении на торжественном собрании по случаю 26-й годовщины празднования Дня Конституции Республики Узбекистан Президент Шавкат Мирзиёев, сообщил о том, что более 1,1 тысячи узбекиских чиновников в 2018 году были привлечены к ответственности за коррупцию. Были приняты конкретные меры по предупреждению и решительной борьбе с коррупцией, наносящей серьезный вред развитию государства и общества, подрывающей веру людей в справедливость. Об этом свидетельствует привлечение к уголовной ответственности 1177 должностных лиц, совершивших подобные преступления». По мнению Президента, несмотря на то что ежедневно местные СМИ стали рассказывать о фактах коррупции в банках, органах государственной власти, прокуратуре, коррупцию, невозможно победить без консолидации сил всего общества. Президент страны предложил создать на основе передовой практики и конституционных требований в палатах Олий Мажлиса комитеты по противодействию коррупции. Было отмечено, что данные комитеты как органы представительной власти должны внести достойный вклад в дальнейшее усиление борьбы с коррупцией в государственных ведомствах всех уровней. Как подчеркивает Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев, «серьезная борьба с этим злом должна вестись не только правоохранительными органами, но и силами общественности в каждом коллективе. В каждом государственном учреждении должна быть собственная, внутренняя программа по противодействию коррупции, контроль за исполнением которой будет осуществлять общественность»1. Исходя из данного поручения главы нашего государства, было принято решение о создании при Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан Комитета по судебно-правовым вопросам и противодействию коррупции. На данный комитет возложен ряд задач по осуществлению парламентского контроля над ходом формирования и реализации в государственных органах и учреждениях внутриведомственных антикоррупционных программ, подготовке предложений в деле совершенствования законодательства по противодействию коррупции, а также анализу действующих актов законодательства на предмет выявления в них положений и норм, создающих условия для коррупции. В числе приоритетных задач – системное изучение правоприменительной деятельности государственных органов и организаций в сфере противодействия коррупции, проведение слушаний должностных лиц на заседаниях комитета касательно деятельности в сфере борьбы с коррупцией, рассмотрение обращений физических и юридических лиц, других сведений о коррупции, регулярное информирование членов парламента об осуществленной работе. Для обеспечения прав и интересов человека, развития экономики, реализации реформ во всех сферах требуется, в первую очередь, полное искоренение коррупции, являющейся врагом прогресса и развития. В этом смысле, внимание к вопросу противодействия коррупции не только со стороны правоохранительных органов, но и парламента, имеет важное значение, в непримиримой борьбе против этого зла, установлении действенного парламентского и общественного контроля. 27 мая 2019 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал Указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан». Документ направлен на повышение эффективности системы противодействия коррупции, создание максимально благоприятного делового климата и продвижение позитивного имиджа страны на международной арене. Настоящим Указом определены приоритетные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции на среднесрочную перспективу: • укрепление независимости судебной власти, исключение условий для неправомерного воздействия на судей в любой форме; • формирование системы государственной службы, основанной на прозрачном порядке конкурсного отбора, назначения и продвижения госслужащих, установлении для них конкретного перечня ограничений, запретов, мер стимулирования и других механизмов предупреждения коррупции; • поэтапное введение системы декларирования доходов госслужащих и обеспечение достаточного уровня их заработной платы, а также совершенствование организационно-правовых основ разрешения конфликта интересов при прохождении госслужбы; • внедрение эффективных организационно-правовых механизмов защиты лиц, сообщающих информацию о коррупционных правонарушениях; • повышение правосознания и правовой культуры населения, усиление в обществе нетерпимого отношения к коррупции; • повышение подотчетности и прозрачности деятельности государственных органов и организаций; • обеспечение подлинной свободы деятельности институтов гражданского общества, средств массовой информации и их привлечение к участию в подготовке, проведении и мониторинге исполнения и др. Несомненно, каждая из вышеназванных общечеловеческих, всемирных проблем многогранна, масштабна и важна для будущего цивилизации. Поэтому нет важнее задачи для человечества, чем разрешение данных проблем. Без этого не будет ни мира, ни развития, ни истории. Поэтому мы повторяем ещё раз, что глобальные проблемы современности своевременно и дружно должны решаться руководителями всех государств мира за круглым столом. Счастье – будущее каждого человека, неразрывно связано с судьбой человечества. Человек – единство биологического и социального. Общество не способно повысить значение биологических факторов в совершенствовании человека, но способно повысить роль решающих в совершенствовании людей факторов – социальных, общественных. В этой связи приобретает особую значимость решение глобальных проблем современности в укреплении торгово-экономических, культурных связей между странами. Современное развитие исторического процесса характеризуется, с одной стороны, сохранением отдельных противоречий между государствами, с другой, усилением взаимозависимости государств мирового сообщества, интернационализацией общественной жизни и образа жизни различных народов. В борьбе этих противоположностей с трудом строится противоречивый, но во многом единый мир. В то же время актуальной проблемой остаётся создание условий для достойной жизни всех народов, обеспечение безопасности для жизни на планете, бережное отношение к её богатствам, прежде всего, к самому ценному богатству – человеку. Единство судьбы человека и человечество глубоко осознанно нашим народом. Именно поэтому он всегда стремится к добрососедству, к взаимному уважению всех народов и народов всего мира. Издревле узбеки жили бок о бок с казахами, киргизами, туркменами, таджиками, каракалпаками, вместе создавая материальные и духовные богатства древнего Туркестана, вместе борясь против колониального гнёта. Сотрудничество, умение трудиться и творить вместе, поддерживать друг друга в радости и в горе – общее качество для всех народов Центральной Азии. Об этом свидетельствуют не только общие границы, но и единство духа, общность в языке, культуре, религии, быте, производстве. Сохранение и укрепление исторически связанного, взаимовлияющего хозяйственного уклада, культуры и нравственности, совместное использование единых энергетических, транспортных, ирригационных сетей, газо- и водоснабжения – веление самого времени. Тоже самое можно сказать и о сельском хозяйстве, переработке сельхозпродуктов, минеральных и сырьевых ресурсах. По-новому, на качественно новом уровне развиваются дружеские отношения между народами региона в годы независимости. Многочисленные встречи и переговоры руководителей государств в Ташкенте, Астане, Бишкеке, Ашгабаде, обсуждение политических, экономических и культурных проблем и путей их решения уже дают свои положительные результаты. Соглашение о едином экономическом пространстве между Узбекистаном, Казахстаном и Киргизией, разработка механизма внедрения его в жизнь открывает новые возможности для решения проблем. В совместном заявлении Президентов Центрально-азиатских республик от 3 марта 1995 года говорится: «Учитывая важность момента, чувствуя ответственность за сегодняшнее состояние и будущее народов наших стран, мы равноправные партнёры, подтверждаем, что основными принципами во взаимоотношениях наших государств будут добрососедство и взаимное уважение». Актуальные проблемы современности требуют мобилизации сил и возможностей народов и стран всего мира. Центрально-азиатские республики являются сегодня членами СНГ, ООН, ЕБРР и других авторитетных международных организаций. Независимость дала народам Центральной Азии возможность построения государств, основанных на демократических принципах, объединения и вступления в мировое сообщество. Вопросы для самопроверки: 1. В чём суть предвидения развития общества? 2. Каковы особенности современного исторического процесса? 3. Каковы глобальные проблемы современности, пути их решения? 4. Что можете сказать о единстве судьбы человека и человечества? 5. Что такое глобализация? 6. Каковы причины возникновения глобальных проблем? 7. Как можно решить глобальные проблемы? 8. Какие сферы охватывает процесс глобализации? Задания для самостоятельных работ (рефераты, доклады, презентации) 1. Специфические особенности современного мирового развития. 2. Разные философские версии мечта человека во Вселенной. 3. Понятия «мир», «универсум», «реальность»: сходства и различия. 4. Мировая социально-экологическая ситуация конца ХХ начала XXI вв. 5. Пути и методы предвидения будущего человечества. 6. Возможные контуры обозримого будущего. 7. Человек и человечество, единство их судьбы. 8. Значение законов общественного развития в прогнозировании. 9. Глобальные проблемы современности и пути их решения. 10. Гипотезы формирования нашей части Вселенной. 11.Глобализация: проблемы и решения. Литература: 1. Каримов И.А. Своё будущее мы строим своими руками. – Ташкент: Ўзбекистон, 1999. Т.7. 2. Каримов И.А. Наша высшая цель – независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. – Ташкент: Ўзбекистон, 2000. Т.8. 3. Крапивенский С. Социальная философия. – Волгоград, 1995. 4. Момджанян К. Социум. Общество. История. – М., 1994. 5. Основы философии/ Под ред. М.А.Ахмедовой, В.С.Хана.– Ташкент, 2004. 6. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1991. 7. Алексеев П.В. Социальная философия.- М.: Проспект, 2003. 8. Философия. Курс лекций/ Авт.-сост. И.Саифназаров и др.– Ташкент, 2002. 9. Философия/ Под ред. О.А. Митрошенкова.- М.: Гардарики, 2002. 10. Туленова К.Ж., Иззетова Э. М., Агаронян Ю.А., Ли Е.В. Основы философской науки. – Ташкент: ТГПУ им. Низами, 2011. 11. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. – М.: Проспект, 1998. 12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.
«Глобализация и философские особенности глобальных проблем» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot